Жилищный сертификат

В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрена государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан в виде социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (см. разд. V подпрограммы, утв.

Право вынужденных переселенцев на получение жилищного сертификата

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050).

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это именное свидетельство, не являющееся ценной бумагой. Он подтверждает право на получение социальной выплаты из федерального бюджета.

Сертификат не подлежит передаче другому лицу.

Правом на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, можно воспользоваться только один раз (п. п. 2, 11 Правил).

Справка.Категории граждан, имеющих право на получение ГЖС

Следующие категории граждан имеют право на получение ГЖС (п. 5 Правил):

1. Военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, установленные законом.

2. Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение пяти лет до дня подачи заявления на участие в подпрограмме намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (поселка).

3. Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

6. Граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.

7. Граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО) и территорий, ранее входивших в границы ЗАТО, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с законом и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО, либо поставленные до 1 января 2015 г. на учет в целях переселения из ЗАТО.

Для получения ГЖС подпадающим под перечисленные категории гражданам рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Представьте документы для участия в подпрограмме

В воинскую часть или организацию (учреждение) федерального органа исполнительной власти, где проходите (проходили) службу (для военнослужащих и сотрудников силовых министерств), или в орган местного самоуправления, поставивший на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, потребуется представить, в частности, следующие документы (п. п. 18, 19 Правил):

1) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе;

2) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;

3) выписку из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

4) справку об общей продолжительности военной службы (службы), трудового стажа;

5) копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, если такое право предоставлено законом);

6) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;

7) иные необходимые документы, подтверждающие отнесение к той или иной категории граждан, имеющих право на получение ГЖС.

По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы, о чем вас уведомят (п. 21 Правил).

Шаг 2. Представьте заявление о выделении сертификата

После получения уведомления о признании участником подпрограммы представьте в тот орган (организацию, учреждение), куда представлялись документы для участия в подпрограмме, в определенный срок (с 1 января по 1 июля) заявление о выделении сертификата в планируемом году и включении в соответствующий список граждан (п. 24 Правил).

Шаг 3. Представьте документы для получения сертификата

Для получения сертификата участник подпрограммы представляет в тот же орган (организацию, учреждение) следующие документы (п. п. 44 — 46 Правил):

1) заявление (рапорт) о выдаче сертификата;

2) документы, удостоверяющие личность гражданина и членов его семьи;

3) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;

4) документы, подтверждающие родственные отношения участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи, или подтверждающие признание членами семьи иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

5) иные документы.

Шаг 4. Сдайте сертификат в банк

В течение трех месяцев с даты выдачи сертификата нужно сдать его в банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания (п. 4 Правил).

Банк проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления сертификата в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает счет.

Если в течение указанного срока вы не сдали сертификат в банк, банк его не примет, однако вы вправе обратиться в орган, выдавший его, с просьбой о замене сертификата (п. п. 46, 48 Правил).

Шаг 5. Найдите жилье

В течение семи месяцев с момента открытия банковского счета необходимо (п. п. 4, 55 Правил; Письмо Минстроя России от 12.07.2016 N МЧ/04-01-1292; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ):

1) найти жилое помещение (квартиру, индивидуальный жилой дом, часть дома, одну или несколько комнат квартиры);

2) представить в банк договор банковского счета, выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на приобретаемое участником подпрограммы и членами его семьи жилое помещение, договор (договоры) купли-продажи жилого помещения, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности, кредитный договор (договор займа) (если денежные средства пойдут на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) или погашение основного долга (части основного долга) и уплату процентов, начисленных на дату представления в банк документов, по ипотечному кредиту (займу), обязательство по которому возникло после получения сертификата);

3) представить банку распоряжение на перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора купли-продажи.

Банк в течение трех рабочих дней с даты получения документов проверяет их и примерно в течение десяти рабочих дней оплачивает договор купли-продажи (п. п. 4, 56 Правил).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Продолжаем освещать ход программы «Государственные жилищные сертификаты». В статье «Брать или не брать» («Красная звезда» от 20.06.2003 г.), мы, основываясь на собственных исследованиях этого вопроса, вкратце рассказали о компаниях, готовых реально посодействовать в реализации ГЖС. Первые отзывы на эту статью не заставили себя ждать.

Получение жилья по программе вынужденных переселенцев

Очень выгодные условия по реализации выписанных на Москву и Подмосковье сертификатов, судя по ним, предлагает агентство недвижимости «Домострой». «Спасибо «Красной звезде»! Ваша публикация и риэлторская компания «Домострой», которую я благодаря ей нашел, помогли реализовать сертификат на таких условиях, о которых, судя по опыту других офицеров, не стоило и мечтать», – говорит закончивший службу в должности заместителя командира корабельно-истребительного полка морской авиации Северного флота полковник запаса Валерий Хвеженко. Впрочем, нам и раньше приходилось общаться с офицерами, которым, по их словам, очень помогла эта компания. Словом, опыт «Домостроя» давно заслуживал отдельного разговора. Ведь удачно распорядиться сертификатом удается, увы, далеко не многим. Цены на жилье в столице продолжают расти, а вместе с ними – и количество желающих погреть руки на «пристройке» ГЖС. Участились случаи обмана: доверившийся сладкоречивым обещаниям таких псевдоспециалистов военнослужащий в итоге или не получает то, что хотел, или вообще теряет сертификат. Как отличить способного помочь реализовать ГЖС профессионала от обманщика и дилетанта? Как выбрать риэлтора, без которого не обойтись, покупая по сертификату квартиру? С этих вопросов мы и начали разговор с начальником отдела по работе с сертификатами агентства недвижимости «Домострой» Еленой Хуснулиной.


     
Реализация ГЖС в Москве и Подмосковье, где «сертификатные» цены на жилье особенно отстают от рыночных, – дело сложное, но не безнадежное. Квартиру в новостройке на сертификат не купишь, да и за вторичное жилье, если не хотите уменьшать метраж приобретаемого жилья до разрешенного минимума, тоже придется доплачивать. Не говоря уже о том, что в плане риска покупка квартиры по ГЖС ничем не отличается от обычной покупки вторичного жилья за деньги. Отсюда следует, что реализующего ГЖС военнослужащего в первую очередь волнуют три момента. Во-первых, качество приобретаемого жилья при как можно меньшей доплате. Во-вторых, надежность агентства – чтобы права на приобретенную квартиру потом в судебном порядке не оспорил кто-то из прежних хозяев. В-третьих, размер выплачиваемых агентству комиссионных. Нередко к этим мотивам добавляется еще и временной фактор – когда сертификат по каким-то причинам необходимо реализовать как можно быстрее. При этом «пристройкой» сертификата готовы заняться как крупные риэлторские компании, так и небольшие агентства недвижимости. А теперь разложим ваш вопрос на составляющие. Крупная компания, имеющая десятки офисов и сотни сотрудников, или умещающееся в трехкомнатной квартире небольшое агентство, – кто располагает большей базой данных, позволяющей подобрать действительно подходящий вариант? А какое из них надежнее? Крупная фирма, выдающая своим клиентам гарантийные обязательства, или не имеющее ни истории, ни брэнда, ни деловой репутации, ни даже сайта в Интернете мелкое агентство, которое в любой момент может развалиться, не выдержав конкуренции? Безусловно, оптимальные во всех отношениях условия реализации ГЖС может предложить только большая, известная фирма.
     
— Но зачем компании, у которой и так нет отбоя от клиентов, заниматься сертификатами – явно не самым выгодным видом операций с недвижимостью? Зачем это, например, «Домострою»?
     
— Сначала в двух словах о нашей компании. Риэлторская компания «Домострой» работает на рынке недвижимости с 1994 года. Только в Москве функционируют 12 ее отделений, в которых работают более 500 сотрудников. Сегодня «Домострой» – одна из крупнейших риэлторских фирм Москвы. Занимаемся всеми видами риэлторской деятельности. С сертификатами работаем с 1998 года. Наш сотрудник Татьяна Боровкова, можно сказать, вошла в историю, реализовав второй по счету сертификат в Москве. В ноябре прошлого года, когда по приглашению Минобороны мы приняли участие в 3-м Международном форуме-выставке «Жилье для военнослужащих», услышали интересную статистику. За одиннадцать месяцев 2002 года в столице было реализовано около 300 сертификатов. Сопоставив это с нашими данными, поняли, что почти каждый четвертый московский сертификат был реализован специалистами «Домостроя».
     Когда начинали работать с ГЖС, эта работа прежде всего была вопросом престижа – уважающая себя риэлторская компания должна заниматься всем. Сегодня же наши специалисты научились работать с сертификатами так, что и военнослужащим это выгодно (раз каждый четвертый из них приходит к нам), и компания не остается внакладе. Иногда, видя безвыходность ситуации, отдаем ранее выкупленные нами квартиры владельцам сертификатов дешевле, чем могли бы их через какое-то время продать, а некоторым и вовсе помогли в, казалось, безвыходных ситуациях. Так, например, в апреле к нам пришел закончивший службу на Камчатке капитан 3 ранга Андрей Белоусов, до конца срока действия сертификата которого оставалось 3 дня.
     
— Где же он был раньше?
     
— Отдал сертификат и задаток в размере 1.000 долларов в одно из столичных агентств и ждал в Находке, пока подбирают подходящий вариант. Деньги ему, конечно, не вернули, но сертификат нам все-таки удалось спасти. За день до истечения срока действия ГЖС сдали проект договора купли-продажи и расписку из Мосрегистрации в Сбербанк. Успели!
     
— Значит, чтобы не попадать в подобные ситуации, не надо никому оставлять сертификат и ни в коем случае не давать никакой предоплаты. И обращаться только в большую компанию, репутация которой не вызывает сомнений.
     
— Для подбора варианта сертификат, с которого начинается работа риэлтора с владельцем ГЖС, не нужен. А насчет предоплаты я бы поставила вопрос иначе: за что и на каких условиях можно вносить предоплату? Например, сравнивая предложения разных компаний, а это, реализуя ГЖС, делает каждый второй военнослужащий, едва ли правильно сравнивать реальные возможности одних риэлторов с ничем не подкрепленными обещаниями других, которые на словах и варианты предлагают лучше, и комиссионные готовы взять меньшие.
     

     
— Кстати, о комиссионных. Каковы они у вас?
     
— Бесплатно, как вы понимаете, никто не работает. Одна только проверка приобретаемого жилья, когда в поисках его предыдущих собственников приходится проделать огромную работу, нередко связанную с выездами в другие города, стоит немалых средств. Размер комиссионных персонально оговаривается с каждым клиентом. Скажу лишь, что они ниже, чем в других риэлторских конторах.
     
— Приобрести жилье в Москве и Подмосковье с помощью ГЖС можно, уменьшив определенный сертификатом метраж или доплатив, так как сертификатных средств не хватает. Остановимся на втором варианте. За что и когда вносятся средства? По каким признакам можно понять, реально ли риэлтор собирается выполнить данные обещания или за ними кроется какой-то подвох?
     
— Вы очень правильно увязали эти вопросы между собой. Чтобы не терять время и тем более деньги, при первой же встрече с риэлтором, выслушав его обещания, стоит сразу же детально проговорить все моменты его работы. Для наглядности расскажу, как с владельцами ГЖС работает «Домострой», когда и для чего берем предоплату, что при этом гарантируем.
     Пригласив владельца сертификата в офис, выясняем, как он хочет реализовать ГЖС – с уменьшением метража или доплатой (в качестве примера рассмотрим второй вариант). Уточняем, какую именно квартиру он хотел бы купить. Убедившись в реальности его запросов, заключаем договор о намерениях. Берем небольшую (6.000 рублей) предоплату и начинаем работать на поиск. По этому договору мы обязаны показать клиенту оговоренное количество соответствующих его требованиям (что также прописывается в договоре) квартир. Обычно речь идет о десяти вариантах, на просмотр которых уходит порядка 5 дней. Располагая объемной базой данных по выставленному на продажу жилью (электронные версии газет объявлений попадают к нам на день раньше, чем в печать), мы можем показать эти 10 уже имеющихся квартир и за один день. Военнослужащему за короткий срок сложно просмотреть все варианты и выбрать. После осмотра каждой квартиры заполняем протокол осмотра. Для чего это делается? Если мы не выполнили взятых обязательств и не смогли предложить клиенту десяток соответствующих его требованиям квартир, возвращаем деньги. Если же владелец ГЖС, осмотрев все предложенное жилье, вдруг меняет планы, прерывая с нами работу, предоплата покрывает наши затраты на поиск. Все, как видите, открыто и честно. Но обычно ни того, ни другого не бывает, потому что соответствие запросов клиента реальности мы определяем до подписания этого договора. Итак, вариант найден. Заключаем второй договор – на покупку конкретной квартиры, в котором оговариваем сумму доплаты (рассматриваем вариант с доплатой). По этому договору компания несет ответственность за юридическую проверку квартиры и юридическое сопровождение сделки. Обязательства клиента – купить данную квартиру в случае положительных результатов ее проверки. До этого по попавшим в нашу базу данных квартирам была проведена лишь предварительная проверка – по представленным продавцами документам. Теперь же проверяем квартиру на предмет возможных претензий всех предыдущих собственников и юридической чистоты всех проведенных с ней сделок. На этом этапе, взяв с военнослужащего аванс, передаем его продавцу еще до проверки. Эта предоплата вносится для того, чтобы продавец за время проверки не продал квартиру кому-нибудь еще. Если работаем с владельцем ГЖС без доплаты, аванс продавцу вносим из собственных средств. Если с квартирой все нормально, проводим сделку, если она вдруг оказывается нечистой, – возвращаем военнослужащему аванс, а с продавцом разбираемся сами. Таким образом, взятая с владельца ГЖС предоплата гарантирует, что он не откажется от сделки, дав на нее согласие, а передача этих денег продавцу бронирует выбранный вариант, что уже в интересах военнослужащего. Так работаем мы. Если же с вас, еще не успев предложить ни одной конкретной квартиры, требуют предоплату, да еще и внушительного размера, не заключая при этом никаких договоров и все обещая лишь на словах, – вот тут уже, какими бы привлекательными ни были обещания, пожалуй, стоит насторожиться. Особенно если при этом предлагают сразу же оставить сертификат и доверенность на право его реализации и последующую продажу приобретенной для вас квартиры.
     

     
— Еще один определяющий момент, по которому можно судить о надежности риэлтора, – дает ли он так называемые гарантийные обязательства на приобретаемую по сертификату квартиру. Все дело здесь в тщательности проверки этой квартиры. Насколько серьезно «Домострой» подходит к этой проверке, поясню на примере. В начале года, покупая для одного из офицеров по сертификату квартиру, наши специалисты, не удовлетворившись полученной в ЖЭКе информацией, обратились в паспортный стол милиции. Начальник паспортного стола вспомнил, что знает предыдущего продавца этого жилья – не совсем, по его мнению, психически здоровую женщину. Стали ее искать. И нашли в психоневрологическом диспансере под Рязанью. Оказалось, она ограничена в дееспособности, а значит, предыдущая сделка по этой квартире не может считаться законной. Значит, квартира, на риэлторском слэнге, нечистая. Военнослужащему, внесшему аванс, вернули деньги и подыскали другой вариант. С фирмой же, предложившей нам это жилье, пришлось разбираться в судебном порядке. С подобной тщательностью «Домострой» проверяет каждую находящуюся в работе квартиру. В итоге мы настолько уверены в своей экспертизе, что выдаем клиентам гарантийные обязательства, срок действия которых не ограничен. Это значит, что при возникновении каких бы то ни было претензий на право собственности наших клиентов на их жилье, «Домострой» будет оказывать им юридическую, в том числе и судебную помощь, а в случае неуспеха полностью возместит клиенту понесенный ущерб. Если же риэлторская компания не выдает подобных обязательств, лично я бы усомнилась в качестве проведенной ее специалистами проверки приобретаемого жилья. Впрочем, судите сами.
     

     
— С критериями, по которым следует выбирать риэлтора, определились. Осталось рассказать о завершении сделки. Сколько всего времени, кстати, уходит на реализацию ГЖС?
     
— Давайте подсчитаем вместе. Около пяти дней – на подбор и просмотр вариантов. Полторы-две недели – на проверку выбранной квартиры. В этом вопросе, согласитесь, спешить нельзя. Когда квартира проверена, заключаем договор купли-продажи, регистрируем его в Мосрегистрации (если речь о Москве) или областной регистрационной палате. После чего сдаем документы на проверку в Сбербанк. Все эти операции, разумеется, делаем сами. Военнослужащий никакие пороги не обивает, в очередях нигде не стоит. Около двух недель уходит на проверку Сбербанком и перевод казначейством денег. Когда это наконец случилось, все вместе идем на квартиру, проверяем, все ли в порядке, передаем новому владельцу ключи и книжки по оплате коммунальных услуг, после чего военнослужащий подписывает лист приема-сдачи работ с фирмой. Выдаем новому владельцу наше гарантийное обязательство – работа завершена. В среднем, таким образом, на покупку квартиры с помощью ГЖС у нас уходит чуть больше месяца.
     
— От имени обладателей сертификатов и потенциальных владельцев ГЖС разрешите поблагодарить вас за полезную консультацию. Кстати, консультации у вас бесплатные?
     
— Безусловно. Искренне уважая отдавших лучшие годы Родине военнослужащих, готовы оказать всем владельцам сертификатов любую теоретическую и практическую помощь. Наш телефон: 231-12-35. Пользуясь случаем, хотелось бы, кстати, дать военнослужащим еще один полезный совет. Чтобы не ездить в Москву несколько раз, следует очень внимательно отнестись к подготовке необходимых для работы с сертификатом документов. Их перечень можно уточнить по этому же телефону. Мы готовы, кстати, и заранее их проверить, получив по факсу. Такая ни к чему не обязывающая проверка, по-моему, лишней не будет.

Обеспечение жильем вынужденных переселенцев за счет бюджетных средств производится в соответствии с положениями подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы”.

В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" государство в установленном порядке оказывает содействие гражданам, имеющим статус вынужденного переселенца, в постоянном жилищном обустройстве.

В 2002 — 2005 годах удалось решить проблему жилищного обустройства более чем 7,4 тыс. семей вынужденных переселенцев.

Учитывая ограниченный объем средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, требуется эффективный механизм государственной поддержки граждан данной категории.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 — 2020 годы" определено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом и утверждены Правила выпуска и реализации таких сертификатов.

Предоставление вынужденным переселенцам социальных выплат на приобретение жилья способствует ускорению решения их жилищной проблемы, так как обеспечивает реализацию ими права свободного выбора местоположения и качественных характеристик жилья и приобретение его на рынке с оформлением права собственности.

Социальная выплата предоставляется вынужденному переселенцу — владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

Социальная выплата считается предоставленной вынужденному переселенцу — участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета.

Смотрите также другие формы социальной поддержки

Денежная форма предоставления социальной поддержки граждан

Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме услуг

Натуральная форма предоставления социальной поддержки граждан

Предоставление мер социальной поддержки граждан в форме социальных льгот

Последние федеральные новости по соцподдержке

все новости по соцподдержке

Книги по социальной поддержке

Сегодня в продаже:

  • Социально-педагогические технологии работы с "трудными" детьми. ФГОС

    Издательство: Учитель. Год: 2017. Серия: Управление современной школой.

    Проблема "трудных" учащихся — одна из психолого-педагогических проблем современного образования, требующая решения и построения воспитательной системы в соответствии с ФГОС. Материал пособия раскрывает это важное направление деятельности педагогического коллектива — работу с детьми группы риска: дается характеристика понятий "группа риска" и "зона риска"; предлагаются инструментарий диагностики проблем детей, относящихся…

  • Этика социальной работы. Учебное пособие для студентов вузов

    Издательство: Владос. Год: 2002.

    Cводные списки получателей государственных жилищных сертификатов

    Серия: Учебное пособие для ВУЗов.

    Данная книга является первым отечественным пособием, посвященным исследованию проблемы этических основ социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности. В нем рассматриваются основные вопросы происхождения, становления, сущности и содержания этики социальной работы, ее институциализации в виде профессионального…

смотреть все книги

Реализация Жилищного сертификата осуществляется в соответствии с Правилами использования жилищных сертификатов, утверждеными Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года №153. С даты выдачи жилищного сертификата до момента сдачи его в уполномоченный банк должно пройти не более 2-х месяцев. Срок действия сертификата 9 месяцев с момента его выдачи (дата указана на бланке Жилищного сертификата). Жилищный сертификат предоставляется молодому ученому только один раз.

Выдача сертификатов производиться в Жилищном отделе РАН по адресу: 119991, Москва, Ленинский проспект, 14, Президиум РАН, ком. 101.

Для правильной и своевременной реализации сертификата и выбора сценария использования социальной выплаты Получателю жилищного сертификата необходимо осуществить несколько важных шагов:

Шаг 1. Сразу после получения бланка Жилищного сертификата в Жилищном отделе РАН необходимо сделать нотариально заверенные копии Государственного жилищного сертификата (желательно 3-4 экземпляра). Нотариальные копии сертификатов понадобятся при совершении сделки приобретения жилого помещения, а также при получении ипотечного кредита.

Шаг 2. После получения заверенных нотариальных копий владелец жилищного сертификата должен сдать его в Банк по месту приобретения жилого помещения или по месту пребывания владельца жилищного сертификата для заключения договора и открытия банковского счета .

Социальная выплата предоставляется владельцу жилищного сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на банковский счет владельца жилищного сертификата, открытый в уполномоченном банке. Уполномоченный банк – это банк, выбранный для осуществления расчетных операций по социальным выплатам Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

В соответствии с проведенным конкурсом уполномоченными банками для осуществления расчетных операций по социальным выплатам (далее по тексту — уполномоченные банки) являются:

  • ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации»;
  • ОАО АКБ «Газпромбанк»;
  • ОАО «Банк Уралсиб».

Отбор банков для осуществления расчетных операций по социальным выплатам осуществляется на конкурсной основе ежегодно. Условия конкурса определяются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 № 1485 )

Функция уполномоченного банка — сбор и проверка документов, перечисление суммы указанной в Жилищном сертификате на любые зафиксированные Правилами цели: приобретение жилья/оплата части жилья/оплата части жилья с привлечением ипотечного кредита/погашение ипотечного кредита.

Для работы с Банком необходимо знать следующее:

2.1. Уполномоченный Банк проверяет соответствие данных, указанных в Жилищном сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца Жилищного сертификата, а также своевременность представления Жилищного сертификата (не более двух месяцев с даты выдачи Жилищного сертификата). Только после этого уполномоченный банк заключает с молодым ученым договор и открывает на его имя банковский счет.

2.2. В случае выявления несоответствия данных, а также в случае истечения указанного выше срока подачи Жилищного сертификата, сотрудник уполномоченного банка возвращает Жилищный сертификат его владельцу.

2.3. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений Банка и Владельца Жилищного сертификата, на имя которого открыт банковский счет (далее — распорядитель счета). В договоре банковского счета может быть указано доверенное лицо распорядителя счета.

2.4. В соответствии с этим же договором уполномоченный банк осуществляет перечисление денежных средств, с банковского счета, в счет оплаты договора (договоров) купли-продажи жилого помещения либо оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита, либо на погашение ипотечного кредита.

2.5. Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия Жилищного сертификата, и может быть расторгнут в течение этого срока по письменному заявлению распорядителя счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета, если на указанный счет не были зачислены средства социальной выплаты, банк выдает распорядителю счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления таковых средств.

2.6. Оригинал Жилищного Сертификата, сданный владельцем в Банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.

Шаг 3. Приобретение жилого помещения

Владельцу сертификата необходимо найти жилое помещение (квартиру, отдельную комнату, дом и пр.), физически и юридически свободное (см. ниже) в пределах того же субъекта федерации, где находится основное место его работы. Искать можно самостоятельно или обратиться в агентство недвижимости. Договор может быть составлен самостоятельно либо за его составлением обращаются в риэлтерскую компанию, к нотариусу или в любую юридическую фирму. Необходимо заранее ознакомится с тарифной политикой компании о размере взимаемой комиссии.

Пункты 53 и 55  Правил использования жилищных сертификатов свидетельствуют о том, что для оплаты стоимости приобретенного жилого помещения за счет средств субсидии необходим факт регистрации права собственности владельца сертификата на жилое помещение, т.е. приобретение за счет средств субсидии жилого помещения в строящемся доме не допускается, поскольку такое приобретение не позволяет осуществить регистрацию права собственности до завершения строительства дома.

3.1. Распорядитель счета для оплаты приобретаемого жилого помещения в течение срока действия договора банковского счета представляет в банк по месту приобретения жилого помещения договор банковского счета, договор (договоры) купли-продажи жилого помещения с необходимыми регистрационными надписями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения) (далее — свидетельство).

3.2. На момент заключения Договора приобретаемое жилое помещение должно соответствовать следующим условиям: а) быть сданным установленным порядком в эксплуатацию; б) оформлено в собственность продавца: физического лица или юридического лица, в том числе застройщика; в) отвечать установленным санитарным и техническим требованиям; г) быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания

3.3. После заключения договора купли-продажи с продавцом жилого помещения необходимо сдать документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) для регистрации перехода права собственности и получения Свидетельства о праве собственности на недвижимость.

3.4. Далее Договор купли-продажи жилья и Свидетельство о собственности должны быть переданы в уполномоченный банк, где был открыт банковский счет. Сотрудник уполномоченного банка в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения договора и свидетельства (свидетельства) осуществляет их проверку и принимает договор для оплаты. Допускается принятие договора купли-продажи для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) не более размера социальной выплаты, указанного в сертификате. Уполномоченный банк в течение 1 (одного) рабочего дня с даты принятия решения о приеме Договора для оплаты направляет государственному заказчику подпрограммы заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение (далее — заявка банка).

3.5. Государственный заказчик подпрограммы в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов, и в случае их соответствия представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка.

3.6. После проверки территориальным органом Федерального казначейства платежных поручений заявка банка возвращается государственному заказчику подпрограммы. В случае положительных результатов проверки территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход государственному заказчику подпрограммы средств федерального бюджета, предусмотренных сертификатом.

3.7. После перечисления средств на лицевой счет владельца сертификата, средства перечисляются продавцу жилого помещения.

3.8. В договоре купли-продажи указывается очередность оплаты полной стоимости жилого помещения. По договоренности с продавцом очередность может быть такой: в день подписания договора купли-продажи оплачивается часть жилого помещения за счет собственных средств (либо средства вносятся в банковскую ячейку), оставшаяся часть за счет средств субсидий по истечению 10-15 дней со счета владельца сертификата. Важно, чтобы в договоре купли-продажи жилого помещения был указаны все реквизиты жилищного сертификата (номер, дата выдачи).

Государственный жилищный сертификат

Важно обратить внимание на то, что действующее законодательство устанавливает правило, согласно которому в случае если оплата стоимости приобретаемого жилого помещения осуществляется после регистрации перехода права собственности к покупателю, то до момента полной оплаты приобретенное жилье находится в залоге у продавца. Для исключения применения данного правила продавец и покупатель вправе в договоре купли-продажи оговорить условие о том, что указанный залог не возникает.

Совершение всех перечисленных действий, кроме владельца жилищного сертификата, возможно доверенным лицом на основании нотариально заверенной доверенности, в которой должно быть зафиксировано, осуществление каких действий доверяет ему доверитель (сдачу сертификата в банк, оформление договора с банком, заключение сделки и т.д.).

Управление Росреестра не в праве отказать в регистрации сделки ввиду неправильного оформления документов. В этом случае документы возвращаются на доработку и сдаются снова.

С момента внесения записи о сделки в ЕГРП покупатель становиться собственником.

Если суммы жилищного сертификата не достаточно для приобретения жилого помещения, то возможно оформление ипотечного кредита по любой программе под устраивающую вас процентную ставку.

Дополнительные сведения

Если недостаточно средств для приобретения жилья

Важная информация для покупателей жилья

Контактная информация

В случае возникновения вопросов, рекомендуем обращаться:

Жилищный отдел РАН: тел. (499) 237-2322
Михайлова Оксана Владимировна, Самаракина Юлия Александровна,
Дмитриева Ольга Владиславовна
Начальник отдела Костина Софья Юрьевна, тел. (499) 237-8172

Представители СМУ РАН по жилищным вопросам:
тел. (915) 302-5012 Марин Иван
тел. (495) 980-1786 Булычев Александр
тел. (926) 529-1280 Мугин Олег

Представители АИЖК:
тел. (495) 775-4740
Все вопросы можно отправлять на специально созданный почтовый ящик
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Программа "Государственные жилищные сертификаты"

С момента принятия Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты" (далее – Программа ГЖС) прошло 5 лет. Для многих безквартирных военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, программа предоставила реальную возможность решить свою жилищную проблему. За прошедшее с 1998 года время реализовать свои сертификаты и стать владельцами квартир смогли более 57 тысяч семей .

Однако в среде потенциальных кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата, программа постоянно подвергалась и подвергается жесткой критике. В первую очередь, недовольство вызывает финансовое обеспечение программы. Получаемая участником программы ГЖС безвозмездная субсидия, как правило, не позволяет приобрести современное жилье в крупном городе. Разработчики программы рассчитывали, что при покупке квартиры военнослужащие, в дополнение к субсидии, будут использовать собственные сбережения или кредиты банков. Однако этот расчет не оправдался: во-первых, размер денежного довольствия военнослужащего не позволяет делать серьезных накоплений, во-вторых, ипотечное кредитование в России находится пока что в зародышевом состоянии.

Недовольство условиями Программы ГЖС привело некоторых бывших военнослужащих к дверям Верховного суда РФ. Первую "проверку на прочность" Программа ГЖС прошла уже в апреле 1998 года.

Черемных В.Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконной Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", как противоречащей, по его мнению, положениям Конституции РФ (ст. 19) и Закона РФ "О статусе военнослужащих" (ст. 15), ссылаясь на то, что программа практически на 5 лет приостанавливает государственные гарантии на предоставление военнослужащим жилых помещений, отменяет основной способ обеспечения военнослужащих жильем через органы местного самоуправления, нарушает права военнослужащих, на бесплатное получение жилья.

Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что заявление Черемных удовлетворению не подлежит. При этом Верховный Суд отметил, что указанная программа не исключает возможность получения военнослужащими жилых помещений через органы местного самоуправления по договорам социального найма.

За недоказанностью судом был отвергнут довод заявителя о том, что программа является единственным финансируемым Правительством каналом для обеспечения жилья военнослужащих, увольняемых с военной службы. Кроме того, в решении впервые в судебной практике был озвучен принцип добровольности участия в программе ГЖС .

Действующее законодательство предлагает 2 основных способа решения жилищных проблем увольняемых военнослужащих: посредством получения государственного или муниципального жилья по договорам социального найма или за счет субсидий на приобретение (строительство) жилья. Оба варианта финансируются из средств федерального бюджета, причем воспользоваться помощью государства можно только один раз. В случае приобретения жилого помещения посредством ГЖС участник программы теряет право на другие варианты улучшения жилищных условий.

Законом продекларировано право военнослужащего на самостоятельный выбор способа решения своей жилищной проблемы. Однако эта "свобода выбора" сводится на нет финансовыми политикой государства. В 1998 году В.Б. Черемных не смог доказать, что с принятием Федеральной программы "Государственные жилищные сертификаты" финансирование строительства жилья для военнослужащих было практически прекращено. Однако, если бы он обратился с аналогичной жалобой в 2002 году, решение суда не было бы таким однозначным.

В федеральном бюджете на 2002 год не нашлось средств на строительство жилья для военнослужащих. Действие абзаца первого пункта 14 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в части слов "в том числе" приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 года Федеральным законом "О государственном бюджете на 2002 год" от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ . Таким образом, в течении 2002 года названная норма выглядит следующим образом: "Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования".

Таким образом, "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет": единственным реальным способом получения жилья для военнослужащего является участие в Программе ГЖС. Однако и эта дорога имеет препятствия. Условия Программы ГЖС составлены таким образом, что военнослужащий, обеспеченный жильем по установленным нормам (пусть даже не там, где он хотел бы жить) в участники Программы ГЖС не попадает.

Как получить жилищный сертификат

К примеру, если военнослужащий, изъявивший желание получить ГЖС в Воронеже, вступал в права наследования на дом в глухой деревушке Архангельской области, его могли исключить из списка получателей ГЖС, как решившего свою жилую проблему.

Попавшие в такую ситуацию военнослужащие пытались восстановиться в списках получателей ГЖС через суд, однако их жалобы, как правило, не удовлетворялись. Бывший военнослужащий Б.В. Нагорный, получив подобный отказ, дошел в поисках правды до кассационной коллегии Верховного Суда РФ. В результате судьи высшего судебного органа исключили из Программы ГЖС условие о том, что участник Программы не должен иметь жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Правительство РФ, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами, ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья данной категорией граждан.

Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителе положение Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части установления права на выдачу сертификатов только военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, противоречит Федеральному закону .

Безусловно, это решение значительно расширило круг участников Программы ГЖС. У жалоб, связанных с отказом в выдаче ГЖС или с увольнением с военной службы без обеспечения ГЖС, появилась хорошая судебная перспектива.

Однако статьей 96 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что в 2003 году средства федерального бюджета направляются на обеспечение жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с проведением организационно — штатных мероприятий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для реализации Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" . Поэтому не исключено, что в двери Верховного суда РФ скоро снова постучит какой-нибудь обиженный военнослужащий, не получивший обещанного государством жилья…

Юрист Общественной организации «В будущее без насилия» В.Данько

Список литературы

Кушер С. "Второе дыхание жилищных сертификатов"//Российская газета, 3.04.2002 г. № 59, с.9

Законность, 1998, № 10

Пункт 34 Приложения 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" // "Российская газета", № 5 от 11.01.2002

Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 22.08.02 г. № КАС 02-380 // Консультант Плюс: Версия Проф

"Российская газета", № 244 от 28.12.2002 г.

Порядок и условия
выдачи государственных жилищных сертификатов
(во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561)
(утв. МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ)

1. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

2. В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.

3. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы:

— заявление о выдаче государственного жилищного сертификата;

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу;

— справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Как получить жилищный сертификат?

Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

5. В интересах несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, не способных участвовать в процедуре оформления документов, государственные жилищные сертификаты могут быть выданы лицам, определенным для этих целей законодательством Российской Федерации.

6. Лицам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и получившим в связи с этим компенсацию, государственные жилищные сертификаты не выдаются.

7. Эмитент государственных жилищных сертификатов либо уполномоченный им орган субъекта Российской Федерации несет ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий

С.Шойгу

Министр строительства
Российской Федерации

Е.Басин

Министр финансов
Российской Федерации

В.Пансков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 1995 г.

Регистрационный N 916

admin