Зона реконструкции автомобильных дорог

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2009 г. N 717

О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.03.2011 N 153)

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса.

2. Установить, что нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в отношении документации по планировке территории, подготовленной до вступления в силу настоящего Постановления.

3. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 153.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2010 г.

Председатель Правительства Российской Федерации В. В.ПУТИН

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. N 717

НОРМЫ ОТВОДА ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И (ИЛИ) ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА

1. Для определения границ полосы отвода автомобильной дороги (далее — граница полосы отвода) в зависимости от категории автомобильной дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, крутизны откосов земляного полотна, требований обеспечения безопасности движения и боковой видимости, а также других условий устанавливаются следующие нормы отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (далее — нормы отвода земель):

а) для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях, — согласно приложениям N 1 — 7;

б) для автомобильных дорог, располагаемых в выемках, — согласно приложениям N 8 — 14.

2. Определение границ полосы отвода в соответствии с нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам и приложению N 15 не производится применительно к участкам автомобильных дорог:

а) требующих в соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог, включая автомобильные дороги необщего пользования, индивидуальных проектных решений земляного полотна;

б) имеющих превышение максимальной высоты одного из откосов насыпи или глубины выемки 12 метров;

в) располагаемых на подходах к мостам, путепроводам и тоннелям;

г) располагаемых на затопляемых пойменных участках и пересечениях водоемов;

д) располагаемых в первой дорожно-климатической зоне, а также в горной и пересеченной с уклоном более 20 процентов местностях.

3. На участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.

4. Для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

5. Дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, расчетным путем при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации и проведении кадастровых работ определяются размеры и местоположение земельных участков, предоставляемых для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, не предусмотренных нормами отвода земель согласно указанным приложениям, в частности транспортных развязок, укреплений русел у водопропускных труб, струенаправляющих дамб и траверсов, спрямлений русел и срезок у мостов, устройств берм для обеспечения устойчивости откосов земляного полотна, срезок грунта и рубок лесных насаждений для обеспечения видимости, испарительных бассейнов, раскрываемых выемок глубиной более 1 метра, автобусных остановок, подъездов, съездов, примыканий, дорог, носящих временный характер использования, пешеходных и велосипедных дорожек, переходно-скоростных и дополнительных полос движения, обустраиваемых в соответствии с нормативными требованиями, проездов для транспортных средств, используемых при содержании и ремонте автомобильной дороги, защитных и декоративных лесных насаждений и устройств, дублирующих участков дорог с необходимыми сооружениями, противооползневых, противоселевых, противолавинных, противошумовых и других защитных сооружений, закюветных полок, дополнительных полок или обочин шириной не менее 4 метров, элементов обустройства автомобильных дорог, зданий и сооружений линейной дорожной службы, объектов дорожного сервиса и других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию дорог, иных сооружений, предусмотренных требованиями и условиями, включенными в проектную документацию при подготовке проекта акта выбора земельного участка или выполнении кадастровых работ.

6. Нормы отвода земель, необходимых для размещения пересечений и примыканий автомобильных дорог в разных уровнях, устанавливаются согласно приложению N 15 к настоящим нормам.

7. Границы полосы отвода, предоставляемой при необходимости для размещения снегозащитных лесонасаждений и устройств, устанавливаются в зависимости от объема снегоприноса с учетом предельного минимального расстояния от бровки земляного полотна автомобильной дороги до внешней границы снегозащитных лесонасаждений согласно приложению N 16.

8. Нормы отвода земель, необходимых для размещения производственных объектов, отдельных элементов обустройства автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса, устанавливаются согласно приложению N 17.

9. Нормы отвода земель, предназначенных для размещения карьеров (сосредоточенных резервов) грунта и предоставляемых во временное пользование, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации с учетом требуемого объема грунта, возможной глубины разработки карьера, толщины вскрыши, вероятного недобора грунта в карьере, а также с учетом проекта рекультивации земель.

10. До подготовки документации по планировке территории и разработки проектной документации для определения границ полосы отвода, необходимой для размещения планируемых к строительству и реконструкции автомобильных дорог, могут быть использованы осредненные нормы отвода земель согласно приложению N 18.

11. Границы полосы отвода, определяемые согласно приложениям N 1 — 14 к настоящим нормам, предназначены для определения предельных минимальных размеров земельных участков, необходимых для размещения:

земляного полотна между низовыми кромками откосов насыпей или верховыми кромками откосов выемок;

двусторонних кюветов при высоте насыпей до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

нагорных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки при поперечном уклоне местности свыше 9 процентов;

земельных участков, предназначенных для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог в пределах полосы отвода, шириной не менее 3 метров с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета) или иных элементов (сооружений), указанных в пункте 5 настоящих норм.

Нормы отвода земель, не предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, определяются в соответствии с пунктом 5 настоящих норм.

12. В приложениях N 1 — 7 к настоящим нормам в норме отвода земель:

а) состоящей из 3 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

3-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства боковых резервов шириной 10 метров и глубиной 0,5 метра, 1 метр и 1,5 метра соответственно, если указанные резервы являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна;

б) состоящей из 2 чисел:

1-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий;

2-е число обозначает ширину полосы отвода с учетом устройства кюветов;

в) состоящей из одного числа, число обозначает ширину полосы отвода с учетом обеспечения боковой видимости и включает прилегающие с каждой стороны к кромке проезжей части полосы шириной по 25 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и по 15 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий.

13. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, для автомобильных дорог, имеющих крутизну откосов насыпей высотой до 3 метров на автомобильных дорогах I — III категорий и до 2 метров на автомобильных дорогах IV и V категорий, не предусмотренные нормами отвода земель согласно приложениям N 1 — 7 к настоящим нормам, определяются расчетным путем при подготовке проектной документации.

14. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода, предусмотренные приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, учитывают устройство двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 метра в условиях равнинной местности и до 2 метров в условиях пересеченной местности.

При расчете указанных норм отвода земель приняты следующие параметры кюветов:

для автомобильных дорог, располагаемых на насыпях:

форма кювета — трапецеидальная;

ширина дна кювета — 0,4 метра;

глубина кювета — 0,5 метра;

заложение внутреннего и внешнего откосов кюветов и боковых резервов соответствуют заложению откосов насыпи;

для автомобильных дорог, располагаемых в выемках:

форма кювета — трапецеидальная; ширина дна кювета — 0,4 метра;

глубина кювета — 1,2 метра от бровки земляного полотна;

заложение внутреннего откоса кювета соответствует заложению откосов насыпи для соответствующей категории автомобильной дороги.

При других значениях глубины кювета и крутизны его откосов ширину полосы отвода, предусмотренную приложениями N 1 — 14 к настоящим нормам, следует изменять в соответствии с пунктом 7 настоящих норм.

15. Нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог I категории с полосами движения более 8, определяются расчетным путем с учетом требований, установленных настоящими нормами.

16. Определение границ полосы отвода применительно к автомобильным дорогам (участкам автомобильных дорог), входящим в состав маршрутов международных автомобильных дорог, осуществляется с учетом требований, установленных:

Европейским соглашением о международных автомагистралях (СМА), заключенным в г. Женеве 15 ноября 1975 г.;

Межправительственным соглашением по сети азиатских автомобильных дорог, заключенным в г. Бангкоке 18 ноября 2003 г.;

Протоколом о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств, подписанным в г. Москве 11 сентября 1998 г.

Приложения

Размещение объектов в полосе отвода и придорожной полосе — основные понятия и технические нормы

Единые правовые основы деятельности, связанной с использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов РФ, муниципальных и частных автомобильных дорог, а также управления ими устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статьей 3 (п.15 и 16) закона определены понятия «полосы отвода» и «придорожной полосы».
Полоса отвода — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; Придорожная полоса — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, находящихся в собственности Оренбургской области утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2009 года N238-п..
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области утвержден Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.

Основные понятия и технические нормы размещения

Полоса отвода

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются согласно Постановлению Правительства РФ от 02.09.2009 г. N717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса»

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, связанных с производством работ в целях обеспечения безопасности дорожного движения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги, запрещаются:

  • строительство жилых и общественных зданий, складов;
  • проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;
  • размещение зданий, строений, сооружений, устройств и объектов, не связанных с обслуживанием автомобильной дороги, ее строительством, реконструкцией, ремонтом, содержанием и эксплуатацией;
  • распашка земельных участков, покос травы, рубка и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;
  • установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технического регламента и нормативных актов по вопросам безопасности движения транспорта, а также информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.

Рекламные конструкции в полосе отвода автомобильной дороги размещаются в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и ст.25 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ.

В пределах полосы отвода автомобильной дороги могут размещаться:

  • инженерные коммуникации, автомобильные дороги (кроме относящихся к собственности Оренбургской области), железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также иные сооружения и объекты, которые располагаются вдоль автомобильной дороги либо пересекают ее;
  • подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода автомобильной дороги и требующим доступа к ним/

Размещение таких объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с организацией, которая осуществляет функции застройщика либо в оперативном управлении которой закреплена автомобильная дорога, если их размещение за пределами полосы отвода автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги. (Постановление Правительства Оренбургской области от 26 сентября 2009 года N238-п)

Придорожная полоса

В границах придорожных полос автомобильной дороги запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением::

  • объектов, предназначенных для обслуживания; автомобильных дорог, их строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания;
  • объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации субъекта РФ
  • объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей;
  • инженерных коммуникаций.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог, с учетом перспектив их развития, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, ширина каждой придорожной полосы устанавливается от границы полосы отвода автомобильных дорог в размере:

  • семидесяти пяти метров для автомобильных дорог первой и второй категорий;
  • пятидесяти метров для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
  • двадцати пяти метров для автомобильных дорог пятой категории;
  • ста метров для подъездов к областному центру, а также для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
  • ста пятидесяти метров для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Рекламные конструкции в придорожной полосе автомобильной дороги размещаются в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и ст.26 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ.

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия, выданного в письменной форме государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия. (Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

1. Технические нормы размещения объектов дорожного сервиса

Объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2009 г. N860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» объекты дорожного сервиса различаются на следующие виды — кемпинги, мотели, площадки отдыха, пункты общественного питания, автозаправочные станции, моечные пункты, предприятия торговли и станции технического обслуживания.

Выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и следующих условий:

  1. расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего:
    • мостового перехода не должно быть менее 1000 метров;
    • железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров;
    • существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее:
      • 600 метров на автомобильной дороге второй и третьей категории;
      • 100 метров на автомобильной дороге четвертой категории;
      • 50 метров на автомобильной дороге пятой категории;
  2. выбор места размещения объектов должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40,0 промилле
  3. объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этих автомобильных дорог; минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объекта дорожного сервиса на автомобильной дороге приведены в Таблице 1.

    Таблица 1

    Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объекта дорожного сервиса на автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения

    Интенсивность движения на автомобильной дороге (авт. в сутки) Минимальное расстояние видимости автомобиля на автомобильной дороге (метров) Минимальное расстояние видимости поверхности автомобильнйо дороги (метров)
    на автомобильной дороге на выезде от объекта дорожного сервиса
    1000 250 140 75
    2000 250 140 75
    3000 300 150 75
    4000 400 175 100
    5000 500 175 100

    (Источник: Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

  4. при соблюдении условий доступа на автомобильную дорогу через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с пересечением/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления).(Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2014 года N1024-п.)

Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми государственным учреждением «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области», площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами в соответствии с СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги» и обустроены таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Объекты дорожного сервиса в своем составе должны иметь: санитарную зону (общественный туалет, мусоросборники и т.д.); простейшие средства оказания первой медицинской помощи, средства связи.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ)

2. Технические нормы размещения конструкций наружной рекламы

В соответствии со ст. 27 Закона Оренбургской области от 10.11.2006 г. N685/125-IV-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» рекламная конструкция и ее территориальное размещение на автомобильных дорогах должны соответствовать требованиям технического регламента (ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».)

В границах полосы отвода запрещается:

  • установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения:
  • установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности:
  • установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильных дорог допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги:

Наружная реклама не должна:

  • вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
  • ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;
  • иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;
  • издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.

Средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:

  • на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
  • на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м — в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
  • на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
  • на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах — на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
  • над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
  • на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
  • на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
  • на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м — в населенных пунктах;
  • ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
  • в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м — в населенных пунктах;
  • сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м — в населенных пунктах;
  • сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.

На автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений — на высоте не менее 4,5 м.
В зависимости от площади рекламного объявления расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее приведенного в Таблице 2.

Таблица 2

Место размещения наружной рекламы Площадь рекламного объявления, м2
свыше 18 от 6 до 18 менее 6
В пределах населенных пунктов 150 100 30
Вне населенных пунктов 200 100 40

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного масоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется на основании торгов в соответствии с нормами Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» и гражданского законодательства.

3. Технические нормы размещения пересечения и примыканий к автомобильной дороге

В соответствии с требованиями СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги», в целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах категорий I-III количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим. Пересечения и примыкания на дорогах категории IA вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II — 5 км, а на дорогах категории III — 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).

Все съезды и въезды на подходах к дорогам категорий IБ, IB, II и III должны иметь твердые покрытия — на протяжении 100 м; к дорогам категорий на протяжении 50 м.

Пересечения и примыкания в разных уровнях (транспортные развязки) надлежит принимать в следующих случаях:

  • на дорогах категорий IA и IБ — с автомобильными дорогами всех категорий;
  • на дорогах категории IВ — с дорогами, расчетная интенсивность движения на которых превышает 1000 ед./сут;
  • на дорогах категории IВ с числом полос движения шесть и более — с автомобильными дорогами всех категорий;
  • на дорогах категорий II и III — между собой при суммарной расчетной интенсивности движения более 12000 ед./сут.

Транспортные развязки проектируют с таким расчетом, чтобы на дорогах категорий I и II не было левых поворотов, а также въездов и съездов с левыми поворотами, при которых пересекались бы в одном уровне потоки основных направлений движения.

Путепроводы транспортных развязок через дороги всех категорий должны соответствовать требованиям СП 35.13330.2012.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде:

  • простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 2000 приведенных ед./сут;
  • канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут;
  • кольцевых пересечений при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут и относительном равенстве интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, при условии, что они отличаются не более чем на 20%, а количество автомобилей, совершающих левый поворот, составляет не менее 40% суммарной интенсивности движения на пересекающихся дорогах.

Наименьший радиус кривых при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий в одном уровне принимают в зависимости от категории дороги, с которой происходит съезд, независимо от угла пересечения и примыкания при съездах с дорог:

  • категорий I, II — не менее 25 м;
  • категории III — 20 м;
  • категорий IV, V — 15 м.

На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления на расстояние, указанное в Таблице 3, в зависимости от категорий пересекающихся дорог.

Таблица 3

Расчетная скорость, км/ч Наименьшее расстояние видимости, м
для остановки встречного автомобиля при обгоне
150 300
120 250 450 800
100 200 350 700
80 150 250 600
60 85 170 500
50 75 130 400
40 55 110
30 45 90
20 25 50

Расположение примыканий на участках выпуклых кривых в продольном профиле и с внутренней стороны закруглений в плане допускается только при техническом обосновании.

Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I-III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед./сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах категорий II и III при интенсивности 200 приведенных ед./сут. и более. Ширину переходно-скоростных полос принимают равной ширине основных полос проезжей части. Длину полос разгона, торможения и отгона принимают по Таблице 4.

Таблица 4

Категории дорог Продольный уклон Длина полос полной ширины, м Длина отгона полос разгона и торможения, м
на спуске на подъеме для разгона для торможения
IБ, IВ и II 40 140 110 80
20 160 105 80
0 0 180 100 80
20 200 95 80
40 230 90 80
III 40 110 85 60
20 120 80 60
0 0 130 75 60
20 150 70 60
40 170 65 60
IV 40 30 50 30
20 35 45 30
0 0 40 40 30
20 45 35 30
40 50 30 30

4. Технические нормы размещения пересечений автомобильной дороги с инженерными коммуникациями

Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций. (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ)

Пересечения автомобильных дорог с трубопроводами (водопровод, канализация, газопровод, нефтепровод, теплофикационные трубопроводы и т.п.), а также с кабелями линий связи и электропередачи предусматривают с соблюдением требований нормативных документов на эти коммуникации.

Пересечения различных подземных коммуникаций с автомобильными дорогами рекомендуется предусматривать под прямым углом. Прокладка этих коммуникаций (кроме мест пересечений) под насыпями дорог не допускается.

Размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт, а также подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) возможно только при соблюдении следующих условий:

  • размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов;
  • расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи, а также подземных коммуникаций (кабелей и трубопроводов) должно составлять не менее 25 метров;

Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до проезжей части в местах пересечений автомобильных дорог должно быть не менее 5,5 м (в теплое время года). Возвышение проводов при пересечении с линиями электропередачи должно быть, м, не менее:

Расстояние от бровки земляного полотна до основания опор воздушных телефонных и телеграфных линий, а также высоковольтных линий электропередачи при пересечении дорог принимают не менее высоты опор.

Наименьшее расстояние от бровки земляного полотна до опор высоковольтных линий электропередачи, расположенных параллельно автомобильным дорогам, принимают равным высоте опор плюс 5 м.

5. Технические нормы размещения пересечений автомобильной дороги с железными дорогами

Пересечения автомобильных дорог с магистральными железными дорогами предусматривают вне пределов станций и путей маневрового движения преимущественно на прямых участках пересекающихся дорог. Острый угол между пересекающимися дорогами в одном уровне должен быть не менее 60°.

Пересечения автомобильных дорог категорий I-III с железными дорогами предусматривают в разных уровнях.

Пересечения автомобильных дорог категорий IV и V с железными дорогами предусматривают в разных уровнях из условия обеспечения безопасности движения при:

  • пересечении трех и более главных железнодорожных путей или когда пересечение располагается на участках железных дорог со скоростным (свыше 120 км/ч) движением или при интенсивности движения более 100 поездов в сутки;
  • расположении пересекаемых железных дорог в выемках, а также в случаях, когда не обеспечены нормы видимости.
  • движении по автомобильным дорогам троллейбусов или устройстве на них совмещенных трамвайных путей.

На неохраняемых переездах в одном уровне должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки (согласно Таблице 3 в зависимости от категории дороги), мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м, а машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.(СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги»)

ОДМ 218.3.052-2015

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНО обществом ограниченной ответственности «ДОГАР»

2 ВНЕСЕН Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог, Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации

3 ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства от 14 октября 2015 г. N 1907-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Область применения

1. Область применения

1.1 Настоящий отраслевой методический документ (далее — ОДМ) устанавливает рекомендации по подготовке территории при строительстве, реконструкции, комплексном обустройстве автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, комплексному обустройству автомобильных дорог) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ;
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Приказ Минтранса России от 6 июля 2012 г. N 199 «Об утверждении Порядка подготовки документации по планировке территории, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения»;
Приказ Минтранса России от 13.01.2010 N 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения»;
Приказ Минтранса России от 13.01.2010 N 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения».
РДС 30-201-98 «Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации»
ГОСТ Р 21.1207-97 «Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог»;
ГКИНП-05-029-84 «Основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000»
ГКИНП-02-033-79 «Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500»

Термины, определения, обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 зоны с особыми условиями использования территорий — охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3.2 территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

3.3 объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

3.4 красные линии — линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты);

4.5* территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3.6 строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

3.7 инженерные изыскания — изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования;

3.8 объекты федерального значения — объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Виды объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации в указанных в части 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации областях, определяются Правительством Российской Федерации, за исключением объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства. Виды объектов федерального значения в области обороны страны и безопасности государства, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, определяются Президентом Российской Федерации;

3.9 парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения;

3.10 автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

3.11 искусственные дорожные сооружения — сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

3.12 элементы обустройства автомобильных дорог — сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

3.13 реконструкция автомобильной дороги — комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

3.14 объекты дорожного сервиса — здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

3.15 полоса отвода автомобильной дороги — земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

3.16 придорожные полосы автомобильной дороги — территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

3.17 функциональные зоны — зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

4. Особенности подготовки территории при строительстве, реконструкции, комплексном обустройстве автомобильных дорог общего пользования федерального значения (подготовка документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие недвижимого имущества)

Подготовка территории строительства является одним из важнейших этапов всего строительного процесса включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса и при необходимости проведение археологических раскопок в пределах территории строительства и соответствующие затраты на них.
К основным затратам относят:
отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного задания и выделение красных линий застройки (определяются на основе расчета);
разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;
освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.;
компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих организациям и (или) физическим лицам;
осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;
затраты на разминирование территории строительства в районах бывших боевых действий;
плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства объекта;
приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;
плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;
затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;

затраты, связанные с выполнением по требованию органов местного самоуправления исполнительной контрольной съемки построенных инженерных сетей;
затраты, связанные с выполнением археологических раскопок в пределах строительной площадки;
возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.
При этом подготовка территории, осуществление указанных мероприятий невозможно без подготовки соответствующих документов и принятий необходимых решений.
К таким документам, безусловно, следует отнести документацию по планировке территории. С вступлением в силу нормативных правовых актов в сфере земельных и градостроительных отношений (2014-2015 гг.) все большее значение приобретает документация по планировке территории. Указанная документация является одним из видов документов территориального планирования, в соответствии с которой, производят широкий спектр действий по подготовке территории к строительству автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В документации по планировке территории отражаются сведения, связанные с выделением красных линий, разбивкой осей планируемого сооружения, со сносом и демонтажем объектов недвижимости, переустройством инженерных сетей и другие* коммуникаций, указанием земельных участков необходимых для постоянного и временного занятия создаваемым объектом строительства и реконструкции.
___________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с документацией по планировке территории осуществляются действия по изъятию недвижимого имущества и резервированию земель для государственных и муниципальных нужд, в том числе в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Процесс изъятия земельных участков и объектов недвижимого имущества является важнейшей составляющей подготовки территории строительства, мероприятия по резервированию земель, стадией его предваряющей.

Состав и содержание документации по планировке территории объектов строительства, реконструкции, комплексного обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения

Подготовка документации по планировке территории объектов строительства, реконструкции, комплексного обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения осуществляется в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и состоят из основной (утверждаемой) части, материалов по ее обоснованию (обосновывающая часть), проекта межевания территории (рисунок 1).
При разработке графической части документации по планировке территории в части отображения условных обозначений используются следующие документы:
ГОСТ Р 21.1207-97 «Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог»; основные положения по созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 (утверждены Главным Управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, ГКИНП 05-029-84); условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 (ГКИНП-02-033-79 «Инструкция по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500») которые обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений, выполняющих топографо-геодезические и картографические работы, независимо от их ведомственной принадлежности. Также должны быть использованы условные обозначения соответствующие документам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Рисунок 1 — Элементы документации по планировке территории

ЭЛЕМЕНТЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИИ

Рисунок 1. Элементы документации по планировке территории

5.1 Проект планировки территории

5.1.1 Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории
Основная (утверждаемая) часть проекта планировки территории состоит из материалов в текстовой и графической форме.
Текстовые материалы основной части проекта планировки территории выполняются в виде положения о размещении объектов капитального строительства федерального значения, в которое включают:
характеристика планируемого развития территорий поселений и городских округов, в границах которых расположен объект капитального строительства федерального значения, в том числе плотность и параметры застройки и характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения;
технические параметры объекта капитального строительства федерального значения, в отношении которого разрабатывается документация по планировке территории.
Также текстовые материалы утверждаемой части проекта планировки включают:
решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о разработке документации по планировке территории;
задание на разработку документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения;
каталог устанавливаемых красных линий;
согласование с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых, разрабатывалась такая документация;
согласование органов исполнительной власти осуществляющих предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, в случае если документация по планировке территории, подготовлена применительно к землям лесного фонда.
Графические материалы основной части проектов планировки территории выполняются в виде одного или нескольких чертежей проектов планировки территории в масштабе 1:2000.
На чертеже (чертежах) проекта планировки территории отображаются (приложение А):
красные линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, железнодорожные линии и другие линейные объекты;
линии, обозначающие дороги, проезды, улицы, включая тротуары, пешеходные дорожки, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, включая надземные пешеходные переходы (представляются в соответствующих условных обозначениях);
границы зоны планируемого размещения объекта федерального значения;
границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
границы функциональных зон в соответствии с документами территориального планирования;
планируемое и существующее территориальное зонирование в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований;
существующие и планируемые границы населенных пунктов, городских округов, границы сельских поселений и иных муниципальных образований;
границы планируемой к установлению придорожной полосы автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
границы кадастрового деления в соответствии с актуальными сведениями государственного кадастра недвижимости, с указанием номеров кадастровых кварталов;
границы проектируемой территории;
границы начала и окончания работ в рамках разрабатываемого проекта планировки.

Требования к отображению красных линий в составе графической части проектов планировки территории

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий населенных пунктов и межселенной территорий.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах населенного пункта и межселенной территории, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.
Основными видами других линий градостроительного регулирования являются:
линии отступа от красных линий;
границы технических зон инженерных сооружений и коммуникаций.
Красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отображению и учету:
в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей;
в проектах инженерно-транспортных коммуникаций;
при установлении границ землепользований;
в проектах землеустройства;
в проектах межевания территорий;
при установлении границ территориальных зон в населенных пунктах.
Опорные здания и сооружения, другие элементы градостроительной или топографической ситуации в случае привязки к ним устанавливаемых красных линий показываются коричневым цветом.
Действующие красные линии показываются красным цветом. Действующие красные линии, подлежащие отмене, зачеркиваются крестами черного цвета.
Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами показываются на чертеже черным цветом, включая:
ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м) и др.;
дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки;
надпись «Граница расчета» отображается при отсутствии на проектируемой территории действующих линий, либо при невозможности увязать устанавливаемые красные линии с действующими красными линиями.
Чертеж планировки может сопровождаться надписями, поясняющими условия построения красных линий (надписи даются в скобках). В зонах транспортных развязок показываются транспортные сооружения (мосты, путепроводы, тоннели и др.), сопровождаемые соответствующими надписями.
При пересечении в разных уровнях инженерных сетей и сооружений линии верхнего уровня показываются присвоенным им знаком, а нижнего уровня — прерывистой линией.
При обозначении на чертеже красных и других линий градостроительного регулирования должны использоваться условные картографические знаки, приведенные в таблице 1:

Таблица 1

Наименование линии

Условное обозначение

красные линии

линии отступа от красных линий

5.1.2. Материалы по обоснованию проекта планировки территории (обосновывающая часть)
Материалы по обоснованию проекта планировки территории выполняются в виде пояснительной записки, обосновывающей принятые планировочные решения, а также материалов в графической форме.
Текстовая часть материалов по обоснованию проекта планировки территории включает в себя следующие подразделы:

admin