Земельный налог расчет

Содержание

Кадастровая стоимость

При расчете земельного налога используйте кадастровую стоимость каждого земельного участка, установленную на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Если земельный участок был образован в течение налогового периода, используйте кадастровую стоимость, установленную на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ).

О том, нужно ли рассчитывать земельный налог, если кадастровая стоимость земли не определена, см. Какое имущество облагается земельным налогом.

Ситуация: как узнать кадастровую стоимость земли для расчета земельного налога?

Узнать кадастровую стоимость можно на официальном сайте Росреестра либо с помощью запроса в территориальное отделение этого ведомства.

Обратиться с письменным запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в территориальное отделение Росреестра можно лично или по почте. Также запрос можно направить электронным способом, заполнив форму на сайте Росреестра. Это следует из положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пункта 1 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и пункта 50 приказа Минэкономразвития России от 18 мая 2012 г. № 292. Сведения предоставляются бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса отделением Росреестра. Об этом сказано в пунктах 8 и 13 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

Кроме того, кадастровую стоимость земельного участка можно найти на интерактивной карте на официальном сайте Росреестра. Об этом сказано в пункте 6 статьи 14 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. № 52.

Участок в общей собственности

Если земельный участок находится в общей долевой собственности, то кадастровую стоимость части земельного участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Для этого используйте формулу:

Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации = Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности × Доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 392 Налогового кодекса РФ.

Если земельный участок находится в совместной собственности, то кадастровую стоимость доли, принадлежащей организации, определяйте равными долями (п. 2 ст. 392 НК РФ). Например, если собственниками земельного участка являются три организации, то каждой из них принадлежит на праве собственности по 1/3 этого участка. Значит, кадастровая стоимость доли, принадлежащей каждой организации, будет равна 1/3 кадастровой стоимости всего участка.

Если организация приобретает здание (кроме многоквартирного дома) и к ней переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим объектом, кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок (абз. 1 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания являются несколько организаций (граждан), то кадастровую стоимость определяйте пропорционально доле в праве собственности (в площади) на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет коммерческая организация. Аналогичное правило действует, если владельцами здания одновременно являются коммерческая организация и казенное предприятие. В этом случае казенное предприятие кадастровую стоимость не определяет. Например, если здание одновременно принадлежит коммерческой организации на праве собственности, государственному учреждению и казенному предприятию на праве оперативного управления, то государственное учреждение и казенное предприятие в этом случае имеют ограниченное право пользования земельным участком (п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Следовательно, определять кадастровую стоимость и платить земельный налог должна коммерческая организация, так как учреждение (предприятие), обладающее правом ограниченного пользования, не признается плательщиком земельного налога (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если владельцами здания одновременно являются казенное предприятие и государственное (муниципальное) учреждение, то кадастровую стоимость определяет тот из них, во владении которого находится большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Например, если здание принадлежит трем казенным предприятиям, то определять кадастровую стоимость и платить земельный налог будет то из них, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Правом постоянного (бессрочного) пользования в данном случае будет обладать предприятие, которому принадлежит большая площадь здания (п. 4 ст. 36 Земельного кодекса РФ). Остальные предприятия обладают лишь правом ограниченного пользования земельным участком.

Пример расчета кадастровой стоимости части земельного участка, занятого зданием. Коммерческой организации принадлежит часть этого здания на праве собственности

Организации принадлежит на праве собственности 150 кв. м здания. Общая площадь здания составляет 1500 кв. м. Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, – 335 000 руб. Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации:
335 000 руб. × 150 кв. м : 1500 кв. м = 33 500 руб.

Ситуация: как определить кадастровую стоимость земельного участка, если коммерческая организация является собственником одного из этажей здания?

Кадастровую стоимость части земельного участка определите пропорционально доле организации в общей долевой собственности на это здание (абз. 2 п. 3 ст. 392 НК РФ).

Правоустанавливающими документами, подтверждающими размер ее доли, являются договор купли-продажи и свидетельство о госрегистрации права собственности на землю (ст. 17 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, письмо Минфина России от 11 мая 2006 г. № 03-06-02-02/37).

Чтобы рассчитать кадастровую стоимость части земельного участка, используйте формулу:

Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся в собственности организации = Кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности × Площадь здания, принадлежащая организации на праве собственности : Общая площадь здания

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то кадастровую стоимость определите отдельно в отношении каждой части земельного участка. Для расчета воспользуйтесь формулой:

Кадастровая стоимость части земельного участка = Кадастровая стоимость всего земельного участка × Площадь части земельного участка, расположенного на территории соответствующео муниципального образования : Общая площадь земельного участка

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить информацию о площади земельного участка, приходящейся на территорию того или иного муниципального образования, обратитесь в территориальное отделение Росреестра.

Изменение кадастровой стоимости

Ситуация: как рассчитать земельный налог, если в течение налогового периода кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Базу для расчета налога определяйте как кадастровую стоимость земельного участка, установленную на 1 января.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, установленная в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января налогового периода (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога оспоренная кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в ноябре 2014 года организация обратилась в суд с заявлением об уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2013 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в мае 2015 года. В этом случае для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2014 года. Пересчитывать земельный налог за 2013 год организация не вправе.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/5013.

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются местными нормативно-правовыми актами, которыми земельный налог вводится на территории того или иного муниципального образования (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Налоговые ставки для земельного налога, установленные местным законодательством, не могут превышать:

  • 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, сельскохозяйственных земель. Эта ставка применяется также для земель, ограниченных в обороте в связи с использованием для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. При этом порядок подтверждения статуса таких участков определяет Минэкономразвития России. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2014 г. № 03-05-04-02/25629;
  • 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.

Такие правила предусмотрены статьей 394 Налогового кодекса РФ.

При этом неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54).

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства, земельный налог (авансовые платежи по налогу) нужно рассчитать, умножив ставку налога на два. Это необходимо делать в течение первых трех лет строительства вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Об этом сказано в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

При этом на земельные участки, предоставленные организации на праве постоянного (бессрочного) пользования для жилищного строительства, данное правило не распространяется. То есть применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога не нужно. Об этом сказано в письме Минфина России от 10 мая 2007 г. № 03-05-06-02/40.

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года (в течение первых трех лет строительства), используйте формулу:

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога × 2

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу = 1/4 × Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога × 2

Применять двойную налоговую ставку нужно начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок.

Если жилищное строительство на земельном участке продолжается более трех лет, ставку налога необходимо увеличивать в четыре раза. Четырехкратная ставка применяется начиная с периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Если жилой дом построен (зарегистрирован как собственность) менее чем за три года, земельный налог (авансовые платежи по налогу), уплаченный в двойном размере, пересчитайте исходя из обычной ставки. Излишне уплаченные суммы налога (авансовых платежей) можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей.

Такие правила установлены пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Они применяются при расчете земельного налога начиная с 2015 года. При налогообложении земельных участков в предыдущих налоговых периодах применялись другие правила.

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с подвала, который находится в жилом доме и является собственностью организации?

Если подвал относится к жилому фонду, то применяйте ставку, установленную в пределах 0,3 процента для земельных участков, занятых жилищным фондом. Если подвал переведен в нежилое помещение, то ставка может достигать 1,5 процента.

Ставка земельного налога должна быть установлена местным законодательством и не может превышать 0,3 или 1,5 процента (ст. 394 НК РФ).

Подвал относится к жилищному фонду, так как является помещением вспомогательного использования в жилом доме (подп. п. 1 п. 2 ст. 19 и п. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Налоговая ставка, установленная в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, не может превышать 0,3 процента (абз. 3 подп. п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если же организация перевела подвальное помещение из жилого в нежилое в соответствии с главой 3 Жилищного кодекса РФ, земельный налог платите по ставке 1,5 процента (если местным законодательством не установлена более низкая ставка) (подп. п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Ситуация: по какой ставке платить земельный налог с участка сельскохозяйственного назначения? Одну часть участка организация сдает в аренду для сельскохозяйственного производства, вторая часть не используется

К участкам, относящимся к сельскохозяйственным землям и частично используемым по целевому назначению, применяйте ставку не выше 0,3 процента независимо от того, кто использует участок.

Пониженные ставки для земель сельхозназначения (0,3 процента) применяются только к тем земельным участкам, которые одновременно соответствуют двум критериям:

  • относятся к землям сельскохозяйственного назначения (землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • фактически используются для сельскохозяйственного производства.

Об этом сказано в подпунктах 1–2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Что касается частичного использования земельного участка по целевому назначению, то законодательство не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Это следует из пунктов 1–2 статьи 391 Налогового кодекса РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2009 г. № А56-39782/2008, от 21 марта 2008 г. № А56-27820/2007).

С учетом этой позиции, а также исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 организация, использующая в сельскохозяйственном производстве только часть земельного участка, вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом.

Для целей налогообложения неважно, кто именно использует участок для сельскохозяйственного производства: собственник или арендатор. Поэтому даже если весь земельный участок организация сдала в аренду сельхозпроизводителю, она вправе платить земельный налог по пониженной ставке. Это следует из писем Минфина России от 14 марта 2008 г. № 03-05-05-02/12, от 26 марта 2007 г. № 03-05-05-02/14, от 8 августа 2006 г. № 03-06-02-04/119 и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2007 г. № А56-50713/2006, Московского округа от 12 февраля 2010 г. № КА-А41/553-10).

Зависимость между правом на применение пониженной ставки земельного налога и характером использования земельного участка подтверждается письмами Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879 (направлено налоговым инспекциям для использования в работе письмом ФНС России от 30 июля 2014 г. № БС-4-11/14944), от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 и арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 9 апреля 2008 г. № 4872/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2010 г. № А66-10150/2009, от 8 февраля 2008 г. № А56-11088/2007 и от 6 июня 2008 г. № А56-19758/2007). Из этих документов следует, что налоговая ставка 0,3 процента применяется только к тем участкам, которые фактически используются в сельскохозяйственном производстве.

Если организация владеет земельным участком сельскохозяйственного назначения, но не использует его в сельскохозяйственном производстве, она нарушает действующее законодательство. Перечень признаков, по которым определяется состав такого правонарушения, приведен в постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Обнаружив правонарушение, территориальное подразделение Россельхознадзора может вынести решение о признании участка неиспользуемым для сельхозпроизводства. С начала года, в котором это решение было принято, и до начала года, в котором нарушение было устранено, со всей площади участка организация должна рассчитывать земельный налог по ставке 1,5 процента. Об этом сказано в письме Минфина России от 16 июля 2014 г. № 03-05-04-02/34879.

Расчет налога

Чтобы рассчитать земельный налог по итогам года, используйте формулу:

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога

Чтобы рассчитать земельный налог по участку, который находится на территории нескольких муниципальных образований, нужно определить сумму налога по каждой его части. Для этого воспользуйтесь формулой:

Земельный налог по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования = Кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 396 Налогового кодекса.

Если местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу (I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 393 НК РФ)), то в течение года организация должна рассчитывать по нему авансовые платежи.

Для расчета авансового платежа используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу = 1/4 × Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога

Если отчетные периоды не установлены, перечислять авансовые платежи не нужно.

Такой порядок следует из положений пунктов 6 и 9 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета авансового платежа по земельному налогу. Земельный участок, по которому рассчитывается авансовый платеж, расположен на территории двух муниципальных образований

Организации принадлежит земельный участок площадью 5 га, кадастровая стоимость которого равна 12 000 000 руб. Участок расположен в двух муниципальных образованиях: 3,5 га – на территории одного, 1,5 га – на территории другого.

Для категории земель, к которой относится участок, в обоих муниципальных образованиях установлена одна и та же ставка земельного налога – 0,3 процента от кадастровой стоимости.

Чтобы распределить сумму авансового платежа по земельному налогу между двумя муниципальными образованиями, бухгалтер определил кадастровую стоимость каждой части земельного участка.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 1,5 га составила:
1,5 га : 5 га × 12 000 000 руб. = 3 600 000 руб.

Кадастровая стоимость части земельного участка площадью 3,5 га равна:
12 000 000 руб. – 3 600 000 руб. = 8 400 000 руб.

Сумма авансового платежа по земельному налогу составляет:

  • по части земельного участка площадью 1,5 га 2700 руб. (3 600 000 руб. × 0,3% : 4);
  • по части земельного участка площадью 3,5 га 6300 руб. (8 400 000 руб. × 0,3% : 4).

Общая сумма авансового платежа по земельному налогу равна 9 000 руб. (2700 руб. + 6300 руб.).

Земельный налог, подлежащий уплате по итогам календарного года, рассчитайте по формуле:

Земельный налог = Земельный налог, рассчитанный за календарный год Авансовые платежи по земельному налогу, уплаченные в течение календарного года

Такой порядок определен пунктом 5 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Применяйте его только тогда, когда местным законодательством установлены отчетные периоды по налогу.

Если вещное право на земельный участок возникает или прекращается в течение года, то земельный налог (авансовые платежи по налогу) рассчитайте с учетом коэффициента Кв:

Коэффициент Кв = Количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном налоговом (отчетном) периоде : Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При определении количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании), учитываются месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно (прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно). Месяцы, в которых право на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются.

Земельный налог рассчитайте по формуле:

Земельный налог (с учетом Кв) = Земельный налог × Коэффициент Кв

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу (с учетом Кв) = Авансовый платеж по земельному налогу × Коэффициент Кв

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.17–5.19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Ситуация: должна ли организация платить земельный налог за год, если вещное право на земельный участок зарегистрировано во второй половине декабря?

Ответ: нет, не должна.

Организация является плательщиком земельного налога с момента возникновения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, признаваемый объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Если право на земельный участок возникает в течение налогового периода, то земельный налог рассчитайте с учетом коэффициента Кв (п. 7 ст. 396 НК РФ). Для этого используйте формулу:

Земельный налог = Кадастровая стоимость земельного участка (при наличии льготы в виде не облагаемой налогом суммы – за вычетом этой суммы) × Ставка земельного налога × Коэффициент Кв

Такие правила установлены в пункте 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

В данном случае коэффициент Кв будет равен нулю, так как декабрь нельзя принять за полный месяц, в течение которого данным земельным участком владела организация (п. 7 ст. 396 НК РФ). Поэтому и земельный налог за этот год тоже будет равен нулю. Такое же мнение высказывает и Минфин России в письме от 8 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/36.

Налоговые льготы

Некоторые организации имеют право на налоговую льготу (ст. 395 НК РФ). Когда такое право возникает (прекращается) в течение налогового (отчетного) периода, земельный налог (авансовые платежи по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставлена налоговая льгота, рассчитайте с учетом коэффициента Кл:

Коэффициент Кл = Количество полных месяцев налогового (отчетного) периода, в течение которых отсутствует налоговая льгота : Количество календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде

При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимайте за полный месяц.

Для расчета земельного налога используйте формулу:

Земельный налог (с учетом Кл) = Земельный налог × Коэффициент Кл

Для расчета авансовых платежей по земельному налогу используйте формулу:

Авансовый платеж по земельному налогу (с учетом Кл) = Авансовый платеж по земельному налогу × Коэффициент Кл

Такой порядок следует из положений пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ, пунктов 5.21–5.29 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696.

Рассчитать земельный налог по кадастровой стоимости для физических, юридических лиц,

Земельный налог – это бремя, накладываемое на владельцев земельных наделов (граждан и организации). Налог относится к региональным, уплачивается в местную налоговую. НК РФ определяет общие черты исчисления налога, нюансы уточняет регион самостоятельно, закрепляя их в нормативно-законодательной базе.

Организации обязаны считать налог с участков земли, находящихся в собственности, самостоятельно. Граждане освобождены от этой обязанности, за них расчет проводит налоговая с последующей рассылкой уведомлений о необходимости оплаты рассчитанной суммы. Освобождение физлиц от проведения самостоятельных расчетов не означает, что последние не должны вникать в порядок вычисления. Заявленную ФНС величину земельного налога лучше проверить на предмет корректности исчисления, тем более в уведомлении налоговая представляет необходимые сведения, которые были использованы в вычислительном процессе.

Подробнее про налог читайте в статье ⇒ “Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики”

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитывают земельный налог организации?

Юридические лица расчет проводят исключительно по кадастровой стоимости земельного участка. Данная стоимость определяется на региональном уровне. Узнать ее величину можно, обратившись в Росреестр с соответствующим запросом лично или через официальный сайт органа.

Расчет проводится в отношении каждого участка земли, собственником которого выступает организация.

Для исчисления земельного налога нужно выполнить следующие действия:

  1. Выяснить, установили ли местные власти обязанность юрлиц платить авансовый налог;
  2. Определить, есть ли право на льготу;
  3. Уточнить актуальную ставку в регионе для того вида земель, к которым относится надел, находящийся в собственности организации;
  4. Узнать величину кадастровой стоимости в Росреестре.

Общая формула для расчета имеет вид:

Земельный налог = кадастр.стоим. * ставка

Кадастровая стоимость берется на первое число года, за который проводится расчет (или к которому относится отчетный квартал).

Если земля получена в собственность в течение года, то берется кадастровая стоимость на то число, которым участок поставлен на государственный учет.

Ставка регулируется НК РФ в части ее максимальной границы:

  • 0,3 – для отдельных категорий земель, перечисленных в п.3 ст.394 НК РФ;
  • 1,5 – для прочих категорий.

Категорию того участка, которым владеет организация, можно уточнить в документации, прилагаемой к нему (правоустанавливающие документы, свидетельство о собственности).

Необходимо выяснить, принимали ли местные органы власти законодательные акты о величине ставки по земельному налогу. Если никаких нормативных документов не принято в регионе, то берется максимальная ставка, установленная кодексом.

Если субъект РФ обязывает местные организации платить налог поквартально, то следует по результатам каждого квартала посчитать авансовый налог для уплаты. По годовым итогам считается общая величина налога. Доплате в бюджет за год подлежит сумма годового налога, уменьшенная на ранее уплаченные авансы.

Формула для расчета авансового налога на землю:

Аванс = кадастр.стоим. * ставка / 4

Кадастровая стоимость также берется на начало текущего года.

Читайте также статьи ⇒ “Земельный налог для юридических лиц. Прим

еры расчета, ответы на вопросы” и “Земельный налог для ИП: освобождение, льготы, формула расчета, процедура”

Пример расчета земельного налога юрлицами

Фирма владеет земельным наделом в Москве. Расчет налога проводится за 2016г., на протяжении которого организация имела данный участок в собственности.

Исходные данные:

Кадастровая стоимость 21 450 000 руб.
Ставка 1,5%
Льготы Нет
Авансы Да
Число месяцев владения в году 12

Аванс за Iкв. = Аванс за IIкв. = Аванс за IIIкв. = 21 450 000 * 1,5 / 4 = 80 438 руб.

Налог за 2016г. = 21 450 000 * 1,5% = 321 750 руб.

Доплата за год = 321 750 – (80 438 + 80 438 + 80 438) = 80 436 руб.

Читайте также статью ⇒ Земельный налог для юридических лиц. Примеры расчета, ответы на вопросы, а также если организация использует УСН ⇒ Земельный налог при УСН: примеры, ответы на вопросы

Если организация владела землей неполный год

Если право собственности на землю получено в течение года (или утеряно в течение года), то налог нужно платить пропорционально тому периоду, на протяжении которого организация владела земельным объектом.

Чтобы посчитать авансовый или годовой земельный налог, нужно в формулу добавить два элемента, которые позволят учесть реальный период владения недвижимым объектом.

Формулы для расчета годового и авансового налога при этом принимают вид:

Налог за год = кадастр.стоим. * ставка * (число месяцев владения / 12 мес.)

Аванс за квартал = кадастр.стоим. * ставка * (число месяцев владения /3 мес.) / 4

Для расчета берутся только полные месяцы владения землей. Месяц будет считаться полным:

  • Если право на землю получено до 15-того числа включительно;
  • Если право на землю утеряно после 15-того числа.

Если регион не обязывает платить авансы по земельному налогу, то перечислить его нужно по окончании года, в котором произошли изменения в праве владения землей. Если авансы установлены, то за год нужно доплатить разницу между начисленной годовой величиной и уплаченными в течение года авансами.

Пример расчета при неполном годе владения

У организации есть земля, которая в собственность оформлена 17 мая 2016г.

Исходные данные:

Кадастровая стоимость 21 450 000 руб.
Ставка 1,5%
Льготы Нет
Авансы Да
Число месяцев владения в квартале I 0
II 2
III 3
Число месяцев владения в году 8

Земля получена во втором квартале, а потому обязанность налогоплательщика появляется только по его окончании. Второй квартал длится с апреля по июнь. Количество полных месяцев владения землей в данном периоде = 2 (май и июнь).

Аванс за IIкв. = 21 450 000 * 1,5% * (2 / 3) / 4 = 53 625 руб.

Аванс за IIIкв. = 21 450 000 * 1,5% / 4 = 80 438 руб.

Налог за 2016г. = 21 450 000 * 1,5% * (8 / 12) = 214 511 руб.

Доплата за 2016г. = 214 511 – (53625 + 80 438) = 80 448 руб.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитать земельный налог для граждан?

Физические лица платят налог с участков, собственником которых они выступают, только 1 раз в год – за все 12 месяцев одной суммой по годовым итогам.

Один раз в год граждане получают уведомление от налоговой, содержащее сумму к уплате, а также исходные данные, применяемые для вычислительного процесса. Рекомендуется проверить проведенный расчет, для этого гражданину нужно ознакомиться с местными законодательными актами, касающимися налога с земельных участков физлиц.

Из этих законодательно-нормативных актов нужно уточнить:

  • Возможность воспользоваться системой льготирования;
  • Величину стоимости объекта обложения земельным налогом;
  • Утвержденную ставку для нужной земельной категории.

В каждом МО действует своя система предоставления льгот физическим лицам. Чтобы узнать информацию о том, можно ли ей воспользоваться, нужно обратиться в отделение ФНС, к которому территориально относится земля, подлежащая налогообложению.

Если льгота положена, то право на нее документально подтверждается – пишется заявление для налоговой, к которому прикладывается подтверждающая документация.

Если физическое лицо не имеет право на освобождение от налогового бремени, то следует узнать, что выступает базой для вычисления. Расчет для физических лиц проводится по кадастровой стоимости земельного объекта. Данный показатель берется на начало отчетного года. Налоговая запрашивает такие сведения в Росреестре и использует их для расчета.

Если есть сомнения в правильности используемой для расчета стоимости, то можно уточнить актуальные данные в Росреестре самостоятельно – передать запрос в письменном виде в Росреестр или кадастровую палату по адресу расположения земли. Сведения предоставляются в форме справки без взимания дополнительной платы. В заявлении следует указать, кадастровая стоимость какого объекта интересует заявителя. Также пишется дата, на которую должны быть предоставлены сведения, данный реквизит необходим, иначе стоимость будет указана на день подачи заявления.

После того, как будут получены данные о кадастровой стоимости, нужно выяснить действующую ставку, после чего приступать к расчетам.

Ставку устанавливает также МО, ее величина зависит от земельной категории участка. Чтобы выяснить ставку, можно самостоятельно просмотреть местные нормативные акты либо обратиться за помощью в налоговую.

Налоговый кодекс не позволяет регионам превышать предельные значения ставки по земельному налогу:

  • 0,3% – для отдельных категорий, в частности для дачных участков, сельхозземель;
  • 1,5% – для прочих категорий.

Если физическим лицом уточнены права на льготу, кадастровая стоимость, ставка, то можно приступать к вычислениям.

Следует использовать такую формулу:

Налог на землю = кадастр.стоим. * ставка

Если физическое лицо имеет возможность применить льготу в виде необлагаемой налогом суммы, уменьшающей базу для исчисления, то в формуле следует это учесть.

Налог на землю с учетом льготы = (кадастр.стоим. – необлагаемая налогом сумма) * ставка.

Если земля получена или утеряна гражданином в течение года, то следует учитывать число тех месяцев, на протяжении которых физлицо числилось владельцем участка. Не потребуется платить налог за те месяцы, в течение которых человек не был собственником земли. В расчет земельного налога в данном случае берутся только полные месяцы владения.

В случае присутствия нескольких собственников на землю, налог распределяется пропорциональным размерам долей каждого владельца. Если доли не выделены, то налог распределяется поровну между всеми участниками.

Пример расчета налога на землю для физлиц

Гражданин продал дачный участок в августе 2016г, до этого момента он владел им единолично. Право собственности было утеряно им 20.08.2016.

Исходные данные:

Кадастровая стоимость 940 000 руб.
Ставка 0,025%
Льготы Нет
Авансы Нет
Число месяцев владения в году 8

Земельный налог = 940 000 * 0,025% * (8 / 12) = 157 руб.

Земельный налог (ЗН) является одним из обязательных для собственников земельных участков (ЗУ) и тех, кому они принадлежат на правах постоянного пользования или владения. Этому вида налогообложения посвящена в НК 31 глава. Согласно ст. 387 НК РФ, земельный налог, налоговые ставки и льготы устанавливаются:

  • налоговым кодексом;
  • законами субъектов РФ (Москвы, С-Петербурга и Севастополя);
  • нормативно-правовыми актами ОМСУ (органов местного самоуправления) муниципальных образований (МО).

В данной статье рассмотрим:

  • Кто является налогоплательщиком?
  • Что является объектом налогообложения и налоговой базой по земельному налогу?
  • Каковы налоговые ставки и льготы?
  • Как рассчитывается налог на землю?

Приведём также формулы и примеры расчёта.

Земельный налог: субъекты и объекты налогообложения, налоговая база, ставки и льготы

Субъекты налогообложения

Налогоплательщиками, на основании ст. 388 НК РФ, признаются юридические и физические лица — собственники земельного участка, а также владельцы и пользователи ЗУ, в чьём владении или пользовании данный земельный участок находится бессрочно.

Платить земельный налог не нужно тем, у кого ЗУ находится в аренде или во временном безвозмездном пользовании.

Объекты налогообложения

Облагаются налогом, согласно со ст. 389 НК, земельные участки, находящиеся в границах субъектов РФ и муниципальных образований.

Не облагаются налогом, в соотв. с законами РФ, земельные участки:

  • Изъятые из оборота.
  • Ограниченные в обороте:
    • занятые объектами культурного наследия, в т. ч. и всемирного, историко-культурными, археологическими памятниками, музеями-заповедниками;
    • ЗУ, на которых находятся государственные объекты водного фонда.
  • Входящие в состав земель лесного фонда.
  • ЗУ, на которых расположены многоквартирные дома.

Налоговая база и её определение

Налоговой базой (НБ) по земельному налогу является КС — кадастровая стоимость объекта налогообложения, установленная на начало налогового периода (НП), то есть первое января (ст. 391 НК РФ).

  • Для новых земельных участков, образованных в течение НП налоговой базой считается КС на момент регистрации ЗУ в ЕГРН.
  • Если земельный участок занимает территории разных МО, то высчитываются налоговая база каждой доли ЗУ: кадастровую стоимость всего ЗУ нужно умножить на отношение площади доли к общей площади земельного участка.
  • Также отдельно определяется налоговая база для каждой доли, если общей долевой собственностью обладают несколько лиц, или на каждой доле ЗУ установлена своя налоговая ставка.

Когда учитывается изменение кадастровой стоимости

Изменение КС в течении налогового периода учитывается:

  • при исправлении ошибок, допущенных при расчете КС;
  • по решению суда или комиссии, рассматривающих споры относительно кадастровой стоимости;
  • если изменение КС явилось результатом перевода ЗУ из одной категории в другую.

В остальных случаях изменение кадастровой собственности на протяжении всего налогового периода для определения НБ в расчёт не принимается.

  • Налогоплательщики юридические лица (организации) самостоятельно определяют КС по сведениям ЕГРН.
  • Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами по сведениям, поступившим из ЕГРН.

Налоговый, отчётный период и налоговые ставки

Налоговый период равен календарному году (ст. 393 НК).

Отчётный периоды — первый, второй и третий кварталы. Отчетные периоды по решению властей могут не устанавливаться.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 394 НК следующего размера:

0,3% от КС:

  • ЗУ на землях сельхозназначения или в зонах поселения, предназначенных для с/х производства;
  • ЗУ под ЛПХ (личное подсобное хоз-во), СНТ (садоводческое некоммерческое тов-во), ОНТ (огородническое некоммерческое тов-во), животноводство;
  • ЗУ жилого фонда и занятые объектами ЖКХ;
  • земельные участки, используемые в целях обороны и безопасности, в пограничной и таможенной зонах.

1,5% — все остальные ЗУ.

Льготы налогообложения

На основании ст. 391 НК, налоговый вычет в размере кадастровой ст-ти 600 м2 площади ЗУ предоставляется, согласно п. 5 ст. 391, следующим лицам:

  • героям СССР и РФ;
  • инвалидам первой-второй группы;
  • детям-инвалидам, а также инвалидам с детства;
  • ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
  • лицам, попадающим под действие социальных программ защиты, пострадавших в результате катастроф на ЧАЭС и ПО «Маяк»;
  • лицам, которые работали в подразделениях особого риска, участвуя в испытаниях атомного оружия и ликвидации последствий ядерных аварий на военных объектах;
  • лицам, ставшими инвалидами или заболевшими лучевой болезнью в результате испытаний ядерного оружия (установок) или космических аппаратов и техники;
  • пенсионерам и лицам, достигшим пенсионного возраста, находящимся на пожизненном содержании.

Налоговый вычет может быть применён только в отношении одного из участков, находящихся в собственности, бессрочном владении или пользовании налогоплательщика. Уведомить налоговые органы о выбранном участке нужно не позднее 1 ноября календарного налогового года.

Если налоговый вычет по размеру превышает налоговую базу, то она считается равной нулю.

Полное освобождение от налога

Освобождаются от земельного налога, согласно ст. 395 НК РФ, следующие организации и физические лица в отношении земельных участков, на которых расположены объекты, связанные с их профессиональной, уставной или иной деятельностью:

  • УИС (учреждения уголовно-исполнительной системы);
  • организации, обслуживающие автодороги государственного значения;
  • общественные всероссийские орг. инвалидов:
    • в отношении участков, на которых осуществляется пр-во или реализация товаров (кроме подакцизных), при этом численность работников-инвалидов должна быть не менее 50% от всей численности работников, а на оплату труда инвалидов должно уходить не менее 25% от всего фонда оплаты;
    • в отношении ЗУ, используемых организацией инвалидов для лечебно-оздоровительных, образовательных, культурных, спортивных, информационных целей, отдыха, реабилитации и социальной адаптации;
  • религиозные организации;
  • орг. народных художественных промыслов, находящиеся на землях исконного пребывания этих промыслов;
  • физические лица и общины, относящиеся к малым северным, сибирским и дальневосточным народам;
  • судостроительные организации, находящиеся в промышленных ОЭЗ (особых экономических зонах) в качестве резидентов сроком на 10 лет;
  • другие организации, являющиеся резидентами ОЭЗ сроком на 5 лет;
  • организации, являющиеся участниками СЭЗ (свободных экономических зон), согласно договору об экономической деятельности в данных зонах, сроком на три года, с момента возникновения прав на земельный участок;
  • управляющие компании, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково», в соответствии с ФЗ «Об ИЦ «Сколково».

Налоговые льготы в отношении судостроительные организаций, резидентов ОЭЗ и СЭЗ прекращаются, в случае раздела или объединения ими земельных участков, по отношению к вновь образованным в результате реорганизации ЗУ.

Как рассчитать земельный налог в 2018 году

Расчёт земельного налога производится по кадастровой стоимости и налоговой ставке, установленными на начало налогового периода государственными или муниципальными органами.

Формула расчёта земельного налога:

Сн = KС x Нст. (1), где

  • Сн — сумма налога;
  • КС — кадастровая стоимость налогооблагаемого земельного участка;
  • Нст. — налоговая ставка, действующая на данной территории в отношении категории земли, к которой принадлежит ЗУ.

Чтобы рассчитать земельный налог в 2018 году, нужно найти кадастровую стоимость участка на 01.01. 2018 г. и умножить ее на ставку налога на землю (изменение ставки может произойти при переводе земли из одной категории в другую и по решению органов власти).

Где найти кадастровую стоимость участка

Узнать кадастровую стоимость ЗУ и налоговую ставку можно по калькулятору земельных участков. На открывшейся карте необходимо по адресу найти свой участок и кликнуть по нему. Калькулятор покажет, сколько стоит участок, и налоговую ставку.

  • Также уточнить КС можно, заказав выписку из ЕГРН.
  • Если имеется на руках кадастровый паспорт, то в нем тоже есть сведения о КС, однако они могут быть устаревшими.

Земельный налог для физических лиц

Физическим лицам, собственникам, владеющим или пользующимся ЗУ на постоянной основе, нет нужды самостоятельно считать налог. Налоговые органы формируют документ, который содержит в себе и кадастровую стоимость, и ставку налога на землю, и посылают его по адресу налогоплательщика. Пересчитать ЗН можно, чтобы удостовериться в правильности начислений.

При возникновении льгот физическое лицо должно сообщить об этом в налоговые органы, чтобы они произвели правильные начисления налога на землю.

Порядок начисления налогов

На расчетную сумму налога влияет ряд факторов (ст. 396 НК РФ):

  • собственник владел участком неполный налоговый период (то есть не 12 месяцев);
  • в течение года изменилась кадастровая стоимость (причины, по которым это возможно, указаны в гл. Налоговая база и её определение);
  • участок был реорганизован (разделён на несколько или объединен с другими), в результате чего произошли изменения площади налогооблагаемого ЗУ;
  • у налогоплательщика появилось право на льготы (налоговый вычет).

Налоговая расчетная сумма при этом будет представлять из себя сумму налогов за периоды, в которых имеются различные условия кредитования.

Как рассчитывается ЗН за период владении

Участок может быть приобретен или отчужден в любое время налогового года, поэтому встает необходимость посчитать ЗН за тот период, когда имеются права на ЗУ. Формула расчета земельного налога при этом такова:

Сн = KС x Нст. х Квл., (2)

где Квл. — коэффициент периода владения, равный Мвл./12 (отношение количества полных месяцев владения Мвл. к 12 месяцам).

Таким образом, чтобы посчитать, сколько нужно платить за землю, необходимо налог за полный налоговый период умножить на коэффициент периода владения.

Земельный налог при изменении кадастровой стоимости

В формуле необходимо будет учитывать и коэффициент периода владения Квл., и два значения кадастровой ст-сти. Рассчитывается налог Сн1 за период владения участком по старой КС и налог Сн2 за оставшийся период владения после изменения КС, затем обе величины складываются. Алгоритм расчета таков:

Сн = Сн1 + Сн2;

Сн1 = КС1 х Нст. х Квл.1 = КС1 х Нст. х Мвл.1/12

Сн2 = КС2 х Нст. х Квл.2 = КС2 х Нст. х Мвл.2/12

Сн = КС1 х Нст. х Мвл.1/12 + КС2 х Нст. х Мвл.2/12 = Нст. (КС1 х Мвл.1/12 + КС2 х Мвл.2/12), (3)

где:

  • Сн — полная сумма налога;
  • Нст. — ставка налогообложения;
  • КС1 — кадастровая стоимость до её изменения;
  • КС2 — новое значение КС;
  • Мвл.1 — кол-во месяцев владения участком по старой КС;
  • Мвл. 2 — кол-во месяцев владения участком по новой КС.

Чтобы рассчитать земельный налог при условиях изменения кадастровой стоимости участка и неизменной налоговой ставки, нужно размер ставки умножить на сумму произведений старой и новой кадастровой стоимости на соответствующие им коэффициент периоды владения.

Пример расчета земельного налога для физического лица

  • Гражданин Петров приобрёл 10 соток земли (1000 м2) для ИЖС 17 марта 2018 г.
  • Кадастровая стоимость земли по состоянию на 01.01.2018 г. — 500 000 руб.
  • Налоговая ставка — 1.5%.
  • 05.09.2018 г. Петрову решением ВТЭК была присвоена вторая группа инвалидности, то есть у него возникло право на вычет в размере кадастровой ст-ти 600 м2 ЗУ.

Какой налог за землю ему нужно будет заплатить?

В расчете необходимо учесть:

  • кол-во полных месяцев* владения составило составило 9 мес.;
  • из них 5 месяцев льготы у Петрова отсутствовали;
  • оставшиеся 4 месяца кадастровая стоимость изменилась из-за налогового вычета, то есть составила: КС2 = КС1 х S2/S1= 500 000×400/1000 = 200 000 руб., где S2 — оставшаяся площадь участка, подлежащая налогообложению после налогового вычета (1000 — 600).

Сумму налога рассчитаем по ф-ле (3):

Сн. = 1,5/100 х (500 000×5/12 + 200 000×4/12) = 0.015 х (208 333 + 66 667) = 4124 руб.

* Кол-во полных месяцев подсчитывается в соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ.

Повышательные коэффициент за долгострой

Внимание! Налог за земельный участок, на котором ведётся жилое строительство (кроме ИЖС), рассчитывается с повышательным коэффициентом 2 в течение трёх лет строительства. Если стр-во завершилось раньше истечения трёх лет, переплата по налогу возвращается. Если стр-во затянулось более трёх лет, то за годы сверх трёхлетнего периода налог будет начисляться с коэффициентом 4.

Когда нужно платить налоги

  • Налоговая декларация должна быть подана не позднее 01.02 года, который следует за налоговым истёкшим периодом (ст. 398 НК).
  • Налоги за год обычно платят в сроки, установленные местными властями, но не раньше срока установленными для подачи декларации.
  • Налогоплательщики-физлица должны уплатить ЗН не позже 01.12 года, следующего за истёкшим налоговым периодом, то есть они могут уплатить земельный налог фактически в течение всего следующего года.
  • Налоги юридических лиц платятся в виде авансовых платежей (п. 2 ст. 397 НК), если нормативные акты не предусматривают иного. При этом производятся платежи за три квартала, а налог по итогам налогового периода представляет из себя разницу между расчетным налогом за год и авансовыми платежами (п. 5 ст. 396 НК).

Как рассчитывается земельный налог при авансовых платежах

Авансовые платежи за 1-й, 2-й и 3-й кварталы рассчитываются как ¼ от налога за полный налоговый период.

Пример расчета налога на землю для юридических лиц

  • Компания приобрела земельный участок с кадастровой стоимостью 1 200 000 руб., зарегистрировав права собственности 15 марта 2018 г.
  • Ставка по налогу 1,5%.
  • Рассчитать авансовые платежи и платеж по итогам года.

Так как регистрация прав произошла до 15 включительно, март считается полным месяцем для уплаты налогов, а значит коэффициент периода владения Квл. равен 10/12.

  • Налог за полный налоговый период КС х Нст. = 1 200 000×1,5% = 18 000 руб.
  • Расчетная сумма налога за 2018 г. равна:
    • Сн. = 1 200 000×1,5/100×10/12 = 14 994 руб.
  • Авансовый платёж за 1-й квартал (так как компания владела участком только один месяц первого квартала, в расчете использован коэффициент периода владения ⅓):
    • Сав.1 = ¼×1 200 000×1,5/100 х ⅓ = 1500 руб.
  • Авансовый платеж за второй и третий квартал Сав.2 и Сав.3 составит ¼×1 200 000×1,5/100 = 4500 руб.
  • До первого февраля 2018 г. компания должна будет заплатить остаток налога:
    • Сост. = 14 994 — 1500 — 4500 — 4500 = 4494 руб.

Заключение

Для того чтобы правильно рассчитать налог на землю, необходимо:

  • Изучить ст. 387 — 398 налогового кодекса РФ.
  • Ознакомиться с местными нормативно-правовыми актами, касающимися налоговой ставки, льгот и даты подачи декларации.

Рассчитывать земельный налог нужно с учетом коэффициентов владения, изменения кадастровой стоимости и ставки в течение налогового периода, а также налогового вычета и иных льгот.

Земельный налог: исчисление и уплата (Зернова И.)

Исчисление и уплата земельного налога регулируются гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, в которую неоднократно вносились изменения. Предлагаем в этой статье рассмотреть порядок исчисления и уплаты названного налога с учетом положений указанной главы, действующих по состоянию на 01.04.2015.

Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ). Он устанавливается на территориях муниципальных образований нормативными правовыми актами их представительных органов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с гл. 31 «Земельный налог» НК РФ.

Представительным органам муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право определять налоговые ставки в пределах, предусмотренных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Кто является плательщиком земельного налога? Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются учреждения, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в силу ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) в постоянное (бессрочное) пользование.

Если у учреждений земельные участки находятся на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования, или переданы им по договору аренды, то эти учреждения не будут признаваться плательщиками земельного налога в отношении данных земельных участков.

В ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение отдельных учреждений от уплаты земельного налога, но образовательные учреждения в перечне не упомянуты.

Несмотря на это, образовательные учреждения могут освобождаться от уплаты земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Что является объектом обложения земельным налогом? Исходя из положений п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

В то же время в п. 2 этой статьи перечислены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, в частности земельные участки:

— изъятые из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

— ограниченные в обороте согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;

— из состава земель лесного фонда;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

— входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Следует заметить, что земельными участками, приведенными выше, а также перечисленными в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК РФ, образовательные учреждения располагать не могут. Получается, что образовательные учреждения в отношении объектов обложения земельным налогом не имеют льгот.

Что является налоговой базой по земельному налогу? В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

По ее результатам сведения о кадастровой стоимости земельных участков должны быть предоставлены налогоплательщикам исходя из Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков». То есть территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Росреестра) бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в Интернете.

Учреждения должны определять налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, им принадлежащем (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, в целях исчисления земельного налога базой будет являться кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в государственном кадастре недвижимости.

Статьей 391 НК РФ утвержден порядок определения базы по земельному налогу, а именно:

а) налоговую базу следует определять в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

б) налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, исчисляется в данном периоде как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет;

в) налоговую базу в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), нужно определять по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка;

г) при исчислении базы по земельному налогу не учитывается изменение кадастровой стоимости земельного участка, произведенное в текущем налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах. Исключением из этих правил являются изменения кадастровой стоимости земельного участка:

— вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом государственного кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости. Это изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка;

— в силу решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда в порядке, предусмотренном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;

д) налоговую базу следует определять отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Что следует понимать под налоговым (отчетным) периодом? В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными — I, II и III кварталы календарного года.

Представительным органам муниципального образования (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право не устанавливать отчетный период при определении земельного налога на территории этого муниципального образования.

Какие налоговые ставки по земельному налогу следует применять? Как следует из п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

— 0,3%;

— 1,5%.

Налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Если образовательные учреждения имеют такие земельные участки, то к ним учреждения будут применять налоговую ставку 0,3%.

В отношении иных земельных участков образовательные учреждения должны применять налоговую ставку в размере 1,5%.

Кроме того, Налоговый кодекс допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по вышеуказанным налоговым ставкам.

Как исчислить земельный налог и авансовые платежи по нему? Исходя из п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости). Это можно представить в виде формулы:

ЗН = Ск x Нс,

где ЗН — сумма земельного налога, руб.;

Ск — кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Нс — налоговая ставка, %.

Согласно п. 2 ст. 396 НК РФ учреждение должно исчислить земельный налог (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно.

Пример 1. Земельный участок принадлежит образовательному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законом представительного органа муниципального образования, на территории которого находится учреждение, введен земельный налог. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2015 составляет 2 800 000 руб. Авансовые платежи по земельному налогу не предусмотрены.

Сумма земельного налога, причитающегося к уплате за 2015 г., будет равна 42 000 руб. (2 800 000 руб. x 1,5%).

Как было сказано выше, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по данному налогу с указанием сроков их перечисления в бюджет.

В этом случае авансовый платеж по земельному налогу следует исчислять по итогам каждого квартала налогового периода в размере 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Учреждения, уплачивающие авансовые платежи, сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, определяют как разницу между годовой суммой земельного налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (ст. 396 НК РФ).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, изменив их. Предположим, что нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлен отчетный период — квартал.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за квартал составит 10 500 руб. (42 000 руб. / 4).

По окончании 2015 г. учреждение должно заплатить в бюджет земельный налог в сумме 10 500 руб. (42 000 руб. — (10 500 руб. x 3)).

Если у учреждения права на земельный участок возникли (прекратились) в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) нужно производить с учетом коэффициента, рассчитанного как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом необходимо учитывать следующее (п. 7 ст. 396 НК РФ):

— если возникновение права на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;

— если возникновение права на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) названного права не учитывается при определении коэффициента.

Подытожим вышеизложенное. Если у учреждения возникновение (прекращение) права на земельный участок произошло в течение налогового периода, то прежде всего нужно рассчитать специальный коэффициент. Для этого следует определить, сколько полных месяцев в году права на земельный участок принадлежали учреждению, с учетом вышеприведенных особенностей признания месяца полным. Затем количество полных месяцев разделить на 12.

Однако поправочный коэффициент при исчислении авансовых платежей будет рассчитываться иначе. Нужно определить число полных месяцев в отчетном квартале, когда право на земельные участки принадлежало учреждению, а затем разделить на 3 (число месяцев в квартале).

Пример 3. Образовательное учреждение зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 12.02.2015. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлено, что:

— отчетным периодом является квартал;

— налоговая ставка составляет 1,5%.

Кадастровая стоимость земельного участка — 2 000 000 руб.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,92 ((11 / 12) мес.).

За 2015 г. учреждению нужно уплатить в бюджет земельный налог в сумме 27 600 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% x 0,92).

Суммы авансового платежа будут следующими:

— за I квартал — 5025 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4 x (2 / 3) мес.);

— за II квартал — 7500 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4);

— за III квартал — 7500 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4).

По завершении 2015 г. учреждению предстоит уплатить земельный налог в сумме 7575 руб. (27 600 — 5025 — 7500 — 7500).

Пунктом 10 ст. 396 НК РФ установлено, что учреждения, имеющие право на льготы по исчислению и уплате земельного налога, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

При возникновении (прекращении) права на налоговую льготу в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на такую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу и месяц прекращения указанного права принимаются за полный.

В какие сроки следует производить уплату земельного налога и авансовых платежей? Земельный налог и авансовые платежи по нему следует перечислять в порядке и сроки, определенные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом надо учитывать требования п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которым срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 3 ст. 397 НК РФ уплату земельного налога (суммы авансовых платежей) в бюджет необходимо производить по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Когда нужно представлять отчетность по земельному налогу? Исходя из ст. 398 НК РФ учреждения должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка декларацию по земельному налогу по форме и в Порядке, которые утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@. Эта декларация должна быть подана в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как отразить в учете расчеты по земельному налогу? Согласно п. 263 Инструкции N 157н <1> для учета расчетов по земельному налогу следует использовать счет 1 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Суммы начисленного земельного налога отражаются в бухгалтерском учете на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате земельного налога учреждениям следует относить на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Начисление и уплату земельного налога в бухгалтерском учете нужно отражать следующими бухгалтерскими записями:

По закону любое лицо – собственник земельного участка (ЗУ), обязано платить земельный налог (ЗН).

Виды коэффициентов

Основные виды коэффициентов при начислении ЗН приведены в ст. 396 НК, которая посвящена порядку расчета ЗН.

В этой статье определены коэффициенты, величины которых зависят:

  • от времени пользования ЗУ (Кв);
  • от наличия льгот по ЗН (Кл);
  • от длительности жилищного строительства на ЗУ (Кув.).

Коэффициент Кв появляется в том случае, когда плательщик налога владеет ЗУ не полный календарный год. В этом случае Кв – это отношение величины целых месяцев владения ЗУ к общему числу месяцев в календарном году (12 месяцев).

При этом если право собственности на ЗУ появилось до середины месяца включительно или оно пропало с середины месяца, то часть месяца возникновения (прекращения) права собственности принимается за полный месяц.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Если же право собственности появилось после середины месяца или оно пропало до 15 числа, то этот месяц из времени владения ЗУ исключается. Пример 1. Право на ЗУ зарегистрировано 13 ноября. Тогда:

Кв=2мес.:12мес.=0,1667.

Пример 2. Если же это право зарегистрировано 20 ноября, то:

Кв=1мес.:12мес.=0,0833.

Органы власти муниципалитетов или городов федерального подчинения имеют право разрешать некоторым категориям налогоплательщиков не платить ЗН .

При этом в случае возникновения права на льготу в течение налогового периода такая льгота учитывается с помощью коэффициента Кл. Кл – это отношение числа полных месяцев, в течение которых нет налоговых льгот, к общему числу месяцев в году. При этом неполный месяц появления льготы или неполный месяц окончания льготы считаются полным месяцем.

Пример 3. Право на льготу возникло 2 июня текущего года. Тогда:

Кл = 5мес.:12мес.= 0,4167.

Коэффициенты в период строительства

Жилищное строительство может осуществляться как для собственных нужд (ИЖС), так и для последующей его продажи.

Путем использования повышающего коэффициента Кув государство стимулирует через налоговую политику более быстрое строительство объектов и сокращение так называемого “долгостроя”.

В случае осуществления физическими или юридическими лицами строительства различных объектов коммерческого типа или жилых домов с целью их дальнейшей продажи, в течение первых трех лет строительства ЗН рассчитывается с коэффициентом 2. Если такое строительство будет завершено и объект будет зарегистрирован до истечения трех лет, то половина суммы уплаченного налога будет считаться излишне уплаченной. Эта сумма должна быть возвращена налогоплательщику.

Если же строительство продолжается более трех лет, то за время, превышающее три года, владелец должен будет выплачивать налог с коэффициентом 4.

При этом после окончания строительства и регистрации объекта никакого возврата денег не предусмотрено.

Для ИЖС порядок использования коэффициента повышения ЗН другой. Для такого строительства ЗН рассчитывается обычным образом (коэффициент повышения равен единице) в течение десяти лет. С начала одиннадцатого года до момента регистрации построенного жилища налог будет рассчитываться с коэффициентом 2.

Предоставление земельного участка без торгов в аренду возможно только для определенных категорий граждан или при определенных условиях.
Какие нюансы имеет межевание дачных участков? Подробно об этом мы рассказали .
Кадастровый паспорт является важнейшим документом на земельный участок. Как его получить, читайте в нашей статье.

Поправочные коэффициенты при расчетах

Пример 4. АО «Жилтрест-1» оформил право на ЗУ 10.01.14 г. На этом участке был построен магазин. Здание прошло государственную регистрацию 17.12.16 года. КС участка составила 912740 руб. НС равна 0,3 %. Кув =2. Налог за 2 года составил:

ЗН = 912740руб.*(0,3/100)*2*2=10952 руб.

Вывод. В налоговой декларации следует указать сумму к возврату, которая составит половину взысканной ранее суммы налога.

Пример 5. АО «Стройинвест» приобрело участок для постройки жилого дома 10.04.13 г. КС участка под строительство равна 2520600 руб. НС в данном районе равна 0,3%. Строительство закончено в 2014 году, а квартиры переданы дольщикам 20.04.2017г.

Результаты расчетов размещены в таблице 1.

Таблица 1.

Период Время владения Коэфф. Кв Коэфф. Кув ЗН, руб
2013 9 месяцев 9/12=0,75 2 11342
2014 12 месяцев 1 2 15123
2015 12 месяцев 1 2 15123
2016 3 месяца 3/12=0,25 2 3780
2016 9 месяцев 9/12=0,7 4 22682
2017 4 месяца 4/12=0,33 4 10072
Итого 78122

Выводы:

  • Первые 3 года АО “Стройинвест” платило налог с коэффициентом 2
  • Затем АО “Стройинвест” пришлось платить налог с коэффициентом 4.
  • Поскольку строительство и ввод дома в строй происходили более 4 лет, возврата денег не будет.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Автор статьи Андрей Чернов Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

admin