Законы о собственности

Еще со студенческой скамьи всем выпускникам юридических ЗВО известно, что согласно Конституции Украины право собственности является нерушимым. Известны им и теоретические способы защиты данного права.

Тем не менее, когда ты становишься практиком и стараешься применить теоретические знания, возникает много вопросов: с каким иском обращаться в суд, как сформулировать исковые требования, какими доказательствами это сопровождать.

Конечно, универсальные рекомендации сформулировать невозможно, поскольку любое дело, по сути, уникально. Однако некоторые способы защиты собственности можно выделить как основные, полагаясь, в частности, и на судебную практику по данному вопросу Верховного Суда.

Прежде всего ч. 2 ст. 386 ГК собственнику, у которого имеются основания предполагать вероятность нарушения своего права собственности другим лицом, предоставлена возможность обратиться в суд с требованием о запрете совершения им действий, которые могут нарушить право собственника, или с требованием о совершении определенных действий для предупреждения такого нарушения.

Данный превентивный способ защиты позволяет действовать на предупреждение вероятного (которое еще не наступило) нарушения. При этом у собственника должны быть основания считать, что действия тех или иных лиц приведут к нарушению его прав собственности.

Как известно из теории, если необходимо истребовать надлежащее имущество у другого лица, подается виндикационный иск, а если устранить препятствия в пользовании и распоряжении собственником его имуществом – негаторный иск. Размежевание данных способов защиты является ярким примером того, насколько важно знание теории для практики.

Определяющим критерием для размежевания виндикационного и негаторного исков выступает наличие или отсутствие у лица права владения имуществом на момент обращения с иском в суд.

При этом эти два способа защиты права собственности являются взаимоисключающими!

И если виндикационный иск может подать исключительно собственник, то негаторный – как собственник имущества, так и лицо, которое имеет право владения и пользования имуществом.

В постановлении от 14.11.2018 г. по делу 183/1617/16 Большая Палата Верховного Суда обратила внимание на то, что целью виндикационного иска является обеспечение введения собственника во владение имуществом, которого он был незаконно лишен. Данная позиция подтверждается и в других делах, рассмотренных Верховным Судом.

Таким образом, если кто-либо завладел имуществом без правового на то основания, незаконным способом, то подается иск по ст. 387 ГК об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Решение суда об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения является одним из оснований государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, внесения в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество записи о государственной регистрации за истцом права собственности на недвижимое имущество, зарегистрированное в данном реестре за ответчиком.

Важно! Суд следует просить именно истребовать недвижимое имущество из чужого незаконного владения, а не обязать ответчика вернуть такое имущество собственнику.

Истребование имущества из чужого незаконного владения является требованием имущественного характера (постановление ВС от 18.05.2019 г.).

При этом необходимо обращать внимание на то, каким является приобретатель имущества – добросовестным или недобросовестным, поскольку законом установлен исчерпывающий перечень случаев, когда возможно истребовать имущество у добросовестного приобретателя (ст. 388 ГК).

Защитить нарушенные права лица, считающего себя собственником неоднократно отчужденного имущества, возможно путем представления виндикационного иска к последнему приобретателю такого имущества по основаниям, предусмотренным ст. ст. 387 и 388 ГК.

Что касается негаторного иска, то истец по негаторному иску вправе требовать не только устранить существующие препятствия, но и обязать ответчика удержаться от совершения действий, которые могут привести к возникновению таких препятствий.

Примерами негаторного иска могут быть: иск о выселении каких-либо лиц, безосновательно проживающих в принадлежащей собственнику квартире; или иск о признании лица утратившим право пользования жилым помещением, или иск об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Важно, что к негаторному иску не применяется исковая давность, поскольку нарушение прав продолжается во времени (а если оно завершилось, то уже и отсутствуют основания обращаться с иском). Такая позиция приводится в выводе Кассационного гражданского суда в составе Верховного Суда, изложенном в постановлении от 06.03.2018 г. по делу № 607/15489/15-ц. Следовательно, данный вид иска может подаваться собственником имущества на протяжении всего времени, пока продолжается нарушение (п. 36 постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О судебной практике по делам о защите права собственности и других вещных прав» от 07.02.2014 г. № 5).

Еще одним распространенным в судебной практике средством защиты права собственности выступает признание права собственности на имущество. В соответствии со ст. 392 ГК собственник имущества может подать иск о признании его права собственности, если это право оспаривается или не признается другим лицом, а также в случае утраты им документа, удостоверяющего его право собственности.

При этом, при обращении с иском о признании права собственности на основании ст. 392 ГК истец должен доказать наличие нарушения, непризнания и/или оспаривания его прав собственника в отношении спорного недвижимого имущества со стороны ответчика.

Так, в деле № 905/494/18 истцу было отказано в удовлетворении иска, поскольку им не было доказано, что ответчик ставит под сомнение наличие его права собственности на спорное недвижимое имущество (ипотека ответчиком прекращена, запрет на отчуждение отменен, какие-либо другие обременения ответчика отсутствуют), как и не доказал нарушения, непризнания и/или оспаривания его прав собственника со стороны каких-либо других лиц. Это могут быть иски о признании права собственности на объект незавершенного строительства, признании права собственности по приобретательной давности и т. п.

По требованиям, аналогичным к предъявляемым для защиты права собственности, можно получить защиту вещных прав на чужое имущество на основании ст. 396 ГК. Так, лицо, обладающее вещным правом на чужое имущество, имеет право на защиту такого права, в том числе и от собственника имущества. Например, такое средство защиты может быть выбрано в случае спора об установлении сервитута согласно ч. 3 ст. 402 ГК.

В постановлении БП ВС от 14.03.2018 г. № 619/2019/17 указывается, что в случае, если иск о праве собственности на имущество уже рассмотрен, то спор об отмене регистрации приобретения данного права относится к административной юрисдикции. Для этого в порядке административного судопроизводства подается иск к госрегистратору о признании противоправным и отмене решения государственного регистратора об отмене регистрации приобретения права собственности на нежилые помещения.

Стоит отметить, что согласно позиции Верховного Суда, в частности по делу № 922/1992/18, определенные ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 16 ГК способы защиты прав и интересов не являются исчерпывающими.

Суд может защитить гражданское право или интерес другим способом, который установлен договором или законом. Применение конкретного способа защиты гражданского права зависит как от содержания субъективного права, за защитой которого обратилось лицо, так и от характера его нарушения.

«Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища», — гласит п. 1 ст. 40 Конституции РФ. Как отмечают эксперты, главное слово в данном постулате – «произвольно», то есть несанкционированно. То есть действующее законодательство все же предусматривает некоторые ситуации, при которых россиянин может санкционировано лишиться жилья. Чаще всего к такому печальному исходу приводят действия самого собственника. В каких случаях можно остаться без квартиры?

Использование квартиры в МКД не по назначению

Жилищный кодекс РФ определяет границы допустимого при использовании собственником своей жилплощади. Основной принцип сводится к следующему: используй квартиру, как хочешь, но так, чтобы не мешать другим. Собственно, помимо проживания, в квартире можно заниматься профессиональной деятельностью или даже бизнесом, но только таким образом, чтобы не мешать другим жильцам и не нарушать их прав.

Прямо закон запрещает только два вида деятельности – промышленное производство в домашних условиях, а также миссионерскую деятельность религиозных организаций. Поправка, касающаяся использования квартиры в культовых целях, была внесена в рамках антитеррористических законов (так называемый «пакет Яровой») в 2016 году. Под миссионерской деятельностью понимается при этом «распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения в целях вовлечения их в состав последователей».

Помимо этого, жилищный кодекс предписывает пользоваться квартирой, соблюдая не только интересы и права соседей, но и пожарные, санитарно-гигиенические и экологические нормы.

Если квартира все же используется не по назначению или нарушаются нормы технической безопасности, то рано или поздно об этом узнают соседи, а вслед за ними – полиция. В этом случае орган местного самоуправления даст срок для устранения нарушений и их последствий. Если и это не останавливает перед страхом потери квартиры, то власти подают в суд на собственника. Согласно статье 293 Гражданского кодекса, помещение по решению суда может быть изъято и продано с торгов. Вырученные средства возвращаются лишенцу за вычетом судебных издержек.

Нарушение спокойствия соседей

Помимо использования квартиры не по назначению, основанием для выселения может стать хулиганство и его различные вариации: шум, организация притона для граждан с алкогольной или наркозависимостью, разведение опасных животных, антисанитария и т.п. В этом случае также нарушителю применяется статья 293 ГК РФ, и порядок действия соседей может быть таким же – жалоба в полицию, суд, выселение, торги. Однако на практике все не так просто.

В отличие от ситуации, когда квартира используется явно не по назначению, доказать факт неправильного поведения владельца квартиры тяжело. Суд придется убеждать в том, что нарушения происходят систематически и это влечет за собой страдания соседей. Необходимо также доказать факт направления и получения предупреждения. Если суд не будет убежден в том, что дальнейшее сосуществование с нарушителем невозможно, то иск может быть отклонен.

Бесхозяйственное использование жилья

Закон также не приемлет собственников, которые не относятся к жилью рачительно. В случае бесхозяйственного использования квартиры к ее владельцу может быть применено выселение. При этом, под бесхозяйственностью закон понимает такое поведение собственника жилья, которое создает угрозу для жизни, здоровья и имущества окружающих. Прежде всего это провоцирование пожаро- или взрывоопасной ситуации, нарушение целостности несущих конструкций здания, создание угрозы для инженерных систем. Действия владельца при этом могут и не быть, строго говоря, разрушительными. К примеру, постоянно открытые окна во всех комнатах зимой приведут к установлению в помещении температуры ниже нуля и замерзанию системы отопления, и это также подпадает под определение бесхозяйственности.

Порядок выселения собственника при этом такой же. Во многом решение суда будет зависеть от понимания бесхозяйственности судьей, а также от оценки им тяжести последствий такого поведения. При этом отсутствие ремонта или нежелание, условно говоря, менять старый водопровод на новый, едва ли будут осуждены.

Проведение несогласованной перепланировки

Закон допускает улучшения в квартире по собственному усмотрению, но весьма ограниченные. Среди них – косметический, переустановка сантехники, замена ванной на душевую кабину, увеличение санузла или ванной с туалетом за чет нежилых помещений, перемещение плиты по кухне, остекление лоджий и балконов, установка окон, перенос не несущих стен. В остальных случаях для более глобального ремонта требуется проектное решение и его согласование в жилищной инспекции, пожарном надзоре и СЭС.

Если собственник решил пренебречь этими нормами, то его ждут санкции. Конечно, сразу за незаконный ремонт не выселят. По статье 7.12 КоАП владельца ждет денежный штраф. Причем одновременно будет выдано предписание со сроком проведения восстановительных работ. И только если владелец проигнорирует это требование, его можно будет выселить из квартиры, причем придется заплатить повторный штраф.

Неоплата жилищно-коммунальных услуг

За неоплату жилищно-коммунальных услуг лишиться квартиры сложно, но можно. Такая возможность предусмотрена статьей 90 Жилищного кодекса РФ. Если владелец не платил за жилье как минимум 6 месяцев подряд, то управляющая компания имеет право подать иск в суд с требованием выселить должника из квартиры.

Однако на практике лишить человека жилья по этой причине сложно. Во-первых, под неуплатой понимается полное игнорирование платежек. Если какие-то деньги собственник все же вносил, то выселение уже не состоится. Во-вторых, владелец должен проигнорировать уведомления об уплате задолженности и пени. В-третьих, законом предусмотрены уважительные причины неуплаты, к примеру, тяжелая болезнь собственника или члена его семьи.

Только если собственник совершенно игнорирует платежи по «коммуналке», а также все уведомления и возможные предложения управляющей компании (скажем, о рассрочке), то суд может принять решение об изъятии квартиры. Помимо долга по коммунальным платежам, выселение с последующей продажей квартиры возможно и при других непогашенных обязательствах владельца жилья (статьи 237 и 256 ГК РФ). Однако это возможно только если квартира не является единственным жильем – в таком случае выселение невозможно по статье 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, которая запрещает так действовать с должниками. Исключение – ипотека.

Невыплата ипотечного кредита

Квартира, приобретенная в ипотеку, находится в залоге у банка. Право собственности на такую квартиру у покупателя условное. Только после полного погашения кредита с квартиры снимается обременение. Пока этого не случилось, банк может потребовать продажи заложенной недвижимости, если собственник не будет выплачивать кредит.

При этом на ипотечную квартиру действие статьи 446 ГК РФ не распространяется, и собственник будет лишен жилья, даже если оно является единственным. Более того, никакого иммунитета нет и у несовершеннолетних жителей квартиры – они также выселяются из жилья, правда их родители могут получить дополнительную отсрочку до выдворения из квартиры (12 месяцев).

На практике банк далеко не всегда заинтересован в «жестком» сценарии решения вопроса с должником. Чаще всего таким клиентам предлагается реструктуризация кредита, «ипотечные каникулы» и другие инструменты, которые позволят сохранить квартиру и остаться клиентом кредитора.

Заключение недействительной сделки

Собственник может лишиться квартиры, которая была продана ему незаконно. Чаще всего такие ситуации случаются на вторичном рынке, где один объект недвижимости может иметь долгую и витиеватую историю перехода прав собственности. Иногда такие «переходы» происходят незаконно.

К примеру, пять лет назад квартира, в которой прописаны несколько владельцев, могла быть продана. Спустя год выяснилось, что на момент продажи, один из них был психически болен и не мог являться дееспособной стороной сделки. Суд может признать договор купли-продажи недействительным. В этом случае новый собственник должен покинуть помещение и ждать возврата уплаченных средств.

Правда, совсем недавно был принят закон, который гарантирует выплату компенсации добросовестному покупателю за изъятие жилья из-за недействительности сделки, произошедшей не по его вине. С 1 января 2020 года можно обратиться за такой выплатой из бюджета.

Проживание в аварийном доме

Лишиться жилья можно, если оно признано аварийным. Жилищные комиссии и управляющие компании регулярно оценивают состояние домов, особенно старых. Есть определенные стандарты, по которым выявляются ветхие и аварийные дома. В ветхих жить можно, а вот в аварийных – уже нет. Чтобы дом был отнесен к последней категории, в нем должны быть зафиксированы износ опорных перекрытий и фундамента (на 65-70%), отсутствие инженерных систем, нарушение санитарных норм, то есть превышения электромагнитного излучения, радиационного фона, вибрации и т.п.

Муниципальные власти, которые ведают состоянием аварийного дома, рассылают его жильцам уведомления. Затем определяется размер денежной компенсации для собственников и альтернативные помещения для квартиросъемщиков по договору социального найма.

Государственная необходимость

Законодательством предусмотрена только одна ситуация, в которой абсолютно ничего не нарушивший собственник может лишиться жилья. Согласно 32 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение может быть изъято, если земельный участок, на котором оно находится, понадобилось для государственных или муниципальных нужд. Что понимать под «нуждами» закон четко не описывает. В постановлении Верховного Суда РФ №14 2009 года, к ним могут относиться «выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, размещение объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов для их размещения».

Если собственнику не повезло с выбором места жительства и его дом с землей изымается государством, он обязательно получает за это компенсацию. Не позднее, чем за год до выселения владелец квартиры уведомляется в письменной форме об изъятии недвижимости. В этот период он должен достичь соглашения с государством о размере компенсации. Помимо рыночной стоимости жилого помещения, в расчет включаются все убытки, причиненные владельцу в связи с изъятием и переселением.

«На практике такая мера, как выселение в нашей стране применяется крайне редко, – комментирует управляющий партнер компании Метриум (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая. – В большинстве случаев суды не склонны принимать жесткие решения ни к должникам с единственным жильем, ни к гражданам, нарушающим правила совместного быта с соседями. Нередко судебные споры о выселении продолжаются так долго, что конфликт за это время решается сам собой на уровне соседей, муниципальных властей и кредиторов. Тем не менее это совсем не означает вседозволенности и легкомыслия».

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

22 июля 2008 года N 159-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят
Государственной Думой
4 июля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2008 года

Статья 1 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона (далее также — арендуемое имущество), в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) отношения, возникающие при отчуждении арендуемого имущества, переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

2) отношения, возникающие при приватизации имущественных комплексов государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;

4) недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

3. Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Статья 2 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 2. Особенности отчуждения арендуемого имущества

1. В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, решение о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества может быть принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не ранее чем через тридцать дней после направления уведомления указанным координационным или совещательным органам.

2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Федерального закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.

3. Согласие собственника арендуемого имущества, которое принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение такого имущества, дается не ранее чем через тридцать дней после направления указанным собственником уведомления координационным или совещательным органам в области развития малого и среднего предпринимательства (в случае, если такие органы созданы при соответствующих органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления) и арендатору или арендаторам такого имущества.

Статья 3 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 3. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

Субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статья 4 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 4. Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества

1. Орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, на приобретение арендуемого имущества.

2. В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», уполномоченные органы направляют арендаторам — субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее — предложение), а также проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества и договоров о его залоге.

3. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге.

4. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге.

5. При заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

6. В любой день до истечения срока, установленного частью 4 настоящей статьи, субъекты малого и среднего предпринимательства вправе подать в письменной форме заявление об отказе от использования преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

7. Уступка субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

9. Субъекты малого и среднего предпринимательства утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:

1) с момента отказа субъекта малого или среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи арендуемого имущества и (или) договора о залоге имущества, приобретаемого в рассрочку;

2) по истечении тридцати дней со дня получения субъектом малого или среднего предпринимательства предложения и (или) проектов договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в случае, если эти договоры не подписаны субъектом малого или среднего предпринимательства в указанный срок;

3) с момента расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий субъектом малого или среднего предпринимательства.

10. В тридцатидневный срок с момента утраты субъектом малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, определенным частью 9 настоящей статьи, уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, принимает одно из следующих решений:

1) о внесении изменений в принятое решение об условиях приватизации арендуемого имущества в части использования способов приватизации государственного или муниципального имущества, установленных Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) об отмене принятого решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Статья 5 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 5. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение

1. Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

2. Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

3. На сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, производится начисление процентов исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.

4. Оплата приобретаемого в рассрочку арендуемого имущества может быть осуществлена досрочно на основании решения покупателя.

5. В случае, если арендуемое имущество приобретается арендатором в рассрочку, обязательным является заключение договора о залоге указанного имущества до его полной оплаты. Договор о залоге арендуемого имущества заключается одновременно с договором купли-продажи указанного имущества. Расходы на государственную регистрацию договора о залоге арендуемого имущества возлагаются на арендатора.

6. Стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества засчитывается в счет оплаты приобретаемого арендуемого имущества в случае, если указанные улучшения осуществлены с согласия арендодателей.

Статья 6 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 6. Последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества

1. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожны.

2. В случае продажи арендуемого имущества с нарушением преимущественного права на его приобретение субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, в течение двух месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о таком нарушении в отношении арендуемого имущества, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя в судебном порядке.

Статья 7. О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»

«5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.».

Статья 8. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4006; N 43, ст. 5084) следующие изменения:

1) статью 9 дополнить пунктом 16 следующего содержания:

«16) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности.»;

2) статью 13 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».»;

3) в статье 18:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.»;

б) дополнить частями 4.1 и 4.2 следующего содержания:

«4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4.2. Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.».

Статья 9 действует до 1 июля 2010 года (часть 3 статьи 10 данного документа).

Статья 9. Переходные положения

1. В случае, если до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 настоящего Федерального закона, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 года Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.

Часть 2 статьи 9 вступает в силу с 1 января 2009 года (часть 2 статьи 10 данного документа).

2. Субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее — заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее — заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Часть 3 статьи 9 вступает в силу с 1 января 2009 года (часть 2 статьи 10 данного документа).

3. При получении заявления уполномоченные органы обязаны:

1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в двухмесячный срок с даты получения заявления;

2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;

3) направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

Часть 4 статьи 9 вступает в силу с 1 января 2009 года (часть 2 статьи 10 данного документа).

4. В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением частей 2, 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.

2. Части 2, 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2009 года.

3. Статьи 1 — 6 и 9 настоящего Федерального закона действуют до 1 июля 2010 года.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль
22 июля 2008 года
N 159-ФЗ

admin