Жилищный кодекс ст 56

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

СТ 56 ЖК РФ.

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Комментарий к Ст. 56 Жилищного кодекса РФ

1. 1), 2) Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими заявления о снятии с учета.

Причины подачи такого заявления могут быть самыми разными. Прежде всего, они связаны с обстоятельствами, предусмотренными в пп. 3 — 5 ч. 1 этой статьи.

В случаях приобретения жилой площади (превышающей по размерам учетную норму) на основании гражданско-правовых сделок: купли-продажи, дарения, наследования и др. гражданин перестает быть нуждающимся в обеспечении жильем по договору социального найма. Он сам обязан подать заявление о снятии с учета в связи с приобретением жилья и утратой основания, дающего право на получение социального жилья, в тот орган, где он был принят на учет.

3) Выезд на место жительства в другое муниципальное образование (за исключением изменения места жительства в пределах городов Москвы и Санкт-Петербурга) означает переезд гражданина на постоянное место жительства в другую местность (муниципальное образование города, поселка, сельского поселения).

Переезду на постоянное жительство в другую местность свидетельствуют: снятие с учета и регистрация по новому месту жительства, наличие там постоянного места работы, совместное проживание (по месту работы) с членами семьи и т.д.

В случаях временного отсутствия граждан по месту жительства они не могут быть сняты с учета как нуждающиеся в обеспечении жильем.

4) Граждане снимаются с учета в случаях получения ими от органов государственной власти, местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Как предусматривается в Указе Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. «О жилищных кредитах», граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья.

Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» Правительству Российской Федерации предписано предусматривать выделение средств на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в качестве основной формы использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу <*>.
———————————
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1430 (Указ реализуется на основе Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. (с изм. и доп. на 8 августа 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 33. Ст. 3269).

В этих и других случаях выделения бюджетных (иных средств) на строительство или приобретение жилья граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся при наличии факта использования выделенных субсидий, других денежных средств (необязательно по целевому назначению).

5) Предоставление гражданину земельного участка органом государственной власти или органом местного самоуправления для целевого использования — строительства жилого дома может служить основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

При применении положения этого пункта должно быть обращено внимание:

а) соблюдены ли требования земельного, гражданского законодательства (ст. 30 — 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации) по отводу земельного участка?

б) осуществлен ли реальный отвод земельного участка под строительство?

в) намерен ли гражданин заниматься строительством? Располагает ли он при этом финансами, материально-техническими средствами (строительными материалами)?

Только после выявления этих обстоятельств гражданин может быть снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

6) Представленные документы о праве получения жилого помещения за счет фонда социального жилья должны быть проверены отделами и службами учета и распределения жилья органов местного самоуправления, жилищно-бытовыми комиссиями.

В случаях выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших ложным основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, ведущего принятие на учет, заинтересованный гражданин снимается с учета независимо от того, знал он или не знал о допущенных нарушениях и злоупотреблениях.

2. Решение о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в обеспечении жильем должно быть принято, как отмечалось, тем органом, на основании решения которого гражданин был принят на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления нарушений.

В решении о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в обеспечении жильем должны быть названы и перечислены обстоятельства, объективно установленные компетентными службами и органами, послужившие основанием для принятия такого решения. Представляется целесообразным и выделение доказательственной базы выявления нарушений, поскольку решение о снятии с учета может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Комментарий к Статье 56 ЖК РФ

1. Шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 комментируемой статьи в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс. Правовыми актами регионального и местного уровней указанный перечень оснований изменен быть не может.

Следует иметь в виду, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 (дата введения в действие Кодекса) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Кодекса, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Кодексом, с учетом приведенных положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона.

2. В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса и комментарий к ней). Требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет (см. ч. ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса и комментарий к указанным частям).

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы в суд в том же порядке, который применяется для обжалования решений об отказе в принятии на жилищный учет (см. ч. 3 ст. 54 Кодекса и комментарий к ней).

Другой комментарий к Ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 55 граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в комментируемой статье.

2. Граждане снимаются с учета в следующих случаях:

1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;

2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, «коммерческого» найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);

3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);

4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;

6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.

Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК постановке на учет для получения жилья.

3. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания и обязательную ссылку на обстоятельства (ч. 1 комментируемой статьи), послужившие причиной снятия с учета. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Статья 6 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56, а также если отпали основания, которые до введения в действие ЖК давали им право получить жилье по договору социального найма.

5. Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

Комментарий к Ст. 56 ЖК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого, они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.

Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, а орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.

3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).

Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими, либо относящимися к особой названной в законе категории граждан, либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:

1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получением членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, в связи с занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;

2) увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);

3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).

5. Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.

6. В целях определения оснований для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, место жительства должно определяться бесспорно и однозначно по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания как от граждан, так и от органов, осуществляющих такой учет, потребует немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с необоснованным снятием с учета, и т.п. Поэтому в правоприменительной практике сам по себе факт изменения места постоянного или преимущественного проживания гражданина, когда он не исполнил обязанность по уведомлению государства о своем новом месте жительства (не зарегистрировался по новому месту жительства), не дает основания к определению его места жительства в целях снятия его с учета в качестве нуждающегося. Формально у органа, осуществляющего учет, есть информация только о регистрации гражданина по предыдущему месту жительства, и данный орган не вправе по своему усмотрению, к примеру, исходя из сведений, полученных от соседей этого гражданина, снять его с учета. Основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, остается регистрация гражданина.

Учитывая сказанное, возникает вопрос: что считать местом жительства, когда гражданин имеет на праве собственности квартиру в городе, которой не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, и дом в сельской местности, где фактически проживает? На практике окажется, что факт проживания в сельском доме не будет иметь юридического значения (если только он не будет установлен в судебном порядке), причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту пребывания.

Кроме того, фактическое отсутствие гражданина в жилом помещении, по которому он зарегистрирован как по месту жительства (даже и достаточно продолжительный период), необязательно означает изменение им места своего жительства. Это может быть связано с условиями и характером его работы, лечением, обучением, отдыхом и т.п. . В свою очередь, орган, осуществляющий учет, не имеет достаточных правомочий, чтобы оценить все обстоятельства отсутствия гражданина. Это может сделать только суд, поскольку только в судебном порядке могут быть объективно исследованы все обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства гражданина. Поэтому в случае фактического изменения места жительства гражданина, когда он не регистрируется по новому месту жительства и сохраняется его регистрация по предыдущему месту жительства, данный гражданин может быть снят с регистрационного учета только на основании решения суда, подтверждающего фактическое изменение гражданином своего места жительства.
———————————
Даже в советский период существования института прописки по месту постоянного жительства для таких случаев в правоприменительной практике были выработаны специальные исключения. В частности, согласно п. п. 1 и 2 Постановления Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 г. N 477 «О гарантии жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы» (СПП СССР. 1988. N 18. Ст. 54) граждане, временно отсутствовавшие в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы, не подлежали снятию с учета по мотивам их выезда и обеспечивались жилой площадью независимо от наличия у этих граждан прописки в населенном пункте, где сохранялось за ними жилое помещение в течение всего времени выполнения данной работы. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (Бюллетень ВС СССР. 1987. N 3. С. 8) при разрешении споров о расторжении договора найма ввиду выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное место жительства в другое место суд обязан был истребовать доказательства, свидетельствующие о поселении нанимателя в другом населенном пункте или в другом жилом помещении (документы о выписке из жилого помещения, об увольнении с работы и устройстве на работу по месту нового жительства, обеспечении жильем по новому месту работы и др.).

Таким образом, основным юридическим фактом, позволяющим установить изменение места жительства гражданина в целях снятия его с учета нуждающихся, является формальный признак — снятие с регистрационного учета по месту жительства в муниципальном образовании, в котором он состоял на учете в качестве нуждающегося, и его регистрация по новому месту жительства в другом муниципальном образовании (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).

Данная позиция находит свое подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-О , в котором, в частности, отмечено, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. По мнению Конституционного Суда РФ, введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет в целях улучшения жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан, не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями ст. ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ. При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями ст. 40.1 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ «О занятости населения», может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, необязательно связанных с видом регистрации.
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы «Основы жилищной политики г. Москвы» // СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.

7. Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи в виде основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусматривает случай получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Учитывая высокую стоимость жилых помещений и незначительные доходы большинства граждан, нуждающихся в жилье, в современных условиях такая финансовая помощь играет важную роль в обеспечении условий для решения жилищной проблемы малообеспеченных граждан.

В Российской Федерации существуют различные виды и формы такой помощи. При этом принципиально важный характер имеет безвозмездная финансовая помощь (субсидия) гражданам на строительство или приобретение жилья, которая не подлежит возврату или возмещению даже частично.

К примеру, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 , формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Соответствующие Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 . При этом необходимо учитывать, что согласно п. 65 названных Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину — участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета, либо платежей, связанных с приобретением жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств банков.
———————————
СЗ РФ. 2011. N 5. Ст. 739.

СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1405.

Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения отдельных категорий граждан жильем также является единовременная субсидия, предоставляемая федеральным государственным гражданским служащим. Согласно Правилам предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 , направляемые из федерального бюджета средства единовременной выплаты могут быть использованы в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого гражданским служащим на основании договора купли-продажи, либо в качестве платежа в счет оплаты паевого взноса гражданским служащим, являющимся членом жилищного, жилищно-строительного или жилищного накопительного кооператива, либо на оплату расходов по строительству объекта индивидуального жилищного строительства. Данные средства также могут быть использованы гражданским служащим в счет погашения долга и (или) на уплату процентов по кредитам или займам (включая ипотечные) на приобретение им жилья.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 6. Ст. 739.

Основания, порядок и условия предоставления субсидий на приобретение и строительство жилья, а также категории граждан, которые имеют право на получение субсидий за счет бюджетов субъектов Федерации, конкретизированы нормативными актами субъектов Федерации .
———————————
См., например: Постановление правительства г. Москвы от 26 октября 2004 г. N 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 63.

8. Отдельным категориям граждан в решении их жилищной проблемы может быть оказана государством или муниципальным образованием помощь не только в виде предоставления им бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, но и в виде предоставления земельного участка для строительства жилого дома. Например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы наделены правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Федерации, но не менее 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности . Право на аналогичную льготу имеют также Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, с той лишь разницей, что размер площади предоставляемых бесплатно в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов составляет 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности .
———————————
См. п. 4 ст. 5 Закона РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247.

См. п. 4 ст. 3 Федерального закона от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» // СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 349.

Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве одного из оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, получение гражданами от органов государственной власти или органов местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

9. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при выявлении в представленных ими документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

В данном пункте предусмотрено два самостоятельных основания для снятия с учета.

Во-первых, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий учет. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на такой учет, например относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения, состояния здоровья граждан, получаемых доходов и т.п. При этом не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что граждане снимаются по такому основанию с учета только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете (к примеру, в представленных органу, осуществляющему учет, документах сведения об общей площади занимаемого жилого помещения не соответствуют действительной площади такого помещения, но это несоответствие не приводит к утрате какого-либо основания, по которому соответствующий гражданин был принят на учет).

Во-вторых, основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица (которое, например, неправильно оценило фактические обстоятельства при рассмотрении его заявления о постановке на учет).

10. Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возможно лишь в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Поэтому неправомерным является снятие с учета, например, по мотивам зачисления гражданина на учет желающих получить жилое помещение по договору коммерческого найма, безосновательного неоднократного отказа такого гражданина от предоставляемого ему жилого помещения в порядке очередности, отказа от получения земельного участка под строительство жилого дома и т.п.

11. Естественным основанием снятия с учета, не указанным в комментируемой статье, является смерть гражданина, состоящего на учете, так как с этим обстоятельством связано прекращение его правоспособности (ст. 17 ГК). При этом в случае смерти гражданина, состоящего на учете, члены его семьи, если они были приняты на учет как члены семьи данного гражданина, не могут быть сняты с учета по указанному мотиву. За ними в силу ст. 55 ЖК РФ сохраняется право состоять на учете, и они могут быть сняты с учета только по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи.

12. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет (см. комментарий к ст. 52 ЖК). При этом ЖК РФ устанавливает требование для указанного органа относительно сроков принятия им решений о снятии с учета. В частности, согласно ч. 2 комментируемой статьи данный орган должен принимать решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления случаев, послуживших основанием для снятия с учета. Поэтому решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи. Указанные решения выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы этими гражданами в судебном порядке.
———————————
Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые сроки исчисляются не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни.

13. С учетом положений ст. 247 ГПК РФ обращение в суд гражданина, оспаривающего решение о снятии его с учета, осуществляется путем подачи заявления об оспаривании действий (решений), нарушающих права гражданина. В заявлении должно быть указано, какое решение и какого именно органа должно быть признано незаконным, какие права и свободы лица нарушены этим решением. К заявлению необходимо приложить копии представляемых документов, так как в силу ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается с участием должностного лица (руководителя органа) либо его представителя.

Заявление подается гражданином в районный суд общей юрисдикции. Оно может подаваться как самим гражданином, так и его представителем (чьи полномочия должны быть оформлены в соответствии с законом (ст. 53 ГПК)). Гражданин вправе подать заявление как в суд общей юрисдикции по месту нахождения органа, осуществляющего учет, чье решение обжалуется, так и по месту своего жительства (ст. 254 ГПК).

Срок для обращения в суд с заявлением установлен ст. 256 ГПК РФ и составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права (в данном случае — со дня получения гражданином решения о снятии его с учета). Следует учитывать, что пропуск срока не является основанием для отказа в принятии судом заявления, а причины пропуска срока подлежат выяснению в судебном заседании. При этом срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Уважительными причинами могут быть любые обстоятельства, в том числе болезнь гражданина.

Комментарий к статьям 55, 56

1. В соответствии со ст. 55 граждане сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья. Снять их с учета можно только по обстоятельствам, которые исчерпывающим образом перечислены в комментируемой статье.

2. Граждане снимаются с учета в следующих случаях:

1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;

2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории «малоимущие».

К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).

В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, «коммерческого» найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);

3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);

4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;

6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.

Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.

3. Решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания и обязательную ссылку на обстоятельства (ч. 1 комментируемой статьи), послужившие причиной снятия с учета. Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

4. Статья 6 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ устанавливает, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56, а также если отпали основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право получить жилье по договору социального найма.

5. Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1123-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Полежаева Юрия Валентиновича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 51 и пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ю.В. Полежаев оспаривает конституционность части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, пункта 2 части 1 статьи 56 данного Кодекса, предусматривающего снятие граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также положений пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280), предусматривающего случаи снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2017 N 309-ЭС17-843 по делу N А50-23888/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как предоставление жилого помещения взамен существующего было обусловлено требованиями закона, возлагающего обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями на органы местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции, руководствовался статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 49, 52, 54, 56, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о недоказанности Администрацией причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) ответчика и возникшими у истца убытками.

Определение Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 74-КГ17-2 Требование: О предоставлении жилого помещения. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что занимаемое им и членами его семьи жилое помещение сгорело в результате пожара, в связи с чем истцу на семью из пяти человек было предоставлено во временное пользование жилое помещение. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку выводы суда об отсутствии правового значения для разрешения возникшего спора того обстоятельства, что семья истца не относится к категории малоимущих граждан, являются ошибочными как не основанные на положениях действующего законодательства. Кроме того, судом не учтен тот факт, что на момент заявления истцом требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке он и его семья были обеспечены жильем в маневренном фонде.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на то, что предоставление жилья в связи со сносом дома носит компенсационный характер, предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий в порядке статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возникло у истца независимо от признания его органом местного самоуправления малоимущим и принятия на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 161-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сергеевой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Т.В. Сергеева оспаривает конституционность пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2017 N 84-КГ16-9 Требование: Об обязании предоставить вне очереди жилое помещение. Обстоятельства: Истица указывает на то, что произошел пожар, в результате которого дом стал непригоден для проживания. Постановлением органа местного самоуправления семью истицы сняли с учета по тому основанию, что ее отец построил жилой дом. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения этих лиц жилым помещением по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, однако это не было предметом проверки и оценки суда.

Постановлением администрации от 6 июля 2015 г. N 467 «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» Гусева Е.И., Гусев Ю.А. и Краснова И.Ю. сняты с указанного учета на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (общая норма жилого помещения на одного человека превышает учетную норму) (л.д. 6).

Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 204-КГ16-2 Требование: О признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Обстоятельства: Решением жилищной комиссии истец снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с выявлением сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку к моменту постановки истца на жилищный учет в его и совместно проживающих с ним членов семьи пользовании находились две квартиры, полученные от государства, что свидетельствует о незаконности признания их нуждающимися в жилом помещении ввиду обеспеченности жильем выше учетной нормы.

Удовлетворяя требования истца, президиум Уральского окружного военного суда исходил из того, что наличие с 1998 года в собственности у его супруги жилого помещения общей площадью 71,6 кв. м не влияло на правомерность принятия его и двух детей на учет нуждающихся в жилом помещении в 2003 году, поскольку в соответствии с действовавшим в тот период законодательством, даже без учета супруги, на каждого из них приходилось менее учетной нормы жилого помещения в квартире, которую они занимали (менее 15 кв. м общей площади). Кроме того, по выводам президиума жилищной комиссией Управления были нарушены требования ч. 2 ст. 56 ЖК РФ о необходимости принятия решения о снятии с жилищного учета в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Как указано в постановлении президиума, о наличии жилья в собственности супруги истца жилищной комиссии было известно еще в 2006 году, в 2012 году он поставил вопрос об исключении бывшей супруги из числа лиц, претендующих на получение жилого помещения, а вопрос о снятии его с жилищного учета был решен лишь в 2015 году.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 06.09.2016 N 201-КГ16-31 Требование: О признании незаконным решения в части снятия с жилищного учета по избранному месту жительства. Обстоятельства: Решение мотивировано тем, что заявитель в период военной службы был обеспечен жилым помещением, которое не может сдать, оснований для его повторного обеспечения жильем не имеется. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку после оставления квартиры родственникам основания для улучшения жилищных условий заявителем были утрачены. К тому же после перевода в военную прокуратуру заявитель подлежал снятию с жилищного учета в силу п. 2 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР с последующим решением вопроса о постановке на жилищный учет по новому месту военной службы, что и было реализовано решениями уполномоченного органа.

С учетом того, что Октысюк В.В. в заявлении в жилищную комиссию от 27 декабря 2007 года указал об оставлении квартиры в г. Калининграде за членами бывшей семьи по решению суда, установление жилищной комиссией иных обстоятельств, связанных с самостоятельным оставлением им квартиры, могло явиться основанием для рассмотрения 14 июля 2015 г., то есть в течение срока, установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, вопроса о снятии заявителя с жилищного учета.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.07.2016 N 211-КГ16-20 Требование: О признании незаконным решения жилищной комиссии уполномоченного органа. Обстоятельства: Оспариваемым решением бывший военнослужащий и его члены семьи сняты с жилищного учета. Основанием для такого решения послужило представление при решении вопроса о принятии на жилищный учет недостоверных сведений, а также обеспеченность их жильем сверх учетной нормы. Решение: Требование удовлетворено, поскольку после приобретения дочерью бывшего военнослужащего в собственность квартиры основания состоять на жилищном учете у бывшего военнослужащего отпали, поскольку на каждого члена семьи приходилось более учетной нормы площади этого жилого помещения.

Изложенные обстоятельства в силу ч. 2 ст. 51 и п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ являются основанием для снятия Пасекова Г.Г. с жилищного учета.

При таких данных оспариваемое решение жилищной комиссии основано на правильном применении норм материального права и вывод суда первой инстанции о признании его законным является верным, а определение суда апелляционной инстанции об обратном ошибочным.

Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2016 N 71-КГ16-2 Требование: О признании незаконными бездействия, решения о снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением, восстановлении на учете, включении в реестр военнослужащих, принятых на учет. Обстоятельства: Истцы указали, что были поставлены на учет решением жилищной комиссии на основании судебного акта, поэтому должностное лицо не вправе ставить под сомнение право военнослужащей и членов ее семьи состоять на учете нуждающихся в жилье. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суду следовало выяснить вопросы об основаниях снятия заявителей с учета, нуждаемости в жилье, а также о том, было ли сохранено право заявителей состоять на жилищном учете, в том числе с учетом сведений о наличии у истцов зарегистрированных прав на жилые помещения.

В апреле 2013 года его отцу — Ермакову Е.А., также состоявшему на указанном учете в качестве члена семьи Ермаковой Н.А., выдано письменное сообщение и уведомление от 7 августа 2012 г. N 190 начальника отдела N 5 ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее — решение от 7 августа 2012 г. N 190), которым Ермакова Н.А. и члены ее семьи (муж Ермаков Е.А., сын Ермаков Т.Е., внук Ермаков А. и невестка Ермакова И.В.) сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений и исключены из единого реестра военнослужащих, состоящих на данном учете, на основании статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещении по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.

Кассационное определение Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 41-КГ15-38 Требование: О признании незаконными решений об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставить жилое помещение в собственность бесплатно. Решение: Требование удовлетворено в части признания незаконными решений, поскольку оспариваемые решения не содержат указания на наличие иных предусмотренных законом оснований для снятия заявителя с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В части обязания поставить на учет отказано, поскольку последствием отмены решения о снятии заявителя с учета является восстановление его прежнего статуса как лица, состоящего на учете нуждающихся в получении жилья.

Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

admin