Закон о растаможке

Что это и для чего нужна

Инфо Таможенное оформление – обязательная процедура, которая проводится вне зависимости от того, ввозится ли автомобиль в страну на некоторое время или с целью долгосрочной эксплуатации. Она позволяет легализовать транспортное средство зарубежной сборки. Многие этим охотно пользуются и даже приобретают таким образом коллекционные и раритетные машины.

Растаможка авто проводится, в первую очередь, с целью проверки законности его эксплуатации на территории России. Между тем, регулируя величину пошлины, государство еще и защищает свои экономические интересы, а также интересы отечественных производителей. Именно поэтому прохождение пограничного контроля – обязательная процедура для любого ввозимого из-за границы транспортного средства. Ее обязаны проходить, в том числе:

  • Частные лица и организации, завозящие авто с целью продажи;
  • Физические лица, купившие автомобиль для использования в своих личных целях;
  • Владельцы автомобилей, зарегистрированных за границей, въезжающие на территорию России.

Важно Процедура оформления авто на таможне регулируется Таможенным Кодексом РФ. Этот же документ предусматривает строгие меры ответственности за нелегально ввозимые в Россию транспортные средства.

Ознакомиться с требованиями, изложенными в нем, рекомендуется как минимум дважды:

  • перед покупкой авто;
  • перед пересечением границы.

Как проводится

Процедура растаможки авто включает в себя следующие этапы:

  • Предварительно рассчитать и заплатить таможенную пошлину;
  • Получить расписку от сотрудников таможни;
  • Предъявить работникам таможенной службы необходимые документы;
  • Передать автомобиль на стоянку временного хранения;
  • Получить паспорт транспортного средства;
  • Поставить автомобиль на регистрационный учет.

Внимание Постарайтесь определить размер таможенной пошлины еще до того, как будете пересекать границу. Перечислять денежные средства также рекомендуется за 2-3 дня до прохождения пограничного контроля.

Это важно сделать для того, чтобы сократить сроки регистрации авто к минимуму. Оплатить налог можно прямо в таможенном пункте, при наличии кассы, либо в любом ближайшем банке.

Законодательство отводит на процедуру регистрации ввезенного автомобиля 72 часа. Но в отдельных ситуациях этот срок может варьироваться от 1 до 15 дней. Окончательный срок зависит от степени занятности сотрудников таможенной службы и соответствия представленных владельцем ТС документов необходимым требованиям.

Стоимость и пошлины

Сегодня уже ни для кого не секрет, что стоимость движимого имущества за рубежом может быть в разы ниже, чем в России. Однако в нашей стране были установлены довольно жесткие условия по транспортировке транспортных средств из-за рубежа. Это было сделано с целью снижения потока ввоза зарубежных машин и поддержки отечественного автопроизводителя. Поэтому иногда случается так, что цена растаможки выходит почти в половину стоимости автомобиля, и сэкономить таким способ у предприимчивых автолюбителей, к сожалению, не получается.

Рассчитать стоимость всех налогов лучше заранее, еще перед покупкой. Это необходимо, чтобы определить, окажется ли данное решение выгодным. Перечислим, что именно входит в эту сумму:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Акцизный сбор;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).

Конечно же, все эти налоги не берутся из ниоткуда и установлены на законодательном уровне. Сумма может быть абсолютно разной для каждого водителя – ее обычно рассчитывают, исходя из технических особенностей конкретного автомобиля. Итак, стоимость пошлины зависит сразу от нескольких факторов:

  • Тип автомобиля (легковой или грузовой);
  • Страна-производитель машины;
  • Рыночная стоимость транспортного средства;
  • Технические характеристики авто (объем, мощность и тип двигателя);
  • Год выпуска автомобиля;
  • Юридический статус лица, ввозящего ТС из-за границы.

Важно Для отдельных категорий граждан предусмотрены соответствующие таможенные льготы. В эту группу обычно входят люди, постоянным местом жительством которых является Россия, а также лица, официально признанные беженцами или переселенцами.

Сюда же причисляют лиц, переезжающих в нашу страну на постоянное место жительства. Это значит, что все эти автовладельцы могут ввозить на территорию России свои транспортные средства, не оплачивая при этом таможенную пошлину и другие финансовые взносы. Однако право на беспошлинную растаможку предоставляется только один раз в год и всего лишь на один автомобиль.

Особенности ввоза из разных стран

Сегодня на российских дорогах то и дело можно встретить автомобили буквально с противоположных концов света. Между тем, ввоз транспортных средств из разных стран имеет свои особенности, о которых не стоит забывать еще на этапе покупки. Так, например, таможенное оформление машин из Японии, Кореи или США — уже давно не редкость. Такие автомобили часто ввозят в Россию как частные лица, так и коммерческие организации. Но выгодна такая покупка или нет – довольно спорный вопрос, так как сюда нужно сразу включать все затраченные на доставку расходы, а также стоимость брокерских и других посреднических услуг.

Более оптимален с этой точки зрения ввоз из-за границы европейских автомобилей, ведь зачастую там они гораздо дешевле, чем у нас в России. Однако и в этом случае стоит заранее изучить все нюансы таможенного законодательства. Тем более, что правила и стоимость растаможки будут отличаться, в зависимости от страны производителя. Имеет смысл выбрать страну с более дешевым коэффициентом таможенного сбора.

Стоит также иметь в виду, что на территории всех стран Таможенного союза действует единое таможенное законодательство. Это значит, что ввозить к нам автомобиль из Казахстана, Белоруссии, Армении или Киргизии будет гораздо выгоднее. Беспошлинная растаможка, действующая в этом случае, позволяет покупать автомобили в соседних регионах и без дополнительных затрат регистрировать их на территории России. Оплатить придется лишь утилизационный сбор, но эти затраты все равно будут в разы меньше, чем стоимость ввоза машины из Германии или Франции.

Штрафы за нарушения

Внимание Согласно таможенному законодательству, у водителя, прибывшего на территорию РФ на незарегистрированном автомобиле, есть ровно сутки на растаможку. Этот срок начинается сразу после того, как он пересечет границу. В противном случае автовладелец будет считаться нарушителем закона, а значит, понесет административную ответственность. Это касается и всех лиц, уклоняющихся от уплаты таможенной пошлины.

Помимо штрафа в размере от 500 до 2500 тысяч рублей водителя нерастаможенного авто ожидает временная конфискация его личного транспортного средства. Данный вид наказания предусмотрен, в том числе, за следующие нарушения:

  • Несоблюдение сроков оплаты таможенных платежей;
  • Нарушение сроков подачи таможенной декларации и других документов сотрудникам ФТС;
  • Ввоз автомобиля с установленным на нем запретом;
  • Нарушение сроков временного вывоза автомобиля.

Инфо В отдельных случаях водителю может грозить уголовная ответственность – например, за систематическое уклонение от уплаты таможенных сборов.

Если общая сумма задолженности в таком случае превысит 1 миллион рублей, ему выписывают дополнительный штраф в размере до 100 тысяч рублей. В качестве альтернативы нарушителю могут также назначить исправительные работы либо лишение свободы сроком на 2 года.

Время чтения: 8 минут

Редкий автомобилист, побывавший за границей, не обратил внимание на то, что стоимость транспортных средств в Европе или США гораздо ниже, чем в России. Ту же особенность отмечают и посетители зарубежных автомобильных сайтов. Неудивительно, что у многих возникает желание приобрести машину поновее, с большим количеством опций или сменить класс своего автомобиля на более высокий. Несмотря на строгие экологические требования и рост пошлин, число водителей, которых интересует растаможка авто в 2019 в России, не уменьшается.

Что такое растаможка

Чтобы разобраться в преимуществах и недостатках приобретения авто за рубежом, для начала следует определиться с тем, что такое растаможка автомобиля. Под распространенным понятием «растаможка» подразумевается таможенное оформление определенных товаров, ввозимых в Россию из-за границы. Порядок ввоза авто для личного пользования довольно сложен и требует немалых финансовых вложений.

Таможенное законодательство время от времени претерпевает изменения. Некоторые проходят незаметно, другие вызывают бурю эмоций со стороны россиян, которые планируют ввозить товары из-за рубежа.

Серьезные перемены произошли в 2010 году с принятием Таможенного кодекса союза ЕАЭС. Теперь в число его членов входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. На территории этих государств действуют единые таможенные правила, поэтому вопрос, как растаможить автомобиль, зарегистрированный в одной из перечисленных стран, уже неактуален.

В связи с частыми случаями мошенничества на автомобильном рынке, перед покупкой недорогой машины с рук следует убедиться в том, что все ее документы легальны. Невысокая цена может означать, что авто пригнано из-за рубежа и не подверглось процедуре оформления в РФ. Поэтому если автомобиль не растаможен, это значит, что к цене, указанной в объявлении, придется добавить чуть ли не половину его стоимости.

С привлекательными условиями покупки ТС можно ознакомиться в статье: «Растаможка авто из Белоруссии».

Наказание за несоблюдение закона

Если водитель сознательно пытается действовать в обход таможенных требований, ему нужно знать, что будет, если не растаможить автомобиль. Федеральное законодательство (гл.16 КОАП РФ и ст. 194 УК РФ) предусматривает строгие меры пресечения за ввоз нерастаможенного ТС.

Если водитель несет административную ответственность:

  • размер штрафа может достигать 3-кратной стоимости авто;
  • возможна конфискация машины;
  • штраф до 2 500 рублей заплатят водители, предоставившие в таможенные органы недействительные документы на ТС.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (более 1 млн рублей) предполагает:

  • штрафы от 100 000 рублей;
  • обязательные/принудительные работы в течение 2 лет;
  • лишение свободы до 2 лет.

При особо крупных размерах платежей (3 млн рублей):

  • штраф от 300 000 рублей;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • до 5 лет лишения свободы.

Таким образом таможенное оформление товаров, в том числе автомобилей, позволяет регулировать ввоз транспортных средств на территорию РФ и контролировать соблюдение российского законодательства.

Особенности ввоза без растаможки

Узнав, сколько стоит растаможить машину в России, автомобилист может решить, что этот вариант ему не подходит. Однако существуют легальные пути ввоза нерастаможенного авто, поэтому не стоит отказываться от возможности купить качественную иномарку по более доступной цене, чем на отечественном рынке. Тем не менее есть и негативные стороны такой покупки, в частности, ограничение на срок использования ТС. К тому же право эксплуатации нерастаможенного авто имеет небольшой круг граждан РФ.

О том, какие существуют способы ввоза машины без оплаты таможенных пошлин, читайте в отдельном материале: «Авто без растаможки».

Нужно признать, что российские потребители с нетерпением ожидали изменений, связанных с присоединением к ВТО, ведь от потенциальных членов этой организации ожидается, что они сделают свой рынок более доступным для импортеров. Одним из условий для России было снижение таможенных сборов на транспортные средства.

Хотя размер пошлины и в самом деле сократился на 5%, сразу же после вступления России в ВТО власти установили утилизационный сбор. В результате покупатели не ощутили понижения пошлин.

Как растаможить авто

Солидный таможенный сбор, а также экологические требования косвенно защищают интересы отечественного автопрома. Для простых же граждан эти параметры означают ограничение выбора. В связи с этим ответ на вопрос, как выгодно растаможить авто в России, не очень утешителен.

Стоимость таможенного оформления по-прежнему остается настолько высокой, что говорить о некоторой выгоде возможно будет лишь в 2019 году – именно тогда прогнозируется очередное снижение пошлин, до 15%.

Вместо того чтобы искать полулегальные способы, как дешевле растаможить авто, стоит исследовать, нет ли у водителя законного права на льготную растаможку. Например, такое право предоставляется инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, даже если сам он не в состоянии эксплуатировать ТС. Еще один вариант экономии — попытаться оформить Tax Free Cheque. В этом случае можно рассчитывать на возврат НДС при выезде из страны, где был куплен автомобиль.

Сэкономить можно и на покупке автомобиля. Как? Например, автохаусы Германии, продавая авто с пробегом, срок гарантии на который уже истек, предлагают клиентам дополнительный гарантийный срок еще на 1–2 года. Отказавшись от этой услуги, можно получить значительную скидку при покупке машины.

Подробнее читайте в статье: «Растаможка авто из Германии».

Преимущества есть и у лиц, получивших статус переселенца/беженца, участников программы по возвращению соотечественников, а также у покупателей старинных моделей авто. Легализация транспортных средств переселенцев происходит без уплаты таможенной пошлины.

Растаможка ретроавтомобилей старше 30 лет тоже происходит по упрощенным правилам, однако чтобы воспользоваться льготами, следует убедиться, что данная модель действительно представляет собой культурную ценность.

Правила оформления

Новые условия растаможки авто коснулись прежде всего требований экологичности. Если раньше можно было ввезти машину с классом Евро-4, то с 2016 года применяется стандарт Евро-5 (с некоторыми ).

Попытка обойти экологические правила растаможки автомобиля путем покупки фальшивой декларации может закончиться административным наказанием в виде штрафа.

Ужесточенное требование сократило число машин, которые можно ввезти по приемлемой цене. Тем же, кто мечтает о дорогом или редком автомобиле, который не производится на территории РФ, при оформлении придется расстаться с немалыми средствами.

Нужно отметить, что растаможка авто старше 30 лет происходит по другим правилам, ведь требования к безопасности на них не распространяются. Об этом речь идет в Постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 (ред. от 15.07.2013, с изм. от 08.04.2014) «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

Правила растаможки авто в России учитывают также способ ввоза. Если новый собственник сам пересекает границу за рулем купленного автомобиля, он должен задекларировать ТС как сопровождаемый багаж (заполнив форму ТД-6).

Переправляя авто другим образом, он заявляет его как несопровождаемый багаж и указывает тип транспорта, который доставляет товар в РФ.

Алгоритм легализации ТС

Согласно правилам, покупатель должен произвести предварительный расчет стоимости авто, внести таможенное обеспечение на счет подразделения ФТС и получить расписку и сертификат в качестве подтверждения. Если сумма пошлины в итоге окажется ниже, лишние средства будут возвращены по запросу в течение 1–1,5 мес. Поскольку деньги перечисляются безналичным способом, рекомендуется провести оплату заранее, чтобы к моменту оформления нужная сумма оказалась на счете таможенной службы.

В зависимости от таможенного органа может отличаться регламент подачи уведомления о явке, а также место предъявления автомобиля. Однако в порядок растаможки авто обязательно входит процедура так называемой таможенной очистки:

  • оплата необходимых платежей;
  • таможенное оформление;
  • различные административные мероприятия по легализации груза.

Автомобиль гражданина, подавшего документы, должен пройти таможенный транзит. Инспектор службы выдаст транзитную декларацию ДКДТС с указанием даты посещения владельцем подразделения, принявшего денежное обеспечение, и зарегистрировать ТС. Место и срок доставки автомобиля зависят от расстояния между пунктом пропуска и таможней оформления.

В указанный день оформляемый автомобиль отправляется на специальный склад, где государственный служащий проверяет соответствие ТС данным, указанным в документах. Затем владелец получает паспорт транспортного средства (ПТС) и подтверждение оплаты пошлин (ТПО). Без этих документов он не сможет поставить машину на учет в ГИБДД.

Опаздывать на таможенное оформление категорически не рекомендуется. В противном случае опоздавшему придется писать объяснительную записку. Если причина будет недостаточно весомой, он может подвергнуться административному штрафу в размере 3- МРОТ (в 2019 году минимальный размер оплаты труда составляет 11 280 руб.).

Пакет документов

Чтобы основательно подготовиться к процедуре оформления, следует уточнить, какие документы нужны для растаможки авто. При пересечении границы РФ на машине, зарегистрированной в другой стране, водитель должен предоставить:

  1. Заявление на оформление авто.
  2. Комплект документов, полученный от продавца (справки, идентифицирующие автомобиль, подтверждение права собственности, иностранный техпаспорт), а также их копии.
  3. Расписку и сертификат, подтверждающие факт перечисления таможенного обеспечения.
  4. Заполненную декларацию ТД-6.
  5. Внутренний паспорт заявителя.
  6. Уведомление о прибытии на склад временного хранения (СВХ).
  7. Страховой полис на автомобиль.

Если заявитель относится к льготной категории граждан, он должен обосновать свой статус, предоставив в таможенный орган произвольно составленное заявление, в котором приводит обстоятельства, дающие право рассчитывать на льготы.

Уплата налогов

Растаможка транспорта на таможне производится после оплаты:

  • таможенного сбора;
  • таможенных пошлин и налогов;
  • .

В отличие от сбора, взимаемого за оформление товара, в том числе ТС, таможенный налог на автомобиль уплачивается по единым ставкам, в зависимости от ряда характеристик машины. Этот вопрос следует рассмотреть более подробно.

Как формируется размер пошлины

Цена растаможки автомобиля зависит от нескольких параметров:

  1. Возраст (при расчете стоимости принимаются во внимание промежутки 1–3 года, 3-5 лет и старше 5 лет; растаможка нового автомобиля без пробега с мощным двигателем обойдется покупателю дороже всего);
  2. Стоимость;
  3. Объем и тип двигателя (например, если речь идет о бензиновой или дизельной машине, то дешевле растаможить менее вредный для экологии «бензин»);
  4. Тип ТС (вычисление размера пошлины для легковых и грузовых автомобилей производится по разным формулам. К тому же растаможка грузовых авто в России происходит с учетом их грузоподъемности, а утилизационный сбор исчисляется исходя из ставок для юрлиц);
  5. Страна-производитель (налог на растаможку авто будет несколько ниже, если гражданин покупает изделие российского производителя);
  6. Юридический статус покупателя.

Значительно выше стоимость растаможки авто в России в 2019 году для юридических лиц, а также физлиц, которые покупают машину для коммерческого использования.

Если физлица, приобретающие машину для личного пользования, вычисляют размер налога по ЕТС — единой таможенной ставке, то юрлица должны рассчитывать пошлину по СТП — совокупному таможенному платежу.

Сколько стоит растаможка автомобиля в России в 2019 году, зависит еще и от способов легализации иномарки. Водитель имеет право:

  • самостоятельно оформить документы при ввозе авто на таможне;
  • воспользоваться услугами таможенного брокера;
  • купить нерастаможенный автомобиль на месте и легализовать его согласно требованиям законодательства.

Узнав подробности, связанные с начислением платежей, водители понимают, почему растаможка авто такая дорогая и начинают обращать более пристальное внимание либо на отечественную продукцию, либо на импортные модели, собираемые в РФ.

Расчет пошлины

В интернете есть немалое количество таможенных калькуляторов, которые подскажут, как рассчитать растаможку машины. Чтобы получить достоверный результат, желательно обращать внимание на сервисы, которые учитывают изменения в законодательстве и реагируют на колебания валютного рынка.

Перед тем как рассчитать растаможку автомобиля на этом калькуляторе, нужно выяснить два параметра: возраст автомобиля, который рассматривается как возможное приобретение, и объем двигателя. Стоимость ТС не играет существенной роли, если, конечно, речь не идет о машине возрастом до 3 лет.

В этом случае таможенная стоимость авто рассчитывается с помощью специальных – приведенный по ссылке актуален для рынка ЕС.

В том, как посчитать растаможку авто, охотно помогут таможенные брокеры. Они профессионально занимаются не только консультированием, но и очисткой грузов, поэтому подскажу варианты, при которых ставки были бы максимально приемлемыми.

Таблица вычисления платежей

Размер таможенного сбора установлен законодательством РФ и зависит от стоимости транспортного средства. Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», для автовладельцев действуют следующие тарифы на растаможку авто:

Таможенная стоимость авто (руб.) Сумма сбора (руб.)
до 200 тыс. включительно 500
200 тыс. 01 коп. – 450 тыс. 1000
450 тыс. 01 коп. – 1200 тыс. 2000
1200 тыс. 01 коп. – 2500 тыс. 5500
2500 тыс. 01 коп. – 5000 тыс. 7500
5000 тыс. 01 коп. – 10000 тыс. 20000
10000 тыс. 01 коп. – 30000 тыс. 50000
Свыше 30000 тыс. 01 коп. 100000
Мотоциклы 250

Наряду с автоматическим расчетом таможенных платежей можно воспользоваться информацией, которую содержит таблица растаможки авто.

Эквивалент стоимости (€) Единая ставка (% от таможенной стоимости или согласно рабочему объему двигателя)
до 8 500 54% или не меньше 2,5 €/1 см3
от 8 500 до 16 700 48% или не меньше 3,5 €/1 см3
от 16 700 до 42 300 48% или не меньше 5,5 €/1 см3
от 42 300 до 84 500 48% или не меньше 7,5 €/1 см3
от 84 500 до 169 000 48% или не меньше 15 €/1 см3
свыше 169 000 48% или не меньше 20 €/1 см3

По несколько иному принципу рассчитывается пошлина за автомобили с пробегом.

Объем двигателя (см 3 ) Единая ставка
Возраст 3 – 5 лет Возраст более 5 лет
до 1 000 1,5 €/см 3 3 €/см 3
от 1 000 до 1 500 1,7 €/см 3 3,2 €/см 3
от 1 500 до 1 800 2,5 €/см 3 3,5 €/см 3
от 1 800 до 2 300 2,7 €/см 3 4,8 €/см 3
от 2 300 до 3 000 3 €/см3 5 €/см 3
свыше 3 000 3,6 €/см3 5,7 €/см3

Выводы

Поскольку при проведении расчетов выясняется, что цены на растаможку авто в России зависят от возраста ТС и объема двигателя, стоит обратить внимание на малолитражки до 5 лет или набирающие популярность электромобили. Если машина приобретается «для себя», расходы на таможенную очистку ниже, чем при покупке авто на юридическое лицо.

Составляя смету, следует внести в статью расходов еще и стоимость доставки автомобиля (топливо или аренда ТС-доставщика).

К тому же следует учесть, что, хотя физическое лицо может оформлять автомобиль самостоятельно, на практике это оказывается сложным делом. Многие новоиспеченные автовладельцы предпочитают поручить оформление брокерам. Однако за их услуги придется заплатить от 10 000 до 25 000 рублей, в зависимости от страны происхождения предмета покупки.

Новый закон о запрете на ввоз и регистрацию праворульных автомобилей – правда или нет?

«Праворукие», как их часто называют, автомобили – это немного менее безопасно при определённых манёврах на дороге, но недорого. Первый из нюансов периодически возбуждает у законодателей инициативы по их запрещению эксплуатации в России. Но по новым распространяющимся данным стала известна дата – 1.07.2019 года. Якобы с этого дня вступает в силу новый закон о запрете праворульных машин в нашей стране. По одной информации, будет ограничено право на использование, по другим данным – регистрация, продажа и ввоз таких авто. Насколько это соответствует правде, давайте выяснять!

Сначала выясним, о чём говорит большинство изданий в сети интернет. Речь идёт о том, что якобы с 1 июля 2019 года будет затруднён ввоз праворульных транспортных средств на территорию России – это самая распространённая версия на сайтах и форумах. Но существуют и иные:

  • запрет по новому закону с 1.07 2019 года будет распространяться только на праворульные автобусы и спецтехнику,
  • будет ограничен как ввоз, так и регистрация в ГИБДД таких автомобилей,
  • с этой даты полностью запретят правый руль, в том числе эксплуатацию и использование таких машин на дорогах РФ.

При этом, издания ссылаются на недавние изменения в Техническом регламенте о безопасности колёсных транспортных средств, а также вступление в силу некоего Решения Коллегии Евразийской комиссии №219.

Нет… Если вы владелец обычного легкого автомобиля с правым расположением руля, то вас это не касается. Но уточним правдивую информацию!

В действующем на 2019 год Техрегламенте, на самом деле, существует запрет на использование машин с правым рулём. Этот запрет далеко не новый и действует ещё с начала 2015 года. Вот только касается он определённой категории транспортных средств.

Раздел 4, пункт 19 буквально предписывает следующее:

19. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий M2 и M3.

Обратите внимание на обозначение категорий M2 и M3. Если подняться по тексту регламента немного выше, то можно найти таблицу их обозначений и выяснить, что:

  • M2 – это автомобили для перевозки пассажиров с числом мест более 8 (кроме сиденья водителя) и допустимой массой до 5 тонн,
  • M3 – всё то же самое, только с допустимой массой более 5 тонн.

То есть это автомобили, для которых требуется категория D водительского удостоверения, и на них, действительно, действует запрет праворульных машин. Но на легковые и даже грузовые авто этот запрет не распространяется, поэтому информация из заголовка статьи является неправдой.

То, что изменения в законодательстве всё же были. Но они несвежие и датируются концом 2018 года. Вступило в силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №219 О перечне ГОСТов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.

Данный документ вводит в действие список стандартов, которые сами по себе не являются обязательными, а только добровольными, но при следовании которым обеспечивается соблюдение Техрегламента.

Таким образом, в число таких ГОСТов попали и те, что вводят обязательную сертификацию праворульных машин для получения свидетельства о безопасности конструкции ТС (СБКТС). И именно обязательная сертификация несколько усложняет ввоз «праворуких» авто на территорию России.

Обратите внимание, что дата «1 июля 2019 года» здесь совершенно ни при чём. Указанное Решение вступило в силу 27 января 2019 года, и новые правила ввоза праворульных автомобилей действует именно с этой даты. Да, это новый закон, но, при этом, нет никакого запрета на ввоз авто с правым расположением системы управления – есть только некоторое усложнение их ввоза. Последнее станет причиной также запрета на регистрацию несертифицированных «праворуких» машин и, соответственно, их последующую эксплуатацию.

Нет. Речь идёт лишь о новых правилах ввоза в Россию праворульных машин. Распил же не требует никакой сертификации, а также растаможки, потому как ввозятся отдельные запчасти и компоненты автомобилей, поэтому на него никаких ограничений нет.

Просят потерпеть

В 2010 году российский рынок автомобилей вырос на 30%. На мой взгляд, существенная заслуга в этом принадлежит программе утилизации. Согласен, что есть определенный риск замедления роста рынка со сворачиванием этой программы. Именно поэтому мы предложили концепцию постепенного выхода из нее, не сделали резкой остановки этой программы. Она идет и сегодня. Тот темп, который мы имеем сейчас по обращению за свидетельствами об утилизации, показывает, что рынок движется в сторону естественного спроса, и считаю, что первое полугодие 2011 года, пока мы будем завершать программу, позволит рынку войти в стадию естественного развития, и мы не получим того отката, который получили наши коллеги в Германии и ряде евростран.

Подчеркиваю, что мы начали нашу программу немного с другого места. Если зарубежные коллеги начинали фактически с распродажи своих площадок, и это привело объективно к уменьшению производства в следующем периоде, то мы свою программу запускали, если можно сказать, на дне рынка, когда уже автопрому некуда было падать дальше. Соответственно, и того старого запаса на нас не давило, и мы продавали те автомобили, которые и производили в тот момент, когда действовала программа, а не расчищали складские запасы. И, как я уже сказал, мы выходим из этой программы постепенно.

Особенность стратегии развития российского автопрома в том, что она неодинакова для разных сегментов. Мы движемся разными дорогами в грузовом автомобилестроении и легковом автомобилестроении. Причем в грузовом мы сформулировали для себя концепцию национального чемпиона. Мы считаем, что у нас достаточно компетенции для того, чтобы существующие предприятия и бренды развивать и двигаться, мягко говоря, не медленнее, чем весь грузовой автопром в мире.

Что хочется называть отечественными автомобилями? Под словосочетанием «отечественный автомобиль» мы имеем в виду национальность собственников предприятий, латиницу или кириллицу в бренде? По такой логике сегодня не существует стопроцентно корейских, американских, немецких автомобилей. Это та отрасль, где кооперация — неотъемлемая часть развития: к счастью, любой автомобиль делается большим числом компонентов инжиниринговых компаний. Что касается брендов — ничего не поменялось за это время: «Лада», «УАЗ», «КАМАЗ» — они и остались. При этом я считаю, что не можем не признавать отечественным автомобилем те авто иностранных брендов, которые производятся на заводах, расположенных на нашей территории: это такие же отечественные автомобили. Именно в этом и заключается план по вытаскиванию отечественного автопрома — создать условия, при которых иностранные владельцы брендов располагали бы свои производства у нас и мы могли бы участвовать в мировой кооперации по созданию и выпуску автомобилей. Напомню, что по планам, заложенным нами в стратегии, к 2020 году хотели бы 80% продаваемых в РФ автомобилей и производить на своей территории.

Есть один распространенный в России миф: в США автомобиль стоит в среднем в два раза дешевле аналогичной модели в РФ. Однако давайте вспомним, что в США, мягко говоря, другая налоговая система. Там нет НДС, там есть налог с продаж, который варьируется от штата к штату, от цифры 0 до 10,75 в Калифорнии: самая большая цифра. Наш НДС практически в два раза выше. При этом цена автомобиля, публикуемая всеми дилерами США, всегда указывается без налога с продаж. Во-вторых, про ту самую локализацию компонентов: практически все автомобили, продаваемые на территории США, о которых идет речь, на 70-90% локализованы по своему производству на территории США. Самый такой избитый пример с «Тойотой»: «Камри», произведенная в США, на 60% состоит из местных запчастей, а питерская «Камри» на 90% на сегодняшний день импортирована из Японии, за счет этого американская «Камри» в Америке еще на 10% дешевле получается. При этом в США есть импортные пошлины на легковые автомобили. Легковое авто, не произведенное в США, облагается налогом в 10%, грузовик — в 25%. И совершенно разный подход к тому, что такое автомобиль. Мы довольно долго считали, что авто — это роскошь, а в США это средство передвижения и неотъемлемая часть американского образа жизни. Немножко другие скидки, цены. На наш взгляд, на сегодняшний день усилия, которые мы должны предпринять, чтобы иметь сопоставимые цены на автомобили для американских граждан в Америке и российских граждан в России, — это та самая программа локализации, главный механизм для снижения внутренних цен на автомобиль. Чем больше запчастей будет производиться на территории России, тем ниже будет цена.

Еще я хотел бы подчеркнуть: когда мы говорим про разницу цен на авто в США и России, давайте всегда сравнивать корректно автомобиль, импортированный в США, с автомобилем, импортированным в Россию; автомобиль, произведенный в США, с автомобилем, произведенным в России. Тогда мы никакой двукратной разницы не обнаружим, хотя 25-30% разницы действительно будет. Однако чем выше будет уровень локализации, тем доступнее будет для нас автомобиль. В конечной стоимости автомобиля мы имеем еще 15-20-процентный запас от стоимости автомобиля.

У меня часто спрашивают, когда будут снижены таможенные пошлины на машины. Я напомню, что в РФ сегодня уже есть сложившийся рынок автомобилей — довольно развитый рынок, на котором продается больше 150 массовых моделей, поэтому купить у нас можно что угодно. Что касается уровня пошлин — сегодня у нас действительно довольно высокие пошлины. При этом напомню, что не было ни одного прецедента в мире, когда страна, создающая свой автопром, не имела бы высоких пошлин. Для России этот период будет недолгим: не позднее 2016 года мы выйдем на среднеевропейский уровень по размеру пошлин. Даже сегодня, например, по грузовым автомобилям европейский уровень защиты — это 22%. По нашим обязательствам, взятым на себя для вступления в ВТО, мы должны будем иметь уровень защиты в два раза ниже, чем европейцы по отношению к нам. В США 25% — на грузовые автомобили, 10% — на легковые. В Китае — 25% на грузовые и запрет на регистрацию подержанных автомобилей, в Индии — от 26 до 41% и прямой запрет на ввоз «бэушных». В Бразилии 35% пошлины, в ЕС прямо сегодня 22% пошлины на грузовые автомобили. Нет ни одной страны в мире, которая позволяет ввозить бывшие в эксплуатации грузовые автомобили из производящих автомобили стран. В России высокие пошлины, но они позволяют в лучшем случае иметь возможность для развития собственного производства. К сожалению, в экономике не бывает чудес, и у тех партнеров, которых мы привлекаем для совместной работы на территории РФ, выбор крайне простой: им должно быть экономически выгоднее производить на территории России, нежели завозить. Нам нужен период времени, в течение которого эти проекты выйдут на экономически обоснованный объем и будут самодостаточны и прибыльны. Если мы хотим действительно иметь развитый автопром, нам придется какое-то время жить, как и всем остальным, с высокими пошлинами. Это неприятно с точки зрения потребителя, но это необходимые меры для развития производства у себя. Ни у кого по-другому не получалось.

admin