Выплата УТС по ОСАГО

Получить деньги можно как по ОСАГО, так и по КАСКО :

  • ОСАГО: если произошло ДТП. Выплачивает компенсацию страховщик виновника.
  • КАСКО: если автомобиль был поврежден не в результате ДТП (например, упало дерево).

В первом случае ущерб возмещается охотнее, в последнем – с большим скрипом и только через суд. Даже опубликованный обзор Верховного суда от 30.01.2013 года не является для страховых компаний перстом указующим. Почему он нам интересен?

В упомянутом Обзоре ВС РФ УТС определена как реальный ущерб на основании п.1 ст.929 ГК РФ, который гласит, что по договору страхования страхователю должны быть возмещены все имущественные убытки.

Согласно закону, реальный ущерб составляют утрата и повреждение имущества, а также расходы на восстановление имущественных прав. Уменьшение стоимости ТС по причине преждевременного ухудшения внешнего вида и эксплуатационных характеристик как и восстановление всего вышеуказанного является реальным ущербом и подлежит возмещению по полису КАСКО. Опубликованная позиция Верховного суда практически полностью вторит его же решению относительно возмещению УТС по ОСАГО (Обзор от 24.07.2007 г.). И если для страховщиков позиция ВС РФ не является определяющей, то для большинства судов России она имеет серьезный вес. Правда, все равно осталась лазейка.

Если в договоре страхования есть прямое указание на исключение УТС из страхового покрытия, суд может встать на сторону страховщика и отклонить требование в компенсации ущерба.

Впрочем, «может» не равносильно «откажет». Как правило, вердикт зависит от конкретного судьи. Основание для отказа – ст. 421 ГК РФ о «Свободе договора». Императивные нормы не запрещают страховым компаниям исключать риск УТС из страхового покрытия, однако данное положение распространяется только на взыскание ущерба по полису КАСКО. В случае с «автогражданкой» такое исключение противоречит Закону об ОСАГО, так как снижает права потерпевшей стороны.

Во всех остальных случаях УТС является неотъемлемой частью страхового риска «ущерб», включается в объем материального ущерба и подлежит возмещению.

Рассчитать стоимость КАСКО с риском «ущерб» можно с помощью сводного калькулятора компаний.

Банк России подготовил проект масштабной реформы Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт автомобилей по ОСАГО. В методику оценки ущерба впервые введены коэффициенты компенсации за утрату товарной стоимости автомобиля, побывшего в ДТП. Ранее страховщики всячески уклонялись от этих выплат через ОСАГО, поскольку нормативно такая обязанность нигде не была закреплена. Кроме того, для каждого субъекта Российской Федерации сформируют собственные справочники цен на запчасти и будут обновлять их раз в три месяца. Эксперты положительно оценивают нововведения, подробнее об этом в материале «Известий».

Не битая, не крашеная

Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.

«Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков Фиксирование повреждения автомобиля, попавшего в ДТП

Сейчас автомобилисты чрезвычайно редко получают деньги за УТС по ОСАГО. Например, автомобиль, попавший в серьезное ДТП, имеет окрашенные кузовные детали, при перепродаже собственнику придется сделать скидку покупателю, поскольку машина утратила качественную заводскую окраску или же структура кузова от удара была нарушена. Разница в цене на отремонтированные автомобили может достигать несколько сотен тысяч рублей в зависимости от марки, модели и года выпуска. Как правило, страховые компании уклоняются от компенсации утраты товарной стоимости авто, хотя еще в 2015 году пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО.

Кому положено

Согласно проекту поправок, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена в случае устранения перекоса кузова (проема) или рамы; замены несъемных элементов кузова; ремонта съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение), в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраски наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; разборки салона, вызывавшей нарушение качества заводской сборки.

Не получится получить компенсацию УТС, если срок эксплуатации автомобиля превышает пять лет; автомобиль используется в качестве такси более двух с половиной лет. Не будет выплат за грузовики старше трех лет, автобусы перевозчиков — старше года, остальные автобусы — три года. При замене кузова также не стоит рассчитывать на компенсацию, если на момент повреждения имелась коррозия. Не будет дополнительной компенсационной выплаты и за кузовной ремонт первой категории сложности, где не потребовалось нагрева элементов для выравнивания. Детали с ржавчиной или поврежденные в других ДТП, сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски, площадью не более 0,25 дм2, также останутся без компенсации по УТС.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В Российском союзе автостраховщиков «Известиям» сообщили, что, по их мнению, возмещение УТС должно производиться только при выплате по ОСАГО деньгами, а при ремонте автомобиля в автосервисе страховщика новыми запчастями никакого УТС быть не должно. В РСА прогнозируют рост тарифов из-за дополнительных расходов.

«Применение этой нормы, безусловно, увеличит количество требований потерпевших о возмещении УТС, снизит количество споров между страховщиками и потерпевшими по этой позиции, это, конечно же, в пользу потребителей страховых услуг. Однако сейчас сложно сказать, как возрастут выплаты по ОСАГО вследствие этого, какие тарифы по ОСАГО будут устанавливать страховщики, чтобы компенсировать неизбежный рост общих объемов выплат из-за увеличения выплат по УТС», — заявили в РСА.

Загляните в справочник

Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.

Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2018 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«Стоимостные показатели будут в большей степени приближены к реалиям отдельных регионов. Основным нововведением в части источников получения стоимостной информации стало включение в них интернет-магазинов, удовлетворяющих установленным требованиям. Порядок определения финальной стоимости, включаемой в справочники, стал более четко сформулирован, буквально пошагово, что должно сделать механизм формирования справочников более прозрачным и понятным. Кроме того, в проекте предусматривается формат регулярного общественного мониторинга справочников до их очередной актуализации, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

Сверхдоходы под угрозой

У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.

Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.

Стоимость независимой экспертизы по вопросу УТС составляет от 1000 до 5000 руб. Чем дороже и новее автомобиль, тем больше выйдет сумма. УТС — это вид ущерба, сумма считается плюсом к общей сумме ущерба, это — отдельная экспертиза. И, даже если Вы уже отремонтировали машину по направлению СК в сервисе, УТС можно пересчитать по уже проделанным работам, по АКТУ выполненных сервисом работ, то есть без осмотра автомобиля. Чем сильнее разбита Ваша машина тем будет больше сума УТС. Даже если страховая компания уже выплатила ущерб, УТС всегда можно насчитать, срок давности — три года. Примеры:

  • Утрата товарной стоимости Suzuki SX4,‎ 12568,50 руб.
  • Утрата товарной стоимости Daewoo Nexia, 19047,36 руб.
  • Утрата товарной стоимости Lexus RX 330, 44375 руб.
  • Утрата товарной стоимости Toyota Rav 4, 58950 руб.

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта данного автомобиля.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда РФ, на сегодняшний день, утрата товарной стоимости подлежит ко взысканию по договору добровольного страхования (КАСКО) со страховой компании с которой заключен вышеуказанный договор.

Если Вы попали в ДТП, и в Вашем договоре «Каско» предусмотрена выплата страхового возмещения путем оплаты счетов, за фактически выполненный ремонт на СТО, то не торопитесь отдавать автомобиль на восстановление. Прежде чем направиться по направлению страховщика на станцию технического обслуживания, необходимо зафиксировать Ваш ущерб по средствам независимой экспертизы. В дальнейшем, после восстановления Вашего автомобиля, у Вас останется право на получение дополнительного вознаграждения (УТС).

Если у Вас КАСКО, и направление на ремонт — УТС никто не отменял.
Не торопитесь отдавать машину в ремонт на СТОА, мы посчитаем УТС — потом пусть ремонтируют. Чем больше повреждений — тем больше будет УТС. Таким образом, Вы получите компенсацию.
УТС считается для автомобилей до 5 лет (есть исключение на автомобили отечественного производства — окраска не считается после трёх лет).
Приходите, посчитаем УТС.

Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.

Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.

Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза. В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.

Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта. При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость. Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП. То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, поскольку снижает потребительскую стоимость

В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.

Также ВС напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, расходы включаются в реальный ущерб, даже если стоимость имущества после такого ремонта увеличилась.

Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба. Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется. Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.

Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.

То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.

Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.

Мало кто обращает внимание на возможность возмещения потерпевшему такого вида ущерба, как утрата товарной стоимости поврежденного автомобиля.

Утрата товарной стоимости (УТС) ― это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия, и последующего ремонта. Отсюда следует, что УТС относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Поскольку УТС транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит взысканию со Страховщика по договору обязательного страхования гражданской ответственности в пределах страховой суммы, установленной ст.7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ. Согласно указанной статьи закона и п.10 Правил ОСГОВТС, страховая сумма при причинении вреда имуществу одного потерпевшего составляет 120 тыс. рублей.

Обязанность страховщика в порядке ОСАГО, возмещать УТС, неоднократно подтверждена судебными решениями. Однако, несмотря на это, страховщики отказываются возмещать утрату товарной стоимости по следующим причинам.

Во-первых, УТС не входит в страховое покрытие ни по Правилам страхования КАСКО большинства страховых компаний, ни по Правилам ОСАГО. Более того, она может быть прямо исключена из страхового покрытия.

Во-вторых, снижение эксплуатационных характеристик автомобиля не является отдельным риском, а потому, по мнению страховщика, не требует дополнительной компенсации.

Получить деньги можно как по ОСАГО, так и по КАСКО в случаях:

По ОСАГО: если произошло ДТП. Выплачивает компенсацию страховщик виновника.

По КАСКО: если автомобиль был поврежден не в результате ДТП (например, действия третьих лиц).

В первом случае ущерб возмещается охотнее, в последнем – с большими трудностями и только через суд.

Даже обзоры Верховного суда (например, обзор от 30.01.2013) не изменили поведение страховых компаний.

Судебные органы уже давно определяют УТС как реальный ущерб (п.1 ст.929 ГК РФ), который устанавливает принцип полного возмещения страхователю всех имущественных убытков.

Право на возмещение УТС имеет только собственник автомобиля. Важно, что право на возмещение УТС сохраняется и в том случае, если после ДТП пострадавший автомобиль уже продан.

Потерпевшее в ДТП лицо вправе требовать возмещения УТС со страховщика виновника ДТП, если:

· Само не является виновником ДТП;

· Является собственником автомобиля на момент ДТП;

· Виновник ДТП установлен и зафиксирован ГИБДД;

· Пострадавшему автомобилю не более 5 лет (иностранного производства) или не более 3 лет (автомобилю российской сборки).

Требование по возмещению УТС предъявляется к страховой компании виновника ДТП в судебном порядке.

Даже если потерпевший получил страховое возмещение по КАСКО путем оплаты ремонта ТС, то получен только восстановительный ремонт. УТС относится к потере товарного вида автомобиля из-за ДТП и последующего ремонта. Утрату товарной стоимости потерпевшему по КАСКО не возмещает, поскольку КАСКО как вид ущерба ее не страхует.

Мало того, УТС ни один страховщик по ОСАГО не возместит, поскольку все страховщики до сих пор вопреки здравому смыслу не считают УТС реальным ущербом и относят ее к упущенной выгоде. Поэтому реализовать право на УТС можно только в судебном порядке.

Что влияет на размер УТС

Размер УТС зависит от:

— стоимости пострадавшего автомобиля на момент ДТП

— состояния и размера его износа на момент ДТП (применяется понижающий коэффициент в зависимости от износа)

— объема ремонтных работ автомобиля из-за ДТП.

Чем больше стоимость ТС, меньше его износ и больше объем ремонта, тем больше УТС и наоборот.

Если в ходе ремонта отдельные детали заменялись или перекрашивались, то УТС выплачивается только по окраске. На сами заменяемые детали УТС не начисляется, т.к. новые детали считаются лучше старых.

К примеру, если ремонт автомобиля составил значительную сумму, при этом было много замен (бампер, фары, зеркала и т.д.) ― УТС может быть нулевой. И наоборот, чем больше деталей было подвержено ремонту или окраске, тем больше может быть начислен УТС. Факт замены либо ремонта деталей повлияет на уменьшение или увеличение размера УТС.

В настоящее время действует методика расчета УТС для автомобилей, при осмотре которых выявлена необходимость ремонта отдельных элементов кузова, полная или частичная окраска его поверхности, замена рамы, полная разборка салона автомобиля или его части, говорится в документе. Для легковых автомобилей, износ которых превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации, УТС возмещаться не будет. Величина УТС определяется для каждого поврежденного элемента автомобиля по специальной таблице коэффициентов УТС. Коэффициенты зависят от вида ремонта и ремонтируемой детали и отличаются для транспортных средств отечественного производства и иностранного.

Для большей части элементов автомобилей коэффициенты находятся в диапазоне 0,1–0,5%. Эти коэффициенты складываются, а итоговая величина УТС определяется как суммарный коэффициент, умноженный на стоимость автомобиля. К примеру, при замене части элементов автомобилей на новые, УТС составит не более 15,7% от ее стоимости, при полной окраске кузова – 5%, при особо сложном перекосе кузова – 4%.

В среднем, УТС составляет примерно 5 % от общей стоимости автомобиля на момент ДТП.

admin