Выплаты по сокращению


Как рассчитать выходное пособие при сокращении — пример вычислений

Главная » Кадровику » Выходное пособие за второй месяц

Выходное пособие за второй месяц

Вернуться назад на Выходное пособие

Выплата второго пособия при сокращении — весьма распространенное явление. Сокращённый сотрудник, не устроившийся на работу спустя 2 месяца после увольнения, имеет право получить из средств работодателя ещё выплаты за второй месяц при сокращении штата в размере своего СЗМ на этом месте. ТК РФ не разъясняет процедуру выплаты пособия за второй месяц, потому часто возникает недопонимание и споры. В частности, граждан интересует вопрос о том, как получить деньги за второй месяц по сокращению. Рассмотрим все по порядку.

Пособие при сокращении штатов за второй месяц имеют целевое назначение – финансовая поддержка безработного человека, уволенного из компании. Соответственно лицо должно иметь право на выплату выходного пособия за второй месяц при сокращении и подтвердить его документально.

Самым простым доказательством в этом случае будет «пустая» трудовая книжка. Т.е. такая, в которой после увольнения из данной компании нет записей о принятии на работу в другую организацию.

Иногда «пустая» трудовая – не значит, что работы у человека нет. Часты случаи, когда другой работодатель оформляет новую книжку или не ведёт кадрового учёта; или, к примеру, ещё не успел внести запись. Последнее может произойти и по вине работника, устроившегося в фирму и «заигравшему» документ.

Прежний работодатель не может мобильно проверить занятость сокращённого сотрудника, поэтому ситуации, когда работающий человек получает вторую выплату при сокращении нередки. Ответственности за такой обман для уволенных не предусмотрено.

Каждая расходная операция компании должна быть обоснованной.

Для налоговой проверки копия трудовой книжки – не оправдание для выдачи крупных сумм из кассы.

Выплата пособия при сокращении штата за второй месяц осуществляется на основании письменного требования бывшего сотрудника.

Унифицированной формы нет, так что подойдёт любой вариант, содержащий:

1. Реквизиты сторон в шапке в формате «кому – от кого».

2. Требование о выплате денег.

3. Указание причины выплаты.

4. Дату, личную подпись и расшифровку лица-получателя.

Директору ООО «Торт» И.И. Петрову

От бывшего пекаря Иванова П.П., проживающего…(адрес), телефон,

Я сокращен из компании 01.02.16. До настоящего момента работу не нашёл. В подтверждение предоставляю трудовую книжку. Прошу выплатить мне компенсацию в размере среднего месячного заработка за период с 01.03.16 по 31.03.16, предусмотренную ст. 178 ТК РФ.

Иванов П.П., личная роспись, дата

Заявление передаётся в отдел кадров. Непосредственное решение о выдаче денег принимается уполномоченным в этой компании материально ответственным лицом: директором, главбухом, начальником отдела кадров и т.д.

На заявлении ставится разрешительная виза формата «выдать, подготовить приказ». Но как выплачивается выходное пособие при сокращении за второй месяц? Ответ достаточно прост. Денежные средства выдаются по приказу работодателя, составленному также в свободной форме. Средства передаются по расходно-кассовому ордеру или по платёжному поручению, если перечисление идёт через банк.


Трудовой договор с работником может быть расторгнут работодателем, в частности, в связи с сокращением штата. В таком случае о предстоящем увольнении работодатель предупреждает работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (п. 2 ч. 1 ст. 81, ч. 2 ст. 180 ТК РФ).

При увольнении работника в связи с сокращением штата ему полагаются следующие выплаты.

Выплаты при увольнении по сокращению

При расторжении трудового договора в связи с сокращением работодатель обязан выплатить работнику следующие суммы (ч. 1 ст. 127, ч. 7 ст. 136, ч. 1, 4 ст. 178, ч. 3 ст. 180 ТК РФ):

1) заработную плату за период работы перед увольнением, премии, надбавки и иные выплаты;

2) денежную компенсацию за неиспользованный отпуск;

3) выходное пособие в размере среднего месячного заработка (если трудовым либо коллективным договором не предусмотрен повышенный размер пособия);

4) дополнительную компенсацию в размере среднего заработка пропорционально времени до истечения срока предупреждения об увольнении, если работодатель увольняет работника с его согласия до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении.

Если причитающиеся работнику выплаты не выплачены в день увольнения или на следующий день после предъявления работником требования о расчете (если работник в день увольнения не работал), работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Размер компенсации должен быть не менее 1/150 (до 03.10.2016 — не менее 1/300) действующей ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При этом коллективным, трудовым договором или локальным нормативным актом может быть установлен больший размер компенсации (ст. ст. 140, 236 ТК РФ; п. 2 ст. 2, ст. 4 Закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ).

Выплаты после увольнения в случае нетрудоустройства

После увольнения, если работник не трудоустроен, у него сохраняется право получить от работодателя (ч. 1, 2 ст. 178 ТК РФ; ч. 2 ст.

Как рассчитать выходное пособие при сокращении

5 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ):

1) оплату больничного, если работник заболел в течение 30 календарных дней со дня увольнения;

2) средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Для получения среднемесячного заработка за период трудоустройства по истечении двух месяцев после увольнения работник должен предъявить работодателю документ, удостоверяющий личность работника, заявление в произвольной форме и трудовую книжку, которая является подтверждением периода трудоустройства. Трудовая книжка подтверждает тот факт, что работник не трудоустроен.

В исключительных случаях — в связи с социальной незащищенностью уволенного работника, отсутствием у него средств к существованию, наличием нетрудоспособных иждивенцев и т.п. — средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца. Для получения выплаты за третий месяц должны быть соблюдены также формальные условия (ч. 2 ст. 178 ТК РФ; Определение Конституционного Суда РФ от 29.11.2012 N 2214-О; Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N 69-КГ17-10):

1) работник в двухнедельный срок после увольнения обратился в орган занятости населения;

2) работник не был трудоустроен органом занятости населения в течение третьего месяца после увольнения;

3) для обращения к работодателю за получением выплаты за третий месяц работник должен получить для предъявления работодателю от органа службы занятости решение на право получения данной выплаты.

В связи с тем, что выплаты уволенному в связи с сокращением численности (штата) работнику производятся с зачетом выходного пособия, работодатель может не согласиться с выплатой среднего месячного заработка на период трудоустройства за третий месяц (ч. 1 ст. 178 ТК РФ).

Формулировка «с зачетом выходного пособия», по нашему мнению, означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства, поскольку выходное пособие, выплачиваемое работнику при увольнении, выплачивается за первый месяц нетрудоустройства.

Обратите внимание!

Дополнительная компенсация в связи с расторжением трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении не облагается НДФЛ. Компенсация за неиспользованный отпуск облагается НДФЛ в полном размере. Выходное пособие, а также суммы среднего месячного заработка на период трудоустройства облагаются НДФЛ в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер — при увольнении из «северных» организаций) (п. 3 ст. 217 НК РФ; Письмо Минфина России от 31.07.2017 N 03-04-07/48592).

Связанные вопросы

Какие льготы предусмотрены по НДФЛ? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости — www.онлайнинспекция.рф

Расчет среднего заработка работника в Excel при сокращении штата

Для многих предприятий сокращение работника или даже целого штата – единственный способ «удержаться на плаву» в сложные кризисные времена. Но увольнять работников необходимо правильно. Им выплачивается вся задолженность по зарплате, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Рассмотрим, как рассчитать средний заработок при сокращении для начисления пособия в Excel.

Расчетный период

Сотруднику, попавшему под сокращение штата, выплачивается пособие в размере среднемесячной зарплаты. Среднемесячная зарплата за ним сохраняется на время трудоустройства, но не более двух месяцев с момента увольнения. Расчет среднего заработка при сокращении за второй месяц производится без учета уже выплаченного выходного пособия.

В расчетный период принято включать 12 месяцев, которые предшествовали дате расторжения трудового договора. Например, сотрудник увольняется в марте 2016 года. В качестве расчетного периода, принимается период с 01.03.2015 по 28.02.2016.

Если сотрудник устроился на предприятие меньше года назад, то берется отработанное время.



Учитываемые выплаты

В расчет берутся:

  • оклад (повременная, почасовая оплата труда сотрудника);
  • стимулирующие выплаты (премии, надбавки, поощрительные доплаты и т.п.);
  • компенсационные выплаты (возмещающие сотруднику затраты, которые связаны с выполнением трудовых обязанностей).

Не учитываются:

  • отпускные;
  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск и другие денежные возмещения, не связанные с выполнением работы.

Как рассчитать средний заработок при сокращении работника

Сотрудник уволен из организации в связи с сокращением штата 14.03.2016. Дата увольнения – последний день работы. График, принятый на фирме, — пятидневка.

Расчетный период и количество рабочих дней:

В расчетном периоде, в феврале, работник 5 дней болел.

Выплаты при увольнении по сокращению штата

В мае 2015 года сотрудник брал отпуск на 14 дней. Количество отработанных им дней составило:

Выплаты, которые пойдут в расчет среднего заработка при сокращении штата:

Рассчитаем средний дневной заработок для начисления выходного пособия:

Первый месяц, который следует за днем увольнения, попадает на период с 15.03 по 14.04. В указанном временном промежутке 22 рабочих дня.

За первый месяц сотруднику нужно выплатить выходное пособие в размере:

Чтобы получить средний месячный заработок при сокращении за второй месяц, сотруднику необходимо принести в бухгалтерию копию и оригинал (для проверки) трудовой книжки. Бухгалтер проверяет, трудоустроился уволенный работник или нет. И уже на основании существующих записей начисляет пособие за второй месяц.

Средний дневной заработок берется тот же. Компенсация, уже выплаченная после увольнения, не учитывается. Период для начисления – с 15.04 по 14.05. В данном промежутке – 18 рабочих дней.

За второй месяц человеку полагается пособие в размере:

Скачать расчет среднего заработка при сокращении.

Чтобы получить средний заработок при увольнении по сокращению за третий месяц, необходимо представить справку из центра занятости, подтверждающую постановку на учет и отсутствие рабочего места.

Нередко можно услышать мнение о том, что увольнение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в первую очередь касается лиц, достигших пенсионного возраста.

Гарантии и компенсации работникам при сокращении штата

Однако это не согласуется с требованием ч. 1 ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой производительностью труда и квалификацией. Достижение пенсионного возраста не является основанием для первоочередного увольнения таких лиц. Они могут быть уволены только в соответствии с общими правилами.

Про выплаты пенсионерам при сокращении и ликвидации

Вопрос: Пенсионер уволен с работы в связи с сокращением штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ). В двухнедельный срок зарегистрирован в центре занятости для поиска подходящей работы. Имеет ли он право на получение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения?

Статья 178 ТК РФ не проводит никаких различий между уволенными пенсионерами по старости (по возрасту) и иными работниками. Как и всем остальным работникам, пенсионерам, уволенным по п. 2 ст. 81 ТК РФ, выплачивается выходное пособие в размерах, определенных ст. 178 ТК РФ. За ними сохраняется и средний месячный заработок на период трудоустройства, в том числе и в течение третьего месяца по решению органов службы занятости населения.

Письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Федеральной службы по труду и занятости, изложенное в его Письме от 27.10.2005 N 1754-61, согласно которому у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка.

Части 1 и 2 ст. 178 Трудового кодекса (далее — ТК РФ) регламентируют вопросы предоставления гарантий работникам при их увольнении в связи с сокращением численности или штата. Единообразное применение указанных норм является важной задачей в обеспечении работников одинаковой степенью правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при увольнении. Однако в отношении пенсионеров, с которыми расторгается трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, единства в судебной практике в вопросах предоставления выходного пособия нет.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, удовлетворяя заявление ЗАО "Волгоградский инструментальный завод", кассационная инстанция исходила из того, что суды первой (12.12.2006) и апелляционной (08.02.2007) инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате за счет средств Общества среднемесячной заработной платы бывшему работнику Общества за третий месяц со дня увольнения, поскольку гражданка А.Г. Каширина, являясь пенсионером по старости, социально защищена государством в виде гарантированной выплаты пенсии. Аналогичные решения содержатся в Постановлении ФАС Центрального округа от 02.04.2007 N А54-2967/2006, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-20261/06. Судебные органы при рассмотрении и разрешении споров пришли к выводу, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных. При этом суды ссылаются на п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее — Закон о занятости), в соответствии с которым безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

Однако суды не учли того факта, что критерии статуса безработного, которые определены в ст. 3 Закона о занятости, дают право безработному гражданину на гарантии, указанные в ст. 28 Закона о занятости, и не влияют на гарантии и компенсации работникам, уволенным из организации, которые установлены ст. 27 Закона о занятости.

Статья 27 Закона о занятости устанавливает, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. Сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца, так же как и в течение второго месяца, со дня увольнения действующим трудовым законодательством не поставлено в зависимость от получения пенсии по старости. Если следовать логике судов, то получается, что сохранение за уволенным работником среднего месячного заработка в течение второго месяца после увольнения также не должно признаваться правомерным, поскольку уволенный, но не трудоустроенный гражданин, получающий пенсию по старости, не должен признаваться нетрудоустроенным, т.е. безработным.

Необходимо отметить, что не все суды решают этот вопрос не в пользу работника-пенсионера. В Постановлении ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174 суд мотивировал свое решение, что выплачивать средний заработок за третий месяц необходимо, тем, что поскольку стороной трудового договора в силу положений ст. ст. 56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста), то иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций).

На основании этого суд делает справедливый вывод, что из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Такую же позицию ФАС ВВО ранее выразил в Постановлении от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.

Позиция Арбитражного суда Волго-Вятского округа является справедливой по сравнению с другими решениями судов по этому вопросу, поскольку не допускает дискриминации прав работников, которые в соответствии со ст. 3 ТК РФ не могут быть ограничены в трудовых правах и свободах независимо от различных причин и условий, в том числе от возраста.

Возвращаясь к Постановлению ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, необходимо отметить, что это дело получило продолжение. Определением ВАС РФ от 19.11.2007 N 11725/07 это Постановление, а также, соответственно, Решение суда первой инстанции (12.12.2006) и Постановление апелляции (08.02.2007) было передано для пересмотра в порядке надзора. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.02.2008 N 11725/07 указал, что суды при рассмотрении дела не учли характера правоотношений, которые возникли из трудовых и не связаны с осуществлением ЗАО "Волгоградский инструментальный завод" предпринимательской или иной экономической деятельности, а поэтому арбитражным судам не подведомственны. Производство по делу было прекращено.

Согласно ст. 23 ГПК РФ дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, подведомственны мировому судье. Иными словами, вышеуказанные споры должны были рассматриваться в системе судов общей юрисдикции, а не арбитражными судами.

Однако отсутствие единства в арбитражной практике относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ свидетельствует о том, что этот вопрос является дискуссионным и спорным.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. И хотя в соответствии с Законом о занятости граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными, это положение не должно влиять на трудовые права, закрепленные в трудовом законодательстве. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не связываются с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости.

Иное толкование норм ст. 178 ТК РФ на основании установления факта получения пенсии по старости приведет к дискриминации указанных работников, что недопустимо при сокращении численности или штата, поскольку сокращение численности или штата работников как правовое явление исключает возможность на любом этапе проведения данных мероприятий перехода на "личности" и должно выражаться в распространении одинаковой правовой защиты на уволенных работников независимо от их правового статуса.

Автор: Первушина О.В.

admin