Закон 141 ФЗ

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – федеральный закон) направлен на создание законодательных основ государственной службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы как самостоятельного вида федеральной государственной службы, а также на регулирование правоотношений, связанных с прохождением государственной службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Федеральный закон заменяет для сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1.

Федеральный закон регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Федеральным законом определяются понятия «служба в федеральной противопожарной службе», «должности в федеральной противопожарной службе», «руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности», «руководитель (начальник)» и «уполномоченный руководитель», устанавливаются основные права и обязанности, требования к служебному поведению, ограничения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и ответственность сотрудников федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;

устанавливается обязательность служебных отношений на контрактной основе;

определяются общие квалификационные требования к должностям сотрудников ФПС;

устанавливаются гарантии социальной защиты сотрудников ФПС, по денежному довольствию, жилищному, медицинскому, санаторно-курортному обеспечению, страховые гарантии и порядок их выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей;

устанавливаются социальные гарантии лицам, уволенным со службы в ФПС.

Кроме того, за сотрудниками, проходившими службу в федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы до вступления в силу федерального закона, устанавливаются гарантии социальной защиты, а также гарантии по прохождению ими дальнейшей службы в ФПС, том числе, засчитываются периоды службы (работы), которые ранее были включены (подлежали включению) в стаж службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, сохраняются специальные звания и сроки выслуги и этих званиях.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 13 мая 2016 года

Одобрен Советом Федерации 18 мая 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы (далее — федеральная противопожарная служба), ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.

2. Правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения — трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование службы в федеральной противопожарной службе

1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Основные термины

Термины, применяемые в настоящем Федеральном законе, означают следующее:

1) служба в федеральной противопожарной службе — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности (далее — федеральный орган исполнительной власти в области пожарной безопасности), территориальных органах федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности — региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (далее — подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

2) должности в федеральной противопожарной службе — должности сотрудников федеральной противопожарной службы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях для осуществления полномочий в области пожарной безопасности;

3) руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности — лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы;

4) руководитель (начальник) — руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности и его заместители, руководитель (начальник) структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, осуществляющего управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы, и его заместители, руководитель (начальник) подразделения и его заместители или сотрудник федеральной противопожарной службы, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;

5) уполномоченный руководитель — руководитель (начальник), наделенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.

Статья 4. Принципы службы в федеральной противопожарной службе

1. Принципами службы в федеральной противопожарной службе являются:

1) законность;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

3) равный доступ граждан к службе в федеральной противопожарной службе;

4) единство правовых и организационных основ службы в федеральной противопожарной службе, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации службы в федеральной противопожарной службе;

5) взаимосвязь службы в федеральной противопожарной службе, государственной службы иных видов и муниципальной службы;

6) открытость службы в федеральной противопожарной службе и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы;

7) профессионализм и компетентность сотрудников федеральной противопожарной службы;

8) защита сотрудников федеральной противопожарной службы от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц;

9) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в федеральной противопожарной службе;

10) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в федеральной противопожарной службе и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника федеральной противопожарной службы;

11) взаимосвязь обязанностей, ограничений, запретов, ответственности на службе в федеральной противопожарной службе и социальных гарантий сотрудника федеральной противопожарной службы.

2. Принципы службы в федеральной противопожарной службе реализуются при соблюдении следующих положений:

1) сотрудник федеральной противопожарной службы в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник федеральной противопожарной службы при выполнении служебных обязанностей по замещаемой должности (далее — служебные обязанности) подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно. Ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником). Сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности. Старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равные должности, — по специальному званию;

3) обязательным для сотрудника федеральной противопожарной службы является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих законодательству Российской Федерации;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

5) сотрудник федеральной противопожарной службы не вправе отказаться от выполнения служебных обязанностей, если эти служебные обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в федеральной противопожарной службе и (или) замещении должности в федеральной противопожарной службе (далее также — контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения служебных обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотрудник федеральной противопожарной службы не вправе использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, создавать в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделении структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур и не может быть ограничен при осуществлении служебной деятельности решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных объединений, преследующих политические цели.

Статья 5. Взаимосвязь службы в федеральной противопожарной службе, государственной службы иных видов и муниципальной службы

1. Взаимосвязь службы в федеральной противопожарной службе и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в федеральной противопожарной службе и государственной службы иных видов;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в федеральной противопожарной службе и государственной службы иных видов;

3) учета стажа службы в федеральной противопожарной службе при исчислении стажа государственной службы иных видов, а также учета стажа государственной службы иных видов при исчислении стажа службы в федеральной противопожарной службе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;

5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников федеральной противопожарной службы и граждан, проходивших государственную службу иных видов.

2. Взаимосвязь службы в федеральной противопожарной службе и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в федеральной противопожарной службе при исчислении стажа муниципальной службы.

3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, при назначении на должность высшего начальствующего состава или сотруднику федеральной противопожарной службы, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.

Глава 2. Должности в федеральной противопожарной службе. Специальные звания сотрудников федеральной противопожарной службы

Статья 6. Должности в федеральной противопожарной службе

1. Должности в федеральной противопожарной службе учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.

2. Перечень типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

3. На основании перечня типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности с учетом особенностей функционирования этого органа могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иным наименованием — нетиповые должности.

Статья 7. Состав должностей в федеральной противопожарной службе

Должности в федеральной противопожарной службе подразделяются на:

1) должности высшего начальствующего состава;

2) должности старшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности младшего начальствующего состава;

5) должности рядового состава.

Статья 8. Специальные звания сотрудников федеральной противопожарной службы

1. Специальные звания сотрудников федеральной противопожарной службы (далее — специальное звание) устанавливаются по должностям в федеральной противопожарной службе и присваиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Учреждаются специальные звания:

1) рядового состава — рядовой внутренней службы;

2) младшего начальствующего состава:

а) младший сержант внутренней службы;

б) сержант внутренней службы;

в) старший сержант внутренней службы;

г) старшина внутренней службы;

д) прапорщик внутренней службы;

е) старший прапорщик внутренней службы;

3) среднего начальствующего состава:

а) младший лейтенант внутренней службы;

б) лейтенант внутренней службы;

в) старший лейтенант внутренней службы;

г) капитан внутренней службы;

4) старшего начальствующего состава:

а) майор внутренней службы;

б) подполковник внутренней службы;

в) полковник внутренней службы;

5) высшего начальствующего состава:

а) генерал-майор внутренней службы;

б) генерал-лейтенант внутренней службы;

в) генерал-полковник внутренней службы.

3. При замещении должности рядового состава сотруднику федеральной противопожарной службы присваивается специальное звание рядового внутренней службы.

4. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:

1) старший прапорщик внутренней службы — при замещении должностей младшего начальствующего состава;

2) капитан внутренней службы — при замещении должностей среднего начальствующего состава;

3) полковник внутренней службы — при замещении должностей старшего начальствующего состава;

4) генерал-полковник внутренней службы — при замещении должностей высшего начальствующего состава.

5. Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

6. Перечень нетиповых должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности на основании предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона перечня типовых должностей в федеральной противопожарной службе и соответствующих им специальных званий.

Статья 9. Квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе

1. В число квалификационных требований к должностям в федеральной противопожарной службе, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в федеральной противопожарной службе, входят требования к уровню образования, стажу службы в федеральной противопожарной службе или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников федеральной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей.

2. Квалификационные требования к должностям в федеральной противопожарной службе предусматривают наличие:

1) для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава — среднего общего образования;

2) для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности;

3) для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего образования, соответствующего направлению деятельности.

3. Требования к уровню образования, специальности и (или) направлению подготовки, предъявляемые к лицам, замещающим должности в федеральной противопожарной службе и претендующим на замещение указанных должностей, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

4. Требования к стажу службы в федеральной противопожарной службе, стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника федеральной противопожарной службы, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:

1) Президентом Российской Федерации — в отношении должностей высшего начальствующего состава;

2) руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

5. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу, и сотрудников федеральной противопожарной службы в зависимости от особенностей прохождения службы на отдельных должностях устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. Порядок прохождения гражданами, поступающими на службу в федеральную противопожарную службу, и сотрудниками федеральной противопожарной службы военно-врачебной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

6. В отношении отдельных должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности могут устанавливаться требования к уровню физической подготовки.

7. С учетом уровня профессионального образования, стажа службы в федеральной противопожарной службе или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональных знаний и навыков сотрудникам федеральной противопожарной службы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, присваиваются следующие квалификационные звания:

1) специалист третьего класса;

2) специалист второго класса;

3) специалист первого класса;

4) мастер (высшее квалификационное звание).

В связи с появившимися публикациями в воронежских информационных ресурсах и СМИ материалов о данном судебном деле и в соответствии с Федеральным законом № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», в целях объективного, достоверного информирования граждан об отправлении правосудия, пресс-служба суда считает необходимым дать свой комментарий.

Как следует из публикации «В курсе Воронеж» от 07 марта 2018 года: «Воронежский спасатель Сергиенко В.В. ехал на пожар на служебном мотоцикле и , попав в ДТП, получил тяжелые травмы. 262 дня был на больничном. Военно-врачебная комиссия признала его негодным к службе в должности спасателя. Воронежец написал рапорт об увольнении. Но в МЧС его не хотят подписывать. В этом случае придется выплатить 2 млн. рублей компенсации. Спасателю предлагают перейти на другие должности.»

За защитой своих прав Сергиенко В.В. обратился в Ленинский районный суд г. Воронежа с иском к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о признании незаконным бездействий, обязании издать приказ об увольнении, взыскании компенсации морального вреда. Решением Ленинского суда от 20 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований истцу было отказано.

Не согласившись с принятым решением, Сергиенко В.В. была подана апелляционная жалоба.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 марта 2018 года в удовлетворении апелляционной жалобы Сергиенко В.В. было отказано, решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 20 ноября 2017 года было оставлено без изменения.

При этом суд указал, что Сергиенко В.В проходит службу в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования ПСЧ-24 по охране Железнодорожного района г.Воронежа.

В период временной нетрудоспособности с 27.06.2017г. по 11.07.2017г. Сергиенко В.В. обратился к ответчику с рапортом о расторжении контракта и увольнении его со службы по п.8 ч.2 ст.83 Федерального закона от 23.05.2016г. №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).

С рапортом им было представлено свидетельство о болезни Военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» по заключению которой Сергиенко В.В. признан ограниченно годным к службе и не годен к службе в должности старшего инструктора (спасателя) группы экстренного реагирования

До настоящего времени Сергиенко В.В. со службы не уволен, что послужило основанием для его обращения с иском в суд.

Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае имеет место быть злоупотребление правом со стороны истца, которому ответчик не создает препятствий к увольнению, предлагая перемещение на вакантные должности с которыми истец отказывается ознакомиться и с соблюдением процедуры увольнения надлежащим образом. При этом дата увольнения — 12.07.2017 г. с ответчиком согласована не была.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт, может быть расторгнут и сотрудник федеральной противопожарной службы может быть уволен со службы в федеральной противопожарной службе по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

В силу прямого указания в законе, увольнение сотрудника по данному основанию возможно в случае невозможности перемещения его по службе.

Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 2 ст. 83 указанного Федерального закона, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта (ч. 6 ст. 83 ФЗ № 141-ФЗ).

Согласно пункту 162 главы XVII Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС России от 03.11.2011 г. № 668 (действовавшей до 03.12.2017 г.) с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, социальные гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы, связанные с прекращением службы в ФПС ГПС.

В соответствии с частью 11 статьи 91 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ не допускается увольнение со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника федеральной противопожарной службы в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или командировке не допускается.

Судом установлено и следует из материалов дела, что у ответчика, как на момент подачи истцом рапорта об увольнении, так и до настоящего времени имеются вакантные должности 4 группы предназначения, которые должны быть предложены Сергиенко В.В. для прохождения службы с учетом состояния его здоровья.

Ответчик неоднократно предпринимал меры к ознакомлению истца с вакантными должностями в устной и письменной форме. Письма с вакантными должностями, направленные истцу по почте, последним не получались, были возвращены по истечении срока хранения, в устной форме — он не выразил никакого волеизъявления (ни отказ, ни согласие). По этой причине 12.07.2017 г. и 15.08.2017г., когда он не был освобожден по болезни от прохождения службы, ответчиком он не был уволен.

16.08.2017 г. заместителем начальника отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки ГУ МЧС России по Воронежской области составлен акт об отказе сотрудника от ознакомления с листом беседы о дальнейшем прохождении службы, от написания рапорта на перевод на предлагаемые равнозначные должности по 4 группе предназначения или на увольнение из ФПС ГПС.

Из данного акта следует, что Сергиенко В.В. без объяснения объективных причин отказался от проведения беседы, а также согласие на перевод на равнозначные должности по 4 группе предназначения или отказ от перевода на указанные должности, с последующим увольнением из ФПС ГПС, не дал ни в устной, ни в письменной форме.

С 16.08.2017 г. до настоящего времени, в том числе на момент вынесения судом обжалуемого решения, истец проходит лечение, ему выданы листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, за ним сохраняется и выплачивается денежное довольствие в полном объеме.

Таким образом, нарушений со стороны ответчика прав истца на увольнение его со службы на основании поданного им рапорта от 07.07.2017 г., не установлено.

Принят Государственной Думой 14 апреля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 года

Статья 1

1) в абзаце сорок шестом статьи 3 слова «и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы» исключить;

2) в статье 21:

а) в пункте 1:

дополнить новым абзацем сорок седьмым и абзацем сорок восьмым следующего содержания:

«устанавливает порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства (далее — разрешение на допуск в эксплуатацию);

определяет категории энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию.»;

абзац сорок седьмой считать абзацем сорок девятым;

б) в пункте 2:

дополнить новым абзацем сорок восьмым следующего содержания:

«выдачу разрешения на допуск в эксплуатацию.»;

абзац сорок восьмой считать абзацем сорок девятым;

3) пункт 1 статьи 26 дополнить абзацем следующего содержания:

«Фактические прием или подача напряжения в ходе технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства осуществляется после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.»;

4) дополнить статьей 28.2 следующего содержания:

«Статья 28.2. Допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства

1. Категории энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства (далее — допускаемые объекты), для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством Российской Федерации.

2. Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, который удостоверяет соответствие допускаемых объектов и условий их эксплуатации требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики.

3. Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:

в ходе технологического присоединения;

при вводе в эксплуатацию новых или реконструированных допускаемых объектов, технологическое присоединение которых не осуществляется.

4. На период проведения испытаний и наладки допускаемых объектов выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.

5. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.

6. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.».

Статья 2

«Статья 22.1. Разрешение на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок

1. Разрешение на допуск в эксплуатацию объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки удостоверяет соответствие объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки и условий их эксплуатации обязательным требованиям (далее — разрешение на допуск в эксплуатацию) и выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора.

2. Разрешение на допуск в эксплуатацию выдается:

1) в ходе подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к системе теплоснабжения;

2) в случае ввода в эксплуатацию нового или реконструированного объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки, подключение (технологическое присоединение) которых к системе теплоснабжения не осуществляется.

3. На период проведения испытаний и наладки объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки выдается временное разрешение на допуск в эксплуатацию.

4. Подача тепловой энергии, теплоносителя на теплопотребляющую установку и выдача тепловой энергии, теплоносителя объектом теплоснабжения осуществляются после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Категории объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок, для которых требуется получение разрешения на допуск в эксплуатацию, определяются Правительством Российской Федерации.

6. Порядок, случаи и условия выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию определяются Правительством Российской Федерации. Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется без взимания платы.

7. Положения настоящей статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.».

Статья 3

Подпункт «б» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 7796) изложить в следующей редакции:

«б) абзацы сорок седьмой — сорок девятый считать соответственно абзацами сорок восьмым — пятидесятым;».

Отпуск – как много в этом слове…

Даже от самой любимой работы необходим отдых и отдых этот предусмотрен законодательством. Для аттестованных сотрудников все вопросы, связанные с отпуском, регламентирует Федеральный закон РФ №141 от 23 мая 2016 года.

Какие виды отпусков положены сотруднику федеральной противопожарной службы? Давайте разбираться.

Отпуска сотрудников МЧС подразделяются на

Основной

Это отпуск, который предоставляется сотруднику ежегодно, начиная с года поступления на службу.

В отличие от отпусков для вольнонаемных работников, рассчитываемых за период работы протяженностью в один год, для сотрудников в расчет берется год календарный. То есть, если сотрудник начал служить не с 1 января, то основной отпуск за текущий год ему предоставляется пропорционально отработанному времени, из расчета 112 часть отпуска за каждый полный проработанный месяц. Если дней отпуска за текущий год получается меньше десяти, то эти дни присоединяются к отпуску за следующий календарный год.

Пример:

Сотрудник поступил на службу 16 августа 2016 года. Рассчитаем продолжительность основного отпуска за 2016 год – 30 календарных дней разделить на 12 месяцев – получается 2,5 дня за месяц. Полных проработанных месяцев у сотрудника 4 (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). 4Х2,5=10. Следовательно, сотрудник имеет право использовать основной отпуск в 2016 году. Допустим, он берет основной отпуск с 05.12.2016 – тогда 10 календарных дней , отсчитываем 10 дней, пропуская выходные (10.12, 11.12) – итого отпуск получается с 05.12.2016 по 16.12.2016. Если сотрудник решит взять отпуск с выездом, то прибавляются дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Основной отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков. Это документ, который утверждается руководителем. Как составляется график отпусков?

Личные пожелания, конечно, учитываются, но не всегда в подразделении есть возможность всех отпустить в желаемое время, поэтому учитываются и личные обстоятельства, и время отпусков в предыдущие годы, и, конечно же, служебная необходимость.

Продолжительность основного отпуска

Сотруднику ФПС ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней. У сотрудников, проходящих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (так называемые «северяне») основной отпуск продолжительнее – 45 календарных дней.

Важно!!! При расчете продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни, которые приходятся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются. Количество выходных и нерабочих праздничных дней не может превышать 10 дней, то есть все, что больше 10 дней, уже считается независимо от того, выходной это день или рабочий. Теперь о том, какие дни считаются выходными и праздничными?

Выходные дни – это суббота и воскресенье, нерабочие праздничные – в Российской Федерации это:

  • 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;
  • 7 января – Рождество Христово;
  • 23 февраля – День защитника Отечества;
  • 8 марта – Международный женский день;
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда; 9 мая – День Победы;
  • 12 июня – День России; 4 ноября – День народного единства. (часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 201-ФЗ)

Сотруднику ФПС ГПС, который не использовал отпуск в срок, установленный графиком, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

Скачать образец графика предоставления отпусков можно .

Давайте на примерах:

Пример №1

При желании сотрудника разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее четырнадцати календарных дней. Время на проезд к месту проведения отпуска и обратно предоставляется при этом только один раз.

Стоит отметить, что это весьма полезное нововведение. Не всегда руководству и кадровикам удобно разделять отпуска сотрудникам, но безусловно, для самих сотрудников это удобно еще и в плане установления очередности. Сотрудники ходят в отпуск по очереди, если это не педсостав, у которых отпуска всегда в летнее время у всех. Отпуска, прямо скажем, немаленькие. Тогда, когда отпуск разделять не разрешалось, в самое отпускное время – летом – отпуск успевали отгулять только два сотрудника (по 40-45 календарных дней, если считать с учетом времени на дорогу, вот и лето кончилось) Теперь же есть возможность договориться таким образом, чтоб каждый в коллективе мог отдохнуть в желаемое время, пусть не полтора месяца на море, а две недели – но это куда лучше, чем полтора месяца отпуска в ноябрьскую слякоть.

Пример №2

Сотрудник решил разделить основной отпуск за 2017 год, использовав 15 дней с 01.03.2017 года с выездом в город Ульяновск и 15 дней с 01.06. 2017 года с выездом в город Сочи. Считаем:

Сотрудник решает сам, когда ему брать время на проезд к месту проведения отпуска и обратно – в марте или в июне.

«Северяне» по желанию могут соединить основные отпуска за два года.

Скачать образец рапорта на основной отпуск можно .

Дополнительный

В соответствии со статьей 59 ФЗ №141 сотруднику ФПС устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков:

1) За стаж службы в федеральной противопожарной службе.

  • 10 до 15 лет службы – пять календарных дней;
  • от 15-20 лет службы – десять календарных дней;
  • более 20 лет службы – пятнадцать календарных дней.

Дополнительный отпуск за стаж службы исчисляется в календарных днях, то есть количество выходных и праздничных нерабочих дней здесь никакого значения не имеет, считаются все дни подряд.

2) За выполнение служебных обязанностей во вредных и (или) опасных условиях. Этот вид дополнительного отпуска устанавливается продолжительностью не менее десяти календарных дней.

3) За выполнение служебных обязанностей в особых условиях. Этот вид дополнительного отпуска устанавливается продолжительностью до десяти календарных дней.

4) За ненормированный служебный день. Этот вид дополнительного отпуска устанавливается продолжительностью не менее трех и не более десяти календарных дней.

Дополнительные отпуска могут суммироваться и предоставляться вместе с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. Но общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать шестьдесят календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно).

Указанное дополнение не распространяется на «северян», у них продолжительность непрерывного отпуска не ограничивается.

Согласно приказу МЧС России № 410 от 24.09.2018 дополнительный отпуск, за ненормированный служебный день, устанавливается следующей продолжительности:

  • 10 календарных дней – сотрудникам, замещающим должности высшего начальствующего состава;
  • 9 календарных дней – сотрудникам, замещающим должности старшего начальствующего состава;
  • 7 календарных дней – сотрудникам, замещающим должности рядового состава, младшего и среднего начальствующего состава в территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России, которым правилами внутреннего служебного распорядка установлен ненормированный служебный день, за исключением должностей с посменным несением дежурства.

Каникулярный

Курсантам, слушателям, которые обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, предоставляется:

  • зимний каникулярный отпуск продолжительностью четырнадцать календарных дней;
  • летний каникулярный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней, включая время проезда к месту проведения отпуска и обратно. Иными словами, дни на дорогу к каникулярному отпуску не добавляются.

По личным обстоятельствам

Отпуск продолжительностью до десяти календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику ФПС в случае наступления следующих обстоятельств:

  • тяжелое заболевание или смерть близкого родственника сотрудника.

К близким родственникам относятся: муж (жена), родители, родители супруга, дети и родные сестры и братья

  • стихийное бедствие или пожар, случившийся у сотрудника или его близкого родственника. Кто относится к близким родственникам, мы рассмотрели выше;
  • необходимость психологической реабилитации сотрудника МЧС и другие исключительные случаи. Данная формулировка оставляет пространство для маневра и предоставляет некоторое право руководителю принять решение о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам в тех случаях, которые не относятся к перечисленным первым двум пунктам. Во многих подразделениях отпуск по личным обстоятельствам предоставляется по случаю рождения ребенка.

Количество отпусков по личным обстоятельствам в течение календарного года не ограничивается.

Скачать образец рапорта по личным обстоятельствам можно .

По окончании образовательной организации

высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности по очной форме обучения

Отпуск по окончании образовательной организации МЧС России предоставляется продолжительностью тридцать календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно).

Отпуск по окончании образовательной организации засчитывается в счет основного отпуска за текущий год. Он должен быть использован, как правило, до прибытия сотрудника ФПС к месту дальнейшего прохождения службы, но допускается предоставление данного отпуска и после назначения на должность.

Другие виды

В случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации

В соответствии со ст. 64 ФЗ-141 сотруднику ФПС предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью тридцать календарных дней.

Этот отпуск предоставляется при стаже службы в ФПС в календарном исчислении двадцать лет и более.

Указанный отпуск предоставляется за весь период службы только один раз:

  • в любой год из последних трех лет до достижения сотрудником предельного возраста;
  • после достижения сотрудником предельного возраста, при условии, что раньше указанный отпуск им использован не был;
  • в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в ФПС.

На все вышеперечисленные виды отпусков сохраняется денежное довольствие.

Время на проезд к месту проведения отпуска и обратно

Проезд в отпуск МЧС

Давайте разберемся, в каких случаях дают так называемые «дни на проезд» и что они собой представляют?

Итак, это количество календарных дней, которые необходимы для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта. На данное количество дней увеличиваются следующие виды отпусков:

  • основной отпуск;
  • отпуск по личным обстоятельствам;
  • отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности;
  • отпуск продолжительностью десять календарных дней и более, предоставленный сотруднику ФПС в год поступления на службу.

Денежная компенсация

Компенсация за отпуск

Получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск за текущий год сотрудник может в год увольнения.

Сотрудник может заменить денежной компенсацией часть основного отпуска, превышающую тридцать календарных дней.

Это не относится к «северянам», для них замена отпуска и его частей денежной компенсацией не допускается. за исключением случая его увольнения со службы в федеральной противопожарной службе.

Полная информация о денежной компенсации сотрудникам расписана в приказе МЧС России 271 от 29.06.2017 «Об утверждении Порядка замены части основного отпуска сотрудника ФПС ГПС, превышающей тридцать календарных дней, денежной компенсацией», а так же ст. 57 Федерального закона РФ № 141-ФЗ от 23.05.2016 «О службе в ФПС ГПС».

Сотрудникам федеральной противопожарной службы женского пола в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации предоставляются отпуска по беременности и родам.

Сотруднику ФПС женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери, предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Сотруднику ФПС, замещающему должность, связанную с осуществлением педагогической деятельности, основной отпуск и дополнительный отпуск за стаж службы предоставляются, как правило, в период каникулярных отпусков курсантов, слушателей.

Продление отпуска

В каких случаях продлеваются основной и дополнительный отпуска?

1) в случае временной нетрудоспособности сотрудника, подтвержденной больничным листом. Обратите внимание, что в случае больничного по уходу за ребенком отпуск не продлевается;

2) выполнения сотрудником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от службы;

3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Скачать образец рапорта на продление отпуска можно .

Отзыв сотрудника из отпуска

Отозван из отпуска сотрудник ФПС без его согласия может только в случае наступления следующих обстоятельств:

в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации пожаров, последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций (ст. 35 141-ФЗ).

Вне перечисленных обстоятельств на отзыв из отпуска требуется согласие сотрудника.

Та часть отпуска, которая осталась неиспользованной, должна быть предоставлена сотруднику ФПС в удобное для него время в текущем году либо в течение следующего года.

Если неиспользованная часть отпуска составляет десять календарных дней и более, сотруднику оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно и предоставляется дополнительное время на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Скачать образец рапорта на отзыв из отпуска можно .

Комментарии и вопросы

(от пользователей о компенсации)

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, сколько дней максимум, можно находится сотруднику ФПС в промежуточном пункте (городе), при следовании в очередной отпуск (например самолётом, если нет прямого рейса), чтобы при компенсации проезда, оплатили именно дальнюю точку (город).

Не более суток. Больше, только если делали пересадку (при отсутствии прямого транспорта и приложении справки об отсутствии), а так же приложении справки, что за период ожидания пересадки другого транспорта к конечной точке назначения – не было (есть ведь паровозики, которые и раз в 2-3 суток ходят по непопулярным маршрутам), но о пересадке тоже должно быть в рапорте на отпуск указано. Вообще лучше подойти к своим кадровикам и заранее уточнить!

По прошлому опыту это указывается в рапорте на отпуск сразу. Другими словами от А до Б и от Б до В, и обратно от В до Б и от Б до А. Главное все перелеты в период отпуска совершить. Потом прикладываются все билеты и отчетные документы.

Пунт 7,8,9 приказа МЧС России от 26 марта 2013 года № 200 «Об утверждении Порядка возмещения (оплаты) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации (возмещения) расходов, связанных с оплатой проезда, членам семьи и родителям погибшего (умершего) военнослужащего спасательного воинского формирования МЧС России, сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

В случае совершения поездки к месту проведения отпуска и обратно с разрывом маршрута (остановкой в пути следования) или с отклонением от прямого беспересадочного маршрута (маршрута с наименьшим количеством пересадок), в том числе различными видами транспорта дополнительно к документам, подтверждающим фактические расходы, предоставляются справки о минимальной стоимости проезда (без учета дополнительных сборов) на выбранном виде транспорта в соответствии с категорией проезда, установленной настоящим Порядком для военнослужащего, сотрудника или члена его семьи, выданные транспортными организациями, выполнявшими регулярные перевозки по прямому беспересадочному маршруту (маршруту с наименьшим количеством пересадок) на дату убытия к месту проведения отпуска и на дату возвращения.

Возмещение стоимости проезда производится по фактически произведённым расходам, но не выше стоимости проезда, указанной в справке транспортной организации.

В случае если военнослужащий, сотрудник и член его семьи проводят отпуск в нескольких местах, то возмещается (оплачивается) стоимость проезда от фактического места жительства до одного из пунктов проведения отпуска и обратно от одного из пунктов проведения отпуска (пункты указываются в отпускном удостоверении (билете)) до фактического места жительства при условии проезда по прямому беспересадочному маршруту, а при отсутствии такого маршрута – с наименьшим количеством пересадок.

Возмещение (оплата, компенсация) расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, осуществляются при предоставлении документов, подтверждающих:

  • право на проезд (перевозку личного имущества);
  • факт пребывания в местах проведения отпуска, лечения, медицинского освидетельствования, долечивания (реабилитации), а также лечения в санаторно-курортном учреждении;
  • фактические расходы, связанные с проездом;
  • факт совершения поездки;
  • фактические расходы, связанные с перевозкой личного имущества (груза).

Понравилась статья? Поделитесь записью в социальных сетях и расскажи о ней своим друзьям!

admin