Земельные споры рассматриваются

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к статье 64 ЗК РФ

Право на обращение в суд базируется на ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Вместе с тем Законом РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусматривается, что граждане имеют право обжаловать действия и решения должностных лиц по своему выбору либо в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, т.е. допускается и административный порядок разрешения споров.

С принятием ЗК РФ названный Закон не признан утратившим силу ни в целом, ни в части регулирования земельных отношений, следовательно, он сохраняет свое действие. Следует согласиться с мнением о том, что расширение компетенции судебных органов не должно сопровождаться ограничением возможности обжалования по линии административной подчиненности.

Административный и судебный порядки разрешения споров совершенно не исключают друг друга; это элементы единой системы обеспечения законности и охраны прав граждан в демократическом государстве. Просто в комментируемой статье законодатель хотел, видимо, подчеркнуть приоритетный характер судебного рассмотрения земельных споров (в отличие от ранее действовавшего порядка).

________________
См.: Хаманева Н.Ю. Теоретические проблемы административно-правового спора // Государство и право. 1998. N 12. С.34.

Земельные споры могут рассматриваться в суде в порядке искового производства, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих), а также в порядке особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, например, факта владения и пользования недвижимым имуществом; факта принятия наследства и др.). Кроме того, в арбитражных судах могут рассматриваться и другие споры (например, дела о банкротстве, об оспаривании решений третейских судов и др.).

Правообладателям земельных участков при обращении в суд следует выбирать надлежащий способ защиты. Так, например, СНТ "Надежда" обратилось в управление Роснедвижимости по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 50:13:060146:348.

Управлением отказано в проведении кадастрового учета изменений данного земельного участка в связи с выявленными пересечениями поставленного на кадастровый учет ООО "СК-Спектр М" земельного участка с кадастровым номером 50:13:060147:33; СНТ "Надежда" обратилось в суд с требованиями о признании недействительными сведения ГКН по последнему земельному участку.

Однако суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения недействительным. При этом они указали на наличие спора о границах на спорные земельные участки, который должен быть разрешен в порядке искового производства. Рассмотрение настоящего спора в рамках главы 24 АПК РФ (об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов) невозможно, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку удовлетворение требований по настоящему спору не приводит к восстановлению нарушенного права, до разрешения спора о границах.

Товарищество не лишено возможности обратиться в арбитражный суд к лицу (лицам), полагающим себя правообладателем (правообладателями) земельного участка с кадастровым номером 50:13:060147:33, с требованием об установлении границы, принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка, и указанного смежного земельного участка.

________________
Постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2012 года по делу N А41-34453/11.

Пункт 2 комментируемой статьи впервые закрепляет в федеральном земельном законе право участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Некоторые суды необоснованно рассматривают это положение как введение якобы досудебного порядка урегулирования земельных споров.

Так, ввиду несоблюдения этого досудебного порядка определением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга заявление У. о взыскании неосновательного обогащения и об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения, оставлено без рассмотрения. Однако вышестоящий суд отменил данное определение и направил дело для рассмотрения в тот же суд.

________________
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 мая 2009 года N 6292.

Согласно ФЗ от 24 июля 2002 года "О третейских судах в Российской Федерации" в третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Сторонами третейского разбирательства могут быть организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, физические лица, которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

Согласно ст. 5 названного Федерального закона спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения (в письменной форме). Оно может быть заключено в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Однако спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки, т.е. соглашения сторон о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", заключенного в письменной форме до возникновения спора или споров. Вместе с тем согласно ст. 6.1 Федерального закона о третейских судах применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде, допускается на любой стадии третейского разбирательства.

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то в течение 3 месяцев со дня его получения оно может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (ст. 31, 40 закона о третейских судах). Порядок оспаривания решения третейского суда определяется арбитражным процессуальным или гражданским процессуальным законодательством РФ. Такое решение может быть отменено компетентным судом в случаях, установленных законом.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении. Если этот срок не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. Если решение не исполнено добровольно в установленный срок, оно подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Так, между организацией научного обслуживания (далее — ОНО) опытно-производственного хозяйства "Тимирязевское" Ульяновского НИИ сельского хозяйства и одноименным открытым акционерным обществом (далее — ОАО) заключен договор о передаче имущественных прав, входящих в состав предприятия и предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности. Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что в случае возникновения каких-либо споров, связанных с исполнением настоящего договора, стороны передают его на рассмотрение третейского суда, решение которого является окончательным.

Судом установлено, что в отношении ОНО введена процедура внешнего управления. Планом внешнего управления предусмотрен способ восстановления платежеспособности должника — замещение активов путем создания на базе имущества должника открытого акционерного общества.

Впоследствии ОНО в лице внешнего управляющего учредило ОАО с уставным капиталом 45 млн.рублей, внесло в качестве вклада принадлежащее ОНО на праве хозяйственного ведения имущество и утвердило устав акционерного общества. На момент создания ОАО объекты недвижимости, переданные в его уставный капитал, находились на земельном участке (единое землепользование), принадлежащем ОНО на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Решением третейского суда признан переход права постоянного (бессрочного) пользования от ОНО к ОАО на ряд земельных участков, входящих в состав единого землепользования.

Рассмотрение земельных споров

Поскольку решение третейского суда в добровольном порядке исполнено не было, ОАО обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ОНО о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение указанного решения. Это требование было удовлетворено, определением арбитражного суда Ульяновской области исполнительный лист выдан. ОНО обжаловало это определение в кассационном порядке, однако ФАС Поволжского округа не нашел оснований для его отмены.

________________
Постановление ФАС Поволжского округа от 13 октября 2011 года по делу N А72-2596/2011.

Консультации и комментарии юристов по ст 64 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 64 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

59. Земельные споры порядок рассмотрения.

Разрешение земельных споров

Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей.

В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на споры:

  • рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной (преюдиционной) несудебной процедуры;
  • рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
  • переданные сторонами на разрешение в третейский суд.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке в порядке искового производства (ст. 64 ЗК РФ). Однако не исключается действие ранее установленного обязательного предварительного внесудебного порядка рассмотрения некоторых земельных споров:

  1. споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур; в случае недостижения согласованного решения спор разрешается в суде;
  2. споры могут разрешаться в третейском суде до принятия дела к производству судом.

Несоблюдение досудебной (претензионной) процедуры разрешения земельного спора влечет отказ в принятии соответствующего искового заявления судьей суда общей юрисдикции или оставление без рассмотрения иска, поданного в арбитражный суд (ст. 135 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ).

Право судебной защиты прав и свобод граждан и их объединений гарантировано ст. 47 Конституции РФ. Защита нарушенных или оспоренных гражданских и земельных прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судами общей юрисдикции, арбитражными или третейскими судами.

В 2002 г. процессуальное законодательство претерпело существенные изменения. Приняты Арбитражный процессуальный кодекс РФ (действует с 1 сентября 2002 г.), Гражданский процессуальный кодекс РФ (действует с 1 февраля 2003 г.), а также Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ1.

В новом процессуальном законодательстве в основном сохраняется порядок определения подведомственности споров между судами исходя из субъектного состава участвующих в деле сторон.

В суде общей юрисдикции рассматриваются споры, если хотя бы одной из сторон являются граждане, за исключением граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.

Спор, возникший между юридическими лицами либо юридическими лицами и гражданами, использующими земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (фермерами), относится к подведомственности арбитражного суда. При этом арбитражный суд будет рассматривать дела с участием граждан-предпринимателей только в том случае, если спорный земельный участок используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Если же по своему статусу гражданин является предпринимателем (например, фермером), но просит признать его право на садовый или дачный участок, то такой спор, как обычный спор с участием граждан, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Вместе с тем в настоящее время к подведомственности арбитражных судов отнесены и некоторые другие дела, сторонами в которых могут быть, в частности, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 27 АПК РФ). Применительно к сфере земельных отношений это могут быть, например, дела об оспаривании ненормативных актов (решений) органов государственной власти, не имеющих статуса юридического лица, о привлечении собственников земельных участков и других земельных правообладателей к административной ответственности и др. Ранее в практике арбитражных судов встречались случаи прекращения производства по делам о признании недействительными актов государственных органов по тем основаниям, что эти органы не являются юридическими лицами и, следовательно, не могут быть ответчиками по делу. Сейчас этот пробел в законодательстве закрыт.

К специальной компетенции арбитражных судов отнесены также споры между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающих из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров (ст. 33 АПК РФ). Также споры могут касаться земельных участков, внесенных участниками в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества либо переданных юридическому лицу в аренду. Теперь эти споры рассматриваются в арбитражных судах.

Защита конституционных прав граждан и их объединений (в том числе права на землю) осуществляется также Конституционным Судом РФ.

Как следует из ст. 125 Конституции РФ, ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями), граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение их прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. И такие обращения граждан по делам (касаются прав на земельные участки) уже встречались в практике Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 64 3К РФ и Федеральному закону Российской Федерации «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. земельные споры могут рассматриваться в третейских судах. Третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Данный суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать, передавать на его разрешение спор, разрешение третейского суда исполняется добровольно, в порядке и сроки, которые им установлены. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Земельные споры могут рассматриваться мировым судьей. Согласно ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. и ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в первой инстанции в числе других дел дела об определении порядка пользования земельными строениями и другим недвижимым имуществом. В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам, в том числе земельных участков, по цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на день подачи заявления.

Земельные споры классифицируются в зависимости от содержания разногласий по поводу реализации правоотношений.

1. Споры о признании права на земельный участок (ст. 12 ГК РФ и 59 ЗК). Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием для государственной регистрации этого права. При наличии регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним регистрирующие органы обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Необходимость в признании права возникает тогда, когда два или несколько лиц считают себя собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) одного земельного участка. Спор о праве на земельный участок может возникнуть, например, в случаях, когда отец еще при жизни продал земельный участок постороннему лицу, а сын, не зная об этом, считает, что земельный участок перешел к нему после смерти отца по наследству. С заявлениями о признании права могут обращаться в суд и лица, у которых по каким-либо причинам отсутствуют документы на земельный участок либо эти документы вызывают сомнения, а у данного лица возникает необходимость в совершении сделки с земельным участком. В таких случаях сначала необходимо признать право лица (право собственности, право аренды), затем на основании судебного решения зарегистрировать это право, а затем уже совершать сделки.

О юридическом признании права на земельный участок может идти речь и тогда, когда право возникает в силу приобретательной давности либо перерегистрации одного вида прав в другой. В этих и других подобных случаях спор между хозяйствующими субъектами может разрешить только суд, равно как только он может установить факт, имеющий юридическое значение (факт приобретения права на землю за давностью владения и др.) в порядке ст. 264—268 ГПК РФ либо ст. 217-222 АПК РФ.

Приобретательная давность возникает в том случае, если конкретное лицо в соответствии с ГК РФ добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет владело земельным участком «как своим собственным».

2. Споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения. В этом случае суд должен установить, существует ли в действительности оспоренное право и каково его содержание.

3. Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений. Они решаются путем судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основаниями изменения или прекращения земельных правоотношений (например, решение об изъятии у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд, с которым собственник не согласен, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа; государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка в течение двух лет с момента направленного собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка).

Земельные споры необходимо отграничивать от дел, возникающих из публичных правовых отношений:

  • по жалобам на действия или решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или их объединений, должностных лиц (например, судебное обжалование действий, ущемляющих права и законные интересы лиц, не присутствующих при проведении землеустроительных работ на местности, либо решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении ограничений прав на землю);
  • по жалобам на действия органов и должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, в связи с нарушением административных взысканий за допущенные нарушения земельного законодательства;
  • об оспаривании законности нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения (ст. 13 ГК РФ, ст. 61 ЗК РФ).

Процессуальная специфика перечисленных дел состоит в особом порядке их возбуждения, рассмотрения и исполнения вынесенных по ним судебных решений.

В статье определяется понятие земельных споров и дается подробная характеристика в соответствии с Российским законодательством

Разногласия по земельным вопросам касательно границ участка.

Часто при разделе границ земельного участка выясняется, что есть определенные разногласия, которые касаются месторасположения границ участка или его разделения между несколькими физическими или юридическими лицами. Споры по границам земельных участков между сторонами происходят в результате неправильных замеров территории, размещением зданий, сооружений или других объектов промышленного или коммерческого назначения.

Споры по границам земельных участков все чаще возникают между заинтересованными лицами, участниками процесса. К тому же часто происходят сбои в базе данных регистрационной программы в кадастре, поэтому информация может не соответствовать границам земельного участка фактически на местности. Также застройка может противоречить правилам и нормам, которые установлены местным или федеральным градостроительным законодательством.

Несоответствия между расположением земельных границ также возникает в связи с нарушением актов. Возникающие земельные споры относятся к земельному праву и должны разрешаться в соответствии с действующим законодательством. Споры по границам земельных участков – это насущная проблема, которая затрагивает интересы собственников и имеет публично-правовой характер.

Анализируя земельные разногласия, подтверждается их актуальность и отсутствие юридической практики рассматриваемых споров. Они касаются границы земельных участков. Чтобы выяснить практическую сторону данной актуальной темы, необходимо изучить основную проблему, касающуюся установления границы земельных участков на местности.

Мирное урегулирование земельного вопроса

Заинтересованные стороны земельного спора, между которыми возникли разногласия касательно границы земли, могут мирным путем урегулировать возникший конфликт. Для этого собственники земельных участков, которые находятся на смежной территории, приглашают кадастровых инженеров или специалистов по градостроительству сделать геодезическую или топографическую съемку земельных наделов.

Земельный участок, который приобретен законно, менее подвержен спорам. Есть специальный генеральный план застройки, который утверждается районной администрацией. Согласно с ним специалисты рассматривают спорную ситуацию после повторных замеров земельных участков и их обработки. Кадастровые инженеры разбирают возникший конфликт, ссылаясь на чертежи, технический план, фактически расположенные границы земли на местности и те, которые указаны в оригиналах документов на земельные участки.

Ссылаясь на предоставленные бумаги, учитываются интересы обеих сторон. Для этого оформляются документы, куда снова заносятся все данные для постановки указанных земельных участков на учет в государственный кадастр. Это могут быть соглашения, разрешения, распоряжения, план – схемы, чертежи и другие документы, на основании которых специалистами будет принято решение о проведении соответствующих работ. Каждый земельный участок должен быть согласован в отдельности.

Этот вариант рассмотрения земельных споров является оптимальным для обеих сторон. Собственники участков сэкономят не только денежные средства и время, но и здоровье и нервы. А при благоприятном результате заинтересованные лица смогут владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками по своему усмотрению. Такой мирный путь урегулирования конфликта приемлем для родственников и соседей по земле.

По-другому земельные споры могут решаться сложным способом.

Земельное право

Это происходит в результате несовместимости интересов и характеров сторон процесса. Часто возникают конфликты, в основе которых еще лежат старые неразрешенные вопросы между дальними родственниками. В таком случае необходимо пользоваться техническими данными, четко подходить к разрешению конфликта и искать пути к урегулированию споров мирным путем.

Грамотный подход и справедливость в разрешении земельных разногласий может повлиять на результат и помочь найти выход из сложившейся ситуации. Много спорных вопросов касательно земельных участков по-прежнему возникают и заставляют собственников обращаться за рассмотрением дела в судебном порядке. Однако все же можно решить проблему мирным путем без привлечения третьих лиц, если попробовать разобраться на месте.

Разбирательство земельного спора в суде

Заинтересованные стороны в разрешении земельного вопроса имеют право подать иск в Мировой или в Федеральный суд, однако результат ожидания решения может затянуться в связи с загруженностью судебных органов. Во-первых, необходимо присутствовать на заседаниях (от восьми до десяти раз), чтобы знать суть да дело. Во-вторых, все будет зависеть от сложности земельного конфликта. В-третьих, разбирательство по земельному делу может затянуться сроком до одного года.

Есть возможность также пригласить адвоката или опытного квалифицированного юриста по земельному праву для решения земельного спора, однако этот вариант тоже не всегда является гарантией того, что результат будет положительный. Поэтому, если все же одна из сторон обращается за помощью в суд, то надо быть готовыми ко всем возникшим ситуациям.

В результате разбирательство спора касательно земельных участков может зависеть от работы государственных органов, геодезических компаний, ошибки которых приводят к несоответствиям и разногласиям. Поэтому проблемы с установлением законного права распоряжаться и владеть землей во многом зависит от корректировок документов, правильного заполнения бумаг, где будут устранены ошибки государственных служб и органов.

Причины несоответствий расположения участка по факту с его документальным подтверждением

Согласно действующему законодательству ужесточается ответственность за нарушение документального оформления земельных участков. В связи с этим несоблюдение федерального закона от 2007 года в течение года десять раз влечет к аннуляции аттестата кадастрового инженера. К этому случаю ведет допущения таких ошибок, которые не были обжалованы в судебном порядке, и решения по ним не были признаны недействительными.

К основным причинам, вследствие которых происходят нарушения закона, относятся следующие:

  • непрофессиональная подготовка кадастровых специалистов;
  • документальные ошибки геодезических компаний;
  • отсутствие материально-технической базы;
  • нарушение работы компаний по землеустройству.

Эти причины были рассмотрены соответствующими органами в Московской области и сделаны следующие выводы.

В связи с этим теперь ведется усиленная работа по переподготовке геодезистов по земельным вопросам. Происходит модернизация технической базы компаний, которые отвечают за правильность внесения данных в реестр. Предпринимаются все меры по закупке нового оборудования, что положительно отражается на всей работе единой системы. Закон «О государственном кадастре недвижимости» установил соответствующий порядок, который касается регистрации, наделения и согласования земельных участков.

Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение а третейский суд.

В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказа­тельства, подтверждающие выполнение обязательного досу­дебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.

Применительно к земельным спорам досудебная (пре­тензионная) стадия установлена в следующих случаях:

  • рассмотрение встречных требований к границам прива­тизируемых садовых,  огородных и дачных земельных участков специально создаваемой комиссией по подго­товке материалов для приватизации, включая формиро­вание предложений об урегулировании спора (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15.04.98 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени­ях граждан»);
  • рассмотрение  споров  между  Российской  Федерацией, субъектами  Федерации и муниципальными  образова­ниями о разграничении государственной собственности на землю (ст. 7 Федерального закона от 17.07.02 г.

    Виды и порядок урегулирования земельных споров

    «О раз­граничении государственной собственности на землю»).

  • рассмотрение  споров  о  местоположении  выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собствен­ности с использованием согласительных процедур, по­рядок проведения которых устанавливается Правитель­ством РФ (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.02 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
  • рассмотрение спора, переданного в третейский суд по со­глашению сторон (ст. 5 Федерального закона от 24.07.02 г.«О третейских судах в Российской Федерации»).

Последствием несоблюдения отмеченной досудебной про­цедуры является возвращение искового заявления судом с указа­нием причин данного решения. Это обстоятельство не препятст­вует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом бу­дет устранено допущенное процессуальное нарушение.

В отличие от ранее названных категорий дел, админист­ративное рассмотрение споров не является необходимой ста­дией, предшествующей обращению в суд. Применение реко­мендаций, выработанных для разрешения спора администра­тивными органами, остается на усмотрение сторон.

Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами об­щей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подве­домственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.

Мировые судьи как низовое звено гражданского судопро­изводства рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущест­ва (в том числе и земельные участки) независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышаю­щей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установ­ленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом, включая порядок пользования земельными участками, находящимися в общей собственности; федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

В остальных случаях гражданские дела, подведомствен­ные судам общей юрисдикции, рассматриваются по первой инстанции районными судами, за исключением дел, подсуд­ных военным и иным специализированным судам, верховным судам республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автоном­ного округа, а также Верховному Суду РФ.

По общему правилу определения территориальной под­судности, иск предъявляется в суд по месту жительства ответ­чика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахож­дения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность: иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объ­екты, леса, многолетние насаждения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объек­тов или арестованного имущества.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда от 22.04.92 г. «О некоторых вопросах, воз­никших у судов при применении законодательства о земель­ной реформе». Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земель­ными отношениями, одной из сторон которых являются гра­ждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в т.ч. ведущих крестьянское (фермерское) хо­зяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам ука­занных лиц на решения местной администрации по земель­ным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:

  • требования о признании неправомерным отказа мест­ной администрации в предоставлении земельного уча­стка, в том числе для ведения крестьянского (фермер­ского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйст­ва, строительства индивидуального жилого дома, садо­водства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
  • требования о признании неправомерным прекращения права пользования или аренды земельными участками;
  • требования о возмещении убытков, причиненных изъя­тием, выкупом или временным занятием земельных уча­стков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате   влияния,   вызванного  деятельностью   пред­приятий, учреждений и граждан;
  • требования о возмещении убытков, причиненных в ре­зультате неправомерного  занятия земельного  участка,его загрязнения, порчи и других нарушений прав собст­венников земельных участков и землепользователей;
  • требования о возмещении убытков, понесенных собст­венником земли, землепользователем в связи с проведе­нием изыскательских работ;
  • жалобы на решения местной администрации о предос­тавлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собст­венника, землепользователя;
  • споры между собственниками индивидуальных жилых строений,  расположенных  на  смежных  (соседних)   зе­мельных участках, об устранении препятствий в пользо­вании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
  • споры между садоводческим товариществом и его чле­нами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по по­воду раздела земельного участка или определения по­рядка пользования этим участком.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономи­ческим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Участниками спорных правоотношений могут быть юридиче­ские лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных   Арбитражным   процессуальным   кодексом РФ (АПК РФ) и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного само­управления, иные организации и должностные лица, образо­вания, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Дела, подведомственные арбитражным судам, рассмат­риваются в первой инстанции арбитражными судами респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, в т.ч. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъекта­ми Российской Федерации.

Как и в гражданском судопроизводстве, по общему пра­вилу территориальной подсудности, иски предъявляются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. В исключение из правила иски о правах на земельные участки и другое не­движимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

В соответствии с вышеупомянутой ст. 64 (п. 2) Земельно­го кодекса РФ, до принятия дела к производству судом зе­мельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Спор может быть передан в третейский суд при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения. Правила третейского разбирательст­ва определяются согласно Федеральному закону «О третей­ских судах в Российской Федерации».

1. Самовольные постройки

2. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

3. Раздел дома в натуре

4. Приобретательная давность на земельный участок

5. Кадастровая ошибка

Земельные споры – одна из разновидностей конфликтов, возникающих между землевладельцами и землепользователям из-за  нарушения прав одной из этих сторон. Причины споров, как правило, кроются в претензиях, касающихся покупки или, наоборот, продажи, другой передачи права собственности на участок, пользования землей, ее арендой, несоблюдения земельных сервитутов, норм добрососедства, возникающих в результате нанесения ущерба собственникам земли, обязательств и тому подобных причин.

Проблемные вопросы судебной практики

Судебная практика по земельным спорам свидетельствует о том, что споры, касающиеся земельных вопросов, относятся к одной из самых непростых категорий. Это обусловлено несколькими причинами:

  • Земля, как объект собственности, длительное время находилась исключительно в государственной собственности. В СССР частная собственность в принципе не существовала и, поэтому судебная практика не может похвастаться большим разнообразием. Возможность приватизировать земельные участки появилась немногим больше 20 лет назад, а это минимальный срок для формирования каких-либо тенденций в праве.
  • Изменения в законодательстве, касающемся земельного права, происходят с регулярным постоянством, что не способствует прояснению ситуации в судебной практике.
  • Немало сложностей возникает в определении ведомственности вопроса, а именно определении, где спор должен рассматриваться: в хозяйственном суде, гражданском или административном.

Обзор судебной практики говорит о том, что суды, относящиеся к общей юрисдикции, не вправе разбирать претензии и жалобы, связанные с изъятием земель в государственное пользование, выделением, арендой, прекращением прав, отчуждением или покупкой земельных участков и все прочие земельные споры, если участниками конфликта выступают юридические лица независимо от организационно-правовой формы, предприниматели или фермерские хозяйства, так как дела подобного рода относятся к арбитражным судам.

В последнее время судебная практика приобретает массовый характер из-за большой заинтересованности в земельном ресурсе юридических лиц, граждан, органов власти. Как свидетельствует статистика примерно с 1996 года количество споров, относящихся к земельным вопросам, увеличивается каждый год более чем в два раза.

Для того, чтобы появилась возможность разгрузить суды, относящиеся к общей юрисдикции и арбитражные, а также чтобы принятие решений происходило на более квалифицированном уровне, все чаще рассматриваются вопросы о формировании специальных земельных судов с особыми полномочиями и порядком образования. Такая судебная практика по земельным спорам существует во многих государствах. Например, в Германии споры земельного характера рассматриваются в сельскохозяйственном суде, а в Австралии в специальном земельном.

Классификация земельных споров

Споры, относительно земельных отношений, обычно касаются приобретения, изменения или потери (прекращения) прав на землю. Они могут возникать непосредственно между двумя и более пользователями, а также между пользователем или собственником и государством, органами местного самоуправления и регулирования отношений, касающихся этого объекта права. В зависимости от способа рассмотрения спора и его участников обзор судебной практики по земельным вопросам позволяет классифицировать возникающие конфликты на:

  • Административные;
  • Судебные;
  • По объекту конфликта;
  • По субъекту конфликта.

Споры, возникающие на земельной почве, бывают следующих видов:

  • Несоблюдение правил предоставления участков. Примером такого нарушения является выделение земли под строительство с затрагиванием экологических и прочих интересов граждан. Бывают случаи, когда подобные споры должны решаться на местном референдуме или общественном обсуждении.
  • Несоблюдение прав при использовании земли. И арендатор, и лицо, обладающее правом собственности на землю, вправе обращаться в суд и оспаривать действия, которые создают помехи в осуществлении хозяйственной деятельности или владении участком, или неправомерного вмешательства в деятельность. Так как право на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности определено законом и нарушать его можно только в случаях, когда затрагиваются безопасность окружающей среды, национальная безопасность и т.п.
  • Неправомерное изъятие участков.
  • Нарушения при земельно-планировочных работах.
  • Несогласия с решениями по негаторным искам.
  • Несогласия с решениями, связанными с возмещением убытков, нанесенных при пользовании земельным участком.
  • Занятия, использования земельного участка без наличия прав на него.
  • Несогласия в определении прав на использование участка и прочих.
  • Несоблюдение границ использования земли, ее неправомерном переносе, разделе.

Совет: чтобы доказать свою правоту в конфликте об ошибочном размежевании границ, кроме предоставления документов, удостоверяющих  право собственности, следует заказать экспертизу размежевания, которую проводит кадастровый инженер. Чем убедительней будут доказательства, представленные на рассмотрение суда, тем больше шансов на успех.

Действующее законодательство РФ предусматривает следующие разновидности образования прав на земельные участки:

  • Бессрочное пользование, не подлежащее расследованию;
  • Наследуемое имущество пожизненно;
  • Собственность;
  • Сервитут;
  • Безвозмездное пользование с ограниченным сроком;
  • Аренда земли.

Каждый из возникающих земельных споров имеют свою особую природу возникновения и должен решаться с учетом индивидуальных особенностей: материальных, процессуальных, юридических.

Совет: учитывая сложность и неоднозначность конфликтов, касающихся земельного вопроса и отсутствия разнообразной судебной практики, не стоит заниматься решением вопроса самостоятельно. Решать возникающие конфликты следует как можно более оперативно, а стать специалистом в этой сфере и изучить все тонкости дела в короткие сроки нереально, поэтому для минимизации риска возникновения проблем по результатам рассмотрения дела обращайтесь за консультацией к профессиональным юристам.

Порядок рассмотрения споров и реализации решений

После вступления в силу Указа Президента РФ от 24.12.1933 года №2287, внесшего изменения в Земельный Кодекс РФ, участники земельного конфликта получили право на разрешение своих споров непосредственно в судебных инстанциях без обращения в местные органы власти.

Споры по земельным участкам между соседями

Таким образом, споры по земельным вопросам подлежат рассмотрению исключительно в общем или арбитражном суде, за исключением случаев, когда участники спора самостоятельно обратились в административные органы до принятия дела в судебную практику. В этом случае претензии могут рассматриваться в административном порядке, а в случае несогласия с принятым решением, как свидетельствует обзор судебной практики, его можно обжаловать в судебных инстанциях. Из обзора судебной практики по земельным спорам видно, что предусматриваются различные подходы исполнения принятых постановлений в зависимости от того, кто выступает ответчиком: юридическое или физическое лицо.

Если организация отвечает по исполнительному листу всем своим имуществом, то в отношении граждан предусмотрены законодательные ограничения, касающиеся имущества, которое не может быть взыскано.

Для более упорядоченного решения подобных вопросов судебная практика пользуется разъяснениями, которые даны в Постановлении от 24.03.2005 №11, принятом на Пленум ВАС РФ. В этом документе представлены методы решения проблем, которые возникают в процессе переоформления земельного участка. Еще одним документом, который принимают во внимание суды при решении земельных конфликтов, является информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.01.2005 N 90, рассматривающее практику арбитражных судов по рассмотрению дел, связанных с вопросами ипотеки. Практика решения земельного спора возникает с момента, когда имеющая претензии сторона обращается в суд, который уполномочен рассматривать и решать возникший конфликт.

Документы

В соответствии с судебной практикой для решения большей части конфликтов, касающихся земельных споров, следует подать:

  • Акт, подтверждающий право собственности на участок земли (оригинал или копия);
  • Паспорт (копия);
  • Идентификационный код.

Если стороне, подающей иск, необходимо решить спорный вопрос, касающийся переоформления государственного акта права собственности на землю или внесения изменений в акт в части смены владельца участка, потребуется подача дополнительного пакета документов:

  • Договор о передаче праве (дарения, купли/продажи, мены);
  • Справку, подтверждающую получения земли в наследство;
  • Прочие документы, удостоверяющие передачу права собственности.
admin