Вызов директора в налоговую для дачи пояснений

Кого может вызвать инспекция

Инспекторам удобно, когда давать пояснения приезжает лично директор компании. Его можно спросить о деятельности компании и убедиться, что он фактически ей руководит.

Всегда ли на все вызовы инспекции должен являться директор?

Представить пояснения может и другой сотрудник — нельзя вызывать директора по каждому поводу и штрафовать за неявку.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, инспекторы могут вызвать налогоплательщика, чтобы получить пояснения по расчету налогов и взносов, нестыковкам в декларации и другим вопросам. Но нигде не сказано, что явится в ИФНС обязан лично директор.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель и любое другое лицо, которое признано органом юридического лица.

Как обезопасить фирму от лишних претензий?

Оформить доверенность главному бухгалтеру, юристу или другому сотруднику. В доверенности нужно указать, что руководитель передает этим людям право представлять компанию в отношениях с ИФНС и давать пояснения. Можно создать регламент, в котором будет указано, кто из сотрудников по каким категориям вопросов будет представлять пояснения.

Важно: вызов в инспекцию получил именно директор, то должен пойти лично. Другой сотрудник не может пойти вместо него, но имеет право сопровождать директора.

Нужно ли ехать на вызов инспекции из другого города?

Инспекция по месту учета филиала фирмы может прислать вызов директору головного офиса. Ехать в другой город для пояснений не обязательно. Инспекторы должны вызвать для пояснений директора филиала, если у него есть доверенность представителя фирмы. Это подтверждает письмо ФНС № ЕД-4-2/2785@ от 15.02.2017 года.

Также представитель компании не обязан ездить в ИФНС другого региона, чтобы дать пояснения о своем контрагенте. Чужая инспекция должна переслать запрос налоговикам по месту регистрации компании, чтобы те уже вызвали налогоплательщика.

Если же компания все-таки получила уведомление из чужой инспекции, нужно позвонить налоговикам и уточнить, в чем дело. Может быть, им будет достаточно письменных пояснений. Если же нет, представителю фирмы придется отправиться в командировку.

Каковы основания для вызова

Налоговики должны обозначать цель вызова в уведомлении, которое направляют налогоплательщику. Инспекторы вправе вызвать по разным основаниям:

  • ошибки в отчетности;

  • необоснованный вычет НДС;

  • низкая налоговая нагрузка;

  • налоговая проверка компании;

  • проверка контрагентов;

  • другие связанные с исполнением законодательства о налогах и сборах случаи.

Такая формулировка пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ позволяет инспекторам вызывать налогоплательщиков по многим вопросам.

К чему готовиться, если из уведомления не ясны основания для вызова?

Бывает, что в уведомлении нет понятной формулировки, какие пояснения нужны инспекторам. В этом случае налогоплательщик имеет право уточнить, какие пояснения необходимы. Для этого нужно отправить письменный запрос в инспекцию. Подробное уведомление поможет подготовить нужную информацию и документы перед визитом.

Как реагировать на устный вызов

Инспекторы должны прислать уведомление о вызове для дачи пояснений в письменном виде. Устное приглашение в ИФНС, например, в телефонном разговоре, налогоплательщик вправе проигнорировать. Последствий не будет.

Уведомление о вызове должно быть составлено по форме № 2 приказа ФНС № ММВ-7-2/189@ от 08.05.2015 года. На такой документ компания должна отреагировать.

В течение шести рабочих дней нужно отправьте квитанцию о приеме, иначе расчетный счет могут заблокировать в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ.

Важно: нельзя игнорировать уведомление о вызове, если в нем нет печати. Инспекторы не обязаны оформлять уведомление на специальном бланке с угловым штампом или проставлять на нем печать, заявила ФНС в письме № ЕД-4-2/12800@.

Как реагировать на «бессрочный» вызов

Организация ответила на требование, а потом получила уведомление о вызове в налоговую для дачи пояснений по вопросу, который был в требовании. Уведомление пришло 20 августа. Нужно было явиться в инспекцию 23 августа и дать пояснения по сделке контрагента.

В уведомлении указано, что до визита в инспекцию налогоплательщик должен свериться с контрагентом, направить в ИФНС акт сверки, счет-фактуру по сделке, накладную и договор. Чтобы все сделать по правилам, компания должна отправиться в прошлое, чтобы успеть подготовиться. Но это невозможно.

Что делать, если компания не успевает подготовить документы?

Налогоплательщик может направить в ИФНС пояснение, что не успевает подготовить документы из-за сжатых сроков. Главное — не игнорировать вызов в налоговую во избежание штрафа.

Сроков по вызову для дачи пояснений нет НК не устанавливает, также не получится перенести дату вызова.

Как реагировать, если в уведомлении нет места и даты встречи?

Такое уведомление считается составленным с нарушением. В уведомлении о вызове должны быть дата, время встречи или приемные часы и номер кабинета, куда пригласили представителя фирмы. Таково требование приказа ФНС № ММВ-7-2/189@.

Но чтобы гарантированно обезопасить компанию от штрафа за неявку, лучше связаться с ИФНС и уточнить, когда и куда прийти для пояснений. Также можно письменно сообщить о том, что представитель фирмы не может явиться на встречу, так как неизвестно время и место.

Инспекция может оштрафовать компанию, если представитель не дал пояснений по поводу расхождений в отчетности согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ. Однако в других случаях стоит больше опасаться штрафов за неявку. На уведомление с приглашением в инспекцию лучше отреагировать.

Скачать образец письма в налоговую об отсутствии деятельности

Скачать образец письма в статистику об отсутствии деятельности

Скачать письмо в ПФР об отсутствии трудовых отношений

Скачать образец письма об отсутствии хозяйственной деятельности в ФСС

В каких случаях необходимо

Любой фирме (не важно, ООО или ИП) может понадобиться в какой-то момент приостановить свою хозяйственную деятельность. Причины этого бывают различные, но основной является проблемы с финансами. Функционирование фирмы приостанавливается на основании приказа. Об остановке фирма должна сообщить заинтересованным организациям. Для этого оформляется письмо о приостановке работы. Ответа на него не требуется. Образец письма об отсутствии хозяйственной деятельности приведен ниже. Это пояснение проинформирует о времени, когда компания не функционировала, и позволит освободиться от начисления налогов и обязательных платежей в этом периоде, избавит от штрафов и облегчит предоставление отчетности.

Образец пояснения в налоговую об отсутствии деятельности

Что указать в документе

Законом не установлено, как писать такую справку, но указываются необходимые данные:

  1. Наименование и адрес органа, куда направляется информация (ФНС, ПФР, ФСС или иные).
  2. Реквизиты фирмы — наименование, адрес, ИНН, КПП, ОГРН.
  3. Название документа.

Потом идет уведомительная часть, в которой указывается:

  • название компании;
  • период, когда деятельность компании прекращалась;
  • список подтверждающих документов (справка из банка о состоянии расчетного счета, показывающая, что операций по нему в этот период не было).

Эти данные указываются вне зависимости от органа предоставления.

В зависимости от места предоставления, текст справки различается. Образец пояснения в налоговую об отсутствии деятельности включает перечень налогов, по которым нет объекта налогообложения. Дополнительно потребуется образец письма в налоговую об отсутствии работников.

В ПФР требуется предоставить список наемных сотрудников (с указанием данных удостоверений личности и адресов регистрации), назвать причину, почему им не начисляется заработная плата. Следует отметить, что работники предупреждены о том, что права на страховой стаж, в соответствии с законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, не возникает. Если сотрудников в фирме не числится, то предоставляется образец справки об отсутствии работников в организации. Отмечается, что начисления и выплаты зарплаты не производились.

Пояснение в ФСС должно содержать указание о приостановке функционирования, отсутствии движений по счету, начислений и выплат заработной платы. Подписывают пояснение руководитель фирмы и главный бухгалтер (при наличии).

В какие сроки писать и направлять

Законодательно срок подачи такого пояснения не установлен. Информация направляется в контролирующие органы вместе с отчетностью за тот период, когда компания приостанавливала деятельность. Пояснение составляется каждый раз заново, так как период, за который предоставляется отчетность, меняется. Штраф за непредоставление справки о приостановке функционирования отсутствует. Исключением является предоставление сведений в центр занятости населения. Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 предписывает предоставить информацию о приостановке производства в течение трех дней после принятия решения.

Куда направлять

Пояснение о приостановке работы компании предоставляется в ИФНС, ФСС и ПФР и в центр занятости населения. Этот документ может быть востребован и другими организациями. Например, в Росприроднадзор понадобится образец письма об отсутствии лицензируемых видов деятельности при проведении плановых проверок. Также оно требуется и в Росстат для пояснения отсутствия показателей при заполнении статистической отчетности.

Образец письма в Росстат об отсутствии деятельности

Ответственность за непредоставление

Направив образец пояснений в налоговую об отсутствии работников, фирма избежит внеплановых проверок для выяснения причин уменьшения перечислений по налогам. Проинформировав контролирующие органы о приостановке работы, компания избежит дополнительных запросов и проблем в связи с уменьшением начислений по определенным видам налогов и взносов. Если документ о приостановке работы не предоставлен, компании потребуется продолжать предоставлять отчетность в полном объеме и платить обязательные отчисления.Если компания не проинформирует центр занятости населения, ей грозит штраф от 3000 до 5000 руб.

19 Ноября 2018

Право налоговой на вызов для дачи пояснения в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ

Обозначенное право налоговики могут реализовать в отношении: налогоплательщиков; плательщиков сборов; налоговых агентов.

Их вызывают в налоговую для дачи пояснений по: полноте и своевременности уплаты (удержания плюс перечисления) ими тех или иных обязательных платежей; налоговой проверке, скажем, чтобы выяснить позицию проверяемого лица относительно выявленных проверкой нарушений; в других ситуациях, которые касаются исполнения фискального законодательства. Например, если есть факты и обстоятельства, которые свидетельствуют, что налогоплательщик получил необоснованную выгоду.

Как происходит вызов

Вызов налогоплательщика для дачи пояснений происходит на основе уведомления. Адресат получает его одним из следующих способов: по почте заказным письмом; в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; лично в руки (представителю) под расписку. При использовании электронного варианта налогоплательщик по п. 5.1 ст. 23 НК обязан сформировать и послать налоговикам электронную квитанцию о приеме уведомления (либо, при технических сбоях, проинформировать об отказе в приеме). Это нужно сделать в течение 6 рабочих дней после того, как ФНС прислала уведомление о вызове налогоплательщика. В противном случае через 10 рабочих дней после истечения указанного срока фискальщики по п. 3 ст. 76 НК могут инициировать приостановление операций по банковским счетам.

Уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений

Обозначенное уведомление имеет письменную форму, которая установлена Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Это форма по КНД 1165009, которая включает следующие сведения: идентификационные данные лица, по которому нужны пояснения, название и номер документа, его дата, наименование фискального органа, правовое обоснование вызова (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК), адрес и номер комнаты, куда нужно явиться, дата и время или приемные дни и часы, когда это нужно сделать, подробное описание причин вызова, подпись исполнителя, его должность, Ф. И. О. и наименование инстанции, а также контактный номер телефона и сведения о том, кто получил документ.

Что будет при неявке в ИФНС

Игнорирование распоряжения или требования должностного лица ИФНС порождает ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Это может быть предупреждение либо административный штраф в 500-1000 руб. — для граждан и 2000-4000 руб. — для должностных лиц. Однако выяснить, по какому вопросу вас вызывают, можно и заранее, созвонившись с исполнителем, от которого поступило уведомление. Порой на практике бывает достаточно направить налоговикам письменные пояснения.

Когда приходит требование из налоговой о предоставлении пояснений

Письмо из налоговой с требованием представления пояснений может прийти в следующих случаях: в налоговой декларации найдены противоречия и ошибки; компания отвечает одному (нескольким) рисковым критериям, которые фискальщики используют при планировании выездных проверок.

Полный перечень таких критериев приведен в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Например, там присутствуют следующие: фискальная нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли; в течение нескольких налоговых периодов в бухгалтерской или налоговой отчетности отражаются убытки; отчетность содержит существенные суммы налоговых вычетов за определенное время; расходы при реализации товаров (работ, услуг) растут быстрее доходов.

Что собой представляет данное требование

Это документ, установленный Приложением № 1 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, формы по КНД 1165050. Структурно он близок рассмотренному выше уведомлению, но есть и следующие отличия: в названии, в правовом обосновании (ст. 25.14, 88 или 105.29 НК), а также в сроке, в течение которого необходимо предоставить пояснения.

Что делать после получения требования

Если причиной требования стали ошибки и неточности в фискальных данных и расчетах, в ИФНС нужно направить копии документов по деятельности вашей компании, либо партнеров (по необходимости) за период, который указан в требовании, плюс сопроводительное письмо с указанием количества его листов и нумерацией (когда их несколько). Копии документов прошивают и заверяют подписью руководителя и печатью организации. Если же причиной требования стали те или иные рисковые критерии, работу фирмы нужно корректировать. Для этого можно провести финансовый анализ, проверить своих партнеров и схемы деятельности. При отсутствии позитивных изменений в деятельности компании налоговики могут посетить вас с проверкой.

В последние годы для налогоплательщиков «приглашения» в налоговую инспекцию для дачи пояснений по различным поводам, таким как снижение прибыли, осуществление деятельности с убытком, сокращение страховых взносов, стало обыденным делом.

Как правило, налогоплательщики или являются по таким вызовам, или представляют письменные пояснения с подтверждающими документами в канцелярию налогового органа, либо игнорируют подобные уведомления.

Ниже нами будет рассмотрена правомерность таких уведомлений на примере Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.10.2011 по делу № А27-17041/2010, размещенного в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» 10.10.2011 и опубликованного в газете «Учет.Налоги.Право» № 40 25-31.10.2011.

Данное Постановление ФАС ЗСО заслуживает особого внимания, поскольку на момент подготовки настоящего письма является единственным, в котором судами дана оценка правомерности действий налоговой инспекции по направлению уведомления о вызове налогоплательщика. Отметим, что уведомление о вызове налогоплательщика зачастую содержит требование не только явиться для дачи пояснений, но и представить подтверждающие документы.

Налогоплательщик, получив такое уведомление, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным как ненормативного правового акта налогового органа, не соответствующего законодательству РФ о налогах и сборах.

Обратившись в суд, налогоплательщик просил признать недействительным уведомление о вызове налогоплательщика, которым ему было предложено явиться в инспекцию с целью представления пояснений о причинах превышения расходов над суммой доходов, заявленных в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года, о наличии права на уменьшение налоговой базы на сумму процентов в виде долговых обязательств, о причинах расхождений между размером налоговой базы, определенной в целях налога на прибыль и НДС.

Для подтверждения этих пояснений налогоплательщику также было предложено представить регистры налогового и (или) бухгалтерского учета, приказ об учетной политике на 2010 год, и в случае необходимости другие документы, в том числе положение о ведении учета в целях налогообложения, положение о ведении бухгалтерского учета и главную книгу за 9 месяцев 2010 года.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции, требования налогоплательщика о признании недействительным уведомления были удовлетворены, поскольку суды пришли к выводу, что оспариваемое уведомление не основано на нормах закона.

Суды исходили из следующего.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ установлено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Как было установлено судами и подтверждено материалами дела, в оспариваемом уведомлении инспекцией не указаны основания, в связи с которыми уведомление направлено в адрес налогоплательщика. По мнению судов, инспекция должна представить в материалы дела бесспорные доказательства в обоснование правомерности направления оспариваемого уведомления налогоплательщику.

Суды, изучив содержание оспариваемого уведомления, пришли к выводу, что такое требование инспекции о предоставлении пояснений и документов не является самостоятельной формой налогового контроля, поскольку в силу приведенных выше положений статей 31, 82 НК РФ может быть предъявлено налоговым органом только в рамках осуществляемого им налогового контроля.

Суды установили, что также не оспаривалось инспекцией, что требование инспекции о представлении налогоплательщиком пояснений и соответствующих документов, изложенное в оспариваемом уведомлении, было вызвано представлением налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года и связано с осуществлением инспекцией проверки правильности сведений, содержащихся в представленной налогоплательщиком налоговой декларации.

Суды, исходя из положений статей 82, 93 Налогового кодекса РФ, указали, что истребование документов относится к одной из форм налогового контроля, осуществляемой в рамках налоговой проверки, в связи с чем сделали вывод, что инспекцией фактически проводилась камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010 года.

Однако, как следует из пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, определяющей порядок проведения камеральной налоговой проверки, если налоговым органом не выявлено ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных документов не имеется.

Статья 88 Налогового кодекса РФ содержит конкретный перечень случаев, когда налоговым органом могут быть истребованы документы при проведении камеральной налоговой проверки (использование налоговых льгот (п. 6), применение налоговых вычетов по НДС (п. 8), исчисление и уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9)). Следовательно, статьей 88 НК РФ ограничены права налоговых органов на истребование документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога на прибыль.

Довод налогового органа, что направление инспекцией оспариваемого уведомления не связано с проведением налоговых проверок, а вызвано необходимостью получить от Общества пояснения относительно исчисления налога на прибыль, был предметом исследования судов, однако был отклонен как противоречащий материалам дела и основанный на неправильном толковании инспекцией норм налогового законодательства РФ.

Нами уже отмечалось, что на момент подготовки настоящего информационного письма рассмотренный судебный акт является единственным по данной тематике, в связи с чем мы можем предположить, что по мере формирования практика рассмотрения данной категории споров будет меняться.

Несмотря на то, что данное Постановление принято в пользу налогоплательщика, мы не можем полностью согласиться с его мотивировочной и резолютивной частью.

По нашему мнению, в описанной ситуации уведомление о вызове налогоплательщика является недействительным в части требования о представлении документов, поскольку при проведении камеральной налоговой проверки четко установлены случаи, когда налоговый орган вправе требовать представления документов (п.п. 3, 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ), кроме того, налоговым органом нарушен порядок истребования документов, установленный статьей 93 Налогового кодекса РФ.

Однако мы не можем согласиться с позицией Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа в части признания недействительным уведомления о вызове налогоплательщика применительно к вызову налогоплательщика для дачи пояснений.

Напомним, что налоговые органы имеют право вызывать налогоплательщиков на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Как нам представляется, приведенная формулировка носит настолько общий характер, что позволяет вызвать налогоплательщика практически во всех случаях, в том числе для дачи пояснений в связи с показателями представленной налоговой декларации, хотя последнее слово в рассматриваемой ситуации будет за арбитражными судами.

В заключение отметим, что неявка по вызову налогового органа влечет административную ответственность по части 1 статьи 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2’000 до 4’000 рублей. На возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 19.4 КоАП РФ за неявку по уведомлению налогового органа указано и в Письме Министерства финансов РФ от 09.04.2010 № 03-02-08/21.

Исп. Кобякова Е.

admin