Закон об лтп

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них».

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 мая 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 мая 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» и Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» (далее – Закон об ЛТП).

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Республика Беларусь – правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1); государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2).

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). В Конституции предусмотрено, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Положения Закона направлены на реализацию указанных конституционных принципов и норм.

1. С учетом приведенных выше конституционных предписаний пунктом 2 статьи 1 Закона в статью 6 Закона «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие, что в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел содержатся задержанные граждане, направляемые в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – ЛТП); в отдельных помещениях изолятора временного содержания территориального органа внутренних дел могут содержаться административно арестованные и лица, в отношении которых применено административное задержание за совершение административных правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста или депортации, а также лица, в отношении которых применено административное задержание за совершение в состоянии алкогольного опьянения административных правонарушений, за которые может быть наложено административное взыскание в виде административного ареста (после их вытрезвления), при отсутствии в структуре территориального органа внутренних дел центра изоляции правонарушителей органа внутренних дел или возможности содержания указанных лиц в центре изоляции правонарушителей органа внутренних дел.

Конституционный Суд отмечает, что вносимые изменения и дополнения в Закон «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» имеют целью уточнение мест и порядка содержания задержанных граждан, направляемых в ЛТП на основании вступившего в законную силу решения суда, административно арестованных и иных перечисленных в статье 6 указанного Закона лиц. Данные нормы направлены на обеспечение контроля компетентных органов, с одной стороны, за исполнением законов администрациями изоляторов временного содержания, а с другой – за соблюдением прав, свобод и законных интересов указанных категорий лиц как членов общества с учетом специфики их правового статуса.

2. Пунктом 1 статьи 2 Закона абзац второй статьи 1 Закона об ЛТП излагается в новой редакции, согласно которой к гражданам, больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, наряду с гражданами Республики Беларусь относятся иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания.

Конституционный Суд полагает, что вносимое Законом изменение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, является правомерным и допустимым, поскольку предусматривается только в отношении лиц, которым по результатам медицинского освидетельствования установлен такой диагноз, как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания, и которые в течение года три и более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в соответствии с Законом об ЛТП были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Кроме того, устанавливаемое правовое регулирование согласуется со статьей 11 Конституции, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами, а также статьей 52, закрепляющей положение о том, что каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы.

3. Законом предусматриваются особенности порядка направления в ЛТП граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанное лицо).

Так, абзацем девятым пункта 4, абзацем шестым пункта 6 статьи 2 Закона устанавливается, что направление в ЛТП обязанных лиц возможно, если они дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления таких напитков, средств, веществ, их аналогов. В отношении остальных граждан применение данной меры законодатель связывает с совершением ими административного правонарушения после соответствующего предупреждения (абзац второй части первой статьи 4, часть первая статьи 6 Закона об ЛТП).

Кроме того, определяются более короткие сроки для осуществления отдельных процессуальных действий при направлении в ЛТП обязанных лиц: три дня – для подготовки материалов и подачи в суд заявления о направлении обязанного лица в ЛТП и день, следующий за днем вступления в законную силу решения суда о направлении обязанного лица в ЛТП, – для исполнения такого решения суда. В то же время сроки для указанных действий в отношении иных лиц, направляемых в ЛТП, составляют соответственно 10 дней и 15 суток (статья 7 Закона об ЛТП, пункт 9 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд отмечает, что посредством такого регулирования отношений, связанных с направлением в ЛТП обязанных лиц, закрепляются организационно-правовые основы медико-социальной реадаптации этой категории граждан, способствующие исполнению ими возложенных на них обязанностей перед государством, которое осуществляет меры по государственной защите и государственному обеспечению их детей. Данное правовое регулирование согласуется с положениями статьи 32 Конституции о защите детства государством (часть первая) и о конституционной обязанности родителей или лиц, их заменяющих, по воспитанию детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении (часть третья).

4. В соответствии с Законом (пункт 20 статьи 2) Закон об ЛТП дополняется статьей 561, согласно которой срок нахождения гражданина в ЛТП может быть сокращен по решению суда на основании заключения администрации ЛТП о возможности такого сокращения.

При этом предусматривается, что заключение администрации ЛТП о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП должно содержать ряд сведений, в том числе об оказании данному гражданину медицинской и психологической помощи, об адекватном восприятии таким лицом воспитательного воздействия и др., свидетельствующих о возможности сокращения срока нахождения в ЛТП, а также сделанный на их основании вывод о том, что гражданин не нуждается в принудительной изоляции и готов к адаптации в обществе.

Оценка характера данных сведений позволяет сделать вывод о том, что для принятия решения о возможности сокращения срока нахождения гражданина в ЛТП требуется всестороннее изучение судом всех аспектов, характеризующих как личность такого гражданина, так и результаты его медико-социальной реадаптации. Применение указанной меры предусматривается только к тем лицам, в отношении которых путем воспитательного и медицинского воздействия достигнуты положительные результаты, с учетом устанавливаемого Законом обязательного минимального срока нахождения граждан в ЛТП – не менее шести месяцев. Конституционный Суд полагает, что закрепление возможности сокращения срока нахождения граждан в ЛТП представляет собой дополнительную меру, обеспечивающую соразмерность срока их нахождения в ЛТП целям медико-социальной реадаптации, соблюдения прав других лиц и интересов общества в целом, а принятие решения судом согласуется со статьей 60 Конституции.

5. Законом (пункт 16 статьи 2) статья 32 Закона об ЛТП, предусматривающая удержания, производимые из заработной платы и приравненных к ней доходов граждан, находящихся в ЛТП, излагается в новой редакции, согласно которой, в частности, возмещение ущерба (компенсирование вреда), причиненного ЛТП, и расходов по розыску граждан, находящихся в ЛТП, в случае самовольного оставления ими ЛТП осуществляется путем совершения исполнительной надписи.

Законодатель правомочен устанавливать правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере и особенности этого регулирования, в том числе в зависимости от состава субъектов, исходя из интересов государства, граждан и организаций, о чем отмечено, в частности, в решении Конституционного Суда от 17 октября 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности».

В решении Конституционного Суда от 8 июля 2013 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь» указано, что для установления обязанности осужденного возместить ущерб (компенсировать вред), причиненный исправительному учреждению своими противоправными действиями, необходимо доказывание в том числе наличия вреда и его размера, противоправности действий осужденного, причинной связи между такими действиями и наступившим вредом, что возможно только в результате судебного разрешения соответствующего иска.

При этом Конституционным Судом обращено внимание на то, что в соответствии со статьей 95 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» одним из условий совершения нотариусом исполнительной надписи является соответствие представленных документов законодательству и подтверждение ими бесспорности задолженности должника перед взыскателем (при совершении исполнительной надписи о взыскании задолженности).

Исходя из изложенного, Конституционный Суд отмечает, что норма пункта 16 статьи 2 Закона, предусматривающая возмещение ущерба (компенсирование вреда) путем совершения исполнительной надписи, не в полной мере учитывает правовые позиции Конституционного Суда, выраженные в вышеназванных решениях, и предлагает законодателю в процессе совершенствования законодательства исходить из изложенных в данных решениях Конституционного Суда правовых позиций относительно судебной защиты и положения части первой статьи 60 Конституции, гарантирующей каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и об условиях нахождения в них» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

ВНИМАНИЕ! В связи с участившимися обращениями родных и близких зависимых, сообщаем — мы оказываем помощь только с согласия зависимого. Мы не осуществляем принудительное лечение! Каждый волен в любой момент прервать реабилитацию и покинуть центр.

ВАЖНО! Из-за технических особенностей по нашему бесплатному телефону 8 800 222 25 70 не всегда удается дозвониться. Если Вы звонили нам и Вам никто не ответил — напишите нам В Контакте или воспользуйтесь формой обратной связи в правом нижнем углу нашего сайта.

Для вашего удобства наши ответственные работники и консультанты готовы ответить на ваши вопросы и обращения теперь и в мессенджерах WhatsApp и Viber:
+79214314382 — Анна Юдова (Преображенка);

+79313046862 — Андрей Денисов (Котлы);

+79319603253 — Евгения Ходенкова;

Мы обязательно с Вами свяжемся! Мы помогаем ВСЕМ!

Реабилитация наркозависимых

Вы — мама, папа, бабушка, жена, брат или сестра наркозависимого?

Вам больно и страшно. Вы использовали все способы. Вы действительно старались уговаривать, заставлять, умолять, пугать, объяснять. У Вас не осталось сил бороться. А факт остается — Ваш близкий умирает у Вас на глазах. Существует ли лечение наркомании?

Вы не первые, кто столкнулся с этой бедой и мы можем вам помочь. Подробнее о реабилитации

Реабилитация алкоголиков

Кто-то из ваших родственников или друзей алкозависимый?

Вы всячески пытались помочь, пробовали кодирование и др., но в результате человек все равно возвращался к прошлой жизни?

По нашей специальной методике 59,1% не возвращаются к зависимости.

Вы не первые, кто столкнулся с этой бедой и мы можем вам помочь.

Центр социальной реабилитации для наркоманов и алкоголиков «Новая Жизнь» начал свою работу 29 мая 1995 года и осуществляет благотворительную деятельность, направленную на:

  • Социальную реабилитацию и адаптацию людей, имеющих зависимость от наркотических, токсических веществ, алкоголя и других химических веществ, в том числе, без определенного места жительства;
  • Профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни;
  • Работу с социально неблагополучными слоями населения, в том числе с бездомными детьми и проблемной молодежью.

Уникальная восстановительная программа, которую предлагают в Центре Социальной Реабилитации Наркоманов «Новая Жизнь» является эффективной и комплексной. Восстановительная программа «Новая Жизнь» состоит из трех этапов:

  • анонимные консультации с целью мотивирования на прохождения курса реабилитации и отказа от употребления наркотиков, алкоголя;
  • 12 месяцев реабилитации и 6 месяца стажировки в условиях стационара в Кингисеппском районе Ленинградской области;
  • 4 месяца адаптации в Санкт-Петербурге.

Так же в восстановительную программу «Новая жизнь» входят группы само- и взаимопомощи для наркозависимых и их родственников.

Программа реабилитации наркоманов базируется на восстановлении трудовых навыков, социотерапии и психокоррекционной работе с родственниками больных. В процессе реабилитации наркоманов действует система социального сопровождения «старший-младший», соблюдение правил центра обязательно. В случае добровольного отъезда из центра или исключения за нарушение правил можно неоднократного возвращения на курс реабилитации.

Медикаментозная терапия не проводятся. При необходимости, первая медицинская помощь оказывается в соответствии с заключенными договорами в близлежащих медицинских учреждениях.

ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВЫЕ ПРОФИЛАКТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛИЯ НА ПОЧВЕ

АЛКОГОЛИЗМА В СЕМЬЕ

MEDICAL AND LABOR DISPENSARY IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS OF PREVENTION OF VIOLENCE BECAUSE OF ALCOHOLISM IN THE FAMILY

УДК 343.57

Н.Н. КОКОРЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) Kokorevanatalia1972@ mail.ru

N.N. KOKOREVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

B.B. ШУМСКИЙ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) k-uiad-ovd@mail.ru

V.V. SHUMSKY

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Н.В. ДЕМЧЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) nvdemchenko@yandex.ru

N.V. DEMCHENKO,

candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются проблемы совершенствования деятельности полиции при проведении профилактической работы по снижению уровня административных правонарушений и уровня насильственной бытовой преступности. В настоящее время имеется правовой пробел, так как деяние в виде нарушения общественного порядка и покоя граждан, совершенное не в общественном месте, в КоАП Российской Федерации не отражено. Семейным алкоголикам-дебоширам длительное время, то есть пока они не совершат преступление, удается уклоняться от ответственности и чувствовать себя вне закона и норм морали. В советское время на семейного алкоголика-дебошира члены семьи могли найти управу, отправив его лечиться в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий) на принудительное лечение от алкоголизма. ЛТП были закрыты в России в 1994 году как нарушающие права и свободы человека, а альтернативы создано не было. Сейчас алкоголизация граждан России является угрожающе высокой. Медицинская статистика показывает, что смерть 2/3 мужчин в возрасте от 15 до 54 лет связана с употреблением алкоголя, а у женщин этого возраста — 50% от всех смертельных случаев. В целях возвращения принудительного лечения от алкоголизма рассматривается опыт Республики Беларусь, где с 2010 года снова начали функционировать ЛТП.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, семейный дебошир, хронический алкоголизм, лечебно-трудовой профилакторий.

Keywords: prevention of offenses, family brawler, chronic alcoholism, medical and labor dispensary.

В настоящее время в России, как и во всем мире, одной из наиболее распространенных и социально опасных форм агрессии является насилие на почве алкоголизма, совершенное в семье. В состоянии алкогольного опьянения совершается каждое пятое преступление. Семейно-бытовые отношения скрыты от посторонних глаз. Когда постоянные скандалы в семье выливаются в трагедию, то только тогда они и становятся достоянием гласности. Профилактика и превенция семейных скандалов (пьяных дебошей), в которых порождаются все бытовые насильственные преступления, сейчас крайне актуальна, так как именно в быту совершается каждое третье убийство либо причиняется тяжкий вред здоровью .

Семейным дебоширам длительное время удается уклоняться от ответственности и чувствовать себя вне закона и норм морали, так как имеется правовой пробел: деяние в виде нарушения общественного порядка и покоя граждан, совершенное не в общественном месте, в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации не нашло своего отражения. Само явление, посягающее на общественный порядок и спокойствие граждан в жилых помещениях, не являющихся общественным местом, — есть, а нормы права — нет. Как объяснить пожилому человеку, который честно трудился, воспитал достойных граждан для своей страны, что в настоящее время нет законодательной нормы, чтобы пресечь противоправные действия его соседа-дебошира, который, находясь в своей квартире, в состоянии алкогольного опьянения мешает ему достойно жить, нарушает его покой? Такие правонарушения происходят по стране повсеместно, и народ видит вынужденное бездействие полиции и, как следствие, болезненно воспринимает безнаказанность дебоширов.

В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации есть похожая норма — «мелкое хулиганство» (ст. 20.1), однако основным признаком данного деяния является совершение правонарушения в общественном месте, а семейный дебошир буянит и бесчинствует, как правило, в жилом помещении, не являю-

щемся общественным местом, в связи с чем ст. 20.1 КоАП РФ к нему применена быть не может, и сотрудники полиции в настоящее время лишены какой-либо законной возможности правильно квалифицировать эти противоправные деяния и принимать соответствующие меры административного воздействия.

Прежде всего, требуется дать юридическое определение дебоширства. Если обратиться к толковому словарю, то слово «дебош» происходит от фр. <^еЬаи^е», что означает «распутство», «буйство», «скандал», «беспорядок». Учитывая это, можно дать определение семейного дебошира. Итак, «семейно-бытовой дебошир» — это человек, который устраивает скандалы, ссоры, выяснение отношений в семье, с соседями в силу нервного перевозбуждения, алкогольного или наркотического опьянения, расстройства психики. Как следствие — при потере самоконтроля дебошир способен совершить рукоприкладство: нанести побои, телесные повреждения различной тяжести, изнасиловать и даже совершить убийство.

Опираясь на правовую конструкцию нормы о мелком хулиганстве и решая задачу отграничения последствий административно наказуемого дебоша от различного рода преступлений, предлагаем внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации следующую дефиницию о семейно-бытовом дебоширстве:

«1. Семейное дебоширство, то есть нарушение по месту жительства (месту пребывания) покоя членов семьи и иных граждан, сопровождающееся нецензурной бранью, а также действиями, направленными на причинение имущественного вреда, унижение чести и достоинства человека, но не содержащими признаков преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка».

Однако проблема борьбы с семейным дебоширством является сложной, требующей комплексного подхода, так как кроме устранения

правового пробела следует решить вопрос о практическом пресечении этих противоправных действий, о мере превентивного и медицинского воздействия на виновное лицо, а также разработать стратегию профилактики семейного дебоширства, возникшего на почве алкоголизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дебош неразрывно связан с употреблением алкоголя. Наиболее общественно опасны дебоширы с диагнозом «хронический алкоголизм». Хронический алкоголизм — это третья, заключительная стадия алкогольной зависимости. Обычно данная стадия возникает после 5-10 лет регулярного употребление алкоголя. Постепенно все попытки больного сопротивляться алкогольному влечению прекращаются, при этом он утрачивает последние нормы социального поведения. На этом этапе у больных появляются многодневные запои.

Представляется, что деятельность полиции при выявлении фактов пьяного дебоширства должна быть направлена прежде всего на защиту правопорядка в обществе и защиту прав и свобод пострадавших от дебоша граждан. По отношению к виновному в пьяном дебоше лицу при выборе наказания алкогольную зависимость следует толковать как отягчающее обстоятельство. Алкоголик-дебошир должен полностью понести наказание за свои деяния в соответствии с принципом неотвратимости наказания.

В советское время на семейного алкоголика-дебошира члены семьи могли найти управу, отправив его лечиться в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий), предназначенный для тех, кто по решению суда направлялся на принудительное лечение от наркомании и алкоголизма.

Первый ЛТП на территории Советского Союза был открыт в 1964 году в Казахской ССР. Затем такие заведения стали открываться в РСФСР и других республиках. 8 апреля 1967 г. вышел указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)». Им устанавливалось, что в ЛТП должны направляться лица, «уклоняющиеся от лечения или продолжающие пьянствовать после лечения, нарушающие трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития». Срок пребывания в ЛТП устанавливался от 1 года до 2 лет, решение о направлении в него принимал местный судья.

Фактически советские ЛТП являлись местом ограничения свободы, где основным методом лечения был принудительный труд больного. В то же время пребывание в ЛТП не считалось тюремным сроком и позволяло временно изолировать алкоголиков и пьяных нарушителей общественного порядка без отправки их в тюрьму . Родные и близкие, семья и соседи от пьяного

дебошира отдыхали годами, а сам алкоголик, в любом случае, свое здоровье поправлял, так как был лишен возможности употребления спиртного. Минусы в такой системе имелись, и не малые, но алкоголик знал, что быть пьяницей, попирать нормы морали даже в кругу близких и семьи — это наказуемо, и если хочешь жить нормально, нужно идти и лечиться добровольно, а то на год или два окажешься почти в тюремных условиях.

В 1994 году система принудительного лечения была отменена в России указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина как противоречащая международным стандартам защиты прав и свобод человека и гражданина. Эта норма была подтверждена в 2003 году указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. С этого момента и до настоящего времени проблема пьющего человека стала только проблемой самого пьющего человека и его несчастных родных, ставших заложниками этого смертельного порока, до тех пор пока дело не дойдет до бытового преступления.

Несмотря на то, что насильственное лечение от алкоголизма было признано неэффективным, пребывание в ЛТП было рассчитано на то, что посредством внушения и привлечения к труду удастся переубедить человека и настроить его на трезвый образ жизни. По сути, ЛТП решали в основном правоохранительную задачу — оградить общество в целом и семью в частности от ежедневной тирании хронического алкоголика. ЛТП находились в ведении МВД, а не Минздрава, поэтому вопросы медицинской помощи в этих учреждениях, возможно, мало контролировались специалистами-медиками.

В Советском Союзе алкоголик имел право лечиться добровольно от хронического алкоголизма, а принудительное лечение применялось только в случае его стойкой антиобщественной направленности. Инициаторами такого принудительного лечения чаще всего выступали члены семьи, уставшие от безысходности и беспробудного пьянства своего близкого человека, деградировавшего и потерявшего человеческий облик. В ряде случаев алкоголик-дебошир направлялся в ЛТП по инициативе участкового, который отвечал за состояние правопорядка на вверенном ему административном участке и принимал действенные профилактические меры.

В настоящее время члены семьи алкоголика-дебошира лишены мер защиты, всё, чем им может помочь участковый уполномоченный полиции, — это ведение профилактических бесед с алкоголиком о вреде пьянства и о необходимости добровольно пройти курс лечения. Часто это не приводит ни к какому правоохранительному и профилактирующему эффекту. Согласно действу-

ющему законодательству алкоголик должен сам добровольно проходить курс лечения от алкоголизма, независимо от стадии болезни.

Принудительное лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации, а также при недобровольной (принудительной) госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Иными словами, принудительно от алкогольной зависимости можно лечить только лицо, совершившее уголовно-наказуемое деяние, и то, если суд сочтет это необходимым, либо это лицо не совершило преступление, но страдает тяжелым психическим расстройством (вплоть до галлюцинаций).

Представляется, что лечить любую болезнь следует, не дожидаясь её отягощенного течения, когда шансы на выздоровление минимальны. Лечить алкоголика надо тогда, когда он еще ценит свое здоровье и семью, может трудиться в коллективе, вести социальный образ жизни. Это сильнейшая мотивация, чтобы желать вылечиться и быть нормальным человеком. А когда человек совершил преступление, ему грозит уголовное наказание и судимость, то жизнь ему представляется уже сломанной, и он может позволить себе погрязнуть в пьянстве. Мотивация для добровольного лечения, и тем более для принудительного, крайне слабая.

При разработке мер административного воздействия на алкоголиков-дебоширов следует принять во внимание, что алкоголизм — это заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков; проявляется постоянной потребностью в опьянении, расстройством психической деятельности, соматическими и неврологическими нарушениями, падением работоспособности, утратой социальных связей, деградацией личности.

Как сказал англо-американский философ и писатель эпохи Просвещения Томас Пейн, «пьяный человек — не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, — разум» . Из-за сильной физической и психической зависимости страдающий хроническим алкоголизмом человек не желает добровольно лечиться, поэтому необходимо создать нормы административного права, позволяющие полиции контролировать процесс добровольного обращения асоциальных алкоголиков за оказанием им медицинской и психиатрической помощи, а в случаях стойкого

нежелания лечиться от пагубной зависимости полиция должна иметь правовую основу для принудительного лечения асоциальных алкоголиков. Это позволит решить такие задачи, как оздоровление огромного числа граждан, страдающих алкогольной зависимостью, а также значительно снизить уровень административных правонарушений и преступлений, совершаемых на почве алкогольного опьянения. В связи с этим требуется внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не только нормы о семейно-бытовом дебоширстве, но и нормы о принудительном лечении таких правонарушителей в случае злостного уклонения от добровольного лечения.

Таким образом, в решении проблемы повышения эффективности профилактики семей-но-бытовой преступности, берущей начало в бытовом дебоширстве на почве алкоголизма, видятся два направления: во-первых, следует защищать и охранять права граждан, страдающих от противоправного поведения алкоголика-дебошира; во-вторых, принудительно и карательно воздействовать от лица государства на самого алкоголика-дебошира, учитывая его явное нежелание добровольно лечиться от алкоголизма и подчиняться нормам права.

В данной связи есть повод переосмыслить опыт функционирования советских лечебно-трудовых профилакториев. Можно ли использовать их в современной России с рядом новелл, порожденных медициной и правом? В этой связи следует проанализировать работу современных ЛТП в Республике Беларусь.

В Беларуси система ЛТП после 1991 года фактически не применялась. Возрождение началось после 2000 года и в последние годы получило широкое распространение. ЛТП по-прежнему находятся в компетенции Министерства внутренних дел (МВД). Изоляция граждан в ЛТП регулируется Законом Республики Беларусь от 4.01.2010 г. № 104-3 «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них», нормами ГПК Республики Беларусь (параграф 12 главы 30 (особое производство) ГПК), Правилами внутреннего распорядка в ЛТП. В соответствии со ст. 4 Закона «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях пребывания в них» направлению в ЛТП подлежат:

«- граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три или более раз привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических

средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, были предупреждены в соответствии с действующим Законом о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

— граждане, которые обязаны компенсировать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

Не подлежат направлению в ЛТП: граждане, не достигшие 18 лет; мужчины старше 60 лет; женщины старше 55 лет; беременные женщины; женщины, которые воспитывают детей в возрасте до одного года; инвалиды 1 и 2-й групп; граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их пребыванию в ЛТП».

Таким образом, изоляция в ЛТП не является санкцией за совершение конкретного административного правонарушения, а выносится только в случаях, отягощенных трехкратным совершением административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения при установленном экспертами диагнозом: хронический алкоголизм. Права такого лица не нарушаются, так как ему дается целый год на принятие мер к добровольному прохождению необходимого лечения от алкогольной зависимости, и помещение в ЛТП является уже крайней мерой административного воздействия.

Сейчас на разных уровнях в научных публикациях поднимается вопрос о необходимости возрождения ЛТП в современной России. В основном эту идею поддерживают представители правоохранительных органов, знающие проблемы взаимосвязи семейного дебоширства и бытовой преступности не понаслышке, понимая значимость своевременной и эффективной профилактики. Возражения оппонентов заключаются в том, что ЛТП — это насилие над личностью, несправедливая изоляция от общества, непрофессиональное и неэффективное лечение от хронического алкоголизма, со ссылкой на высокий процент рецидива после лечения в советских ЛТП.

Трудно согласиться с обоснованностью этих мнений как с позиции права, так и с позиции медицины, потому что у страдающего алкогольной зависимостью лица даже в советское время была

возможность добровольно лечиться, принуждение к лечению и изоляция от общества были вызваны не прихотью участкового или разнарядкой МВД, а стойким антиобщественным поведением алкоголика-правонарушителя и его стойким нежеланием добровольно лечиться.

Относительно методов принудительного лечения, сопряженных с трудотерапией, можно сказать следующее. Медицина, психология и психиатрия с советского времени до наших дней сделали огромный шаг вперед. В их арсенале появились и новые методы медикаментозного лечения алкоголизма, и новые психолого-психиатрические методики восстановления деструктивной личности. Ни к чему лечиться по-старому, если имеется возможность лечиться по-новому, тогда и уровень рецидива после лечения будет низким. Теперь о трудотерапии. Если верить Дарвину, то «труд из обезьяны сделал человека». Для человека, из-за алкоголизма потерявшего свой человеческий облик, труд является не менее важным средством социализации в обществе. Это важный момент в лечении любой болезни, связанной с отрывом от общественных связей, снижением своей социальной значимости. Труд позволяет гражданину обеспечивать свои жизненные потребности, приносить пользу обществу, в ряде случаев позволяет приобрести востребованную специальность, которая пригодится и после выхода из ЛТП.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть глобальность проблемы борьбы с пьяной преступностью и пьяным дебошем. По последним данным Роспо-требнадзора, количество алкоголиков в России превысило отметку в 5 000 000 человек, или 3,4 % от всего населения. На учете стоит всего 1,7% больных алкоголизмом. Алкоголизм стал причиной смерти 1/3 всех мужчин и 15 % женщин. Если перевести в цифры, то от алкоголя умирает приблизительно 500 000 человек в год. Столько людей не умирает от войн, эпидемий и стихийных бедствий, даже если сложить все вместе .

Несомненно, меры в борьбе с алкоголизацией в России принимаются законодательной и исполнительной властью: ужесточено административное законодательство в отношении распития спиртных напитков в общественных местах, ужесточены требования по месту и времени продажи спиртных напитков, запрещена реклама алкоголя в ряде общественных мест и в средствах массовой информации. Это нужные меры, но что делать с армией уже имеющихся алкоголиков, стойко не желающих добровольно лечиться, вдобавок ведущих антиобщественный образ жизни?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение одно: пришло время навести правопорядок и в рядах этой армии. Россия должна учесть положительный опыт республики Бела-

русь, где ЛТП работают с 2010 года и никто из авторитетных международных правозащитников и международных правозащитных организаций не упрекнул Беларусь в нарушении гражданских прав и свобод хронических алкоголиков, наркоманов и токсикоманов.

Введение в КоАП Российской Федерации нормы о семейном дебоширстве в комплексе с функционированием усовершенствованных ЛТП поможет полиции решать профилактические задачи в долгосрочном периоде по снижению уровня не только административно-наказуемых

деяний, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, но и по снижению уровня насильственной бытовой преступности.

В настоящее время создание подобного рода специализированных учреждений — мера крайне необходимая. Она позволит значительно повлиять на процессы оздоровления тех слоев населения, чье добровольное желание быть здоровым и трезвым уже полностью атрофировалось. России нужны эти потерянные трудовые ресурсы и разбитые пьянством семьи, они тоже имеют право на счастье.

Литература

1. Белова Ю.Ю. Алкоголизация населения как угроза национальной безопасности России: социальные последствия и их влияние на реализацию национальных интересов Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 1.

2. Жемчужины мысли . URL: http://www.inpearls.ru. (дата обращения 16.12.2015 г.)

admin