За экоцид предусмотрена ответственность

Уголовная ответственность за экоцид

А. Кибальник, доктор юридических наук.

И. Соломоненко, кандидат юридических наук.

Определение экоцида берет начало в документах, регламентирующих правила ведения вооруженных конфликтов.

Так, в ч. 3 ст. 35 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. запрещено применять "методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде". Статья 55 того же документа предписывает сторонам вооруженного конфликта проявлять "заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба", включающей запрет на использование методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, возможно, причинят такой ущерб природной среде.

В дальнейшем понимание экоцида развивалось в сторону его признания не просто военным преступлением, а преступлением против безопасности человечества. Уже в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 18 мая 1977 г. установлена обязанность не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, "которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику" (ст. 1).

Таким образом, совершение акта экоцида стало расцениваться как преступление против безопасности человечества вне зависимости от того, совершен ли он в военное или мирное время и без обязательной "увязки" с вооруженным конфликтом. Причины понятны: вопрос о загрязнении окружающей человека среды, фактически вопрос о здоровье настоящего и будущего поколений, о жизни на земле стал ныне ключевым для человечества.

В соответствии со ст. 4 вышеназванной Конвенции в УК РФ была введена ст. 358 "Экоцид", установившая преступность "массового уничтожения растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, могущих вызывать экологическую катастрофу". В российском уголовном законодательстве состав экоцида сформулирован как состав угрозы, а реальное наступление указанного последствия само по себе на квалификацию содеянного не влияет.

Последствие в виде экологической катастрофы — понятие очень емкое, отсылающее к источникам иных отраслей права. Исходя из сопоставительного анализа ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" и ст.

Экоцид в уголовном праве России

2 Конвенции ООН от 5 июня 1992 г. о биологическом разнообразии, полагаем, что угроза экологической катастрофы как последствия акта экоцида состоит в реальной возможности значительного и устойчивого нарушения естественного функционирования экологических систем и (или) биологического разнообразия в таких системах. Угроза наступления экологической катастрофы возможна в результате совершения любого из указанных в диспозиции ст. 358 действий.

Массовое уничтожение растительного или животного мира состоит в физическом истреблении растительных сообществ и живых организмов, постоянно или временно населяющих ту или иную территорию. Массовым уничтожением надо признавать любое воздействие на флору и фауну, в результате которого создается угроза уничтожения растительного или животного вида хотя бы в одной экологической системе. В первую очередь такое деяние осуществимо посредством использования химических реагентов и других неизбирательных способов воздействия на природную среду (источники радиоактивного излучения, суммарное применение взрывчатых веществ и т.п.).

Примером такого акта экоцида может служить проведенная американскими войсками в Индокитае "Операция Рэнч Хэнд". В документах международного симпозиума по вопросам отдаленных последствий войны США во Вьетнаме отмечалось, что в результате применения дефолианта "Оранж эйджент" флора, фауна, почвы многих районов Южного Вьетнама претерпели сильные изменения. Большую часть тропических лесов война превратила в саванны, территории которых в ряде районов и сейчас расширяются; многие прибрежные мангровые леса полностью уничтожены, и их спонтанное восстановление потребует многих сотен лет; потеряно плодородие на больших массивах пахотных земель. Содержавшиеся в дефолиантах диоксины привели к массовым патологиям у населения Вьетнама — в целом повысилась вероятность бесплодия, самопроизвольного прерывания беременности, врожденных пороков и прочих аномалий.

В отечественном правоприменении дела об экоциде, связанном с массовым уничтожением растительного или животного мира, крайне редки. Например, в январе 2002 г. раскрыто одно из самых громких преступлений Камчатки за последние годы — потрава мальков лосося на рыбоводном заводе "Озерки". Преступление было совершено 6 февраля 2001 г.: неизвестные потравили хлоркой, засыпав ее в водозаборный колодец, несколько миллионов мальков лосося. Ущерб составил 12 млрд. руб., а по факту потравы впервые возбуждено уголовное дело по статье "Экоцид".

Отравление атмосферы или водных ресурсов как акт экоцида зачастую совершается параллельно массовому уничтожению растительного и животного мира либо является способом такого уничтожения.

Отравление означает виновное введение в водную или воздушную сферы таких активных агентов, которые лишают атмосферный воздух и естественную водную среду их жизнеобеспечивающих качеств как сред обитания растительных и животных организмов. Это деяние может совершаться в виде воздействия на водные ресурсы и атмосферу химически активными веществами, продуктами биологического распада, искусственным изменением физического и химического составов водной или воздушной сред.

В законе не определен исчерпывающий перечень актов экоцида — ведь это преступление может совершаться иными действиями, способными вызвать экологическую катастрофу. Такой подход представляется оправданным, так как результатами научно-технического прогресса в обозримом будущем могут стать новые факторы воздействия на природную среду, применение которых, в свою очередь, будет угрожать наступлением экологической катастрофы.

Так, бесспорно, что пагубные последствия войны как экологического фактора отрицательно влияют на окружающую среду во многих формах. Это прежде всего материальные остатки войны: в почве и море остаются мины, неразорвавшиеся снаряды, авиабомбы и т.п. Все это представляет реальную угрозу для человечества, проведения сельскохозяйственных работ, добычи полезных ископаемых, рыбного промысла.

Агрессивное воздействие на природную среду, способное вызвать экологическую катастрофу, нельзя подчас свести только к отравлению воздуха или водных ресурсов или к массовому уничтожению растительного и животного мира. По этой причине полагаем, что существующая редакция ст. 358 УК РФ, в которой не дается исчерпывающего перечня актов геноцида, создает определенный "запас прочности" для квалификации содеянного при использовании новых средств воздействия на природную среду.

То, что экоцид совершается умышленно, вряд ли вызывает сомнения: по отношению к любому деянию, являющемуся актом экоцида, должен быть установлен прямой умысел. Что же касается угрожающего последствия — экологической катастрофы, то психическое отношение к ней виновного более сложно. Если лицо желает наступления экологической катастрофы, то наличие прямого умысла в отношении последствия дает право квалифицировать содеянное как экоцид. Мотивация виновного юридического значения не имеет.

С другой стороны, законодательно не предусмотрено наличие у виновного обязательной цели совершения актов экоцида — наступления экологической катастрофы. Поэтому полагаем, что допущение реальной возможности наступления такого последствия также дает основание вменения экоцида, совершаемого с косвенным умыслом по отношению к угрожающей экологической катастрофе. Именно психическое отношение к грозящей экологической катастрофе отличает экоцид от экологических преступлений, предусмотренных ст. ст. 250 — 252, 254, 259 УК РФ. При совершении перечисленных экологических преступлений лицо не допускает и тем более не желает наступления экологической катастрофы (хотя последствия собственно экологических преступлений тоже могут быть ужасающими).

Буквальное прочтение ст. 358 и соответствующих актов международного права свидетельствует о том, что за любой акт экоцида ответственности подлежит общий субъект.

Исходя из исключительной опасности экоцида, в соответствии со ст. ст. 78 и 83 УК, за это преступление не исчисляются сроки давности уголовной ответственности и обвинительного приговора.

Юридическое определение экоцида как преступления против безопасности человечества действительно берет свое начало в документах, регламентирующих правила ведения вооруженных конфликтов. Так, ч. 3 ст. 35 I Дополнительного протокола запрещено применять "методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде". А ст. 55 этого же документа сторонам вооруженного конфликта предписано проявлять "заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба".

Ответственность за экоцид и геноцид по Уголовному кодексу РФ (стр. 1 из 5)

В дальнейшем понимание экоцида эволюционировало в сторону его признания не просто военным преступлением, а преступлением против безопасности всего человечества. Так, в Конвенции о воздействии на природную среду установлена обязанность не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, "которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику"

Объективные признаки экоцида. Определение экоцида как преступления против безопасности человечества тесно связано с наступлением экологической катастрофы.

Экологическая катастрофа как уголовно-значимое последствие имеет своими признаками устойчивое нарушение естественного функционирования экологических систем и значительное нарушение (изменение) биологического разнообразия. Массовое уничтожение растительного или животного мира состоит в физическом истреблении растительных сообществ и совокупностей живых организмов, постоянно или временно населяющих ту или иную территорию. "Массовость" такого уничтожения нигде не определена, однако массовым уничтожением надо признавать случаи любого воздействия на флору и фауну, в результате которого создается угроза уничтожения растительного или животного вида хотя бы в одной экологической системе. В первую очередь такое деяние осуществимо посредством использования химических реагентов и других неизбирательных способов воздействия на природную среду (источники радиоактивного излучения, суммарное применение взрывчатых веществ и т.п.)

Законодательно не определен исчерпывающий перечень актов экоцида – ведь это преступление может совершаться иными действиями, способными вызвать экологическую катастрофу. Такой подход представляется оправданным, так как результатами научно-технический прогресса в обозримом будущем могут стать создание новых факторов воздействия на природную среду, применение которых, в свою очередь, будут угрожать наступлением экологической катастрофы.

Субъективные признаки экоцида. Так как это преступление окончено при совершении любого из перечисленных действий, то по отношению к последним должен быть установлен прямой умысел. Что же касается угрожающего последствия – экологической катастрофы – то психическое отношение к ней виновного более сложно. Если лицо желает либо допускает наступления экологической катастрофы, то наличие прямого или косвенного умысла в отношении последствия дает право квалифицировать содеянное как экоцид. Именно психическое отношение виновного к грозящей экологической катастрофе отличает экоцид от схожих по внешним признакам экологических преступлений. За любой акт экоцида ответственности подлежит общий субъект.

Дата добавления: 2018-02-13; просмотров: 130; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Все статьи Уголовная ответственность за экоцид в законодательстве России и Германии (Соболева Е.А.)

Защита окружающей среды и сохранение благоприятной экологии представляют собой важные задачи для человечества в XXI веке. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) закрепил ответственность за экологические преступления в главе 26 УК РФ, а также включил специальную статью 358 "Экоцид", предусматривающую ответственность за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Объектом преступления, предусмотренного ст.

Экоцид преступление против

358 УК РФ, являются общественные отношения по охране окружающей среды от негативного воздействия человека, которое угрожает наступлением необратимых последствий. В отличие от объекта преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ, объект экоцида предусматривает угрозу наступления необратимых последствий, а именно экологической катастрофы. Но в законодательстве до сих пор нет четкого определения понятия "экологическая катастрофа". Целесообразным представляется включение преступления "экоцид" не в главу 26 УК РФ, а именно в главу 34, так как общественным благом, охраняемым данной статьей, является безопасность всего человечества. Данное преступление является особо тяжким преступлением против мира и безопасности человечества, к нему не применяются сроки давности и предусмотрены строгие меры ответственности.
Объективная сторона преступления заключается в массовом уничтожении, отравлении флоры, фауны, атмосферы, водных ресурсов и иных действиях, способных привести к экологической катастрофе. Нет четкого определения понятия массовости уничтожения. Можно ли говорить о наличии признака массовости в случае уничтожения 15 особей животных, или все же речь идет об убийстве десятков и сотен представителей животного мира? Непонятно, будет ли массовым уничтожение, например, трех животных, отнесенных к вымирающему виду, учитывая, что в мире осталось всего 60 его представителей. Стоит отметить, что, например, п. 2 ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод" также содержит в гипотезе статьи понятие "массовая гибель животных". Законодателю здесь необходимо четко определить данный признак, так как это поможет правоприменителю верно выбрать соответствующую статью между п. 2 ст. 250 УК РФ и ст. 358 УК РФ при квалификации совершенного преступления. В литературе высказывается мнение, что именно психическое отношение к грозящей экологической катастрофе во многом отличает экоцид от экологических преступлений <1>.
———————————
<1> Греченкова О.Ю. Экоцид как преступление против мира и безопасности человечества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 16 — 17.

Также неясным остается вопрос, что понимать под "иными действиями, способными вызвать экологическую катастрофу". В литературе высказывается мнение, что под экологической катастрофой понимается устойчивое и значительное нарушение естественного функционирования экологических систем и/или биологического разнообразия в таких системах <2>.
———————————
<2> Кибальник А., Соломоненко И. Уголовная ответственность за экоцид // Законность. 2005. N 6. С. 25.

Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет.
В ст. 358 УК РФ нет четкого указания на форму вины. В связи с чем, по мнению некоторых исследователей, субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности <3>.
———————————
<3> Лисаускайте В.В. Преступления со специфическим статусом по международному уголовному праву // Вопросы уголовного права. 2010. N 2. С. 110.

Преступление является оконченным при совершении любого действия, перечисленного в диспозиции ст. 358, при наличии угрозы экологической катастрофы, то есть состав является формальным.
Учитывая вышеизложенное, ст. 358 УК РФ должна быть конкретизирована путем усовершенствования понятийного аппарата. Усовершенствование статьи, возможно, увеличит количество случаев ее практического применения при вынесении решений судами. Например, определение экологической катастрофы должно быть уточнено путем дачи разъяснений Пленумом Верховного Суда РФ <4>. С момента принятия УК РФ было возбуждено только одно уголовное дело по рассматриваемой статье — на Камчатке в 2001 г. за уничтожение миллионов мальков лосося. Судебного решения по данному делу так и не было вынесено.
———————————
<4> Веревичева М.И. К вопросу об уголовной ответственности за экоцид // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Право". 2010. N 2. С. 64.

На сегодняшний день в международном праве до сих пор нет понятия "экоцид", несмотря на то, что во всем мире международные организации и сообщества уделяют особое внимание проблемам экологии и состоянию окружающей среды.
Уголовное законодательство Германии состава преступления, подобного ст. 358 УК РФ "Экоцид", также не содержит. Уголовный кодекс Германии (Strafgesetzbuch) (далее — УК ФРГ) предусматривает ответственность за преступления против окружающей среды в разделе 29 <5>. Учитывая формулировку ст. 358 УК РФ, можно говорить о том, что наиболее близкими к ней являются составы, предусмотренные разделом 23 УК ФРГ "Преступления против окружающей среды", например, § 324 "Загрязнение вод", § 324a "Загрязнение почв", § 325 "Загрязнение воздуха".
———————————
<5> . Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/vstgb.

Гипотеза п. 1 абз. 1 § 324 УК ФРГ говорит о загрязнении водоема, изменении его свойств и характеристик и нанесении вреда. По российскому праву такие действия можно было бы квалифицировать по ст. 250 УК РФ "Загрязнение вод". Если же речь идет о нанесении такого вреда водоемам, который не может быть устранен либо его устранение требует длительного времени и затрат, то при назначении наказания немецкий правоприменитель в данном случае дополнительно руководствуется § 330 УК ФРГ "Особо тяжкий случай преступления против окружающего мира" — так называемым правилом назначения наказания Strafzumessungsregel.
По российскому праву такие действия можно было бы квалифицировать по ст. 358 УК РФ, так как неустранимость последствий можно рассматривать как угрозу или даже уже наступление экологической катастрофы.
В пункте 3 абз. 1 § 330 УК ФРГ речь идет о причинении вреда существованию целого вида животных или растений, которые находятся под угрозой вымирания. На наш взгляд, здесь однозначно можно говорить и о массовом характере совершенного деяния, а также и об угрозе экологической катастрофы, так как вымирание целого вида представляет собой неустранимое последствие и невосполнимую потерю для окружающей среды.
В гипотезе подп. 1 п. 2 § 330 УК ФРГ одним из условий наступления ответственности является причинение вреда за совершение ряда преступлений против окружающей среды, предусмотренных § 324 — 329 УК ФРГ, здоровью большого количества людей. Исходя из данной нормы, остается неясным, что принимать за "большое количество" и можно ли оценивать объем такого вреда как угрожающий наступлением серьезных для окружающей среды и человечества последствий. Согласно абз. 1 § 330a УК ФРГ, за создание серьезной опасности и причинение вреда из-за выброса ядов большому количеству людей также предусмотрена наиболее жесткая мера ответственности, а именно до 10 лет лишения свободы.
Из вышеизложенного следует, что немецкий законодатель не выделяет специального состава за совершение особо опасных деяний против окружающей среды, а учитывает их при назначении наказания за совершение преступлений, предусмотренных § 324 — 329 УК ФРГ.
В отличие от Российской Федерации, где единственным источником уголовного права является кодифицированный акт — Уголовный кодекс Российской Федерации, в законодательстве Федеративной Республики Германия существует понятие дополнительного уголовного права (Nebengesetze): речь идет о нормах, содержащихся в других законах и предусматривающих уголовную ответственность за совершение экологических преступлений, например: Закон в области использования химикатов (Chemikaliengesetz) <6>, Закон, устанавливающий правила обращения с опасными веществами (Gefahrstoffverordnung) <7>, Закон о защите растений (Pflanzenschutzgesetz) <8>.
———————————
<6> Gesetz zum Schutz vor Stoffen (Chemikaliengesetz — ChemG). Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/chemg/gesamt.pdf.
<7> Verordnung zum Schutz vor Gefahrstoffen. Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/gefstoffv_2010.
<8> Gesetz zum Schutz der Kulturpflanzen (Pflanzenschutzgesetz — PflSchG). Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/pflschg_2012/gesamt.pdf.

Так, в немецком законодательстве вопросы ответственности за такие преступления, как геноцид и военные преступления, регулируются специальным актом, входящим в систему дополнительного уголовного права, — Международным уголовным кодексом Германии от 2002 г. . Представляется целесообразным для законодателя уделить составу, предусмотренному ст. 330 УК Германии, больше внимания и создать единый кодифицированный акт, предусматривающий ответственность за особо тяжкие преступления против окружающей среды и экологии.
Что касается пределов санкций статей, предусматривающих ответственность за вышерассмотренные преступления, то можно сделать вывод, что наказание согласно российскому законодательству определенно строже, чем в немецком уголовном законодательстве. Статья 358 УК РФ предусматривает единственный вид наказания в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет. В то время как самое строгое наказание согласно разделу 29 УК Германии максимально составляет 10 лет лишения свободы.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что ст. 358 УК РФ "Экоцид" не лишена проблем в части формулировок и определенности содержащихся в ней понятий. Позитивно оценивается тот факт, что данный состав преступления законодатель поместил в главу "Преступления против мира и безопасности человечества", тем самым подчеркнув особое отношение государства к проблемам охраны окружающей среды, а также ужесточенную ответственность за особенно грубые деяния, что касается экологии, а следовательно, и всего человечества. Но данный состав требует дальнейшего совершенствования.
Изучение немецкого законодательства свидетельствует об отсутствии понятия "экоцид" как в Уголовном кодексе ФРГ, так и в актах дополнительного уголовного права. По мнению автора статьи, несправедливым является тот факт, что в праве ФРГ уделено особое внимание таким имеющимся и в российском праве составам преступлений, как геноцид и военные преступления, а понятие "экоцид" отсутствует вовсе. Представляется необходимым включение параграфа, предусматривающего ответственность за экоцид, в УК ФРГ либо принятие отдельного нормативно-правового акта — дополнительного закона.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
3. Веревичева М.И. К вопросу об уголовной ответственности за экоцид // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия "Право". 2010. N 2. С. 64 — 66.
4. Греченкова О.Ю. Экоцид как преступление против мира и безопасности человечества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 25 с.
5. Кибальник А., Соломоненко И. Уголовная ответственность за экоцид // Законность. 2005. N 6. С. 20 — 22.
6. Лисаускайте В.В. Преступления со специфическим статусом по международному уголовному праву // Вопросы уголовного права. 2010. N 2. С. 107 — 115.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Введение

Уголовный кодекс РФ к преступлениям против безопасности человечества отнес два преступления — геноцид (ст.357) и экоцид (ст.358).

Состав геноцида раскрывает Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцид и наказании за него. Состав геноцида в российском Уголовном кодексе строго соответствует данной международной конвенции, воспроизводит его фактически текстуально.

Геноцид (ст.357 УК). Согласно диспозиции ст.357 — это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Экоцид (ст.358 УК). Это преступление по характеру и степени международной опасности является близким к геноциду. Статья 358 УК определяет его как массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу.

Экоцид — буквально "убийство природы". Родственен ему биоцид — убийство всего живого на Земле. Объект экоцида как здоровая основа безопасности человечества — природная среда обитания людей.

Проявление геноцида (ст.357) и экоцида (ст.358), которые имели место в относительно недавнем прошлом на нашей планете и признаны тягчайшими преступлениями в документах мирового содружества, впервые криминализированы новым УК, хотя на протяжении многих лет на официальном государственном уровне заявлялось о поддержке соответствующих решений ООН.

1. Геноцид — опаснейшее из преступлений против мира и безопасности человечества по уголовному кодексу РФ

1.1 Происхождение термина "геноцид"

Термин "геноцид" создан из двух слов: греческого genos (раса, племя) и латинского cide (убийство). Он впервые был введен в 1944 г. польским правоведом и будущим американским прокурором на Нюрнбергском процессе Рафаэлем Лемкиным для квалификации варварских действий нацистской Германии в отношении евреев (под геноцидом Р. Лемкин понимал "уничтожение нации или этнической группы"). Хотя в приговоре Нюрнбергского трибунала ничего не было сказано о геноциде, в обвинительном заключении были слова о том, что обвиняемые осуществляли "геноцид, т.е. истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных групп…" 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН, приняв на первой сессии резолюцию, заявила: "Геноцид — это отрицание права на жизнь целых групп людей; такое отрицание права на жизнь потрясает человеческое сознание, ведет к огромным потерям человечества в целом, потерям вклада этих групп в культуру и другие сферы, оно противоречит моральным нормам, духу и целям Организации Объединенных Наций" . По поручению Генеральной Ассамблеи, Экономический и Социальный Совет ООН начал работу над проектом конвенции о геноциде. Именно принятая в 1948 г. и вступившая в силу в 1951 г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него предложила легальное определение понятия "геноцид". Согласно ст. II Конвенции, "под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую :

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую" (ст. III Конвенции специально оговаривает, что наказуемы также заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение геноцида и соучастие в геноциде).

Конвенцию Советский Союз подписал уже в 1949г., однако в отечественном законодательстве ответственность за геноцид впервые была установлена в 1996 г. статьей 357 УК РФ. Согласно данной норме, геноцидом признаются действия, "направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы".

Сравнивая содержание ст. II Конвенции 1948 г. ист.357 УК РФ, нетрудно установить определенные различия, существующие между ними.

Вы точно человек?

В Конвенции "полное или частичное уничтожение" национальной этнической, расовой или религиозной группы сформулировано как намерение виновного лица, т.е. оно относится к субъективной стороне геноцида. В УК РФ нет ничего о цели виновного, а "полное или частичное уничтожение" человеческой группы относится к действиям виновного, т.е. к объективной стороне геноцида.

Далее, в Конвенции убийство, причинение телесных повреждений и т.д. (пп. а-с ст. II) характеризуются как действия, образующие геноцид, тогда как в УК РФ (ст.357) убийство, причинение телесных повреждений и т.д. сформулированы как способы совершения действий при геноциде (на это указывает использованное отечественным законодателем слова "путем").

В Конвенции говорится о причинении "серьезных" телесных повреждений и умственном расстройстве, а в УК РФ только о причинении "тяжкого вреда здоровью"; Конвенция говорит о "мерах, рассчитанных на предотвращение деторождения", а УК только о "насильственном воспрепятствовании деторождению"; Конвенция к геноциду относит "насильственную" передачу детей из одной человеческой группы в другую, а УК "принудительную" такую передачу; в Конвенции сказано в "предумышленном" создании жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение человеческой группы, а в УК не только об этом (правда, без уточнения формы вины), но и о "насильственном переселении" такой группы с целью ее уничтожения.

Объяснить причины расхождения текста ст.357 УК РФ и ст. II Конвенции 1948 г. сложно. На мой взгляд, в УК РФ надо было полностью воспроизводить содержание ст. II Конвенции без какой либо его интерпретации.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что ряд государств, установивших в своем национальном законодательстве ответственность за геноцид, выбрали путь его расширительного, по сравнению с Конвенцией, толкования. Например, ст.71 Уголовного закона Латвии к геноциду относит "умышленное действие с целью полного или частичного уничтожения" не только национальной, этнической, расовой или религиозной группы, но и "социальной группы людей, группы людей определенных общих убеждений". Согласно ст.127 УК Республики Беларусь, геноцид образуют "действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично" как названных в ст. II Конвенции групп людей, так и "группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия".

Действительно, исключение из Конвенции упоминания о других группах людей сужает сферу ее применения. Однако не следует забывать, при каких исторических условиях принималась Конвенция. Государства, подписавшие ее, не хотели давать кому-либо повод для вмешательства в будущем в их внутренние дела. Им удобнее было обвинять побежденный фашизм и нацизм в геноциде, но не более того. И если сегодня какое — либо государство устанавливает ответственность за убийства и т.п. действия других, не названных в Конвенции 1948г., групп людей, то это следует лишь приветствовать. Однако называть такие действия геноцидом сомнительно. Поэтому российский законодатель поступил правильно, не распространив понятие геноцида на иные, не предусмотренные ст. II Конвенции действия. Другое дело, что в национальном законодательстве, в том числе в российском, а еще важнее в международном уголовном праве пора устанавливать ответственность, в частности, за достаточно распространенные в сегодняшнем мире политицид (т.е. уничтожение политической группы людей) и этноцид (т.е. уничтожение культуры народа) . В противном случае отсутствие такой ответственности можно рассматривать как санкционирование на совершение, например, государствами указанных действий. Надо сказать, что перечень международных преступлений не остается неизменным. Например, в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом Комиссией международного права в 1991 г., наряду с геноцидом, говорится о таких преступлениях, как колониальное господство и другие формы иностранного господства (ст.18). апартеид (ст. 20), систематические или массовые нарушения прав человека (ст.21) и т.д. В уставах трибуналов для Югославии и Руанды упомянуты депортация, истребление, пытки, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и т.д.43 литературе одновременно с геноцидом употребляются понятия "резня", "массовое убийство", "этническая чистка", "геноцидная резня" и др. Вот почему важно и в национальном, и в международном уголовном праве четко сформулировать признаки смежных составов преступлений с тем, чтобы обеспечивать максимально эффективное применение соответствующих уголовно-правовых норм) .

Ст. V Конвенции требует от государств, подписавших Конвенцию, "предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида или других упомянутых в статье III преступлений". Санкцией ст.357 УК РФ за геноцид альтернативно предусмотрены лишение свободы на срок от 12 до 20 лет, смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Очевидно, назначение смертной казни за действия, не связанные с убийством, противоречит ч.2 ст.20 Конституции РФ. Ее назначение, как и осуждение в подобных случаях виновного к пожизненному лишению свободы противоречит также ч.1 ст.57ич.1 ст.59 УК РФ. По нашему мнению, в УК РФ вид и размер наказания следовало дифференцировать в зависимости оттого, какие совершены деяния, образующие геноцид. К примеру, по УК Испании (ст.607) наиболее строгое наказание назначается за убийство члена национальной, этнической, расовой или религиозной группы, менее строгое за остальные действия, составляющие объективную сторону геноцида. Подобная дифференциация наказания имеет место также в УК Республики Польша (ст.118) и УК Федеративной Республики Германия (параграф 222а) .

Экоцид

Экоцид (ст. 358 УК). Объектом состава экоцида является безопасность человечества, жизнь и здоровье людей и окружающая природная среда.

Общественная опасность экоцида заключается в том, что образующими состав этого преступления действиями может быть нанесен огромный вред окружающей природной среде как естественной основе обитания людей, устойчивого социально-экономического развития страны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в массовом уничтожений растительного или животного мира, в отравлении атмосферы или водных ресурсов либо в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Под растительным миром понимается совокупность растительных сообществ (фитоценозов) страны или отдельных ее регионов, которые характеризуются определенной численностью и сочетаемостью видов и различных форм растений, их пространственной структурой и динамикой. Под животным миром имеется в виду совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны или определенного ее региона и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ*. Водные ресурсы — это запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы**. Под атмосферой имеется в виду газообразная оболочка над территорией России, состоящая из смеси азота, кислорода, аргона и других элементов, а также воды во всех ее состояниях.

* См. ст. 1 Закона РФ "О животном мире" от 25 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст 1462

**См. ст. 1 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

С объективной стороны под уничтожением растительного или животного мира следует понимать прекращение функционирования вида или совокупности видов и форм растительных сообществ или живых организмов и животных. Их уничтожение следует расценивать в качестве массового, если оно распространяется на неограниченный круг растительных сообществ (их видов и форм) или животных. Отравление атмосферы или водных ресурсов предполагает насыщение их вредными для здоровья человека, животного мира и растительных сообществ веществами химического, биологического или радиоактивного происхождения. Под действиями, способными вызвать экологическую катастрофу, понимается любая производственная, научно-экспериментальная или иная деятельность человека, которая при несоблюдении мер предосторожности может повлечь экологическую катастрофу. Под такой катастрофой подразумевается серьезное нарушение экологического равновесия в природе, которое влечет за собой разрушение устойчивости видового состава живых организмов, полное или существенное уничтожение или сокращение их численности или продуктивности, сокращение или утрату распределения в пространстве, а также нарушение циклов сезонных изменений биотичного круговорота веществ и других биологических процессов в природных сообществах. Экологическим равновесием в природе считается относительная устойчивость видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, биотичного круговорота веществ и других биологических процессов в природных сообществах. Экоцид относится к материальным составам преступлений. Это преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мотивами этого преступления могут быть ложно понимаемые интересы военного и иного характера, другие соображения.

Субъектом экоцида может быть должностное лицо Вооруженных Сил РФ, лицо, занимающее иную государственную должность государственной службы РФ или субъекта РФ.

К содержанию Уголовное право России

Смотрите также:

Уголовное право   Уголовное право. Вопросы и ответы   

Всеобщая история государства и права. Том 1   Всеобщая история государства и права.

§ 1. Международная уголовная ответственность за экоцид

Том 2

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения …

Уголовное право — отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/131.htm

Сословный характер феодального уголовного права. Уголовное право

Уголовное право. Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права — «выступ» из …
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/100.htm

Виды преступлений. Уголовное право.

Уголовное право. В казахском обычном праве особенно много норм было посвящено наказаниям за преступные деяния. При этом своеобразие хозяйственной жизни, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/151.htm

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уголовное право

Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/189.htm

Развитие уголовного права. Развитие феодализма. Уголовное право.

Уголовное право. Если гражданские правоотношения развивались сравнительно медленно, то уголовное право в данный период претерпело существенные изменения, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/73.htm

Уголовное право. Развивается и система государственных …

Уголовное право. В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/161.htm

Основной принцип феодального права. Разработка норм уголовного

Уголовное право. Разработке норм уголовного права Уложение Василия Лупу уделяло больше всего внимания (в нем содержалось более 1000 статей, относящихся к …
bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-6/125.htm

Предмет уголовного права. Основание уголовной ответственности …

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции …
bibliotekar.ru/osnovy-prava-1/127.htm

admin