Земельный участок для ребенка инвалида

Вопрос: Я мама ребенка-инвалида. Слышала, что наша семья может бесплатно в первоочередном порядке получить земельный участок. Мы хотим построить дом. Правда ли это? Как добиться земельного участка?

Ответ. На Ваш вопрос поясняем следующее.

Во-первых, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Во-вторых, из существа вышеприведенной нормы Федерального закона усматривается, что она предусматривает только первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, которое может быть реализовано без участия в торгах.

В- третьих, из данной нормы Федерального закона не вытекает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на безвозмездное получение земельных участков.

Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 вышеназванной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время, возможность бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, инвалидам действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без торгов на платной основе.

Механизм предоставления льготы.

•​ Инвалид, член семьи, имеющей в своем составе инвалидов, подаёт письменное заявление в администрацию муниципального образования, в котором проживет. К заявлению прикладывается справка об инвалидности. Заявление необходимо написать в 2-х экземплярах, один их которых подать в администрацию, а на втором поставить отметку о получении. Также заявление можно отправить заказным письмом с уведомлением на адрес администрации.

•​ В 30-дневный срок администрация обязана либо принять решение о первоочередном предоставлении земельного участка либо отказать в его предоставлении.

Наиболее частые нарушения прав инвалидов действиями администрации муниципального образования:

1. В ответе администрации указывается, на отсутствие на территории муниципального образования земельных участков

Право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства порождает обязанность у органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

Утвержден

Постановлением Президиума

Верховного Суда

Российской Федерации

от 17 сентября 2008 года

ОБЗОР

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2008 ГОДА

Вопрос 2: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?

Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

2. В ответе администрации указывается, что все земельные участки, в том числе инвалидам, предоставляются только через торги

При получении данного ответа, инвалиду необходимо обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства по его обращению, понуждении к предоставлению в собственность земельного участка размером для индивидуального жилищного строительства в пределах муниципального образования.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №33-***/2010 Судья Ибрагимова Е.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2010 года г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования К*** А*** С*** удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выделить К*** А*** С*** в первоочередном порядке земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К*** А.С. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности в первоочередном порядке предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Требования мотивированы тем, что он является инвалидом 2-ой группы. 19.01.2010г. он обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением на первоочередное предоставление ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из территорий, отнесенных генеральным планом г. Ульяновска к индивидуальной жилищной застройке. В ответе ему предложено принять участие в аукционе, что само по себе попирает принцип первоочередности.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель мэрии г.Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение. Указывает, что на территории г. Ульяновска свободных земельных участков не имеется. Земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов на территории города предоставляются бесплатно в ТИЗ, ПОИЗ, ЖСК, о чем заявитель был уведомлен. Полагает, что К*** вправе реализовать право на первоочередное предоставление земельного участка в порядке ст.30.1 ЗК РФ, когда после публикации сообщения по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка, в случае поступления повторных заявлений, земельный участок будет предоставлен гражданину, первому обратившемуся с заявлением, имеющему инвалидность, без проведения аукциона. Мэрией города Ульяновска информационное сообщение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению К*** не публиковалось. Также указывает на то, что в резолютивной части решения не отражено, в каком порядке мэрией города должен быть предоставлен земельный участок заявителю.

В связи с неявкой сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание кассационной инстанции судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Судом установлено, что К*** А*** С***, 10 августа 1930 года рождения, является инвалидом второй группы по зрению (общее заболевание). Инвалидность установлена ему на срок до 01 сентября 2010 года, дата очередного освидетельствования — 13 августа 2010 года.

19 января 2010 года К*** А.С. обратился с письменным заявлением на имя главы города Ульяновска о предоставлении ему первоочередного права получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Ульяновска.

Ответом от 29.01.2010г. № *** К*** А.С. было сообщено, что его заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено. Генеральным планом г. Ульяновска предусмотрено развитие индивидуальной жилой застройки в поселках пригородной зоны, вошедших в городскую черту: Лаишевка, Карлинское, Протопоповка, Кротовка, Арское, Луговое, Плодовый. Указано, что в соответствии со ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на аукционе. Также были даны адреса ТИЗов и ЖСК, в которых земельные участки предоставляются бесплатно.

Верно оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 67 ГПК РФ, а также с учетом положений ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К*** А.С. требований.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

В силу изложенного, решение суда является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Ульяновска — без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

3. В ответе администрации указывается, что предоставление земельного участка инвалиду нарушит права других заявителей.

Данный довод не правомерен. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отвечает данному требованию и не может нарушать чьи-либо конституционные права и свободы.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2009 г. N 1127-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ СИЛАЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

рассмотрев по требованию гражданки В.М. Силаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением Миасского городского суда Челябинской области от 8 мая 2008 года, оставленным без изменений судом кассационной инстанции, гражданке В.М. Силаевой было отказано в удовлетворении ряда исковых требований, включая требование о признании незаконным постановления главы администрации Миасского городского округа от 15 мая 2006 года о предоставлении гражданке О.В. Матвеевой земельного участка на условиях аренды. Как указали суды, спорное постановление издано с учетом прав О.В. Матвеевой, являющейся инвалидом I группы, на первоочередное получение земельного участка.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Силаева оспаривает конституционность части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 9, 15, 17, 18, 19, 36, 45, 46, 52, 55, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает для инвалидов преимущества перед другими гражданами в получении земельного участка и не учитывает при этом конкретные жизненные ситуации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание оспариваемой нормы отвечает данному требованию и не может нарушать какие-либо конституционные права и свободы заявительницы.

Вопрос же о целесообразности учета определенных обстоятельств и условий, при которых социальные льготы и гарантии должны быть предоставлены, относится к полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Силаевой Валентины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН

4.Ответ на заявление инвалида администрацией в установленный срок не дан.

В этом случае, инвалиду необходимо обратиться в прокуратуру в связи с нарушением администрацией требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также прокуратура может выйти в суд с иском о защите прав инвалида.

Приведу пример.

Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск выявлены грубые нарушения действующего земельного законодательства в деятельности администрации Новоуральского городского округа, которая незаконно ограничила право инвалида I группы по зрению И.Брялина на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину было предложено вместо первоочередного получения земельного участка участвовать в торгах на право передачи земельного участка в аренду и приобрести землю на общих основаниях.

В целях устранения выявленного нарушения и защиты прав инвалида прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился с иском в суд.

Решением Новоуральского городского суда от 17.11.2008 года, которым иск прокурора был удовлетворен, на администрацию Новоуральского городского округа возложена обязанность предоставить в первоочередном порядке инвалиду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на правах аренды в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Вынесенным на днях определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение Новоуральского городского суда оставлено без изменения.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.

По информации Самарской Губернской Думы о предоставлении земельных участков инвалидам, а также семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, сообщаем следующее.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 1 1 ЗК РФ.

Как следует из положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ), инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что земельные участки инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляются в аренду без проведения торгов. При этом предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что положения ЗК РФ и Закона № 181-ФЗ не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий.

Таким образом, всем инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 1 1 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» (далее — Закон о земле) земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ городских округов с численностью населения менее 100 тысяч человек, муниципальных районов с численностью населения менее 200 тысяч человек для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

Реализация указанного права не ставится Законом о земле в зависимость от места регистрации по месту жительства членов семьи, имеющей в своем составе ребенка-инвалида. Земельный участок по указанным основаниям предоставляется рассматриваемой категории граждан независимо от их регистрации по месту жительства.

Исходя из системного анализа федерального законодательства, следует предположить, что членами семьи, имеющей в своем составе ребенка инвалида, являются супруги, родители, дети, в том числе ребенок-инвалид, несмотря на то, что понятие «семья, имеющая в своем составе ребенка инвалида» в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

Таким образом, земельный участок по указанным основаниям предоставляется всем членам семьи, имеющим в своем составе детей-инвалидов.

По вопросу предоставления информации о земельных участках органами местного самоуправления отмечаем, что к полномочиям органов местного самоуправления не относятся полномочия по предоставлению гражданам сведений из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) о земельных участках. Данными полномочиями в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наделены органы Росреестра.

Гражданин может получить сведения из ЕГРН об интересующем его земельном участке (в случае если участок внесен в ЕГРН) за плату, сделав соответствующий запрос в Росреестр, в том числе через сайт Росреестра.

Кроме того, любой гражданин может ознакомиться со сведениями о земельном участке, содержащимися на публичной кадастровой карте, размещенной в сети Интернет.

Таким образом, кадастровому инженеру перед проведением кадастровых работ необходимо проверить земельный участок на наличие собственников. Орган местного самоуправления не вправе без оснований отказать в предоставлении земельного участка. Закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 ЗК РФ, статьях 10 10 и 10 11 Закона о земле.

В случае отказа в предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен указать эти основания в соответствующем документе (решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов), Данные решения должны быть мотивированными и подтверждены соответствующей информацией или документами (решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, сведениями из Государственного кадастра недвижимости и ЕГРН о правах третьих лиц на земельный участок).

В случае незаконного отказа в предоставлении земельного участка граждане могут обжаловать действия органа местного самоуправления в судебном порядке.

Теги:
Количество показов: 1873
Дата создания: 11.11.2019 10:26:49
Дата изменения: 11.11.2019 10:26:49

В Федеральном законодательстве России появились дополнительные статьи, в которых говориться о получении земельных участков людьми с инвалидностью. Присутствие на общественных торгах необязательно. Земля попадает к инвалиду при заключении договора аренды. Второй вариант – дается участок под строительство.

Законные основания бесплатного выделения земли для инвалидов

Право выделения земли людям, имеющими инвалидность опирается на Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов». В 17 статье этого документа отмечается, что людям, которые имеют ограниченную трудоспособность и семьям с детьми, имеющими группу, предоставляются льготные условия получения земельных наделов. Выделение земли будет предоставлено вне общей очередности.

Земельный участок допускается использовать для следующих целей:

  • Подсобное хозяйство;
  • Строительство жилой дачи или постройка дома;
  • Ведение огородного, садового хозяйства;
  • Установка или постройка гаража и других необходимых помещений.

Порядок предоставления земельных участков инвалидам

Земельный Кодекс РФ на основании общих правил предусматривает равноправие граждан (ст.30, п.1), которые хотят приобрести землю под индивидуальное строительство за деньги, или заключить договор аренды. Проходит мероприятие путем аукционных торгов. При этом оговорен пункт, по которому инвалиды групп (1,2,3) имеют право на предоставление земли у государства, или третьей стороны в первую очередь.

Важно!

Если человек с группой инвалидности будет участвовать в торгах, то он автоматически лишается права льготного приобретения.

Земля, находящаяся в федеральной или муниципальной собственности выделяется на основании 20 статьи, 2 пункта Земельного Кодекса.

Конкретно вопросами предоставления земель в пользование занимаются органы и представители местного самоуправления и исполнительной власти. Закон дает возможность получить землю без ограничительных условий, кроме случаев, когда надел уже является законной собственностью, или не имеет законодательно определенных границ.

В этом случае исполнительные власти обязаны организовать самостоятельно межевание надела и узаконить границы с постановкой земли на кадастровый учет за средства местного бюджета.

Требуемая документация на получение земельного участка для инвалидов

Требуемая документация на получение земельного участка для инвалидов:

  • Заявления с указанием расположения земельного участка, группу инвалидности и льготную категорию. Укажите, что участок будет предоставлен бесплатно, согласно с действующим законодательством. Обозначьте цель получения земельного участка;
  • Копии паспорта гражданина РФ;
  • Идентификационный налоговый номер;
  • Заключения ВТЭК о наличии инвалидности;
  • Справки о месте регистрации, которую выдает участок жилищно эксплуатационного сервиса.

Документы рассматривают в течение 14 дней. После этого заявителю передается в указанное пользование участок земли.

Возможная проблема с отсутствием границы участка будет решена службами местного самоуправления или органами местной власти. После выделения земли в течение 1 месяца зарегистрируйте право собственности.

Земельные участки детям инвалидам в 2018 году

Льготу, дающую право на получение земельного участка имеют семьи с одним ребенком-инвалидом, или с несколькими до 18 лет. Таким семьям предоставляется льготное право первоочередного получения земли для жилищного строительства, садоводства, огородничества, а также для ведения другого подсобного хозяйства. Для получения участка напишите заявление в местный исполнительный орган властных структур.

К заявлению требуются:

  • Свидетельство о рождении ребенка (оригинал и копия), имеющего инвалидность;
  • Если несколько детей с инвалидностью, оригиналы свидетельств и копии необходимы на каждого;
  • Заключение ВТЭК об имеющейся инвалидности у ребенка (детей).

В заявлении также указывается предполагаемое целевое использование участка, местоположение, льготная категория заявителя, бесплатное условие предоставление.
После подачи документов в течение 14 суток выдается постановление, предоставляющее собственности на землю. Свидетельство регистрации прав собственности оформляется в течение 30 суток с момента подачи документов.

Как получить земельный участок инвалиду 1-2-3 группы. Возможные проблемы

По указанным выше законам безвозмездно земельные участки получают инвалиды 1, 2 и 3 групп. Решение о внесении заявителя в списки очереди бесплатных получателей земли или отказе выносится в течение 30 дней после подачи заявления. Если необходимо подтверждение данных, для соблюдения законности, чиновник департамента продлевает срок рассмотрения заявления еще на 30 суток. Для этого заявитель уведомляется в письменной форме.

Положительное уведомление, которое присылается по указанному заявителем адресу содержит номер очереди.

Отказ должен быть мотивирован причинами. Основанием для него послужат:

  • Несоответствующие по составу и содержанию документы
  • Выявление случаев ранее использованного права на однократное безвозмездное предоставление земли.
  • Проблемы безвозмездности возникают в разной трактовке местными властями закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором указывается право на получение земли вне общей очереди, но не оговаривается бесплатность процедуры. Результатом разночтения становятся судебные разбирательства. Решение судебных органов тоже неоднозначны:

  • данные о том, что некоторые суды признают право бесплатного получение земли вне общей очереди инвалидами в случае необходимости улучшения жилищных условий;
  • другая часть судебных заседаний выносит решение о праве инвалида получать участок за установленную цену, но без проведения торгов;
  • третья часть судов выносит решение об отказе на право самостоятельного выбора инвалидом земельного участка, выставленного на аукцион.

Так что даже если обратились в суд, решение может сложиться не в пользу гражданина, желающего получить земельный надел. Но всё же, решения в пользу истцов также выносятся часто.

В случае отказа представителями местной власти в праве получения от государства земли, обращаемся в суд, который при отсутствии законных оснований для отказа вынесет решение в пользу гражданина подавшего иск.

Кроме того, судебный орган вправе обязать исполнительные органы выполнить необходимые процедуры за счет государства. Обращение в суд требует письменного отказа органов местной власти. Помните, что получение земельного надела будет только в том случае, если он является юридически свободным и не находится в чьей-либо собственности. В случае наличия у инвалида участка, за ним сохраняется право получение еще одного земельного надела.

Предоставление земельных участков гражданам, являющимся родителем ребенка-инвалида

На территории Волгоградской области бесплатное предоставление в собственность земельных участков гражданам, являющимся родителями ребенка-инвалида, осуществляется на основании Закона Волгоградской области от 14.07.2015 №123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее – Закон №123-ОД).

В связи с принятием Закона №123-ОД ранее действовавшие Закон Волгоградской области от 04 апреля 2003г. N 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» и Постановление Правительства Волгоградской области от 12.02.2013 № 59-П «Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан, бесплатно» утратили силу.

В целях Закона № 123-ОД гражданин признается постоянно проживающим на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, при наличии сведений, подтверждающих его место жительства на территории Волгоградской области в течение не менее 1765 дней суммарно в течение пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Условия предоставления бесплатно земельного участка в собственность гражданам, имеющим ребенка-инвалида:

  • совместное проживание гражданина и его ребенка-инвалида;

  • постоянное проживание гражданина, имеющего ребенка-инвалида, на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

Земельный участок предоставляется в совместную собственность супругам — родителям ребенка-инвалида либо при наличии согласия второго супруга — родителя ребенка-инвалида — одному из супругов — родителей ребенка-инвалида.

В неполной семье земельный участок предоставляется в собственность одному из родителей ребенка-инвалида

Гражданину земельный участок в собственность бесплатно может быть предоставлен только в том случае, если ранее ему земельный участок в собственность бесплатно не предоставлялся.

Граждане, являющиеся родителями ребенка-инвалида имеют право приобрести земельный участок для одной из целей:

  • индивидуальное жилищное строительство;

  • ведение личного подсобного хозяйства.

Перечень необходимых документов для подачи заявления:

1) копия паспорта или документа, его заменяющего;

2) копия свидетельства о рождении (усыновлении, удочерении) ребенка-инвалида;

3) документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) постоянное проживание гражданина на территории Волгоградской области в течение не менее пяти лет, непосредственно предшествующих дате подачи им заявления (сведения о регистрации по месту жительства гражданина, справка о составе семьи, поквартирная карточка, выписка из домовой книги, решение суда об установлении соответствующего факта);

4) документ (документы), подтверждающий (подтверждающие) совместное проживание гражданина и его ребенка-инвалида (сведения о регистрации по месту жительства гражданина; справка о составе семьи, поквартирная карточка, выписка из домовой книги, акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423», решение суда об установлении соответствующего факта);

5) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Заявление подается одним из родителей ребенка-инвалида, проживающим с ним совместно.

Копии документов должны быть заверены в установленном законодательством порядке или представлены с предъявлением подлинников. При предъявлении подлинников документов копии этих документов заверяются должностным лицом уполномоченного органа или специалистом многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющим прием документов, а подлинники документов возвращаются гражданину

Заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно подается в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту жительства заявителя:

— граждане, являющиеся родителем ребенка-инвалида, проживающие на территории Волгограда, подают заявление в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области,

— граждане, являющиеся родителем ребенка-инвалида, проживающие в других территориальных образованиях, подают заявление в администрацию того городского округа, городского или сельского поселения, на территории которого они постоянно проживают.

Заявления и документы к нему могут быть представлены лично, непосредственно в уполномоченный орган или через любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также направлены заказным почтовым отправлением с описью вложения.

Обращаем внимание! В случае направления документов почтовым отправлением, копии документов должны быть заверены в установленном законе порядке.

В случае если с заявлением обращается представитель заявителя, к заявлению прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя.

Решение уполномоченного органа о постановке гражданина, являющегося родителем ребенка – инвалида, на учет с целью последующего предоставления ему земельного участка принимается и направляется гражданину принимается в месячный срок со дня принятия заявления и документов

Учет граждан, являющихся родителем ребенка-инвалида, осуществляется на основании регистрации их заявлений в книге учета заявлений, которая ведется и хранится в уполномоченном органе.

Очередность постановки на учет и предоставления земельных участков определяется по дате и времени (часы, минуты) подачи заявлений.

Принятые на учет граждане, являющиеся родителями ребенка-инвалида, подлежат снятию с учета в следующих случаях:

  • поступление от этого гражданина письменного заявления о снятии с учета;

  • утрата этим гражданином права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

  • выезд этого гражданина на место жительства в другой субъект Российской Федерации;

  • принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области;

  • выявления в представленных гражданином в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия гражданина на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при принятии решения о постановке гражданина на учет;

  • смерти, признания умершим этого гражданина.

В случае смерти, признания умершим состоящего на учете гражданина, являющегося родителем ребенка-инвалида, его очередность сохраняется за вторым родителем ребенка-инвалида при условии их совместного проживания.

Заявление о постановке на учет второго родителя может быть подано в течение 90 дней с момента смерти, признания умершим гражданина, ранее состоящего на учете.

Принятый на учет гражданин, являющийся родителем ребенка-инвалида и проживающий с ним совместно, не подлежит снятию с учета и сохраняет право на получение земельного участка в собственность бесплатно в случае достижения ребенком совершеннолетия при условии сохранения у него статуса инвалида.

Уполномоченным органом формируется перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность граждан бесплатно. Перечень земельных участков подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом уполномоченным органом, и размещению на официальном сайте уполномоченного органа.

Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно:

  • максимальные:

для индивидуального жилищного строительства — 0,12 га;

для ведения личного подсобного хозяйства — 0,3 га;

В случае если правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования установлены предельные максимальные размеры земельных участков меньших размеров, размеры земельных участков, формируемых для целей бесплатного предоставления, определяются в соответствии с ПЗЗ.

  • минимальные:

для индивидуального жилищного строительства — 0,04 га;

для ведения личного подсобного хозяйства — 0,06 га.

Земельные участки, включенные в перечень земельных участков, предлагаются уполномоченным органом на выбор гражданам в соответствии с их очередностью постановки на учет путем предложения земельных участков, включенных в Перечень, на заседании Комиссии.

Уведомление о месте и времени проведения заседания Комиссии Уполномоченный орган направляет по почтовому адресу, указанному гражданином в заявлении о постановке на учет, заказным письмом в форме почтового отправления не позднее, чем за 30 дней до ее проведения. Уведомление считается полученным гражданином по истечении 10 дней с даты направления заказного письма.

Гражданин, уведомленный о месте и времени проведения заседания Комиссии надлежащим образом, не явившийся на заседание, считается отказавшимся от предоставленных на выбор на очередном заседании Комиссии земельных участков.

Гражданин, состоящий на учете для целей предоставления земельного участка в собственность бесплатно, имеет право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, предоставленного ему ранее на праве аренды для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Право собственности на земельный участок подлежит обязательной государственной регистрации. Для регистрации права собственности на выделенный земельный участок необходимо обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.

Информация для родителей ребенка-инвалида, проживающих на территории г.Волгограда

Перечень земельных участков, сформированных в городе Волгограде в целях последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также родителям детей-инвалидов (с возможностью просмотра местоположения земельных участков на электронном атласе Волгоградской области)

Наиболее крупные территории г.Волгограда, на которых сформированы (формируются) земельные участки для предоставления родителям ребенка-инвалида:

  • в 2014 году (открыть);

  • в 2015 году (открыть)

Заседания комиссии по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно:

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Мингосимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно:

Списки граждан, приглашенных на заседания комиссии Облкомимущества по выбору (распределению) земельных участков из перечней земельных участков, предлагаемых к предоставлению гражданам в собственность бесплатно в 2016 году:

Информация о гражданах, получивших земельные участки в собственность бесплатно на территории г. Волгограда

Апелляционное определение
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Захарчука О.В.,
судей Соловьева В.А., Бурова А.И.
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием Майшева М.А., его представителей Лобанова А.В. и Устьянцева Е.И., представителя Администрации <адрес> Кузьминой Т.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 1 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Администрации МО «<адрес>» на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск Майшева М. А., действующего в интересах Майшева К. М., к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка удовлетворен частично. Признан незаконным пункт 4.1 Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду Майшеву М. А., действующему в интересах Майшева К. М., земельного участка площадью 1542 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от <адрес> муниципального образования «<адрес>» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Майшева М. А., действующего в интересах Майшева К. М., от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в соответствии с пп.14 п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов земельного участка площадью 1542 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от <адрес>.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия
установила:
Майшев М.А., действующий в интересах Майшева К.М., обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 1542 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от <адрес> №М-8748/01-36ДО от ДД.ММ.ГГГГ обращение оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что на основании п.2 ч. 8 ст. 38.15 ЗК РФ земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен на основании п.1 ст. 39.16 ЗК РФ. поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не представлены сведения о постановке на учет инвалида, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, который осуществляется в соответствии Административным регламентом муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденных Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец полагает, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 13.12.2018 г. является незаконным и нарушающим права его семьи, имеющей ребенка-инвалида в составе, на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Административный ответчик необоснованно ссылается на п.2 ч. 8 ст. 39.15, п. I ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку истец является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством имеет право на первоочередное получение земельного участка в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и ч. 14 ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В настоящее время законодательство РФ не содержит норм, возлагающих на инвалидов обязанность подтверждать свою нуждаемость в улучшении жилищных условий при обращении за предоставлением земельных участков без проведения торгов. На основании изложенного, просил суд признать незаконным отказ Администрации <адрес> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме №М-8748/01-36Д от 13.12.2018 года, возложить на Администрацию <адрес> обязанность в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка площадью 1542 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от <адрес>.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Майшев М.А. и его представители Лобанов А.В., Устьянцев Е.И. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Просили признать незаконным отказ Администрации <адрес> в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО «<адрес>» просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указывая что суд неверно применил материальный закон, а именно не учел такое условие, как нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий.
В возражениях административный истец Майшев М.А. просит оставить принятое судом первой инстанции решение без изменения, поскольку оно является законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель администрации <адрес> Кузьмина Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить решение суда первой инстанции.
Административный истец Майшев М.А. и его представители Лобанов А.В., Устьянцев Е.И. с апелляционной жалобой не согласились, считая решение суда законным и обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ — гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ — Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
По делу установлены следующее обстоятельства.
Майшев М.А. является отцом несовершеннолетнего Майшева К.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении П-НИ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой серии МСЭ-2016 № Майшеву К.М. 01.11.2018 года установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид».
15.11.2018 года Майшев М.А., действующий в интересах Майшева К.М., обратился в Администрацию МО «<адрес>» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1542 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от <адрес>, без проведения торгов на основании п.14 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ
В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом №М-8748/01-36ДО от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «<адрес>» Майшеву М.А. направлена выписка из Протокола заседании Комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует: «п.п.4.1 Обращение Майшева М.А. о предоставлении в аренду без проведения аукциона земельного участка площадью 1542 кв.м., расположенного примерно в 40 метрах по направлению на юго-восток от <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Принятое решение: обращение Майшева М.А. оставить без удовлетворения, на основании п.2 ч.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю на основании п.1 ст. 39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не представлены сведения о постановке на учет инвалида, в качестве нуждающегося в жилых помещениях, который осуществляется в соответствии с Административным регламентов муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утв. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Полагая, что решение Администрации <адрес>, изложенное в пункте 4.1 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от 29.11. 2018 года №, и доведенное до заявителя письмом от 13.12.2018 года, не соответствует действующему законодательству и нарушает права административного истца, Майшев М.А., действующий в интересах Майшева К.М., обратился в суд с настоящим административным иском.
Конституция Российской Федерации (ст. 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом из анализа положений приведенных норм Земельного кодекса РФ следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданам права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в рамках данной процедуры осуществляется, если право на такое приобретение основано в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации прав инвалидов.
При этом положения Земельного кодекса РФ и указанного выше Федерального закона не содержат положений, предусматривающих зависимость предоставления земельных участков в аренду от нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий исходя из буквального толкования указанных норм.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 410, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru — ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, законодательство действующие на момент возникновения спорных правоотношений, не содержало положений ставящих право инвалидов и семей, имеющим в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит законными и обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие документов, подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, что свидетельствует о незаконности решения Администрации МО «<адрес>», содержащегося в п. 4.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данное решение нарушает права административного истца, действующего в интересах ребенка-инвалида, поскольку препятствует реализации его права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном толковании материального права не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу доводы повторяют позицию Администрации <адрес> в суде первой инстанции, относительно которых судом сделаны обоснованные выводы в судебном решении, с которыми необходимо согласиться.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО «<адрес>» без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи

admin