Закон о прокуратура РФ

Назначение и вступление в должность

Генеральный прокурор РФ является должностным лицом, которое возглавляет Прокуратуру. Кандидат на данную должность выдвигается президентом России. Генеральный прокурор вносит представление Президенту России о кандидатах, которые достойны занимать должность его первых заместителей. В случае если за кандидата на должность Генпрокурора на Совете Федерации Федерального Собрания РФ не будет набрано нужного количества голосов, то дается еще один месяц на подбор другого кандидата.

Назначение на должность генерального прокурора РФ происходит на основании решения наивысшего органа исполнительной и законодательной власти Советом Федерации ФС РФ.

В случае положительного решения кандидат вступает в должность с момента принятия присяги, которую он приносит председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ. Текст клятвы содержит следующие слова: «Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, ориентироваться в своей деятельности на интересы граждан, защищать их права и свободу, а также защищать в первую очередь интересы своего государства».

Требования к кандидату

Для того чтобы претендовать на должность генерального прокурора РФ, кандидат должен отвечать требованиям, которые закреплены на законодательном уровне:

  • Гражданство Российской Федерации.
  • Возраст старше 35 лет.
  • Высшее образование, которое получено в аккредитованном государственном образовательном учреждении по юридической специальности.
  • Стаж службы свыше 10 лет в органах прокуратуры при условии занимания должности с присвоением классного чина.

В органы и подразделения прокуратуры на государственную гражданскую службу не может поступить лицо, которое:

  • Является иностранным гражданином.
  • Было ранее судимым либо имеет ее на момент подачи заявления.
  • Ограниченно дееспособное или недееспособное.
  • Имеет решение суда о запрете на право занимания государственных должностей гражданской службы.
  • Имеет медицинское заболевание, которое не позволяет поступить на службу в подразделения и органы прокуратуры РФ.
  • Отказывается от мероприятий по оформлению допуска к секретным сведениям и относящимся к государственной тайне.

Нормативные акты, издаваемые генпрокурором

Свои указания Генеральный прокурор РФ излагает в виде: приказов, инструкций, положений, указаний, распоряжений. На основании данных документов происходит:

  • Регулирование вопросов деятельности прокуратуры России.
  • Определение порядка мер материального и социального обеспечения сотрудников прокуратуры и другие вопросы, которые регламентируются законом о прокуратуре.

Основные вопросы, касающиеся организации надзора и управления в нижестоящих структурных подразделениях; контроля за соблюдением законов, и др. вопросы отражаются в приказах. Также в данном нормативном акте могут быть закреплены задачи для выполнения мероприятий по розыску людей.

Более узкие вопросы, касающиеся деятельности работы подразделений, отражаются в указании. Это нормативный акт, который, к примеру, нацелен на улучшение внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля за исполнением отдельных вопросов и другие аспекты. Примечательно то, что с целью контроля за исполнением изложенных в нем указаний может быть проведена предварительная проверка. Обязательными для исполнения являются указания, которые касаются вопросов дознания, за исключением тех, которые требуют урегулирования на законодательном уровне.

Кратковременные задачи излагают в виде распоряжений, они направлены на выполнение разовых поручений. С помощью положений регулируют статус подразделений и отделов всей системы российской прокуратуры. Четкое распределение обязанностей внутри каждого внутреннего подразделения, действий относительно совершения тех или иных мероприятий (например, о хранении документов, делопроизводстве, вещественных доказательств) излагается в инструкциях.

Любой из вышеназванных нормативно-правовых документов публикуется в печати, издание называется «Законность».

Полномочия

В число полномочий генерального прокурора РФ входят:

  • Руководство системой прокуратур.
  • Установление штатной численности и структуры Генпрокуратуры, подчиненных учреждений и органов. Исключение составляет Следственный комитет при прокуратуре РФ.
  • Издание нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность прокуратуры и организационные вопросы, порядок выполнения социальных и материальных мер обеспечения сотрудников прокуратуры.
  • Определение в рамках фонда оплаты труда и штатной численности количества сотрудников Генпрокуратуры России, а также полномочия подведомственных структурных подразделений.
  • Ответственность за выполнение поставленных перед прокуратурой задач.
  • Назначение и освобождение занимаемой должности: прокуроров и их заместителей в субъектах нашей страны; директоров или ректоров, заместителей образовательных и научных учреждений системы прокуратуры.

Полномочия генерального прокурора РФ позволяют ему устанавливать сроки и порядок проведения аттестации сотрудников прокуратуры. Стоит отметить, что сюда не входят следователи. Также на сотрудников Следственного Комитета при прокуратуре РФ не распространяются полномочия генерального прокурора РФ по наложению дисциплинарного взыскания.

Права и обязанности

Как и у любого должностного лица, права и обязанности Генпрокурора имеют четко очерченные границы. В число компетенций генерального прокурора РФ входят:

  • На основании ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществлять полное руководство органами и подразделениями прокуратуры.
  • Реорганизовывать, образовывать и ликвидировать учреждения, органы прокуратуры, определять их компетенцию и статус.
  • Утверждать план проведения комплексных проверок, относительно деятельности прокуратуры субъектов или специализированных прокуратур, время приема граждан заместителями, начальниками главных управлений генпрокуратуры, а также план работы Генпрокуратуры и ее коллегии.
  • Принимать решение о выдаче лиц, являющихся иностранными гражданами или без гражданства, находящихся на российской территории и обвиняемых в совершении какого-либо преступления. Сюда также относятся ситуации, когда лицо уже осуждено на территории иностранного государства.
  • Перекладывать ряд функций на органы военной прокуратуры в те регионы, где осуществление полномочий гражданской невозможно, в том числе и за пределами нашей страны, где расположенные вооруженные силы РФ.
  • Устанавливать или менять порядок принятия прокурорами присяги.
  • Принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного суда, Верховного Суда РФ, комитетов и комиссий Федерального Собрания РФ и др.
  • Иные права и обязанности, которые закреплены в законе.

Обращения граждан в адрес Генпрокурора РФ

Одна из компетенций руководителя Генеральной прокуратуры — реагирование на обращения граждан. Требуются веские основания или причины для того, чтобы написать жалобу генеральному прокурору РФ. Как правило, обращение в эту инстанцию относится к числу последних, которые могли бы разрешить спорную ситуацию, поскольку предыдущие результата не принесли. Подать обращение можно письменно с оставлением в канцелярии прокуратуры, в электронном виде на официальном сайте, по почте, при личном визите к генеральному прокурору.

Любой гражданин, без ограничений, имеет право на защиту его интересов. Для этого существует определенный порядок, который регламентирует процесс рассмотрения и разрешения обращений. Если сведения, которые в нем указаны, не требуют дополнительного разбирательства, проверки и изучения, то ответ должен быть дан в течение пятнадцати дней. В остальных случаях срок составляет тридцать календарных дней. В случае если за это время решение принято не было, то срок может быть продлен еще на такой же период либо обращение передается в инстанцию, компетенции которой достаточны для решения спорной ситуации.

Полномочиями Генпрокуратуры определен ограниченный перечень вопросов, рассматриваемых в ее ведении. Так, гражданин может обратиться со следующими вопросами:

  • О признаках коррупции со стороны должностных и высокопоставленных лиц.
  • О неправомерных и противоправных действиях со стороны чиновников и должностных лиц.
  • О решениях федеральных органов власти, которые противоречат закону.
  • О вопросах обеспечения интересов государства и общества.

Это лишь часть из того, что может быть рассмотрено генеральной прокуратурой. Естественно, если в тексте обращения, жалобы содержатся сведения, которые относятся к ведению нижестоящих инстанций (прокуратур), то таковые будут переданы на рассмотрение им. Только в том случае, если гражданин уже обращался в другие инстанции и не получил там ответа или удовлетворительного решения, приложил его к своему обращению (или указал текст ответа в нем) и направил уже в генпрокуратуру, то оно будет рассмотрено в должном порядке.

При передаче жалобы, заявления генеральный прокурор может оставить за собой право на установление контроля за его исполнением. В течение 7 дней документ должен поступить в соответствующее подразделение.

Прокуроры в России

За 27 лет в должности Генпрокурора России побывало не так много людей:

  1. Валентин Георгиевич Степанков — с 28 февраля 1991 года по 05 октября 1993 года. В те времена назначение на должность осуществлялось на основании постановления Верховного Совета РСФСР.
  2. Алексей Иванович Казанник — с 05 октября 1993 года по 25 апреля 1994 года. В это время уже президент это тот, кто назначает генерального прокурора РФ, на основании указа.
  3. Алексей Николаевич Ильюшенко и Олег Иванович Гайданов — исполняли свои обязанности друг за другом, пока подбирали подходящую кандидатуру на пост Генпрокурора.
  4. Юрий Ильич Скуратов — с 24 октября 1995 года по 19 апреля 2000 года. В 1999 году на него было возбуждено уголовное дело, в связи с чем был освобожден от занимаемой должности.
  5. Владимир Васильевич Устинов — первый бывший генеральный прокурор РФ, который за весь многолетний период (с 17 мая 2000 года по 02 июня 2006 года) был переназначен на свою должность дважды. Стоит отметить, что он являлся первым заместителем генпрокурора Скуратова вместе с Юрием Чайкой.
  6. Юрий Яковлевич Чайка — занимает свою должность уже третий раз подряд, с 23 июня 2006 года и по настоящее время.

Прокуратура разъясняет по ст. 10 закона «О прокуратуре РФ»

Согласно ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным, а если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом; при этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закрепляет аналогичные правила в части прав гражданина при рассмотрении его обращения. Так, граждане имеют право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, обжаловать принятое по обращению решение. При этом Закон запрещает направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуются.

В соответствии со ст. 27 закона «О прокуратуре РФ», при рассмотрении обращений на прокуроров возлагаются определенные обязанности. Так, прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать такие дела; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или в арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 названного Закона. Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и др.

Граждане, обратившиеся в органы прокуратуры, должны своевременно получить ответ на свое обращение. В случае удовлетворения обращения гражданина в ответе должно содержаться указание, какие меры прокурорского реагирования приняты. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, заявителю должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

46. Обязательность исполнения требований прокурора.

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора 1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. 3. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность. Законодатель счел необходимым специальной нормой настоящего ФЗ и ст. 37 УПК РФ подчеркнуть обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по реализации возложенных надзорных функций в соответствующих сферах правовых отношений. Исполнение основанных на законе требований прокурора не может быть связано с какими-либо условиями и выполняется в сроки, указанные законодательством, либо в согласованные с прокурором сроки. Прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует как представитель федеральной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Подтверждением высокого статуса прокурорского работника является право на беспрепятственный вход в помещения органов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций. Для прохода прокурора достаточно предъявления им служебного удостоверения, и никто не должен препятствовать исполнению этого его полномочия. По требованию прокурора руководители и должностные лица, согласно ст. ст. 22, 27 настоящего ФЗ и ст. ст. 81, 84 УПК РФ, обязаны представить необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором. Закон указывает, что данные требования выдвигаются в ходе проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры обращениям, проведения ревизий деятельности организаций, подконтрольных или подведомственных органам и учреждениям, к которым обращено требование прокурора. Важным условием обязательности исполнения требований прокурора служит явка должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Они могут быть получены у любого лица (виновного или потерпевшего). Регламентируется такая деятельность Инструкцией, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации». В соответствии с настоящим ФЗ и ст. 37 УПК РФ, ст. 24.6 КоАП РФ прокуроры и их заместители в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют уголовное преследование и производство об административном правонарушении. На основании ч. 3 ст. 37 УПК РФ обязательными для исполнения органом дознания, следователем (дознавателем) являются указания, данные прокурором в письменной форме в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Указания прокурора обязательны не только для органа дознания, следователя (дознавателя), но и должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания, а также начальников следственных подразделений и их заместителей. Прокурор реализует и иные процессуальные полномочия: направляет обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требования, поручения и запросы, которые обязательны к исполнению в сроки, установленные законом.

Прокурорская проверка: требования и нормы

Часто прокурорская проверка становится полной неожиданностью для юридического лица либо индивидуального предпринимателя. Рассмотрим, в каких случаях возможна такая проверка и какими нормами регулируется ее проведение.

Проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Данным законом предусмотрено проведение плановых (не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено ч. 9 и 9.3 ст. 9) и внеплановых проверок (в случаях, установленных ст. 10 — например, при получении контролирующим органом информации из СМИ о факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

О проведении как плановых, так и внеплановых проверок прокуратура проинформирована всегда: Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его сайте, а внеплановые проверки инициирует в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям либо дает контролирующим органам разрешение на ее проведение (ч. 7 ст. 9, п. 3 ч. 2, 5, 7–10 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Осталось выяснить, имеет ли прокуратура право самостоятельно осуществить проверку и по каким правилам она проводится.

ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Закон о прокуратуре).

В соответствии с п. 1 ст. 1 данного Закона Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Обратите внимание!

Положения Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении прокурорского надзора не применяются (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре она осуществляет:

  • надзор за исполнением законов государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина данными органами;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и другими федеральными законами.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре).

При этом п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

ГЕНПРОКУРАТУРА О СРОКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении КС РФ № 2-П, был издан Приказ Генпрокуратуры России от 28.05.2015 № 265 (далее — Приказ Генпрокуратуры № 265).

До внесения предусмотренных названным Постановлением изменений в Закон о прокуратуре в нем даны указания относительно сроков проведения проверки и уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора. Рассмотрим их подробнее.

К сведению

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.

Срок предоставления документов

При определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий должностные лица Прокуратуры должны руководствоваться принципом разумности (п. 1.1 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Обратите внимание!

Срок исполнения требования прокурора менее чем в один день можно устанавливать в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Уведомление о проверке

При организации проверок соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, государственными органами разного уровня, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки должно доводиться до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Срок проведения проверки

Не должен превышать 20 рабочих дней, продлить его можно лишь по решению прокурора (его заместителя) один раз не более чем на 20 рабочих дней. О последующем продлении проверки (на срок, не превышающий 20 рабочих дней) решение принимается вышестоящим прокурором или его заместителем (п. 1.2 Приказа Генпрокуратуры № 265).

Если проверяемый орган (организация) осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

При необходимости провести специальные исследования, экспертизы, ревизии, получить дополнительные документы и информацию, которые могут повлиять на выводы проверки, по решению прокурора (его заместителя) проверка может быть приостановлена на срок до шести месяцев. Если в этот срок невозможно завершить названные мероприятия либо получить необходимые документы и материалы, срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.

О продлении (приостановлении, возобновлении) срока проверки необходимо уведомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации).

В течение десяти рабочих дней после завершения проверки руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) должно быть предоставлено право ознакомления с актом проверки.

Своевременное предоставление информации

Должностным лицам дано указание последовательно добиваться от органов (организаций) своевременного предоставления статистической и иной информации (не размещенной на официальном сайте), справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований (п. 1.3 Приказа Генпрокуратуры № 265), а в каждом случае неисполнения законных требований прокурора — привлекать виновных лиц к установленной законом ответственности.

СУДЕБНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

С даты принятия приказа прошло больше года, и на основе анализа судебных разбирательств проверяемых с органами прокуратуры можно сделать предварительные выводы о его применении должностными лицами.

Предприниматель в жалобе на действия прокуратуры со ссылкой и на Постановление КС РФ от 17.02.2015 № 2-П, и на Приказ Генпрокуратуры № 265 указывал, что:

  • проведение прокуратурой проверки в отсутствие какой-либо информации, заявления, сообщения или жалобы является процессуальным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении установленных КоАП РФ требований;
  • материалы дела должны содержать сведения об уведомлении ответчика о проведении проверки прокуратурой;
  • прокуратурой должен быть составлен акт проверки.

Арбитры с данными аргументами не согласились. На основании положений Закона о прокуратуре, других нормативных актов, а также Постановлении КС РФ № 2-П они пришли к выводу, что основание для принятия мер прокурорского реагирования — информация о фактах нарушения законов — может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках. В связи с этим законным и достаточным основанием для проведения прокурорских проверок в инициативном порядке является поступление в органы прокуратуры информации о возможном наличии в деятельности организации признаков нарушений законов.

Источником такой информации, вопреки позиции предпринимателя, может служить не только жалоба или заявление граждан и юридических лиц, но и сообщение в средствах массовой информации, сведения, полученные в порядке взаимодействия от других органов публичной власти, а также аналитическая и статистическая информация.

К сведению

Такой правовой подход сформулирован и Верховным Судом РФ в Постановлении от 12.02.2016 № 304-АД15-19173 по делу № А46-6534/2015.

Относительно неуведомления проверяемого лица суд указал, что предприниматель не привел нормативного обоснования доводу о том, что в связи с неуведомлением проверяемого лица о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной и не назвал положений, обязывающих прокурора уведомить лицо о предстоящей проверке.

При таких обстоятельствах аргументы предпринимателя, в том числе со ссылкой на Постановление КС РФ № 2-П и Приказ Генпрокуратуры № 265, отклонены как не исключающие объективность и действительность результатов проверки и возможность их использования в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.

Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 по делу № А82-17796/2015

Судьи пришли к выводу, что Закон о прокуратуре не возлагает на прокурора безусловную обязанность по вынесению решения о проведении прокурорской проверки, заблаговременному ознакомлению руководителей организацией о предстоящих проверках, а также не предъявляет каких-либо императивных требований к содержанию и форме документов, оформляемых по результатам проведения проверочных мероприятий.

Исходя из этого был сделан вывод, что в рассматриваемой ситуации прокурор действовал в рамках предоставленных Законом о прокуратуре полномочий; привлечение к участию в проверки специалистов иных контролирующих органов для выяснения возникших вопросов прямо предусмотрено названным законом. При этом возможность ознакомления руководителя общества с актом прокурорской проверки (который может быть составлен в произвольной форме) была обеспечена.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 № 02АП-3747/2016 по делу № А82-70/2016

Суд пришел к выводу, что прокурором не допущено нарушений Приказа Генпрокуратуры № 265 и Постановления КС РФ № 2-П, поскольку он довел до сведения уполномоченного представителя проверяемой организации решение о проведении такой проверки не позднее дня ее начала. При этом не составление акта по результатам проверки, по мнению арбитров, не свидетельствует о нарушении прав общества в связи с неприменением к обществу по результатам проверки мер прокурорского реагирования, принятию которых предшествовало бы ознакомление с допущенными нарушениями, предоставление права на принесение возражений и представление документов.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2016 № 07АП-3722/2016 по делу № А27-24785/2015

Суд пришел к выводу, что прокуратура не доказала, что поводом к возбуждению дела явилось осуществление прокурором надзора в связи с поступившими в прокуратуру заявлениями, жалобами и иными сообщениями. При этом проведение прокуратурой проверки индивидуального предпринимателя в отсутствие какой-либо информации, заявления или жалобы является нарушением процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ.

Также суд пришел к выводу, что не было доказано, когда, как и при каких обстоятельствах решение о проведении проверки было доведено до сведения предпринимателя. В связи с тем что при составлении акта проверки участвовал продавец (что подтверждается его подписью), суд решил, что предприниматель не присутствовал ни при проведении проверки, ни при составлении акта.

Учитывая, что прокуратурой допущены существенные нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, установленных КоАП РФ, заявленные требования прокурора о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016 № 20АП-962/2016 по делу № А23-6809/2015

ВЫВОДЫ

Четкие критерии проведения прокурорской проверки Законом о прокуратуре не установлены. В связи с этим некоторые положения этого закона Конституционный суд РФ признал частично не соответствующими Конституции РФ и обязал Генпрокуратуру РФ внести соответствующие поправки. До их внесения в целях совершенствования прокурорского надзора Генпрокуратура РФ издала приказ, доведенный до сведения подчиненных работников, в котором были даны указания относительно сроков проведения проверки, уведомления проверяемых о принятии соответствующего решения, а также об установлении срока исполнения требования прокурора.

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении разногласий между проверяемыми и прокуратурой судьи принимают во внимание положения Постановления КС РФ № 2-П и Приказа Генпрокуратуры № 265, но при этом, например, в Постановлении от 29.03.2016 № 02АП-1643/2016 они посчитали, что проверяемый должен был привести нормативное обоснование тому, что в связи с его неуведомлением о проведении прокурорской проверки такая проверка является незаконной, и назвать положения, обязывающие прокурора уведомить его о предстоящей проверке. Полагаем, что подобные моменты будут исключены с внесением соответствующих норм в Закон о прокуратуре.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Закон

Кыргызской Республики

О прокуратуре Кыргызской Республики

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2008 г.)

Утратил силу в соответствии с Законом КР от 17 июля 2009 года № 224

О введении в действие настоящего Закона см. постановление Жогорку Кенеша КР от 18 декабря 1993 года № 1342-XII

I. Общие положения

(статьи 1 — 6)

II. Система и организация прокуратуры

(статьи 7 — 14)

III. Прокурорский надзор

Глава 1. Общий надзор

(статьи 15 — 22)

Глава 2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

(статьи 23 — 26)

Глава 3. Участие прокурора в рассмотрении дел судами

(статьи 27 — 30)

Глава 4. Надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом

(статьи 31 — 33)

IV. Кадры органов прокуратуры

(статьи 34 — 40)

V. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

(статьи 41 — 45)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

I. Общие положения

Статья 1. Прокуратура Кыргызской Республики орган надзора за соблюдением законодательных актов в Кыргызской Республике

Прокуратура Кыргызской Республики государственный орган в системе исполнительной власти, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами местного самоуправления, министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и другими органами, создаваемыми при Правительстве Кыргызской Республики, местной государственной администрацией, общественными объединениями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами.

Прокуратура Кыргызской Республики осуществляет уголовное преследование и участвует в судебном разбирательстве дел в случаях и порядке, предусмотренных законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Кыргызской Республики

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Кыргызской Республики определяются Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, Положением «О военной прокуратуре Кыргызской Республики» и другими законодательными актами.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 3. Основные направления деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны прав и свобод граждан прокуратура осуществляет надзор:

за соблюдением законодательных актов органами местного самоуправления и подчиненными Правительству Кыргызской Республики всеми органами исполнительной власти, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами за соответствием законам издаваемых ими актов, а также гражданами;

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)

  • Федеральный закон
  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
    • Статья 2. Международное сотрудничество
    • Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора
    • Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора
    • Статья 7. Участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
    • Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью
    • Статья 9. Участие в правотворческой деятельности
    • Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
    • Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
  • Раздел II. Система и организация прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 11. Система прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 12. Назначение на должность Генерального прокурора Российской Федерации
    • Статья 12.1. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Российской Федерации
    • Статья 13. Утратила силу
    • Статья 14. Генеральная прокуратура Российской Федерации
    • Статья 15. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры
    • Статья 15.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров
    • Статья 16. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры
    • Статья 16.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров
    • Статья 17. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации
    • Статья 18. Полномочия прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров по руководству подчиненными органами прокуратуры
    • Статья 19. Полномочия прокуроров городов с районным делением по руководству подчиненными органами прокуратуры
    • Статья 19.1. Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров
    • Статья 20. Коллегии в органах прокуратуры
    • Статья 20.1. Утратила силу
  • Раздел III. Прокурорский надзор
    • Глава 1. Надзор за исполнением законов
      • Статья 21. Предмет надзора
      • Статья 22. Полномочия прокурора
      • Статья 23. Протест прокурора
      • Статья 24. Представление прокурора
      • Статья 25. Постановление прокурора
      • Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона
    • Глава 2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
      • Статья 26. Предмет надзора
      • Статья 27. Полномочия прокурора
      • Статья 28. Протест и представление прокурора
    • Глава 3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
      • Статья 29. Предмет надзора
      • Статья 30. Полномочия прокурора
      • Статья 31. Утратила силу
    • Глава 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
      • Статья 32. Предмет надзора
      • Статья 33. Полномочия прокурора
      • Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора
  • Раздел IV. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
    • Статья 36. Опротестование судебных решений
    • Статья 37. Отзыв протеста
    • Статья 38. Приостановление исполнения судебного приговора
    • Статья 39. Представление о даче судам разъяснений
  • Раздел V. Служба в органах и организациях прокуратуры. Кадры органов и организаций прокуратуры
    • Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры
    • Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
    • Статья 40.2. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с работой в органах и учреждениях прокуратуры
    • Статья 40.3. Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры
    • Статья 40.4. Присяга прокурора
    • Статья 40.5. Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности
    • Статья 41. Аттестация прокурорских работников. Классные чины прокурорских работников
    • Статья 41.1. Служебное удостоверение
    • Статья 41.2. Личное дело прокурорского работника
    • Статья 41.3. Форменное обмундирование
    • Статья 41.4. Отпуска работников
    • Статья 41.5. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность
    • Статья 41.6. Поощрение работников
    • Статья 41.7. Дисциплинарная ответственность
    • Статья 41.8. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 41.9. Увольнение в связи с утратой доверия
    • Статья 41.10. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
    • Статья 42. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности
    • Статья 43. Прекращение службы в органах и организациях прокуратуры
    • Статья 43.1. Гарантии для работника, избранного депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления
    • Статья 43.2. Исключение из списков работников органов и организаций прокуратуры
    • Статья 43.3. Восстановление в должности, классном чине и на службе в органах и организациях прокуратуры
    • Статья 43.4. Дополнительное профессиональное образование прокурорских работников
    • Статья 43.5. Подготовка кадров для системы прокуратуры
    • Статья 44. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
    • Статья 44.1. Обеспечение прокуроров жилыми помещениями
    • Статья 45. Меры правовой защиты и социальной поддержки прокуроров
  • Раздел VI. Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры
    • Статья 46. Структура и организация органов военной прокуратуры
    • Статья 46.1. Главная военная прокуратура
    • Статья 47. Полномочия военных прокуроров
    • Статья 48. Кадры органов военной прокуратуры
    • Статья 49. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих, работников органов военной прокуратуры
    • Статья 50. Обеспечение деятельности органов военной прокуратуры
  • Раздел VII. Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры
    • Статья 51. Статистическая отчетность
    • Статья 52. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов и организаций прокуратуры
    • Статья 54. Разъяснение некоторых наименований, содержащихся в настоящем Федеральном законе
  • Приложение. Размеры ежемесячного денежного поощрения прокурорских работников органов прокуратуры
    • 1. Генеральная прокуратура Российской Федерации
    • 2. Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры
    • 3. Прокуратуры городов и районов, другие территориальные и приравненные к ним специализированные прокуратуры

Открыть полный текст документа

admin