Выкуп земель сельскохозяйственного назначения

Нынешний съезд юбилейный: 30 лет назад на Кубани стали появляться первые индивидуальные фермерские предприятия. За это время удалось пройти путь от пустых полей после разваленных колхозов до рекордных урожаев в масштабах всей России. Сегодня фермеры обрабатывают свыше миллиона гектаров пахотной земли, треть всей посевной площади региона. Они производят также треть всего собранного в крае зерна, 20 процентов овощей и 10 процентов молока. Причем в животноводстве за последние два года удалось сделать настоящий рывок, заметно увеличив поголовье КРС.

Движению вперед мешает борьба за землю, обострившаяся после того, как участки, относящиеся к землям перераспределения, которые десятилетиями обрабатывали фермерские хозяйства на основании договоров аренды, стали выставлять на торги. На это еще прошлой весной, когда в Краснодаре проходил Всероссийский форум сельхозпроизводителей, глава КФХ из Брюховецкого района Федор Куропятник пожаловался президенту страны.

— Мы видим, что земля из крестьянских хозяйств уходит в агрохолдинги, с которыми фермеры не могут на равных конкурировать, — сказал Куропятник в беседе с главой государства. — Они сильнее нас финансово и административно, поэтому практически все торги стали выигрывать крупные хозяйства. Но, теряя землю, фермер может исчезнуть как класс. Кому это надо?

Аграрии ратуют за старый прицип: те, кто обрабатывает землю свыше 15 лет, получают право выкупить ее за 20 процентов от кадстровой стоимости

Слова фермеров были услышаны. Во время аграрного форума Владимир Путин заявил о необходимости возвращения к нормам законодательства, согласно которым фермеры могли получать землю без тендеров. Соответствующий законопроект вскоре был подготовлен кубанскими властями, но пока он лежит в Госдуме без движения. Делегаты юбилейного, 30 съезда фермеров поручили краевому совету АККОР добиться принятия этого и других долгожданных законопроектов депутатами Госдумы РФ.

Пока же они попросили губернатора края помочь заключить договоры аренды земли с муниципалитетами по прежним правилам, исключающим процедуру торгов, и продлить льготный порядок выкупа земельных участков. Принцип остается прежним: те, кто обрабатывает землю свыше 15 лет, получают право выкупить ее за 20 процентов от кадастровой стоимости.

— Льготный порядок выкупа земельных участков можно продлить на 2020 год, — считает губернатор. — Я хочу, чтобы земля на Кубани быстрее обрела собственника в вашем лице. Чем раньше она обретет хозяин, тем быстрее закончится вакханалия с ее переделом.

Также губернатор пообещал фермерам содействие в решении других острых вопросов.

Кстати, в последнее время приоритеты региональной власти действительно поменялись: если в 2015 году всего четыре вида краевой господдержки были доступны КФХ, а финансирование этих программ составляло 350 миллионов рублей, то в нынешнем году это уже восемь программ с финансированием в 1,4 миллиарда рублей.

— Финансирование программ, которые доказали свою эффективность, будут гарантированно увеличено с учетом заявок, которые от вас поступают, — заверил он фермеров.

На Кубани сейчас около 14 тысяч фермерских хозяйств. Как было отмечено на съезде, кубанские фермеры на седьмом месте по количеству обрабатываемой ими земли. И если еще десять лет назад фермеры в основном выращивали зерно, то теперь многие занялись переработкой. Чтобы защитить их хозяйства от поглощения, власти советуют объединяться в кооперативы, обещая компенсировать до 90 процентов затрат на оформление. Желающих много, поэтому теперь главная задача — подкрепить программу финансами.

По словам президента краевой ассоциации Виктора Сергеева, фермеры активны там, где для них созданы все условия и где налажен конструктивный диалог с властью, как это произошло на Кубани.

— Если раньше у нас были проблемы с кредитованием, то теперь банкиры ходят за фермерами и предлагают деньги, — уверяет Сергеев. — Благодаря этому удалось обновить машинно-тракторный парк: только в нынешнем году было приобретено 800 тракторов на 1,5 миллиарда рублей.

В нашей стране земли сельскохозяйственного назначения занимают самую обширную площадь. Специфика использования, деления и месторасположения обуславливает отношения участка к данной категории. Чтобы узнать точное определение и регулирование сельхозугодий, стоит обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации.

Чем отличаются земли с/х назначения?

Сельхозугодия расположены, как правило, достаточно удаленно за пределами городов и небольших населенных пунктов. По своим масштабам они уступают только лесным массивам, которые относятся к другой категории земель природоохранного значения. Они предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности разной направленности:

  • выращивания скота;
  • выведения сельхозкультур;
  • выпаса животных;
  • организации сельхозпроизводства и т.д.

Основной целью и отличием использования земель этого назначения является добыча ресурсов. Продукты питания натурального происхождения являются основой продовольственной безопасности, поэтому строго контролируются правительством. Задача ведомственных чиновников — следить за целевым использованием участков, препятствовать загрязнению и потере полезных качеств почвы.

В России такие участки под с/х деятельность занимают значительную территорию. Площадь земель под сельхозугодия занимают порядка 385 млн. га, в то время как площадь участков под индивидуальное жилищное строительство в России составляет ориентировочно 20 млн. га. Среди всех территорий стоит выделять различные категории земли сельхозназначения. Их определение обозначено законодателем в 14 главе Земельного кодекса РФ.

Какими бывают земли сельскохозяйственного назначения?

Согласно законодательству, в классификацию входят сельхозугодья, участки с проложенными коммуникациями, засаженные деревьями, занятые постройками или водоемами. Рассмотрим подробнее каждую из обозначенных категорий.

Сельскохозяйственные угодья

Это территории, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных культур. Такие земли отличаются высоким уровнем плодородия, климатические условия способствуют посеву и сбору урожая, а отдельные площади приспособлены под выпас животных.

Среди данных участков есть:

  • пашня или земля под обработку;
  • сенокос для выращивания и заготовки корма животным;
  • пастбище для сезонного выпаса скота.

Отдельного внимания заслуживают экспериментальные участки НИИ, а также земли с искусственным поливом, обеспечивающие высокую урожайность. Стоит отметить, что на таких площадях не строятся объекты жилищного строительства. Исключение могут составить лишь небольшие постройки для инструментария и хранения техники.

Участки с коммуникациями

Это зоны пролегания дорог, транспортного сообщения, железнодорожные линии для доставки сельхозпродукции, внутренние дороги, которые соединяют земельные участки, а также места пролегания оросительных труб и систем. Основная функция таких участков состоит в обеспечении и обслуживании земель.

Земли с коммуникациями классифицируются требованиями СНиП 2.05.11-83. В соответствии со стандартами, дороги на этих территориях должны занимать небольшую площадь, состоять непосредственно с дорожного покрытия, каналов под водоотведение, а также полосу, которая отделяет участок от дороги.

Засаженные земли

Это территории, на которых произрастают искусственным или природным образом выращенные деревья с кустарниками. Они являются частью общей экосистемы, препятствуют неравномерному распределению влаги, удерживают ветра и защищают окружающую среду.

Органы местной власти следят за состоянием лесопосадки и запрещают вырубку насаждений. Как правило, деревья и кустарники разделяют крупные земельные участки, являются частью сельхозугодий, высаживаются вдоль транспортных путей.

Земли с постройками

Это участки, на которых расположены объекты сельскохозяйственной переработки и производства. Здесь могут располагаться различные склады, элеваторы, перевалочные пункты, базы, фабрики или заводы по первичной переработке. Как правило, это объекты, построенные с точки зрения удобной транспортной развязки и благоприятных условий для доставки продукции.

Продажа участка на Мысе у Волги 88 соток, 165 км от МКАД ПОСМОТРЕТЬ

Участки с водоемами

Это земли, на которых расположены полноводные реки, озера, водохранилища и природные водоемы закрытого типа. Они применяются для промышленного разведения рыбы, а также для орошения близ расположенных земель.

Правовой статус сельскохозяйственных земель

До 2015 года определением целевого использования того или иного участка сельхозназначения занимались органы местного самоуправления. Потом в силу вступил классификатор, четко обозначающий виды разрешенного целевого использования (ВРИ).

На данный момент, под самым суровым контролем законодателя находятся пашни (земли для выращивания сельхозкультур). Они являются собственностью государства и нарушение правил использования таких участков чревато большими штрафами, вплоть до отчуждения.

Еще из ограничений — на землях для выращивания растений запрещено возводить постройки. У единицы каждого такого участка довольно высокая кадастровая стоимость и перевести ее в другую категорию невозможно. Изменить целевое назначение можно лишь на участках с плохим качеством почвы и низкой кадастровой стоимостью.

Стоит также учитывать, что согласно законам РФ, лица, которым переданы в пользование сельхозугодия, должны освоить участок в течение 2-х лет, должны ухаживать за ним, чтобы не ухудшить качество почвы и не перегружать химикатами. По необходимости стоит предъявлять информацию об использовании тех или иных химических средств обработки.

Где искать информацию о неиспользуемых участках?

Чтобы получить в пользование земельный надел, можно найти информацию о незанятых участках в Фонде перераспределения РФ. Органы местной власти могут предоставить информацию о расположенных и временно неиспользуемых землях для передачи физическим или юридическим лицам в пользование на определенных условиях.

Земля с/х угодий попадает автоматически в фонд, если от нее отказались, если умер единственный собственник или участок принудительно отчужден государством.

Территорию сельхозназначения можно взять во временное пользование или оформить право собственности. Покупателями, как правило, выступают:

  • фермеры;
  • индивидуальные предприниматели;
  • дачные товарищества;
  • различные агропредприятия и агрохолдинги.

Стоит отметить, что владельцами земли могут выступать исключительно граждане России или российские компании. В случае, если собственник выставляет участок на продажу, то его, в первую очередь, могут выкупить органы муниципальной власти. Таким образом, обеспечивается регулирование оборота российских сельскохозяйственных земель.

Если вам нужно получить в распоряжение такой участок для хозяйствования и ведения своей деятельности, нужно подать заявление в муниципальные органы, собрать пакет документов, в зависимости от категории участка, получить положительное решение и оформить договор аренды. В ходе поиска подходящего участка стоит уточнить наличие льгот, срок, на который можно взять землю в аренду, а также узнать об ограничениях в использовании конкретного участка.

При этом учитывайте, что органы государственной власти могут в судебном порядке забрать землю из пользования, если условия договора будут нарушены.

К примеру, если участок не будет обрабатываться и использоваться более 3-х лет, либо действия арендатора приведут к потере качества земли (снижении плодородия, захламлению и т. д.). В случае передачи участка данной категории в собственность другому лицу, государство аналогичным образом может отчуждать землю, если нарушены правила целевого использования.

тьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.

10. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

11. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.

12. Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

13. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

14. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

15. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

16. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

17. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) на земельный участок, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется настоящим Федеральным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации перехода прав на такие земельные участки представляются в электронной форме.

19. Формат представляемых в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, форма, в которой представляются указанные сведения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

20. Порядок представления сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, устанавливается соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

21. Сведения о государственной регистрации перехода права, указанные в пункте 18 настоящей статьи, представляются в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора бесплатно.

22. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 01.05.2019 № 100-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 354-ФЗ)

Статья 7. Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 06.06.2019 № 138-ФЗ)

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 113-ФЗ; от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна. (В редакции Федерального закона от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 9. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. (В редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.

(Пункт в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 327-ФЗ)

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2005 № 87-ФЗ)

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

3. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 392 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 23.06.2014 № 171-ФЗ; от 03.07.2016 № 336-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 03.07.2016 № 336-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 07.07.2003 № 113-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 03.10.2004 № 123-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 23.06.2014 № 171-ФЗ; от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

51. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости. (В редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 327-ФЗ)

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ)

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет. (В редакции Федеральных законов от 18.07.2005 № 87-ФЗ; от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (ферме

admin