Юридическая сила законов

Какой правовой акт обладает высшей юридической силой?

Правила, которые устанавливает государство, многолики. Арсенал власти не ограничивается только законами и судебными решениями. Чтобы механизм регулирования отношений работал слаженно, нужна иерархия — один акт должен подчиняться другому. Граждане, которые не имеют юридической подготовки, слабо представляют себе структуру правовых актов в России. Юридическая консультация — надежный способ выявить место конкретного правового акта в общей системе.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 50 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Что такое правовой акт?

Законодательство не содержит прямого определения правового акта. Это исключительно теоретическое понятие. Согласно современным представлениям, правовой акт обладает следующими признаками:

  • официальностью;
  • юридической силой;
  • направленностью на конкретных субъектов.

Помимо этого, правовой акт принимается и устанавливается в строго определенном порядке. Обычный гражданин без каких-либо полномочий не может составить такой документ.

Есть следующие типы актов:

  • нормативные (НПА);
  • подзаконные;
  • индивидуальные.

НПА — это классические законы, которые принимаются Парламентом РФ. Подзаконные нормативные акты — документы, которые издаются органами гос. власти. Индивидуальные правовые акты — односторонние властные действия по решению конкретного вопроса.

Правовые акты: кто сильнее?

Чтобы понять, какой правовой акт обладает высшей юридической силой, необходимо детальнее разобраться с разновидностями издаваемых документов. Юридическая сила документации в России подчинена строгой иерархии.

Начнем с индивидуальных правовых актов, ключевым признаком которых является однократное властное решение. Такой документ называется индивидуальным, так как он направлен на конкретного субъекта. Действие акта прекращается после окончания регулируемых отношений. Примером индивидуального правового акта является решение властного субъекта. Это могут быть награждения, увольнение, присвоение премии и другие организационные моменты.

Следующий тип — подзаконные акты, которые регулируют определенную область общественных отношений. Примеры:

  • указы Президента РФ;
  • приказы министерств;
  • постановления Правительства РФ.

Их смысл — урегулировать конкретные вопросы и установить порядок в узкой области человеческих отношений. Подзаконные акты принимаются только компетентными государственными органами и местным самоуправлением.

НПА в системе иерархии занимают центральное место. Именно они играют ключевую роль в определении высшей юридической силы конкретного документа. Нормативный правовой акт издается в виде федеральных законов (ФЗ). Смысл законов — установить фундаментальные правила общественных отношений. В отличие от индивидуальных решений, нормативные не направлены на отдельных субъектов. Они воздействуют на неопределенный круг лиц.

Но федеральные законы бывают разными. В системе НПА есть «ядро», которое определяет весь скелет законодательства в целом. Это Конституция РФ, которая является Основным законом России. Все остальные акты подчинены Конституции РФ и не в состоянии ей противоречить — она обладает высшей юридической силой.

Классические нормативные акты в виде законов не могут менять содержание Конституции РФ — им не хватит юридической силы. Единственная разновидность правовых актов, которая может добавлять и менять содержание Конституции РФ — это федеральные конституционные законы (ФКЗ).

Теперь, когда известны особенности каждого типа актов, можно составить конкретную систему и определить юридическую силу. В России действует следующая иерархия:

  1. Конституция РФ.
  2. ФКЗ.
  3. ФЗ.
  4. Подзаконные акты (постановления, указы, приказы, распоряжения).
  5. Решения.

Среди всех правовых актов наивысшей силой обладает Конституция РФ. Ей подчинены все остальные документы. Сам Основной закон вне конкуренции. После Конституции РФ идут законы.

Различные постановления и приказы называются подзаконными не просто так. Такое наименование напрямую указывает на их подчиненность законам.

Чем обширнее охват правового акта, тем большей силой он обладает. Нетрудно проследить, что иерархия начинается с наиболее общих принципов общественных отношений и заканчивается индивидуальными властными решениями, которые затрагивают лишь отдельных субъектов.

На практике однако существуют постоянные споры по поводу юридической силы двух, казалось бы, равнозначных правовых актов. К примеру, что обладает большей правовой силой — Гражданский Кодекс РФ или Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью? Чтобы разобраться, какой из актов обладает высшей юридической силой по сравнению с другим, стоит обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

Начнем с главного — Конституция выше всех. В нашей иерархии нормативно-правовых актов ей не может противоречить ни один закон, в том числе и указ самого президента.

Считаются ли указы федеральными законами? Зачем они нужны? Какое место решения президента занимают в законодательстве РФ? Эти вопросы мы разберем в данном материале. Несмотря на то, что нормативно-правовые акты обладают разной юридической силой, их объединяет общая цель — обеспечение достойных условий для жизни и труда каждому жителю страны. Если вы знаете, что ваши права ограничивают, но не знаете, как грамотно отстоять свою позицию, пора обратиться за консультацией к юристу.

Зачем нужны указы президента?

Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:

  • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020;
  • «О Правительстве Российской Федерации»;
  • «О награждении государственными наградами Российской Федерации»;
  • «О приеме в гражданство Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации»;
  • «О мерах по противодействию терроризму»;
  • «О присвоении дипломатических рангов» и т.д.

Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.

Может ли указ противоречить федеральным законам или отменять их?

Нет. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.

Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.

Источники права, то есть законы и иные подзаконные нормативно-правовые акты, являются документами государственными, то есть представляют собой волевое решение государства или уполномоченных им на издание нормативно-правовых актов органов по определённому кругу правоотношений.
Государство своей волей наделяет определённый круг юридических лиц правом создавать источники права — законы и иные подзаконные акты, обладающие юридической силой и обязательные к исполнению теми лицами, которым они адресованы. Таким образом, можно сказать, что определённые властные органы государства создают право. Такая деятельность называется правотворчеством. Правотворчество — это деятельность уполномоченных государством органов по разработке, изданию, изменению и отмене нормативно-правового акта. Нормативно-правовые акты могут создавать не только государство или государственные органы, но и негосударственные органы, например, органы местного самоуправления или профсоюзы. Но делегирует им полномочия по изданию нормативно-правового акта всё же государство, определяя круг их компетенции, в пределах которой они могут создать источник права. Самой высокой компетенцией в отношении правотворчества обладает государство. Граждане государства также имеют право и возможность быть участниками процесса правотворчества в соответствии со ст. \(3\) ч. \(1\) Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ непосредственно осуществляет правотворчество путём всенародного голосования (референдума)».
Обрати внимание! Нормативно-правовые акты принимаются уполномоченными государством органами в пределах своей компетенции. Референдум — акт непосредственного правотворчества народа. В остальных случаях народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. \(3\) ч. \(3\) Конституции РФ).
Народ или уполномоченные на то органы, создающие источники права, то есть занимающиеся правотворческой деятельностью, называются субъектами правотворчества. Субъекты правотворчества — это государственные и негосударственные наделённые соответствующими полномочиями органы, а также граждане — при принятии законов на референдумах.В процессе правотворчества государственная воля получает конкретное выражение — становится правовой нормой, имеющей общеобязательный характер. В этом и состоит сущность правотворчества. Сущность правотворчества — возведение государственной воли в нормы права, обязательные для исполнения под угрозой государственного принуждения. Особенности правотворчества Правотворчество — это особый вид деятельности по созданию источников права, поэтому ему присущи исключительные, специфические, характерные только для него черты:

  1. это активная творческая деятельность государства или уполномоченных им органов по созданию источников права;
  2. результатом правотворчества являются юридические нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах или иных источниках права (правовых обычаях или судебных прецедентах);
  3. это средство управления обществом, так как в ходе правотворчества определяется мера необходимого и дозволенного государством поведения людей;
  4. это средство развития общества, так как правовые нормы определяют стратегию развития общества путём установления нормативных предписаний;
  5. это определённый показатель развития общества и государства, так как именно по характеру и источникам права можно судить об уровне демократии в государстве.

А. Указы Президента РФ

Б.Нормы международного права

В. Федеральные законы

Г. .Постановления Правительства РФ

4.Через сколько дней с момента подписания Президентом РФ федеральные законы публикуются в официальных изданиях:

А. 7 дней

Б. один месяц

В.10 дней

Г. 14 дней.

5.Аутентическое толкование правовой нормы, это толкование:

А.Конституционным судом РФ

Б.Президентом РФ

В. Органом, принявшим правовую норму

Г. Государственной Думой

6.Через какое время с момента опубликования в официальном издании федеральные законы входят в законную силу:

А. через 5 дней

Б. через 7 дней

В. Две недели

Г. 10 дней.

7.Совокупность правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, называется:

А.правом

Б.правовым институтом

В.отраслью права

Г.системой морали

8.Толкование правовых норм «по способу» подразделяется на:

А.историческое

Б.систематическое

В.ограничительное

Г..Аутентическое

9.Правом законодательной инициативе обладают:

А.депутаты Государственной Думы и ее фракции

Б.Общественные организации

В.Правительство РФ

Г.Судьи и федеральные суды

10.Из каких элементов состоит правовая норма:

А.гипотеза

Б.дислокация

В.диспозиция

Г.Все ответы правильные

11.За нарушение правовых норм следует:

А.моральная ответственность

Б.административно-правовая

В.юридическая

Г.юрисдикционная

12.Надзор и контроль за соблюдением законов выполняет:

А. Федеральное Собрание

Б..Правительство РФ

В.Гражданское собрание

Г. Органы прокуратуры

13.Диспозиция это:

А. общеобязательное правило поведения

Б.сложившаяся ситуация

В.совокупность правовых норм

Г.элемент правовой нормы

14.Легальное толкование правовой нормы — это:

А. толкование органом, который в силу закона вправе разъяснять смысл данного нормативного акта.

Б. толкование тем органом, который принял этот нормативный акт

В. Толкование научными школами и юридическими институтами

Г. Толкование судами и федеральными исполнительными органами

15. Объективное право- это:

А. Наличное право участника общественных отношений

Б..Множество юридических фактов

В.Потенциальные возможности участника общественных отношений

Г. Совокупность всех правовых норм, действующих в данный момент в обществе

Тест №1 По теории государства и права и конституционному праву

Вариант 4

1. Субъективное право- это:

А.совокупность правоотношений

Б.наличное право конкретного гражданина

В.Совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права

Г.Нет правильного ответа

2. Право – это:

А. Совокупность нормативных актов

Б. Гражданский и Трудовой Кодекс РФ

В. Совокупность норм права и морали

Г. Совокупность правовых норм

3..Подзаконные акты — это:

А.деловые обычаи

Б.нормы нравственности

В.Акты федеральных органов исполнительной власти

Г. Указы Президента

4. За нарушение норм морали следует:

А.Увольнение в работы

Б. уголовная или административная ответственность

В.санкция со стороны государства

Г. угрызение совести и осуждение коллектива.

5.Что из нижеперечисленного относится к «источникам права»:

А. проекты федеральных законов и постановлений органов власти

Б.нормативные акты

В. судебные акты

Г. Диссертации и комментарии

6. Какой из нижеперечисленных «методов правового регулирования» относится к трудовому праву:

А. запрет

Б. предписание

В. Дозволение

Г. Все перечисленные

7. Федеральные конституционные законы принимаются:

А.Большинством голосов депутатов Государственной Думы

Б.Квалифицированным большинством членов Совета Федерации

В.2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ¾ голосов членов Совета Федерации

Г.¾ голосов депутатов Государственной Думы и 2 /3 голосов членов Совета Федерации

8.Что такое толкование правовой нормы, это:

А. Разъяснение правоприменительной практики

Б.Объяснение причины принятия нормативного акта

В. Уяснение смысла правовой нормы

Г. Умозаключение

9. Нормативные акты подразделяются на :

А.законные

Б. незаконные

В.правовые

Г.подзаконные

10.Закон это:

А. правовые нормы, регулирующие большую группу общественных отношений

Б. акт высшей юридической силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения

В.совокупность социальных норм, регулирующих наиболее приоритетные отношения

Г. общеобязательное правило поведение

11. Понятие «Право» включает:

А. Объективное и субъективное право

Б. Объективное право и действующее законодательство

В. Только субъективное право

Г. Ни одно из вышеперечисленного

12. К источникам права относятся:

А. «Российская газета», «Собрание законодательства РФ»

Б. телевизионные передачи

В. нормативные акты

Г. судебные акты

13. По каким критериям различается толкование правовых норм:

А. по субъекту и объекту

Б. по способу и объему

В.по степени ответственности

Г. по приоритетности государственного органа

14. Законодательство – это:

А. Совокупность правовых норм

Б. Совокупность законов

В. Совокупность правоотношений

Г. Совокупность федеральных законов и подзаконных актов

15. Стадии принятия федеральных законов:

А.Законодательная инициатива

Б.Три чтения в Государственной Думе

В. Письменное заключение Администрации Президента

Г.Принятие закона и опубликование

Тест №1 По теории государства и права и конституционному праву

Вариант 5

1. Какое из нижеуказанных действий считается невиновным:

А.совершение правонарушения в состоянии невменяемости

Б. совершение правонарушения под давлением третьей стороны

В. Совершение правонарушения под давлением обстоятельств

Г. Совершение правонарушения ради шутки

2.Назовите источник официального опубликования федеральных законов:

А. «Российская газекта»

Б . газета » Комсомольская правда»

В.»Собрание законодательства РФ»

Г. газета «Российские вести»

admin