Заключение ПМПК

О существенных изменениях в работе психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), определяющих условия для получения образования детьми с особыми потребностями, сообщили в Минпросвещения. Планируется сведение комиссий в единую структуру, развитие сети федеральных и региональных ресурсных центров, отказ от термина «ОВЗ» («ограниченные возможности здоровья»), отмена предельного возраста проведения ПМПК, и др.

Как заявила на прошедшей в Москве конференции, посвященной деятельности ПМПК, замглавы министерства Татьяна Синюгина, переход к централизованной модели ПМПК должен состояться 1 января 2020 года. Для этого будут внесены соответствующие поправки в Закон об образовании, и в подзаконный акт, регламентирующий деятельность комиссий.

«Исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным», — отметила замминистра, перечисляя запланированные нововведения. Прокомментировать сообщение о реформе ПМПК мы попросили активистов сообщества родителей детей-инвалидов.

«Родители детей-инвалидов — такие же граждане, как и все остальные»

«Конечно же, нас смущает и крайне беспокоит заявление о введении обязательности заключения ПМПК для родителей, — говорит президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень. — Мы не понимаем, каким образом такое требование может быть закреплено — оно противоречит всем мыслимым законам и нормам. Введение такой нормы в федеральный закон кажется маловероятным. Скорее всего, она будет внесена в положение о ПМПК, имеющее сугубо технически характер, которое не может быть более значимым, чем вышестоящие нормативно-правовые акты, включая Закон об образовании. Поэтому противоречия неизбежны с самого начала.

В регулирующих работу ПМПК документах заложены и противоречия с международными актами, к которым присоединилась Россия. Например, в комментариях к Конвенции ООН о правах инвалидов закреплено их право на доступ к различным формам образования в местах проживания. Инвалидность не должна быть причиной исключения из системы общего образования — но люди с инвалидностью в этой системе должны получать необходимую поддержку для обеспечения эффективности обучения.

Обязательность заключений ПМПК для родителей уничтожит эти права — получается, что родители уже не смогут выбирать форму образования, если ее предписала комиссия.

Понятно, что родители в результате будут уклоняться от ее прохождения и требовать создания необходимых образовательных условий от школы. А школа будет ссылаться на то, что образовательные условия предоставляются лишь на основе заключения ПМПК.

Нигде, включая и сам регламент ПМПК, не указаны требования к квалификации членов комиссии. Нет никаких четких процедур.

Функция ПМПК — выявление детей с трудностями обучения, и диагностика нарушений. Если говорить, например, о детях с РАС — у комиссии нет никаких диагностических инструментов, позволяющих объективно оценивать навыки и особые образовательные потребности детей с аутизмом.

Текущая редакция Положения о ПМПК предусматривает даже формальные требования только в отношении руководителя ПМПК; в отношении иных членов каких-либо требований не установлено. В связи с этим, на наш взгляд, возможной мерой по исправлению текущего положения дел является а) уточнение данных критериев (например, введения дополнительного требования о наличии релевантного опыта работы с детьми с особенностями, включая детей с РАС) и б) распространение данных требований на всех членов ПМПК, а не только на её руководство.

В общем, мы имеем дело со структурой, не имеющей внутренней регуляции ни с помощью этических, ни с помощью квалификационных требований. В отсутствие таких требований как мы можем получить гарантию компетентной диагностики?

Уже сейчас, когда, по сути, частное мнение членов комиссии оспаривается родителями — а ведь родители часто знают о болезни своего ребенка намного больше врачей и педагогов! — возникает агрессия, немотивированные возражения, давление с помощью своего авторитета. «Что вы говорите, как вы смеете, мы вам не подпишем», и т.д.

А теперь репрессивные возможности ПМПК хотят усилить.

Со всей очевидностью, в такой норме мы видим и коррупциогенный риск. Даже сейчас мы имеем полученные в нашей коммуникации факты дачи взяток за «правильное» заключение. Но когда родители не обязаны исполнять рекомендации, они просто не предоставляют заключение, с которым не согласны. Насколько возрастет такой риск, если исполнение станет обязательным?

Важно понимать: в составе ПМПК не предусмотрены юристы. При этом сама структура должна содействовать именно реализации прав детей-инвалидов на образование, добиться, чтобы они были реализованы в школе. Но юристов там нет. И правовая грамотность членов комиссии часто оказывается запредельно низкой.

Толкование действующих документов, когда на них пытаются сослаться родители, может оказаться абсолютно диким. Мы регулярно узнаем о таких случаях из регионов. И получается, что ПМПК — орган, не имеющий реальной возможности ни качественной диагностики детей для построения дальнейшего маршрута, ни юридической компетентности — но его наделяют дополнительными полномочия, делая заключения обязательными для родителей!

Когда никакие усилия и ресурсы не направляются на сущностные изменения структуры, на поголовную переподготовку кадров, на внедрение объективной батареи тестов, на изменение целеполагания структуры, когда планируется полная централизация ПМПК, то есть исключается возможность внутри этого института независимого оспаривания решений и у родителей остаются для этого только судебные органы, то со всей очевидностью ПМПК все больше превращается в механизм репрессий. Никакими интересами детей тут и не пахнет.

Непонятно, как будет расцениваться неисполнение рекомендаций образовательным учреждением.

Сегодня это сплошь и рядом – заключение ПМПК есть, а школа не в состоянии его исполнить. Не в состоянии как по объективным причинам (нет финансирования, или нет кадров), так и по субъективным (желание под любым предлогом сложных детей в школы не допускать). На данный момент – это ответственность образовательного учреждения. В случае обязательности исполнения заключений для родителей эта ответственность автоматически разделится: школа не хочет и не может, значит, виноват родитель.

И, конечно, несет дискриминацию сам подход, допускающий какую-то дополнительную регуляцию родителей особых детей только по факту их «особого» родительства. Родители детей-инвалидов — такие же граждане, как и все остальные, наше поведение регулируется теми же законами.

Если нам говорят, что решение ПМПК предписывает какие-то конкретные формы образования для наших детей, и мы обязаны эти решения исполнять — нарушается наше право на выбор образовательной модели. Это прямое нарушение Федерального закона об образовании. Но самое главное — то, что введение для нас отдельных регулирующих механизмов выделяет нас в особую, менее дееспособную группу, которую уже не считают способной самостоятельно действовать на благо своих детей. Нас маркируют как граждан менее высокого качества, которые не в состоянии руководствоваться теми же законами, что и родители обычных детей и все остальные.

Естественно, это будет абсолютно дискриминационный акт.

Если он только будет принят, он немедленно будет оспорен — в Верховном суде, в Конституционном суде, будут использованы все возможности. Не очень ясно, о чем думали в правовом отделе Минпроса, когда готовились такие инициативы».

«Семьи с особыми детьми ничем не заслужили такой дискриминации»

Замена термина «ОВЗ» на «ООП» («особые образовательные потребности») — очень важный и позитивный поворотный момент. Общественные организации долго этого добивались, напоминает руководитель РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова.

«В нашей стране принят медицинский подход к инвалидности и статусу «ОВЗ” (человек как проблема), вместо прогрессивного, социального — когда проблема и ограничения в среде, а не в человеке, — рассказала она порталу Милосердие.ru. — Минусом первого является тупиковая ситуация, когда дольше до «нормы” улучшать и реабилитировать человека не получится, и, вроде как всё, делать ничего и не надо. А, например, о качестве жизни человека медицинский подход мало позволяет подумать.

В образовании у нас получился тот же подход благодаря именно связке с диагнозом, с этими «ограниченными возможностями здоровья” вместо «особых образовательных потребностей”. Поэтому менять (уточнять, дополнять и т.п.) — нужно. Естественно, это не конец процесса, а начало других необходимых и принципиальных изменений.

Ничего позитивного об изменениях в отношении обязанности родителей передать заключение ПМПК в образовательное учреждение сказать не могу, хотя прекрасно представляю чем они обусловлены. Как организация, работая с родителями, мы одной из своих целей ставили повысить уровень защищенности права особого ребенка на образование. И один из необходимых механизмов для этой защиты — ПМПК.

Но сейчас вместо «защитной” функции его заключениям будет придан скорее карательный характер.

Давая родителям возможность не бояться, и сделать шаг, мы говорим что получение заключения ПМПК — это не страшно. И если они будут совсем категорически не согласны, то могут никуда его не относить, опротестовать и т.п. И это дает возможность людям попробовать, убедиться, что ничего ужасного на этом этапе не происходит, отдать его добровольно, и добиваться создания специальных образовательных условий от образовательного учреждения.

Люди потихонечку пошли в ПМПК. Сейчас поток сократится. «Пограничные” случаи будут скорее всего оставлены, в результате, без помощи. Как и, наоборот, случаи тяжелых множественных нарушений снова выпадут — родители и так не видят смысла проходить ПМПК, потому что государственных организаций, умеющих работать с такими детьми практически нет.

Как все меры «принуждающего” характера, это даст малюсенький выигрыш в части случаев, и существенный откат в «серую зону” в остальном и в перспективе.

Что же нужно было делать вместо этого? Работать с родителями, не формально, а реально, выстраивать межведомственную работу вокруг семьи, компенсировать вопиющий непрофессионализм многочисленных ПМПК по стране, а для этого, в том числе, делать ПМПК самостоятельными и независимыми от образовательных организаций, выстраивая зонтичную структуру например на базе ППМС-центров, и финансируя их нормальную работу (сейчас это расходное обязательство субъекта, и, например, в Московской области ПМПК — это такая, по сути, не оплачиваемая нагрузка на специалистов, которым это поручили).

Ну и самое главное — мы не враги своим детям, и если бы заключения ПМПК повсеместно способствовали защите прав детей — без всяких проблем несли бы их в сады и школы.

Но даже отлично написанные заключения ПМПК не исполняются сплошь и рядом. Нет надлежащего финансирования для создания специальных образовательных условий, нет специалистов.

Как можно в таких условиях родителей заставлять — выше моего понимания. Может ли быть обязательным для предоставления в школы заключение ПМПК, в котором для ребенка с аутизмом написано: «создание специальных образовательных условий на усмотрение образовательного учреждения”?

Школа немедленно усмотрела в этом возможность ничего не создавать — «потому что денег на тьютора и психолога нет”. И это было в Одинцовском районе Московской области, не самом нищем и отдаленном регионе нашей страны. Что говорить про остальные?

Необходим независимый контроль качества исполнения заключений ПМПК и создания необходимых специальных образовательных условий для детей. Мы считали и считаем, что не надо за счет родителей пытаться скомпенсировать отсутствующее межведомственное взаимодействие, и отсутствие работы с семьей. А именно этим вызвано такое изменение в законодательстве.

Семьи с особыми детьми ничем не заслужили такой дискриминации — почему за них всех решили?

Принцип получения услуг вдруг у нас стал «принудительным”? Почему именно по отношению к детям с ОВЗ? Что будет следующим шагом? Те самые штрафы по отношению к родителям детей с ОВЗ, которые время от времени предлагают разные «официальные лица”? У нас одной из проблем является не право, а его применение и знаменитая «необязательность исполнения”, которая порой компенсирует жесткость законов.

Тут, как человек с правозащитным опытом в области образования, могу сказать, что регионы рьяно и с удовольствием воспользуются этими новыми правилами. И поверьте, не в пользу детей и родителей».

«Это не означает, что семью можно будет принудить к выполнению любых рекомендаций»

«До сих пор родители, получив на руки заключение ПМПК, сами решали, отдавать его в образовательное учреждение, или нет, — говорит председатель совета ВООРДИ Елена Клочко. — При всей солидарности с родителями, действительно, случалось так, что из-за их нежелания это делать, интересы детей не соблюдались. Потому, что педагоги должны знать, что у ребенка за проблемы, каков образовательный маршрут, прописанный ему ПМПК, и каковы специальные условия, которые организация образования должна исполнить. Без этого образовательная организация не понимает, что с ребенком делать.

Теперь заключение ПМПК будет автоматически отсылаться учредителю образовательных организаций, т.е. департаменту или министерству образования региона. После поступления ребенка в учреждения информация о его потребностях уже будет иметься в официальных структурах. Это не означает каких-то новых обязанностей для родителей — взять эту бумагу в руки и нести ее в школу.

Окончательного варианта нового текста положения о ПМПК еще нет.

То, что нам известно — проекты. Особо здесь надо выделить следующие моменты: во-первых, продление срока проведения ПМПК после 18 лет. Мы давно говорили об этом, это важно — потому, что ограничение здесь противоречит Закону об образовании, ведь учиться можно и после 18. У образования — по Закону — нет верхней возрастной планки.

Второе — возможность обжалования родителями заключения ПМПК. Она необходима и должна появится. Мы сформулировали и направили разработчикам наши предложения об этом.

Что касается отмены термина «ограниченные возможности здоровья» с его заменой на «особые образовательные потребности» — это одна из поправок к Закону об образовании, которые находятся сейчас на согласовании. Предполагается, что они будут внесены в декабре, и уже после этого смогут вступить в силу изменения в порядке проведения ПМПК.

В заявлении Минпроса говорится: «Исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным».

Но это не означает, что семью можно будет принудить к выполнению любых рекомендаций, вынесенных комиссией.

Если вы не согласны, к примеру, с тем, что вашего ребенка направляют в коррекционную школу, то можно не получать заключение руки, не соглашаться с ним — так же, как это можно сделать на МСЭ. Можно оспаривать его до тех пор, пока вы не будете им удовлетворены.

Механизм для этого в нынешнем варианте проекта нового положения о ПМПК достаточно продуман, то, что мы видели, выглядело корректно. Как он будет работать на практике — зависит от окончательных формулировок.

— То есть, оспаривать эти решения можно будет не только через суд?

— Сейчас ПМПК у нас вообще не является юридическим лицом, с которым понятно, как судиться. Это некий набор специалистов образовательной сферы региона разных уровней. Совершенно необходимо, чтобы инстанция, отвечающая за образовательный маршрут, то есть, в итоге, за судьбу ребенка, — была органом, с которым можно взаимодействовать, в том числе, в судебном порядке. Централизация должна дать и такую возможность — но, кроме судебного, должен быть понятный внутренний механизм обжалования решений».

На основании п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, а также предоставление права выбора форм получения образования.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

На основании ч. 2 и 4 ст. 63 Закона об образовании общее образование, в том числе начальное, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнения ребенка. При этом в целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Закона об образовании).

В связи с изложенным самостоятельный выбор формы получения общего образования является законным правом обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации (п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Миобрнауки России от 30.08.2013 N 1015).

Что касается юридической силы заключения психолого-медико-педагогической комиссии, то согласно п. 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082, заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. В то же время представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что каких-либо препятствий для получения дошкольного образования по индивидуальному плану не имеется, а для реализации права на выбор формы получения образования родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться с заявлением в соответствующую образовательную организацию с целью оформления и закрепления локальным актом избранной ими формы получения образования в отношении конкретного обучающегося.

С целью защиты права на выбор формы получения образования в рассматриваемой ситуации возможно обращение в органы управления образованием соответствующей территории (муниципального образования), к руководителю образовательной организации, а также в органы прокуратуры или в суд.

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др. ), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Советы родителям

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

— рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

— показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

— сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

— обеспечить получение детьми общего образования;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

— направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

— приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

admin