Законы ману глава 8

12. Но где дхарма, пораженная адхармой, проникает в суд и судьи преступление не пресекают, там судьи поражаются .
13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно; человек не говорящий или лгущий является грешником (kilbishin).
14. Где на глазах дхарма губится адхармой, а правда — ложью, там гибнут судьи.
15. Дхарма нарушенная — губит, дхарма сохраненная — охраняет, поэтому дхарма не должна быть нарушаема, чтобы нарушенная дхарма не покарала нас.
16. Священная дхарма — бык (vrisha); кто препятствует ему, того боги назвали презренным (vrishala); поэтому дхарму нарушать нельзя.
17. Единственный друг, который сопровождает даже после смерти, — дхарма, ибо все другое идет к равной гибели, вместе с телом.
18. Четверть вины от адхармы идет виновнику, четверть — свидетелю, четверть — всем судьям, четверть — царю.
19. Но царь и судьи невинны и освобождаются , а вина падает на совершившего , когда осуждается достойный осуждения.
20. По желанию царя толкователем дхармы брахман, живущий своим происхождением, или только называющий себя брахманом, , но шудра — никогда.
21. Страна того царя, для которого шудра с его ведома выносит определение дхармы, гибнет, как корова в трясине.
22. Та страна, которая населена главным образом шудрами, полная неверующими (nastika), лишенная дваждырожденных, — быстро гибнет, измученная голодом и болезнями.
81. Свидетель, говорящий правду в показаниях, достигает высших миров, а в этом мире — высшую славу; такая речь уважается Брахмой.
82. Говорящий неправду при свидетельских показаниях крепко связывается путами Варуны, будучи беспомощным в течение ста существований; поэтому при свидетельских показаниях надо говорить правду.
83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма; именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.
84. Душа сама свидетель души, душа также убежище души; не презирайте свою душу — высшего свидетеля у людей.
85. Злодеи думают: „Никто не видит нас", — но их видят боги, а также их совесть (antarapurusha).
86. Небо, земля, воды, душа, луна, солнце, огонь, Яма, ветер, ночь, утренние и вечерние сумерки и дхарма — знают поведение всех одаренных телом существ.
90. Какое бы доброе дело (punya) ни было совершено тобой, добрый человек, вся идет от тебя к собакам, если ты говоришь неправду.
91. Если ты, добродетельный, думаешь: „Я один", у тебя в сердце постоянно находится совесть (muni) — наблюдатель за заслугами и дурными делами.
92. Если у тебя нет разлада с тем сыном Вивасвата, божественным Ямой, который обитает в твоем сердце, можешь не ходить ни к Гангу, ни к Куру *.
93. Кто дает ложное свидетельское показание, тот, обнаженный, бритый, чашей собирая милостыню, страдая от голода и жажды, идет к дому врага.
94. Вниз головой, в кромешной тьме падает в ад грешник, который говорит ложь вопрос, заданный при судебном разбирательстве.
95. Человек, который, придя в суд, говорит неправду по делу, очевидцем которого он не был, подобен слепому, который ест рыбу с костями.
352. Людей, домогающихся чужих жен, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.
353. Ибо , возникшее из этого, рождает смешение варн, благодаря которому адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.
354. Если человек, ранее обвиненный в грехах, , тайком беседует с чужой женой, он должен уплатить первый штраф.
355. Но ранее не обвиненного, который беседует по делу, не следует считать виновным, так как преступления с его стороны нет.
356. Кто любезничает с чужой женой — где берут воду, в лесу, в роще или при слиянии рек и т.д., — должен считаться виновным в прелюбодеянии.
357. Услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе — все считается прелюбодеянием.
358. Если кто прикасается к женщине не в месте или разрешает ей прикасаться к себе, — все, по обоюдному согласию, считается прелюбодеянием.
359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены четырех варн всегда должны быть охраняемы.
360. Нищие (bhikshuka), сказители (vandin), люди, исполняющие подготовительные обряды при жертвоприношении, ремесленники (karu) — могут беседовать с женщинами, если им это не запрещено *.
361. Не следует заводить разговор с чужими женами тому, кто не получил разрешения; тот, кто беседует, не получив на это разрешения, достоин штрафа в одну суварну.
362.

Закон ману глава 8

Это правило к женам бродячих актеров и тем, кто живет за счет своих жен; ведь они заставляют отдаваться : оставаясь сами скрытыми, они побуждают иметь грешные связи.
363. Заводящий разговор в уединенном месте с такими женщинами, со служанками, зависящими от одного *, или с отшельницами * должен быть принужден уплатить некоторый штраф.
364. Кто обесчестит девушку против ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию; но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию, если он равен * ей.
365. Девушку, сошедшуюся с , высшим , не надо заставлять платить ничего*, но имевшую связь с низшим надо заставить жить заточенной в доме *.
366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен.
367. Но если какой-нибудь человек нагло обесчестит девушку, два его пальца должны быть отрезаны и он заслуживает штрафа в шестьсот .
368. Равный, обесчестивший девушку, не подлежит отрезанию пальцев, но должен быть принужден уплатить двести для недопущения повторения .
369. Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести , пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог.
370. А женщина, которая растлит девушку, заслуживает немедленного обрития головы, отрезания двух пальцев, а также того, чтобы ее провезли на осле.
371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и превосходства*, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.
372. Мужчину-преступника пусть прикажет сжечь на раскаленном железном ложе; пусть подбрасывает под него дрова, пока не сгорит злодей.
373. На виновного обвиненного в течение года — штраф двойной; столько же за сожительство с вратьей и чандалкой.
374. Шудра, сожительствующий с дваждырожденных варн, — охраняемою * или неохраняемою, — лишается: если с неохраняемою — детородного члена и всего имущества, если с охраняемою — всего, .
379. Для брахмана полагается обритие смертной казни; для других же варн смертная казнь может применяться.
380. Никогда нельзя убивать брахмана, даже погрязшего во всяческих пороках; надо изгнать его из страны со всем его имуществом без повреждений.
381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.
386. Царь, в городе которого нет ни вора, ни прелюбодея, ни клеветника, ни грабителя, ни насильника, удостаивается мира Шакры *.
389. Ни мать, ни отец, ни жена, ни сын не должны быть покидаемы; покидающий их, если они не изгои (patita), должен быть оштрафован на шесть сотен.
416. Жена, сын и раб (dasa) — трое считаются не имеющими собственности (adhana); чьи они, того и имущество (dhana), которое они приобретают*.
418. Надо ревностно побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир.
420. Царь, приводящий к окончанию все эти дела, устранив всякий грех, достигает высшей цели».

Такова в дхармашастре Ману, изложенной Бхригу, восьмая глава.

* — см. глоссарий

Глава 123456789101112

Но в тексте Законов Ману упоминаются и другие виды наказаний, напри­мер, изгнание из страны (ст. 241 главы IX), из деревни (ст. 274 главы IX), дома (ст. 78, 83 главы IX); варны, касты (ст. 88, 112 главы VIII); позорящие наказания (обритие с мочой – ст. 375, 384 главы VIII; езда на осле – ст. 370 главы VIII); очищение от греха (ст. 73 главы X, ст. 128 главы XI) и покаяние от шести месяцев до одного года (ст. 130, 131 главы XI) (см. Приложение).

Суммируя изложенное о видах наказаний по Законам Ману, но применяя современную терминологию, можно систему наказаний Древней Индии того времена представить следующим образом: смертная казнь, телесные наказания, имущественные наказания, изгнание, лишение свободы, позорящие наказания, покаяние (очищение от греха), выговор и замечание. Хотя, ссылаясь на ст. 129 главы VIII Законов Ману, профессор Крашенникова Н.А. утверждает, что в Законах не упоминаются ни позорящие наказания (клеймение, обритие головы и проч.), ни изгнание из страны, касты, семьи, ни смертная казнь .

Мы же придерживаемся иной точки зрения, которая раскрывается ниже.

Большинство из указанных видов наказаний применялись в различных формах. Так, в Законах Ману различается простая (отрубание головы) и квалифицированная смертная казнь (ст. 279 главы IX).

Глава VIII

Квалифицированная смертная казнь осуществлялась в следующих формах: сожжение (ст. 372, 377 главы VIII), разрезание на части бритвами (ст. 292 главы IX), залитие в уста и уши кипящего масла (ст. 272 главы VIII), посажение на острый кол (ст. 276 главы IX).

Телесные наказания осуществлялись в болезненных формах: би­тье веревками, розгой, стеблями бамбука – ст. 230, 299 главы IX и ст. 369 главы VIII; клеймение – ст. 237 главы IX, а также в членовредительных формах: отрезание пальцев, рук, ног – ст. 325, 367 главы IX и ст. 277 главы IX; языка, губ, зада – ст. 270, 281, 282 главы IX (см. Приложение).

Имущественный вид наказания по Законам Ману осуществлялся в четырех формах: полная или частичная конфискация имущества (ли­шение собственности – ст. 231 главы IX), штраф (ст. 273–276 главы IX), возмещение ущерба (ст. 286–288, 400 главы VIII) и возвращение украденного (ст. 319 главы IX).

Заточение могло осуществляться на определенный срок – от шести месяцев до года или на неопределенный срок («заставить жить заточенной в доме») – ст. 365, 375 главы IX.

Очищение от греха осуществлялось по закону в различных формах: проживание в лесу 12 лет, прося милостыню (ст. 73 гла­вы XI), троекратный прыжок вниз головой в пылающий огонь или «стать мишенью для воинов» (ст. 74 главы XI), трехдневное питье кипящего ячменного отвара (ст. 126 главы XI), передача храму имущества (100 коров и одного быка, десять белых коров и одного быка – ст. 130, 131 главы XI), покаяние от шести месяцев до трех лет (ст. 129–131 главы XI) и иные формы (ст. 76–79 главы XI).

Принципами, которыми руководствовался законодатель, зак­репляя в праве рассмотренную систему наказаний, были классо­вость (снисходительность к тому, кто попирает низшего, беспощадная расправа над посягающим на высших), неравенство перед зако­ном лиц, принадлежавших даже к привилегированным слоям – варнам, множественность (несколько наказаний одновременно за одно совершенное правонарушение, например лишение собственно­сти и изгнание из страны; телесное наказание и штраф); неопреде­ленность (не указаны размер штрафа, срок заточения); принцип талиона «око за око» .

Принцип талиона был закреплен многими статьями в Законах Ману. В частности, в ст. 279 и 334 он даже формулируется в абстрактной форме примени­тельно к краже и нанесению телесных повреждений. Считалось, что царь для предупреждения повторения преступления должен отнять у вора ту часть тела, которой он действует против людей. А в ст. 279 предписывалось виновным в нанесении теле­сных повреждений или оскорблений всегда поступать так, что должен быть отрезан тот член, каким человек низший ударит высшего. Этот же принцип в других статьях закреплен уже в казуальной форме. Подняв руку или палку, преступник заслуживает отрезания руки; лягнувший в гневе ногой заслуживает отрезания ноги. Низший, пытающийся занять место рядом с высшим, должен быть изгнан с клеймом на бедре, зад его надо отрезать (см. Приложение).

В большинстве статей законодатель четко определяет не толь­ко вид и форму наказания, но и размер штрафа, срок заточения, покаяния, но есть и статьи в Законах Ману, для норм которых характерна в некоторой степени неопределенность: «должен уплатить некото­рый, штраф» (ст. 363 главы IX); «низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания» (ст. 366 главы IX), но не указана его форма.

Принцип множественности в абстрактной форме закреплен в ст. 130 главы VIII, которая предписывает царю, если он не может удержать преступников даже телесными наказаниями, тогда следует приме­нить к ним все четыре вида наказаний вместе. В казу­альной форме данный принцип отражен многими статьями: «для девушки, которая растит другую девушку, полагается штраф в двести пан, пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог», т.е. к виновной применялось три наказания, два из которых имущественные (штраф и уплата двойного брачного вознаграждения), а третье – телесное болезнен­ное (битье розгами) наказание (cм. Приложение).

Итак, Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем при определении наказания довольно ярко проявляются классовость, множественность, неопределенность и принцип талиона. Взгляд на наказуемые проступки, преступления соответствовал уровню состояния правовой мысли. Система наказаний получила детальную разработку, хотя Законы Ману не содержат исчерпывающего перечня наказаний. Часто в судебном процессе появлялись новые наказания.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ЗАКОНАМ МАНУ

В отличие от дру­гих отраслей права, нормы которых содержатся во многих главах Законов Ману, нормы процессуального права более упорядочены и содержат­ся исключительно в VIII главе, в которой первых более 120 статей касались состава суда, порядка судопроизводства, видов доказа­тельств, а ст. 252–263 регламентировали рассмотрение межевых споров о границе смежных участков земли. Такое компактное расположение процессуальных норм свидетельствует, во-первых, о том, что законодатель уже в то время различал нормы процессу­ального и материального права; во-вторых, законодатель прида­вал большое значение процессуальному праву, понимая его важ­ность в деле эффективной реализации норм материального права (уголовного, гражданского и др).

В процессуальном праве Древней Индии закреплялся по Законам Ману принцип коллегиальности, который должен был неукоснительно соблюдаться даже царем. Так, ст. 1 главы VIII предписывала, что «царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготов­ленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками». Более того, требовалось, чтобы свидетели в споре о границе должны быть допрошены в присутствии большого числа поселян и обеих спорящих сторон.

При рассмотрении дел в суде соблюдался установленный зако­ном определенный ритуал (ст. 79–88 главы VIII). Ст. 4 предписы­вала рассматривать дела в такой последовательности: первое – неуплата долга, затем «заклад», продажа чужого, соучас­тие в «торговом, или другом объединении», неотдача данного, а только после указанной категории дел суд мог приступать к рас­смотрению исков о неуплате жалованья, нарушении соглашения, отмене купли-продажи, споре хозяина с пастухом (ст. 5 главы VIII) (см. Приложение).

Поскольку законодатель не делал различий между уголовным и гражданским правонарушениями, то и процесс являлся, как пра­вило, единым. Правда, иногда при рассмотрении уголовных дел допускались отступления от общих правил, например, «во всех случаях насилия, воровства и прелюбодеяния, при оскорблении словом или действием не надо проверять свидетелей слишком тщательно» (ст. 72) .

Первоначально применялся обвинительно-состязательный процесс и проходил по установленным законом правилам судопроизводства, в ходе которого, надо иметь в виду истину, предмет иска, себя самого, свидетеля, место, время и обстоятельства. В данном предписании выражено требование законодателя рассматривать дела в суде тщательно. Характерной чертой процесса был формализм. Так, истец при наличии определенных моментов проигрывал дело, если он указывал на свидетеля, не бывшего при сделке, отрицал или изменял свои показания, разговаривал со свидетелями в ненадлежащем месте и т.д. Истец, заявивший о наличии у него свидетелей и не приведший их в суд, лишался права на иск. Истец, безусловно, проигрывал дело и в том случае, если его свидетель в течение семи дней после показаний заболевал, или с ним случалось несчастье от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов .

Как правило, процесс начинался с подачи заявления истца, ко­торый должен был сам представлять и доказательства (свидете­лей, вещественные доказательства). На суде сначала заслушивали истца, затем ответчика, после чего исследовались судьями пред­ставленные сторонами доказательства. Последние действия суд осу­ществлял лишь в том случае, если ответчик не признавал своей виновности или признавал частично. Если ответчик полностью признавал предъявленные к нему претензии, то дело слушанием прекращалось и судьи приступали к вынесению решения «приго­вора» по данному делу.

К доказательствам относились свидетели, которым законода­тель уделил большое внимание (ст. 60–83 и др.), клятва (ст. 109 и 113), ордалии (суды божьи – ст. 114, 115) и вещественные дока­зательства (договоры, межевые знаки, следы побоев, найденные у лица украденные вещи – ст. 249, 252 и др.). Из всех указанных видов доказательств особое место занимали свидетели, которых за­конодатель разделял на две категории: свидетелей, видевших слу­чившееся, т.е. свидетелей-очевидцев, и свидетелей по слуху, кото­рые не видели происходившего деяния. Но несмотря на это, зако­нодатель считал их показания одинаково важными (ст. 74) (см. Приложение).

Для подтверждения вины ответчика, отрицавшего свою винов­ность, достаточно было показаний трех свидетелей, изобличавших его (ст. 60). Но не все лица могли выступать на суде в качестве свидетелей, т.к. законодатель давал перечень тех людей, которые не могли свидетельствовать в суде, и тех, кто мог. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрий, вайший и шудры, вызванные истцом, достойны давать показания, а не всякий, кроме крайних обстоятельств. Но не все лица, допускавшиеся законом в качестве свидетелей, могли быть таковыми, т.к. к ним предъявля­лись довольно жесткие требования. Свидетелями могли быть лишь достойные доверия, из всех варн, знающие всю дхарму, чуждые жадности, но обладающих противоположными качествами надо избегать. Первая категория свидетелей называлась законодателем «надлежащими свидетелями» (ст. 70).

Содержание ст. 64–67 свидетельствует о довольно широком применении в суде свидетельских показаний и большом опыте, накопленном в судебной практике по применению этого вида до­казательств при рассмотрении самых разнообразных дел. Этот опыт законодатель использовал, когда в Законах Ману дал значительный перечень лиц, которые не могут выступать в качестве свидетелей в силу социального происхождения (например, раб), своего бедственного положения (мучимый голодом и жаждой); родственных связей, своего ненадлежащего физического состояния (безумный, пья­ный, изнуренней усталостью, лишенный какого-либо органа чувств, пораженный болезнью), в силу плохой своей репутации (осужденный людьми, опороченный, ранее изобличенный, вор); в силу своего возраста (старец, дитя), рода занятий (актер, ремесленник, знаток Веды и др.) и заинтересованности в данном деле. Не допускались в качестве свидетелей враги и царь. Думает­ся, что при подобных требованиях к свидетелям найти «надлежа­щего» свидетеля было весьма сложным делом. Законы Ману содержат еще дополнительное общее правило относи­тельно свидетелей: «дают свидетельские показания относительно женщин – женщины, относительно дваждырожденных – такие же дваждырожденные, честные шудры – относительно шудр, относи­тельно низкорожденных – низкорожденные» .

Страницы: ← предыдущаяследующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Преступление, наказание и судебныйпроцесспоЗаконамМану (2)

    Закон >> История

    … строя и системы варн. Преступление и наказаниепозаконамМану Уголовное право,  представленное в ЗаконахМану, “+” довольно высокий для … гражданским процессом. Процесс носил состязательный характер. Существовало 18 поводов для судебного разбирательства …

  2. ЗаконыМану (3)

    Закон >> История

    … 4. Брачно-семейные отношения 5. Уголовное право 6. Судебныйпроцесс 1. ЗаконыМану являются так называемой дхармашастрой — сборником … наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы; изгнание; тюремное заключение. 6. Различия в ведении процессовпо

  3. ЗаконыМану (4)

    Контрольная работа >> Государство и право

    … от преступления. На первый план в законахМану выступает … вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное … Суд, его органы и процесспозаконамМану Суд в древней Индии … уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс

  4. Хозяйственный и общественный строй Древней Индии позаконамМану и Артхашастре

    Закон >> Религия и мифология

    … уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил … по завещанию древнеиндийское право не знало. Преступление и наказаниепозаконамМану. С одной стороны, уголовное право, представленное в законахМану

  5. Правовое положение основных групп населения поЗаконамМану Общая характеристика и особенност

    Закон >> Государство и право

    … основных групп населения по «ЗаконамМану» Общая характеристика и … законченные формы. Процесс социального расслоения … Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется … Комиссия состояла из судебных чиновников и теоретиков …

Хочу больше похожих работ…

Право Древней Индии. Законы Ману и Артхашастра

⇐ Предыдущая1234567

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. Древнейшие индийские сборники законов представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Наиболее известный из них сборник — Законы Ману (мифического «прародителя людей»). Они составлялись на протяжении нескольких веков и в основном были завершены к началу нашей эры. Законы Ману представляют собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов. Основное содержание законов Ману составляли нормы поведения и описание образа жизни для представителей разных варн (дхарма – жизненный путь). Наряду с этим сборник содержит нормы, регулирующие организацию государственной власти, а также нормы гражданского и уголовного законодательства.

Широко был распространен и другой сборник — Артхашастра ("Наука о политике"), составление которого приписывали Каутилье – советнику царя Чандрагупты, основателя империи Маурьев. По форме Артхашастра является политическим трактатом, но она содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Право собственности. Индийское право знало 7 способов возникновения собственности: наследование, дар или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, работа, милостыня. Существовал институт давности владения (срок – 10 лет). Тщательно регламентировалась земельная собственность, которая делилась на царскую, общинную и частную. Право запрещало вмешиваться в дела собственника.

Обязательственное право было тщательно разработано, особенно в отношении договоров найма. В Индии были распространены наемные работники по договору (кармакары). Купля-продажа осуществлялась при свидетелях, и предусматривалось 10 дней на расторжение договора.

Семейное право. В основе – патриархальная семья. Женщина находилась в приниженном положении. Один из принципов такого положения выражен в индийских источниках фразой «женщина никогда не пригодна для самостоятельности», поэтому она всегда должна находиться под властью мужчины – отца, мужа или даже сына.

Book: Законы Ману

Женщина имела очень ограниченную правоспособность и не обладала почти никакими имущественными правами. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.

Уголовное право имело высокий для своего времени уровень развития. Подробно рассматриваются преступления против личности и против собственности. Особое внимание уделено наказаниям: они трактуются как сила, которая правит людьми и охраняет их. Применять наказания следует с учетом всех обстоятельств, так как несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Виды наказаний разнообразны: смертная казнь, тюрьма, изгнание, штраф. В особую категорию выделялись семейные преступления. Так, преступлениями против семьи считались:

  • беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);
  • встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);
  • связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);
  • неверность жены (виновная затравливалась собаками);
  • связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Процесс. В праве выделяются 18 поводов судебного разбирательства. Источником доказательств являются свидетельские показания. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. Не могли быть свидетелями женщины «вследствие непостоянства женского ума». В процессе использовались ордалии. В Индии существовало 5 видов ордалий:

  • испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче — считался не виновным);
  • испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);
  • испытание водой;
  • испытание ядом;
  • клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая-то неприятность, то вина его считалась доказанной).

Дополнительная литература по теме:

1. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего мира. М., 1992.

2. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М., 1970.

3. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001

4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. ч.I: М.,1983. Т.II: М., 1988.

5. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.

6. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М., 1980.

7. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

8. Вигасин А.А., Самозванцев А.М. "Артхашастра". М., 1984.

⇐ Предыдущая1234567

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 902 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


admin