Задачи антикризисного управления

Сущность и задачи антикризисного управления

В общем понимании управлять — значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение. Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать.

Эта функция:

  • обеспечивает сохранение структуры системы;
  • поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;
  • обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.

Антикризисное управление проводится в предвидении возможного кризиса, а также в условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации (социально-экономической системы).

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.

Антикризисное управление — такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации.

Цели и задачи антикризисного управления:

  • Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.

    4.2 Задачи, формы и принципы антикризисного управления

  • Воспрепятствование опасным факторам кризиса.
  • Управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).
  • Обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном стоянии.
  • Ослабление негативных последствий кризиса.
  • Использование факторов и последствий кризиса для развития организации.

Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления.

К социально-экономическим системам — объектам антикризисного управления — относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федередерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством.

Субъектами антикризисного управления выступают собственники, менеджеры предприятий и организаций, государственные органы власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства — арбитражные управляющие).

Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления, классифицируются следующим образом.

По стадии развития кризиса:

  • распознавание кризисной ситуации;
  • предотвращение кризиса;
  • обеспечение жизнедеятельности в кризисной ситуации;
  • обеспечение выхода из кризиса;
  • ликвидация последствий кризиса.

По направлениям применяемых антикризисных мер:

  • методологические;
  • финансово-экономические;
  • организационные;
  • правовые;
  • социально-психологические;
  • конфликтологические.

По технологиям управления:

  • поиск информации (обеспечение ее достоверности);
  • разработка вариантов и моделей поведения организации на случай кризиса;
  • анализ и оценка кризисной ситуации (тип. глубина, последствия);
  • разработка антикризисных управленческих решений.

По применяемому инструментарию:

  • маркетинг (в условиях неопределенности и ограниченности ресурсов);
  • санация или реструктуризация кризисной организации;
  • антикризисная инвестиционная, инновационная политика;
  • селекция (отбор) персонала;
  • управление конфликтами.

1 Теоретические основы  методологии антикризисного  управления организации

1.1 Сущность антикризисного  управления организации

В общем понимании управлять — значит принимать решения, давать обязательные для выполнения указания, контролировать их выполнение.

Управление в социально-экономических системах является функцией системы, так как без управления такие системы не могут существовать. Эта функция:

— обеспечивает сохранение структуры системы;

— поддерживает режимы деятельности и процессы в системе;

— обеспечивает реализацию программ, планов деятельности.

Антикризисное управление проводится в предвидении  возможного кризиса, а также в  условиях кризиса и должно обеспечить антикризисное развитие организации (социально-экономической системы).

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития.

Антикризисное управление — такой вид управления, в котором происходят контролируемые процессы предвидения кризисов, смягчения их последствий и использования факторов кризисов для развития организации.

Цели  и задачи антикризисного управления:

1. Предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему.

2. Воспрепятствование опасным факторам кризиса.

3. Управление динамикой развития  кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить).

4. Обеспечение жизнедеятельности  организации в кризисном состоянии.

5. Ослабление негативных последствий кризиса.

6. Использование факторов и последствий  кризиса для развития организации.

Антикризисное финансовое управление представляет собой  систему принципов и методов  разработки и реализации комплекса  специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление  финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Главной целью антикризисного финансового  управления является восстановление финансового  равновесия предприятия и минимизация  размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

В процессе реализации своей главной  цели антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение  следующих основных задач:

  • Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.
  • Устранение неплатежеспособности предприятия.
  • Восстановление финансовой устойчивости предприятия.
  • Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.
  • Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия.

Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах.

1. Принцип постоянной готовности  реагирования. Теория антикризисного  финансового управления утверждает, что достигаемое в результате  эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие — наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.

2. Принцип превентивности действий. Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий.

Лекции и задачи по антикризисному менеджменту

Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».

3. Принцип срочности реагирования. Каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему негативные финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями по восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.

4. Принцип адекватности реагирования. Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации или разрешению финансового кризиса в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозы финансового кризиса и его разрешения должно исходить из реального уровня такой угрозы и быть адекватным этому уровню.

5. Принцип комплексности принимаемых  решений. Практически каждый финансовый  кризис предприятия по источникам генерирующих его факторов, а соответственно и по формам проявления своих негативных последствий носит комплексный характер. Аналогичный комплексный характер должна носить и система разрабатываемых и реализуемых антикризисных мероприятий.

6. Принцип альтернативности действий. Этот принцип предполагает, что каждое из принимаемых антикризисных финансовых решений должно базироваться на рассмотрении максимально возможного числа их альтернативных проектов с определением уровня их результативности и оценкой затрат.

7. Принцип адаптивности управления. В процессе развития финансового  кризиса генерирующие его факторы  характеризуются обычно высокой  динамикой. Это предопределяет  необходимость высокого уровня  гибкости антикризисного финансового  управления, его быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней финансовой среды.

8. Принцип приоритетности использования  внутренних ресурсов. В процессе  антикризисного управления, особенно  на ранних стадиях диагностики  финансового кризиса, предприятие  должно рассчитывать преимущественно на внутренние финансовые возможности его нейтрализации. В этом случае предприятие может избежать потери управляемости и процедур внешнего контроля своей финансовой деятельности.

9. Принцип оптимальности внешней  санации. Принцип оптимальности внешней санации предполагает, что при выборе ее форм и состава внешних санаторов следует исходить из системы определенных критериев, разрабатываемых в процессе антикризисного финансового управления. Такими критериями могут быть сохранение управления предприятием его первоначальными учредителями, минимизация потери рыночной стоимости предприятия и другие.

10. Принцип эффективности. Реализация  этого принципа обеспечивается  сопоставлением эффекта антикризисного  финансового управления и связанных  с реализацией его мероприятий финансовых ресурсов.

Рассмотренные принципы служат основой организации  системы антикризисного финансового  управления предприятием.

1.2 Проблематика и  методика антикризисного  управления

Антикризисное управление — это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Антикризисное управление включает в себя использование  важнейших экономических дисциплин (финансовый анализ, стратегическое, тактическое планирование, инвестирование, менеджмент и др.), объединяя их при этом в единую систему на основе одного критерия: возможности использования диагностики, предупреждения, нейтрализации и преодоления кризиса.

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Управление  социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным.

Антикризисное управление — это управление, в котором  поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение  кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые  средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии.

Проблематика  антикризисного управления обширна  и разнообразна. Совокупность проблем  можно представить четырьмя группами:

1. Первая группа включает проблемы  распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело — своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.

Но  не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством  управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности  организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

2. Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего, методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.

3. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

4. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий.

Страницы:12345следующая →

admin