Возникновение государства у арабов

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат.

В 7 в. у арабских племен, центром расселения кот-х являлся аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, затем соц-я дифференциация, особенно далеко зашла в Хиджасе, где конценрировались полуоседлые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездоленных бедуинов. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь.

ОБРАЗОВАНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА

Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ-во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель — необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от происхождения д.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в. Гос-во преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировалась в привилегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат. Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их социально-экономического развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избирались знатью из своей среды. Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во – централизованная теократическая монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейшими феодалами. Центральные органы гос-го управления – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях. Высшые чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей; управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением. Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи. Это привело: Во 2-й пол. 8 в. отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2605;

Похожие статьи:

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат

В 7 в. у арабских .темен, центром расселения кот-х являлся аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений, Усилилась имущественная, затем сои-я дифференциация, особенно далеко зашла в Хиджасе, где конценрировались полуоседпые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездоленных бедуинов. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь, Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель — необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от происхождения л.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родсплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в. Гос-вс преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменняя v. купеческая знать) консолидировалась в привлегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман — халифов. Под их руководством в 7-8 в. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др,(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат. Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского Феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их соииально-экономическс развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная(имамат) и светская(эмират) — у халифа. Первые халифы. избирались знатью из своей среды. Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во — централизованная теократическая монархия. Власть халифа — не ограничена, но он д.б, считаться с крупнейшими феодалам. Центральные органы гос-го управления — ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев ч наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта,, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных.

властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях. Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей: управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением. Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи.

Арабский халифат

Это привело: Во 2-й пол. 8 в. отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в — Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

Мусульманское право

Мусульманское право — шариат (араб.-«надлежаший путь»)

А)правовых обычаев доисламской Аравии;

Б) деятельность Мухаммеда и праведных халифов.

Общая характеристика. Шариат — это правовые установления (как частицы единого божественного порядка) и религиозная догматика. Этим определяется его своеобразие, которое вместе с тем тормозило формирование рациональных начал и внутренней системы мусульманскою права. Шариат регулирует: общественные отношения; отношения мусульман с Аллахом. Это отражается в установлении видов действий мусульманина; обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (не влекущие наказания), запрещенные ( подлежащие наказанию), Внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностью по отношению к Аллаху. Нормы шариата применяются только к мусульманам и в отношениях между ними. Человек бессилен перед богом, поэтому проповедуется созерцательность и покорность. «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (Коран,8.48). Для шариата характерна целостность. Широкое распространение ислама и шариата повлекло появление местных особенностей при толковании институтов и решении споров. Шариат раскололся:

1 )суннизм (ортодоксальное направление) Основные школы: хан и фиты (Египет, Турция, Индия), маликиты, шафииты, ханбалиты.

2) шиизм (Иран) Передача гос. власти по наследству, светский и религиозный авторитет непогрешимых духовных лиц (имамов)Основные школы: исмаилитская, джафаритская, зейдитская.

Источники.

1) Коран (священная книга): притчи, молитвы, проповеди Мухаммеда («арабский судебник»). Состоит из глав, расчлененных на стихи. Большая часть мифологична, мало предписывающих правила поведения и собственно правовых (брак и семья).Касаются религиозного ритуала. Казуальный характер.

2) Сунна («священное предание»): рассказы о суждениях и поступках Мухаммеда. В 9 в. составлено 6 сборников Сунны (например, сборник Бухари). Нормы брачного , наследственного, судебного права и др.Много противоречий, выбор между которыми осуществлялся по усмотрению богословов — правоведов и судей.

3) Иджма («общее согласие мусульманской общины»)Развивалась в виде интерпретации Корана и Сунны; формирования новых норм, которые становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев (богословов, судей)Позволяла правящей верхушке создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям и специфике завоеванных стран.

4) Фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам)

5) Кияс(наиболее спорный; решение дел по аналогии при отсутствии соответствующих норм права. Позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, хотя часто был источником произвола судей.

6) Местные обычаи, не вошедшие в шариат и не противоречащие ему (арабского общества, а также завоеванных народов).

7) Распоряжения халифив — фирманы. (7 и 8 — регламентировали деятельность гос-х органов).

8) Законы — кануны отношения власти с населением).

Основные институты

Нет деления на отрасли. 1)Деление на мусульман и немусульман. «Право личного статуса»: Не сложился сословный старой. Юридическое положение лица определялось вероисповеданием.

(Мусульмане-полноправный и личный статус; зиммии (христиане, иудеи и др.)-приниженное положение, обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Если они совершали сделки или совершали преступление, к ним применялись нормы шариата). Деление на рабов и свободных. Рабы-—не субъекты права, а с согласи» хозяев могли вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск на волю раба-мусульманина—богоугодное дело). Неравенство мужчин и женщин. Субъект права—Аллах. Мусульманин-носитель обязанностей. Т.е. разрабатывалась дееспособность(полная-совершеннолетние и здравый рассудок),

2)Вещное право Вещи, кот-е не могли находится в собственности мусульманина: 1) воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и др. 2) «нечистые»-вино, свинина, книги противоречащие исламу. Деление вещей: движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, с индивидуальными признаками и без них; roc-е имущество, земля частных лиц, земли, брошенные или не пригодные для обработки и др. Способы возникновения права собственности: 1. Завоевание (земля—гос-е имущество, иное делилось на части-собственность добытчика, гос-ву, мечети) 2. Наследование 3. Договор 4.Находка на своем участке чужой вещи.

Правовые земельные статусы; 1) Хиджаз(особый правовой режим, исконные мусульманские земли, владение на правах аренды, с мусульман взимали десятину), 2)Вакуф(имущество, переданное на религиозные и

благотворительные цели, освобождалось от налогов). 3) Мульк(частная). 4)Икта(временное пожалование земли с крестьянами за службу, впоследствие-наследственное).

3)Обязательства (не формальная общая концепция, разработаны практически вопросы договорного права). Возмездные и безвозмездные, дву- и односторонние, срочные и бессрочные. Распространённое одностороннее обязательство-обет. Условия договора закреплялись в неофициальном письме, в документе, устно. Обязанность исполнять договор-священна. Купля -продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз.

4)Семсйное. Брак—религиозная обязанность. Формально требовалось согласие сторон, фактически отец распоряжался судьбой дочери, стремясь плоучить максимальный выкуп. Брачный возраст женш.ин-9лет. Запр.брак с неверующими и отступниками, мужчина мог жениться на иноверке, т.к. обращал её в мусульманство. Жена не участвовала в расходах по дому, должна была вести хоз-во и воспитывать детей. Муж мог применять к жене различные наказания, в т.ч.и телесные. Можно было иметь до 4 жен одновременно и наложниц из числа рабынь. Несколько видов развода(например, с испытательным сроком). Муж мог развестись с женой без объяснения причин, выделив ей необходимое имущ-во, жена могла развестись только через суд и по определённым причинам(физический недостаток мужа, жестокое обращение, не выделение средств на содержание).

5)Наследственное: по завещанию( не составлялось в пользу законных наследников, не затрагивало более 1/3 имущ-ва; при двух свидетелях) и по закону (из нмущ-ва умершего покрывались расходы по погребению, выплачивались долги). Наследовались только имущественные права, но не обязанности.

6)Уголовное право архаично. 3 группы преступлений: 1)посягательства на «Права Аллаха»(верооотступничество); против порядка управления (бунт, сопротивление); тяжкий религиозный грех(кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние), 2) посягательства на права отдельных лиц наказывались по принципу талиона, кровной мести (выкупа); 3) появились с развитием права: несоблюдение поста, оскорбление, хулиганство, взяточничество, мошенничество, азартные игры. Наказание в судебном порядке по усмотрению судьи. Наказания, но применялись и меры уголовной репрессии, носили карательный характер. За преступления 1 и 2 группы фиксированные я суровые. Жестокие и устрашающие (публичная и квалифицированная смертная казнь, членовредительские наказания, тюремное заключение).

7)Судебный процесс обвинительный. Дела возобновляются заинтересованными лицами (кроме преступлении против гос-й власти). Уголовные и гражданские дела не различались. Устные, публичные заседания в мечети. Дело рассматривалось на одном заседании стороны сами вели его. Доказательства: признание сторон, показания свидетелей, клятва. Свобода усмотрения судьи, мог пересмотреть своё решение при установлении новых обстоятельств (формализм и произвол).

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат.

В 7 в. у арабских племен, центром расселения кот-х являлся аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений.

Возникновение, расцвет и распад Арабского халифата

Усилилась имущественная, затем соц-я дифференциация, особенно далеко зашла в Хиджасе, где конценрировались полуоседлые племена, занимавшиеся скотоводством и земледелием. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики, было большое кол-во обездоленных бедуинов. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общ-во. Идеология общественного движения за новый строй приобрела религиозную форму. Возникновение новой религии (ок.570-632, Мухаммед); ее цель — необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы вне зависимости от происхождения д.б. составить единую народность. Во главе кот-й пророк. Бедняки приняли ислам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман. Завершилось организационное оформление мусульманской религиозной общины Мухаммеда; ее военные отряды боролись за объединение страны под знаменем ислама. Возникшее в 7 в. Гос-во преодолевало племенной сепаратизм

Общ-й строй. После смерти Мухаммеда его сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировалась в привилегированную группу. Из них стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны Ближний и Средний Восток, Сев. Африка и др.(потому что Аравия была несколько перенаселена, а коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам). На завоеванных территориях возник Арабский Халифат. Завоеванные территории находились на ступени формирования феодализма; под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов быстро завершилось.

Особенности арабского феодализма: степень развития феодализма в отдельных областях Халифата находилась в прямой зависимости от предшествующего завоеванию уровня их социально-экономического развития. В Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.

Гос-й строй. Гос-й аппарат Халифата был достаточно централизованным из-за концентрации в руках главы гос-ва значительной части земельного фонда страны. Высшая власть — духовная(имамат) и светская(эмират) – у халифа. Первые халифы избирались знатью из своей среды. Затем их власть стала наследственной. Арабское гос-во – централизованная теократическая монархия. Власть халифа – не ограничена, но он д.б. считаться с крупнейшими феодалами. Центральные органы гос-го управления – ведомства (диваны): диван-ал-джунд(оснащение, вооружённые войска; его чиновники составляли списки ополченцев и наемников, определяли размеры оплаты и земельных пожалований за службу); диван-ал-харадж(контроль деятельности центральных финансовых органов, занятых учетем налоговых и др. поступлений в казну); диван-ал-барид(дороги, почта, строительство дорог, колодцев, тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почти не подчинялись должностным лицам в провинциях. Высшые чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Первые среди них – везиры, кот-е, опираясь на знать, постепенно несколько оттеснили халифов от реальной власти.

Местное управление. Первоначально в завоеванных провинциях местные административно-финансовые учреждения почти без изменений. Знать учредила высшие управления, включающие военное управление и надзор за сбором различных платежей. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных гос-в или областей; управляли ими военные наместники (эмиры), ответственные только перед халифом и ведавшие вооружёнными силами, местным аппаратом, административно-финансовым управлением. Отряды наемников во главе с мутасибами несли полицейскую службу. В кон. 8 в. местная знать, укрепившись в завоеванных странах, стала незаинтересованной в единстве Халифата. Эмиры могли создавать свое войско, удерживать налоговые платежи. Это привело: Во 2-й пол. 8 в. отпал Кордовский эмират, затем Тунис, Марокко, в 9в – Египетский Халиф сохранил власть над частью Месопотамии и Аравии.

Возникновение арабского государства

Возникновение первого крупного раннефеодального государства у арабских племен произошло в VII в. К этому времени основная их масса находилась на стадии разложения родоплеменного строя. Быстро шло имущественное и социальное расслоение. В то же время не были изжиты и многие черты первобытнообщинных отношений. По-прежнему сохранялась родовая связь членов арабского общества.

Активнее всего разложение родоплеменного строя происходило у племен, проживавших в Хиджазе (побережье Красного море). Именно здесь ускоренно шел процесс перехода к оседлому земледелию и скотоводству, существовали такие крупные торгово-ремесленные города, как Мекка, Ясриб (Медина) и т.д. Достаточно быстро явным становится противостояние знати и основной массы населения, выступавшей против перехода земли в частную собственность, сосредоточения богатств в одних руках и в целом против социального неравенства.

Важнейшей предпосылкой объединения арабских племен стало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Новое учение признало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, выступило за формальное равенство свободных людей, связанных новой религией, и наметило выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Возникновение ислама (от араб. «ислам» − покорность) связано с именем Мухаммеда.

Главная идея ислама – объединение всех арабов, во главе которых должен стать «Пророк» – посланник Бога на земле, при обязательной общности религии и выполнении ее предписаний.

В 20-е гг. VII в. Мухаммеду удалось объединить под своей религиозной и политической властью племена Мекки и Медины. Затем он повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную – полурелигиозную общину (умму). Происходило это с помощью ислама и военных отрядов. В начале 30-х гг. VII в. значительная часть Арабского полуострова уже признала власть и авторитет Мухаммеда.

После его смерти в 632 г. политику объединения продолжили родственники и сподвижники Мухаммеда, превратившиеся в привилегированную группу, из среды которой стали выбирать новых вождей – халифов («заместителей пророка»). При первых четырех «праведных» халифах было подавлено внутреннее противоборство и активизировалась захватническая политика. В итоге сложилась новая наднациональная империя – Арабский Халифат. В его истории выделяется два основных периода: 1) дамасский (сирийский) – период правления династии Омейядов (661-750 гг.); 2) багдадский (месопотамский) – период правления династии Абасидов (750-1055 гг.).

2.6.2. Общественный и государственный строй
Арабского Халифата

Арабский Халифат был феодальным государством. Феодальные отношения в полной мере оформились в Багдадский период его истории. При этом, наряду с типичными для феодального строя чертами, имелся ряд особенностей, обусловленных следующими факторами: а) замедленным развитием; б) религиозными особенностями;
в) экономико-географической спецификой.

В сословном строе Арабского Халифата отсутствовала четкая иерархия групп. Главным при определении юридического положения человека было не его социальное положение, а вероисповедание. На основе этого выделялся особый правовой статус мусульман и немусульман (зиммиев). Последние находились в более приниженном положении и уплачивали особый государственный налог (джизья). Тем не менее, абстрагировавшись от этого деления, можно выделить основные группы всего населения.

Преобладающую по количеству массу составляли зависимые крестьяне-общинники. В Арабском Халифате их положение не многим отличалось от Европы. Большая часть крестьян жила на землях халифа и платила в качестве наследственных арендаторов ренту напрямую государству.

Господствующий слой составляли феодалы. Они также не имели четкой иерархической структуры. Верхушку составляли мусульмане.

Возникновение государства у арабов. Арабский халифат

Остальные находились в более приниженном положении. Вся знать должна была служить халифу, и за эту службу ей выделялись земли, средства в виде жалования, пенсий и т.д.

Важную роль в жизни арабского государства, особенно городов, играла купеческая верхушка, имевшая серьезные привилегии и ведшая широкую, в том числе и международную, торговлю. Особенностью Арабского Халифата было отсутствие ростовщичества, т.к. оно было запрещено исламом.

Характерным отличием арабского феодализма было сохранение значительных элементов рабства. Рабы находились на самой низшей ступени социальной лестницы. Первоначально рабы не имели никаких прав, но с развитием феодальных отношений их положение меняется. Например, они могли с согласия хозяев вести торговые операции, приобретать имущество.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ. Во главе государства стоял халиф (наместник пророка на Земле), представлявший в своем лице централизованную власть. Власть халифов была теократической, т.е. в его руках была как высшая светская власть (эмират), так и высшая духовная (имамат).

Первые четыре халифа избирались либо мусульманской знатью, либо решением «всех мусульман», т.е. жителей Мекки и Медины. Затем эта должность стала наследственной. При этом четкой системы наследования не существовало.

Власть халифа, в принципе, признавалась неограниченной. В действительности они должны были считаться с крупными феодалами.

Такое положение сохранялось и при Омейядах, и при Аббасидах. Но после захвата Багдада в 945 г. фамилией Бундов рядом с халифом, сохранившим духовные полномочия, встал султан (светский правитель). Ему подчинялись армия, чиновники, местные власти и т.д.

Общегосударственной администрации длительное время не существовало. Государство сплачивала ее военная организация, единая верховная политико-религиозная власть, единая налоговая система.

При Аббасидах появился более-менее централизованный чиновничий аппарат. Примерно в IX в. появилась и должность везира (или визиря) – старшего чиновника, ставшего затем во главе правительства и всей администрации. Назначался он, как и все высшие чиновники, халифом, а затем султаном. Именно он по своему усмотрению и управлял страной, еженедельно представляя отчеты халифу (султану).

К середине X в. сложилась и определенная централизованная система ведомств, так называемых диванов. Их предшественниками были представительства отдельных провинций Халифата, находившиеся в Багдаде.

Существовало до 11 диванов, имевших определенные направления работы. Четкого распределения прав и функций так и не произошло. Основными были три ведомства: а) диван–ал-Джунд, ведавший оснащением и вооружением войска; б) диван–ал-Харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну; в) диван–ал-Барид, который осуществлял управление дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев, и т.д., а также осуществлявший через сеть осведомителей наблюдение за всем происходящим в стране, за чиновниками и местными властями. Управляли диванами сахибы, подразделявшиеся на три ранга.

В сфере местного управления вся империя делилась на достаточно автономные от центральной власти провинции. Первоначально в них сохранялись почти в неизменном состоянии прежние учреждения бывших византийских и иранских провинций. Только высшее управление перешло к мусульманской (арабской) знати. Во главе их стояли правители, носившие титул эмира. Ответственны они были только перед халифами. В их ведении находились вооруженные силы, местный чиновничий аппарат и в целом все административно-финансовое управление. При эмирах существовали свои дворы, где имелись свои визири, командующие войсками (амиры), гражданские правители (амилы), главной задачей которых был сбор налогов. Подобное устройство способствовало ослаблению центральной власти и постепенному превращению эмиров в самостоятельных государей.

Образование государства у арабов. Государственный строй Арабского халифата

Халифат как средневековое государство сложился в результате обьединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров. Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям — иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть. В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Билет №32 Особенности возникновения государства у арабов

Развитие арабского общества подчинялось основным -закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.
Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий. Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным земмиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать. На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению. В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии — диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции. Система местных органов государственного управления на протяжении VII — VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местные органы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками — эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников — наибов. Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин — старшин (шейхов). Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.Верховной судьей считался глава государства — халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решения кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела путем их самостоятельного толкования.. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское

Данная страница нарушает авторские права?

admin