Закон о защите предпринимателей

Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

ФЗ 294 с изменениями

N 134-ФЗ
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

Принят Государственной Думой 14 июля 2001 года

Глава I. Общие положения (ст. 1 — 6)
Глава II. Требования к организации и проведению мероприятий по контролю (ст. 7 — 12)

Глава III. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и их защита

Статья 13. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю
1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

Статья 14. Право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора)
1. Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
2. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Статья 15. Государственная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
1. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
Организации независимо от организационно-правовых форм имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе:
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья 17. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона
Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. С момента введения в действие настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
3. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
4. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В.Путин
Москва
8 августа 2001 г.
N 134-ФЗ

Самая частая причина отказа налоговиков зарегистрировать нового индивидуального предпринимателя – неправильно заполненное заявление или неполный комплект документов. Но бывают для отказа и более веские основания, которые нельзя преодолеть, всего лишь переписав данные на чистый бланк. Начинающему бизнесмену, прежде чем затевать свое дело, стоит узнать, а не относится ли он к тем, кто по каким-либо причинам не может зарегистрировать ИП.

По законодательству РФ стать индивидуальным предпринимателем имеет право любой дееспособный гражданин. С точки зрения гражданских правоотношений дееспособность наступает с момента совершеннолетия (с возраста 18 лет), а также может появиться досрочно по следующим основаниям:

  1. Несовершеннолетний гражданин, вступивший в законный брак, считается полностью дееспособным. Возраст, который дает право регистрировать семейные отношения, – 16 лет.
  2. Эмансипация гражданина наступает также с наступления шестнадцатилетия, если несовершеннолетний работает по трудовому договору с разрешения своего законного представителя.
  3. Нотариально заверенное согласие родителей несовершеннолетнего позволяет ему заниматься предпринимательской деятельностью уже с 14 лет. В таком случае родители принимают на себя имущественную ответственность за работу своего отпрыска в качестве ИП.

Важный совет предпринимателям: не тратьте своё время, даже на простые рутинные задачи, которые можно делегировать. Перекладывайте их на фрилансеров «Исполню.ру». Гарантия качественной работы в срок или возврат средств. Цены даже на разработку сайтов начинаются от 500 рублей.

С наступлением восемнадцатилетия зарегистрировать свое дело могут также лица, имеющие ограниченную дееспособность, если на это даст разрешение попечитель.

Означает ли это, что стать бизнесменом может каждый желающий? Законодательство гласит, что существует ряд лиц, которые не могут зарегистрироваться как ИП: в некоторых случаях право граждан на ведение предпринимательской деятельности ограничено.

Кому нельзя оформить ИП и почему?

Закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001года предусматривает запрет на оформление ИП, касающийся, прежде всего, тех физических лиц, которые ранее уже получали статус предпринимателя.

Повторная регистрация

Первое из таких ограничений: гражданин, уже зарегистрированный как ИП, не может подавать документы на оформление нового бизнеса в том же статусе. Возможность повторной регистрации действующего ИП исключается, так как его данные фиксируются, а затем проверяются по базе государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единой для всех регионов (ЕГРИП).

Все необходимые изменения по видам деятельности, личным и паспортным данным вносятся в установленном порядке в текущие документы. Либо это осуществляется путем закрытия старого и открытия нового ИП – законом не запрещено добровольно прекращать хозяйственную деятельность, снявшись с регистрационного учета, а затем вновь подавать документы на оформление в любое время.

Ограничения, наложенные в судебном порядке

Перечень оснований для лиц,которым нельзя оформить ИПпо суду, содержится вст. 22.1, п. 4 ФЗ №129.

Потенциальному бизнесмену отказывают в регистрации ИП, если в ходе рассмотрения документов выявляются следующие нелицеприятные факты:

  • заявитель лишен права заниматься предпринимательством судебным решением;
  • соискатель, будучи предпринимателем, вынужден был прекратить свою деятельность по приговору суда, и с этого момента еще не прошел 1 год;
  • физическое лицо в статусе индивидуального предпринимателя менее года назад было признано банкротом как несостоятельный должник, не имеющий возможности расплатиться с кредиторами.

Данные препятствия носят временный характер и отменяются с истечением срока наказания заявителя.

Ограничения по видам деятельности при оформлении ИП

ИП – бизнес-единица, которая ограничена в выборе видов деятельности. Предприниматель вправе заниматься не любым делом, а только тем, которое ему разрешено как индивидуальному субъекту малого бизнеса. Так, к примеру, он может открыть кафе, но горячительные напитки в этом кафе имеет право продавать, только будучи юридическим лицом. В таком случае само намерение реализовать алкоголь является прямым препятствием для регистрации ИП.

Виды деятельности, закрытые для ИП

Выбирая в качестве формы осуществления хозяйственной деятельности ИП, следует помнить, что есть виды услуг и товаров, производство и реализация которых для предпринимателей без образования юридического лица недоступна. В перечень закрытых для них сфер входят:

  • торговля и производство алкоголя;
  • все, что связано с разработкой, строением, обслуживанием, утилизацией и продажей авиационной и военной техники, оружия, боеприпасов, взрывчатых вещества, пиротехники;
  • ЧОПы;
  • услуги по заграничному трудоустройству граждан;
  • работа инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ;
  • производство и реализация лекарственных и наркотических средств;
  • авиаперевозки;
  • космическая отрасль.

Если в сферу интересов будущего бизнесмена попадает одна из этих областей, ни зарегистрировать ИП с перечисленными видами деятельности, ни внести их в перечень позже будет невозможно.

Регистрация ИП и Уголовный Кодекс

При оформлении ИП существует ряд ограничений, которые касаются лиц, попавших под санкции Уголовного Кодекса. Это судимость и уголовное преследование по следующим статьям:

  • ст. 105 – 125 – преступления против здоровья и жизни (преднамеренное убийство, причинение смерти по неосторожности, вред здоровью, побои, угрозы и другие уголовно наказуемые деяния);
  • ст. 126 – 127 (киднеппинг, торговля людьми);
  • ст. 131 – 135 (действия, связанные с сексуальным насилием и принуждением, также и по отношению к несовершеннолетним);
  • ст. 150 – 157 (преступные действия в отношении детей и нетрудоспособных родителей);
  • ст. 228 – 233 (участие в нелегальном обороте наркотиков);
  • ст. 234 – 248 (незаконное занятие деятельностью, несущей опасность для жизни и здоровья населения);
  • ст.

    Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

    239 – 245 (преступления против нравственности);

  • ст. 275 – 284 (государственные преступления, экстремизм);
  • ст. 205 – 227 (терроризм, незаконный оборот оружия, нарушение общественной безопасности).

Ограничения на регистрацию ИП заявителями с уголовнымнастоящим и прошлым, за исключением случаев полной реабилитации, заключаются в запрете заниматься определенными видами деятельности. К ним относятся:

  • организация молодежных и детских лагерей;
  • любые виды дошкольного, школьного и дополнительного образования детей;
  • все виды профессионального обучения и подготовка абитуриентов к ним;
  • деятельность медицинских и санаторных учреждений, медицинская практика;
  • социальные услуги;
  • любая деятельность в сфере искусства и развлечений;
  • работа учреждений культуры и спорта.

При наличии в заявлении на регистрацию ИП кодов ОКВЭД, соответствующих перечисленным видам деятельности, налоговая инспекция делает запрос в органы МВД об отсутствии судимости у потенциального бизнесмена.

Комментарии

Глава 2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль

Статья 13.2. Плановые (рейдовые) осмотры

Администрация Курской области

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

2. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Все предметы → Предпринимательское право

1. Законы, устанавливающие требования к осуществлению предпринимательской деятельности. ФЗ «О регистрации юридических лиц и ИП» от 8 августа, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 4 мая 2011 г., ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)», ФЗ «О не состоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

2. Законы, регулирующие правовое положение участников предпринимательской деятельности.

Закон о защите юридических лиц и ИП при проведении проверок

ФЗ «Об акционерных обществах, ООО, производственных кооперативах, о государственных и муниципальных предприятиях, о крестьянско-фермерских хозяйствах».

3. Законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности. ФЗ «О рекламе», ФЗ «Об аудиторской деятельности», ФЗ «Об организации страховой дела», ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Законы, регулирующие материальные блага и результаты интеллектуальной деятельности и связанные с ними средства индивидуализации. ФЗ «О коммерческой тайне», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

5. Законы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294 — ФЗ; ФЗ от 7 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей», АПК РФ (посвящён разрешению экономических споров), ФЗ «О третейских судах».

6. Законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ «О специальных защитных андидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О таможенном регулировании».

Существует ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания». Общий порядок — после 10 дней федеральные законы вступают в законную силу после их официального опубликования.

Нарушение прав предпринимателей влечет установленную законом ответственность

Главная / Защита прав предпринимателей

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры области.

При осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в указанной сфере органами прокуратуры области в 2013 году выявлено 4084 нарушения закона, в том числе 736 незаконных правовых актов, на которые принесено 627 протестов, внесено 1057 представлений об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которых 959 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суд направлено 366 исковых заявлений, 101 должностное лицо привлечено к административной ответственности, 10 должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений законов, в порядке ч.2 ст.37 УПК РФ в следственные органы направлены 3 материала для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам разрешения которых возбуждено 1 уголовное дело.

Органы прокуратуры области заинтересованы в сотрудничестве с хозяйствующими субъектами в целях обеспечения законности при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Обращаем внимание, что за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля требований законодательства при организации и проведении проверок в отношении субъектов предпринимательской деятельности статьей 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения, административного штрафа в размере от 3 тысяч до 10 тысяч рублей, дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года.

В соответствии со ст.169 Уголовного кодекса Российской Федерации воспрепятствование должностным лицом с использованием своего служебного положения законной предпринимательской или иной деятельности влечет уголовную ответственность в виде штрафа, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок со штрафом, либо обязательные работы, а в случае причинения крупного ущерба предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

По всем сообщениям о нарушениях прав предпринимателей органами прокуратуры области будут организованы проверки и приняты при наличии оснований меры прокурорского реагирования.

admin