Земельный контроль

Содержание

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

АДМИНИСТРАЦИЯ Г. УЛАН-УДЭ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2017 года N 101

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.02.2013 N 36 «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в муниципальных образованиях в Республике Бурятия» постановляю:
1. Утвердить Административный регламент муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в отношении физических лиц» (приложение N 1).
2. Утвердить форму распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа муниципального земельного контроля (приложение N 2).
3. Утвердить форму акта проверки (приложение N 3).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

Руководитель
Администрации г. Улан-Удэ
А.Д.АЮШЕЕВ

Приложение N 1. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Приложение N 1
к Постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 24.04.2017 N 101

Общие положения

1.1. Настоящий Административный регламент муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в отношении физических лиц» разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.12.2014 N 679 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Бурятия», постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.03.2016 N 75 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа «Город Улан-Удэ», решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63 «О принятии Устава городского округа «Город Улан-Удэ», постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 20.05.2015 N 116 «Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий и Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований городских лесов, земельных участков, расположенных на территории г. Улан-Удэ».
1.2. Настоящий Административный регламент устанавливает:
— порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории г. Улан-Удэ (далее — муниципальный земельный контроль) в отношении физических лиц;
— сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении проверок органом муниципального земельного контроля;
— механизм взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере земельных отношений, при организации и проведении проверок;
— права, обязанности и ответственность органа, уполномоченного на осуществление муниципального земельного контроля, его должностных лиц при проведении проверок, а также физических лиц при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю.
1.3. Целью муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
1.4. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок.
1.5. Под проверкой соблюдения земельного законодательства (в рамках осуществления муниципального земельного контроля) в настоящем Административном регламенте понимается совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.
1.6. Объектом муниципального земельного контроля являются расположенные в границах городского округа «Город Улан-Удэ» объекты земельных отношений в значении, установленном ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
1.7. Муниципальный земельный контроль за использованием земель осуществляют администрации Железнодорожного, Советского и Октябрьского районов г. Улан-Удэ (далее — Орган муниципального земельного контроля).
Муниципальный земельный контроль за использованием земель проводится на территории городского округа «Город Улан-Удэ», проверки проводятся администрациями районов на территории соответствующего района.
Информация о месте нахождения органа исполнения муниципальной функции:

График работы администраций районов:

Адрес официального сайта органов местного самоуправления г. Улан-Удэ: http://www.ulan-ude-eg.ru/.
1.8. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный земельный контроль (далее — Должностное лицо), утверждается руководителем Органа муниципального земельного контроля. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, указываются в распоряжении о проведении проверки.
1.9. Орган муниципального земельного контроля при осуществлении муниципального земельного контроля взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами в пределах своих полномочий.

Организация проведения проверки

2.1. Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия предусмотрена административная или иная ответственность.
2.2. Согласование с органами прокуратуры проведения проверок в отношении граждан не требуется.
2.3. Основанием для проведения проверки является:
1) поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушениях требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Бурятия, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия предусмотрена административная и иная ответственность;
2) выявление при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований объектов земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Бурятия, за которые законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Бурятия предусмотрена административная и иная ответственность;
3) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
2.4. Должностное лицо на основании поступившей информации готовит и направляет для утверждения руководителю, заместителю руководителя Органа муниципального земельного контроля проект распоряжения о проведении проверки (приложение N 2).
2.5. Копия распоряжения о проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства гражданином в отношении объектов земельных отношений направляется такому гражданину не менее чем за семь календарных дней до даты начала проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается ему под роспись должностными лицами органа муниципального земельного контроля.
Копия указанного распоряжения не направляется (не вручается) гражданину, если таким гражданином причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также если возникли либо могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
2.6. Отсутствие гражданина, в адрес которого была направлена копия распоряжения (приказа) о проведении проверки соблюдения им требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, не является основанием для непроведения такой проверки.
2.7. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2.3, не могут служить основанием для проведения проверки.

Порядок проведения проверки

3.1. Основанием для начала процедуры проведения проверки является распоряжение руководителя, заместителя руководителя Органа муниципального земельного контроля о проведении проверки физического лица.
3.2. Проверка проводится должностными лицами, указанными в распоряжении о проведении проверки.
3.3. При проведении проверки по месту нахождения земельного участка выполняются следующие мероприятия:
1) установление наличия документов, удостоверяющих права на земельные участки и находящиеся на них объекты;
2) осмотр земельных участков на местности;
3) проведение необходимых измерений, обследований, фотосъемки;
4) проверка использования земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования;
5) установление исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
3.4. По результатам проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю должностным лицом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля, составляется акт проверки соблюдения требований земельного законодательства (приложение N 3). В случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Бурятия с актом проверки выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
3.5. Акт проверки соблюдения требований земельного законодательства гражданами в отношении объектов земельных отношений оформляется в двух экземплярах в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.
К указанному акту проверки прилагаются объяснения гражданина, на которого возлагается ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Бурятия (в случае наличия такого объяснения), предписания об устранении выявленных нарушений, заключения проведенных экспертиз (в случае их проведения), фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка, акт обмера площади земельного участка по форме согласно приложению N 1 к постановлению Администрации г. Улан-Удэ от 30.03.2016 N 75 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа «Город Улан-Удэ» и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Один экземпляр акта проверки с копиями приложений направляется в течение 3 рабочих дней гражданину заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается гражданину под роспись.
3.6. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 3.4 настоящего Регламента, орган муниципального земельного контроля, выдавший такое предписание, в срок не позднее тридцати дней со дня составления протокола об административном правонарушении при невыполнении в срок такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
3.7. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. В течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки должностные лица органа муниципального земельного контроля направляют сопроводительным письмом копию акта проверки с приложениями в орган государственного земельного контроля для рассмотрения и принятия решения.
3.8. Гражданин в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган муниципального земельного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом гражданин вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Срок проведения проверки

4.1. Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.

Права и обязанности должностных лиц при проведении проверки

5.1. Должностные лица органа муниципального земельного контроля при проведении проверки имеют право:
— осуществлять проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Бурятия;
— беспрепятственно (при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа муниципального земельного контроля о назначения проверки) получать доступ на земельные участки и осматривать такие земельные участки для осуществления муниципального земельного контроля;
— запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
— составлять протоколы об административных правонарушениях при невыполнении в срок предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства;
— обеспечивать направление копии акта проверки в орган государственного земельного надзора в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусматривается административная и иная ответственность;
— обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;
— привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Бурятия;
— осуществлять плановые (рейдовые) осмотры, обследования объектов земельных отношений на основании плановых (рейдовых) заданий.
Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
— осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Бурятия и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия.

Права и обязанности лиц, в отношении которых проводится муниципальный земельный контроль

6.1. Лицо или уполномоченный представитель лица при проведении проверки имеют право:
— непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Физические лица или их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок и форма контроля исполнения муниципальной функции

7.1. Текущий контроль выполнения должностным лицом положений регламента возложен на руководителя, заместителя руководителя Органа муниципального земельного контроля и осуществляется по проведенной проверке. Текущий контроль может производиться по требованию контролирующих/надзорных органов, по ходатайству учреждений, организаций, общественных объединений, граждан.
7.2. Проверка исполнения муниципальной функции проводится на основании распоряжения руководителя Органа муниципального земельного контроля, в том числе по требованию контролирующих/надзорных органов, по ходатайству учреждений, организаций, общественных объединений, граждан.
7.3. Исполнители муниципальной функции несут ответственность за решения, действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения муниципальной функции согласно действующему законодательству.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего муниципальную функцию, а также их должностных лиц

8.1. Заявители вправе обжаловать решения, действия (бездействие) должностных лиц в досудебном (внесудебном) порядке.
8.2. Должностным лицом администрации района, уполномоченным на рассмотрение жалоб, является руководитель администрации района.
В случае отсутствия руководителя в администрации района должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, назначается приказом руководителя администрации района.
8.3. Жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих администрации района подается руководителю администрации района. На решения руководителя администрации района — в Администрацию г. Улан-Удэ по адресу: 670000, Администрация г. Улан-Удэ, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54 (отдел по обращениям граждан Управления по работе с населением).
8.4. Жалоба на решения и действия (бездействие) подается:
а) в письменной форме на бумажном носителе;
б) по электронной почте:
Администрация Октябрьского района: e-mail: aor@ulan-ude-eg.ru;
Администрация Советского района: e-mail: asr@ulan-ude-eg.ru;
Администрация Железнодорожного района: e-mail: agdr@ulan-ude-eg.ru;
в) при личном приеме заявителя руководителем администрации района.
8.5. Жалоба может быть направлена через официальный сайт органов местного самоуправления городского округа «Город Улан-Удэ»: www.ulan-ude-eg.ru.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.6. Жалоба должна содержать:
а) наименование администрации района, исполняющей муниципальную функцию, фамилию, имя, отчество должностного лица, исполняющего муниципальную функцию, либо муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
в) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, исполняющего муниципальную функцию, его должностного лица либо муниципального служащего;
г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) администрации района, его должностного лица либо муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
8.7. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физического лица).
В случае если представитель не представил документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя, жалоба не принимается к рассмотрению по существу (о чем представитель уведомляется по телефону в течение 3 рабочих дней). Уведомление направляется представителю любым удобным способом (по почте, по электронной почте). В уведомлении ему разъясняется возможность повторной подачи жалобы при наличии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
8.8. Руководитель администрации района (в случае его отсутствия — должностное лицо, назначенное приказом администрации района) обеспечивает рассмотрение жалобы в течение 30 дней со дня ее регистрации. Жалоба, поступившая в администрацию района, подлежит регистрации в течение одного рабочего дня со дня ее поступления
8.9. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
8.10. По результатам рассмотрения руководитель администрации района (в случае его отсутствия — должностное лицо, назначенное приказом администрации района) принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
При удовлетворении жалобы администрация района принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата муниципальной услуги, в пределах срока рассмотрения жалобы.
8.11. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
8.12. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
— наименование администрации района, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
— номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— основания для принятия решения по жалобе;
— принятое по жалобе решение;
— в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений;
— сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
8.13. Ответ по результатам рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих администрации района подписывает руководитель администрации района (в случае его отсутствия — должностное лицо, назначенное приказом администрации района).
8.14. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц, в течение десяти дней со дня принятия таких мер орган муниципального контроля обязан сообщить в письменной форме физическому лицу, права и (или) законные интересы которых нарушены.
8.15. Администрация района оставляет жалобу без ответа в следующих случаях:
а) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
б) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
8.16. Администрация района отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
а) наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
б) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
8.17. При рассмотрении обращения гражданин имеет право:
1) запрашивать дополнительные документы и материалы, в том числе в электронном виде;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов;
4) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
8.18. Администрация района:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего жалобу;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
8.19. Заявитель имеет право обжаловать принятое по жалобе решение в вышестоящий орган — Администрацию г. Улан-Удэ и (или) в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведение учета проверок соблюдения земельного законодательства

9.1. Орган муниципального земельного контроля ведет журнал учета проверок по форме согласно приложению N 2 к постановлению Администрации г. Улан-Удэ от 30.03.2016 N 75 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа «Город Улан-Удэ».
9.2. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью Органа муниципального земельного контроля.
9.3. Порядок ведения журнала учета проверок, должностное лицо, ответственное за ведение журнала, определяется распоряжением Органа муниципального земельного контроля.

Приложение N 2. РАСПОРЯЖЕНИЕ (ПРИКАЗ) органа муниципального земельного контроля

Приложение N 2
к Постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 24.04.2017 N 101

___________________________________________________________________________
(наименование органа муниципального земельного контроля)

РАСПОРЯЖЕНИЕ (ПРИКАЗ) органа муниципального земельного контроля

Приложение N 3

к Постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 24.04.2017 N 101

АКТ ПРОВЕРКИ N ______

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации», участники «круглого стола» отмечают.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный земельный контроль был преобразован в земельный надзор.
С 2015 года вступили в силу новая редакция главы XII Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Положение о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года № 1 (далее – Положение о надзоре), которыми урегулирована большая часть правовых проблем в сфере государственного земельного надзора. В настоящее время государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, Россельхознадзором и Росприроднадзором в соответствии с Положением о надзоре.
Осуществление государственного земельного надзора федеральными органами исполнительной власти позволяет реализовать единые принципы правоприменения законодательства Российской Федерации, а за счет исполнения иных функций — оперативно внедрять новые формы осуществления надзорных полномочий, тем самым повышая эффективность контроля и надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 года № 943 внесены изменения в Положение о надзоре, предусматривающие применение с 2018 года риск-ориентированного подхода при организации и проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства, а также определены критерии отнесения земельных участков к определенной категории риска.
В 2017 году несколькими территориальными органами Росреестра реализуется «пилотный» проект по использованию беспилотных летательных аппаратов при осуществлении государственного земельного надзора. Аэрофотоснимки, получаемые с беспилотных летательных аппаратов, используются инспекторами для дистанционного выявления нарушений требований законодательства, что позволяет до минимума уменьшить число проводимых проверок, в ходе которых не выявляются нарушения, тем самым снизить административную нагрузку на граждан и организации, не нарушающие требований законодательства при использовании земельных участков.
Вместе с тем, как показывает практика, проблемы в надзорно-контрольной сфере остаются, в том числе наблюдается некоторая рассогласованность решений органов государственного земельного надзора.
Так, установление порядка осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с Земельным кодексом отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса, статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены законами субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, органами местного самоуправления предоставленные полномочия по муниципальному земельному контролю реализуются не на должном уровне. По информации Росреестра, в 17 субъектах Российской Федерации органами муниципального земельного контроля в территориальные органы Росреестра за первое полугодие 2017 года было направлено менее 30 материалов проверок, в ходе которых выявлены нарушения. Общее число выявленных в первом полугодии органами местного самоуправления нарушений составило 7,3 тыс. нарушений, в то же время должностными лицами Росреестра выявлено более 47 тыс. нарушений земельного законодательства. При этом более половины всех выявленных нарушений органами муниципального земельного контроля выявлено в 7 субъектах Российской Федерации. Наибольшее число нарушений органами местного самоуправления выявлено в Самарской области — 1039 нарушений, Московской области – 511 и Республике Башкортостан — 446, в то же время на территории Москвы — 5 нарушений, Санкт-Петербурга — 9 нарушений.
В соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были разработаны и приняты два особо значимых федеральных закона в сфере земельного надзора: от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию» и от 8 марта 2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми установлен новый порядок государственного земельного надзора и государственного мониторинга земель, введен новый механизм надзора — процедура административного обследования, упрощены процедуры проведения проверок. Указанными законами был изменен порядок организации муниципального земельного контроля, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации наделены полномочием устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Статьей 72 Земельного кодекса определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Однако в большинстве регионов не разработаны и не утверждены законы о муниципальном земельном контроле. Более того, в развитие регионального законодательства на уровне муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие порядки и правила проведения муниципального земельного контроля. По данным Россельхознадзора, в настоящее время из общего количества городских и сельских поселений в стране (20185) соответствующие документы имеются только у 8,5% (или у 1 703).
При этом анализ практики организации муниципального земельного контроля показывает различные подходы к нормативно-правовому регулированию осуществления муниципального земельного контроля.
В этой связи целесообразно законодательно закрепить полномочие федерального органа исполнительной власти разработать типовые правила разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля. Такие правила позволят определить основные положения, которые должны содержать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На практике вызывает проблемы и отсутствие четкой предметной сферы контрольной деятельности. Так, статья 72 Земельного кодекса содержит общие формулировки, относя к предмету контроля любые нарушения на земельном участке, в отношении которых предусмотрена административная и иная ответственность и, как следствие, в органы муниципального контроля поступает огромное количество жалоб, не связанных с нарушением требований земельного законодательства (санитарный, эпидемиологический контроль). Необходима детализация соответствующих статей Земельного кодекса о порядке осуществления муниципального земельного контроля в части установления четкого перечня видов муниципального контроля.
Проблемой для осуществления муниципального земельного контроля, как и других видов муниципального контроля, является, во‑первых, отсутствие четко установленных федеральными законами полномочий должностных лиц муниципального контроля, установленных в соответствующем законодательстве. Во‑вторых, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по привлечению нарушителей к административной ответственности и должны обращаться в уполномоченные федеральные органы государственной власти.
При этом с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав) на муниципальный контроль распространяются ограничения сроков и периодичности проверок. Порядок проведения и оформления результатов проверок также регламентирован указанным Федеральным законом.
Полагаем необходимым во избежание нарушения прав предпринимателей и граждан на законодательном уровне предусмотреть порядок действий органов муниципального земельного контроля по выдаче предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, контролю за их исполнением и отмене в случае необоснованной выдачи.
Несовершенна и система внеплановых проверок.
Основанием для проведения проверок по муниципальному земельному контролю могут выступать исключительно случаи, указанные в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав, связанные с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо с причинением такого вреда. Орган муниципального контроля не вправе осуществлять внеплановые проверки по специальным основаниям, указанным в пункте 6.1 статьи 71.1 Земельного кодекса, что фактически исключает возможность проведения внеплановых проверок.
Существует необходимость совершенствования взаимодействия органов, осуществляющих государственный земельный надзор с правоохранительными органами Российской Федерации и органами прокуратуры, что обусловлено проблемой установления лиц, допустивших нарушения требований земельного законодательства. Вследствие отсутствия у государственных инспекторов по использованию и охране земель достаточных данных о лице, допустившем нарушение требований земельного законодательства, затруднено принятие своевременных мер, направленных на устранение нарушений.
Например, имеются проблемы в части организации взаимодействия с органами внутренних дел при установлении места жительства (регистрации) субъектов правонарушений в целях составления необходимых документов в ходе проверочных мероприятий по выявленным нарушениям.
Отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые вправе запросить территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора от органа муниципального контроля, в случае направления последним акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» не содержит исчерпывающий перечень таких документов.
Отсутствие полномочий должностных лиц органов муниципального контроля по составлению протоколов об административном правонарушении увеличивает длительность процедуры от момента выявления нарушений земельного законодательства органом муниципального контроля до момента привлечения ответственного лица, свершившего нарушение, органом государственного земельного надзора.
Участники «круглого стола» отметили и проблемы, связанные с излишней длительностью сроков доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, содержащих предписания об устранении земельных правонарушений. В данном вопросе необходима оптимизация.
Целый комплекс проблем вызывает осуществление государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
Требуют уточнения некоторые вопросы, связанные с принудительным изъятием земельных участков сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием.
Так, действующая редакция части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон об обороте земель) предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Следует внести изменения, предусматривающие возможность применения к процедуре изъятия земельного участка в случае его неиспользования или использования с нарушением законодательства в течение трех лет по материалам контрольных мероприятий, муниципального земельного контроля, что упростит сбор материалов, необходимых для начала процедуры изъятия участков.
По данным Россельхознадзора, привлечение нарушителей к административной ответственности за нарушения, связанные с неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, сократилось более чем на 30%.
Некоторые субъекты Российской Федерации (Республика Чувашия, Курская, Рязанская, Тамбовская области и др.) представили информацию о проблемах реализации законодательства об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
Так, регионы отмечают длительный срок для начала процедуры изъятия земель сельскохозяйствен­ного назначения, проблемы, связанные с подготовкой органами муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора документов для изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Отмечается также, что на сегодняшний день реализация статьи 6 Федерального об обороте земель в части определения фактора снижения плодородия либо размеров причиненного вреда при порче почв сельскохозяйственного назначения Россельхознадзором и его территориальными органами не представляется возможной, в том числе и в отсутствие полноценного подзаконного нормативного правового акта, конкретизирующего признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации.
Необходимо нормативно-правовое закрепление критериев добросовестности землепользователей: использование сельскохозяйственных угодий по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием; ведение агрономической документации, характеризующей уровень использования пашни; наличие системы внутрихозяйственного земледелия; соблюдение системы севооборотов в соответствии с внутрихозяйственной специализацией; осуществление посева семенами высоких репродукций; соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян; проведение агрохимического обследования почвы согласно установленным циклам, но не менее 1 раза в 5 лет; проведение защитных мероприятий по результатам фитосанитарного обследования; использование минеральных и органических удобрений в рекомендуемых дозах; использование пестицидов и агрохимикатов, не превышающих предельно допустимых концентраций в соответствии с установленным регламентом; сохранение уровня почвенного плодородия; проведение мероприятий по охране почв от эрозии и других деградационных процессов.
Необходимо обеспечить организацию ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
Считаем возможным предусмотреть обязательство органов, осуществляющих земельный контроль и надзор, осуществить проверку целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, не реже одного раза в два года, а также разработать порядок безвозмездной передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность в случае его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в течение двух и более лет.
Статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Учитывая, что в указанной статье отсутствуют требования к субъекту правонарушения, на практике имеют место случаи, когда при выявлении на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, очагов произрастания карантинных растений органы государственного земельного надзора привлекают к административной ответственности землевладельца или землепользователя либо исполнительный орган власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, если такой участок свободен от прав третьих лиц. Необходимо конкретизировать данную норму по аналогии со статьей 10.5 КоАП, определив субъектами ответственности землевладельцев и землепользователей.
В рамках совершенствования механизма контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения считаем также необходимым распространить действие статьи 19.5 КоАП на отношения, возникающие при неисполнении предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить принятие распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение плана мероприятий по реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы, которым предусмотрены мероприятия по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а также по утверждению типовых правил разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Минсельхозом России;
рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль», предусматривающих исчерпывающий перечень документов (сведений), представляемых в территориальный орган государственного земельного надзора органом муниципального земельного контроля вместе с актом проверки;
рассмотреть вопрос о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного земельного надзора, и региональных органов и организаций, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере землепользования в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о необходимости разработки проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в:
в Земельный кодекс в части отнесения к полномочиям Российской Федерации утверждения типовых правил разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
в Земельный кодекс в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по выдаче предписаний об устранений выявленных нарушений земельного законодательства;
в статью 6 Федерального закона об обороте земель в части применения к процедуре изъятия земельного участка материалов, полученных в рамках муниципального земельного контроля;
в статью 10 Федерального закона о защите прав в части расширения перечня оснований для проведения внеплановых проверок;
в статью 10.1 КоАП, определив субъектами ответственности землевладельцев и землепользователей;
в части 25 и 26 статьи 19.5 КоАП в части распространения сферы их действия на отношения, возникающие при неисполнении предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
в статью 28.3 КоАП в части наделения должностных лиц органов муниципального земельного контроля полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях;
рассмотреть целесообразность внесения в федеральное законодательство изменений, направленных на упрощение порядка согласования внеплановых проверок органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность и целесообразность принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, устанавливающего сроки выдаваемых органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предписаний на устранение выявленных земельных правонарушений;
рассмотреть необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части наделения полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
в целом положительно оценивая внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора, продолжить работу по совершенствованию и уточнению критериев отнесения земельных участков к определенной категории риска;
отметить результаты Росреестра по совершенствованию осуществления государственного земельного надзора, внедрению дистанционных форм осуществления государственного земельного надзора, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
2. Рекомендовать Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России совместно с Минфином России разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части зачисления штрафов за нарушения земельного законодательства в бюджет муниципального образования, на территории которого совершено правонарушение.
3. Рекомендовать Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России:
рассмотреть возможность подготовки новых Единых методических рекомендации по вопросам осуществления муниципального земельного контроля, обеспечивающих единообразное осуществление муниципального земельного контроля на всей территории Российской Федерации;
ускорить разработку индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора и методики оценки результативности и эффективности осуществления государственного земельного надзора.
4. Рекомендовать Минсельхозу России в целях сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения рассмотреть возможность разработки проектов федеральных законов по вопросам:
внесения изменений в статью 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в части закрепления обязанности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков по проведению почвенного, агрохимического обследования земельных участков сельскохозяйственного назначения;
введения обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, его идентификационные характеристики, а также состояние почвенного плодородия;
закрепления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных земель сельскохозяйственного назначения;
внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395–1 «О недрах» в части запрета добычи общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения;
разработать проект постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий организацию и порядок ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
5. Рекомендовать Росреестру, Россельхознадзору и Росприроднадзору:
обеспечить согласованность в принятии решений по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность подготовки для органов местного самоуправления методических рекомендаций по вопросам проведения муници­пального земельного контроля и правильности составления актов проверок с приложением образцов, а также ежеквартально проводить обучающие семинары со специалистами органов муниципального земельного контроля по проблемным вопросам.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации ускорить принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля.
7. Рекомендовать ФГУП «Почта России» ускорить сроки доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля об устранении выявленных земельных правонарушений.
8. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и ФГУП «Почта России».

Муниципальный земельный контроль

Муниципальный земельный контроль — деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Челябинской области (далее — земельное законодательство), за нарушение которых земельным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

Органом муниципального земельного контроля является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее — Комитет).

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение субъектами муниципального земельного контроля требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальными правовыми актами при использовании земель, находящихся в границах города Челябинска (далее — обязательные требования).

Уполномоченные работники Комитета в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за:

— соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;

— использованием земель по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием;

— соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

— своевременным освобождением земельных участков по окончании срока действия договоров аренды земельных участков;

— исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;

— наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

— выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:

— проведения плановых и внеплановых проверок;

— принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Оформление результатов проверок

По результатам проверок уполномоченными работниками Комитета составляются акты проверок соблюдения субъектом муниципального земельного контроля обязательных требований. В случае выявления нарушений обязательных требований земельного законодательства, материалы о таких нарушениях направляются в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Обжалования решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета по вопросам осуществления муниципального земельного контроля

Субъект муниципального земельного контроля имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета, осуществляемых в ходе осуществления муниципального земельного контроля, в досудебном (внесудебном) или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Информирование об исполнении муниципальной функции

Информацию по вопросам исполнения муниципальной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Комитет письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на сайте Комитета в сети Интернет (kuizo.ru).

Почтовый адрес для направления обращений: ул. Тимирязева, 36, г. Челябинск, 454113, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Телефоны для справок: (351)266-47-64.

Адрес электронной почты: kuizo@kuizo.ru, mail@cheladmin.ru.

  • Программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в сфере земельных отношений на территории города Челябинска
  • Размещение временного нестационарного торгового объекта
  • Нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление муниципального земельного контроля

  • Административный регламент

  • Перечень требований, соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок соблюдения земельного законодательства

  • План проведения проверок

  • Сведения об итогах проведения проверок

  • Статистика

  • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора

  • Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства

  • О комиссии по рекультивации

admin