Закон о туристской деятельности

Правовое регулирование осуществления экскурсионной деятельности (Ефимова О.В.)

Экскурсионная деятельность, экскурсия имеет широкое распространение в нашей жизни и воспринимается как вид организованного отдыха.
В то же время следует констатировать, что надлежащего правового регулирования данной деятельности не наблюдается.
Основной нормативный акт, регулирующий организованный отдых, — Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о туризме) <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.05.2012) // Российская газета. 1996. 3 декабря. N 231.
Каким образом соотносятся между собой туристская деятельность и экскурсионная деятельность? Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17) <2> рассматривает данные виды деятельности как равнозначные, поставив их в одном коде как разновидности услуги — 6300000 УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ.
———————————
<2> ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг: утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (ред. от 12.12.2012) (Части I — II, часть III разделы A — C, раздел D (коды 1510000 — 2420000)) // М.: ИПК Издательства стандартов, 1996.
Однако такое утверждение представляется не совсем верным в силу следующих причин.
Основной объект реализации туристской услуги — туристский продукт. В качестве такового Закон о туризме определяет комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Соответственно, экскурсионные услуги представлены в качестве составляющей части туристского продукта.
Данное обстоятельство и последующие, которые мы рассмотрим далее, указывают на специфичность экскурсионной деятельности, но определяют ее в качестве подвида туристской.
Раскрывая основные понятия туристской деятельности, Закон о туризме не содержит дефиниции «экскурсия».
Понять значение данного слова возможно через предложенные Законом о туризме в ст. 1 понятия «экскурсант» и «экскурсовод».
Экскурсия, экскурсионная деятельность обладают следующими признаками:
1. Цель экскурсии — познавательная, а именно ознакомление экскурсантов с объектами показа в соответствующей стране или месте временного пребывания.
Указанная цель позволяет отличить экскурсию от туризма, где цель включает в себя не только познавательную, но и лечебно-оздоровительную, рекреационную (пляжную), физкультурно-спортивную, профессионально-деловую, религиозную и иные цели, не связанные с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Таким образом, если кратковременная поездка направлена на реализацию, к примеру, оздоровительной или религиозной целей, то ее нельзя рассматривать как экскурсию. Так, не будет считаться экскурсией паломничество к религиозным святыням, совершаемое в пределах 24 часов, а соответственно, на такие поездки не будут распространяться правила, регулирующие экскурсионную деятельность.
2. Максимальный период времени по продолжительности экскурсии — до 24 часов.
3. Порядок проведения экскурсии — без ночевки. Следовательно, установленный максимальный срок для осуществления экскурсионной услуги следует исчислять непрерывно. Для туристской деятельности ограничений по времени или порядку проведения законом не установлено. В то же время законодатель указывает, что оказание туристской услуги также имеет определенное временное ограничение. Это следует из определения туризма, данного в ст. 1 Закона о туризме, согласно которому туризм — это временный выезд (путешествия) граждан с постоянного места жительства.
4. Специальный субъектный состав. В качестве исполнителя (экскурсовода/гида) может выступать только профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.
Данная сторона может быть представлена и иными специалистами. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма» (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2012 N 23681) <3> классифицирует должности работников организаций, осуществляющих экскурсионную деятельность на должности руководителей и должности специалистов. К первой категории относится директор (управляющий) экскурсионным бюро, ко второй, помимо экскурсовода, также гид-переводчик, переводчик и организатор экскурсий.
———————————
<3> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма»: зарегистрировано в Минюсте РФ 02.04.2012 N 23681 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 29.
В Приказе N 220н указывается на экскурсионное бюро. Данное лицо упоминается и в иных нормативно-правовых актах <4>. В то же время в основном нормативно-правовом акте, регулирующем отношения, возникающие при реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий (Закон о туризме), не содержится норм, регулирующих возможность существования юридического лица, оказывающего экскурсионные услуги, экскурсионное сопровождение. Такой формы, как бюро, нет и в качестве организационно-правовой формы юридических лиц, определенных в ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации. Более того, исходя из определений субъектного состава экскурсионного правоотношения в ст. 1 Закона о туризме, можно сделать вывод, что в качестве исполнителя экскурсионных услуг выступает только физическое лицо — «профессионально подготовленное лицо». Данное словосочетание вряд ли применимо к юридическому лицу.
———————————
<4> Так, согласно абзацу третьему подпункта 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождаются от НДС операции по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
Исходя из положений указанного Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 N 220н, именно экскурсовод предоставляет экскурсионные услуги в соответствии с утвержденными руководителем экскурсионного бюро маршрутами, технологическими картами. В зависимости от стажа работы по данной специальности различают экскурсоводов I, II категорий и без таковой. Общим требованием является наличие высшего профессионального образования (гуманитарное) и дополнительного профессионального образования в сфере туризма. Каких-либо дополнительных требований к правовому статусу экскурсовода законодатель не предъявляет.
В любом случае сторона исполнителя экскурсионных услуг представлена физическим лицом. Туристские услуги оказывают туроператор, в качестве которого может выступать только юридическое лицо, или турагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).
5. К экскурсионной деятельности закон не предъявляет требований в отношении формирования определенных гарантий для надлежащего выполнения обязанностей. Согласно Закону о туризме для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд, не требуется создание финансового обеспечения.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <5> (далее по тексту — Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Исключение касается случаев, когда указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Конкретизирует нормы данного Закона Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 <6>, которое определяет, что в состав лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие виды транспортного обслуживания:
———————————
<5> Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. 2011. 6 мая. N 97.
<6> Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (ред. от 26.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 15. Ст. 1793.
— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» <7> регулярные перевозки определены как перевозки пассажиров и багажа в соответствии с расписанием по установленному пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта. Экскурсию на автомобильном транспорте к регулярным перевозкам отнести нельзя в силу отсутствия официально утвержденного маршрута и расписания. В силу этого экскурсоводу в данном случае лицензия не требуется.
———————————
<7> Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) // Парламентская газета. 2007. 14 ноября. N 156 — 157.
Таким образом, правоотношения, складывающиеся при оказании экскурсионных услуг (экскурсионного обслуживания), безусловно, имеют ряд специфических черт, выделяющих их в группе туристских правоотношений. Однако экскурсия, выступая частью туристского продукта, определяет экскурсионные правоотношения как вид туристских, что формирует необходимость распространения общих положений законодательства о туризме также и на экскурсионное сопровождение с учетом обозначенных выше особенностей.

Определение термина

Туристская деятельность регулируется российским законодательством. Особая роль при этом принадлежит турфирмам или турагентствам. Это специализированные организации, которые фактически становятся посредниками между потребителями (непосредственно туристами) и поставщиками туруслуг (к ним можно отнести рестораны, гостиницы, транспортные организации, организаторов экскурсий).

В туристской деятельности именно туристские предприятия считаются основными производственными единицами на этом рынке. Необходимость в них возникает, как только потребитель понимает, что не в состоянии самостоятельно обеспечить для себя определенные условия. Эти условия могут быть нескольких видов:

  • длительное пребывание в другом городе или государстве в комфортных условиях;
  • поездка в места с высоким уровнем посещаемости (в таком случае самостоятельный турист может не получить определенные услуги, доступные только группам);
  • поездка, которую в принципе может организовать только турфирма (например, международный отдых на непопулярных направлениях);
  • путешествие сразу в несколько точек с использованием разных видов транспорта.

Федеральный закон

Вся туристская деятельность регулируется федеральным законом. Он был принят в 1996 году. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регламентирует все ситуации, которые могут произойти на этом рынке, устанавливает права и обязанности сторон. Всего в документе девять глав, с которыми должен подробно ознакомиться каждый, кто собирается заниматься бизнесом в этой сфере.

Закон 132 ФЗ «Об основах туристской деятельности» определяет существующие принципы государственной политики, которые направлены на установление единых правил игры для всех участников этого рынка без исключения. Все эти правила должны строго соответствовать российскому законодательству.

ФЗ «Об основах туристской деятельности» регулирует взаимоотношения, которые возникают при реализации гражданских прав россиянами на свободу передвижения, отдых и иных прав во время путешествий по России или за пределы страны. Это же относится к представителям зарубежных стран и лицам без гражданства.

Также закон «Об основах туристской деятельности» подробно определяет порядок максимально рационального использования туристских ресурсов самой Российской Федерации.

Общие принципы и положения

В самой первой главе определяются общие положения, которые необходимы для однозначной трактовки всех понятий, связанных с этой сферой. Закон «Об основах туристской деятельности» формулирует ключевые понятия: что такое въездной, выездной, внутренний, международный и социальный туризм. А также как определить туриста, туристские ресурсы, индустрию, продукт, его реализацию. Под какие определения попадают экскурсанты и экскурсоводы, гиды, инструкторы и проводники. Какие у них есть права и обязанности, описано в законе 132 «Об основах туристской деятельности».

Также уделено внимание таким важным определениям, как экстренная помощь, электронная путевка, система навигации и ориентирования, туристский маршрут.

Во второй статье закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» приведены положения отечественного законодательства, связанные с этой сферой.

Вторая глава целиком посвящена государственному регулированию этой деятельности. В законе № 132 «Об основах туристской деятельности» сформулированы принципы государственного регулирования туристской сферы, полномочия государственных органов власти, а также полномочия субъектов. Описаны права органов местного самоуправления, которые обязаны делать все возможное для создания максимально благоприятных условий, способствующих развитию туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» описывает цели, способы и приоритетные направления в регулировании этой сферы, условия для осуществления своей работы туроператорами, приведен единый реестр турооператоров, составленный на федеральном уровне, а также классификация объектов туриндустрии.

Продвижение туристического продукта

Отдельная глава ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности» посвящена продвижению туристского продукта, его реализации и особенностям формирования. Важное внимание уделено особенностям его реализации туристическими агентами, сформулированы требования к договорам, которые необходимо заключать для организации перевозки туристов, а особенно к договору фрахтования.

В законе «О туристской деятельности в Российской Федерации» расписаны особенности обмена информацией между туристическими агентами, операторами и непосредственно самим туристом, причем этот обмен преимущественно осуществляется в электронной форме. Вводится такое понятие, как электронная путевка.

Глава номер пять закона «Об основах туристской деятельности в РФ» описывает возможные объединения, которые существуют в этой сфере. Это могут быть объединения турагентов, туроператоров или самих туристов, что тоже встречается нередко.

В законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» регламентируется объединение туристических операторов, которые специализируются на выездном туризме, их полномочия, разрешенное имущество, резервный фонд такого объединения. А также размеры и параметры возмещения расходов этого резервного фонда. Особое внимание в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» уделено фонду персональной ответственности, который должен существовать при операторе выездного туризма.

Также существуют и объединения туристов, их деятельность регулируется этим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Отдельная статья о туристских ресурсах.

Главное — безопасность

В законе «Об основах туристской деятельности» важная глава — безопасность туризма. Подробно описано, как туроператоры и турагенты должны обеспечивать безопасность непосредственных потребителей, какие существуют специализированные службы по обеспечению безопасности.

В статье о защите интересов отечественных туристов, которые находятся за пределами страны, описано, как должны вести себя организаторы туров при возникновении всевозможных чрезвычайных ситуаций. В законе «Об основах туристской деятельности» прописаны условия добровольного страхования имущественных интересов российских туристов, которые отправляются на отдых.

Важные положения определяют финансовое обеспечение ответственности туристских операторов на момент вероятного отмена тура и других форс-мажорных обстоятельств. Российское законодательство устанавливает размер финансового обеспечения, существующие основания для оформления страховых выплат, порядок осуществления этих выплат, положения договора страховой ответственности туроператоров, отчетность и учет, которую обязаны вести организации туристской деятельности.

Основные направления

К основным направлениям деятельности туристских предприятий относят регулирование, развитие и поддержка деятельности в этой сфере в области въездного, детского, социального и других видов туризма.

В нашей стране к основным направлениям государственной политики в этой области относится целый перечень факторов, которые мы разберем отдельно.

  1. Привлечение россиян к максимально рачительному и рациональному использованию своего свободного времени на отдыхе, проведение содержательного досуга, знакомство с культурным и историческим наследием своей и зарубежных стран, а также их природной и животной средой.
  2. Важное направление — обеспечение сохранения и использования туристских ресурсов, превращение туризма в максимально рентабельную и прибыльную отрасль современной экономики, формирование эффективной системы для обеспечения потребностей как во внутреннем, так и во внешнем туризме.
  3. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы в отрасли туризма, чтобы она соответствовала современному и международному законодательству, всем нормам и правилам.
  4. Охрана государственных интересов в этой сфере.
  5. Формирование благоприятного валютного, налогового, пограничного, таможенного, а также иных видов контроля, которые могли бы способствовать благоприятному развитию туристической отрасли.
  6. Создание благоприятных экономических условий, которые способствовали бы развитию туризма в стране.
  7. Появление дополнительных льготных условий для развития экскурсионной и туристской работы среди не только взрослых, но и молодежи, подростков, инвалидов, а также представителей малообеспеченных слоев населения.
  8. Привлечение иностранных и национальных инвестиций в развитие туристской индустрии.
  9. Формирование порядка для сертификации, стандартизации и лицензирования в области туризма.
  10. Внедрение системы статистической отчетности всех субъектов туристской деятельности.
  11. Создание равных возможностей для всех участников этого рынка, независимо от формы и вида собственности предприятия, содействие равноправной конкуренции, обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства, жесткое пресечения любого вида нарушений.
  12. Обеспечение безопасности туристов, отдыхающих как внутри страны, так и за ее пределами, а также защита их имущества, прав и интересов.
  13. Развитие и поддержка регионального туризма, формирование туристских центров, которые имели бы выгодные условия для приоритетного и успешного развития данной индустрии.
  14. Планомерное развитие и организация системы научного обеспечения данной отрасли, решение вопросов подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации кадров, работающих в данной сфере.
  15. Развитие сотрудничества с международными и зарубежными организациями, работающими в этой же отрасли, также заключение двухсторонних соглашений в отрасли туризма, определение механизма их реализации.

Для осуществления реализации данной политики в области туризма ведется стимулирование дальнейшего развития международного и внутреннего туризма, также власти работают над максимально эффективным использованием историко-культурного и природного потенциалов, которые помогут создавать единый и, что важно, конкурентоспособный туристский комплекс.

Функции отрасли

Туристская деятельность в РФ в наше время является одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей. Заниматься этим бизнесом не только выгодно, но и важно для развития всего государства, обеспечения его граждан возможностью полноценно отдыхать и развиваться.

Ведь именно туристская отрасль выполняет функции, которые важны для решения государственных задач в области социальной политики. Подробно расскажем об основных функциях этой отрасли.

  1. Познавательно-образовательная функция позволяет пополнять собственные знания, пополнять имеющийся у вас запас представлений об окружающем мире и природной среде. Именно благодаря туризму происходит одно из самых эффективных в образовательном плане знакомств с историей и культурой своего региона, страны, а также зарубежных государств, малых и средних народов других стран.
  2. Воспитательная функция помогает планомерному формированию нравственных, моральных и эстетических качеств современного гражданина, прививание ему любви к окружающему миру.
  3. Культурная функция помогает значительно повышать культурный уровень граждан страны, что отражается на общем уровне образования населения.
  4. Оздоровительно-релаксационная функция. Благотворное воздействие природы на человека помогает ему восстанавливаться умственно, физически и эмоционально. Из правильно организованного отпуска человек возвращается качественно отдохнувшим, с новыми силами для того, чтобы продуктивно включиться в рабочий процесс, трудиться более эффективно, демонстрируя высокую производительность в отличие от того, кто в отпуске не бывал.
  5. Спортивная функция. Большое количество туристических программ связаны с укреплением состояния здоровья человека и его физической подготовкой. Например, к такому виду отдыха относятся туристические походы, сплавы на байдарках, покорение горных вершин.
  6. Социально-экономическая функция способствует рациональному использованию свободного времени гражданина, а также способствует занятости населения, ликвидации безработицы, повышению уровня жизни в стране. Все это служит важными факторами в развитии и стабилизации национальной экономики.

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех государствах на планете туризм играет важную роль, занимая одно из лидирующих мест в экономике всего мира. В некотором количестве стран именно эта отрасль официально является основой формирования и пополнения местного бюджета, основной статьей национального дохода, например, это Египет, Куба, Таиланд.

Если верить прогнозам экономических аналитиков, в ближайшем будущем значение и важность туристической отрасли в мировой экономике будет только повышаться, у этой сферы весьма высокие, устойчивые и стабильные темпы развития.

Туризм во все времена был важным источником для создания рабочих мест по самым разным специальностям — экономическим, гуманитарным, рекламным. В отдельных государствах в данной сфере задействованы до 10 процентов жителей.

Россия к таким странам, конечно, не относится, в нашем государстве есть отрасли экономики, которые приносят бюджету значительно большую прибыль, чем туризм. Но при этом развитию этой сферы уделяется повышенное внимание. В некоторых регионах, в основном на юге страны, туризм считается основной региональной экономики.

Задачи отрасли

В современной России туризм решает ряд важнейших задач. Основная из них — это создание конкурентоспособного рынка, на котором было бы комфортно всем его участникам.

В данный момент на международном рынке туристских услуг сохраняется жесточайшая конкуренция. Многие страны ведут агрессивные рекламные кампании, привлекая как можно больше число туристов. В России есть свои особенности, которые могут заинтересовать определенных потенциальных туристов, но с государствами, которые расположены южнее, конкурировать непросто. К тому же свою роль в этом играют экономическая ситуация и социально-экономическое положение в государстве.

Для того чтобы создать в России конкурентоспособный рынок туристских услуг, делается немало. В первую очередь для этого необходимо решить задачу по продвижению туристского продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для этого используется реклама и другие информационные ресурсы.

При этом стоит, естественно, отличать рекламу туристических фирм от рекламы туристического потенциала страны в целом. Это две разные вещи, федеральные органы власти в первую очередь нацелены на создание благоприятного имиджа страны, рекламируя ее как государство, благоприятное для развития туризма и ожидающее большое количество новых туристов, — как самостоятельных, так и в составе организованных групп.

Бюджетные средства на продвижение туристского продукта на территории России выделяются достаточные, с каждым годом их стремятся увеличивать, реклама дается на крупных международных выставках, в которых участвуют крупнейшие турфирмы планеты, в зарубежных и отечественных средствах массовой информации. В последнее время активно стала использоваться наружная реклама на билбордах, Федеральное агентство по туризму призывает отдыхать исключительно в России.

Еще одна задача, которую необходимо решить в этой сфере, это развития инфраструктуры: строительство и ремонт гостиниц, хостелов, создание комфортных условий для привлечения инвестиций в эти сферы. Помимо мест размещения, необходимо уделять пристальное внимание развлечениям, объектам показа, ресторанам и всему, что может быть связано с досугом туристов. Ведь это крупный межотраслевой комплекс, в котором многое зависит от планомерного развития разных сфер деятельности. Поэтому и работа Федерального агентства по развитию туризма в России направлена на создание условий для развития этой инфраструктуры, это одна из главных задач отрасли.

В последние годы во многих регионах России наблюдается настоящий строительный бум в сфере гостиничного бизнеса. Это связано с развивающимися в туристском направлении южными областями и республиками и, конечно, с чемпионатом мира по футболу в России. Как следствие, развитие ресторанного бизнеса, эти процессы сильно взаимосвязаны между собой.

Наконец третьей важной задачей является повышение качества предоставляемых услуг. Как отмечают эксперты, сейчас оно находится на весьма низком уровне, основная проблема остается в нехватке квалифицированных кадров, их подготовка — важная задача, которую Федеральное агентство по туризму стремится решать вместе с министерством образования.

Основные проблемы в сфере туризма связаны в первую очередь с развитием внутреннего туризма в российских регионах. В большинстве областей, республик развивать въездной туризм не представляется возможным из-за ряда вполне конкретных препятствий в бытовом плане. Это нехватка гостиниц и хостелов высокого уровня, слишком высокая стоимость предоставляемых услуг, которая к тому же не соответствует их качеству. Эти факторы приводят к тому, что жители России часто выбирают курорты Турции вместо отдыха на отечественном Черноморском побережье, потому что там дешевле, интереснее и комфортней.

В целом отрасль в стране страдает из-за низкого уровня туристической культуры, часто неудовлетворительного уровня обслуживания. Туристической инфраструктуре России предстоит еще долго совершенствоваться, чтобы стать конкурентоспособной и тягаться со многими зарубежными курортами. Например, проблемы заключается в том, что большое количестве гостиниц и отелей были построены и оборудованы в советские годы, когда требования к обслуживанию и комфорту обычных постояльцев были в разы ниже. Сегодня многие гостиницы требуют капитального ремонта и качественного улучшения. Их внешний вид и качество предоставляемых услуг совершенно не соответствуют общепризнанным параметрам. К тому же необходимо не только реконструировать старые гостиничные комплексы, но и строить новые.

Хватает нерешенных проблем и в других областях. Это неблагоприятный образ России в глазах иностранцев, который только в последнее время удается менять в лучшую сторону благодаря Олимпиаде и чемпионату мира по футболу. К тому же в стране сохраняется сложный визовый режим, попасть сюда для большинства иностранцев оказывается проблематичным.

Еще один фактор заключается в том, что в отечественном туризме немного денег закладывают на проведение рекламных кампаний, дефицит наблюдается даже в количестве современных и комфортабельных автобусов, которые должны перевозить туристов. Для иностранных гостей не хватает информационных ресурсов на зарубежных языках, в первую очередь речь идет о картах, справочниках, уличных указателях, буклетах. Недостаточно развита индустрия развлечений, к иностранным гражданам нередко наблюдается неадекватное отношение со стороны таможенников, сотрудников правоохранительных органов, а в российских гостиницах слишком низкое качество обслуживания, что нередко шокирует иностранных гостей.

Только решив все эти проблемы, российский туристический бизнес, наконец, сможет рассчитывать на развитие, повышение потока иностранных гостей, интерес со стороны соотечественников к отдыху в российских регионах вместо того, чтобы уезжать на зарубежные курорты, вкладываясь в развитие экономики других государств.

admin