Вывоз мусора это коммунальная услуга или нет?

Между метрами и людьми

Два месяца назад в редакцию «Российской газеты» на «Деловой завтрак» приходил министр ЖКХ Подмосковья Евгений Хромушин. И авторитетно сказал: вывоз мусора стал коммунальной услугой. И как всякая комуслуга, подлежит перерасчету, если оказана плохо или не оказана вообще. Поэтому, если человек по полгода не живет в деревенском доме и, соответственно, не пользуется услугой вывоза, он за нее и не платит. Нужно только предоставить доказательство — справку из московской управляющей компании о том, что с октября по апрель г-н Имярек проживал в своей московской квартире. И тогда дачный мусорный платеж пересчитают, сминусовав из него зимние месяцы. А по осени аналогичную справку нужно увезти с собой из деревенского сельсовета, чтобы уже в Москве пересчитать летние платежи.

Думаете, на практике все оказалось так просто? Как бы не так! «Позвонила в территориальный отдел Можайского округа, где у меня дом для ведения личного подсобного хозяйства, — рассказывает москвичка Зоя Адовцева. — Хотела уточнить про перерасчет, сослалась на вашу газету, а мне говорят: «Мало ли кто что пишет. Вы нам закон предоставьте! А после и вовсе заявили, что перерасчет невозможен, потому что в Подмосковье плату за мусор начисляют по метражу дома, а не по количеству зарегистрированных в нем. Вот было бы наоборот, тогда бы, мол, пересчитали».

«А какая разница, по какой методике рассчитывается платеж за услугу? Если потребитель ее не получал, он и платить за нее не должен, — уверен партнер юридического бюро Юрий Галибин. — Открываем постановление N 354 и читаем его внимательно. Там нет никаких указаний на невозможность перерасчета из-за методики начисления платежа».

Постановление N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» — это, кстати, тот самый закон, предоставить который сельсовет просил пенсионерку Адовцеву. Принят 6 мая 2011 года, последние поправки внесены 23 февраля 2019-го. Открываем раздел XV, полностью посвященный новой услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пункт 148(44): «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил».

В разделе VIII, где описывается, как составить заявление о перерасчете и какие документы нужно к нему приложить, тоже есть интересный абзац пункта 92: «При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя». То есть сообщить о том, что вам нужен перерасчет по услуге вывоза мусора в Москве или области, можно, не дожидаясь начала или завершения дачного сезона. Важно только не забыть предоставить подтверждающие ваше отсутствие документы в течение 30 дней после того, как вы вновь стали пользоваться услугой, а то никакого перерасчета не сделают.

И помните, что данные правила работают в индивидуальном жилом секторе, но не распространяются на садоводческие товарищества. В услуге вывоза мусора для СНТ уже забита сезонная скидка, и ни один дачник не платит за мусор больше 65 рублей в месяц.

Льготы есть, а льготников нет

21 февраля 2019 года Мособлдума приняла закон N 23/2019-ОЗ «О внесении изменения в закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», которым декларировала льготы пенсионерам на вывоз мусора. Всем жителям Подмосковья с момента выхода на пенсию положена компенсацию в размере 30 процентов от тарифа. После достижения 70-летнего возраста компенсация возрастает до 50 процентов, а граждане старше 80 лет за мусор не платят вообще. И несмотря на то что закон принимался в феврале, его действие распространилось и на январь — на первый же месяц начисления нового мусорного платежа.

Когда обсуждался закон, власти насчитали порядка 1 миллиона человек, которые смогут воспользоваться этой льготой. К середине апреля в минсоцразвития региона отчитались: компенсации получили 180 тысяч жителей. А где остальные?! Положим, льгота носит заявительный характер, но ведь везде говорилось: заявлять о себе нужно лишь тем пенсионерам, кто не имеет никаких других социальных льгот и, соответственно, не числится в базах социальной защиты. Действующим льготникам компенсацию начислят автоматически. И можно было бы подумать, что 820 тысяч человек к апрелю все еще не предъявили права на компенсацию, если бы речь шла не о пенсионерах, для которых 300-400 рублей дополнительных платежей не могут остаться незамеченными. И которые звонят и пишут в редакцию: «В сельсовете сказали, что никаких новых льгот у них нет. Посоветовали съездить в район. Мне 85, я не доеду. Римма Бобылева, Богородский округ». «Мне 88, жене 82. Платежи приходят исправно, компенсации нет. Олег Лубков, Жаворонки». «Компенсация пришла, но не на всю сумму, а примерно на половину. Остальное соцзащита обещает доплатить, но не уточняет, когда. Анатолий Конюшонок, 80 лет, Химки».

В министерстве социального развития области такие факты объясняют сбоями в логистике: мол, пакеты документов с мест поступают поэтапно, поэтому и льготы «включаются» так же. И обещают, что в ближайшее время компенсации дойдут до каждого льготника в полном объеме и за все месяцы, начиная с января.

Когда ты первый

Подмосковье за мусорную реформу хвалят. И заслуженно. Первыми в стране разработали новую схему обращения с отходами, перешли на раздельный сбор, утвердили линейку льгот, начали строить современные объекты сортировки и переработки мусора. Но вот позвонит старик с пенсией на грани прожиточного минимума, через который платеж за мусор пробился, а компенсации пока нет, и думаешь: ну если у первых так, что же тогда у последних делается?!

С другой стороны, все сбои понятны и объяснимы. Мусорная реформа — дело новое, до января этого года ее в стране не было и списать неоткуда. Новый дом всегда дает усадку. На новой машине не рекомендуют сильно разгоняться в первое время. А здесь не дом, не машина — целая новая отрасль! Конечно, на первых порах ее работа будет небезупречна. Нужно просто набраться терпения. Правда, вот платежные обязательства почему-то никогда не знают сбоев и проблем с логистикой. Независимо от того, начисляются они гражданам в первый или в десятый раз.

Кстати

Остались вопросы?

В министерстве социального развития Московской области открыта «горячая линия» по вопросам предоставления мусорных льгот: 8(498)602-84-50.

30 мая 2018

Кто такой региональный оператор?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов (ТКО), которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора*

ТКО (твердые коммунальные отходы) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.*

Нормативные ссылки:

* ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

На основании чего региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет свою деятельность?
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором:*

— в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами;
— территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной Постановлением Правительства Брянской области;**

— в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации;***

Юридическому лицу — ОАО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора и определена зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводился Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в апреле-мае 2018 года.

Статус регионального оператора присвоен на 10 лет.

Нормативные ссылки:

* ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** Постановлением Правительства Брянской области от 13.03.2018 № 100-п территориальная схема обращения с отходами на территории Брянской области

***Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

Региональный оператор ОАО «Чистая планета» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности от 25.01.2017 № (32)-2850-СТОУРБ, выданную Росприроднадзора по Брянской области.

Виды работ по обращению с отходами, которые относятся к компетенции регионального оператора ТКО.

Региональным оператором обеспечиваются сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.*
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации**
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.**
Нормативные ссылки:

* ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
** п.2ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156

Виды отходов, с которыми работает региональный оператор ТКО.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.*

Региональный оператор вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных.**
Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора.**
Нормативные ссылки:

*** приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008.

Кто должен заключать договор с региональным оператором по обращению с ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.*
Собственники ТКО – это

  • собственники помещений в многоквартирных домах,
  • собственники частных домовладений,
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.**

Нормативные ссылки:

На основании чего устанавливается стоимость услуг регионального оператора ТКО?
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит регулированию.

Предельные тарифы на осуществление деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора устанавливаются органом исполнительной власти Брянской области уполномоченным в области регулирования тарифов – Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области.

Согласно Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156, потребитель обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО с момента установления единого тарифа.

Нормативные ссылки:

* ст.24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Как будет начисляться оплата за ТКО ?

Оплата за ТКО начисляется в зависимости от численности человек, проживающих (прописанных) в квартире (индивидуальном жилом доме).

Нормативные ссылки:

*Федеральный закон от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004

На каком основании плата региональному оператору ТКО вынесена в отдельную строку и взымается как за коммунальные услуги?
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.*
Нормативные ссылки:
*Пункты 4,5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором ТКО?

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Нормативные ссылки:*Пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004

Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора ТКО?
Собственник ТКО обязан:
·заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО,*
·оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора.**
Нормативные ссылки:
* ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ (ст.30, ст. 161, ст.164 и др.).
** п.2 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

На сайте Регионального оператора ОАО «Чистая планета» : https://www.chplanet.ru/ будут размещены формы заявок по категориям потребителям –для заключения договора.
Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором ТКО.*
Нормативные ссылки:

* п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ

Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан, гаражные кооперативы?

Под обязанность заключить договор с региональным оператором подпадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы. Мусор – вещь вездесущая. Он образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кто должен содержать контейнерные площадки и проводить на них уборку?
Содержать
·контейнерные площадки;

  • специальные площадки для крупногабаритных отходов;
  • территории, прилегающей к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в многоквартирных домах (МКД)*.

Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.
Нормативная ссылка:

* п. 13 Правил обращения с ТКО, которые утвердило Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156

С мая по октябрь Виктор Николаевич проводит выходные в своем дачном домике в поселке Белоомут Луховицкого округа Подмосковья, а всю зиму живет в городской квартире в Королеве. Проблем с оплатой коммунальных услуг до поры до времени у него не было. В Королеве аккуратно оплачивал весь коммунальный пакет, в Белоомуте платил за свет по счетчику и за вывоз мусора, который обходился не более чем в тысячу рублей в год. А потом грянула мусорная реформа.

Ваш министр нам не указ!

В январе 2019-го Половинкин получил квитанцию на 200 рублей. За вывоз мусора с Белоомутской дачи площадью меньше 50 квадратов. Слегка удивился. Попытался выяснить у своего нового мусороперевозчика — Каширского регионального оператора, на каком основании выставляется счет, если зимой на даче он не живет и мусора не производит? Внятного ответа не получил, что и немудрено: в январе-феврале операторы, ошалевшие от возмущенных россиян, на которых внезапно свалились новые мусорные счета, даже на звонки своих «горячих линий» отвечали через раз. «А люди получили платежки, у всех вопросы и никто ничего толком не объясняет», — вспоминает те месяцы Виктор Николаевич.

В феврале и марте счета прислали снова. К тому времени в «Российской газете» уже выступил с разъяснениями о новых правилах оплаты вывоза мусора министр ЖКХ Подмосковья Евгений Хромушин (сейчас он занимает должность зампреда правительства области). Он со всей ответственностью заявил: согласно постановлению правительства РФ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вывоз мусора является теперь такой же коммунальной услугой, как водоснабжение или электроэнергия. А пункт 148 (44) данного постановления гласит: «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Думаете, Каширский мусорный оператор после этого пошел на попятную? Отнюдь. «Ваш министр с вашей газетой нам не указ!» — примерно так ответили Виктору Половинкину на очередное обращение о перерасчете. Постановление правительства, Жилищный кодекс и Закон «О защите прав потребителей», где въедливый дачник также нашел нормы о том, что человек не обязан оплачивать услугу, которой он не пользовался, оператор тоже в расчет не принял. Как и Конституцию РФ, гарантирующую любому гражданину равенство прав и свобод независимо от его места жительства.

Вопросов по мусорной реформе — вагон и маленькая тележка. Фото: REUTERS

Дорога в суд

В мае Виктор Николаевич открыл очередной дачный сезон. К тому времени у него на руках скопилась кипа писем от мусорного оператора. В них, например, говорилось о том, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги во всех принадлежащих ему объектах недвижимости. «С этим я не спорю, готов платить и за мусор, но только тогда, когда я его действительно произвожу, — говорит наш читатель. — Никто же не требует с меня оплатить свет за те месяцы, пока я не жил на даче!» Еще несколько ответов от оператора посвящены тому, что сделать перерасчет Половинкину не могут, потому что «перерасчет на территории Московской области законодательно не предусмотрен». Вот прямо так и пишут: не предусмотрен и все, без ссылок на какие-либо законы.

Есть в ответах и такая версия: вот если бы плата за вывоз мусора в Подмосковье рассчитывалась исходя из количества зарегистрированных в доме, то перерасчет получился бы. Но поскольку считают по метражу, то не имеет значения, живет человек в доме половину года или целый, метраж ведь от этого не меняется. А значит, и перерасчета не будет. В какой-то момент оператор и вовсе решил, что Половинкин со своими вопросами ему надоел. И прислал прекрасное: «…принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с вами».

Ну тогда встретимся в суде, решил наш герой. Тем более что, по его мнению, мусор из поселка стал вывозиться гораздо хуже, чем раньше. «Раньше у нас даже бункеры большие стояли, куда можно было выбросить крупногабаритный мусор. Сейчас эта услуга для ИЖС предоставляется только по заказу и за дополнительную плату», — сетует он.

Виктор Николаевич пошел в суд. Сначала в мировой, где у него дважды не приняли иск, потому что судья решил, что такое сложное дело не подпадает под юрисдикцию мирового суда. Потом в Королевский городской. В исковом заявлении попросил обязать Каширского регионального оператора сделать перерасчет и выплатить 33 тысячи рублей в виде компенсации за понесенные издержки и моральный вред. Помимо ссылок на Конституцию, Жилищный кодекс, постановление РФ N 354 и Закон «О защите прав потребителей» Половинкин приложил к заявлению и экземпляры «Российской газеты» с выступлением Евгения Хромушина. А также сослался на уже вынесенное по аналогичному делу решение суда в Ярославле, где жительница выиграла дело против своего мусорного оператора. Правда, сторона защиты тоже подготовилась — принесла ссылку на такое же дело в Талдоме, где гражданин проиграл. И суд встал на защиту Виктора Половинкина. Сумму иска, правда, уменьшили, но регионального оператора обязали сделать перерасчет в пользу дачника за все те месяцы, что он не жил в Белоомуте.

Вместо эпилога

Конечно, будет еще апелляция. Виктор Николаевич это понимает и готов к дальнейшим судебным тяжбам. Но выводы из этой истории уже сделать можно. Судебная практика по вопросам мусорной реформы пока противоречива — по одному и тому же вопросу на одно выигранное дело приходится несколько проигранных. «Читайте законы и не бойтесь отстаивать свои права», — советует Виктор Половинкин нашим читателям. Тем более что мусорные операторы ужесточают работу — вводят пени за неуплату счетов.

Кстати

Понятней некуда

С недавних пор информация о том, по какой формуле рассчитывается тариф на вывоз мусора в Подмосковье, размещена на платежных квитанциях. Это сделано по многочисленным просьбам жителей, которые хотят понимать, из чего складывается сумма их платежа. А складывается она из годового норматива накопления отходов, поделенного на 12 месяцев и умноженного на тариф регионального оператора. Итоговая сумма отражает стоимость вывоза мусора с одного квадратного метра жилья. Ее нужно умножить на площадь вашей квартиры — и вы получите размер ежемесячного платежа за вывоз отходов. Тарифы всех семи региональных операторов, нормативы накопления и конкретный пример расчета — все это есть в квитанциях, выставляемых МосОблЕИРЦ.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В ч. 11 ст. 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В ч. 1 ст. 37 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, и Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в работы по содержанию общего имущества в доме входят работы по вывозу твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» из Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, услуги по вывозу ТБО исключены в связи с переходом услуги из разряда жилищных в коммунальные.

В письме Минстроя России от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 – 2019 годах» сказано, что субъектам РФ не позднее 1 января 2019 г. необходимо обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.

На основании вышеизложенного следует, что обязанность оплаты услуг по содержанию общего имущества дома, в которые входит и услуга по вывозу ТБО, возникает с момента возникновения права собственности на помещение и не зависит от количества зарегистрированных или проживающих граждан, а зависит от площади помещения, находящего в собственности. Начисление по количеству граждан до 1 января 2019 г. является неправомерным. Для решения данного вопроса собственники вправе обратиться в орган регионального жилищного надзора в целях проведения проверки и принятия мер административного воздействия в случае выявления нарушений.

По вопросу заключения договора с управляющей компанией (далее – УК) сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Таким образом, если договор управления с УК заключен собственниками, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, то такой договор является заключенным и обязательным к применению для всех собственников в доме.

admin