Желтый запрещающий сигнал светофора

Так, в соответствии ее частью первой за проезд на запрещающий сигнал светофора полагается штраф в размере 1000 рублей. Большинство водителей считают, что она применяется только за проезд «на красный», однако и желтый сигнал, будучи на самом деле запрещающим, тоже находится в сфере действия 12.12 КоАП.

Согласно ее пункту 3, за повторный (в течении года) проезд под запрещающий сигнал светофора полагается уже 5000 рублей штрафа. Или — лишение «прав» на срок до полугода. А это уже серьезно. Допустим, водитель однажды «ловит» 1000 рублей штрафа «за проезд на красный свет», — пусть хоть и от камеры автоматической фиксации.

А потом в течении года после этого он однажды как обычно проскакивает перекресток «на желтый» и неожиданно для себя попадает в оборот к сотруднику ГИБДД, притаившемуся за пересечением. Доказать служивому, будто ты «не мог остановиться без применения экстренного торможения» вряд ли получится — как раз по причине отсутствия четкого определения этого термина в ПДД.

К тому же патрульный наверняка сразу же по базе данных выяснит, что за «проскакуном» уже числится подобное нарушение. На этом основании может быть составлен протокол по части 3 статьи 12.12 КоАП — о повторном нарушении. А это — прямая дорога в суд по поводу лишения «прав».

— Желтый сигнал светофора является запрещающим знаком для проезда автотранспорта и призван предупреждать о предстоящей смене сигналов. Соответственно, штраф за проезд на запрещающий знак светофора предусмотрен ст. 12.12 КоАП РФ и равен 1000 рублей. Однако ситуации бывают разными. Например, в момент проезда перекрестка разрешающий зеленый сменился на запрещающий желтый. Вы, оценив ситуацию, поняли, что не сможете остановиться перед стоп-линией (как того требуют ПДД) без применения экстренного торможения, и решили проехать перекресток. В данной ситуации закон будет на вашей стороне. Хотя доказать невозможность остановки на желтый сигнал светофора сложно, ведь п. 10.1 ст. 10 ПДД гласит, что скорость должна позволять водителю контролировать движение. Но попытка не пытка – сошлитесь на то, что экстренное торможение запрещено п. 10.5 ПДД, а если его не применять, то пришлось бы останавливаться, выехав на перекресток, нарушив пп. 13.7, 12.4 ПДД. Если же будет составлен протокол, то запишите все свои доводы и обжалуйте постановление, объяснив, что действовали четко в рамках закона, согласно п. 6.14. ПДД.

Итак, правила ГИБДД в большинстве случаев не позволяют водителю ехать на запрещающий сигнал светофора. Штраф за такое нарушение, зафиксированное сотрудником ГИБДД или автоматической камерой, составляет 1000 рублей, о чем говорится в статье 12.12 КоАП РФ.

За повторное нарушение, в случае если оно было зафиксировано инспектором ГИБДД, автомобилисту грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение прав сроком на 4-6 месяцев. Если это нарушение было зарегистрировано камерой, водителю придется оплатить штраф в размере 5000 рублей.

Если автомобилист поехал на запрещающий сигнал светофора на железнодорожном переезде, то наказанием будет штраф в размере 1000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 3 до 6 месяцев.

А теперь рассмотрим несколько исключений. Так, в пункте 6.15 Правил дорожного движения говорится, что «водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика». Более того, они обязаны слушаться указаний регулировщика «даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки». Таким образом, выполнять указания регулировщика автомобилист должен даже, если придется ехать на запрещающий сигнал светофора.

По Правилам дорожного движения автомобиль с включенными проблесковым маячком синего цвета, выполняя служебное задание, имеет приоритет на дороге. Другие участники дорожного движения должны уступать дорогу спецтранспорту, а игнорирование этого правила будет стоить им от 3000 до 5000 рублей штрафа.

Интересно, что, хотя правила и требуют от водителя всегда уступать дорогу спецтранспорту, они не говорят ему прямо нарушать ПДД и ехать на красный свет светофора. Так что в случае, если автомобилист будет подчиняться правилу и, предоставляя приоритет, например, машине скорой помощи, поедет на красный свет, то не исключено, что он получит штраф от камеры видеофиксации. При хорошем варианте развития событий водителю, возможно, удастся доказать, что не поехать на красный свет он не мог.

Если есть еще случай, когда на светофоре можно ехать на запрещающий сигнал светофора. Он описывается в пункте 13.7 Правил дорожного движения. Там, в частности, говорится, что если автомобилист выехал на перекресток при разрешающем сигнале светофора, то он обязан ехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка.

Получается, что даже если водитель начал поворачивать налево и встрял в затор, то он обязан продолжать поворачивать и двигаться в выбранном направлении даже тогда, когда загорелся красный сигнал. Другие автомобилисты обязаны пропустить такую машину. Это указано в 13.8 Правил дорожного движения: «при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Есть также нюанс и при повороте «под стрелку». Так, ПДД не запрещают поворот на красный сигнал светофора, если этот маневр разрешает горящая стрелка в дополнительной секции. Водитель может в этом случае повернуть на красный, но прежде он должен уступить дорогу всем машинам, как встречного, так и попутного потока.

Еще один нюанс с ездой на запрещающие сигналы светофора описывается в пунктах 6.13 и 6.14 Правил дорожного движения. Так, бывают случаи, что водителю, вынужденному остановиться на желтый сигнал светофора (а это также сигнал, запрещающий движение), приходится прибегать к экстренному торможению. Но если автомобилист не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению в таких местах, как, например, перекресток, железнодорожный переезд или перед светофором, то ему разрешается дальнейшее движение.

Решаясь ехать на запрещающий сигнал светофора, пусть это даже и разрешают Правила дорожного движения, автомобилист, конечно же, должен убедиться, что его маневр выполняется в безопасных условиях. Важно также понимать, что при этом он не ставит под угрозу свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.

В условиях плотного городского трафика водители регулярно проезжают перекрестки на мигающий зеленый свет, а трогаются на красно-желтый. Однако некоторые удивляются, получая штрафы с автоматических камер, установленных на перекрестках, за выезд на перекресток до того, как загорелся зеленый свет. Давайте разберемся, почему удивляться не стоит, когда можно трогаться с места на перекрестке и какое наказание предусмотрено для нарушителей.

Где нужно останавливаться на перекрестке?

Для начала вспомним, где нужно останавливаться на перекрестке.

Пункт 6.13. ПДД КР: «При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке – перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам;
  • в других местах – перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено».

Когда можно трогаться с места?

Понять, когда можно трогаться с места на перекрестке с работающим светофором, несложно: в пункте 6.2. ПДД КР указаны лишь два сигнала, безусловно разрешающих движение, и один – условно разрешающий. Движение безусловно разрешено на зеленый и мигающий зеленый сигнал светофора, а желтый сигнал разрешает движение тем водителям, которые при его включении не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению. Кроме того, желтый мигающий сигнал тоже разрешает движение, но это, согласно пункту 13.3. ПДД КР, сигнал о том, что перекресток впереди – нерегулируемый.

Однако нас интересует другой сигнал: сочетание красного и желтого, которое загорается перед зеленым, разрешающим начало движения на перекрестке. И здесь все тоже просто: пункт 6.2 ПДД КР указывает, что «сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала». То есть, движение на красно-желтый сигнал светофора равнозначно движению на красный свет. Трогаться же можно только при включении зеленого сигнала светофора и с учетом пункта 13.8 ПДД КР, который указывает, что даже при включении зеленого водитель «обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

Как наказывается преждевременное начало движения?

Учитывая, что красно-желтый сигнал светофора, как мы уже знаем, равнозначен красному, начало движения при нем наказывается как проезд на запрещающий сигнал светофора. (Статья 123-1 часть 2 КоН КР — 3 000 сом).

Стоит помнить, что контроль за нарушениями выполняют и инспекторы ПМ, и камеры автоматической фиксации нарушений. Если факт выезда на перекресток на красно-желтый свет фиксирует сотрудник ПМ, он останавливает водителя и выписывает штраф. Камера делает то же самое: отслеживает начало движения и сигнал светофора, но обычно ориентируется по стоп-линии и при ее досрочном пересечении фиксирует нарушение и выписывает штраф.

Как показывает практика инспекторы обычно не наказывают за подобные нарушения. Но, наказать может водитель, двигающийся в поперечном направлении и который стремиться проскочить на желтый сигнал светофора.

Статья на кыргызском языке

Статья основана на материале с сайта: kolesa.ru

Произошедшая ранним утром 17 апреля 2018 года в Кривом Роге авария, в результате которой 8 человек погибло на месте, 2-е скончались в больнице, а десятки ранены, подняла множество вопросов, как социального, так и законодательного характера. В частности, это ДТП всколыхнуло обсуждение принципов применения в нашей стране желтого мигающего сигнала светофора. Ведь в том числе именно из-за проезда виновником аварии нерегулируемого перекрестка на желтый мигающий, эта страшная авария и произошла.

По крайней мере так сейчас думают в Кабмине, в «стенах» которого стали активно изучать вопрос полной отмены желтого сигнала светофора на территории Украины. А в украинских соцсетях принялись массово обсуждать эту тему, споря, для каких целей служит данный сигнал, и к чему может привести его ликвидация.

Так давайте разберемся, что такой желтый сигнал светофора, и в частности желтый мигающий. Откуда это понятие появилось, что означает и предписывает.

Вообще-то, изначально изобретенный еще в конце 19 века светофор имел лишь два цвета – красный и зеленый. Желтый (а в некоторых странах оранжевый) в него начали добавлять гораздо позже – с 1920 года. И если у красного, и у зеленого сигнала светофора во всех странах мира одинаковая трактовка, то этот самый желтый (и/или оранжевый) имеет множество разночтений.

Поначалу, чтобы участвовать в каких-либо спорах, следует вспомнить, как работу светофоров регламентирует главный свод законов дорожной безопасности – действующие сейчас Правила дорожного движения Украины.

Согласно § 8 п.8.7.3 ПДД сигналы светофора описываются так:

а) зеленый разрешает движение;

в) зеленый мигающий разрешает движение, но информирует о том, что вскоре будет включен сигнал, запрещающий движение.

ґ) желтый — запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;

д) желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии опасного нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода;

е) красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.

Итак, как видите, согласно ПДД, в Украине желтый свет светофора – запрещающий сигнал, а желтый мигающий – разрешающий.

Но, тогда почему большинство украинских водителей десятками лет находясь за рулем, воспринимают желтый сигнал светофора разрешающим сигналом? Попробуйте понаблюдать, что происходит на наших дорогах – львиная доля водителей с полной уверенностью проедет на желтый свет (тем более мигающий), не считая это нарушением. Более того, на желтый многие даже специально ускоряются, чтобы успеть проскочить до красного сигнала.

Вполне вероятно, причина такого поведения украинских драйверов «родом из детства». Вспомните, как нас учили в садах и школах:

красный свет – Стой! Остановись!

желтый свет – Внимание! Приготовься!

Зеленый свет – Путь свободен! Можно двигаться!

Этими правилами нам с детства вбивают в голову постулаты о запрещающем красном, разрешающем зеленом, и желтом…каком? Что это за приготовься? К чему и как? Что значит данный сигнал – запрет или разрешение? Не получив еще в детстве запрет на проезд/проход на желтый, и руководствуясь принципом «все, что не запрещено, разрешено», мы на всю жизнь решаем, что желтый сигнал создан для активного движения.

Так может и вправду желтый сигнал светофора нашему менталитету не подходит?

С желтым мигающим и вовсе ситуация странная. Традицию его повсеместного ночного включения в населенных пунктах, кстати, нигде не прописанную в ПДД Украины, мы переняли у Европы и Запада. Перевод на всю ночь светофоров в состояние желтого мигающего, объясняют, во-первых, экономией электроэнергии, а, во-вторых, возможностью не стоять водителям на красный в условиях ночного трафика.

Однако, если вторая причина звучит логично, то разговор об экономии таким образом электроэнергии смущает. Светофор – до боли простое устройство, которое тратит на питание подсветки любого цвета одинаковое количество энергии. Ему не важно – желтый это или зеленый. Поэтому, очень сомнительно, что перевод в ночное время светофоров на желтый мигающий дает значимую экономию электроэнергии.

А вот то, что параметры и принципы его включения нигде четко не прописаны в наших законах, дает возможность дорожным службам в каждом населенном пункте использовать желтый мигающий ночью как им захочется. Вы знаете точно, в какой промежуток времени в Украине включают общий желтый мигающий? И меняется ли это время в зависимости от поры года, а значит и от протяженности светового дня? Увы, эту информацию обычные граждане не знают, ибо общих правил на этот счет у нас в государстве нет.

Так что в свете резонансных дорожных аварий, в которых желтый сигнал светофора становится одной из причин их возникновения, Украине и вправду стоило бы серьезно изучить практику его применения. Быть может, стоит взять за основу какой-то уже готовый зарубежный опыт. А может статься, что принципы других стран нам не пойдут в силу особенностей украинского менталитета.

Но, в любом случае, просто устранением одного цветового сигнала из светофора решить проблему аварийности на наших дорогах невозможно. Это должен быть комплексный подход, в который войдут обязательная неотвратимость наказания, «невзирая на лица», фото и видеофиксация, построение качественных дорог, отладка дорожной инфраструктуры и обязательно воспитание водителей, начиная с детства. А от отдельно взятых, «вырванных из контекста», решений, толку, увы, будет мало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

admin