Заочное голосование

25 мая 2020 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Законодатели ввели возможность проведения заочных голосований на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, а также продлили сроки проведения обязательных ежегодных собраний.

Редакцию Жилищного кодекса РФ с 25.05.2020 года изменил Федеральный закон от 25.05.2020 N 156-ФЗ, вступивший в силу в день официального опубликования. Его нормами уточнен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме электронного голосования. Также определено, что в 2020 году годовые общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ проводятся в срок до 01.01.2021 года.

Заочные голосования собственников в многоквартирных домах

Статьей 44 ЖК РФ в новой редакции предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно принять решение о том, как будут проходить собрания в форме заочного голосования:

  • в региональной информационной системе, созданной на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и используемой для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
  • в локальной системе при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также иных информационных системах независимо от способа управления многоквартирным домом.

Статьей 47.1 ЖК РФ установлено, что первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования проводится с использованием выбранной системы в порядке, установленном частями 2, 4 — 12 статьи 47.1 ЖК РФ по инициативе собственника помещения в многоквартирном доме или лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.

Инициатор проведения общего собрания осуществляет полномочия администратора общего собрания. В его обязанности входит:

  • определение порядка приема решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
  • установление продолжительности голосования по вопросам повестки дня.

Для проведения последующих общих собраний в форме заочного голосования с использованием системы в повестку дня общего собрания обязательно нужно включить следующие вопросы:

  1. Об определении администратора общего собрания.
  2. О порядке приема сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
  3. О решениях собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование.
  4. О продолжительности голосования по вопросам повестки дня.

Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования любой собственник может направить лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, письменный отказ от проведения такого общего собрания. Эти отказы должны быть зарегистрированы и не позднее чем за 2 рабочих дня до даты проведения собрания направлены собственнику помещения в многоквартирном доме, по инициативе которого проводится первое общее собрание в форме заочного голосования. Если общее собрание проводится по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, то отказы остаются у него. Если таких отказов собственников помещений наберется более 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования не может быть проведено.

Если принято решение проводить первое собрание с заочным голосованием, то администратор должен не позднее чем за 10 рабочих дней до даты его проведения разместить в системе и направить с использованием системы всем собственникам помещений в многоквартирном доме сообщение о дате и порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Аналогичные оповещения должны быть размещены в общедоступных местах:

  • на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома;
  • в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В сообщениях обязательно должны быть указаны правила доступа к системе не зарегистрированных в ней собственников помещений в многоквартирном доме. Только в этом случае первое собрание с заочным голосованием, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (электронная форма голосования), может быть проведено по инициативе собственника помещения или лица, осуществляющего управление многоквартирным домом.

Определено, что продолжительность голосования по вопросам повестки дня общего собрания с использованием ГИС ЖКХ увеличена и должна составлять теперь не менее чем 7 дней и не более чем 60 дней с даты и времени начала проведения голосования. Предусмотрено, что собрание собственников также может осуществляться с использованием региональной информационной системы (в порядке, аналогичном проведению собрания с использованием ГИС ЖКХ).

В статью 161 ЖК РФ добавлено исключение о том, что открытый конкурс по отбору управляющей организации на официальном сайте в интернете необходимо объявить в течение 20 дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и не позднее чем в течение 40 дней со дня размещения такого извещения его провести, за исключением случая, предусмотренного ч. 25 статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».

Сроки проведения обязательного общего собрания

Если уставом жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива предусмотрено проведение обязательного годового общего собрания членов данных кооперативов не позднее второго квартала года, следующего за отчетным годом, то в 2020 году это общее собрание можно провести в срок до 01.01.2021 года.

ТЕСТ ЗНАТОКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

«Я – ГРАЖДАНИН И ИЗБИРАТЕЛЬ НОВОГО ВЕКА»

«Всякий раз, осмысливая роль президента в государстве, помните,

что единственный титул в нашей демократической системе,

который выше титула президента, — это титул гражданина»!

(Д. Картер)

Тест 1

1. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

2. Сколько сроков подряд можно быть Президентом РФ?

а) 1 б) 2 в) 3

3. Сколько времени длится голосование?

а) 8 часов б) 10 часов в) 12 часов

4. По закону в России выбирают:

а) министров

б) депутатов Государственной Думы

в) Президента РФ

г) Генерального прокурора РФ

5. С какого возраста можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

а) с 18 лет б) с 21 года в) с 30 лет

6. В какой день проводятся выборы?

а) суббота б) воскресенье в) праздничный

7. Всенародный опрос по важному государственному вопросу:

а) консилиумом б) всероссийским советом в) референдумом

8. Совокупность голосующих граждан называется:

а) конгломерат б) электорат в) корпорация

9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 25 лет; б) 30 лет; в) 35 лет.

10. Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее:

а) 5 лет; б) 8 лет; в) 10 лет.

11. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объединений и блоков, от средств массовой информации, международных организаций и т. д.?

а) чтобы создать видимость заполнения избирательных участков;

б) чтобы помогать членам избирательной комиссии выдавать избирателям бюллетени для голосования;

в) чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах.

12. По достижении какого возраста гражданин Российской Федерации приобретает активное избирательное право?

а) 16 лет; б) 18 лет; в) 21 год.

13. В статье 32 Конституции РФ указывается на два условия, при которых гражданин, достигший необходимого возраста, не имеет права голосовать.

Найдите эти два условия среди приводимых ниже:

а) двойное гражданство;

б) признание по суду недееспособным;

в) долгое пребывание за границей;

г) служба в вооруженных силах;

д)нахождение в местах лишения свободы по решению суда.

Ответ: 1.а, 2.б, 3.в, 4.б.в, 5.б, 6.б, 7.в, 8.б, 9.в, 10.в. 11.в, 12.б, 13.б,д.

Тест 2

Приведите в соответствие названия и определения.

1. Избиратель –это___

2. Избирательные комиссии –это___

3. Избирательный ценз–это___

4. Депутат –это___

5. Избирательное объединение –это___

6. Избирательное право –это___

7. Избирательная квота –это___

8. Избирательный участок –это___

9.Избирательный бюллетень –это___

А. Установленное Конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.

Б. Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.

В. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

Г. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.

Д. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом.

Ж. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.

З. Комиссии, организующие проведение выборов на федеральном уровне, уровне Субъектов Федерации и местного самоуправления.

И. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

К. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Утвержден

решением общего собрания

собственников помещений

в многоквартирном доме

от » _____________________г.

(Протокол общего собрания №1)

Порядок проведения общего собрания

собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу:

г. Покачи, ул.__________________, дом __

Настоящий Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее Порядок) устанавливается в соответствии с требованиями ст. ст. 45-46 ЖК РФ.

Порядок устанавливает обязательные для инициатора собрания собственников помещений требования по организации, проведению и оформлению результатов такого собрания.

Не соблюдение инициатором (организатором) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требований настоящего Порядка является основанием для признания такого общего собрания недействительным.

Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (далее Общее собрание).

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в т. ч. для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с настоящим Порядком.

1. Форма проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено в виде совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (собрание) либо путем проведения заочного голосования — передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее, собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Проведение общего собрания в форме заочного голосования возможно при решении любых вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.

Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и количество голосов, необходимое для принятия решений по ним приведен в таблице № 1.

Таблица 1

Перечень вопросов, относящихся к компетенции

общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,

и количество голосов, необходимое для принятия решений по ним

Вопросы, относящиеся к компетенции Общего собрания

Количество голосов, необходимое для принятия решения

Принятие решений о реконструкции многоквартирного

дома (в том числе с его расширением или

надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п.1 ч.2 ст. 44 ЖК

РФ).

не менее двух третей голосов от общего числа

голосов собственников помещений в

многоквартирном доме

Принятие решений о пределах использования

земельного участка, на котором расположен

многоквартирный дом, в том числе введение

ограничений пользования им (установление сервитута)

(п 2 ч.2 ст. 44 ЖК РФ).

не менее двух третей голосов от общего числа

голосов собственников помещений в

многоквартирном доме

Принятие решений о передаче в пользование общего

имущества в многоквартирном доме (п.З ч.2 ст. 44 ЖК

РФ, ч 4 ст.36 ЖК РФ).

не менее двух третей голосов от общего числа

голосов собственников помещений в

многоквартирном доме

Принятие решения о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, установление размера платы за капитальный ремонт, утверждение сроков проведения капитального ремонта, перечня работ по капитальному ремонту п.1 ч.2 ст. 44 ЖК РФ.

не менее двух третей голосов от общего числа

голосов собственников помещений в

многоквартирном доме

Выбор способа управления многоквартирным домом (п.4 ч.2 ст . 44 ЖК РФ)

большинство голосов от общего числа голосов

принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума)

Установление Порядка проведения общего собрания

собственников помещений в многоквартирном доме,

также сроков (ч.1 ст. 45 ЖК РФ).

большинство голосов от общего числа голосов

принимающих участие в Общем собрании

(при наличии кворума)

Утверждение порядка уведомления о принятых

годовым Общим собранием решениях (ч.1 ст. 45 ЖК

РФ).

большинство голосов от общего числа голосов

принимающих участие в Общем собрании

(при наличии кворума)

Определение способа направления сообщения о

проведении Общего собрания в письменной форме (ч.4

ст. 45 ЖК РФ).

большинство голосов от общего числа голосов

принимающих участие в Общем собрании

(при наличии кворума)

Определение помещения, доступного для всех

собственников помещений в данном доме, в котором

будет размещаться сообщение о проведении общего

собрания (ч.4 ст. 45 ЖК РФ].

большинство голосов от общего числа

голосов принимающих участие в Общем

собрании (при наличии кворума)

Порядок оформления решений общих собраний в

многоквартирном доме протоколами (ч.1 ст. 46 ЖК

РФ). ‘

большинство голосов от общего числа голосов

принимающих участие в Общем собрании

(при наличии кворума)

Определение места или адреса, по которому хранятся

протоколы Общих собраний и решения собственников

помещений по вопросам, поставленным на голосование

(ч.4 ст. 46 ЖК РФ).

большинство голосов от общего числа

голосов принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума)

Определение условий договора управления при выборе

управляющей организации в качестве способа

управления многоквартирным домом (ч.1 ст. 162 ЖК РФ).

большинство голосов от общего числа

голосов принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума)

Установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ, ЖСК, ЖК, иной специализированный потребительский кооператив (ч.7 ст. 156 ЖК РФ).

большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума)

Принятие решения о создании товарищества собственников жилья (ч.1 ст.136 ЖК РФ).

большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума)

Внесение изменений и дополнений в Порядок проведения общего собрания в многоквартирном доме

не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме

Другие вопросы, решение которых отнесено ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в Общем собрании (при наличии кворума)

* возможно изменение указанного перечня ( таб. 1) при внесении изменений в Жилищный кодекс и не подлежит обязательному утверждению Собственниками

2. Срок проведения Общего собрания

Общее собрание проводится один раз в течение года.

При заочном голосовании дата начала голосования исчисляется с момента вручения, инициатором общего собрания, собственникам помещений в многоквартирном доме уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования и бланка решения собственников помещения по вопросам, поставленным на голосование.

Дата окончания общего собрания в форме заочного голосования устанавливается инициатором такого собрания самостоятельно, но не менее 10-ти дней с момента начала голосования.

3. Созыв Общего собрания

Общее собрание созывается инициатором (организатором) общего собрания собственников помещений. Инициатором общего собрания может быть один или несколько собственников помещений в многоквартирном доме. Инициатором годового общего собрания, может быть любой из собственников помещений данного многоквартирного дома или управляющая организация, являющаяся стороной в договоре управления многоквартирным домом.

Орган местного самоуправления или уполномоченное им лицо вправе созывать общее собрание, если он является собственником помещений в многоквартирном доме, а также в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. Инициатор Общего собрания при организации и проведении собрания, а также оформлении документов такого собрания обязан руководствоваться настоящим Порядком.

Не соблюдение инициатором (организатором) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требований настоящего Порядка является основанием для признания такого общего собрания недействительным. Инициатор Общего собрания до начала проведения Общего собрания обязан составить реестр собственников помещений в многоквартирном доме.

Инициатор Общего собрания обязан уведомить всех собственников помещений в многоквартирном доме не позднее, чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, а при заочном голосовании до даты окончания голосования.

Уведомление собственников помещений о проведении Общего собрания осуществляется одним из трех способов: направление заказного письма, вручение лично каждому собственнику, размещение уведомления на досках объявлений в подъездах, а в случаи их отсутствия — на входных дверях подъездов.

Уведомление (сообщение) о проведении Общего собрания оформляется в письменной форме, и должно содержать следующие сведения:

  • Ф.И.О. (либо наименование юридического лица) инициатора Общего собрания, номер жилого или нежилого помещения, собственником которого он является;

  • форма проведения Общего собрания (собрание или заочное голосование);

  • повестка дня Общего собрания;

  • дата, место, время проведения собрания;

  • дата и место получения бланков решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование (при заочном голосовании);

  • дата окончания приема решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, а также место или адрес, куда должны передаваться указанные решения собственников помещений (при заочном голосовании);

  • место или адрес, где можно ознакомиться с информацией и материалами, необходимыми для принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Дополнительно в уведомлении может быть указано место или адрес, где собственники помещений могут получить бланки доверенностей на представление их интересов на Общем собрании уполномоченным им лицом, а также порядок удостоверения таких доверенностей, если они не смогут принять личное участие на Общем собрании.

Инициатор Общего собрания ведет реестр вручения (размещения на досках объявления) уведомлений о проведении Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Целесообразно одновременно с вручением уведомления предоставлять собственникам информационное письмо, содержащее разъяснения по существу предстоящего голосования. При размещении уведомления на досках объявлений подъездов или другими способами, также необходимо размещать информационное письмо.

4. Голосование на Общем собрании

Голосование по вопросам повестки дня Общего собрания осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

Правом голосования на Общем собрании обладают только собственники помещений в многоквартирном доме или уполномоченные ими лица, а также собственники комнат в коммунальной квартире. Если помещение находится в совместной собственности без определения долей у нескольких лиц, то по соглашению между ними их интересы на Общем собрании представляет один из собственников. Если помещение находится в долевой собственности у нескольких лиц и доли каждого определены, то каждый из них может участвовать на Общем собрании либо по соглашению участников долевой собственности их интересы на Общем собрании представляет один из них.

Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме рассчитывается по следующей формуле:

Д = S (пом.) / S (общ.),

где Д — доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

S (пом.) — общая площадь жилого или нежилого помещения, принадлежащее конкретному собственнику;

S (общ.) — общая площадь всех жилых нежилых помещений в многоквартирном доме.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме, рассчитывается по следующей формуле:

К гол. = Д х Кобщ.,

Где, К гол. — количество голосов, которым обладает собственник;

Д — доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

К общ. — общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме (устанавливается в размере 1000).

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

Собственник помещения вправе голосовать на Общем собрании как лично, так и через своего представителя, имеющего доверенность. Представитель собственника помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме действует в соответствии с полномочиями, основанными на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления либо составленной в письменной форме доверенности на голосование.

Доверенность на участие в Общем собрании должна быть оформлена в письменном виде, содержать сведения о представляемом собственнике помещения, его представителе и должна быть удостоверена нотариально, либо удостоверена организацией, в которой доверитель (собственник помещения) работает или учится, или жилищно- эксплуатационной организацией по месту его жительства, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенность прикладывается к решению собственника помещения при голосовании и подлежит хранению вместе с материалами Общего собрания.

5. Решения собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование

Для принятия собственниками помещений решений по вопросам, поставленным на голосование инициатор Общего собрания тиражирует бланки решений собственников помещений и организует предоставление их последним.

При проведении собрания в виде совместного присутствия инициатор может вручить бланки решений собственников помещений по вопросам поставленным на голосование перед началом проведения Общего собрания.

При заочном голосовании бланки решений собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование предоставляются одновременно с вручением уведомления о проведении Общего собрания.

В решении собственника помещения должны быть указаны следующие сведения:

  • Ф.И.О. собственника помещения (наименование юридического лица);

  • Ф.И.О. собственника помещения;

  • номер жилого (нежилого) помещения, принадлежащего данному собственнику помещения, а также серия, номер, дата выдачи документа, подтверждающего право собственности на данное помещение, и выдавший его орган;

  • общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

  • общая площадь всех помещений в многоквартирном доме;

  • общая площадь помещения;

  • номер и дата выдачи доверенности представителя собственника, если голосование на Общем собрании осуществляется через представителя по доверенности;

  • срок передачи решения собственника помещения инициатору Общего собрания;

  • решения собственника помещения по каждому вопросу повестки дня Общего собрания, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

Бланк решения собственника помещения должен содержать соответствующие графы, позволяющие при их заполнении отразить все вышеуказанные сведения. На обратной стороне бланка решения собственника помещения должна содержаться информация о правилах его заполнения .

Собственники помещений должны заполнить бланк решения и передать его в срок и место или по адресу, указанному в уведомлении о проведении Общего собрания или в бланке решения.

6. Подведение итогов голосования на Общем собрании

После проведения Общего собрания, а при заочном голосовании после окончания срока передачи решений собственников помещений, подводятся итоги голосования: определяется правомочность Общего собрания — наличие кворума, проводится подсчет голосов собственников помещений по каждому вопросу, поставленному на голосование. Любой собственник помещения имеет право принять участие в подсчете голосов и подведении итогов голосования.

Принявшими участие в Общем собрании в форме заочного голосования считаются собственники помещений, решения которых получены до даты окончания их приема.

При голосовании на Общем собрании засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по утверждению настоящего Порядка принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Итоги голосования на Общем собрании и принятые им решения доводятся до сведения собственников помещений в соответствии с Порядком уведомления (сообщения) собственников помещений о решениях принятых на Общем собрании.

По результатам голосования оформляется протокол.

Протокол Общего собрания составляется инициатором такого собрания в течение 10 дней с момента проведения Общего собрания.

В протокол Общего собрания должны включаться следующие сведения:вид Общего собрания — годовое или внеочередное;

  • форма Общего собрания — собрание или заочное голосование;

  • дата проведения собрания;

  • дата начала и окончания голосования (при заочном голосовании);

  • адрес многоквартирного дома;

  • дата и место подсчета голосов;

  • инициатор Общего собрания;

  • общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

  • количество голосов собственников помещений принявших участие в голосовании;

  • количество голосов собственников помещений признанных недействительными;

  • номера помещений собственников, решения которых признаны недействительными;

  • наличие или отсутствие кворума для принятия Общим собранием решений;

  • повестка Общего собрания;

  • итоги голосования по всем вопросам, поставленным на голосование (количество голосов «за», «против» и «воздержался»);

  • информация о собственниках помещений в многоквартирном доме, которые приняли участие в подсчете голосов;

  • приложения к протоколу Общего собрания.

Протокол Общего собрания подписывается инициатором общего собрания, а также собственниками помещений, принявшими участие в подсчете голосов.

Протокол Общего собрания и решения собственников по вопросам, поставленным на голосование и иная документация Общего собрания , хранится в управляющей организации.

К протоколу Общего собрания прикладываются следующие приложения:

  1. Реестр собственников помещений в многоквартирном доме.

  2. Уведомление о проведении общего собрания собственников помещений.

  3. Реестр вручения (размещения) уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

  4. Решения собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, в том числе решения собственников признанные недействительными.

  5. Доверенности представителей собственников помещений.

  6. Иные документы, утверждаемые Общим собранием.

В случае отсутствия кворума при проведении Общего собрания должно быть проведено повторное Общее собрание не позднее, чем через 30 дней.

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса и настоящего Порядка, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

7. Особенности организации и проведения Общего собрания при изменении способа управления многоквартирным

домом

Инициатор общего собрания при организации и подготовке собрания обязан:

7.1 Проинформировать собственников помещений в письменной форме об обосновании необходимости изменении способа управления многоквартирным домом.

7.2 Предоставить сведения в письменной форме о существенных нарушениях ранее существовавших договорных отношений.

7.3 Проинформировать собственников помещений в письменной форме о преимуществах и возможных недостатках предлагаемого способа управления.

7.4 Провести предварительные переговоры с организациями, с которыми надлежит вступить в договорные отношения при новом способе управления. Предложить этим организациям подготовить перечень, объемы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечень и стоимость этих услуг и работ, а также перечень коммунальных услуг, которые они могут предоставить собственникам помещений. Получить от них проект договора либо разработать его самостоятельно.

7.5 При наличии нескольких конкурентов внести в повестку Общего собрания предложения каждого конкурента, уведомив собственников о голосовании только по предложениям одного из конкурентов.

7.6 Проинформировать в письменной форме организации, с которыми собственники имеют договорные отношения об изменении способа управления.

8. Особенности организации и проведения Общего собрания при выборе новой управляющей организации

Инициатор общего собрания при организации и подготовке собрания обязан:

    1. .Проинформировать собственников помещений об обосновании необходимости выбора новой управляющей организации.

    2. Предоставить сведения о существенных нарушениях ранее существовавших договорных отношений.

    3. Провести предварительные переговоры с организациями, которые могут стать управляющей организацией. Предложить этим организациям подготовить перечень, объемы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, перечень и стоимость этих услуг и работ, а также перечень коммунальных услуг, которые они могут предоставить собственникам. Получить от них проект договора на управление многоквартирным домом либо разработать его самостоятельно.

    4. При наличии нескольких конкурентов на управление многоквартирным домом внести в повестку Общего собрания предложения каждого конкурента, уведомив собственников о голосовании только по предложениям одного из конкурентов.

    5. Предложить организациям, которые могут стать управляющей организацией, частично профинансировать подготовку и проведение Общего собрания.

    6. Проинформировать в письменной форме организации, с которыми собственники имеют договорные отношения о выборе иной управляющей организации.

    7. Получить согласие от организации, с которой собственники имеют договорные отношения о досрочном их расторжении.

Ранее на сайте АКАТО были опубликованы три статьи, посвященные отдельным вопросам проведения общих собраний собственников помещений под общим названием «Нюансы проведения общих собраний», с разделением, соответственно, на часть 1, часть 2 и часть 3. Продолжать этот цикл статей не планировалось, однако большое количество обращений, поступающих в АКАТО, свидетельствует о необходимости такого продолжения.

В настоящей публикации разъяснены некоторые аспекты, которые, казалось бы, не должны вызывать затруднений, однако практика показывает обратное.

Некоторые особенности очной, заочной и очно-заочной форм

Действующее жилищное законодательство РФ предусматривает три формы проведения общих собраний собственников помещений (далее — ОСС) многоквартирных домов (статья 44.1 ЖК РФ):
— очная;
— заочная;
— очно-заочная.

Не будем подробно анализировать особенности каждой из форм проведения ОСС, обозначим лишь некоторые характерные для каждой из форм черты.

1. Очное собрание:

1.1. Очное собрание проводится в форме «совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование» (п.1 ст.44.1 ЖК РФ). То есть, общее собрание в очной форме проходит в конкретный день в конкретное время в конкретном месте.

1.2. Несмотря на отсутствие прямого указания о необходимости оформления участниками голосований письменных решений (бюллетеней) при очном голосовании, представляется необходимым оформление волеизъявления в той или иной именно письменной форме. Во-первых, ч.4 ст.48 ЖК РФ предусматривает возможность голосования «посредством оформленных в письменной форме решений собственников». Во-вторых, с учетом разного количества голосов участников собрания крайне затруднительно корректно посчитать количество голосов за то или иное решение, если волеизъявление участников не оформляется письменно, а выражается, например, поднятием руки (очевидно, что количество рук непропорционально количеству голосов). В-третьих, с учетом требований ч.5.1 ст.48 ЖК РФ (в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны сведения об участнике голосования, сведения о правоподтверждающих документах, решения по вопросам повестки дня), оформление решений собственников в письменной форме необходимо.

2. Заочное голосование:

2.1. Заочное голосование может проводиться исключительно в случае, если очное собрание с точно такой же повесткой было проведено ранее, но не имело кворума (ч.1 ст.47 ЖК РФ). То есть, заочное голосование не может проводиться, если предварительно не было попытки проведения очного собрания с такой же повесткой. В случае, если очное собрание состоялось и имело кворум, проведение заочного голосования с той же повесткой неправомерно. В случае, если очное собрание было проведено, но не имело кворума, заочное голосование может быть проведено только по идентичной повестке дня, никаких изменений повестки не допускается.

2.2. Заочное голосование проводится только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч.1 ст.47, ч.5 ст.48 ЖК РФ).

3. Очно-заочное собрание:

3.1. Очно-заочное голосование проводится только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование (ч.4.1 ст.48 ЖК РФ). Решения в письменной форме обязаны оформлять участники как очной, так и заочной частей собрания.

3.2. Очно-заочная форма — это отдельная форма проведения собрания, состоящая из двух частей (очной и заочной), а вовсе не два отдельных собрания (очное и заочное). Из данного обстоятельства следует, что при проведении очно-заочного собрания:
— оформляется один протокол;
— наличие кворума определяется по количеству участников в обеих частях одного собрания — то есть, количество голосов участников и очной, и заочной частей собрания суммируется, отдельные кворумы по очной и по заочной части собрания не определяются;
— участник собрания голосует только один раз — либо на очной, либо на заочной части собрания, оформляет только одно письменное решение (бюллетень).

3.3. Законодательство не регламентирует очередность проведения частей очно-заочного собрания (очной и заочной), то есть может быть проведена сначала очная часть собрания, потом заочная, либо сначала заочная, затем очная, либо очная часть собрания может проводиться «внутри» периода проведения заочной части (периода сбора решений).

Что такое «большинство»?

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает: «Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».

Приведенная норма устанавливает, что для принятия решения по отдельным вопросам (предусмотренным пунктами 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ) необходимо положительное решение собственников, обладающих квалифицированным большинством голосов. При этом для принятия решения по всем прочим вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений, требуется, чтобы за положительное решение было отдано большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников.

Разберемся, что же в указанном случае означает термин «большинство».

Если обратиться к толковым словарям русского языка, то «большинство» в них определяется как «бо́льшая часть кого-чего-нибудь» (толковый словарь Ожегова), «бо́льшее число, бо́льшая часть» (толковый словарь Ушакова), «бо́льшая часть какого-либо целого, какой-либо группы предметов» (толковый словарь Ефремовой). Из самого определения слова «большинство» следует, что оно означает некую часть чего-либо, которая является больше другой части. То есть, большинством от некого целого является более половины (более 50%) этого целого.

Юридические словари (например, Энциклопедический словарь конституционного права) определяют: «Большинство — понятие, используемое в конституционном праве в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного Б. В избирательном праве: абсолютное Б. — это избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50% плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое Б. — получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании…, относительное Б. — получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам («относительно» конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида Б.)…, квалифицированное Б. — избрание депутата или должностного лица наиболее высоким числом голосов избирателей (например, 2/3, 3/4 и т. д.) от общего числа избирателей, включенных в списки, или от числа избирателей, принявших участие в голосовании…».

Как видно из приведенных вариантов «большинства» и формулировок, использованных в жилищном законодательстве РФ, в некоторых случаях для принятия решений требуется квалифицированное большинство (например, для принятия решений по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ), а для принятия решений по другим вопросам требуется некое иное «большинство» (абсолютное, относительное или простое). Из примененной в ч.1 ст.46 ЖК РФ формулировки «Решения общего собрания … принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников…» следует, что речь идет не об абсолютном большинстве.

Таким образом, задача установления того «большинства», о котором ведется речь в ЖК РФ, сводится к выбору из простого и относительного большинства. Собственно, именно с этим, как оказалось, и возникают затруднения не только у потребителей жилищно-коммунальных услуг, но и у некоторых специалистов не только управляющих организаций и ТСЖ/ЖСК, но и прокуратуры и органов госжилнадзора (что особенно печально).

Применение относительного большинства возможно только в том случае, если имеются несколько вариантов решений одного вопроса, и количество голосов, отданные за каждый из вариантов, сравниваются между собой. В этом случае принятым считается тот вариант решения, за которое отдано наибольшее количество голосов относительно других вариантов.

Пример 1:

Пусть в повестке дня указан вопрос «Избрать председателем Совета многоквартирного дома:» и указаны три варианта «Иванов», «Петров», «Сидоров». За Иванова проголосовало 25%, за Петрова — 39%, за Сидорова — 32%, еще 4% бюллетеней признаны недействительными из-за неправильного оформления. В приведенном примере, в случае, если бы относительное большинство было допустимо, председателем Совета дома был бы выбран Петров.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что действующие нормы жилищного законодательства РФ, регламентирующие порядок проведения ОСС, устанавливают, что по каждому вопросу повестки дня может быть принято только один вариант решения, по которому участники собрания могут голосовать только «за», «против», «воздержался» (подпункт «в» пункта 18 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр).

То есть, ситуация, описанная в Примере, по действующему законодательству недопустима. Вопрос повестки дня для Примера в соответствии с законом мог бы быть сформулирован таким образом «Избрать председателем Совета многоквартирного дома Петрова», а участники голосования могли бы голосовать только «за», «против» или «воздержался», и ни Сидоров, ни Иванов при такой формулировке вопроса никаким образом не могли бы стать председателем Совета дома.

С учетом того, что жилищное законодательство РФ устанавливает необходимость формулировки вопроса повестки дня ОСС таким образом, чтобы участники голосования могли бы проголосовать только «за», «против» или «воздержался», об относительном большинстве при проведении ОСС не может быть и речи. То есть, решения по вопросам повестки дня (за исключением вопросов, предусмотренных пунктами 1, 1.1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ) принимаются простым большинством — более 50% от участников собрания.

Пример 2:

Общее собрание собственников помещений рассмотрело вопрос об увеличении размера платы за содержание с 25 руб. с кв.метра до 27 руб. с кв.метра. Собственники проголосовали следующим образом: «за» — 45%, «против» — 33%, «воздержался» — 22%, управляющая компания заявляет, что решение принято, поскольку за его принятие отдано голосов больше, чем против его принятия, и больше, чем количество голосов воздержавшихся участников голосования.

На самом деле в приведенном Примере решение не принято, поскольку для его принятия необходимо, чтобы количество голосов «за» было более 50%.

Если считать допустимым применение относительного большинства, тогда возможны несколько вариантов решения по одному вопросу. Если «за» отдано больше голосов, чем «против» и «воздержался» (не в сумме, а по отдельности), но меньше 50%, то с позиции допустимости применения относительного большинства решение будет считаться принятым. Если «против» отдано больше голосов, чем «за» и «воздержался», тогда очевидно решение не принято. А если больше всего голосов отдано за вариант «воздержался», тогда считать, что решение «воздержано»? Или как?

Уже из указанной неопределенности следует, что относительное большинство неприменимо в рассматриваемом случае — решение может быть либо принято (если количество голосов «за» превышает суммарное количество голосов за все иные варианты, то есть превышает 50%), либо не принято (если 50% голосов или менее отданы варианту «за»).

Дополнительно стоит отметить, что помимо вариантов «за», «против» и «воздержался» возможны иные варианты голосования. Приведем пример.

Пример 3:

В качестве участников ОСС в очной форме зарегистрированы собственники, обладающие 51% голосов (согласно Реестру участников ОСС). По вопросу о выборе новой управляющей организации голоса распределились следующим образом: «за» — 21%, «против» — 19,75%, «воздержался» — 19,75%, бюллетени собственников, владеющих еще 19,75% голосов, признаны недействительными, собственники, обладающие 19,75% голосов, несмотря на участие в очном собрании (регистрация, личные подписи в реестре участников), в голосовании участия не приняли. В итоге голоса участников ОСС распределены так: «за» — 21%, «против» — 19,75%, «воздержался» — 19,75%, «недейств.» — 19,75%, «не голосовали» — 19,75%, всего — 100%. Если считать допустимым применение относительного большинства, тогда поскольку количество голосов, отданных варианту «за» (21%) больше, чем количество голосов за любой иной вариант, решение принято, выбрана новая управляющая организация.

На самом деле, исходя из норм жилищного законодательства, решение в приведенном Примере считается непринятым. Важно обратить внимание, что в этом Примере количество голосов, которым принято решение, составляет 21% от голосов участников, а в собрании участвует 51% голосов, то есть число голосов, которых оказалось достаточно для принятия положительного решения, составляет всего 0,21 х 0,51 х 100% = 10,71%. Неоднократно проводились обсуждения по поводу того, что действующее жилищное законодательство РФ позволяет принимать положительные решения только 26% голосов (при участии в собрании 51% голосов 26% голосов составят более половины от присутствующих), но никогда никому не приходила в голову мысль, что положительное решение при каких-либо обстоятельствах могут принять собственники, обладающие лишь 11% голосов (или даже 10,71%). Это еще одно подтверждение того, что применение относительного большинства при проведении ОСС недопустимо, не основано на законе.

Исходя из сказанного, термин «большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании» означает более половины (более 50%) голосов от количества голосов участвующих в собрании, то есть решение принято исключительно в случае, если варианту «за» отдано более 50% голосов участников собрания.

В настоящей статье разъяснены некоторые характерные для различных форм собраний аспекты, которые вызывают затруднения у инициаторов и участников собраний, а также вопрос, что считается «большинством» при определении факта принятия тех или иных решений на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов.

При подготовки настоящей статьи в Минстрой России направлен запрос о разъяснении применяемого в жилищном законодательстве термина «большинство». Ответ Минстроя будет доведен до сведения получателей информационной рассылки АКАТО.

admin