Временный знак обгон запрещен

Несмотря на то, что новые правила, касающиеся применения знака «обгон запрещен» с различными типами разметки, а также обгона тихоходных ТС и приоритета дорожных знаков над разметкой, вступили в силу почти два года назад, не все автомобилисты до конца могут их понять. Для разъяснения ситуаций на дороге с вышеуказанным знаком и со сплошной линией разметки мы обратились к инструкторам по вождению.

Неверная трактовка

К сожалению, по словам автоинструкторов, сложно дать правильную трактовку использования совместно сплошной линии разметки и дорожного знака «обгон запрещен», поэтому не всегда начинающие водители понимают, как им действовать на дорогах, где установлен такой знак, и где нарисована такая линия.

Для начала давайте рассмотрим неправильную трактовку использования нашего знака и сплошной линии совместно. Определение базируется на двух пунктах ПДД:

  • дорожные знаки
  • и дорожная разметка.

Итак, начнем со знака «обгон запрещен». В ПДД сказано, что это запрещающий знак, а означает он следующее: запрещено осуществлять обгон всех ТС, кроме гужевых повозок, тихоходного транспорта, двухколесных мотоциклов (причем без коляски) и мопедов.

Что касается разметки, то нужно смотреть правила про ее горизонтальный вариант. Если значения знаков на дороге (включая временные, которые располагаются, как правило, на переносном опорном устройстве) и значения горизонтальной разметки явно противоречат (причем сильно) друг другу или в случае, когда разметка не совсем различима, то автомобилисты должны руководствоваться только знаками, установленными на дороге. Если линии временной разметки и постоянной разметки не совпадают по значению, то следует руководствоваться временной разметкой.

Таким образом, часто получается следующая неправильная трактовка: когда на дороге используется знак «обгон запрещен» и сплошная разметка совместно, то выполнять обгон тихоходных ТС разрешается (неважно, что есть сплошная линия), то есть пересекать эту линию можно.

Однако это неверное толкование, и за подобный маневр автолюбителя могут лишить водительских прав.

Использование знака и разметки одновременно

Думаем, понятно, что если одновременно вы видите «обгон запрещен» и сплошную линию разметки, то обгон в любом случае запрещен. Ну а если линия разметки — прерывистая?

Как известно, прерывистую линию разметки пересекать можно. Поэтому можно осуществлять обгон, но лишь тихоходного транспорта, гужевых повозок, двухколесных мотоциклов и мопедов.

Конец зоны запрещения обгона

Что делать, если после сплошной линии начинается прерывистая, а вот знак об окончании зоны запрета обгона не появляется.

Напомним, что знак об окончании зоны запрета обгона говорит о том, что опережать транспорт разрешается. Так гласят правила.

Но конец зоны, где обгон был запрещен, еще не означает, что обгонять водителю уже можно. Если имеется сплошная линия разметки, но нет вышеуказанного знака, то обгонять транспортные средства нельзя. И за несоблюдение этого правила водители караются лишением прав, причем автомобилисты часто даже сами не осознают того факта, что нарушили ПДД.

Именно поэтому следует быть предельно внимательным не только к знакам, но и к линии разметки. Только так вы избежите лишения ВУ и высоких штрафов.

Видеоматериал об обгоне через сплошную линию разметки:

Счастливого пути и удачи на дороге!

В статье использовано изображение с сайта pavlovsk36.ru

Чем отличаются временные знаки и разметка?

Для начала кратко вспомним, как отличить временные дорожные знаки и разметку. Временные знаки имеют желтый фон вместо белого и устанавливаются в местах проведения дорожных работ. В ПДД даже указано, какие знаки могут быть временными (1.8, 1.15, 1.16, 1.18 — 1.21, 1.32, 1.33, 2.6, 3.11 — 3.16, 3.18.1 — 3.25,): в основном это предупреждающие и запрещающие знаки, сообщающие об изменении конфигурации дороги или схемы движения, а также запрещающие определенные маневры и ограничивающие скорость.

Временные знаки и разметка против постоянных: что в приоритете?

Временные дорожные знаки имеют приоритет над постоянными. Это простое правило закреплено в ПДД: «в случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками».

Дорожные знаки имеют приоритет над любой разметкой. Это правило тоже несложно запомнить: в ПДД сказано, что «в случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками». То есть, постоянный белый знак главнее оранжевой разметки.

Временная разметка имеет приоритет над постоянной.

За что можно получить штраф?

Чтобы понять, за что можно получить штраф в зоне действия временных знаков и разметки, можно запомнить еще одно простое правило: КоАП не отличает временные знаки от постоянных, и нарушение первых приравнивается к нарушению вторых. То есть проезд на красный свет временного светофора, установленного для организации движения, будет наказан штрафом в 1 000 рублей, а обгон через сплошную в зоне желтого знака «обгон запрещен» будет караться по части 4 статьи 12.15 штрафом в 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

То же самое касается знаков ограничения скорости: регламент ГИБДД, принятый в конце 2017 года, официально разрешил устанавливать в зоне действия временных знаков камеры контроля скорости.

Можно ли оспорить нарушение?

Очевидно, что действие временных знаков не всегда соответствует логике: к примеру, нередки случаи, когда ремонт дороги выглядит законченным, и на участке нет ни техники, ни рабочих, а временные знаки ограничения скорости остаются, заставляя водителей двигаться по ровной загородной дороге со скоростью 40-50 км/ч. В таких ситуациях есть шанс оспорить полученный штраф – на это отводится 10 дней с момента его получения. Главное в такой ситуации – предоставить доказательства некорректной установки знака, не соответствующей ситуации и требуемой организации движения. К примеру, это может быть запись с видеорегистратора, на которой будет видно, что знак остался в зоне, где дорожные работы уже завершены.

Статистика ДТП гласит, что нарушение правил обгона является не главной и не приоритетной причиной аварийности на российских дорогах. Безусловно, это так, если учитывать различные мелкие и несущественные «черкаши» автомобилей при перестроении из полосы в полосу. Но это – негативное проявление статистики. А вот при анализе смертности на российских дорогах нарушение правил безопасного обгона поднимается круто вверх в неофициальной «Табели о рангах». Именно в качестве причины этой самой смертности.

При столкновении «лоб в лоб» (а это и происходит чаще всего при авариях на обгоне) скорости автомобилей (точнее, их кинетические энергии) складываются в математическую сумму. Отсюда и жуткие последствия, и смертность, и невозможность восстановления транспорта после ДТП.

Нарушение правил обгона – это потенциальная возможность возникновения самых опасных последствий и для людей (водителей, пассажиров), и для транспортных средств. Поэтому здесь необходимо еще большее ужесточение наказания. И не надо прятаться за лояльность и демократию, ибо знак «Обгон запрещен» и штраф за нарушение – это еще одна немаловажная современная водительская проблема.

Штраф за нарушение требований знака «Обгон запрещен»

Дорожный знак «Обгон запрещен»

Совершение обгона (точнее, выезда на «встречку» для опережения другого ТС, когда такой маневр запрещен) в 2018 году наказывается административными санкциями, согласно статье 12.15 ч.4. КоАП РФ. Если нарушение зафиксировано специализированными техническими средствами (фото-, видеофиксация), то правонарушителю будет выписан штраф в 5000 руб. В случае непосредственной остановки работниками ДПС забрезжит перспектива лишения водительских прав на 4-6-месячный срок. При повторном совершении идентичного правонарушения срок лишения увеличивается до 1 года.

Статья 12.15 ч.4 КоАП РФ:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Зона действия знака

Согласно ПДД знак «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.

Зона действия дорожного знака «Обгон запрещен» согласно ПДД :

1. От места установки до ближайшего перекрестка, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта. Конец населенного пункта должен быть обозначен соответствующим знаком. То есть вне населенного пункта зона действия знака до ближайшего перекрестка, который обозначен знаком, либо начало или конец населенного пункта.

2. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки 2.3.2-2.3.7

3. Зона действия может ограничиваться таб. 8.2.1 «Зона действия». Если под знаком «Обгон запрещен» крепится табличка 8.2.1, то знак действует указанное на табличке количество метров.

Дорожный знак 8.2.1

4. До знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Знак 3.2.1 указывает, что закончилось действие знака «Обгон запрещен» и можно обгонять, при условии, что нет сплошной разметки.

Знак 3.2.1

5. До знака 3.31 «Конец зоны всех ограничений». Знак 3.31 указывает на отмену всех ранее введенных ограничений, то есть на ограничения по скорости, остановки/стоянки, а также ограничений на обгон.

Дорожный знак 3.31

А можно ли обгонять, если знак «Обгон запрещен» сочетается с прерывистой разметкой? По ГОСТу сплошная разметка наносится сразу после знака, а после окончания действия знака должна начинаться прерывистая линия. Но если в зоне действия знака находится прерывистая линия, то обгон запрещен, так как по ПДД знаки имеют приоритет над разметкой.

Временный знак «Обгон запрещен»

Точно так же временный знак «Обгон запрещен»(знак на желтом фоне) имеет преимущество над постоянным знаком. То есть, ели будет висеть постоянный знак 3.2.1 «Конец зоны запрещения обгона», а через 5 метров появится желтый временный знак «Обгон запрещен», то приоритет будет иметь временный знак.

Важно знать, что такое обгон?

Итак, квалификация обгона гласит, что таковым считается опережение ТС, которое сопряжено с выездом на «встречку» (встречную полосу или сторону проезжей части, которая предназначена для «встречки»). Иными словами, если водитель не посягает на выезд на «встречку» для опережения, то он и не совершает маневра обгона. А значит – не нарушает требований знака «Обгон запрещен».

За что могут лишить прав при обгоне в зоне действия знака?

Все это, конечно, так, но инспекторы ГИБДД очень часто пытаются навязать водителю мнение о том, что тот нарушил ПДД, совершив обгон там, где это недопустимо. Чаще всего – в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Гаишная фальсификация № 1. «Обгон» без выезда на «встречку»

Довольно-таки часто водитель опережает впереди двигающегося оппонента, не совершая выезд из своего направления движения. То есть – без выезда на «встречку». Он перестраивается из полосы в соседнюю и опережает другой автомобиль.

Кстати, скажем, что до 2010 года подобный маневр назывался обгоном. Но теперь это перестало быть таковым. И гаишники это знают (если не знают, — гнать их взашей!). Знают, но пытаются «надуть» несведущего водителя, а попросту – сфальсифицировать нарушение и получить за это мзду! Хотя никакого нарушения, никакого (следовательно!) и наказания здесь быть не может.

Обгон без выезда на встречную полосу

Гаишная фальсификация № 2. «Обгон» справа

Давайте посмеемся над теми водилами-«чайниками», кто попался на эту уловку недобросовестных ГИБДД-ешников. Обгона справа давно не существует. Аж с 2010 года! Ибо обгон (как мы уже неоднократно отмечали!)– это маневр с выездом на «встречку». Это как же надо умудриться при правостороннем движении, чтобы, двигаясь справа от автомобиля, умудриться выехать на «встречку»?!!

Гаишная фальсификация № 3. «Обгон» по «своей» обочине

Сразу признаемся – нарушение при движении по обочине присутствует. И санкция присутствует. Ибо нельзя этого делать. «Обочечник» должен заплатить штраф в 1,5 тысячи рублей (если его, конечно, поймают, — живем-то в России!).

Но штрафовать на 5 «рублей» или лишать на 4-6-месячный срок (или повторно – на 1 год) – это ментовской (точнее, гаишный) беспредел! Применим избитую формулу: нет правонарушения – нет наказания!

Обгон ТС по обочине может обойтись владельцу авто в 1.5 тысячи рублей

Гаишная фальсификация № 4. «Обгон» препятствия

Типичная ситуация: стоит знак «Обгон запрещен», на проезжей части, как правило, нанесена сплошная линия разметки. Впереди – неисправное ТС или какое-то препятствие (хлам, валяющийся на дороге).

Водитель «под сплошную» объезжает препятствие и нарывается на фальсификатора-гаишника, который незамедлительно начинает «разводить» бедолагу «на бабки» (если это не конец месяца). Или «на протокол» (если все же сейчас конец месяца, и ДПС-никам надо «делать план»).

А водитель не нарушал правил обгона. Да, он должен быть наказан за нарушение правил объезда (1,5 штраф – максимум!), но не на 5000 рублей или лишением на пресловутые 4-6 месяцев.

Самая главная гаишная фальсификация — № 5!

Самая распространенная фальсификация, которую проповедуют в своей работе доблестные российские гаишники – это наказание за завершение обгона в зоне действия знака «Обгон запрещен». Очень тонкая материя: именно за завершение ранее начатого обгона. Давайте разберемся!

Вводная такая: Вы начали обгон в разрешенной зоне. Нет знака «Обгон запрещен», линия горизонтальной разметки – «одинарная прерывистая» (вариант 1.5). Выезжаете спокойно на «встречку» для обгона. Ничего не предвещает беды, но тут…можно нарваться на кучу обстоятельств.

Первое обстоятельство. В Вашем же направлении параллельно идет длинная вереница фур и, обгоняя их, Вы возвращаетесь на свою полосу уже в зоне начала действия знака «Обгон запрещен», да еще и пересекая «сплошную» (к примеру, 1.1).

Второе обстоятельство. «Прерывистая» как-то уж слишком быстрехонько закончилась, мелькнула «прерывистая длинная» (1.6), и пошла «сплошная». Не успели вернуться вовремя в свою полосу!

Третье обстоятельство. За рулем обгоняемого Вами автомобиля сидит водитель, которому не понравился ваш маневр. Он прибавляет скорость (кстати, нарушая ПДД) и не дает Вам завершить маневр вовремя – в разрешенной зоне.

Видео: Начало обгона прерывистая, конец маневра сплошная

Итак, причин много, итог один: Вы двигались по «встречке» уже в зоне действия знака «Обгон запрещен». Гаишники начинают Вас «разводить» на 5-тысячный штраф или «лишенку».

Спросите, почему «разводить»? Ведь нарушение же было? Попробую с Вами не согласиться. Нарушения правил обгона не было. То есть нарушение было, но не правил обгона, а правил расположения ТС на проезжей части, которое наказывается – максимум! – 1,5-тысячным штрафом. А можно повоевать и за 500 рублей. А, может быть, попытаться поспорить и вообще за отсутствие наказания!

Не верится?!! Вот моя аргументация!

Давайте проанализируем ч.4 ст.12.15, которая наказывает за ВЫЕЗД на «встречку». Мы же, согласно букве закона, не выезжали для обгона, а уже двигались, завершая обгон. Иными словами, нас нельзя казнить 5-тысячным штрафом и «лишенкой» до полугода по одному обстоятельству: мы не совершали выезда на «встречку» на запрещенном участке. Следовательно, мы не можем быть подвергнуты административным санкциям за нарушение правил обгона. Остается только одно – наказание за неправильное расположение нашего ТС на проезжей части (максимум!).

В случае, если доблестный дядя-гаишник все равно гнет свою линию — не подписывайте протокол или напишите о своем несогласии с ним. И вперед! В административную группу или суд! Нормальный гаишник не будет особо настаивать на прекращении препирательств.

Вместо заключения

Подытожим сказанное. Санкции за нарушение требований знака «Обгон запрещен» — очень серьезные: штраф в 5000 рублей или лишение прав от 4 месяцев до полугода. При повторном нарушении «лишенка» возрастает до 1 года.

Вот только надо уметь защищать свои права и не допускать произвола гаишников, стремящихся развести неопытных или несведущих водителей.

admin