Вызов газовика

Содержание

Сообщения об утечке газа не особо беспокоят ремонтные службы

Ежегодные трагедии со взрывами газового оборудования в Украине, похоже, так и не научили специалистов-газовщиков ничему полезному.

Напуганное население стало все больше приглядываться, а вернее, принюхиваться, спасатели совершенствуют свое мастерство по извлечению пострадавших из завалов, а вот газовщики совершенно «ровно дышат» к сообщениям о появлении запаха газа в квартирах.В результате — на днях взорвался еще один дом по причине утечки газа, на этот раз в городе Орджоникидзе Днепропетровской области. А у нас вызвать мастера — по-прежнему проблема.

Ничего с вами не случится
Жительница Симферополя в самые холодные дни конца января почуяла запах газа из котла АГВ. Причем это был совсем не тот угар, который в последнее время сопровождает горение как котлов отопления, так и газовых горелок. Пахло «свежаком», так что гражданка сразу же набрала номер аварийной газовой службы — 104, предварительно выключив отопление. На том конце провода ответили, что это совсем не их головная боль, «диагноз» отоплению поставили по телефону, посоветовав обращаться в ремонтную службу.
На этот раз уже диспетчер ремонтной службы оказалась гораздо менее любезна, нежели дежурный аварийки. Сначала попыталась перевести «стрелки» на службу 104, потом пояснила в самой грубой форме, что даже если она и примет заявку, мастер приедет только в понедельник, несмотря на то, что беседовали с ней в субботу, и она призналась, что день — рабочий. Мол, слишком много заявок, а с вами ничего не станет, не замерзнете за два морозных январских дня. Далее следовал примерно такой диалог:
— И учтите, все наши услуги платные, готовьте деньги.
— А на какую сумму рассчитывать, сколько стоит вызов мастера?
— Приедут — скажут, — последовал ответ.
— Но у меня может столько не оказаться, назовите сумму, пожалуйста.
— Нет денег, нечего и заявку подавать…
Ошарашенная столь неприятной беседой, гражданка вновь обратилась в аварийную службу, которую почему-то не взволновала утечка газа, уже не однажды становившаяся причиной взрывов жилых домов. По идее, они мигом должны были среагировать на заявление и хотя бы перекрыть подачу газа. Наконец над заявительницей сжалились и таки мастера прислали. Молодой (зато трезвый) газовщик долго что-то крутил в котле, потом, наконец, какую-то деталь докрутил до того, что она лопнула, после чего со спокойной душой опломбировал вентиль и …посоветовал вызывать ремонтников.
Гражданка попыталась обратить внимание мастера на то, что в общем дворе также постоянно пахнет газом и предложила ему показать источник явной утечки газа уже из трубы, раз удалось его вызвать. Но газовщик не был настроен делать еще что-либо, кроме опломбирования, а на трубу-то пломбу не поставишь. Пообещал проверить утечку «в другой раз». Это когда рванет? — попыталась уточнить гражданка. Вместо ответа мастер рассказал, что у них таки сегодня был пожар, но виноваты не они, не аварийщики. В общем, «успокоил», как мог. А проблема осталась.

Решайте сами
Гражданка поступила по старинке и через несколько часов нашла знакомого газовщика, не рискнув обращаться в ремонтную службу, в которой нахамили уже не раз. Знакомый съездил в магазин запчастей, где три специалиста заверили его и хозяйку испорченного котла, что нужная запчасть никак не могла лопнуть сама по себе, после чего предположили, что ей «скрутил голову» именно мастер-аварийщик с целью опломбировать прибор, дающий утечку. Потом продавец стал заверять, что сломанная деталь такого старого образца, что редко встречается. Но поскольку гражданка не запланировала на этот день покупку нового газового котла, искомую запчасть все же «нашел». Установка ее заняла не больше получаса, а вот опломбированный аварийщиком вентиль и под пломбой свободно открывался-закрывался.
Впрочем, таких историй горожане знают довольно много, а вот выход из создавшейся аварийной ситуации приходится искать самостоятельно. К примеру, пару месяцев назад семейная пара вызвала аварийную службу, унюхав утечку уже из газовой колонки. Бравые мастера источник так и не нашли, а заявителям сказали: «Будем считать, что нас здесь вообще не было. У вас в квартире столько нарушений, что мы просто обязаны запретить вам пользоваться газом». После чего со спокойной душой уехали, так и не посоветовав, как решить проблему.
Но, как пояснила специалист по связям с общественностью «Крымгаза» (некая Ольга Николаевна, фамилию назвать отказалась), в случае утечки газа аварийная служба обязательно должна приехать, чтобы опломбировать прибор. Правда, в том случае, если «травит» котел, мол, надо знать, какая из фирм осуществляет там сервисное обслуживание. «Ну, нам же не надо, чтобы тут что-то взлетало на воздух», — сказала она, и мы с готовностью с ней согласились — и нам не надо.
Что касается отказа мастера обратить внимание на другой, находящийся рядом источник утечки газа, специалист попросила назвать адрес абонента и фамилию выезжавшего на место мастера, чтобы разобраться в ситуации. Мы дали эту информацию в ответ на обещание специалиста, что по отношению к пострадавшему и без того абоненту не будет предпринято никаких «драконовских мер».
Чуть позже специалист стала уверять, что, по их информации, ссылки на многочисленные утечки газа с начала февраля несостоятельны, поскольку поставщик топлива просто переборщил с добавкой одоранта, который и давал сильный запах. Но, насколько мы знакомы с технологией, так называемый одорант и добавляется в почти не имеющий запаха бытовой газ как раз с той целью, чтобы указывать наличие его утечки.Так что, похоже, не стоит удивляться, что у нас взрываются дома по причине утечки газа. Удивляться надо тому, что это случается не повсеместно. Но стоит ли пофигизм аварийщиков или ремонтников потерянных человеческих жизней?

Ядвига БОЛТОВСКАЯ «Крымский Телеграф»

фото М.Яблонский

материал опубликован в «КТ» №68 от 12 февраля 2010 г.

Как часто сотрудники газовой компании должны проводить техобслуживание и что именно должны проверять?

Газовая компания должна проверять техническое обслуживание внутренних газопроводов и приборов, использующих газ, не реже одного раза в три года. Если истёк срок службы бытового прибора, то его можно использовать дальше только после того, как специалист газовой службы проведёт его диагностику и вынесет положительное заключение. Причём этот прибор должен обслуживаться не реже одного раза в год, и по желанию заказчика его можно заменить на новое оборудование.

Техническое обслуживание бытовых приборов, использующих газ, включает в себя регулировку сжигания газа на всех режимах работы газовых приборов, проверку, наладку и регулировку устройств, использующих газ, проверку герметичности оборудования и очистку горелок отопительного оборудования от загрязнений.

Сотрудник газовой службы должен проинструктировать вас и дать письменную инструкцию по безопасному использованию газа. Также при желании вы можете ознакомиться с нормативной и технической информацией, регламентирующей техническое обслуживание и ремонт газового оборудования.

Если у меня сломался газовый прибор, куда мне обращаться?

Во-первых, обязательно проверьте, нет ли запаха газа в квартире. Если вы его чувствуете, то обязательно перекройте и позвоните в аварийную службу (112 с мобильного телефона или 104 — с городского — прим. ред.). Если же у вас поломался один из бытовых приборов, то вы также можете позвонить в белгородскую региональную компанию по реализации газа или вызвать частного мастера. В большинстве случаев цена ремонта будет зависеть от того, что именно у вас сломалось.

Могут ли у меня проверять счётчики? Сколько я должен за это платить и могу ли отказаться?

Абонент обязан пускать представителей газовой компании к счётчикам для проверки, но он не обязан платить за проверку счётчиков потому, что согласно постановлению №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» поставщик обязан проверять газовое оборудование. Следовательно любые проверки проводятся бесплатно, и вы можете отказаться за них платить.

Обязан ли я заключать договор о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования?

Да. Каждый абонент обязан заключать договор о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования. Газовая компания даже может обратиться в суд и принудить вас заключить договор, сославшись на 31-й пункт постановления Правительства России №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Сам договор бесплатный, и ни к чему вас не обязывает.

А могу ли я отказаться заключать договор?

Да, вы можете отказаться заключать договор о техническом обслуживании в трёх случаях: во-первых, если от вашего имени договор уже заключила управляющая организация (товарищество или кооператив), во-вторых, если вы живёте в доме и уже заключили договор с другой специализированной организацией, а также если в дом ли квартиру ещё не подаётся газ, и у вас нет договора на его поставку.

В счетах за газ у меня стоит абонентская плата за техническое обслуживание, могу ли я отказаться платить?

Можете. Закон не запрещает заключать договор об абонентской плате, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права в соответствии с 16-й статьёй закона «О защите прав потребителей». Как показывает практика, большинство людей вносят абонентскую плату за техническое обслуживание потому, что компания бесплатно меняет мелкие детали в бытовых приборах. Если ваши газовые приборы ломаются не чаще одного раза в год, то вы можете сэкономить, вызвав частного мастера.

Я не хочу платить абонентскую плату, но газовая компания меня заставляет. Что делать?

Заставляя вас платить, газовая компания ставит вас в неравные условия с другими абонентами и нарушает антимонопольное законодательство. Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также в управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой привлечь организацию к ответственности по статье 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования».

Во сколько мне обойдётся ремонт оборудования, если я обращусь в газовую компанию?

В соответствии с уже упомянутым постановлением Правительства России № 410, цена работ определяется поставщиком. Он должен рассчитывать её, исходя из методических рекомендаций о правилах расчёта стоимости технического обслуживания. Учитывая, что это именно рекомендации, они не всегда в полной мере применяются при расчётах, и компания может установить практически любые цены. С прайс-листом белгородской региональной компании по реализации газа можно ознакомиться здесь.

Я вызвал мастера из газовой компании, но он ничего не отремонтировал. Что делать?

Во-первых, вы можете требовать от компании, чтобы она выполнила все работы. Во-вторых, вы можете изменить договор, если вы купили новое газовое оборудование или у вас поменялось количество приборов, потребляющих газ. И в-третьих, вы имеете право требовать пересчитать плату за неисполнение обязательств, указанных в договоре, а также возместить вам причинённый ущерб. Газовая компания должна удовлетворить перечисленные требования, но если этого не случилось, тогда обращайтесь в суд. В случае положительного решения суда компании придётся не только выполнить ваши требования, но и заплатить штраф в размере 50 процентов от суммы, присуждённой в вашу пользу.

Оперативные службы города несут круглосуточное дежурство, чтобы в любой момент прийти на помощь. Ежедневно поступают десятки вызовов. Однако,среди них бывают и ложные.

Так, отжительницы д. Саковичи поступило сообщение о горящем доме. К месту вызова незамедлительно были направленыподразделения автомобилей, а также службы взаимодействия (милиция, аварийная газовая служба, скорая медицинская помощь). По приезду на место вызова оказалось, что ни пожара, ни каких-либо его признаков нет, соседи разжигали костер, уничтожая ненужный мусор (ветки, листья, картон).

Диспетчеру тяжело отличить, говорит ли собеседник правду, он не имеетправоигнорировать, и обязанреагировать на каждый полученный вызов. Печально, если по приезду оказывается, что помощь не нужна.Но самое главное, не стоит забывать о том, что ценой ложного вызова может стать человеческая жизнь.Ведь в это время в другом месте могла бы понадобиться реальная помощь.

Ложные вызовы можно условно разделить на два типа: «ошибочный» и «преднамеренный». Законодательство не предусматривает наказание за «ошибочный» ложный вызов, так как люди, звонящие по номеру «101» или «112», принимают за пожар, например, дым от огневых работ или запах пригорелой пищи. И в этом случае лучше лишний раз перестраховаться, чем упустить время, и дать небольшому возгоранию превратится в самый настоящий пожар.

А вот за преднамеренный ложный вызов аварийных служб, совершенный с целью баловства, грозит телефонным хулиганам административной ответственностью. Статья 17.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Заведомо ложное сообщение» предусматривает наложение штрафа в размере от 4 до 15 базовых величин. Также районный отдел по чрезвычайным ситуациям в праве обратиться с иском в суд для возмещения затрачиваемых средств на заведомо ложное сообщение.

Набирая номера экстренных служб, помните, что разговор записывается и вычислить хулигана не составит труда, а между тем еще эксплуатируется техника, оборудование, понесены беспричинные затраты на топливо.

admin