Военные следователи

Работа военного следователя для большинства людей кажется непонятной. Кто эти люди? Чем они занимаются? На эти вопросы вряд ли кто сможет дать исчерпывающие ответы. Между тем в задачи военного следователя входит расследование преступлений, совершенных военнослужащими, например, неуставных отношений.

О специфике работы военных следователей корреспондент газеты «Якутия» поговорил с руководителем военного следственного отдела СК России по Якутскому гарнизону, майором юстиции Виктором Хара.

– Виктор Анатольевич, расскажите, чем занимается ваш отдел?

– В полномочия отдела входит уголовное судопроизводство в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба на территории Якутии.

Также отдел осуществляет предварительное расследование преступлений, совершенных военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных сил РФ, связанных с исполнением ими служебных обязанностей и совершенных на территории воинской части, соединения или учреждения.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Розыск военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, самовольное оставление воинских частей, места службы, неприбытие в срок из отпусков, командировок и т.д.

Ушли и не вернулись

– Хочу отметить важный момент: все «беглецы» могут добровольно явиться в отдел и заявить о себе. С этого момента их незаконное нахождение вне воинских правоотношений прекращается. За совершение этих преступлений в зависимости от обстоятельств и продолжительности уклонения от военной службы уголовным законодательством РФ предусмотрена ответственность в виде содержания в дисциплинарной воинской части на срок от 1,5 лет, а также лишения свободы на срок до 10 лет в случае дезертирства с оружием.

– Получается, что при назначении наказания добровольная явка смягчит приговор?

– Можно привести в пример два уголовных дела, по которым в 2019 году Якутским гарнизонным военным судом вынесены приговоры.

Так, например, проходивший службу по контракту в Приморском крае военнослужащий Савинов добровольно явился в отдел и заявил, что совершил неявку в срок на службу. Учитывая явку, а также то, что он полностью раскаялся в содеянном, он был признан виновным в совершении преступления по ч. 4 ст. 337, ему было назначено наказание 1 год условно.

Другой пример – контрактник Саргаев, который продолжительный период скрывался от органов предварительного следствия в связи с неявкой в срок на службу. Было установлено его место нахождения на территории Якутска, где он и был задержан. Признан виновным в совершении преступления ч. 1 ст. 338 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

На этих примерах хорошо видно, что добровольная явка, раскаяние и активное содействие следствию могут смягчить наказание.

– Учитываются ли при назначении наказания за побег какие-то другие обстоятельства, например, дедовщина?

– Конечно. При проверке содеянного мы в обязательном порядке проверяем состояние здоровья военнослужащего, стечение тяжелых личных обстоятельств, проблемы, которые могли повлиять на самовольное оставление места службы.

Неуставные отношения

– Могут ли родители прийти к вам с жалобой, что с их сыном в воинской части происходит что-то неладное?

– Конечно. Например, приходит мама и рассказывает, что ее сын проходит службу, к примеру, в Чите. Неделю назад с ним разговаривала по телефону, а сейчас дозвониться не может. Переживания матери нам понятны, поэтому мы максимально быстро вышли на связь с командованием части и уточнили, что военнослужащий на месте и все с ним в порядке.

Если же вдруг родители подозревают, что к их сыну применяются какие-либо недозволенные действия со стороны командира, сослуживцев, то они всегда могут обратиться к нам, и мы им обязательно поможем.

– Сам военнослужащий как может к вам обратиться?

– В каждой воинской части на стендах располагается вся необходимая информация о соответствующем военном следственном отделе гарнизонного звена, указаны телефоны дежурной службы, военной прокуратуры. Обратиться к нам может любой военнослужащий – как официально, так и анонимно. Все сведения, которые будут сообщены, в обязательном порядке проверяются.

Почему бегут?

– Почему контрактники оставляют место службы? Они же сознательно сделали свой выбор пойти в армию.

– Некоторые военнослужащие говорят, что не знали или не догадывались о том, что они совершают преступление, самовольно оставляя место службы. Но когда начинаешь им разъяснять, как дело обстоит с точки зрения закона, то тогда им становится понятно, что они совершили уголовно наказуемое деяние.

– Например?

– Бывает, военнослужащие захотели уйти на другую работу, но не сделали это как положено. И покидают часть, не дождавшись приказа. Хотя имеют статус военнослужащего и обязаны исполнять все свои обязанности.

– Но ведь формально срок службы у них закончился?

– Военнослужащий по контракту считается уволенным только с того момента, когда командиром части издан приказ об исключении его из списков личного состава воинской части с указанием точной даты.

– С теми, кто по повестке не является, тоже вы работаете?

– Нет. Это юрисдикция территориальных следственных органов.

Как стать военным следователем

– Где и как готовят военных следователей?

– В Москве дислоцируется Военный университет Министерства обороны РФ, куда можно поступить на учебу после окончания школы. Курсантов там готовят по различным специальностям, в том числе есть в нем и прокурорско-следственный факультет. Я сам являюсь его выпускником, по окончании был распределен на Дальний Восток, где и работаю по настоящее время.

– А можно поступить к вам на службу, минуя учебу в военном университете?

– В Военном следственном управлении СК России по Восточному военному округу находится отдел кадров, через который можно узнать о наличии вакансий. Но отмечу, что нужно иметь высшее юридическое образование и офицерское воинское звание. Также приветствуется стаж работы в следственных органах.

Работаем по закону

– Ведется ли работа по другим видам преступлений, например, коррупции?

– Мы расследуем все виды преступлений, которые предусмотрены УК РФ, если они совершаются военнослужащими и гражданским персоналом воинских частей. В том числе по коррупции, сбыту и приобретению наркотических средств, действий сексуального характера и т.д.

– На ваш взгляд, количество преступлений растет или, наоборот, уменьшается?

– За последние 2-3 года число преступлений, связанных с уклонением от воинской службы, пошло на убыль. Это говорит о том, что военнослужащие стали более грамотными и дисциплинированными. Если хотят уволиться – дожидаются приказа. И командование стало более ответственно относиться к военнослужащим, предоставлять жилье на период прохождения воинской службы, социальные льготы. В этой части законодательство дает большие плюсы для проходящих службу в армии.

– Как бы вы оценили работу своих сотрудников?

– Мои коллеги – это настоящие офицеры, которые честно выполняют свои должностные обязанности.

Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 1994 года N 279 ПОЛОЖЕНИЕ о Военной прокуратуре Кыргызской Республики Раздел I Общие положения Статья 1. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами военного управления, воинскими частями, соединениями, военно-учебными заведениями, учреждениями и другими воинскими формированиями В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Республики» (далее в тексте — Закон) Военная прокуратура Кыргызской Республики (далее — Военная прокуратура), являясь структурным подразделением Прокуратуры Кыргызской Республики, осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами военного управления, воинскими частями, соединениями, военно-учебными заведениями, учреждениями и другими воинскими формированиями, дислоцирующимися на территории республики (в дальнейшем — воинские учреждения). Военная прокуратура осуществляет уголовное преследование и участвует в судебном разбирательстве дел в случае и порядке, предусмотренных Законом. Деятельностью Военной прокуратуры руководит Генеральный прокурор Кыргызской Республики через Военного прокурора Кыргызской Республики. Статья 2. Задачи Военной прокуратуры Военная прокуратура в пределах предоставленных Законом полномочий направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка в воинских учреждениях и правовую защиту от любых противоправных действий, посягающих: — на безопасность Кыргызской Республики, боеспособность и боевую готовность ее воинских учреждений, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы; — на права и свободы военнослужащих, военнообязанных, призванных на сборы, членов их семей, рабочих и служащих воинских учреждений; — на права и законные интересы воинских учреждений. Статья 3. Законодательство о Военной прокуратуре Организация и порядок деятельности Военной прокуратуры определяется Конституцией Кыргызской Республики, Законом «О Прокуратуре Кыргызской Республики», настоящим Положением и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Порядок осуществления военными прокурорами и следователями Военной прокуратуры полномочий в судопроизводстве определяется действующим законодательством Кыргызской Республики. Раздел II Основные функции Военной прокуратуры Статья 4. Основные направления деятельности Военной прокуратуры Военная прокуратура в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям: — надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов Кыргызской Республики, воинских уставов и других актов военного законодательства воинскими учреждениями, их должностными лицами, военнослужащими, военнообязанными, призванными на сборы, рабочими и служащими воинских учреждений при выполнении ими обязанностей по службе; — надзор за исполнением законов органами дознания воинских учреждений, следователями военных прокуратур; — надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах, в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских частях наказаний, назначаемых военными судами; — надзор за соответствием актов, издаваемых воинскими учреждениями, законодательным актам Кыргызской Республики. Военная прокуратура в случаях и в порядке, определенном законодательством, осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших преступление. Военные прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Военная прокуратура участвует в разработке командованием воинских учреждений мер по укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступлений и иных правонарушений, в подготовке предложений о совершенствовании военного законодательства и правовом воспитании военнослужащих. Статья 5. Рассмотрение военными прокурорами сообщений, заявлений и жалоб Военные прокуроры обязаны в установленном Законом порядке рассматривать сообщения и заявления, а также жалобы на нарушения закона органами воинских учреждений, должностными лицами, военнослужащими и иными лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Положения, принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов. Военные прокуроры проводят личный прием военнослужащих и других граждан. Статья 6. Участие военных прокуроров в разработке мер по укреплению законности и правопорядка Военный прокурор Кыргызской Республики вправе участвовать в заседаниях коллегии Министерства обороны Кыргызской Республики, в совещаниях Национальной гвардии, Управления внутренних войск республики при обсуждении вопросов исполнения законов и воинских уставов, укрепления законности и воинской дисциплины, предупреждения правонарушений, правового воспитания военнослужащих. Военные прокуроры гарнизонов участвуют в обсуждении таких вопросов на соответствующих служебных совещаниях. Военные прокуроры участвуют в разработке мер по укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, правовому воспитанию военнослужащих. Раздел III Полномочия Военной прокуратуры Статья 7. Права Военной прокуратуры Военная прокуратура в пределах своей компетенции: — действует на основе точного и неукоснительного соблюдения законности в соответствии с Конституцией и законодательством Кыргызской Республики; — осуществляет надзор за точным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям; — принимает меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности; — взаимодействует с военными командованием, военными судами, общественными организациями и воинскими коллективами, опирается на их помощь в деле укрепления законности и правопорядка в воинских учреждениях. Военная прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных и военных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Кыргызской Республики. Статья 8. Полномочия военных прокуроров Военный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему военные прокуроры пользуются соответственно всеми полномочиями прокуроров, определенными Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Республики», настоящим Положением и другими законодательными актами Кыргызской Республики. Статья 9. Полномочия военного прокурора по осуществлению общего надзора Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компетенции: 1. Истребует приказы, инструкции, положения, наставления, распоряжения и другие акты, издаваемые органами военного управления, командирами (начальниками) и другими должностными лицами воинских учреждений Кыргызской Республики для проверки соответствия их Конституции и законодательным актам Кыргызской Республики, воинским уставам, другим актам военного законодательства, а также постановлениям Правительства Кыргызской Республики. 2. Требует от органов военного управления, командиров (начальников) и других должностных лиц воинских учреждений Кыргызской Республики представление необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведение проверок и ревизий деятельности подчиненных им воинских учреждений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделение специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов. 3. Проверяет исполнение законов органами воинских учреждений, подчиненными им предприятиями, организациями и должностными лицами этих учреждений Кыргызской Республики в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях. 4. Вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений закона. 5. Опротестовывает противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами воинских учреждений, подчиненными им предприятиями, организациями и должностными лицами этих учреждений, а также незаконные действия командиров (начальников) и других должностных лиц воинских учреждений Кыргызской Республики. 6. Привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство, передает в предусмотренных законом случаях материалы о них соответствующему органу для рассмотрения по существу, предостерегает о недопустимости нарушения закона. 7. Принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушениями закона. 8. Вносит в органы воинских учреждений, командирам (начальникам), другим должностным лицам и в общественные организации представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий. 9. Вносит предписания об устранении нарушений закона. 10. Предостерегает правонарушителей о недопустимости нарушений закона и разъясняет им ответственность за совершение правонарушений. 11. Обращается в судебные органы с заявлением в защиту прав и законных интересов воинских учреждений, военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих воинских учреждений. Статья 10. Полномочия военного прокурора по надзору за исполнением законодательных актов органами дознания и предварительного следствия Военный прокурор осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия на основании и в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Прокуратуре Кыргызской Республики» и другими законодательными актами. Статья 11. Участие военного прокурора в рассмотрении дел судами Военный прокурор участвует в рассмотрении судами дел в случаях, предусмотренных Законом. Полномочия военного прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются Законом «О Прокуратуре Кыргызской Республики» и процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Статья 12. Полномочия военного прокурора по надзору за соблюдением законов на гауптвахтах и в дисциплинарных частях Осуществляя надзор за соблюдением законов и воинских уставов на гауптвахтах и в других местах содержания задержанных и арестованных военнослужащих, в дисциплинарных частях, а также при исполнении в воинских учреждениях наказаний, назначаемых военными судами, военный прокурор в пределах своей компетенции: 1. В целях проверки соблюдения законов и воинских уставов посещает систематически и в любое время гауптвахты, другие места содержания задержанных и арестованных военнослужащих, дисциплинарные части. 2. Знакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты задержания по подозрению в совершении преступлений, предварительному заключению или аресту в дисциплинарном порядке, а также отбывают наказание в дисциплинарной части или на гауптвахте. 3. Немедленно освобождает лицо, которое незаконно содержится на гауптвахте, в другом месте содержания задержанных и арестованных, в дисциплинарной части либо в нарушении закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению под стражу или аресту в дисциплинарном порядке. 4. Производит опрос задержанных, арестованных и осужденных. 5. Проверяет соответствие приказов и распоряжений командиров (начальников) и других должностных лиц законодательным актам и положениям воинских уставов, регулирующих порядок и условия содержания задержанных, арестованных и осужденных, приостанавливает исполнение таких актов и опротестовывает их в случае противоречия законодательным актам или уставам. Постановления и предложения военного прокурора относительно соблюдения установленных законом и воинскими уставами порядка и условий содержания задержанных, арестованных и осужденных подлежат обзательному исполнению соответствующими командирами (начальниками) и другими должностными лицами. Статья 13. Полномочия следователя Военной прокуратуры При производстве предварительного следствия следователь Военной прокуратуры пользуется всеми правами, предоставленными следователю уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики. Следователь Военной прокуратуры по расследуемым им делам вправе давать любым органам дознания указания и поручения о производстве следственных действий и розыскных мер и требовать от них содействия при выполнении следственных действий. Указания и поручения следователя Военной прокуратуры, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, для органов дознания обязательны. Следователи Военной прокуратуры вносят органам воинских учреждений, предприятий, организаций, командирам (начальникам) или иным должностным лицам представления по расследуемым ими уголовным делам в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Орган воинского учреждения, предприятия, организации, командир (начальник), иное должностное лицо обязаны рассмотреть представление следователя Военной прокуратуры и не позднее чем в месячный срок принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий и о результатах сообщить следователю. Постановления следователя Военной прокуратуры, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми органами воинских учреждений, а также всеми предприятиями, организациями, учреждениями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами, военнослужащими и иными гражданами. Статья 14. Подследственность угловых дел следователям Военной прокуратуры Следователи Военной прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным законом к их компетенции, а также по делам, переданным им Генеральным прокурором Кыргызской Республики. Следователи Военной прокуратуры расследуют уголовные дела: 1. О преступлениях, совершенных военнослужащими, а также призванными на сборы военнообязанными; 2. О преступлениях, совершенных солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и лицами офицерского состава органов национальной безопасности; 3. О преступлениях, совершенных рабочими и служащими воинских учреждений Кыргызской Республики в связи с исполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинского учреждения, подчиненного ему предприятия или организации. Уголовные дела и материалы направляют в соответствующий орган Военной прокуратуры только после установления конкретных виновных лиц, перечисленных в части 2 настоящей статьи. При расследовании дела в отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или нескольких преступлений, если дело об одном из этих лиц или преступлений подследственно следователю Военной прокуратуры, а о других — следователю иных правоохранительных органов, дело расследуется следователем Военной прокуратуры с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законодательством правил соединения и выделения уголовных дел. Раздел IV Система и организация деятельности Военной прокуратуры Статья 15. Организация и структура Военной прокуратуры Военная прокуратура входит в единую и централизованную систему органов Прокуратуры Кыргызской Республики, возглавляемую Генеральным прокурором Кыргызской Республики, с подчинением нижестоящих военных прокуроров Военному прокурору Кыргызской Республики. Военный прокурор Кыргызской Республики подчинен только Генеральному прокурору Кыргызской Республики. Военная прокуратура Кыргызской Республики имеет в своем составе центральный аппарат и военные прокуратуры гарнизонов. Статья 16. Назначение военных прокуроров и следователей военных прокуратур Военный прокурор Кыргызской Республики, подчиненные ему прокуроры и следователи военных прокуратур назначаются и освобождаются в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики». Статья 17. Прохождение воинской службы военнослужащими военных прокуратур Офицерский состав, прапорщики, сержанты и солдаты военных прокуратур состоят на действительной военной службе, на них распространяются воинские уставы и положения, определяющие порядок прохождения воинской службы. Присвоение воинских званий офицерского состава военнослужащим военных прокуратур производится в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности», по представлениям Военного прокурора Кыргызской Республики и нижестоящих военных прокуроров. Увольнение с действительной службы лиц офицерского состава военных прокуратур производится в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности» по представлению Военного прокурора Кыргызской Республики. Статья 18. Поощрение и ответственность военных прокуроров и следователей Военные прокуроры и следователи Военной прокуратуры поощряются и привлекаются к ответственности в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» и Положением о порядке прохождения службы в органах прокуратуры Кыргызской Республики. Статья 19. Установление структуры и штатов военных прокуратур Личный состав военных прокуратур гарнизонов и Военной прокуратуры Кыргызской Республики входит в штатную численность Вооруженных сил Кыргызской Республики и обеспечивает всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских учреждений Кыргызской Республики. Структура и штаты Военной прокуратуры Кыргызской Республики устанавливаются Генеральным прокурором совместно с Министром обороны Кыргызской Республики. Статья 20. Материально-техническое обеспечение военных прокуратур Материально-техническое снабжение, финансирование, обеспечение служебными помещениями, транспортом, средствами связи и хранение архивных материалов военных прокуратур возлагается на соответствующие воинские учреждения. Охрана служебных помещений военных прокуратур осуществляется воинскими учреждениями.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25.04.2013 № Пр-936, а также требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 12 декабря 2018 года с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут в военном следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Черноморскому флоту (ВСУ СК России по ЧФ) и подчиненных военных следственных отделах гарнизонного звена будет проводиться общероссийский день приема граждан.

Данное мероприятие проводится на всей территории Российской Федерации в целях реализации прав и свобод граждан, реализации прав заявителей получить ответ по существу поставленных вопросов при личных обращениях от представителей государственных органов и органов местного самоуправления.

В ВСУ СК России по ЧФ прием будет осуществляться по адресу: г. Севастополь, ул. Щитовая, д. 8а. Прием граждан будут проводить:

Грунин Виктор Александрович, руководитель управления,

Парфененков Андрей Юрьевич, старший помощник руководителя управления по правовой работе.

Руководством подчиненных военных следственных отделов прием граждан будет проводится по следующим адресам:

531 военный следственный отдел: г. Севастополь, ул. Суворова, д. 27, руководитель отдела Федотов Вячеслав Викторович, заместитель руководителя отдела Ельняков Дмитрий Александрович;

532 военный следственный отдел: Республика Крым, г. Ялта, ул. Садовая, д. 18, руководитель отдела Маркелов Алексей Сергеевич, заместитель руководителя отдела Егоров Антон Константинович;

534 военный следственный отдел: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, д. 62, руководитель отдела Кудлаев Михаил Сергеевич, заместитель руководителя отдела Макаров Виктор Сергеевич;

535 военный следственный отдел: Республика Крым, г. Джанкой, Толстого, д. 22, руководитель отдела Шилов Алексей Сергеевич, заместитель руководителя отдела Баландин Денис Аркадьевич;

549 военный следственный отдел: Республика Крым, г. Феодосия, Горького, д. 17, руководитель отдела Гулин Владимир Владимирович, заместитель руководителя отдела Роженко Роман Эдуардович;

550 военный следственный отдел: Республика Крым, г. Евпатория, Демышева, д. 112, руководитель отдела Шемонаев Владимир Федорович, заместитель руководителя отдела Хомяков Андрей Александрович.

Личный прием проводится в порядке живой очереди при предоставлении документа, удостоверяющего личность.

Дополнительно сообщаем, что в военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Черноморскому флоту можно направить письменное обращение одним из следующих способов:

— по почте или лично по адресу: 299057, г. Севастополь, ул. Щитовая, д. 8а;

— в форме электронного документа через официальный сайт Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (gvsu.gov.ru).

admin