Законы об ОСАГО

Забота о здоровье граждан, пострадавших в дорожном происшествии, – одни из основных мотивов последнего изменения закона об ОСАГО. Если автомобиль почти всегда можно отремонтировать, то подорванное после аварии здоровье уже не вернешь. А цену человеческой жизни вовсе не измерить никакими деньгами. Так уж устроено современное общество, что любая серьезная медицинская помощь требует немалых затрат. Теперь пассажиры, пешеходы и водители, травмированные в аварии, могут рассчитывать на адекватное страховое возмещение. Полученные средства позволят получить качественную врачебную помощь и хотя бы частично восстановить подорванное здоровье.

Можно выделить два значимых нововведения, благодаря которым существенно изменилось положение дел. Первое новшество заключается в увеличении лимита ответственности за вред здоровью в рамках договора ОСАГО. С весны 2015 года максимальная сумма выплаты составляет полмиллиона рублей на каждого пострадавшего гражданина. Второе нововведение стало следствием изменения процедуры расчета выплаты. Отныне страховые компании оплачивают не фактически понесенные расходы пострадавшего, а выплачивают фиксированную сумму за каждую травму. При этом размер возмещения определяется по специальной таблице: величина выплаты напрямую зависит от тяжести вреда здоровью пострадавшего.

Стоит оговориться, что пока такой порядок расчета выплаты, равно как и обновленный лимит ответственности, применяется только, если страховые полисы участников происшествия были оформлены после принятия соответствующих поправок. Однако меньше чем через год изменение условий определения размера возмещения коснется всех без исключения граждан. А вот негативные последствия этих нововведений уже смогли оценить автомобилисты, оформлявшие полис в течение последних двух месяцев. Речь о недавнем увеличении тарифов ОСАГО , одной из причин которого стало как раз реформирование «автогражданки» в части выплат травмированным гражданам.

Никакой разницы

Отдельные автомобилисты, да и некоторые пешеходы, слабо представляют порядок оформления и расчета выплаты за вред здоровью в рамках обязательной автостраховки. Так, некоторые граждане часто задаются вопросом: отличается ли итоговая величина страхового возмещения для пешеходов, пассажиров и водителей? Что ж, закон не делает различий между участниками дорожного движения. Например, если травмированный в результате аварии человек двигался на велосипеде, он все равно может рассчитывать на полноценную компенсацию за полученный вред здоровью. А вот виновнику аварии возмещение не полагается, причем ни за поврежденное имущество, ни за полученные травмы.

Важной особенностью системы ОСАГО является возможность пострадавшего получить выплату в случае отсутствия у виновника дорожного происшествия действительного полиса. Кроме того, травмированный гражданин может получить возмещение даже если виновник скрылся с места аварии. В обоих случаях нужно обращаться в профессиональное объединение компаний, продающих полисы «автогражданки», коим является Российский Союз Автостраховщиков.

Порядок возмещения вреда здоровью при ДТП по ОСАГО

Получить подробную консультацию относительно порядка необходимых действий и списка нужных справок и документов можно обратившись в контактный центр союза.

Срок извещения

Как гласят единые страховые правила, текст которых опубликован на сайте все того же союза автостраховщиков, потерпевший обязан при первой возможности проинформировать страховую компанию о факте происшествия. Однако, как показывает сложившаяся судебная практика, неисполнение данной обязанности не может являться основанием для отказа в выплате. Фактически у травмированного гражданина есть три года на предъявление претензий виновнику и его страховщику, ведь именно столько составляет срок исковой давности. Правда, лучше все-таки как можно раньше уведомить компанию виновника аварии о наступлении страхового события.

Это позволит избежать лишних трудностей при оформлении возмещения, а также получить грамотную консультацию относительно списка документов, необходимых для рассмотрения заявления на выплату. Нередко в отзывах о страховых компаниях попадаются жалобы на неадекватное и грубое поведение сотрудников отделов выплат. Стоит отметить, что часто такое отношение становится следствием излишней хитрости самих заявителей. Вот почему при возможности желательно неукоснительно выполнять прописанные в страховых правилах нормы. Пусть даже некоторые из них пострадавшему покажутся лишенными смысла.

Как рассчитывают выплату за травму?

Чтобы внести больше конкретики, стоит рассмотреть порядок расчета выплаты за вред здоровью на конкретном примере. Допустим, в результате дорожного происшествия пострадал один из водителей. Он получил следующие травмы:

  • Перелом предплечья;
  • Сотрясение мозга средней тяжести;
  • Многочисленные ушибы.

Пострадавший прошел курс лечения и получил справку от медиков. Далее он обратился за возмещением в фирму, застраховавшую ответственность виновника аварии. Минимальная сумма выплаты, на которую может рассчитывать заявитель, составляет 50 000 рублей. Максимально возможная сумма возмещения достигает 65 000 рублей. В обоих случаях размер выплаты указан без учета ушибов. За каждый ушиб потерпевшему полагается дополнительно по 250 рублей. К сожалению, на данный момент нет автоматизированных систем расчета выплаты, подобных онлайн калькулятору ОСАГО, и в каждом конкретном случае приходится вручную вычислять итоговую сумму возмещения. Для этого нужно найти в Рунете упомянутую таблицу, а затем сопоставить изложенную там информацию с диагнозом врачей.

Федеральный закон №225

Федеральный закон №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» вступает в силу с 1 января 2012 года для всех опасных объектов, за исключением объектов, которые являются государственным или муниципальным имуществом и финансирование эксплуатации которых полностью или частично осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, лифтов и эскалаторов в многоквартирных домах.

Для этой группы объектов положения нового закона будут применяться с 1 января 2013 года.

Договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта имеют право заключать страховые организации, имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования, выданную в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющиеся членами профессионального объединения страховщиков — Национального союза страховщиков ответственности (НССО). ОАО «АльфаСтрахование является членом НССО.

Действие нового закона будет распространяться на все объекты, попадающие под действующее определение 116-ФЗ «О промышленной безопасности» и 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»:

а) объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, а также представляющие опасность для окружающей природной среды), в том числе автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом;
б) объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мега паскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
в) объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы (в том числе лифты и эскалаторы в многоквартирных домах, а также на объектах торговли, общественного питания, в административных учреждениях и на иных объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан), канатные дороги, фуникулеры;
г) объекты, на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
д) объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

Кроме этого, к опасным объектам добавляются:

е) автозаправочные станции с заправкой сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом
ж) гидротехнические сооружения

Страхование будет распространяться на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу третьим лицам вследствие аварии на опасном объекте. При этом расширяется перечень третьих лиц, которые имеют право на получение страхового возмещения в случае причинения вреда: третьими лицами (Выгодоприобретателями) являются также сотрудники Страхователя.

Размер выплаты по ОСАГО за вред здоровью

Законом предусматриваются максимальные лимиты выплаты в зависимости от характера ущерба:

а) не более двух миллионов рублей — в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего
б) два миллиона рублей — в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);
в) не более 25 тысяч рублей — в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего;
г) не более 200 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего;
д) не более 360 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности;
е) не более 500 тысяч рублей — в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего — юридического лица.

Если для опасного объекта обязательна разработка декларации промышленной безопасности, то страховые суммы рассчитываются исходя из количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред:

а) 6 миллиардов 500 миллионов рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3000 человек;
б) 1 миллиард рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 1500 человек, но не превышает 3000 человек;
в) 500 миллионов рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 300 человек, но не превышает 1500 человек;
г) 100 миллионов рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 150 человек, но не превышает 300 человек;
д) 50 миллионов рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 75 человек, но не превышает 150 человек;
е) 25 миллионов рублей — если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 10 человек, но не превышает 75 человек;
ж) 10 миллионов рублей — для иных опасных объектов, в отношении которых предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения;

Если опасный объект является не декларируемым, то в зависимости от его типа, страховая сумма по нему будет установлена:

а) 50 миллионов рублей — для опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;
б) 25 миллионов рублей — для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых;
в) 10 миллионов рублей — для иных опасных объектов.

Размер страховой премии будет определяться в соответствии с тарифами, утвержденными Правительством РФ. Данные тарифы, а также порядок применения поправочных коэффициентов будут едиными для всех страховых компаний.

Как получить возмещение вреда здоровью по ОСАГО при ДТП? Пошаговая инструкция

ОСАГО и техосмотр.

1. Нормативные документы для ОСАГО и техосмотра.

1.1. Для ОСАГО — федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40 — ФЗ. ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.

1.2. Для техосмотра — федеральный закон от 1 июля 2011 года N 170 — ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Суть ОСАГО и техосмотра.

2.1.

Выплаты по Осаго за причиненный вред здоровью при ДТП

При ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Владельцем транспортного средства в соответствии с законом об ОСАГО является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (по договору аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, по распоряжению соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).

Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

При наступлении страхового случая за виновного в ДТП водителя ущерб пострадавшему водителю и третьим лицам возмещает страховая компания. Ремонт автомобиля виновника ДТП производится за его счет.

2.2 Основной целью проведения техосмотра автотранспорта является оценка его соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с законом об ОСАГО (N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

3. ОСАГО и техосмотр взаимосвязаны. По закону страховой полис не получишь, пока автомобиль не пройдет техосмотр и не будет представлена диагностическая карта в оригинале или в электронном виде.

3.1. Без прохождения техосмотра (то есть без диагностической карты) страховая компания может выдать страховой полис ОСАГО в следующих случаях:

а) для перегона транспортного средства после его покупки, наследования, принятия в дар и т. п. к месту его регистрации (пункт 3 статьи 10 закона об ОСАГО). Страховой полис оформляется на срок не более 20 дней;

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства на срок не более 20 дней (пункт 3 статьи 10 закона об ОСАГО);

в) на легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспортные средства со сроком службы менее 3-х лет.

Обоснование – по закону о техосмотре данным транспортным средствам не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска. Уточнение по легковым автомобилям – кроме используемых в качестве такси.

В статье техосмотр автомобилей приведены цели и принципы проведения технического осмотра в соответствии с законом о техническом осмотре транспортных средств, описаны основы системы техосмотра, приводится периодичность проведения техосмотра (ни одного раза в течение 3 лет по отдельным категориям транспорта, один раз в полгода, один раз в год и один раз в 2 года) и т.д.

3.2. В соответствии с законом о техосмотре (пункт 4 статьи 32) прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года. С точки зрения ОСАГО на эту категорию прицепов не требуется диагностическая карта. И в этом случае, т.е. при использовании частного легкового автомобиля с прицепом, не предусмотрено увеличение страхового тарифа в зависимости от возможности управления транспортным средством с прицепом к нему (коэффициент КПр =1).

Это положение не относится к прицепам (полуприцепам), принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу свыше 3,5 тонн. Здесь требуется проведение техосмотра, получение диагностической карты и страхование своей ответственности по закону ОСАГО в виде применения увеличенного коэффициента КПр при расчете страховой премии и отметки в страховом полисе о том, что автомобиль используется с прицепом.

Значения коэффициентов КПр в этом случае:

а) 1,40 – для прицепов к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепов, прицепов – роспусков;

б) 1,25 – для прицепов к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепов, прицепов – роспусков.

4. ОСАГО и техосмотр в электронном виде.

4.1. Информация о техническом осмотре автотранспортных средств хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО).

 Операторы технического осмотра обязаны передавать в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра следующие сведения, необходимые для ее ведения:

а) марку и модель транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год его выпуска, идентификационный номер, номер кузова, номер рамы, номер кабины;

б) диагностическую карту в форме электронного документа;

в) другие данные в соответствии с законом о техосмотре.

4.2. Единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО и автоматизированная информационная система обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) взаимодействуют между собой, а также органами МВД РФ, по системе межведомственного электронного обмена информацией.

4.3. Страховые полисы ОСАГО могут быть оформлены в виде электронного документа в следующем порядке:

а) страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официальных сайтов страховых компаний или сайта российского союза автостраховщиков (РСА);

б) заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме подписывается простой электронной подписью страхователя — физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя — юридического лица в соответствии с требованиями федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

в) после уплаты страхователем страховой премии страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона «Об электронной подписи», направляется страхователю по указанному им адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном указанием Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190 — У.

г) при использовании автомобиля необходимо иметь в нем распечатанный с электронной почты электронный полис ОСАГО. ГИБДД проверку электронного полиса осуществляют на своем ресурсе или на сайте РСЯ.

Бесплатная юридическая консультация

+7 (499) 653 61 48 Москва и область

+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область

Закон об ОСАГО 2018 новая редакция

Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" № 40 ФЗ включает все изменения до 1 января 2018 г.

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2018 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2018 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях.

Возмещение вреда жизни и здоровью по ОСАГО

Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Комментарии к закону об обязательном страховании гражданской ответственности

admin