Земельный кодекс ст 56

Ибрагимов К. Х.

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ СОБСТВЕННИКАМИ

13. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

13.1. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ

СОБСТВЕННИКАМИ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМИ И АРЕНДАТОРАМИ

Ибрагимов Кюри Хамзатович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики

Место работы: Чеченский государственный университет

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты ограничений использования земельных участков в земельном праве. Раскрыты некоторые стороны правовой природы ограничений прав на землю. Предлагается формулировка ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Приводятся различные виды земельных ограничений. Показаны ограничения в области оборота земельных участков, а также ограничения, направленные на решение задач охраны и рационального использования земельных участков, на возможность установления сервитутов

Ключевые слова: земельные участки, землепользователи, ограничения, охрана и рациональное использование земель, виды земельных ограничений

LEGAL RESTRICTIONS OF OWNERS TO USE THEIR LAND OWNERS, LAND USERS, LAND OWNERS, TENANTS

Work place: Chechen state University

Keywords: land plots, land users, restrictions, protection and rational use of land, types of land restrictions

Проблема правовых ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе

А.В. Малько1

В теории и правотворческой практике земельного права появляются большие проблемы, когда намереваются регулировать поведение всех участников земельных правоотношений. В таком случае, как и в названии настоящей статьи, в соответствии со ст. 5 ЗК

1 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 18.

либо перечисляют всех участников земельных правоотношений, каковыми признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы (например, п. 1 и п. 8 ст. 13, п. 4, п. 5 и п. 8 ст. 31, п. 4 ст. 32, ст. 41 и т.д.), либо землепользователей, землевладельцев и арендаторов называют лицами, не являющимися собственниками земельных участков (ст. 39, п.2 ст. 41, ст. 42). Кроме перечисленных выше участников земельных отношений ЗК РФ предусматривает также обладателей сервитута (ст. 5) и залогодержателей (п. 4. ст. 11.2). Всех этих шестерых участников земельных отношений объединяет то, что они, хотя и в разных функциональных направлениях и в разной степени, и в разные сроки, и на разных территориях пользуются какими-либо ценностными качествами земли, применяют или извлекают какие-либо полезные свойства земли (например, пользуются плодородием почвенного покрова, или как территориальным базисом, или объектом недвижимости, или охраняемым природным объектом, или установлением ипотеки и т.д.). Следовательно, ко всем им подходит наименование «землепользователь».

Слово «пользователь земель» или «землепользователь» явственно подчеркивает свою релевантность, когда речь идет об ограничениях во владении, пользовании и распоряжении земельными участками. Недаром еще К.П. Победоносцев во всех изданиях своего курса гражданского права рекомендовал проследить исторический процесс легальных ограничений в пользовании «землями и иными недвижимыми имущества-ми с древнейших эпох до нашего времени2. Социально-экономическая и политическая обусловленность введения ограничений прав в землепользовании детерминирована той ролью и значением, которые занимает земля в жизни современного общества, государства и отдельного гражданина. Именно в отношении земли весьма актуализируются следующие слова Р. Арона, что «ни один член общества не является полностью свободным по отношению ко всем другим (за исключением согласно идеальной гипотезе, идеального тирана), ибо ему препятствуют другие или угрожают санкциями»3. Самое раннее упоминание о наличии ограничений поземельной собственности встречается у Н. Калачова. Он отмечает, что в первый период истории права поземельной собственности (от первоначальных времен до 1497 г., т.е. до издания Судебника) «великие князья имели державное право на все земли, … имели на них полное право собственности в настоящем смысле сего слова. .Бояре, княжие мужи, дети боярские и дворяне имели также право собственности на земли, но право их подлежало ограничению и не было право полное»4.

Что же такое правовое ограничение применительно к землепользованию? Это, на наш взгляд, есть право-

2 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3 т. /Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 174.

3 Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формы свободы не существует» /ПОЛИС. 1996, № 1. С. 133.

4 Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян //Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. — СПб., 1859. Кн. 2. С. 27.

Бизнес в законе

2’2015

вое средство предупреждения наступления отрицательных юридических последствий от совершения землепользователем какого-либо противозаконного деяния, последствиями которого могут быть нанесение вреда окружающей среде, обществу и государству. Следовательно, применяя к землепользователю такой правовой инструментарий как лишение или угроза лишения определенных ценностей, существенных для потенциального нарушителя земельного законодательства, неукоснительное выполнение налагаемых обязанностей или введение запретов или наказаний, создаются неблагоприятные условия для противозаконного нарушения интересов противостоящей стороны (других лиц, общества, государства).

Ограничение права собственности на землю и любых иных вещных прав в отношении этого природного объекта заложено в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, закрепляющей, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» и в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Применительно к земле эти конституционные установки получили детальное обоснование в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ; «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Но не только эта норма Конституции РФ ограничивает поземельные права и свободы участников земельных правоотношений. В части 3 ст. 36 обращается внимание на наличие соответствующих федеральных законов, в которых установлены условия и порядок землепользования. Естественно, о них должны быть информированы все землепользователи.

Во исполнение ст.ст. 17, 36 и 55 Конституции РФ Земельный кодекс РФ в качестве приоритетного установил такое полномочие Российской Федерации в области земельных отношений как установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков. Ограничения прав землепользования в РФ, на наш взгляд, предусматриваются для достижения принципа, предусмотренного п.п. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ: «сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Другими словами, стеснение земельных прав требуется для достижения оптимального баланса интересов всех заинтересованных сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные правовые нормы, ограничивающие землепользование, установлены в ст. 56 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК). Так, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников при-

роды, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и др.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК для охранных зон.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Согласно ст. 56.1 ЗК права землепользователей на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Перечень ограничений землепользователей содержится в ст. 42 ЗК. Согласно ей собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

— своевременно производить платежи за землю и др.

Этим перечнем список повинностей в ЗК не ограничивается. В ст. 13 ЗК, посвященной содержание правовой охраны земель, все землепользователи в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения и др.

В ст. 27 ЗК содержатся ограничения оборотоспособ-ности земельных участков. Так, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Часть 6 ст. 1 ЗК в числе основных принципов земельного законодательства предусматривает ограничение как приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

В Земельном кодексе РФ, кроме перечисленных выше, имеются следующие ограничения:

— п. 6 ст. 11.2 — образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Ибрагимов К. Х.

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ СОБСТВЕННИКАМИ

— п. 5 ст. 11.9 — не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

— п. 3 ст. 15 — иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

— п. 1 ст. 14 — земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

— п. 3 ст. ст. 23 — могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры и др.;

— п. 5 ст. 28 — иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— п. 6 ст. 94 — земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.

— п. 3 ст. 95 — на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

— п. 4 ст. 97 — в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель;

В ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеются следующие ограничения землепользования:

— п. 2 ст. 2 — иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;

— п. 1 ст. 8 — при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

— п. 2. ст. 8 — продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О мелиорации земель» предусматривает следующие ограничения землепользователей:

— ст. 28 — при распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы …»;

— ст. 29 — граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения;

— ст. 32 — осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды и т.д.

В Федеральном законе от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» содержатся ограничения землепользователей следующего содержания:

— ст. 8 — собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

— осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

— соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

— представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

— содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

— информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного

Бизнес в законе

назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

— ст. 21 — обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.

ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрел следующие ограничения землепользователей:

— п. 3 ст. 11 — Граждане обязаны:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

— соблюдать иные требования законодательства.

— п. 1 ст. 42 — при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— п. 1 ст. 49 — юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— п. 7 ст. 67 — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

— п. 1 ст. 77 — юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях имеются следующие ограничения землепользователей:

— п. 5 ст. 24 — собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность;

— п. 2 ст. 18 — природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий;

— п. 1 ст. 24 — на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запреща-

ется или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Таким образом, земельное и экологическое законодательство Российской Федерации закрепляет пределы осуществления землепользователями своих субъективных прав на земельные участки, ограничивающие возможность нанесения ими ущерба землям и окружающей среде в целом, другим землепользователям. Наряду с запретами на осуществление отдельных видов деятельности, в законодательстве предусмотрены также и требования к воздержанию от совершения землепользователями определенных действий, направленных на деградацию почвенного покрова, на вред другим природным объектам и комплексам, на ущемление экологических и земельных интересов других граждан, общества и государства.

Список литературы:

1. Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формы свободы не существует» /ПОЛИС. 1996, № 1. С. 133.

2. Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян //Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. — СПб., 1859. Кн. 2. С. 27.

3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 18

4. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3 т. /Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 174.

Новая редакция Ст. 56 ЗК РФ

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Статье 56 ЗК РФ

<494> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<495> СЗ РФ. 2002 N 26. Ст. 2519.

<496> Российская газета. 2008. 9 февраля. N 4585.

<497> Утверждена Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33. Согласована с Госстроем письмом от 27.12.1985 N ИП-6272. Документ опубликован не был. Применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Исходной точкой в вопросе установления ограничения прав на землю являются положения Конституции РФ. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, а условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Таким образом, допустив возможность установления оснований резервирования земельного участка законом субъекта РФ, федеральный законодатель допустил нарушение ч. 2 ст. 36 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. По смыслу положений подп. 1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю направлено в первую очередь на особенности владения и пользования земельными участками, а из этих двух правомочий, если уместно говорить в данном случае о количественной стороне, законодатель чаще делает акцент на втором правомочии. Ограничение прав на землю не следует смешивать с ограничением оборотоспособности. Прежде всего оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность определять юридическую судьбу земельного участка его собственником в пределах, установленных законом, то есть распоряжаться им <498>. Ограничения оборота с цивилистической точки зрения представлены по меньшей мере тремя группами. Во-первых, — запретом на совершение определенных юридических действий в отношении вещи. Во-вторых, — ограничениями на совершение определенных действий с вещью. В-третьих, принадлежностью определенной вещи только указанным в законе субъектам правоотношений.
———————————
<498> Раздел I «Споры о праве собственности на землю» Обзора практики рассмотрения судами Челябинской области дел, связанных с применением законодательства о земле за 2010 — 2011 гг. (утв. Постановлением президиума Челябинского областного суда от 23.11.2011) // (дата обращения: 04.01.2014).

Анализ содержания СанПиНов, СНиПов, ГОСТов, положений, инструкций позволяет утверждать, что ограничение пользования чаще выражается в запрете размещения определенных объектов и запрете осуществления определенных видов деятельности или же в осуществлении отдельных видов деятельности только с письменного разрешения федеральных органов, организаций — собственников линейных и точечных (газорегуляторные пункты, выходы трубопроводов на поверхность и др.) объектов.

Содержание особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности может устанавливаться также законодательством субъектов РФ. Так, например, в соответствии с Примерным перечнем видов обременений земельных участков и ограничений их использования в городе Москве, такое ограничение, как ограничение ведения хозяйственной деятельности и запрет строительства, реконструкции, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение, восстановление историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия с оформлением в установленном порядке охранного обязательства на объекты культурного наследия, устанавливается для земельных участков и территорий охранных зон, в границах которых расположены объекты культурного наследия (п. 5).

Запрет проведения земляных работ без получения соответствующего разрешения» устанавливается для земельных участков или их частей в границах:

— технических (охранных) зон подземных сооружений, в том числе строящихся и проектируемых линий метрополитена, строящихся и проектируемых подземных инженерных сооружений и коммуникаций;

Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет группы ограничений прав на землю. Ограничения, которые приводятся в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 56 ЗК, касающиеся использования земельных участков, хозяйственной деятельности и особых условий охраны окружающей среды (природопользования), реализуется путем установления зон с особым режимом использования территорий (ЗОРИТ).

Необходимо различать ограничения хозяйственной деятельности, установленные на территории режимного объекта, и ограничения хозяйственной деятельности, установленные по причине наличия режимообразующего объекта. Режимный объект — объект, на территории которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимным объектам относятся: особо охраняемые природные территории, объекты исторического и культурного наследия, особо ценные земли сельскохозяйственного назначения, земли, подлежащие консервации, резервные территории. Режимообразующий объект — объект, вокруг (вдоль) которого установлен особый режим землепользования (природопользования). К режимообразующим объектам относятся: промышленные предприятия и объекты, коммунально-складские объекты (склады, свалки, скотомогильники, поля ассенизации и т.д.), транспортные коммуникации и сооружения (железно- и автодороги, аэродромы и т.д.), линии связи и радиотехнические объекты, водопроводные сети и сооружения, электрические сети и сооружения, магистральные трубопроводы, распределительные газовые сети и сооружения на них, населенные пункты <500>. К числу режимообразующих объектов следует отнести также специализированные НИИ, например, защиты животных, вокруг которых устанавливается специальная охранная зона.
———————————
<500> Пименов В.В., Иванов Н.И., Свирежев К.А., Сивцов И.А. Землеустроительное проектирование. Установление и размещение зон особого режима использования территорий: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГУЗ, 2012. С. 8 — 9.

Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает установление ограничения прав на землю актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда. Установление ограничения прав на основании указанных актов или решения суда должно сопровождаться определением местоположения границ (в непрофессиональной среде, а также в значительной части решений судов — установлением границ), причем не всегда на местности. Говоря иначе, ограничение прав без определения границ действия таких ограничений юридически существовать не может или, по крайней мере, не должно существовать. В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. В судебных спорах, в основном с органами местного самоуправления, вопрос о границах действия ограничения является ключевым. За внесением в ГКН сведений о границах действия ограничения следует в связке и государственная регистрация в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Согласно п. 6 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других) (ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Бессрочно ограничения устанавливаются и в границах режимных объектов, и в границах режимообразующих объектов и действуют до тех пор, пока не перестанет существовать либо сам объект (например, линейный объект) или пока не изменится правовой статус всего объекта или его части (например, прекращение существования охранной зоны или изменение ее границ).

Предусмотренное пунктом 5 комментируемой статьи сохранение ограничения прав на землю при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу подчеркивает, во-первых, публично-правовую природу такого ограничения и, во-вторых, его деперсонализацию, независимость от статуса лица-правообладателя земельного участка.

Пункт 7 комментируемой статьи предусматривает обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю лицом, чьи права ограничены. Собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец в данном случае может использовать, во-первых, такой способ защиты нарушенного права, как обращение в суд с заявлением о признании недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой введение ограничения прав на землю, если оно введено после возникновения прав на землю. Во-вторых, эта же задача может решаться лицом, чьи права ограничены, путем обжалования акта отказа компетентного органа изменить вид разрешенного использования земельного участка, предоставить разрешение на строительство или даже обеспечить выбор земельного участка в соответствии со ст. 31 ЗК. Граждане обращаются в суд в порядке, который предусмотрен главой 25 ГПК РФ, а юридические лица — в соответствии с главой 24 АПК РФ. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Такое же, по сути, правило установлено и ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации

Публичные интересы определяют необходимость установления различного рода ограничений хозяйственной деятельности, связанной с использованием земель. В связи с этим права на землю могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным ЗК или иным федеральным законом.

Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или использования земли, либо требований о воздержании от совершения определенных действий. Виды и характер ограничений основаны на предписаниях, содержащихся в соответствующих нормативных правовых актах.

Ограничениями следует считать запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, иных природных объектов, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение. Например, часть участка земель крестьянского (фермерского) хозяйства включена в состав охранной зоны государственного заповедника, а другая часть не вошла в состав такой зоны. В этом случае в отношении использования части участка, включенной в состав охранной зоны, устанавливаются определенные ограничения. Факт нахождения части земельного участка в составе охранной зоны является условием обязательного установления в отношении этой части участка ограничений по его использованию. Что касается иной части земель крестьянского (фермерского) хозяйства, то в отношении ее законодательство таких ограничений не предусматривает.

Установление ограничений прав лиц на земельные участки представляет собой форму закрепления в законодательстве пределов осуществления субъективных прав лиц на земельные участки. Цели ограничения прав лиц на землю заключаются преимущественно в обеспечении рационального и эффективного использования земель и охраны окружающей среды. Характер ограничений должен быть таким, чтобы в результате реализации субъективного права в пределах установленных ограничений не был причинен вред объектам, для охраны которых установлены ограничения. В то же время степень ограничения должна позволять пользоваться земельным участком в соответствии с его основным целевым назначением.

Необходимо различать также такие понятия, как «ограничение прав» и «обременение» (например, «сервитут»). Содержание этих понятий различно, хотя есть и общие признаки.

Основаниями установления ограничений являются соответствующие нормы, которые предусмотрены в законодательных актах. Основаниям установления частного сервитута является соглашение между лицом, которому требуется сервитут, и лицом, чей земельный участок будет обременен сервитутом. Публичный сервитут устанавливается на основании закона или нормативного правового акта.

Непосредственное установление ограничения прав на землю, как и публичного сервитута, основано на административно-правовом акте — решении соответствующего органа. Возможно установление ограничения и частного сервитута по решению суда.

Ограничение устанавливается бессрочно или на определенный срок. Точно так же публичный сервитут может носить срочный или постоянный характер. Установление частного сервитута носит бессрочный характер. Однако он может быть прекращен, если отпали основания, по которым он был установлен.

Ограничения прав на земельный участок, как и сервитуты, следуют юридической судьбе земельного участка и подлежат государственной регистрации.

За пользование земельным участком на основании сервитута может взиматься плата, в то время как при установлении ограничений прав на землю допускается возмещение причиненных убытков (подп. 4 п. 1 ст. 57 ЗК РФ).

В том случае, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, лицо, которому принадлежит участок, вправе требовать его изъятия (выкупа) со всеми вытекающими из этого последствиями.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим участком земли. Установление ограничений также в некоторых случаях преследует эту цель, допуская пользование чужими земельными участками.

Ограничение прав по использованию земельного участка, как и наличие сервитутов представляют собой неотъемлемый элемент правового режима того или иного земельного участка. Однако в отличие от ограничения сервитут является вещным правом. Поэтому применительно к сервитуту используется термин «обременение» земельного участка, который неприменим к случаям установления ограничений прав на земельные участки.

Подробнее различного рода ограничения прав лиц, использующих земельные участки, будут освещены ниже при рассмотрении правового режима земель соответствующих категорий.

Новая редакция Ст. 56.1 ЗК РФ

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарий к Статье 56.1 ЗК РФ

Комментируемая статья представляет собой реализацию такого принципа земельного права, как учет значения земли как основы жизни и деятельности человека и приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, а также некоторых других (ст. 1 ЗК).

Пункт 2 комментируемой статьи отсылает к перечню прав, указанных в подп. 2 и 3 п. 1 ст. 40 ЗК, которые ограничиваются в связи с принятием решения о резервировании земель:

возведение жилья, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

проведение в соответствии с разрешенным использованием оросительных, осушительных, культуртехнических и другие мелиоративных работ, строительство прудов и иных водных объектов в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Как видно из содержания видов деятельности, в первом случае (возведение жилья и т.д.) речь идет о земельных участках в границах населенных пунктов, во втором — преимущественно о землях сельскохозяйственного назначения.

Состав (содержание) ограничения прав приведен в ст. 56 ЗК. Ограничения прав затрагивают использование и хозяйственную деятельность, охрану окружающей среды. Подпункт 3 п. 2 ст. 56 ЗК устанавливает такое ограничение, как «условия начала и завершения застройки или освоения» земельного участка. В соответствии со ст. 1 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) — наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Комментируемая статья 56.1 Земельного кодекса России не устанавливает сроки, в течение которых действуют ограничения прав на землю. Однако если учесть положения п. 3 ст. 70.1 ЗК, то в отношении земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, это срок не более чем семь лет, а в границах особой экономической зоны — не более чем два года.

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу (п. 10 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд).

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в п. 10 указанного Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель (п. 11 Положения).

Другой комментарий к Ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд согласно ст. 70.1 ЗК РФ осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд ЗК РФ рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Согласно п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

В соответствии с п. 4.1 ст. 23 ЗК РФ срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Как предусмотрено п. 8 ст. 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

admin