Звания ГИБДД

Специальные звания могут быть присвоены гражданам Российской Федерации, являющимся служащими структурных подразделений МВД. На их получение могут рассчитывать сотрудники ГИБДД рядового и начальствующего составов. Наименования спецзваний практически совпадают с названиями воинских званий. Отсутствуют только ефрейтор и маршал. Для руководящего состава сотрудников структуры МВД спецзвания назначаются пожизненно. При увольнении сотрудника к названию статуса добавляется приставка «в отставке». Человек может быть лишен звания в установленном правовыми актами порядке.

Какие спецзвания присваиваются сотрудникам?

Для субординации личного состава ведомства было введено понятие звания. Воинские актуальны для ФСБ и вооруженных сил. Для всех остальных структур применяются специальные. Название идентификатора подчеркивает, что оно не является воинским, а используется только в определенных ведомствах. Спецзвание сохраняется при переводе сотрудника из силовых ведомств на воинскую службу с учетом законодательных требований. Сотрудникам ГИБДД могут быть присвоены спецзвания соответствующего уровня состава:

  • Рядовой;
  • Младший начальствующий — от сержанта до прапорщика;
  • Средний начальствующий — лейтенанты и капитаны;
  • Старший начальствующий — от майора до полковника;
  • Высший начальствующий — генералы всех категорий.

Каждое присваивается при наличии соответствующей выслуге лет. Для получения статуса рядового необходимо проработать в должности не менее одного года. Все остальные присваиваются по заслугам, при наличии соответствующей выслуги и образования. В некоторых ситуациях сотрудникам приходится его получать без отрыва от службы. Младшим сержантом можно стать через год, сержантом — через 2 года, а старшим сержантом — через 3 года. Рассчитывать на звание прапорщика можно только при выслуге в пять лет. Спецзвание младшего лейтенанта может быть присвоено при выслуге в один год, лейтенанта — в 2 года, старшего лейтенанта — в 3 года, а капитана — тоже 3 года. Для старшего руководящего состава установлены лимиты в 4-5 лет. Параметр не регламентирован для высшего руководящего звена.

Законодательное регулирование

Перечень званий и регламент их присвоения рассмотрены в Федеральном законе № 342 от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел». В законе определено, что первые звания, имеющие специальный статус для лиц, которые занимают должности, отнесенные к категории среднего и старшего руководящего состава, присваиваются Министром внутренних дел РФ. Аналогичный порядок применяется и при назначении очередных званий полковника,

Если сотрудник совершил тяжкое преступление, то он автоматически лишается спецзвания. Такой порядок регламентирован УК РФ. Он применим при фиксации факта правонарушения уполномоченными сотрудниками, открытия по нему судебного делопроизводства, в ходе которого подтверждается вина ответчика и выносится решение об его осуждении.

Очередные звания присваиваются последовательно по истечению временного периода, регламентированного как необходимого для прохождения службы в предыдущем специальном звании. При перемещении по карьерной лестнице руководящим составом особое внимание уделяется образованию претендента на повышение. Законом определена возможность досрочного присвоения за определенные поступки, совершенные во благо государства, при условии, что на момент появления такого основания служащий прослужил в предыдущем звании больше половины положенного срока.

Атрибуты званий

Каждый вид спецзвания имеет свои атрибуты, выраженные в знаках отличия и погонах. У сотрудников рядового состава они не имеют никаких отличительных особенностей. При этом у курсантов учебных заведений опознавательным знаком на погонах является литера «К». Сержанты выделяются наличием прямоугольных лычек металлического или золотистого цвета. На погонах прапорщиков вертикально размещаются звездочки — у прапорщика их две, у старшего прапорщика три, как это показано на рисунке 1.

Рисунок 1 — Погоны полиции России в 2018 году

У среднего начальствующего состава на вертикальной полосе расположены маленькие звездочки. У старшего руководящего звена два просвета и большие звезды, а у высшего состава отсутствуют просветы на погонах, а большие звезды расположены вертикально. Кроме стандартных атрибутов на погонах используются съемные эмблемы в виде меча, направленного острием вниз и прикрытого щитом. Обычно они крепятся на воротник кителя или зимнего пальто.

Сотрудникам ГИБДД звания присваиваются пожизненно. Они классифицируются на первые, очередные и внеочередные. При выходе служащих на пенсию, к существующему статусу добавляется слово «в отставке». Чтобы получить повышение, специалисту необходимо иметь соответствующее образование и отработанное время в предыдущем звании. При совершении человеком уголовного преступления, имеющего тяжелый или особо тяжелый статус, его лишают звания без права восстановления.

Советуем почитать: О нагрудных знаках ГИБДД нового образца 0/5 (0 голосов)

ОБ ОСОБОЙ ФОРМЕ ОДЕЖДЫ ОТДЕЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ СОТРУДНИКОВ ГИБДД, ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ МИЛИЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 25 января 2007 г. N 106 (Д) С целью повышения личной безопасности лиц рядового и начальствующего состава строевых подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <1> при осуществлении надзора за дорожным движением, обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения приказываю: ——————————— <1> Далее — «ГИБДД». 1. Утвердить: 1.1. Сроком на два года временные нормы снабжения предметами особой формы одежды отдельной категории сотрудников ГИБДД, имеющих специальные звания милиции (приложение N 1 — не приводится). 1.2. Описание предметов особой формы одежды отдельной категории сотрудников ГИБДД, имеющих специальные звания милиции (приложение N 2 — не приводится). 1.3. Согласованный с Минэкономразвития России ассортимент основных тканей, применяемых для изготовления предметов особой формы одежды отдельной категории сотрудников ГИБДД, имеющих специальные звания милиции (приложение N 3 — не приводится). 1.4. Правила ношения предметов особой формы одежды отдельной категории сотрудников ГИБДД, имеющих специальные звания милиции (приложение N 4 — не приводится). 2. Установить, что в целях контроля за качеством поставляемой в органы внутренних дел Российской Федерации продукции: 2.1. Образцы предметов особой формы одежды отдельной категории сотрудников ГИБДД, имеющих специальные звания милиции, рассматриваются совместно Департаментом тыла МВД России и Департаментом ОБДД МВД России. 2.2. В состав конкурсных комиссий при закупке предметов особой формы одежды сотрудников ГИБДД, имеющих специальные звания милиции, в обязательном порядке включаются руководители управлений, отделов ГИБДД МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. 3. ДТ МВД России (В.А. Пивченко) принять меры к обеспечению с 1 марта 2007 года предметами особой формы одежды лиц начальствующего и рядового состава подразделений ГИБДД, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по временным нормам, утвержденным настоящим Приказом. 4. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации принять меры к обеспечению предметами особой формы одежды лиц начальствующего и рядового состава подразделений ГИБДД, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по временным нормам, утвержденным настоящим Приказом. 5. Признать утратившим силу Приказ МВД России от 17 января 2005 г. N 23. 6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности. Министр, генерал армии Р.НУРГАЛИЕВ 25 января 2007 г. N 106

Простой московский гаишник Владимир Антонов (имя изменено по просьбе полицейского и известно «Газете.Ru») проработал в органах больше 10 лет – сначала ППС, потом – ДПС. Дослужившись до звания лейтенанта стал зарабатывать 45-47 тыс. рублей, а после сокращения попал в дежурную часть – о сокращениях в рядах ГИБДД он подробно рассказал «Газете.Ru» в первой части интервью. Теперь же мы поговорили с экс-гаишником об обычных буднях и получили честные ответы на прямые вопросы.

Реклама

— Владимир, много на дорогах пьяных за рулем?

— Мой обычный график работы был два через два, выходил в ночь, а поработать успел по всей Москве. И всегда мы с напарником отлавливали пьяных. Точнее людей, которые употребляли какие-нибудь вещества.

Часто на таком попадается молодежь – что-то пробует, покуривает. Либо выходцы с Кавказа.

Попавшись, они соглашаются «дунуть в трубочку» при понятых. А вот когда после этого я предлагаю им проехать на медосвидетельствование, пишут отказ. Бывает, что даже понятые таких спрашивают, мол, зачем отказываешься, но задержанные начинают отмазываться, изобретать велосипед – мол, не хочу, времени нет, врачей боюсь.

— Но ведь отказ от медосвдетельствования у нас приравнивается к пьянству за рулем…

— Да, но если такой человек — москвич, а именно они нам попадаются чаще всего, то их автоматически ставят на учет в наркологию. И при трудоустройстве при проверке службами безопасности будет высвечиваться, что он управлял автомобилем в состоянии наркотического опьянения.

А это еще хуже, чем в алкогольном, потому что они автоматически становятся наркоманами. Поэтому они и не хотят ехать освидетельствоваться. А ведь попадаются люди, которые употребляли целый букет наркотиков за раз: гашиш, амфетамины.

Выходцы с Кавказца пьют психотропные таблетки «Лирика». Если их по рецепту принимать, то они чему-то полезному, наверно, и способствуют, но если их выпить пять штук за раз, то будет уже совсем другой эффект. Такие всегда пытаются обмануть, мол, я не пью, не курю. Но есть ряд признаков, по которым мы все видим.

Бывает, что человек покурил конопли и думает, что ему ничего не будет, что инспектору лень тратить столько времени, ехать с ним ко врачу сидеть там в очереди. Но мне ведь по сути все равно.

— Как люди реагируют, когда, к примеру, вы хотите осмотреть их автомобиль?

— Конечно, не всем это нравится. Но делать это приходится, потому что в тех же такси или каршерингах мы столько всего находили – и наркоту и оружие. Некоторые начинают возмущаться, — давай двоих понятых. Но я им говорю: «Вот, смотрите, у меня работает нагрудный видеорегистратор, я никуда не лезу, провожу наружный осмотр, вы мне просто все показываете». Я могу похлопать по карманам, попросить показать, что в них, я в сам карман не лезу. Сейчас делается упор на видеокамеры, нам говорят, что, мол, разные нарушения, как нечитаемые номера, отсутствие страховки, как и в случае со скоростью будут фиксировать видеокамеры, но вот таких подозрительных личностей как эти камеры проверят?

— Некоторые инспекторы рассказывали, что нагрудный видеорегистратор для некоторых применяется как наказание. У вас не так?

— Если нужно оформлять пьяного или хама такие устройства только облегчают работу. Только вот руководство хочет, чтобы мы выезжали на дежурство, включали видеорегистратор и не выключали до самого конца смены. Но так не всегда получается. Когда ничего не происходит, я его выключаю, потому что, к примеру, зимой, он может быстро замерзнуть и разрядиться. Или изначально оказывается не до конца заражен. Иногда за такое мы получаем выговоры. Например, однажды на меня написал заявление водитель, у которого, якобы вымогал 90 тыс. рублей. У меня запись была, но не в полном объеме – я выключил прибор, когда уже писал протокол. На записи было, как он дул в трубочку, основные моменты, но не все. Я получил за это выговор.

— Скажите честно, «палочная система» еще сохранилась?

— Конечно, это работало и будет работать. Сейчас высшее начальство говорит, что ее отменили. Но «палки» как были, так и есть, просто они существуют в другом виде.

Так, если ты ничего не напишешь (не составишь протоколы, — «Газета.Ru»), не найдешь пьяного, или еще какого-то нарушителя, тебе потом скажут: «А чем ты весь день и всю ночь занимался?». Приходится доказывать, что ты внимательно искал, работал, просто ничего не было.

Ведь все по-разному случается – бывает, останавливаешь первую машину и находишь в ней «наркоту». А бывает, что проверяешь целый поток и ничего нет. Вот и приходится писать разную мелочь – грязные номера, неработающие лампочки: хоть что-то нужно принести обязательно. В приоритете – «пьянка», отказ от медосвидетельствования, «встречка». Когда проходят специальные мероприятия, то подстраиваемся под них: например, идет операция «Автобус» – проверяем водителей автобусов, «Детские каникулы» – ловим за перевозку детей без кресел. Остальное постольку поскольку.

— А превышение скорости?

— ДПС сейчас практические не оформляет за скорость. В регионах на трассе еще бывает, что выставляют разные треноги, работают с радарами, но в Москве скорость не пишут.

— От чего зависит, выпишете ли вы водителю штраф или просто предупредите?

— Все зависит от поведения человека, от манеры общения. Если он извинился, а нарушение не столь значительное – пусть едет с миром. Грязный номер – извинился, протер, спокойно поехал. Вот случай: как-то мы были на дежурстве и по округу ездило много грузовиков с грузами без брезента со стройки, возили песок. А он рассыпается по дороге. Ну вот мы останавливали таких, писали протоколы. Некоторые водители начинали извиняться, сразу лезли закрывать тенты, мы таких отпускали с предупреждением. А некоторое начинали спорить – мол, да все у них накрыто. А я что, слепой? Мне не лень, я залез, посмотрел.

В итоге одному такому написал материалов шесть – за все нарушения, что у него только были – и неработающий свет, и за не пристегнутый ремень, и за отсутствие страховки, и за перевоз грузов с нарушениями. Потому что начал хамить.

— А если нарушителем оказался коллега, отпустите?

— Если что-то мелкое, могу закрыть глаза. А если пьяный, ну, извини.

— А если, к примеру, разворот через сплошную?

— Никакой разницы быть не должно. Было как-то, что я задержал водителя за не остановку по требованию. А там сидит такой серьезный товарищ с корочкой, заявляет, что он полковник в отставке, мол, что от меня хотите. А я ему говорю: «Перед вами действующий лейтенант, предъявите документы». Он на это начал хамить, а сам видно, что пьяный. Я его оформил. Мне было все равно.

— Мести не последовало?

— Нет. Хотя, бывает, что обычные нарушители звонят в 02, говорят, что сотрудники ГИБДД их избили, отобрали деньги. И приходится писать объяснительные, начинаются разные проверки. Так, как-то мы остановили одного иностранца, кажется, из Таджикистана, в сильно выраженном наркотическом опьянении. Привезли его на медосвидетельствование, там все подтвердилось. А он пишет как раз такое заявление на нас. В ОСБ возбудили на него уголовное дело за дачу ложных показаний. Но столько беготни все равно было.

— Деньги предлагают до сих пор?

— Редко что-то предлагают, но я говорю – убери, мне ничего не надо. Бывало, что ребята оформляли по 291-й статье УК («дача взятки»), но я таким говорю, оставь себе, или шучу, что меньше $1 млн мне не надо. Бывает, что выходцы из Средней Азии пытаются совать в руки – говорят: «Командир, вот 500 рублей, по-братски». Как-то мы работали на Каширском шоссе. Там мужик, дальнобойщик проехал под знак на «встречку». Сам не местный. Мы его остановили, он такой: «Мне даже вам предложить нечего». А мы ему: «Отец, нам и ничего не надо, ты зачем сюда поехал, разметки не видел?». Он признался, что запутался, мы ему все объяснили. Мне же непринципиально, обязательно наказать, можно ограничится предупреждением.

— С так называемыми стритрейсерами приходилось сталкиваться?

— Мне такие не попадались. Однажды стоял на Воробьевых горах, один такой резко передо мной завернул, со скрипом тормозов, но его оформлять его не за что.

Скорость я его не измерю, а этот термин, опасное вождение, еще не работает. Статью вводят, а как по ней работать никто не знает, доказательной базы нет.

Ну мы с этим водителем, конечно, пообщались, он извинился. Я ему ничего не написал, потому что и нечего. Он уехал и вернулся к нам на пост с кофе и пирожками. Сказал, что хочет так извиниться, поскольку был неправ.

— А про Мару Багдасарян слышали?

— Да, конечно, но я думаю, что на Багдасарян спустили всех собак. На МГУ там каждый второй так нарушает, а досталось ей. Я не говорю, что она святая, но все это было очень демонстративно, нам и кроме нее есть, кем заняться.

— Какие навыки нужно иметь, чтобы работать в ГИБДД?

— Нужно уметь общаться с людьми и иметь крепкие нервы. Потому что, если с каждым разбираться, кто на тебя орет, невозможно. Нужно сохранять выдержку, стараться человеку объяснить, в чем он не прав. Но можно час распинаться, и все бесполезно. Работа ненормированная, в 19 часов инструктаж, в 6 утра возвращаемся в отделение, надо разоружится, машину помыть. А если под утро поймал пьяного, можно и еще на несколько часов зависнуть. Но если ты действительно работаешь, не сидишь, как болванчик, тебе обязательно пойдут на встречу.

admin