Земля общего пользования в СНТ

Вопрос: Земли общего пользования принадлежат садоводческому некоммерческому товариществу (СНТ) на пр

Вопрос: Земли общего пользования принадлежат садоводческому некоммерческому товариществу (СНТ) на праве постоянного (бессрочного) пользования с 1985 г. (до введения в действие Земельного кодекса РФ). До 01.07.2012 СНТ не переоформило эти земли в собственность. Является ли этот факт причиной применения административных санкций к СНТ в 2013 г.?

Ответ: Административная ответственность не возникает, если садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) до 01.07.2012 не переоформило земли, принадлежащие ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность, поскольку на СНТ не возложена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность, при этом указанное переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Обоснование: Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности») Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен ст. 7.34, вступающей в силу с 01.01.2013.

В соответствии со ст. 7.34 КоАП РФ нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Пунктом 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Вместе с тем на основании п. 2.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ п. 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены, в частности, садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан.

При этом согласно последнему абзацу п. 2.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, а также гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Таким образом, на СНТ не возложена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность, при этом указанное переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается. Следовательно, нормы ст. 7.34 КоАП РФ к СНТ в данном случае не будут применяться.

Оставьте заявку на бесплатный кадастровый аудит (БКУ) по вашему СНТ + получите достойное ценовое предложение на коллективное межевание ЗОП и дачных участков, а также оформление дачных строений.

Сегодня в личном пользовании граждан находится огромное количество земельных наделов в Москве и Московской области (районах МО). Практически никто не задавался вопросом: нужно ли межевание земель общего пользования СНТ? Но далеко не на все из них у владельцев имеются документы, соответствующие современному законодательству. Это не является нарушением, но может серьезно усложнить или сделать невозможным проведение имущественных сделок с недвижимостью. Чтобы иметь право распоряжаться своей землей, необходимо оформить на нее кадастровый паспорт. Это требование распространяется на все виды местности, в том числе и на ту, которая является владением садоводческих некоммерческих товариществ. Процесс межевания земель общего пользования СНТ практически ничем не отличается от аналогичной процедуры, которая проводится с дачами, участками полей и на других территориях.

Особенности межевания земель в СНТ в Москве и Московской области

В свое время территория садоводческих некоммерческих товариществ делилась и выдавалась в пользование без проведения геодезических работ на местности и их документального оформления. В документации указывались только общие сведения, которые касались приблизительного расположения на местности, границ и площади. Отсутствие межевания в садоводческом товариществе приводит к тому, что видимые границы теряются, возникают споры и разногласия. Чтобы упорядочить и узаконить права собственников, осуществляется такая процедура, как межевание земель общего пользования СНТ.

Что представляет собой эта процедура?

Межевание территории СНТ преследует цели установления верных географических координат, поворотных точек и точных линий, определяющих границы участка земель общего пользования (дороги, проходы, стоянки для техники, подсобные помещения и водоемы). Межевание в садоводческом товариществе проводят специализированные землеустроительные компании, имеющие соответствующие лицензии. Для того, чтобы снять все территориальные вопросы и недоразумения раз и навсегда, рекомендуется провести геодезические и картографические работы на всей площади СНТ.

Межевание ЗОП в СНТ согласно закону является обязательным мероприятием. Это забота правления дачного кооператива. Но, следует быть готовым к тому, что это долго и дорого. Чтобы заказать подобную услугу потребуется провести собрание пайщиков, на котором принять соответствующее решение и собрать взносы. В противном случае государство в лице одного из своих институтов может аннулировать СНТ как таковое, лишив его права на недвижимость. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо обратиться в нашу компанию и заказать данную услугу.

Зачем нужно межевание в СНТ?

У многих землевладельцев возникает вполне понятный вопрос о необходимости проведения дорогостоящих геодезических работ на местности. Дело в том, что начиная с 2020 года эта процедура становится обязательной. Таким способом государство планирует привести в порядок и систематизировать Земельный кадастр. В этом обширном реестре имеются данные практически о всех земельных наделах. Но в большинстве случаев отсутствуют их точные географические и цифровые координаты. Территорию, которая не имеет точных границ может стать предметом споров с соседями, или государством, если участок граничит с запретными землями. Целесообразнее собрать пакет документов для межевания границ земельного участка в СНТ и провести эту процедуру.

Также точные данные о границах упростят отношение будущих соседей. Решение территориальных споров. Не редкими бывают случаи, когда хитрые соседи увеличивают свой надел путем переноса забора, захватывая часть общего проезда или соседнего участка. Особенно часто так бывает, когда владельцы долго не посещают свои владения. Восстановить справедливость можно с помощью межевания в СНТ, цена которого намного ниже, чем у земли, присвоенной злоумышленниками. Не обойтись без услуг геодезистов и при установке общего ограждения участка СНТ. Не лишним будет документально оформить границы, чтобы защитить общий участок от возможного захвата застройщиками.

Закажите бесплатную консультацию по межеванию земель общего пользования в СНТ

Какая документация необходима для межевания?

Сначала проводится общее собрание и заключается договор на межевание земель СНТ в Москве и Московской области. Затем в назначенный день приезжает одна или несколько бригад геодезистов и делается съемка территории кооператива. Далее составляется межевой план, на обратной стороне которого подписывается акт согласования границ. Этот документ является основанием для проведения всех дальнейших действий. Границы участка измеряются с точностью до сантиметра, что достигается использованием передового геодезического оборудования американского или японского производства.

Документы для межевания земельного участка в СНТ нужны следующие:

Свидетельство о праве на владение участком. Бумага об истории возникновения такого права. Это может быть свидетельство о получении земли, постановление местной (городской/поселковой/районной) администрации, договор дарения, мены, купли продажи. Общая схема СНТ заверенная правлением дачного кооператива. Протокол собрания или иной документ, подтверждающий правомочия председателя

Как правило, на проведение работ на местности и подготовку документов уходит не более месяца. Еще 30 дней требуется на согласование границ, путем подачи объявления в газету. Цена межевания в СНТ зависит от нескольких факторов. В нее входят услуги транспортные расходы, работа геодезистов и кадастрового инженера. Немаловажное значение имеет удаленность и конфигурация участка. Чем больше в нем будет линий и поворотных точек, чем дальше он будет расположен от центра Москвы, чем более застроен, чем больше деревьев и кустарников, тем выше будет стоимость работ.

Наши лицензии и документы: Отзывы о нас: 25.02.2020 Благодарственное письмо от ООО «ГЕОГИС» Уважаемый Илья Валерьевич! ООО «ГЕОГИС» в лице директора МАЗУРИКА АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА благодарит Вас и Ваших коллег за прекрасно проделанную работу. Хотим отметить профессиональный подход и ответственное отношение к делу Ильменского И.В.
Желаем Вам успехов и дальнейшего процветания! 28.02.2019 Благодарственное письмо от ООО «ЭлектроСеть» Уважаемый Денис Александрович!
ООО «ЭлектроСеть» выражает благодарность сотрудникам ООО «Верста» за выполнение работ по договору №87 от 01.02.2019г.
ООО «Верста» зарекомендовало себя как организация, оказывающая услуги в области кадастровой деятельности и проектирования на высоком уровне и с ответственным подходом к делу. Работы были выполнены качественно, без каких-либо нареканий или замечаний со стороны заказчика.
Будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.
С уважением, генеральный директор ООО «ЭлектроСеть» А.П. Сахнов
25.02.2019 Благодарственное письмо от ООО «МАК-Лоджистик» ООО «МАК-Лоджистик» выражает благодарность сотрудникам ООО «Верста» за профессиональное выполнение геодезических работ. На протяжении нескольких лет сотрудничество наших компаний было весьма успешным и плодотворным.
Мы будем рекомендовать Вашу организацию нашим партнерам.
Желаем ООО «Верста» дальнейшего профессионального роста и больших успехов! 25.02.2019 Благодарственное письмо от ООО «Гефест-Групп» Уважаемый Денис Александрович! ООО «Гефест-Групп» в лице генерального директора Нефедова Андрея Александровича благодарит Вас и Вашу организацию за качественное выполнение работ в рамках договора №84 от 01.02.2019г. Сотрудники ООО «Верста» профессионально подошли к делу, оказали полный комплекс услуг, запрашиваемых нашей организацией, и показали себя с самой лучшей стороны.
ООО «Гефест-Групп» будет в дальнейшем рекомендовать фирму ООО «Верста» нашим партнерам и клиентам как надежную организацию, предоставляющую большой спектр услуг. 22.02.2019 Благодарственное письмо от ООО «Экономико-правовой консалтинг» Уважаемый Денис Александрович! Общество с ограниченной ответственностью «Экономико-правовой консалтинг» выражает благодарность всему коллективу ООО «Верста» за оперативное и качественное решение поставленных задач. В рамках заключенного между нашими компаниями договора №119 от 06.02.2019 был выполнен комплекс работ по подготовке заключений о фактическом расположении объектов недвижимого имущества в границах земельных участков. Сотрудники ООО «Верста» ответственно подошли к делу и показывали себя отличными специалистами.
Будем надеяться на дальнейшее сотрудничество.

Хотелось бы снова обсудить со специалистами несколько вопросов, касающихся Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ).

1) Согласно ст. 3 Закона № 217-ФЗ:

имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;

земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

Согласно ст. 23 Закона № 217-ФЗ в границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

находятся в собственности учредителей товарищества;

составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

При подготовке документации по планировке территории для такого товарищества в границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества.

В соответствии с п. 2.1, 3 ст. 123.12 ГК РФ имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом. Доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на указанный земельный участок. Аналогичные нормы есть и в Законе № 217-ФЗ.

Во-первых, получается, что на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд могут быть определены земельные участки общего назначения только тогда, когда в отношении такой территории утверждена документация по планировке? А при подготовке документации по планировке территории в границы территории товарищества можно включать только те земельные участки, которые находятся в собственности учредителей товарищества? А что, если на момент вступления в силу Закона № 217-ФЗ у нас существует ситуация, в которой в отношении территории товарищества утверждена документация по планировке, в ней обозначены земельные участки общего назначения, но эти земельные участки не принадлежат ни товариществу, ни учредителям товарищества, ни кому-либо из членов товарищества, а принадлежат на праве частной собственности третьему лицу? Это означает, что у товарищества нет земельных участков общего назначения? А если в отношении этих земельных участков установлен публичный сервитут для прохода и проезда и частный сервитут для размещения инженерных коммуникаций – это что-то меняет?

Во-вторых, в описанной мной ситуации, если третье лицо – частный собственник земельных участков общего назначения категорически отказывается продавать их, сдавать в аренду, добровольно предоставлять сервитут и т.п., что делать? Механизмы принудительного прекращения права собственности в этой ситуации не работают. Принудительно установить можно только сервитут, но решит ли он все проблемы?

В-третьих, можно ли вывести из норм ГК РФ и Закона № 217-ФЗ запрет на отчуждение отдельных земельных участков на определенной территории без одновременного отчуждения земельных участков общего назначения (или долей в праве собственности на них)? То есть может и дальше работать схема, в которой некое лицо – собственник большого земельного участка делит его на части, создает поселок с отдельными земельными участками и земельными участками общего назначения, продает отдельные земельные участки третьим лицам, а земельные участки общего назначения оставляет за собой?

2) Согласно ст. 4 Закона № 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

И еще есть много интересных норм в гл. 6 Закона № 217-ФЗ. Например, о том, что управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество в соответствии с данным законом. Имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, может также принадлежать товариществу на праве собственности и ином праве, предусмотренном гражданским законодательством. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам (ст. 24).

Во-первых, можно ли создать несколько товариществ на одной территории, если в отношении этой территории не утверждена документация по планировке? Буквальное толкование ст. 3 и 4 Закона № 217-ФЗ позволяет предположить, что можно.

Во-вторых, что делать, если на момент вступления в силу Закона № 217-ФЗ на одной территории уже создано несколько товариществ? Обратимся к уже приведенному мной примеру, когда на территории товарищества отдельные земельные участки с домами на них принадлежат членам товарищества, а вот земельные участки общего назначения (например, дороги) оказались в собственности третьих лиц – не членов товарищества. И собственники отдельных земельных участков создали СНТ № 1, а собственники дорог – СНТ № 2. Какое из СНТ должно продолжить свое существование после вступления в силу Закона № 217-ФЗ? И как прекратить существование «конкурирующего» СНТ?

Интересно ваше мнение!

Вопрос: О госпошлине за госрегистрацию права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, относящийся к имуществу общего пользования СНТ.

Ответ: В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, относящийся к имуществу общего пользования, расположенный в границах территории садоводческого некоммерческого товарищества, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что ввиду отсутствия соответствующих документов по данному вопросу дать однозначный ответ не представляется возможным.

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 4 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 217-ФЗ) собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

📌 Реклама

В соответствии с частями 14 — 16 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования некоммерческих организаций, созданных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, признается имуществом общего пользования садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, за исключением случаев, указанных в частях 4, 12 и 13 данной статьи Федерального закона N 217-ФЗ. Образованные до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования указанных организаций, являются земельными участками общего назначения.

Вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

📌 Реклама

Право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков.

В силу частей 1 и 2 статьи 25 Федерального закона N 217-ФЗ имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.

📌 Реклама

Право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ).

На основании статьи 17 Федерального закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей.

📌 Реклама

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения уплачивается государственная пошлина в размере 100 рублей.

С учетом изложенного в случае если земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, были предоставлены садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам на праве коллективной собственности, то за государственную регистрацию общей долевой собственности лицами, являющимися собственниками указанных земельных участков, в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса должна уплачиваться государственная пошлина в размере 100 рублей каждым сособственником.

В случае если государственная регистрация права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется на товарищество собственников недвижимости, то за данную регистрацию товариществом должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса в размере 350 рублей.

📌 Реклама

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего — Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя — Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З., изучив на основании статьи 40 Конституции Республики Беларусь обращения граждан — членов садоводческих товариществ — о распоряжении ими земельными участками, находящимися в частной собственности, установил следующее.

Отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и изъятия земельных участков, находящихся в собственности граждан, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, рядом других нормативных актов. К их числу относится и Типовой устав садоводческого товарищества, утвержденный совместным постановлением Правительства и Белсовпрофа от 30 января 1989 г. № 55 (в дальнейшем — Типовой устав).

Порядок предоставления земельных участков для ведения коллективного садоводства определяется Кодексом Республики Беларусь о земле (статьи 75 — 77), вступившим в силу с 1 января 1999 года. Статьей 75 Кодекса, в частности, предусмотрено, что граждане, желающие получить земельный участок для ведения коллективного садоводства, подают заявление в исполнительный и распорядительный орган по месту жительства или по месту работы (юридическому лицу), который обеспечивает создание садоводческого товарищества в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Статьей 76 Кодекса установлено, что земли, предоставляемые для ведения коллективного садоводства, состоят из земель общего пользования и земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении или в частной собственности членов садоводческого товарищества. На земельный участок, предоставленный в частную собственность члену садоводческого товарищества районным исполнительным и распорядительным органом, выдается государственный акт, удостоверяющий право собственности на этот земельный участок.

Таким образом, член садоводческого товарищества вправе получить земельный участок в частную собственность и реализовывать свои права на земельный участок в соответствии с гражданским законодательством. Согласно статье 262 Гражданского кодекса садоводческие участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также в срочное пользование, в том числе в аренду.

Конституция Республики Беларусь предусматривает обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь в качестве высшей цели государства (ст. 21). Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23). Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право на ее наследование охраняется законом (ст. 44).

Действующий Типовой устав садоводческого товарищества был принят в период, когда законодательством Республики Беларусь частная собственность на землю не допускалась. Согласно статье 1 Типового устава земельный участок под садоводческое товарищество предоставляется в бессрочное пользование предприятию, учреждению, организации. Пунктом 21 Типового устава предусматривается, что за членом садоводческого товарищества сохраняется право пользования выделенным ему садовым участком лишь в случае его отсутствия в связи с направлением на работу за границу, при выезде на работу в районы Крайнего Севера, в приравненные к ним местности и в других случаях временного отсутствия, когда в установленном порядке бронируется или сохраняется за отсутствующим жилое помещение. При этом другое лицо, рекомендованное отсутствующим членом товарищества, может на время его отсутствия пользоваться садовым участком с разрешения правления садоводческого товарищества при условии соблюдения этим лицом требований Устава товарищества.

В связи с введением в действие новых Гражданского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о земле и Жилищного кодекса Республики Беларусь возник ряд вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, которые находятся в собственности граждан — членов садоводческих товариществ. В обращениях, направленных в Конституционный Суд Республики Беларусь, ставятся вопросы о порядке сдачи в аренду земельных участков, находящихся на праве собственности у членов садоводческих товариществ, в том числе в случае их временного выезда за пределы Республики Беларусь.

Конституционный Суд отмечает, что земельное законодательство не в полной мере регулирует отношения, связанные с осуществлением членами садоводческих товариществ правомочий собственника на принадлежащие им земельные участки. В частности, не определен порядок сдачи данного земельного участка другим лицам в аренду, а также распоряжения земельным участком не только при временном выезде члена садоводческого товарищества за пределы Республики Беларусь, как это предусмотрено Типовым уставом, но и в иных случаях.

Конституционный Суд обращает внимание, что при прекращении в соответствии с действующим законодательством членства в садоводческом товариществе лицо, выбывшее или исключенное из членов садоводческого товарищества, обязано в течение одного года распорядиться земельным участком, принадлежащим ему на праве частной собственности (ст. 77 Кодекса Республики Беларусь о земле). В то же время в Кодексе не предусмотрены последствия несоблюдения членом садоводческого товарищества этого требования после истечения отведенного ему годичного срока для распоряжения земельным участком. Статья 53 Кодекса Республики Беларусь о земле, перечисляя случаи, в которых допускается принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, осуществляемое по решению суда, не указывает в их числе выбытие или исключение из членов садоводческого товарищества.

В связи с этим, по мнению Конституционного Суда, существует необходимость в совершенствовании Кодекса Республики Беларусь о земле, а также скорейшем принятии нового Типового устава садоводческого товарищества, основывающегося на действующем гражданском и земельном законодательстве, что должно способствовать более полной защите прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 40 Конституции Республики Беларусь, статьями 7, 36 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд

РЕШИЛ:

1. Предложить Совету Министров Республики Беларусь ускорить принятие нового Типового устава садоводческого товарищества, основывающегося на гражданском и земельном законодательстве, и при необходимости внести компетентным органам государственной власти предложения, предусматривающие более полную законодательную защиту прав членов садоводческих товариществ, являющихся собственниками земельных участков.

admin