Закон об образовании домашнее обучение

Домашнее обучение (хоумскулинг, от англ. homeschooling – домашнее обучение) популярно в США и Канаде, имеет там многолетнюю практику. В России домашнее обучение, хотя и закреплено законодательно, вызывает пока скепсис со стороны образовательных учреждений. И родителям приходится быть в буквальном смысле первопроходцами. Педагог-психолог и мама обучающегося дома ребенка Анна Девятка рассказывает о плюсах, минусах и нюансах домашнего обучения.

Зачем?

Мы начнем с того, что каждому родителю, который заинтересовался домашним обучением, важно четко понимать свои мотивы – какие задачи в семье хотят решить при помощи домашнего образования. Кто-то хочет дать своему ребенку лучшее образование, чем в школе, сократив часы общеобразовательных предметов, таких как музыка и рисование, и увеличив часы профильных предметов – например, физики, истории, биологии. Для кого-то из родителей остро стоит вопрос сохранения здоровья ребенка. И обучая его дома, они надеются избежать перегрузки. Кто-то с помощью семейного образования совмещает начало спортивной карьеры ребенка и обучение.

Какие виды домашнего обучения бывают

Учить ребенка дома решаются далеко не все хоумскулеры. В настоящее время можно выбрать государственную или частную школу, которая поможет вам придерживаться плана обучения по предметам.
Существуют очно-заочный вид обучения, когда ребенок один-два раза в неделю учится в школе целый день, а остальное время занимается дома. За один-два дня дети изучают новый материал и отрабатывают его с родителями дома. При этом процесс обучения четко отслеживается и родителями и преподавателями.

Также можно перевести ребенка в обычной школе на заочное образование. В этом случае порядок обучения, предоставление домашнего задания и проверка выполненного, консультации с учителями – все эти нюансы проговариваются с администрацией выбранного учебного заведения, и в разных школах могут различаться.

Очная форма обучения в семейных школах подойдет для тех родителей, которые заинтересованы в более частом посещении школы детьми. Дети ходят в школу 3-4 раза в неделю. Такие школы позволяют получать образование в маленьких классах с тщательно сбалансированной учебной нагрузкой.

Правовая сторона


Домашнее обучение регламентируется законами. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. предоставил родителям право на выбор формы обучения — учить ребенка в школе или в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» это право также подтвердил.

Чем привлекательно домашнее обучение
Индивидуальным подходом. Семейное образование позволяет выстроить такой график и систему обучения, которая подходит именно вашему ребенка. Также позволяет подойти к процессу обучения креативно, через игру, что особенно важно в начальной школе.

Учиться можно из любой точки мира. Так как основные участники образовательного процесса – родители и ребенок, это позволяет учиться из любой страны и совмещать путешествия, жизнь в других странах с образованием в России.

Можно выбирать окружение ребенка. Дети на домашнем обучении сдруживаются «по интересам». И если говорить про компанию «хоумскулят», среди них престижно много знать и соревноваться между собой на тему «кто больше знает» и «кто больше интересного расскажет». Для ребенка такое окружение – дополнительная мотивация учиться. Впрочем, этот плюс легко отнести и к минусам – ведь детям можно позволить и самим выбирать окружение, а не подбирать только «хороших мальчиков и девочек».

У вас появится круг единомышленников. Когда вы приступите к домашнему обучению ребенка, то встретите таких же заинтересованных в обучении родителей, которые готовы общаться, дружить семьями и помогать друг другу.

Ребенок учится выстраивать отношения с разными людьми и уважать непохожесть людей. С преподавателями, друзьями, родителями друзей – хоумскулята лучше понимают, что все люди разные, у каждого есть своя точка зрения, они лучше ориентируются в новых правилах и общении с новыми людьми и искренне не понимают, как это – быть «как все».

Что непривлекательно в домашнем обучении

Ребенку может стать скучно и одиноко. Как бы здорово ни был организован график жизни ребенка, бывают моменты когда компания не помешает – например, когда родители заняты работой, а ребенку тоскливо в соседней комнате. Родители-хоумскулеры нас поддержат – чтобы ребенок не скучал, можно позаботиться о дополнительных встречах с друзьями, например пригласить кого-то в гости.

Опасность гаджетов. Если ребенок остается дома один, важно поставить временные ограничители на компьютеры, планшеты и телефоны. Работаем на предупреждение компьютерной зависимости.

Один дома. Важно продумать, сколько времени ребенок может оставаться дома один, и может ли помочь кто-то из родственников и присмотреть за ним.

Платность образовательных услуг. Обычно в процессе домашнего образования родители привлекают репетиторов, а их работа стоит денег. Также прикрепление к школе может быть как платным, так и бесплатным. Если вы не хотите оставлять ребенка одного, придется платить за услуги няни.


К чему нужно быть готовыми родителям

Вообще, выбирая семейное образование, родители должны четко понимать свою мотивацию. Исходя из нее, важно прописать цели на год, и на все то время, когда ребенок будет учиться в семье. Кроме целей, важно обозначить критерии контроля качества образования – будут ли это сделанные задания для школы, или оценка преподавателя, или ЕГЭ.

Родители должны уделить внимание и воспитанию самомотивации ребенка. Это важно в любом обучении, но так как в школе ребенка дополнительно контролирует учитель, а дома ребенок иногда может делать уроки сам, пока мама рядом работает на компьютере – важно, чтобы ребенок сам хотел делать уроки качественно и самостоятельно. Самомотивация и самоконтроль — то чему могут научить родители. Спешить в этом вопросе не надо, на воспитание этих качеств следует потратить не меньше полугода и дальше поддерживать эти качества.

Ответственность за результат обучения делится на несколько частей. Первая и основная часть ответственности лежит на родителях – на том, как они организуют процесс обучения, пригласят ли репетиторов по профильным предметам, объяснят ли ребенку важность занятий и хорошего образования. Одним словом, сумеют ли родители создать у ребенка внешнюю мотивацию.
Ответственность ребенка – в том, что он искренне заинтересован в обучении и старается выполнять задания в срок и по возможности самостоятельно.

Будьте готовы, что на домашнем образовании ребенок станет чаще находиться рядом с вами, так что ваш график работы, занятий спортом, встреч с друзьями будет находиться в постоянной зависимости от графика жизни ребенка. Поймите для себя — готовы ли вы к этому.

Да и сам процесс домашнего обучения требует пристального внимания родителей. Например, ребенок может усиленно делать уроки всю неделю, а в субботу окажется, что он делал только английский, причем на полгода вперед. А в субботу пришел к родителям за помощью с математикой. То есть родителям придется постоянно держать руку на пульсе, выполнять в каком-то смысле роль завуча.

Важно выбрать адекватный для ребенка и его возраста темп изучения предметов. Так вы избежите перегрузки и сохраните интерес ребенка к обучению. А если ребенок сам захочет что-то дополнительно почитать, изучить более глубоко – у него всегда есть возможность сделать это самостоятельно или попросить родителей помочь.

***

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.

На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 этого же закона).

Таким образом, самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015).

В связи с изложенным выше для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию в целях оформления и закрепления локальным актом (например, приказом директора школы) избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося, а также для урегулирования возникающих в связи с этим отношений по подготовке и реализации индивидуального учебного плана.

1 сентября 2017 года. Мои дети-школьники 10 и 12 лет не пошли в школу. Почему так получилось? А почему бы и нет? По закону есть такая возможность. У меня есть время, сижу дома с годовалым третьим ребенком. Почему бы и не попробовать?

Немного размышлений

Вот честно, если бы мне когда-то сказали, что я могу не ходить в школу, а осваивать необходимые (настолько ли?) знания дождливыми осенними (или холодными зимними) деньками в тепле дома, завернувшись в плед, с чашкой какао и мурчащими котиками… Я бы пищала от счастья!

Никогда не понимала, зачем нужно вставать в темную рань, грузить себе на плечи 7 кг макулатуры (я взвешивала!) и в любую погоду ползти в школу, где шумно и никто не учитывает твои образовательные интересы, и постоянное тоскливое чувство, беспробудная скука. Я просто относила туда свое тело (потому, что так надо!) и, сидя на уроках, писала стихи и статьи в газету для подростков. Поле школы я никогда не делала уроки, потому, что ехала в редакцию, и могла сидеть там, пока не стемнеет, и меня не выгонят. Это было то, чем я хотела заниматься, что потом стало моей профессией. Пригодилось ли мне что-то из школьной программы? Пожалела я хоть раз, что так и не выучила эту «необходимую» таблицу умножения? Ни разу. Журналистика научила меня искать необходимые знания по мере того, как они могут понадобиться. Быть «Плюшкиным» и копить знания «на черный день» лично мне всегда казалось ненужным. Тем более сейчас, в эпоху интернета.

Я не говорю, что тот формат обучения, который предлагает школа, однозначно плох. Он просто не для всех. Есть люди с врожденной дисциплиной, они отлично ориентируются в готовых схемах, легко учатся и получают медали. Потом они отлично работают в больших корпорациях с четкой структурой и карьерной лестницей, либо в сетевом маркетинге, где прописан бизнес-план. Но есть и другие – творческие люди, которым любые готовые схемы как петля на шее. Для них с детства нужно искать другие пути.

Может стоит определиться, что мы хотим в итоге? Если мы идем в лес за грибами, мы изучаем места. Одно, другое, третье… пока не найдем грибов. Мы не ходим в одно и то же место, где грибов нет, в надежде » а вдруг?». Так и с обучением. По моему мнению, его задача – найти ту сферу, где человек может добыть себе «грибов», заработать на жизнь, причем с удовольствием. Но в реальности получается, что одиннадцать лет «рыбу» заставляют лезть на дерево вместе с «обезьяной», одинаково оценивая их результаты, а ведь это ей вообще не свойственно. И на это тратятся бесценные минуты, часы, годы жизни! А это невосполнимый ресурс!

Чего я хочу для своих детей в плане обучения? Научить их самостоятельно искать информацию в нужном объеме для конкретной ситуации. Возможно, это поверхностно. Но нужно ли быть ходячей энциклопедией? Где это может пригодиться? Кроссворды разгадывать?

Кем я вижу своих детей? Это однозначно люди творческих профессий, которые позволяют работать удаленно, по свободному графику и самостоятельно планировать свою жизнь. Этот же путь я когда-то выбрала для себя. Не все было гладко, конечно. Была и работа с 9 до 6, и вахтой, и три месяца ночных смен, где я оставила часть здоровья. Именно этот опыт дает пинок в сторону ранней профориентации, лет с 14, когда будет можно по закону.

На практике

Изучив все возможные материалы, которые удалось найти на тему семейного обучения, и даже немного пообщавшись с консультантом по семейному обучению ( у нас в Кемерове она есть), я решилась. Поехала в администрацию города в управление образования и заполнила у них стандартный бланк. Обычная рабочая процедура. Никто не сказал, что мы «белые вороны». Так же легко нам отдали документы по заявлению и в школе, где мы учились.

Самое сложное оказалось с родственниками старшего поколения. Нам не позвонил только ленивый, чтобы сказать, что мы ненормальные, губим детей и родительских прав нас лишить надо. Вот к этому я оказалась реально не готова! Даже приболела от стресса. Но для меня интересы детей сейчас дороже, и поворачивать назад не планирую. По крайней мере, в этом году. Вот что самое страшное может случиться с детьми, если вдруг мы (по самым мрачным прогнозам) совсем не будем заниматься и провалим ежегодную аттестацию? Просто пойдут обратно в школу, отучатся со всеми, просто «потеряв» один год. Такой годовой отпуск. Так ли это страшно?

Но мы и не думаем сдаваться, занимаемся. Составили накануне учебного года расписание, в какие часы точно нет танцев и тренировок, чтобы посвящать их обучению. Сын встает рано, поэтому его смена первая. С 10 утра. Дочь — сова, спит до обеда, ее смена вторая. Уроки они себе выбирают сами, исходя из настроения, если окружающий мир, то сразу два-три урока «окружайки», если чтение — то чтение. Изначально в планах было обучение «модулями» — один предмет изучить полностью, а потом переходить на другой. Но дети не одобрили, хотят разнообразия. К дисциплине пока особых требований нет, во время уроков можно пить чай, грызть семечки и гладить котов.

Занимаемся в основном по видеоурокам . Смотрим урок, читаем текст учебника по теме, закрепляя основные понятия, отвечаем на вопросы устно, а потом делаем тесты по теме (там же на сайте). Если в тесте ошибки — переделываем, пока все не будет правильно. Один из недостатков школы (традиционной), как мне кажется, что отвечает у доски один-два человека, остальные отсиживаются, и у учителя нет картины, кто что усвоил. А на контрольной уже все попадают по полной! Импровизированные контрольные я устраиваю по печатной рабочей тетради. Вместе ищем и разбираем потом ответы.

Детям очень нравится современный способ обучения по компьютеру, они отмечают такие плюсы, как «учителя можно поставить на паузу», «перемотать назад, если не понятно», «они на нас не орут!».

Не орут, конечно, но и не требуют выполнения. Вопрос самодисциплины и мотивации стоит достаточно остро. Читала где-то, что для перестройки со школьного обучения на самостоятельное, нужно в среднем три месяца. Время покажет.

Бизнесмен Евгений Мишталь о том, почему все больше родителей переводят детей на домашнее образование:

— К идее домашнего образования мы с женой пришли, когда наш сын перешел в третий класс. Как-то отчетливо стало ясно, что желание идти в школу у него пропало окончательно, и это уже был не каприз. Надо сказать, учительница у нас была хорошая, но, видимо, просто физически не успевала справиться с двумя классами шалопаев. Что-то она рассказывает, чему-то учит, такая игра. А на самом деле дети, если так по-честному, приходят в школу пообщаться с друзьями и потусить. Почему я так жестко об этом говорю? Да потому что каждый родитель прекрасно знает, что, когда вечером садишься проверять у ребенка уроки, становится ясно, что знаний по теме практически ноль. Приходится заново все объяснять, втолковывать, то есть по сути делать работу учителя.

Мы с женой прикинули: утром ребенок идет в школу, в обед возвращается, это, считай, пять часов в сутках долой. Потом он устал, ему хочется отдохнуть и погулять, а надо делать домашнее задание. И мы его заставляем, уговариваем, ссоримся. Еще три часа как корова языком слизала. Итого 8 часов – полный рабочий день бессмысленного времяпрепровождения. Зачем?

Перевести ребенка на домашнее обучение легко. Финансово тоже не намного дороже обычного, во всяком случае, в начальной школе. Кстати, есть примеры по стране, когда родители даже от государства деньги получают за обучение своих детей. Школа же получает деньги. Конкретная сумма приходит за каждого школьника. И если твой ребенок не учится в школе, то по идее эти деньги должен получать ты. В нескольких регионах страны родители уже добились таких выплат, и получают что-то около 10 тысяч в месяц. Это вполне ощутимо. Хватит на дополнительные занятия. У нас в крае пока такой практики нет.

Сейчас на учебу дома у нас уходит от часа до трех в день. Сделали неожиданное открытие: оказывается, всю базу той же математики, в третьем классе ребенку можно выдать за неделю. Дома в первую очередь занимаемся именно математикой. По-всякому, иногда с боем, со слезами. Бросаем, опять возвращаемся. Убеждаем, спорим, в итоге доходит. Остальные предметы, так или иначе, осваиваются благодаря кружкам, которые ребенок посещает. Коллеги объясняют инцидент профессиональным выгоранием 24 Апреля 2019, 14:00 0

Конечно, все организовано. Сами рисуем расписание, чтобы ребенок все же понимал, что оно у него есть. У него четкий распорядок дня. Посещает семь кружков. Велоспорт, который он сам выбрал и даже сам сходил, договорился. Еще ходит на робототехнику, занятия рано утром, но интересно, поэтому просыпается сам. Занимается архитектурой и дизайном. Посещает курсы общения и скорочтения, саморазвития. При этом ребенок, в отличие от школы, особо не перегружен. Я думал времени при домашнем обучении на воспитание ребенка будет уходить значительно больше, но нет.

Не видим пока и проблемы в том, что далее начнутся более сложные предметы, такие как физика, химия и прочее. Есть масса мест, кроме школы, где всему учат. Самое главное, что форма обучения на различных курсах гораздо интереснее, чем в школе. Проводятся в Хабаровске так называемые погружения, когда осваивается сразу большой курс, к примеру с пятого по девятый класс, за одну неделю. С другой стороны, ребенок уже занимается той же робототехникой, от которой один шаг к программированию, а там и физика рядом. И все это ребенку интересно изучить самому. Вот так аккуратно расширяется круг его знаний.

В конце прошлого учебного года мы сдавали в нашей школе экзамены. С нами вместе были еще два ученика, которые также находятся на семейном образовании. Основные претензии к чистописанию. По математике так и сказали: «Решает он правильно, но по стандартам должно быть красиво и чисто». Кому сегодня нужно чистописание в математике? Извините, не понимаю. Но за это в школе треплют нервы.

И вот самое главное, что мы с женой вынесли из опыта такого образования – это ценные часы и минуты общения с нашим ребенком. Да, мы больше стали уделять ему внимания, он стал ближе к нам, добавилось ответственности и нам и ему, ведь самостоятельно кроить свой день – это точно наука.

На своем опыте мы уже убедились, что когда ты не хочешь сам заниматься с ребенком, а предпочитаешь отдать его кому-то, чтоб он его научил, то потом и обижаться не на кого, что его научили как-то не так и чему-то не тому.

admin