Земля как объект правового регулирования

Введение

1. Земля как объект правового регулирования

2. Предоставление в собственность граждан и религиозных общин земельных участков в порядке приватизации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Земля является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами.

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту. Поэтому еще в XIX веке юридическая мысль России пришла к выводу, что земельное право должно быть самостоятельной отраслью права.

Земля является предметом регулирования значительного числа отраслей российского права: конституционного – при определении государственных границ; административного – при разграничении территорий между субъектами РФ; гражданского – при совершении сделок с земельными участками; семейного – при решении споров о разделе собственности супругов; финансового – при земельном налогообложении; аграрного – при использовании земель сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.

В каждой из перечисленных отраслей предметом правового регулирования являются различные аспекты земельных отношений: пространственно-базисные, имущественные, земельно-производительные и т.д.

37. Земля как объект правового регулирования.

Для правового же регулирования земельного права как самостоятельной отрасли права специфичным является экономический характер земельных отношений, т.е. использование земли в хозяйственных целях.

В связи с этим центральным элементом земельно-правового регулирования является подразделение всего земельного фонда на определенные категории земель и сочетание единого правового режима земельного фонда с правовым режимом этих категорий.

Таким образом, цель работы – изучить процесс предоставления в собственность граждан и религиозных общин земельных участков в порядке приватизации.

1. Земля как объект правового регулирования

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

Особенности земельно-правового регулирования и выделение земельного права в особую отрасль обусловлены специфическими свойствами земель. Земля представляет собой единственное место обитания всего живого, она является полностью недвижимой. Земля, обладая свойством территории, пространственного базиса для размещения объектов промышленности, является и базисом для размещения природных объектов. При этом она является частью окружающей среды. Будучи частью природы, земля обладает, как и другие природные объекты, биопотенциалом в виде плодородия почв, представляющего собой бесценное народное достояние. Поэтому практически все нормы земельного права пронизывает обязанность всех пользователей землей сохранять и увеличивать почвенное плодородие своих земельных участков. Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена никакой денежной оценкой.

Поэтому земельный учет осуществляется особыми методами земельного кадастра, учитывающего как специфику земель, так и их ценность. Кадастровый учет особо необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно многообразна в своих различных проявлениях. Такое построение земельно-правового регулирования осуществляется с учетом объективно существующих свойств и особенностей земель. Россия обладает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия земли. Особенности методов правового регулирования в земельном праве на современном этапе его развития диктуется следующими обстоятельствами. Для правового регулирования определенных групп земельных отношений, связанных с оборотом земли, применяется заново разработанная система экономического стимулирования и принятия экономико-правовых мер, установленная новым ГК РФ, задачами, стоящими перед государством и обществом в современных условиях. Период перехода к регулируемым рыночным отношениям характеризуется тем, что главной задачей является перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики при обеспечении рационального использования и охраны земель.

Устанавливаются свободы выбора форм хозяйствования. В то же время существует помеха в реализации земельной реформы. Поэтому усиливается императивный метод воздействия на виновных субъектов, которые устанавливают эти препятствия. В силу этих особенностей в правовом регулировании земельных отношений применяются следующие требования:

— обязательное требование целевого использования земельных участков;

— запрещение нарушения почвенного плодородия и ухудшения экологической обстановки;

— меры экономического стимулирования охраны земель;

— санкционирование мелиоративных работ соответствующими государственными органами;

— хозяйственная свобода на земле и т. д.

Иначе говоря, в правовом регулировании присутствуют как императивный метод установления обязанностей и запретов, так и диспозитивный метод рекомендаций, санкционирования, делегирования субъектов земельных правоотношений определенных прав.

Наличие процессов формирования земельного рынка в РФ предполагает два обязательных условия: хозяйственную свободу и достаточную для этого определенность, стабильность земельных отношений. Оба эти условия удачно обеспечивают договорные формы хозяйственных взаимоотношений, а потому роль договора продолжает увеличиваться в регулировании земельных отношений, так как рыночная свобода начинает активно проникать во все институты земельного права. Правовые нормы, закрепляющие землю в частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю.

Одним из видов правоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды, которые, в свою очередь, делятся на более конкретные виды в зависимости от категорий земель и от того, кто выступает пользователем тех или иных участков. В связи с этим имеется несколько различных видов права собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного назначения и на землях населенных пунктов. Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами, где определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание права землепользователей, перечень возлагаемых на субъектов прав и обязанностей, условия и порядок защиты их прав от возможных нарушений.

С 1990 г. в законодательство РФ вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит создание экономико-правового механизма приватизации земельных участков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья. Госкомзем и Минсельхоз РФ обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовать рекламу в СМИ, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства; за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу;

2. Предоставление в собственность граждан и религиозных общин земельных участков в порядке приватизации

Земельные участки из состава государственных (муниципальных) земель предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, безвозмездное срочное пользование, а также субъектам, указанным в п.1 ст.20 ЗК, — в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельных участков предоставляется соответствующими уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления. В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие ЗК», до разграничения государственной собственности на землю предоставление таких земель осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Предоставление осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения, в зависимости от вида предоставляемых прав на земельный участок, а также в зависимости от цели предоставления земельного участка, а именно:

1. Предоставление земельных участков для строительства.

2. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

3. Предоставление земельных участков для целей садоводства, огородничества, дачного строительства. Свои особенности есть при предоставлении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется за плату, исключения могут устанавливаться ЗК, иными федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Бесплатно переоформляются право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения и некоторые другие случаи.

Земельные участки предоставляются с учетом норм предоставления земельных участков, то есть предельных размеров земельных участков из состава государственных (муниципальных) земель, которые могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам для осуществления определенных разрешенных видов деятельности. Объектом предоставления по общему правилу является земельный участок, свободный от прав других лиц. Вместе с тем, возможен случай, когда публичный субъект сначала предварительно согласует искомый земельный участок, потом изымет его в установленном порядке для государственных (муниципальных) нужд, а потом предоставит соответствующему заинтересованному лицу.

Земля как объект правового регулирования (стр. 1 из 2)

Земельное право — самостоятельная отрасль права, направленная на регулиро­вание земельных отношений в Российской Федерации, ее субъектах, муниципальных образованиях, у юридических лиц и граждан и имеющая своей задачей закрепление, совершенствование и создание эффективного земельного строя в России, основанного на частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности на землю, который обеспечивает рациональное использование и охрану земель, надлежащие условия равноправного развития форм хозяйствования, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охраны земельных прав граждан и других пользователей землей.

   Земля как объект правового регулирования имеет три аспекта: экологичнский, социальный и экономический.

   В экологическом понимании — это природный объект, составная часть окружающей среды, взаимодействующая с другими объектами природы, лесами, недрами, водами, а в широком смысле — охватывающая все природные ресурсы.

   С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности — является материальной базой всякого производства. Она — источник (ресурс) удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.

   В социальном отношении — это объект собственности.

 

В Российской Федерации вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

   Как объект правового регулирования земля имеет следующие особенности:

   1. Земля не является продуктом человеческого труда — она продукт самой природы:

  а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами;

  б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется с учетом интересов настоящего и будущих поколений;

  в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации), в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными;

  г) в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности, предусмотренные    для    гражданских,    административных,    уголовных    и    иных правоотношений.

   2. Земля — важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является   питательной   средой   для   всего   живого.   Земная   поверхность   имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства.

   3. Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере различных отраслей права:

  ♦ государственного, нормами которого регулируются административно-государствен­ное устройство, государственные границы и суверенитет народов.

Глава 3. ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. КАТЕГОРИИ ЗЕМЕЛЬ

Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (местной администрацией) особый режим использования земель;

  ♦ административного, определяющего систему, и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т.п.;

  ♦ гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования земельных отношений после принятия нового ПК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. Восстановление категории «недвижимое имущество», т.е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. — все это должно способствовать возрастанию роли норм гражданского права в регулировании земельных отношений. Но, ГК РФ регулирует имущественные отношения и не учитывает особенности земли как природного ресурса, которая не является в полной мере объектом имущественных отношений.

   4. Земля является абсолютно недвижимой, а все остальные вещи— относительно недвижимые, так как они в принципе переместимы при желании человека.

   Представляется, что недвижимость — земля, а все, что находится на земле, — движимое имущество, земля играет главенствующую роль.

   5. Горные, лесные и водные отношения по использованию и охране растительного и животного   мира,   культурных   ландшафтов,   атмосферного   воздуха  регулируются специальным законодательством РФ и ее субъектов.

   6. В силу своих специфических особенностей земля является имуществом особого рода. Она не имеет и не может иметь стоимости. Ей придается лишь видимость имущественной ценности. В условиях рыночных отношений цена земли определяется по закону спроса и предложения, она имеет тенденцию к увеличению, так как потребность в ней все время возрастает ввиду ограниченности плодородных и расположенных в более благоприятных условиях земельных участков, в которых постоянно нуждаются люди.

  • Земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

   = дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;

   = экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле.
    Природная неоднородность земель определяется различными типами почв.

   Важнейшим свойством почвы является плодородие. Оно обусловлено наличием в почве органического вещества — гумуса. Почвы образуются очень медленно. Проходят тысячелетия с момента появления первых организмов на горных породах до полного фор­мирования почвы. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5-2 см. Деятель­ность человека влияет на образование почв. Минеральная часть почвы состоит из частиц песка, ила, глины, щебня. На ее долю приходится более 80—90% объема почвы.

  • Земля ограничена в пространстве, которое не может увеличиваться подобно тому, как увеличивается объем имущества.

  • Земля не может быть перенесена в другое место. Равным образом она не подлежит замене никакими другими средствами производства, как это происходит в отношении других орудий и средств производства (другого имущества).

  • При правильном использовании земли ее плодородие не только не ухудшается, а постоянно возрастает.

  • Земля обладает большей ценностью, чем обычное имущество.Если имущество изнашивается, быстро устаревает, то земля не подвержена таким изменениям.

  • Земля является недвижимым объектом и в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве.

Лекция добавлена 23.02.2013 в 18:22:05

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКАЯ    ГОСУДАРСТВЕННАЯ    ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

доклад на тему:

«Особенности земли как объекта правового регулирования»

Работу выполнил:

Студент группы БЗ-31

Красько М.В.

Проверил :

Бабуркина И.В.

Новосибирск 2011 г.

Особенности земли как объекта  правового регулирования 

Земля как объект правового регулирования  выполняет троякую роль:

1. В экологическом понимании это  природный объект, составная часть  природной среды, взаимодействующая  с другими объектами природы  – лесами, недрами, водами, а в  широком смысле охватывающая  все природные ресурсы.

2. С экономической стороны земля  выступает как объект хозяйственной  и иной деятельности – является  материальной базой всякого производства. Она – источник (ресурс) для удовлетворения  самых разнообразных потребностей  человека.

3. В социальном отношении это  объект собственности. При капитализме  решающее значение земли для  регулирования земельных отношений  имеет социальная функция земли. При социализме земля является  в одних странах исключительной  собственностью государства, а  в других наряду с государственной,  кооперативной, частной и личной  собственностью.

В РФ вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности, а земельный  фонд России в зависимости от основного  целевого назначения делится на категории.

Данный  объект общественных земельных отношений  накладывает существенный отпечаток  на предмет земельного права в  силу того, что земля имеет свойства, которые не могут игнорироваться законом. Земля является единственным местом обитания человека. Она – наш родной дом, поэтому человек не может покинуть Землю и переселиться в космос или на другие планеты. Жить человек может только на Земле. Земля кормит человека и растит его, а когда-нибудь примет в свое материнское лоно. Земля – основа основ бытия. Она является своего рода всемирным общежитием, а поэтому каждое уходящее поколение оставляет в наследство потомкам следы своей деятельности.

Отсутствие  стоимости земли не исключает  денежной оценки земли в целях  ее наиболее эффективного использования.

Земля – важнейший природный ресурс, главное средство производства в  сельском, лесном хозяйстве и горном промысле и пространственный базис  для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

Из  сказанного вытекают следующие особенности  правового регулирования земельных  отношений:

а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место  хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую  обстановку как в регионе, так  и в планетарном масштабе, поэтому  каждый человек должен быть собственником  этого бесценного дара. В силу этого основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ.

В первом случае, когда земля выступает  как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь должна идти о земле  как компоненте природы, биосферной категории.

Когда же речь идет об отношениях, возникающих  при хозяйственном использовании  земли, то этот аспект требует рассмотрения земли как пространственного  операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений. Так, недостатки земельной реформы 1861 г. (отмена крепостного  права), при которой не учли ее экологических  последствий, привели к значительным трудностям современного земледелия, поскольку крестьяне, вытесненные  в результате реформы на худшие земли, вовлекли в неправильную систему обработки склоны оврагов, положив начало почвенно-эрозионным процессам. Уже в начале прошлого десятилетия гибель почв от эрозии почти в десять раз превышала объем естественного почвообразования (возрождения почв). Еще более удручающее положение сложилось после четырехлетнего проведения земельной реформы в России 1990–1994 гг., развала АПК, когда Россия оказалась на пороге экологического кризиса. Достаточно сказать, что из 134,2 млн. га пахотных земель около 55 млн. га – это земли эрозированные, и ежегодно к ним прибавляются 0,4–1,5 млн. га. Каждый год оврагов становится больше на 80–100 га;

в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации); в  результате чего должно пресекаться  преобладание частных или ведомственных  интересов над общенародными.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство  в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который  должен осуществляться в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования  развития негативных последствий,  влияющих на качество и состояние  земель, разработки и реализации  мер по предотвращению этих  процессов;

2) оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;

3) информационного обеспечения управления  и контроля в области использования  и охраны земель, которое должно  включать:

– регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными  показателями;

– сбор, хранение, пополнение и обработку  данных наблюдений;

– создание и ведение банков данных;

– оценку и прогнозирование изменения  состояния земель.

Государственный мониторинг земель является составной  частью системы государственного мониторинга  окружающей природной среды. Государственный  мониторинг должен осуществляться по кадастровым категориям, угодьям, зонам. Важность земли как места обитания и как источника естественного  богатства порождает необходимость  принятия специализированных федеральных  законов в этой сфере. Например, Федеральный  закон «О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного  назначения» от 16.07.1998 г.* устанавливает  правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков, хозяйственной деятельности.

*СЗ РФ. 1998. №  24. Ст. 3390.

Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям:

разработка  и реализация федеральных программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

проведение  учета показателей плодородия таких  земель, сертификация почв;

государственный контроль за воспроизводством земель;

учет  эталонных участков земель сельскохозяйственного  назначения (ст. 11).

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о  состоянии плодородия земель (ст. 12).

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия этих земель (ст. 13).

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного  назначения осуществляется при условии  соблюдения экологических требований (ст. 21).

Государственный контроль за воспроизводством плодородия таких земель и их рациональное использование проводится в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Земля – важнейший компонент природной  среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для  всего живого. Земная поверхность  имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно  увеличена людьми в зависимости  от их потребностей. Равным образом  она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства.

Особенности земли как объекта правового регулирования

При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Как известно, в новый ГК РФ включена отдельная глава (17), посвященная  земельным отношениям. С правовой и экономической точки зрения, ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных  объектов. Это означает, что отношения  отныне должны регулироваться и гражданским  законодательством. Однако согласно части 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные  отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных  отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами  гражданского права. Они находятся  в исключительной сфере земельного законодательства. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами земельного права.

Дело  в том, что статьи 72 и 73 Конституции  РФ, определяющие предметы исключительного  ведения РФ и совместного ведения  РФ и ее субъектов, устанавливают, что  гражданское законодательство находится  в ведении РФ, а земельное законодательство – в совместном ведении РФ и  ее субъектов. Требуется более четкое разграничение сфер применения земельного и гражданского законодательства.

Новая Конституция РФ (ст. 5, 35, 71, 72 и др.) и принятые в ее развитие нормативно-правовые акты, в частности Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах», положили начало делению и неделимой природной среды по «этажам», на собственность федеральную, субъектов РФ, муниципальную, частную, общую и др.

Справедливо замечание профессора Г.В. Чубукова о том, что гражданское право не обладает правовым инструментарием учета многообразия и специфики земли как объекта земельных отношений. Оно определяет единые унифицированные правила гражданского оборота и собственности на землю без учета ее уникальных специфических особенностей.* 

*Подробнее по  этому вопросу см. : Чубуков Г.В. Земельная недвижимость в системе российского права // Государство и право. 1995.№9. С.49,а также: Духно Н.А. и Чубуков Г.В. Земельный правопорядок и ответственность. М. 1998. С. 23-30.

Конституция закрепила процесс «овеществления»  всех природных ресурсов и природной  среды в целом, а Гражданский  кодекс РФ в ст.ст. 130, 214 и др. объявил  все природные ресурсы (естественную природную среду) имуществом со всеми  вытекающими из этого последствиями. Таким образом было произведено изъятие всех природных ресурсов и всей природной среды в целом из сферы земельного и экологического права, включив их в сферу действия гражданского права.

Особо следует также отметить, что ч. 1. ст. 9 Конституции РФ, устанавливая, что земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории, а вторая часть ст. 9 передает эти объекты в частную и  иные формы собственности. Разве это не парадокс? Следует также подчеркнуть, что объявление в ГК РФ всех природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права на природные ресурсы, основу жизни и деятельности народов России, законные интересы, право каждого на благоприятную окружающую среду.

Представляется, что природные ресурсы (объекты) могут участвовать в обороте, но не на основе частной собственности  как имущественной категории, а  на основе публичности этой собственности, которая принадлежит всему многонациональному народу, проживающему на территории России.

Страницы:123следующая →

admin