Законопроект 871036 6

Суть законодательных изменений

Федеральный закон №113 от 23.04.2018г. (ФЗ-113 от 23.04.2018) призван не только развить внутренний туризм. Оплата отдыха работника за счет работодателя по мысли законодателя — это один из способов и стимулировать работодателей оказывать поддержку собственным сотрудникам. Конечно, это не чисто альтруистическая акция, взамен компания получает определенные налоговые льготы.

Теперь подробнее о законодательных нововведениях. Согласно тексту закона ст. 255 части 2 Налогового кодекса РФ дополнена с 1 января 2019 года пунктом 24.2. Эта статья определяет расходы на оплату труда в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций: налогооблагаемая база уменьшается на сумму перечисленных в ней конкретных расходов. Если простыми словами: теперь работник может получить 50 тысяч рублей на отдых в России за счет работодателя. Однако претендовать можно только на оплату конкретных услуг, перечисленных в законе. Представим более точно поправки в таблице.

Сумма

Направление

Перечень услуг

Субъект

50 000 рублей на одного субъекта на год

Российская Федерация

Транспортировка к месту отдыха

Проживание в гостинице (услуги питания только в комплексе с проживанием). То есть, фактически имеется в виду стандартная турпутевка;

Услуги по санаторно-курортному обслуживанию

Экскурсионное обслуживание

Работник

Его ближайшие родственники: супруги, родители дети до 18 лет (до 24 лет если они обучаются очно в образовательных учреждениях)

На что стоит обратить внимание:

  • перевозка возможна любым видом транспорта до пункта назначения и обратно, либо по иному согласованному маршруту;
  • 50 000 рублей учитываются в совокупности за весь год. То есть, можно потратить эти деньги на несколько поездок или на одну поездку;
  • в число близких родственников включены и усыновленные дети, а также подопечные и бывшие подопечные (после прекращения опеки и попечительства) до 24 лет при условии, что они очно обучаются в образовательных учреждения;
  • расходы должны быть фактически произведены и подтверждены документально;
  • в законе не указано, что необходимо выбрать какой-то один вид услуг, есть только ограничитель в виде совокупной суммы расходов;
  • предусмотрено, что учитываются расходы в размере 50 000 рублей на каждого гражданина, работника или его близкого родственника.

Что получит работодатель?

Возникает вполне логичный вопрос: что работодатель за это получит. Уже указано, что это определенная налоговая льгота. Как же на деле отнеслись работодатели к такой возможности, и что по этому поводу думают эксперты?

Прежде всего, необходимо уточнить, что заявленные для снижения налогооблагаемой базы расходы на отдых не могут превышать 6% от общей суммы расходов по оплате труда. Таким образом, компании необходимо заранее сформировать фонд оплаты труда, что делается далеко не на всех предприятиях и выплачивать высокие «белые» зарплаты.

Некоторые эксперты утверждают, что заинтересованность в таких льготах может возникнуть только у крупных и средних предприятий, многие из которых и так оказывают своим работникам поддержку в виде организации отдыха за собственный счет. Кроме того, сотрудники таких предприятий получают значительную заработную плату и могут позволить себе качественный отдых. У малых же организаций нет подобных оборотов и штата сотрудников.

Впрочем, не все эксперты настроены пессимистично. Они обращают внимание на рост социальной сознательности в среде российского малого бизнеса. Например, на счет экскурсионного обслуживания можно теперь отнести расходы по организации корпоративных выездов на природу. Раньше с отнесением этих трат на конкретную статью расходов возникали трудности.

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 871036-6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации), внесенному членами Совета Федерации В.В. Рязанским, И.Н. Чернышевым, А.А. Борисовым, В.В. Полетаевым, депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Н.И. Горовым, М.Х. Юсуповым, Р.В. Кармазиной (первое чтение) (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 871036-6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории Российской Федерации), внесенному членами Совета Федерации В.В. Рязанским, И.Н. Чернышевым, А.А. Борисовым, В.В. Полетаевым, депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Н.И. Горовым, М.Х. Юсуповым, Р.В. Кармазиной
(первое чтение)

Досье на проект федерального закона

Рассмотрев проект федерального закона N 871036-6 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.

Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых.

Для реализации поставленной цели авторами законопроекта предусмотрены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в части включения в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам и членам их семей. Размер расходов, понесенных на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации, предлагается ограничить суммой 50 000 рублей на человека.

Следует отметить, что действующая редакцией Налогового кодекса уже содержит нормы, позволяющие учитывать работодателям в составе расходов на оплату труда выплаты, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 Налогового кодекса), а также расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса).

Учитывая что, законопроектом предусмотрено включение в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций, оплаты услуг по реализации туристского продукта не только работнику, но и достаточно широкому кругу лиц (его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, а также детям в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации), реализация законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как отмечается в финансово-экономическом обосновании, компенсация выпадающих доходов бюджета предполагается за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей за счет расширения спроса на внутренний туризм. Вместе с тем, представляется маловероятным, что указанная компенсация затронет субъекты Российской Федерации, на территории которых отсутствуют традиционные места туризма и отдыха.

В связи с изложенным предлагается рассмотреть вопрос об ограничении расходов, понесенных на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников внутри страны, принимаемых для целей налога на прибыль организаций, величиной, определяемой в процентном соотношении к расходам на оплату труда.

Кроме того, статья 2, устанавливающая порядок вступления федерального закона в силу, требует приведения в соответствие со статьей 5 Налогового кодекса.

Исходя из изложенного, на основании пункта 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет рекомендует авторам законопроекта изменить его текст с учетом отмеченных выше замечаний и предложений и направить его на имя Председателя Государственной Думы.

admin