Всеобщее декларирование доходов

г.Бишкек от 25 февраля 2010 года № 36 ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О подготовке к представлению единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Республики (В редакции Закона КР от 24 мая 2013 года №80) Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 21 января 2010 года Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с представлением единой налоговой декларации гражданами Кыргызской Рес- публики, получившими по 31 декабря 2012 года включительно доходы и иму- щество без соответствующей уплаты налоговых и таможенных платежей, от- числений по социальному страхованию и иных обязательных платежей. Статья 1. Цель настоящего Закона Целью настоящего Закона является предоставление физическим лицам и государственным служащим Кыргызской Республики, определенным в статье 8 Закона Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики», возможности исполнить незаявленные обязательст- ва по уплате налогов, таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущест- ва, полученных по 31 декабря 2012 года включительно, без уплаты назван- ных налогов, отчислений и иных обязательных платежей, за исключением сумм доходов и стоимости имущества, в совокупности превышающих деклара- ционный порог, установленный настоящим Законом. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: декларирование доходов и имущества (далее — декларирование) — действия, связанные с добровольным декларированием прав на объекты дек- ларирования; исполнение незаявленных налоговых и таможенных обязательств, от- числений по социальному страхованию и иных обязательных платежей — признание погашенными обязательств по уплате налогов, таможенных плате- жей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных по 31 декабря 2012 года включительно, без уплаты налогов, отчислений и иных обязательных плате- жей. По доходам и имуществу, превышающим декларационный порог, обяза- тельства погашаются уплатой декларационного платежа; субъекты декларирования — физические лица и государственные служа- щие Кыргызской Республики (далее — граждане Кыргызской Республики), оп- ределенные в статье 8 Закона Кыргызской Республики «О введении в дейс- твие Налогового кодекса Кыргызской Республики», декларирующие доходы и имущество и погашающие обязательства в порядке, установленном настоящим Законом. Данные лица обретают статус субъектов декларирования со дня получения заверенной декларации о декларировании доходов и имущества в уполномоченном должностном лице; объекты декларирования — доходы, движимое и недвижимое имущество, полученные и/или находящееся как на территории Кыргызской Республики, так и за ее пределами, ранее не оформленное (незадекларированное) в по- рядке, определенном законодательством Кыргызской Республики, и/или оформленное на другое лицо; выведенное из легального экономического оборота в целях сокрытия; движимое и недвижимое имущество — имущество, определяемое в соот- ветствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики; уполномоченное должностное лицо — государственные нотариусы Минис- терства юстиции Кыргызской Республики, заверяющие декларации о доходах и имуществе в порядке, предусмотренном настоящим Законом; срок декларирования — срок, предусмотренный настоящим Законом, в период которого граждане Кыргызской Республики могут обратиться в упол- номоченное должностное лицо; декларация о доходах и имуществе — документ строгой отчетности, имеющий индивидуальный порядковый номер и подтверждающий факт деклари- рования доходов и имущества и признания погашенными незаявленных нало- говых и таможенных обязательств, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей. Форма декларации о доходах и имуществе утверждается Правительством Кыргызской Республики; Реестр деклараций о доходах и имуществе — реестр, который формиру- ет и ведет уполномоченное должностное лицо и который содержит в себе следующие сведения о декларировании: индивидуальный порядковый номер декларации о доходах и имуществе, дату декларирования, персональные данные лица, подавшего данную декларацию и информацию о порче или утере декларации о доходах и имуществе; декларационный порог — совокупная сумма доходов и стоимости иму- щества, превышающая 45000000 (сорок пять миллионов) сомов; декларационный платеж — 450000 (четыреста пятьдесят тысяч) сомов, единовременно уплачиваемых субъектами декларирования в соответствии с настоящим Законом, независимо от суммы, превысившей декларационный по- рог; уполномоченный коммерческий банк — коммерческий банк, определяемый Правительством Кыргызской Республики; близкие родственники — лица, определенные семейным законодательст- вом Кыргызской Республики, совместно проживающие с декларантом и в от- ношении которых последний несет имущественные обязательства. Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на субъекты деклариро- вания, декларирующие принадлежащие им объекты декларирования. Статья 4. Государственные гарантии субъектам декларирования 1. В период и после декларирования запрещается проведение любых видов проверок в отношении финансово-хозяйственной деятельности субъек- тов декларирования за период по 31 декабря 2012 года включительно. 2. По окончании периода декларирования запрещается проведение в отношении объекта декларирования процессуальных действий, в том числе по осуществлению уголовного преследования или применению мер админист- ративной, трудовой и дисциплинарной ответственности на основании инфор- мации, полученной в процессе проведения декларирования в соответствии с настоящим Законом. 3. Декларация о доходах и имуществе не может являться доказатель- ством по уголовному, административному, дисциплинарному или иному про- цессу. Декларация о доходах и имуществе не является правоустанавливающим или правоудостоверяющим документом, за исключением факта признания по- гашенными обязательств по уплате налогов, таможенных платежей, отчисле- ний по социальному страхованию и иных обязательных платежей в отношении доходов и имущества, полученных по 31 декабря 2012 года включительно. Заверенная уполномоченным должностным лицом декларация о доходах и имуществе будет являться основой для составления и представления граж- данами Кыргызской Республики единой налоговой декларации в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса Кыргызской Республики, а также декла- рации об имуществе и доходах государственного служащего Кыргызской Рес- публики и ближайших членов его семьи в соответствии с законами Кыргызс- кой Республики «О государственной службе Кыргызской Республики» и «О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и иму- ществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников». 4. Запрещается использование информации, полученной в процессе декларирования, против субъекта декларирования, а также для невозмож- ности осуществления процесса декларирования имущества. 5. Государство гарантирует субъектам декларирования: 1) освобождение согласно положениям настоящего Закона от обязан- ности предоставления информации об источниках происхождения декларируе- мых доходов и имущества; 2) обеспечение конфиденциальности (тайны) в отношении субъектов декларирования; 3) неприменение впоследствии дискриминационных мер в отношении на- логообложения, уплаты таможенных платежей, отчислений по социальному страхованию и иных обязательных платежей субъектов декларирования. 6. Все противоречия, возникающие при применении настоящего Закона, толкуются в пользу субъекта декларирования. Статья 5. Срок декларирования Сроком декларирования является период времени с 1 июля 2013 года
по 31 декабря 2013 года включительно. (В редакции Закона КР от 24 мая 2013 года №80) Статья 6. Организация и порядок проведения декларирования доходов и имущества 1. При декларировании объектов декларирования на сумму, не превы- шающую декларационный порог, декларационный платеж не взимается. Субъ- ект декларирования оплачивает только государственную пошлину в сумме 150 сомов за совершение нотариальных действий и стоимость бланка декла- рации о доходах и имуществе, которая не должна превышать стоимость рас- ходов, понесенных на его изготовление. 2. За декларирование объектов легализации на сумму, превышающую декларационный порог, субъекты декларирования дополнительно уплачивают декларационный платеж. Декларационный платеж поступает на специальный счет и зачисляется в доход республиканского бюджета. 3. Оценка стоимости объекта декларирования осуществляется самим субъектом декларирования. 4. Порядок декларирования доходов и имущества: 1) субъект декларирования, желающий продекларировать объекты дек- ларирования, обращается в уполномоченное должностное лицо для получения и заполнения декларации о доходах и имуществе; 2) декларация подается в уполномоченное должностное лицо с прило- жением квитанции об уплате в уполномоченный коммерческий банк в пользу государственного бюджета единовременного декларационного платежа, если стоимость объекта легализации превышает декларационный порог; 3) декларация заполняется в единственном экземпляре и представля- ется в уполномоченное должностное лицо лично субъектом декларирования или его законным представителем для заверения и хранится у субъекта декларирования; 4) уполномоченное должностное лицо в присутствии субъекта деклари- рования или его законного представителя проверяет только соответствие данных о субъекте декларирования в декларации с документом, удостоверя- ющим его личность, а также свидетельствует подлинность подписи на дек- ларации и заносит в Реестр деклараций о доходах и имуществе индивиду- альный порядковый номер декларации о доходах и имуществе, дату деклари- рования и персональные данные лица, подавшего данную декларацию. Сведения, касающиеся содержания декларации о доходах и имуществе, в Реестр деклараций о доходах и имуществе не заносятся и нигде не фик- сируются. Снятие копий с деклараций о доходах и имуществе уполномочен- ным должностным лицом и всеми другими государственными органами и долж- ностными лицами запрещается. Уполномоченное должностное лицо вправе отказать в приеме деклара- ции только в случае обнаружения неточностей в заполнении декларации или при непредъявлении документов, удостоверяющих личность. Субъект декла- рирования имеет право заполнить новую декларацию и представить в упол- номоченное должностное лицо. При обнаружении в ходе проверки неточностей в представленной дек- ларации о доходах и имуществе или ее утери или порчи субъект деклариро- вания вправе заполнить новую декларацию и представить в уполномоченное должностное лицо в период срока декларирования. Испорченная декларация о доходах и имуществе уничтожается уполномоченным должностным лицом в присутствии субъекта декларирования с указанием об этом в Реестре дек- лараций о доходах и имуществе; 5) по итогам выполнения процедур, предусмотренных пунктом 4 насто- ящей части, декларация, заверенная печатью и подписью ответственного лица уполномоченного должностного лица, и прилагаемые к декларации до- кументы выдаются субъекту декларирования в день подачи декларации. 5. Достоверность данных, изложенных в декларации, а также сохран- ность самой декларации обеспечивает субъект декларирования. 6. В случае утери или порчи декларации о доходах и имуществе после завершения срока декларирования дубликат или повторная декларация не выдается. Статья 7. Порядок погашения незадекларированных налоговых и таможенных обязательств и отчислений по социальному страхованию 1. В результате декларирования у гражданина Кыргызской Республики все незаявленные налоговые и таможенные обязательства, отчисления по социальному страхованию и уплате иных обязательных платежей субъектов декларирования, возникшие по 31 декабря 2012 года включительно, а также штрафы, проценты и пени по этим обязательствам признаются погашенными. В отношении данных обязательств не должно инициироваться никаких уго- ловных, административных или иных разбирательств. 2. Данная статья не применяется в отношении налоговых, таможенных обязательств и отчислений по социальному страхованию, которые были ра- нее задекларированы, но не погашены. Статья 8. Завершение процедуры декларирования Процедура декларирования считается завершенной с момента получения субъектом декларирования декларации о доходах и имуществе, заверенной печатью и подписью ответственного лица уполномоченного должностного ли- ца с соблюдением положений настоящего Закона. Статья 9. Применение настоящего Закона 1. Налоговое, таможенное законодательство, а также законодательст- во о государственном социальном страховании и государственной службе Кыргызской Республики не применяется в отношении действий и событий, регулируемых настоящим Законом. 2. Настоящий Закон не распространяется на лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела, а также на лиц, дела в отношении которых на- ходятся в производстве судов. 3. При возникновении противоречий между нормами настоящего Закона и другими законами действуют нормы настоящего Закона. Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликова- ния. 2. Правительству Кыргызской Республики в месячный срок: — привести свои решения в соответствие с настоящим Законом; — подготовить и принять все решения, необходимые для реализации настоящего Закона. 3. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок разра- ботать процедуры, направленные на осуществление налогового администри- рования на основе контроля над расходами налогоплательщиков. Президент Кыргызской Республики К.Бакиев

Главное управление ГНС в Тернопольской области напоминает, что с 1 января 2020 года начата кампания декларирования, во время которой отдельные категории физических лиц обязаны подать годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах и определить налоговые обязательства по НДФЛ и военному сбору, и/или имеют право подать декларацию для получения налоговой скидки.

Заметим, что соответствующая декларация уже имеет новую форму, введенную Приказом № 177.

Так, новой формой налоговой декларации предусмотрено в отдельном приложении ФЗ осуществление расчета суммы налога, на которую уменьшаются налоговые обязательства по НДФЛ в связи с использованием права на налоговую скидку.

Тем, кто декларирует право на получение налоговой скидки, введена отдельная отметка в разделе «Категория плательщика», в связи с тем, что такие плательщики имеют отдельный предельный срок подачи налоговой декларации — по 31 декабря включительно следующего за отчетным налогового года.

Кроме того, введено отдельную строку 10.2 для отражения доходов по ГПД, полученных от физических лиц — единщиков четвертой группы.

Обращаем внимание, что последний день подачи декларации об имущественном состоянии и доходах, полученных физическим лицом — предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, за 2019 год — 10 февраля 2020 года. А вот простые граждане и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, будут подавать декларацию за 2019 год по 30 апреля 2020 года включительно.

В соответствии с п. 46.6 НКУ новые формы деклараций (расчетов) вступают в силу для составления отчетности за налоговый период, следующий за налоговым периодом, в котором произошло их обнародование. А до того являются действующими утвержденные ранее формы деклараций (расчетов). То есть, поскольку обновленная форма налоговой декларации обнародована 06.08.2019 г., то впервые составлять обновленную декларацию необходимо будет за 2020 год.

Впрочем, не исключено, что налоговики могут требовать или рекомендовать предоставить декларацию по новой форме уже и за 2019 год. Однозначно по новой форме декларации будут отчитываться в 2020 г. за квартал свежесозданные ФЛП или те, которые переходят с упрощенной системы на общую.

С примерами заполнения декларации можно ознакомиться по .

По сообщению ГУ ГНС в Тернопольской области

Об обновленной декларации об имущественном состоянии и доходах читайте в статье электронного издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН.

Для получения доступа к аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН и прочим документам информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН — воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ доступом и оцените удобство и скорость поиска необходимых вам материалов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Всеобщее декларирование. Легализация имущества и денежных средств в преддверии всеобщего декларирования

Интервью с главным специалистом Департамента государственных доходов по Акмолинской области Ельнаром Казбековым

-Насколько эффективно внедрение всеобщего декларирования в Республике Казахстан?

Как уже известно, во многих экономически развитых странах с рыночной экономикой, в частности это США, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили, применяется налоговый контроль посредством всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц, и, как показывает опыт этих стран, данный метод налогового контроля принес положительные результаты в первую очередь по противодействию теневой экономике, по расширению налоговой базы, а также минимизации коррупции.

Что касается внедрения практики вышеназванных стран, 23 сентября 2010 года Правительством РК была принята Концепция по переходу к всеобщему декларированию, а именно разработка концептуальных шагов по переходу к всеобщему декларированию как инструмента обеспечения полноты собираемости налогов и противодействия теневой экономике. Вместе с концепцией был утвержден План мероприятий по поэтапному переходу к всеобщему декларированию, проведения подготовительных мероприятий со стороны государства, обеспечения полной готовности к приему деклараций и процедуры составления и разработки представления деклараций в максимально простой и удобной для населения форме. В рамках «Плана нации — 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Глава государства подписал Закон по вопросам всеобщего декларирования.

— Всеобщее декларирование стартует уже с 1 января следующего года?

Да, 18 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц», предусматривающий поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов и имущества физических лиц.

Так, на 1-м этапе в 2017 году декларации представят работники государственных учреждений, а также работники государственных предприятий и административный персонал национальных компаний как наиболее подготовленная категория физических лиц. 2-й этап с 2020 года затронет уже всех остальных физических лиц.

Система декларирования предусматривает представление двух видов деклараций.

-Какие это виды деклараций?

Первоначально представляется декларация об активах и обязательствах, так называемая входная декларация, в которой фиксируются сведения о наличии имущества и обязательств на дату вхождения в систему декларирования. Тем самым это будет отправной точкой, исходя из которой впоследствии все сведения будут использованы органами государственных доходов для контроля.

В последующем ежегодно будет представляться декларация о доходах и имуществе.

При этом если в течение года имущество не приобреталось и не продавалось и доходы состоят только из заработной платы, пенсии, стипендии или других доходов, облагаемых у источника выплаты, то представляется краткая декларация на одном листе, с подтверждением того, что получены только данные виды доходов.

-А кто не представляет декларацию?

Всвою очередь краткую декларацию не вправе представлять лица, являющиеся субъектами антикоррупционного законодательства, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, частные судебные исполнители, медиаторы, а также лица, получившие доходы, подлежащие налогообложению самостоятельно.

Если же круг доходов более широкий, то представляется подробная декларация, в которой будут отражаться доходы, полученные за год (в т. ч. от предпринимательской деятельности или иной деятельности), сведения об отчуждении или приобретении имущества, то есть недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доля участия, расходы на приобретение такого имущества. В свою очередь государственные служащие, депутаты, судьи и другие лица, являющиеся субъектами антикоррупционного законодательства, в декларации о доходах и имуществе должны указывать источники расходов на приобретение имущества (собственные, заемные, безвозмездно полученные средства).

Кстати сказать, сейчас проходит акция по легализации имущества.

— Расскажите, пожалуйста, немного о легализации.

Закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан в связи с легализацией ими имущества» (далее — Закон о легализации имущества) от 13 июня 2014 года № 213-Vвведен в действие с 1 сентября 2014 года. Буквально 13 ноября 2015 года Главой государства подписан Закон о внесении изменений в Закон о легализации имущества. С учетом данных изменений срок акции по легализации имущества продлен до 31 декабря 2016 года. Кроме того, намного упрощена процедура проведения легализации.

То есть кардинально упрощены процедуры легализации денег. Теперь деньги можно узаконить двумя способами.

Первый способ: показать их через банковские счета и использовать на любые свои нужды, например: вложить в бизнес, купить недвижимость и т.д., наконец, просто снять. Причем все это будет производиться без уплаты 10%-ного сбора.

Второй способ: легализовать деньги, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, в заявительной форме, не показывая их на банковских счетах. Но при этом уплачивается в бюджет 10%-ный сбор.

И в том, и в другом случае субъект легализации подает специальную декларацию о легализации имущества в органы государственных доходов.

Существенно упрощены процедуры легализации имущества.

Теперь для легализации имущества, находящегося на территории Казахстана и оформленного должным образом, достаточно сдать в органы государственных доходов соответствующую декларацию и сопутствующие документы. То же самое касается легализации имущества, находящегося за рубежом.

Субъект легализации будет обращаться в комиссию при акиматах на местах только в отношении легализации недвижимого имущества, находящегося на территории Казахстана и не оформленного ранее должным образом.

-На сегодняшний день какое имущество подлежит легализации?

Согласно статье 3 Закона о легализации, легализации подлежат:

— деньги,

— ценные бумаги,

— доля участия в уставном капитале юридического лица,

— недвижимое имущество, оформленное на другое лицо, право на которое или сделки по которому в соответствии с законодательством РК подлежат государственной регистрации,

— здания, находящиеся на территории республики, принадлежащего субъекту легализации на праве собственности,

— деньги, недвижимое имущество, находящееся за пределами территории РК, и т. д.

Для определенности отмечу, что органы государственных доходов занимаются легализацией денежных средств, недвижимого имущества, оформленного должным образом, в том числе оформленного на другое лицо, а также недвижимым имуществом, находящимся за пределами РК, а местные исполнительные органы (акиматы) занимаются легализацией имущества, оформленного не должным образом в РК.

-Какое имущество не подлежит легализации?

В соответствии со статьей 3 Закона о легализации имущества легализации не подлежат:

— имущество, право на которое оспаривается в судебном порядке;

— деньги, полученные в качестве кредитов;

— имущество, подлежащие передаче в пользу государства;

— также жилые и нежилые помещения в объектах недвижимости, завершенных за счет бюджетных средств, и т. д.

-Какие гарантии распространяются на субъектов легализации?

В новых поправках Закона о легализации имущества предусмотрены дополнительные гарантии субъектам легализации, то есть в восьми законодательных актах Республики Казахстан, связанных с легализацией имущества, внесены изменения и дополнения. Например, согласно статье 5 Закона о легализации имущества субъекты легализации освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Факт легализации имущества, а также сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества в соответствии с Законом о легализации имущества, не могут быть использованы в рамках уголовного дела, дела об административном правонарушении и дисциплинарном проступке в качестве доказательства виновности субъекта легализации в совершении правонарушений. Таким образом, субъекты легализации защищены от неправомерных действий со стороны правоохранительных и других государственных органов. Также легализованное имущество не может быть конфисковано. Гарантии, предусмотренные Законом о легализации имущества, предоставляются исключительно в пределах легализованного имущества и распространяются на деяния, совершенные субъектом легализации и (или) другим лицом до 1 сентября 2014 года.

Сведения, содержащиеся в документах, представляемых в целях проведения легализации имущества, признаются налоговой, банковской и иной охраняемой тайной в соответствии с законодательством. За распространение такой информации предусмотрена уголовная ответственность по статье 223 Уголовного кодекса.

Следует отметить, что нынешняя легализация является преддверием, переходом к всеобщему декларированию. Поэтому предоставляется уникальная возможность всем гражданам страны воспользоваться преимуществом легализации, то есть, показывая все доходы, ввести в законный оборот имеющееся имущество, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов при переходе к всеобщему декларированию.

— Вы отметили, что субъект легализации представляет в органы государственных доходов специальную декларацию. Что такое специальная декларация?

Специальная декларация — декларация, представляемая субъектами легализации на бумажном носителе в органы государственных доходов в случаях, установленных указанным Законом. Данную декларацию представляют лица, легализующие:

♦ деньги, имущество (кроме денег), находящееся за пределами территории Республики Казахстан, в том числе оформленное на другое лицо;

♦ имущество (кроме денег), находящееся на территории Республики Казахстан, оформленное на другое лицо или субъект легализации.

Специальная декларация представляется в орган государственных доходов по месту жительства субъекта легализации.К специальной декларации прилагаются документы и (или) сведения, подтверждающие информацию, которая содержится в специальной декларации. Хочется отметить, что количество представляемых специальных деклараций не ограничено: возможно представление декларации на каждый объект. Декларация представляется только на бумажном носителе в явочном порядке или по почте заказным письмом с уведомлением.

Информацию о перечне необходимых документов, в зависимости от легализуемого имущества, можно найти на Интернет-ресурсе Департамента. На сайте также размещена специальная декларация и правила ее заполнения.

— Распространяется ли легализация на иностранных граждан?

Легализация имущества на иностранных граждан не распространяется, так как согласно подпункту 4 статьи 1 Закона о легализации имущества субъектами легализации имущества являются только граждане РК, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в РК.

— Какое наказание предусмотрено Законом о легализации имущества за сокрытие информации о денежных счетах и имуществе, находящемся за рубежом?

В своем Послании народу Казахстана Глава государства сказал: «Легализация — последний шанс, потом никаких поблажек не будет. Легализация — это последний акт перед всеобщей декларацией». После завершения данной акции (заканчивается 31 декабря 2016 г.) вся информация по зарубежным счетам и по недвижимому имуществу по всему миру будет перепроверяться.

При этом он отметил, что Казахстан с 2 мая 2011 года является членом Страсбургской конвенции. В настоящее время ее подписали 90 стран и 29 офшорных зон.

В рамках данной конвенции страны договорились обмениваться любой информацией, касающейся уплаты налогов.

По данному вопросу внесены существенные изменения в некоторые нормативные правовые акты, одной из мер ужесточения является внесение изменений и дополнений в статью 275 КоАП РК за сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами РК, подлежащих отражению в декларации по индивидуальному подоходном налогу, неотражение в декларации по ИПН влечет штраф в размере 250 МРП (530 250 тенге). Поэтому торопитесь легализовать имущество! Законодательством предусмотрены все гарантии для лиц, легализующих имущество!

— Итак, вернемся к вопросу относительно всеобщего декларирования. Система декларирования предусматривает представление двух видов деклараций, как было сказано ранее?

Да, первоначально представляется декларация об активах и обязательствах (так называемая входная декларация), в которой фиксируются сведения о наличии имущества, находящегося на праве собственности как в РК, так и за ее пределами: квартиры, машины, ценные бумаги, доли участия, вклады в банках. Наличные деньги можно будет декларировать в определенных пределах (160-кратный размер МЗП — около 4 млн. тенге).

В последующем ежегодно будет представляться декларация о доходах и имуществе. При этом если в течение года имущество не приобреталось и не продавалось, то представляется краткая декларация на одном листе с подтверждением получения зарплаты, пенсии, стипендии или других доходов, облагаемых у источника выплаты.

— Вы сказали, что наличные деньги можно будет декларировать в определенных пределах (160-кратный размер МЗП — около 4 млн. тенге). А если у человека сумма наличных денег превышает этот предел, как быть?

Сумму свыше 4 млн. тенге нужно будет положить в банк. При этом ту сумму, которая размещена в банке, декларировать не обязательно, поскольку данные сведения будут получены от банков второго уровня.

— Какая работа ведется Департаментом государственных доходов относительно всеобщего декларирования?

В настоящее время Департаментом государственных доходов Республики Казахстан ведется разъяснительная работа, Комитетом госдоходов проводятся подготовительные мероприятия, с тем чтобы обеспечить на первом этапе с 2017 года прием деклараций от работников государственных учреждений, а также работников национальных компаний и государственных предприятий.

Начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько в рамках пресс-конференции поделился информацией с представителями СМИ о том, как проходит нынешняя компания, сделав акцент какие доходы, полученные в 2019 году, граждане обязаны задекларировать, как заполнить и подать декларацию, где получить необходимую информацию, а также привел некоторую статистику декларирования гражданами доходов за прошлые периоды.

В 2020 году декларируются доходы, полученные в 2019 году.

Срок подачи налоговой декларации не позднее 31 марта 2020 года.

Срок уплаты подоходного налога не позднее 1 июня 2020 года.

Какие доходы граждане обязаны задекларировать

Если вы получали доходы в течение 2019 года с которых не уплачивали налоги, следует удостовериться в наличии обязанности задекларировать доход и уплатить налог.

Доходы от отчуждения жилых и нежилых помещений (в т.ч. мена, доля в праве собственности) – декларацию должны подать граждане, которые в течение последних 5 календарных лет реализовали более одной квартиры, более одного жилого дома, более одной дачи, более одного садового домика, гаража, машиноместа, земельного участка, объекта незавершенного строительства который находится на земельном участке предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства (это новая категория, подлежащая декларированию).

Если отчуждается по одному объекту каждой категории, то не возникает обязанность подавать декларацию.

Пример.

Если гражданин продал в 2019 году квартиру, жилой дом, дачу, то декларацию подавать не надо, т.е. считается отдельно каждый вид имущества: одна квартира, один жилой дом одна дача.

Доходы от отчуждения транспортных средств – декларацию должны подать граждане, которые в течение 2019 года реализовали более одного легкового автомобиля или иного механического транспортного средства, например, мотоцикл.

Данная норма не действует, если (т.е. не зависит от количества проданных) продали автобус или грузовой автомобиль – обязаны предоставить декларацию.

Домашние работники, которые заключают с гражданами договоры на оказание каких-либо услуг, обязаны подать декларацию.

Доходы, полученные за границей при признании гражданина налоговым резидентом РБ. Налоговыми резидентами признаются граждане РБ, находящиеся на территории РБ более 183 дней, соответственно, при получении доходов за границей на них возлагается обязанность по предоставлению декларации и уплате налога.

При получении дохода от иностранной организации за выполненные работы, оказанные услуги размер вознаграждения не влияет на обязанность подачи декларации, т.е. получив даже 1 руб. необходимо задекларировать полученный доход.

Если в иностранном государстве с полученных доходов уплачены налоги, то возможно произвести зачет, предоставив документы, подтверждающие размер налога, уплаченного за границей.

Если до подачи декларации не получено подтверждение об уплате налога в иностранном государстве, то возможно предоставить документ от иностранной организации, выплатившей доход, и далее предоставляется временной промежуток в течение 1 года для заверения документа в налоговом органе иностранного государства. По истечение 1 года, если не будет предоставлен заверенный налоговыми органами иностранного государства документ, то сумма уплаченного налога не будет зачтена.

С налоговыми органами России и Казахстана налажен информационный обмен, и налоговые органы РБ получают информацию о выплаченных нашим гражданам доходах и размерах уплаченных налогов в этих странах. Следовательно, в ряде случаев гражданину нет необходимости предоставлять подтверждение налогового органа России и Казахстана. При этом возможны ситуации, когда иностранная организация, выплатившая доход, не передала в свои налоговые органы информацию и, соответственно, информация не будет получена и нашими налоговыми органами.

Если в иностранном государстве налог уплачен в большем размере, чем полагается в РБ, то зачет можно произвести только в пределах начисленного, разница не возвращается, при этом не будет налога к доплате.

Доходы, полученные из-за границы

Если получен подарок от близких родственников и от лиц, находящихся в отношениях свойства (близкие родственники второго супруга), такие доходы освобождаются от уплаты подоходного налога и соответственно отсутствует обязанность подавать декларацию вне зависимости от суммы полученного дохода и того, в каком виде он получен (денежные средства или натуральная форма).

Если доходы получены от иных лиц, то в 2019 году был установлен максимальный предел в размере 6 569 бел. руб. не подлежащий налогообложению, т.е. если доход получен (в т.ч. в виде подарка) не от близких родственников в указанном пределе, то он освобождается от подоходного налога и соответственно декларацию подавать не надо.

Если сумма превысила установленный предел, то с превышения необходимо уплатить налог и соответственно подать декларацию.

Граждане, воспользовавшиеся в 2019 году имущественным вычетом

Граждане обязаны подать декларацию если, например, в течение 2019 года пользовались имущественным вычетом на строительство жилья, но впоследствии стоимость жилья была уменьшена и часть суммы возвращена. В отношении возвращенной разницы при условии, что гражданин уже воспользовался льготой, необходимо подать декларацию и доплатить налог с возвращенной суммы, т.е. если льготой воспользовался, а часть денег вернули, то необходимо доплатить налог.

Полученное наследство полностью освобождается от подоходного налога и, соответственно не декларируется.

При получении выигрыша от лотерей необходимо получить дополнительную информацию о виде лотереи, некоторые освобождаются от подоходного налога и, соответственно не декларируются, некоторые подлежат налогообложению и, соответственно возникает обязанность подать декларацию.

Как и куда необходимо подать декларацию

Декларация может быть представлена:

– в электронном виде через «Личный кабинет»;

– на бумажном носителе в налоговые органы лично;

– на бумажном носителе направлена по почте.

Порядок и преимущества при подаче декларации в электронном виде через «Личный кабинет»

Подача деклараций в электронном виде возможна с 2018 года.

Чтобы предоставить декларацию в электронном виде необходимо единожды обратиться в любой налоговый орган с документом, удостоверяющим личность, для получения логина и пароля, с помощью которых можно будет зайти в «Личный кабинет».

Логин и пароль налоговым органом выдаются в день обращения.

Данная процедура бесплатная.

В дальнейшем взаимодействовать с налоговым органом по любым вопросам, возникающим у гражданина в рамках исполнения налоговых обязательств, возможно дистанционно в электронном виде через «Личный кабинет» в любое удобное время.

С 2019 года в «Личном кабинете» возможно воспользоваться услугой по заполнению предварительной налоговой декларации, которая будет сформирована на основании сведений, имеющихся в информационных базах налоговых органов. Это информация о возмездном отчуждении транспорта, объектов недвижимости, полученных доходов из-за границы.

В «Личном кабинете», открыв раздел «Декларации», вам будет предложено сформировать декларацию на основе имеющихся сведений в налоговых органах.

Далее необходимо сверить сформированную предварительную декларацию и, если необходимо, то внести изменения и дополнения, если вся информация заполнена верно, то декларацию необходимо подписать электронной подписью и отправить.

Подать декларацию через «Личный кабинет» гражданин может в любое удобное для него время без посещения налоговой инспекции.

В «Личном кабинете» также можно будет распечатать извещение, которое налоговый орган впоследствии пришлет и через «Личный кабинет» с помощью Интернет-банкинга произвести уплату исчисленного подоходного налога.

Если в 2019 году возможностью подать декларацию в электронном виде воспользовалось 23 % граждан, из общего числа подавших декларации, то в 2020 год по промежуточным данным на начало марта такой возможностью воспользовались 63 % граждан из общего числа уже подавших декларации.

Подача декларации на бумажном носителе

Декларация может быть представлена в любой налоговый орган не зависимо от места жительства или направлена по почте.

В целях создания благоприятных условий для граждан по декларированию доходов налоговыми органами ежегодно проводится прием деклараций по смещенным режимам работы.

Прием деклараций осуществляется в рабочие дни с 8.00 до 19.00.

Традиционно декларации принимаются две последние субботы марта, в этом году это 21 и 28 марта, в течение 4 часов (обычно с 9.00 до 13. 00).

Режим работы конкретной инспекции 21 и 28 марта необходимо уточнить на официальном сайте инспекции, в приемной или на информационных стендах, размещенных в инспекциях.

Также информация размещается в местных СМИ.

Информация для граждан по вопросам декларирования

Вся необходимая информация по вопросам декларирования размещена на главной странице официального сайта МНС: в частности, можно узнать, кто обязан представить декларацию, в какие сроки, ознакомиться с формой декларации, примером заполнения.

Информация также размещена на стендах местных налоговых органов, в частности примеры заполнения деклараций, перечень документов, которые необходимо предоставить в т.ч. и для получения вычетов, при необходимости вас проконсультируют и окажут помощь в заполнении деклараций.

Промежуточные данные по количеству представленных деклараций в 2020 году

На начало марта было представлено 11 783 налоговых деклараций (учитывая тенденции последних лет – это около 1/3 от общего числа ожидаемых деклараций).

Традиционно лидирует Минск – 4 178 деклараций или 35% от общего количества поданных;

Брестская область – 1 200;

Витебская область – 1 048;

Гомельская область –1 665;

Гродненская – 929;

Минская – 1 775;

Могилевская –988.

Из общего количества 7 481 или 63 % поданы в электронном виде через «Личный кабинет».

Меры ответственности

Предусмотрена административная ответственность за нарушение физическим лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации при наличии подлежащей уплате суммы налога и просрочке более 3 рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы налога и просрочке более 12 месяцев в виде штрафа в размере 2 базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин (ч. 3 ст. 13.4 КоАП), т.е. размер штрафа зависит от наличия налога к доплате и срока просрочки, чем дольше просрочка, тем больше сумма штрафа.

Если гражданин нарушит срок предоставления декларации, но представит ее добровольно (в т.ч. на основании уведомления налогового органа), то предусмотрено уменьшение штрафа в два раза (ст. 7.9 КоАП).

Немного статистики прошлых лет

В 2019 году граждане декларировали доходы, полученные в 2018 году, в налоговые органы поступило 34 589 налоговых деклараций.

Из общего числа поданных деклараций 8 080 или 23% были представлены в электронном виде.

Количество поданных деклараций по регионам:

Минск – ежегодно приходится большая часть – 12 677 или 36,6%;

Минская и Гомельская области – около 4 500 каждая;

Могилевская, Брестская и Гродненская области – около 3 000 каждая.

По результатам перерасчета подоходного налога на основании поданных деклараций в 2019 году налог был предъявлен 22 338 гражданам или 64,5% от общего количества представивших декларации, т.е. не всем гражданам был предъявлен налог к доплате.

Сумма подоходного налога составила 64 млн. руб.

В 2019 наибольшая задекларированная сумма дохода одним физическим лицом составила 25,5 млн. руб. (доходы получены от операций с ценными бумагами), сумма подоходного налога составила 3,2 млн. руб.

Как указано выше только 64,5 % предъявлен налог к доплате, т.е. отдельные граждане подали декларации, чтобы получить вычеты и соответственно налог к возврату.

В 2019 году 1 188 гражданам или 3,4% от общего количества деклараций был налог в размере 1,7 млн. руб. по результатам перерасчета был возвращен.

При подаче деклараций граждане имеют право на получение вычетов – это вычеты, связанные с обучением, расходами, направленными на строительство или приобретение жилья, отчуждение имущества.

Из общего количества представленных деклараций 14 100 граждан воспользовались различными вычетами, соответственно уменьшили размер налога, подлежащего к доплате.

Имущественный налоговый вычет при возмездном отчуждении имущества

Наиболее распространенным вычетом при подаче декларации является вычет при отчуждении имущества:

гражданин, который продает какое-либо имущество, имеет право учесть расходы, ранее направленные на приобретение данного имущества – это и есть вычет при отчуждении имущества.

Вычет существует в двух видах:

1. связанный с непосредственными расходами на приобретение реализуемого имущества (например, при продаже квартиры у гражданина есть документы, подтверждающие сумму понесенных расходов при приобретении данной квартиры; аналогично и с транспортными средствами);

2. в процентном отношении с 2019 года установлен в размере 20% (ранее с 2011 до 2019 – 10%; до 2011 – отсутствовал), т.е. если по каким-либо причинам отсутствуют документы, подтверждающие понесенные при приобретении расходы, то гражданин вправе получить процентный вычет и соответственно уменьшить сумму дохода, подлежащего налогообложению на 20%.

Декларации при сдаче в наем жилых и нежилых помещений

В 2018 году нормами законодательства было предусмотрено, что при получении гражданами доходов от сдачи помещений в наем в размере, превышающем 6 116 руб., возникала обязанность представления декларации по итогам года и сумма налога, уплаченная ежемесячно в течение года в фиксированных размерах подлежала зачету.

По итогам 2018 года по данному основанию в 2019 году 1 557 граждан подали налоговые декларации и уплатили при перерасчете 1,8 млн. руб.

В 2019 году обязанность по данному основанию представлять гражданами декларации отменена, соответственно в 2019 данная категория граждан последний раз подавала декларации при превышении предела по данным видам дохода за 2018 год.

Не все граждане своевременно представляют налоговые декларации

В 2019 году налоговыми органами проведены соответствующие проверки и установлены нарушения у 3 660 физических лиц.

По результатам проверок было исчислено 3,6 млн. руб., в среднем сумма налога на одно физическое лицо составила 1 тыс. руб., размер административной ответственности – штрафа составил 425 тыс. руб., средняя сумма административного штрафа на одно физическое лицо – 116 руб.

Автор публикации: Материал подготовила Ирина КЛЕЗОВИЧ

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028

admin