Временные сооружения

Оксана Куличенко, консультант

Общие положения

К временным зданиям и сооружениям относятся производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для выполнения строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства, которые специально строятся или адаптируются на период строительства.

Согласно п.п. 3.1.14.2 ДБН Д.1.1-1-2000 временные здания и сооружения распределяются на две группы:

1) титульные временные здания и сооружения (перечень титульных временных зданий и сооружений приведен в приложении М к ДБН Д. 1.1-1-2000);

2) нетитульные временные здания и сооружения (перечень нетитульных временных зданий приведен в п.п. 3.1.14.6 ДБН Д. 1.1-1-2000).

Чем принципиально отличаются титульные временные сооружения от нетитульных временных?». Термины «титульные временные сооружения» и «нетитульные временные сооружения» законодательно не определены. Но если проанализировать специализированные строительные нормы, а именно ДБН Д.1.1-1-2000, можно прийти к выводу, что титульные временные сооружения требуют более длительного времени монтажа либо сооружения, привлечения квалифицированных специалистов, использования более дорогих материалов и, возможно, более длительного срока использования*.

* По давним традициям, распределение по признаку «титульности» базировалось на том, включены ли формально те или иные объекты собственно в титул строения, т. е. по признаку того, будет ли соответствующее возведение финансироваться непосредственно заказчиком. (Сегодняшние титулы утверждаются только по объектам, которые возводятся за счет госфинансирования. Это осуществляется согласно Порядку утверждения титулов строений (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий государственной собственности, утвержденному постановлением КМУ от 08.09.97 г. № 995).

Для наглядности сравним деревянную стремянку, относящуюся к нетитульным временным сооружениям, и временную электростанцию, относящуюся к титульным временным сооружениям. Учет титульных временных сооружений мы подробно рассмотрели в предыдущей статье. А теперь перейдем непосредственно к нетитульным временным сооружениям.

Для того чтобы четко разобраться в нюансах первичного, бухгалтерского и налогового учета нетитульных сооружений, необходимо прежде всего определиться с понятием «нетитульные сооружения». Как уже отмечалось выше, термин «временные нетитульные сооружения» законодательно не определен, однако в специализированных строительных стандартах ДБН Д.1.1-1-2000 приводится достаточно емкий перечень нетитульных временных сооружений (см. блок «что относится к нетитульным временным сооружениям»). Но такой перечень нетитульных временных сооружений трудно назвать исчерпывающим. То же самое касается срока эксплуатации таких сооружений и нормы списания — в законодательстве они также не определены. Поэтому на практике в зависимости от объемов строительства, его сложности и сроков, а главное — объекта строительства предприятие самостоятельно определяет для себя приемлемый срок эксплуатации и перечень нетитульных сооружений.

Что относится к нетитульным временным сооружениям

ДБН Д.1.1-1-2000

3.1.14.6. К нетитульным временным зданиям, сооружениям, приспособлениям и оборудованию относятся следующие:

— приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров;

— складские помещения и навесы при объекте строительства;

— душевые, кубовые, неканализированные гардеробные и помещения для обогрева рабочих;

— настилы;

— стремянки;

— лестницы;

— переходные мостики;

— ходовые доски;

— ограждения при распланировке здания;

— устройства по технике безопасности;

— инвентарные унифицированные средства подмащивания типа люлек, вышек, инвентарных площадок, помостов и т. п.;

— заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных);

— предохранительные козырьки, защитки при выполнении буроподрывных работ;

— временные разводки от магистральных и разводных сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в границах до 25 м от периметра зданий или от линейных сооружений);

— а также расходы, связанные с адаптацией строящихся и существующих на строительных площадках зданий и сооружений, вместо строительства упомянутых выше нетитульных временных зданий и сооружений.

Бухгалтерский учет

Следует отметить, что бухгалтерский учет нетитульных сооружений более заинтересует подрядные организации ввиду того, что застройщик (заказчик) строительства получает готовый объект определенной стоимости и не может требовать получения в собственность временных нетитульных сооружений, использовавшихся в процессе строительства. Кроме того, такие сооружения поэтому и называются временными, что могут быть использованы (изношены) в процессе строительства.

Обратившись к Государственному классификатору Украины «Классификация основных фондов» (ДК 013-97), утвержденному приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.08.97 г. № 507, мы не найдем упоминания о нетитульных временных сооружениях, но следует иметь в виду, что указанный выше документ не имеет никакого отношения к порядку бухгалтерского учета. Поэтому следует обратиться к другому документу — Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств, согласно которым временные (нетитульные) сооружения относятся к группе основных средств «Прочие необоротные материальные активы».

А теперь подробнее о порядке учета. В соответствии с Инструкцией № 291 временные (нетитульные) сооружения при приобретении зачисляются в состав прочих необоротных материальных активов, если срок их полезного использования (эксплуатации) — более одного года (или операционного цикла, если он больше года), и учитываются на субсчете 113 «Временные (нетитульные) сооружения». При приобретении (создании), оприходовании и вводе в эксплуатацию временных (нетитульных) сооружений следует соблюдать требования Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, а именно оформлять хозяйственные операции по приобретению (созданию) и вводу в эксплуатацию первичными документами, раскрывающими следующую информацию:

— название первичного документа, характеризующего оформленную хозяйственную операцию;

— дату составления;

— название предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание, количественные и стоимостные показатели объема хозяйственной операции;

— название объекта основных средств, его инвентарный номер, дату начала и место эксплуатации, срок полезного использования;

— техническую характеристику (площадь, объем, емкость, мощность и т. п.) и стоимость объекта основных средств, его переоценку, ремонт, улучшение и амортизацию;

— должности лиц, осуществлявших хозяйственную операцию и оформление первичных документов с их подписями;

— перечень технической документации, передаваемой (принимаемой) вместе с объектом основных средств, вид и количество драгоценных металлов, содержащихся в объекте основных средств;

— происхождение средств (собственные, целевые), использованных для приобретения, строительства и улучшения основных средств, и информацию о безвозмездно полученных основных средствах;

— личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лиц, участвовавших в осуществлении хозяйственной операции.

Такими первичными документами для временных (нетитульных) сооружений будут*:

* Формы указанных документов утверждены приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

1) ф. № ОЗ-1 «Акт приема-передачи внутреннего перемещения основных средств»;

2) ф. № ОЗ-2 «Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов»;

3) ф. № ОЗ-3 «Акт списания основных средств»;

4) ф. № ОЗ-6 «Инвентарная карточка учета основных средств»;

5) ф. № ОЗ-7 «Опись инвентарных карточек по учету основных средств»;

6) ф. № ОЗ-8 «Карточка учета движения основных средств»;

7) ф. № ОЗ-9 «Инвентарный список основных средств»;

8) ф. № ОЗ-15 «Расчет амортизации основных средств (для строительных организаций)».

Не последним по важности является вопрос об учете расходов, связанных с эксплуатацией временных (нетитульных) сооружений. Так, в п.п. 3.1.14.6 ДБН Д.1.1-1-2000 указано, что «…раходы по сооружению, составлению, разбору, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений учитываются в общепроизводственных расходах…».

Расходы на создание временных (нетитульных) сооружений подрядчиком в процессе выполнения работ по строительному контракту, в частности приобъектных контор и кладовых прорабов, складских помещений, навесов и т. п., отражаются соответственно с учетом П(С)БУ 18 «Строительные контракты».

Согласно п. 7 раздела III Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ «расходы, связанные с сооружением, ремонтом, разбором временных нетитульных сооружений, предназначенных для конкретного объекта строительства (приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров; санитарно-бытовые помещения; складские помещения, навесы и т. п.); временные разводки от магистральной и разводной сети электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны конкретного объекта строительства; расходы, связанные с адаптацией зданий, сооружаемых или существующих на строительных площадках, вместо строительства нетитульных временных зданий и сооружений на конкретном объекте строительства» относятся к прочим прямым расходам. При этом в п. 16 раздела VII этого же документа указано, что «расходы на сооружение и разбор временных (титульных и нетитульных) зданий и сооружений включаются в себестоимость строительно-монтажных работ при условии включения таких расходов в смету на строительство объекта.

Расходы на сооружение и разбор временных (титульных и нетитульных) зданий и сооружений учитываются в порядке, установленном для учета выполненных строительно-монтажных работ, и включаются в себестоимость строительно-монтажных работ по соответствующим статьям калькуляции и элементам расходов.

Указанные расходы учитываются на отдельном субсчете счета 23 «Производство» и уже с него списываются в дебет счета 90 «Себестоимость реализации» для организаций, применяющих 9-й класс счетов, и в дебет счета 80 «Материальные расходы» (субсчет 809 «Прочие материальные расходы») для организаций, применяющих 8-й класс счетов. Расходы на приобретение либо изготовление необоротных временных (нетитульных) сооружений учитываются на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов» счета 15 «Капитальные инвестиции». В случае передачи их в эксплуатацию расходы на приобретение списываются по дебету субсчета 113 «Временные (нетитульные) сооружения».

По мнению автора, Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ не являются регуляторным актом, поэтому имеют лишь рекомендательный характер. Того же мнения придерживается и Госстрой (см. письмо Госстроя от 16.09.2005 г. № 8/8-768). Но почему не воспользоваться тезисами упомянутых выше Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, а именно: относить расходы, связанные с износом, списанием, разбором временных нетитульных сооружений, на счет 23 «Производство» с последующим отнесением на счет 91 «Общепроизводственные расходы» в разрезе отдельных объектов строительства?

Кроме того, не следует забывать и о тех временных (нетитульных) сооружениях, которые используются менее года либо операционного цикла, если он короче года. По мнению автора, такие временные (нетитульные) сооружения учитываются на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» как оборотные активы предприятия. К тому же Минфин в своем письме от 15.02.2007 г. № 31-34000-10-16/2959 отмечает: «…Временные (нетитульные) сооружения зачисляются в состав прочих необоротных материальных активов, если срок их полезного использования (эксплуатации) более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года). В соответствии с Инструкцией № 291 учет эксплуатационных временных (нетитульных) сооружений ведется на субсчете 113 «Временные (нетитульные) сооружения».

Покажем в сводной таблице типовые проводки по учету и эксплуатации временных (нетитульных) сооружений:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Дт

Кт

Документ-основание для проведения

1

Получение от поставщика ТМЦ, определяемых как нетитульные (временные) сооружения со сроком эксплуатации более года либо операционного цикла, если он длиннее года

1531

631

Приходный ордер (ф. № М-4)

2

Получение от поставщика ТМЦ, определяемых как нетитульные (временные) сооружения, со сроком эксплуатации менее года или операционного цикла, если он короче года

22

631

Приходный ордер (ф. № М-4)

3

Уплата поставщику задолженности

631

311

Банковская выписка

4

Отражение налогового кредита при приобретении нетитульных (временных) сооружений

641

631

Налоговая накладная

5

Ввод в эксплуатацию нетитульных (временных) сооружений

113

1531

Акт приема-передачи внутреннего перемещения основных средств (ф. № ОЗ-1)

6

Начисление износа

23

132

Расчет амортизации основных средств (для строительных организаций) (ф. № ОЗ-15)

7

Перемещение нетитульных (временных) сооружений

23

631

Акт выполненных работ (предоставленных услуг) от подрядчика (ф. № КБ- 2в или ф. № КБ-3) Карточка учета движения основных средств (ф. № ОЗ-8)

8

Списание использованных нетитульных (временных) сооружений

23 132

113, 22 113

Акт списания основных средств (ф. № ОЗ-3)

9

Модернизация нетитульных (временных) сооружений

1531 113

631 1531

Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОЗ-2)

 

Налоговый учет

НДС

Очень коротко остановимся на порядке налогообложения оборота в хозяйственной деятельности нетитульных (временных) НДС. Итак, в соответствии с п.п. 7.4.1 Закона об НДС при приобретении нетитульных (временных) сооружений налоговый кредит исчисляется в общем порядке, а при фактическом использовании (износе, списании) нетитульных (временных) сооружений налоговое обязательство по НДС не возникает, ведь фактическое использование не подпадает под определение поставки (п. 1.4 Закона об НДС).

Валовые расходы и амортизация

Подпунктом 8.2.1 Закона о налоге на прибыль предусмотрено, что под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценности, которые предназначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 гривень и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

Таким образом, в случае если временные (нетитульные) сооружения стоимостью более 1000 грн. используются более года, то они могут быть отнесены к основным фондам с последующим начислением амортизации согласно требованиям п. 8.3 Закона о налоге на прибыль. В том случае, когда временные (нетитульные) сооружения стоимостью менее 1000 грн. используются менее года, их стоимость относят на валовые расходы в отчетном периоде, в котором они были приобретены. А что делать, если временные (нетитульные) сооружения стоят более 1000 грн., но используются менее года, или, наоборот, их стоимость менее 1000 грн., но используются они более года? По мнению автора, стоимость таких временных (нетитульных) сооружений следует относить к валовым расходам.

При отнесении временных (нетитульных) сооружений к основным фондам нерешенными остаются вопросы об:

1) отнесении к определенной группе основных фондов;

2) порядке списания при фактическом износе.

Что касается ответа на первый вопрос, то сначала следует напомнить, что в соответствии с п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль:

к группе 1 относятся здания, сооружения, их структурные компоненты и передаточные устройства, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общего пользования), стоимость капитального улучшения земли;

к группе 2 относятся автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему; мебель; бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, прочее конторское (офисное) оборудование, устройства и принадлежности к ним;

к группе 3 — любые другие основные фонды, не включенные в группы 1, 2 и 4;

к группе 4 — электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации, другие информационные системы, компьютерные программы, телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов).

Поэтому, по мнению автора, учитывая приведенное, временные (нетитульные) сооружения следует относить к группе 3 основных фондов.

Однако позиция налоговых органов по учету временных (нетитульных) сооружений несколько иная. Так, в письме ГНА Украины от 23.02.2004 г. № 1299/16/15-1116 указано: «…с целью применения подпункта 8.2.2 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» следует руководствоваться Государственным классификатором Украины ДК 013-97 «Классификация основных фондов», утвержденным приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 19 августа 1997 года № 507. По мнению автора, это не совсем соответствует действительности. К тому же в некоторых своих консультациях налоговики хоть и указывают, что временные (нетитульные) сооружения должны относиться к группе 1 основных фондов, но именно эта «временность» делает такой учет нецелесообразным.

Что касается ответа на второй вопрос, то здесь следует напомнить, что п.п. 8.4.6 Закона о налоге на прибыль предусмотрено: «…в случае вывода из эксплуатации отдельных фондов групп 2, 3 и 4 по каким-либо причинам (кроме их продажи) балансовая стоимость таких групп не изменяется…». В то же время при отсутствии материальных ценностей в группе ее балансовая стоимость относится в валовые расходы (п.п. 8.4.7 Закона о налоге на прибыль). Следовательно, при фактическом износе временных (нетитульных) сооружений их стоимость продолжает амортизироваться, и только если в группе 3 числились исключительно временные (нетитульные) сооружения, то при полном их износе или порче балансовая стоимость группы относится в валовые расходы.

Также следует иметь в виду, что временные (нетитульные) сооружения, как не относящиеся к основным фондам, принимают участие в перерасчете прироста/убыли согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль только до момента ввода в эксплуатацию, ведь после ввода в эксплуатацию такие ТМЦ перестают быть запасами.

Здравствуйте, Порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Красноярска, утверждён Постановлением администрации г. Красноярска от 9.02.2010 N 55. Размещение временных сооружений на территории города Красноярска осуществляется в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, размещение нестационарных торговых объектов – в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска (http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/constructions/Pages/default.aspx). Размещение временных сооружений на территории города осуществляется по результатам торгов. Исключения: автоматический киоск самообслуживания, дизель-генераторная электроподстанция, инженерные коммуникации, комплектная трансформаторная подстанция, плоскостное спортивное сооружение, специализированное техническое средство оповещения и информирования населения, телекоммуникационный контейнер, летняя веранда, спортивный павильон, парковка, общественный туалет, пункт проката спортивного инвентаря, передвижная бочка и служебные станции (п. 1.9 Положения). Срок размещения временных сооружений определяется в соответствии со схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска (п. 1.13 Положения). Юридические и физические лица, заинтересованные в размещении временного сооружения, обращаются с заявлением в уполномоченный орган — департамент градостроительства администрации города Красноярска. В заявлении указывается: • данные заявителя (организационно-правовая форма и наименование юридического лица или Ф.И.О. физического лица); • место размещения временного сооружения в соответствии с утвержденной схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска (для временных сооружений, за исключением нестационарных торговых объектов); • место размещения нестационарного торгового объекта в соответствии с утвержденной схемой нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска (для нестационарных торговых объектов); • вид реализуемых товаров и/или предоставляемых услуг либо функциональное назначение временного сооружения, не являющегося нестационарным торговым объектом (п. 2.1 Положения). При отсутствии оснований для отказа (временное сооружение или нестационарный торговый объект не включен в соответствующую схему), уполномоченный орган осуществляет работы по формированию документации с целью проведения аукциона по продаже права на размещение временного сооружения, за исключением случаев размещения временных сооружений без проведения аукциона. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора. Заключение договора по результатам проведения конкурса/аукциона происходит в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами. Договор на размещение временного сооружения является основанием для заключения договора аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением, либо в случаях, предусмотренных законодательством, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком сроком на 11 месяцев между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города. После установки временного сооружения заявитель обязан в течение четырнадцати дней обратиться в уполномоченный орган с заявлением о приеме установленного временного сооружения в эксплуатацию. К заявлению о приеме установленного временного сооружения в эксплуатацию прикладывается исполнительная съемка земельного участка, выполненная по факту установки временного сооружения. Акт приема установленного временного сооружения составляется представителями уполномоченного органа в течение десяти дней с даты обращения. Продление срока размещения временного сооружения, установленного правовым актом администрации города либо договором на размещение временного сооружения, осуществляется на основании обращения заявителя в уполномоченный орган до истечения срока на размещение временного сооружения с приложением фотоизображения временного сооружения на момент подачи заявления. С 2013 года Вы вправе самостоятельно выбрать для себя приемлемую систему налогообложения, поскольку переход на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход (ЕНВД) станет добровольным и необязательным. Возможность заключения договора субаренды в отношении земельного участка с размещенным на нем временным сооружений, зависит от условий, прописанных в договоре аренды, заключенного по результатам торгов. Для получения более подробной консультации Вы можете обратиться в «Центр содействия малому и среднему предпринимательству» по адресу ул. Никитина 3Б, тел. 276-36-00.

Временное помещение несовершеннолетних детей в организации для детей-сирот

19 июля 2018 года

Во исполнение п.13 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 №481, в случае нахождения семьи в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, несовершеннолетний ребенок может быть временно помещен в организацию для детей-сирот. Также дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее — законные представители) согласно пункту 2 статьи 155-1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста. Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законному представителю необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения. При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;
б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;
г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот;е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) — для детей с ограниченными возможностями здоровья;ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке;и) акт обследования условий жизни ребенка.

Хорошо известно, что права на недвижимость возникают с момента их регистрации, а недвижимым имуществом является имущество, которое прочно связано с землей и его перемещение без несоразмерного нанесения ущерба его назначению невозможно.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства.

Приобретя или создав объекты недвижимости, граждане и юридические лица спешат побыстрее оформить права на данные объекты, обращаясь с соответствующими заявлениями в регистрирующий орган. И бывают очень удивлены в том случае, если регистрирующий орган выносит решение об отказе в государственной регистрации с формулировкой, что право на данный объект в соответствии с законом регистрации не подлежит. Ведь в законах и подзаконных актах конкретно и прямо не указаны случаи, когда права на объекты недвижимого имущества не регистрируются.

Логично, что, получив такой отказ, заявители обращаются в суды за защитой, как полагают, своего нарушенного права, не учитывая того, что не на все объекты права подлежат регистрации.

На какие же объекты права не подлежат государственной регистрации? Рассмотрим эти случаи.

Это, в первую очередь, права на так называемые объекты временного назначения. Например, на торговые павильоны или минимаркеты на остановочных площадках, земля под которыми отводится на строго определенный срок, и которые состоят из легких конструкций — сборно-разборных сэндвич-панелей или из пластика.

Легкие конструкции объекта, изготовленные из сэндвич-панелей, свидетельствуют о возможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

Оформление технического паспорта на вещь при отсутствии у такой вещи признаков, характерных для недвижимости, само по себе не может являться единственным доказательством того, что объект следует рассматривать как недвижимое имущество по смыслу действующего законодательства.

Во-вторых, не подлежат государственной регистрации права на объекты вспомогательного назначения. Данные объекты выполняют лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Они не имеют самостоятельного хозяйственного назначения и не являются отдельным объектом гражданского оборота. Например, железобетонный забор, огораживающий административное здание. В качестве другого примера можно также привести блочный пункт на газопроводе высокого и среднего давления к малярно-сушильному отделению, который предназначен для автоматического поддержания заданного выходного давления на газопроводе, автоматического отключения от подачи газа, а также для очистки газа от механических примесей.

В данных случаях государственной регистрации подлежит право на административное здание и соответственно на газопровод, и не подлежит государственной регистрации право на забор, окружающий здание, и на блочный пункт, подсоединенный к газопроводу. Эта правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в соответствии с которым в связи с отсутствием у объекта вспомогательного назначения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.

Объекты вспомогательного назначения не могут самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению при осуществлении коммерческой деятельности отдельно от главной вещи.

При этом не важно, являются ли объекты вспомогательного назначения объектами капитального строительства или нет, потому что понятие «объект капитального строительства», используемое в нормах градостроительного законодательства, не тождественно понятию «объект недвижимости», т. к. имеет иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.

Также наличие технического паспорта и постановки на кадастровый учет объекта не может безусловно свидетельствовать о том, что объект имеет самостоятельное хозяйственное назначение и не выполняет обслуживающую функцию по отношению к другому объекту.

Однако на некоторые объекты вспомогательного назначения права все же регистрируются. К такому исключению относятся те объекты, права на которые регистрируются по «дачной амнистии», если объект находится на дачном или садовом земельном участке (например, баня, хозяйственная постройка, погреб, теплица).

Таким образом, регистрации не подлежат права на объекты вспомогательного назначения (кроме регистрации прав по «дачной амнистии»), а также права на так называемые временные объекты. И те и другие фактически и не являются объектами недвижимости в полном смысле этого слова.

Что касается результатов рассмотрения в судах дел об оспаривании отказов в государственной регистрации прав на временные объекты или на объекты вспомогательного назначения, то судами принимаются решения об отказе в удовлетворении жалоб заявителей на действия регистрирующего органа. При этом суды обосновывают свои решения тем, что данным отказом права собственника объекта никак не нарушаются, поскольку в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Факт того, что права на объект заявителя не подлежат государственной регистрации, не препятствует ему осуществлять свои права собственника.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительном кодексо РФ.

Согласно ч. 17 указанной статьи выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

То есть, если мы хотим построить гараж, который будет служить непосредственно для хранения автомобиля, и на его площадях не будет вестись какая-либо предпринимательская деятельность (кафе, магазины, ремонт автомобилей и т.д), а также решили построить дачный домик для отдыха на своем земельном участке предоставленном для садоводства, нам разрешение на строительство не нужно получать;

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Не относятся к объектам капитального строительства следующие объекты.

1. Временные постройки — специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадет необходимость в их использовании.

В качестве временных построек, как правило, применяются инвентарные мобильные постройки (сборно-разборного, контейнерного, передвижного типа) заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передвижения. С технической (конструктивной) точки зрения временная постройка может ничем не отличаться от объекта капитального строительства. Временная постройка может быть сооружена на капитальном фундаменте, с капитальными, например, кирпичными стенами и перекрытиями из железобетонных плит.

Отличительным признаком временной постройки от объекта капитального строительства является их различный правовой статус. Объект капитального строительства строится на длительный срок, как правило, бессрочный. А временная постройка строится на четко ограниченный срок, как правило, не превышающий трех – пяти лет. Иногда временные постройки строят на срок до 15 лет.

2. Некапитальные нестационарные сооружения — сооружения, обычно выполненные из легких конструкций, не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.

Это объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера.

3. Временные постройки на лесных участках. Арендаторы и пользователи лесных участков имеют право на возведение временных построек в следующих случаях:

-при заготовке: недревесных лесных ресурсов; пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений;

— при использовании лесов: для ведения охотничьего хозяйства; сельского хозяйства; для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

— для осуществления рекреационной деятельности.

К таким временным постройкам относятся изгороди, навесы, сушилки, грибоварни, улья и пасеки, склады для ульев и другие временные постройки.

admin