Водоохранная зона водный кодекс

Водные объекты – виды, классификация по режиму пользования

Существующие в России водоёмы используют для самых различных целей — для водоснабжения населения, для использования их вод в промышленности или в сельском хозяйстве, для рыбоводства, сплава леса и для перевоза грузов водным транспортом, для выработки электроэнергии, для организации территории садовых или огороднических объединений граждан вблизи озёр и рек, а также для решения целого ряда иных задач в числе которых остаётся их роль естественных приёмников хозяйственно-бытовых, промышленных и сельскохозяйственных сточных вод.

Какими бы ни были цели использования водоёмов, охрана морей, рек, ручьев, каналов, озрр, прудов, водохранилищ и карьеров от загрязнения и засорения, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира является не только государственной задачей, но и прямой обязанностью владельцев и арендаторов земельных участков, расположенных вблизи любого водоёма. По этой причине нужно иметь некоторые общие представления о водных объектах и о порядке использования участков, находящихся возле них.

Все водные объекты страны различаются особенностями их режима, физико-географическими, морфометрическими и другими особенностями. По этим признакам они делятся на 2 вида:

  1. поверхностные водные объекты
  2. подземные водные объекты

Поверхностные водные объекты являются постоянным или временным сосредоточением вод на поверхности суши в формах е рельефа. Они имеют границы, объём и черты водного режима.

Подземные водные объекты – те, что представляют гидравлически связанное сосредоточение вод в горных породах, Они также имеют границы, объём и черты водного режима.

Перечень поверхностных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 2 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • моря
  • отдельные части морей:
    1. проливы,
    2. заливы, в том числе бухты, лиманы и другие),
  • водотоки, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения:
    1. реки
    2. ручьи
    3. каналы
  • водоёмы, представляющие поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена:
    1. озера
    2. пруды
    3. обводненные карьеры
    4. водохранилища
  • болота,
  • природные выходы подземных вод:
    1. родники
    2. гейзеры
  • ледники – движущееся на земной поверхности естественное скопление льда атмосферного происхождения,
  • снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего или большей части тёплого времени года.

Перечень подземных водных объектов

Перечень поверхностных водных объектов представлен в пункте 5 статьи 5 Водного кодекса РФ, по которому в их число включены:

  • бассейны подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах
  • водоносные горизонты – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи

К подземным водным объектам относятся также месторождения подземных вод, являющиеся частью водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод, и естественный выход подземных вод на суше или под водой.

Классификация водных объектов по режиму их пользования

По режиму пользования водными объектами выделяются 2 группы объектов:

  1. водные объекты общего пользования
  2. водные объекты особого пользования

Водные объекты общего пользования – те, что находятся в общедоступном, открытом пользовании. Они являются собственностью государства или муниципалитета (если в водоохранных, экологических или иных интересах российским законодательством не предусмотрено иное). Их водопользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством. В отношении таких объектов могут вводиться ограничения использования.

Обособленные водные объекты – те, что находятся в собственности граждан или юридических лиц.

Водные объекты, пользоваться которыми может ограниченный круг лиц, исключает их из общего пользования, т.е. они являются водными объектами особого пользования. Предоставление водных объектов в особое пользование осуществляется в порядке, установленном водным законодательством.

Водные объекты особого пользования использоваться как объекты общего пользования только при условии регистрации в ЕГРН указанного ограничения права собственности и выплаты вознаграждения собственнику.

Водоохранные зоны и береговые линии поверхностных водоёмов

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и берегов – земель, которые в пределах береговой линии покрываются поверхностными водами). Такие объекты обладают многофункциональностью в использовании

Береговые линии являются границами водного объекта, а определяется они для для разных водных объектов различным образом:

  • для моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива
  • для рек, ручьёв, каналов, озёр, обводненных карьеров – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом,
  • для прудов, водохранилищ – по нормальному подпорному уровню воды,
  • для болот — по границе залежи торфа на нулевой глубине

Границы водных объектов (местоположение береговых линий) в регионах и муниципальных образованиях устанавливаются с определённой периодичностью и в порядке, утверждённом Правительством РФ:

  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (№ 377 от 29 апреля 2016 года),
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (с изменениями на 29 апреля 2016 года) — № 17 от 10 января 2009 года.

Территории, примыкающие к береговым линиям водных объектов, то есть к границам морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, относятся к водоохранным зонам. На местности границы водоохранных зон отмечаются специальными информационными знаками (в соответствии с требованиями земельного законодательства).

Для водоохраных зон устанавливается специальный режим их использования — режим осуществления хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса РФ).

Дополнительные ограничения по использованию вводятся для прибрежно-защитных полос (ПЗП), размеры которых меньше размеров водоохранной зоны водных объектов, поскольку ПЗП являются лишь той частью водохранной зоны, которая расположена максимально близко к водному объекту.

Выделяются также узкие береговые полосы водных объектов (бечевники), обеспечивающие свободный доступ всем гражданам к любому такому объекту.

Размеры водоохранных зон

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ.

В водоохранной зоне (далее в сокращении – ВЗ,) в соответствии с Водным кодексом РФ (ФЗ № 73 от 01.07.2007 г.), установлен специальнй режим (ограничение) ведения хозяйственной и иной деятельности.

Цель введения ограничений:

  • предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод,
  • сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и объектов животного и растительного мира,
  • предотвращение загрязнения и засорения, заиления и истощения водных объектов&

Ширина водоохранной зоны за пределами поселений устанавливается от соответствующей береговой линии. При наличии ливневой канализации и набережных в городах ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной.

Ширина водоохраной зоны рек и ручьёв устанавливается от их истока и зависит от их протяжённости.

Приведём примеры размеров водоохранных зон для рек и ручьёв различной протяжённости:

  • 50 м – для рек и ручьёв протяжённостью до 10 км
  • 100 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 10 до 50 км
  • 200 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 50 км и более
  • 300 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 100 до 200 км
  • 400 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 200 до 500 км
  • 500 м – для рек и ручьёв протяжённостью от 500 км и выше
  • ширина ВЗ совпадает с шириной прибрежно-защитной полосы (ПЗП)
    • для рек и ручьёв протяжённостью менее 10 км

Ширина водоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадают с полосами отводов таких каналов.

Ширина водоохранных зон на территории поселений при отсутствии набережной измеряется от береговой линии.

Водоохранная зона не устанавливаются для для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы.

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – 300 м (при площади акватории до 2 км2).

Минимальная ширина ВЗ для озёр и водохранилищ – более 500 м (при площади акватории более 2 км2).

Ширина водоохраной зоны моря составляет 500 м.

Режим использования земель в водоохранных зонах

В границах водоохранной зоны допускается:

  • проектирование
  • размещение
  • строительство
  • реконструкция
  • ввод в эксплуатацию
  • эксплуатация хозяйственных и иных объектов

но при обязательном условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения и засорения в соответствии с водным законодательством и законодательством в сфере охраны окружающей среды.

На территории водоохранных зон запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв
  • размещение кладбищ
  • размещение скотомогильников
  • размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ
  • размещение пунктов захоронения радиоактивных отходов
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств):
    • за исключением специально оборудованных стоянок и движения по дорогам с твёрдым покрытием
  • размещение ряда объектов придорожного сервиса:
    1. АЗС
    2. складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если АЗС, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса)
    3. станций технического обслуживания (СТО), используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств и для мойки транспортных средств
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в соответствии с законодательством РФ)

Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, при строительстве в водоохранной зоне

При строительстве объектов в водоохранных зонах особое внимание необходимо уделить выбору типа сооружения, способного обеспечить охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Он должен быть ориентирован на соблюдение требований законодательства по охране охраны окружающей среды в части выполнения требований нормативов по допустимым сбросам загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

К сооружениям, обеспечивающим защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса РФ, относятся:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов

Примечание для территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, действующих в водоохранных зонах:

в случаях, когда территории садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещённые в границах водоохранных зон, не оборудованы сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Такими приёмниками могут быть септики и локальные очистные станции, использование которых позволяет вести автономную очистку бытовых стоков в загородном доме без подключения к магистральной канализации.

Прибрежно-защитная полоса

Прибрежно-защитная полоса (далее в сокращении ПЗП) – это территория внутри водоохраной зоны. В границах ПЗП введены дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина прибрежно-защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет:

  • ширина ПЗП 30 м – для обратного или нулевого уклона
  • ширина ПЗП 40 м – для уклона до 3 градусов
  • ширина ПЗП 50 м – для уклона более 3-х градусов
  • ширина ПЗП 50 м – для проточных и сточных озёр, расположенных в границах болот
  • ширина прибрежно-защитной полосы совпадает с парапетами набережных на территориях поселений при наличии ливневой канализации и набережных
  • ширина прибрежно-защитной полосы на территориях поселений при отсутствии набережных измеряется от береговой линии

Внутри территории, отнесённой к прибрежно-защитной полосе, помимо перечисленных ограничений для водоохранных зон, дополнительно запрещается:

  • распашка земель
  • размещение отвалов размываемых грунтов
  • выпас скота
  • организация для скота летних лагерей и ванн

Границы прибрежно-защитной полосы на местности обозначаются специальными информационными знаками в соответствии с земельным законодательством.

Береговая полоса

Береговая полоса, иначе называемая бечевником (от слова «бечева», при помощи которой бурлаки тянули суда вверх по реке) — это отмель вдоль подошвы высокого речного берега, затопляемой во время половодья и обнажающейся при низком уровне воды в реке.

Бечевник – это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего использования. Каждый вправе (но без использования транспорта) передвигаться и пребывать у таких объектов, заниматься рыболовством, причаливать на плавательных средствах (пункт 8 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Ширина береговой полосы для объектов общего пользования, по Водному кодексу РФ, не может превышать 20 м, если их протяжённость от истока до устья составляет не более 10 км.

При протяжённости рек и ручьев, протяженность более 10 км ширина береговой полосы каналов составляет 5 м.

Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) береговая полоса не определяется (пункт 7 статьи 6 Водного кодекса РФ).

Береговые полосы водоёмов не могут предоставляться ни в собственность, ни в аренду, ни в какое-либо пользование.

Возможность строительства в водоохранной зоне

Расположение земельного участка в водоохранной зоне или происшедшее включение этого участка в водоохранную зону – не повод для беспокойства о невозможности его застройки или опасения, что уже возведённые постройки заставят снести или участок вообще изымут. Нет запрета на совершение сделок с такими земельными участками.

Предоставление земельных участков в водоохранных зонах гражданам и юридическим лицам производится в соответствии с действующим земельным законодательством, но по согласованию с территориальным органом Минприроды России.

Земельные участки в прибрежно-защитных полосах предоставляются для размещения:

  • объектов водоснабжения
  • рекреации
  • рыбного и охотничьего хозяйств
  • водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование:
    • в лицензиях отражаются требования по соблюдению водоохранного режима

Водный кодекс, Градостроительный и Земельный кодексы подтверждают возможность строительства в границах водоохранной зоны объектов различного назначения – производственных, общественно-деловых, жилых, объектов крестьянской-фермерского хозяйства и т.д. Серьёзные ограничения или даже запрет на строительство касаются только в водоохранных зонах тех водных объектов, что используются как источники питьевого водоснабжения.

При этом возможность строительства сопряжена с требованием обязательного соблюдения установленных для водного объекта санитарных правил и норм, с обеспечением условий безопасности этого водного объекта, о чём, собственно, и было рассказано в предыдущих разделах данной статьи.

В числе основных требований – наличие сооружений, обеспечивающих защиту водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (как минимум, качественной системы фильтрации сточных вод). Совершенно не стоит пренебрегать и другим жёстким правилом – «табу» на использование прибрежно-защитной полосы (ПЗП) водного объекта и, тем более, его береговой полосы, предназначенной для общего пользования

Сведения о нахождении земельного участка в водоохранной зоне или в ПЗП, о существующих ограничениях (обременениях) отражаются в достаточно полной мере в документах:

  • в Выписке ЕГРН
  • в кадастровом паспорте
  • в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)
  • в разрешении на строительство

Уточнить размер водоохранной зоны, ПЗП или береговой полосы водного объекта можно в различных органах:

  • в отделе по архитектуре или землеустройству местного муниципалитета
  • в территориальном управлении Росррестра
  • в территориальном отделении Роспотребнадзора
  • в территориальном отделении Росприроднадзора

Поддержание в надлежащем состоянии земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон, прибрежно-защитных полос – это задача собственников наделов.

Государственный контроль за соблюдением режима использования и охраны природных ресурсов и хозяйственной деятельности в прибрежно-защитных полосах и водоохранных зонах ведётся органами местной власти и территориальными органами Минприроды России, органами водного фонда, органами лесного хозяйства и ещё целым рядом других структур.

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах

Ответственность за нарушение режима использования земель в водоохранных зонах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях (№195-ФЗ от 30.12.2001 г.. статьи 8.12-8.15 главы VIII Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования).

Статья 8.12

Нарушение порядка использования водоохранных зон

Нарушение порядка использования водоохранных зон влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.12.1

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

Ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечёт наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
  • на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 8.13

Нарушение правил охраны водных объектов

  1. Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, вызывающее или способное вызвать их загрязнение или другие вредные явления, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
    • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.
  2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 3000 до 5000 руб.
    • на должностных лиц – от 20000 до 30000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Статья 8.14

Нарушение правил водопользования

  1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 500 до 1000 руб.
    • на должностных лиц – от 10000 до 20000 руб.
    • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
    • на юридических лиц – от 80000 до 10000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  2. Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений влечёт наложение административного штрафа:
    • на граждан – от 1500 до 2000 руб.
    • на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.
    • на юридических лиц – от 30000 до 40000 руб.

Статья 8.15

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 500 до 1000 руб.
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб.
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 руб.

Федеральный закон №74-ФЗ от 3 июня 2006 г

Форматы для скачиванияDOCX 74.8 КБ

Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов

1. Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса.

2. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения

1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения

1. Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.

2. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.

Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения

1. Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.

2. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.

Статья 59. Охрана подземных водных объектов

1. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

3. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством.

4. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

5. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

2. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.

3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах.

4. Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается.

5. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
    (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
  • производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

7. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ

1. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

3. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии

1. Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов.

2. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

3. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство Российской Федерации определяет порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

4. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
(часть 4 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами

В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
  • от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
  • от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Статья 66. Особо охраняемые водные объекты

1. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.

2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

1. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

2. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса.

3. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

4. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 20.04.2017 N 18-АПГ17-3 Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 5.12.2016, которым было удовлетворено частично заявление о признании недействующими п. 18 табл. 1 Перечня основных водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, п. 9.3.3 решения Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи».

Согласно частям 4, 5 статьи 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек устанавливается от их истока для рек протяженностью до десяти километров в размере пятидесяти метров. Для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки устанавливается в размере пятидесяти метров.

Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2016 N 310-ЭС16-14675 по делу N А62-5108/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, недействительным; о применении последствий недействительности сделки. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о недоказанности истцом факта того, что на спорном земельном участке имелись обременения.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе аукционную документацию, договор аренды от 25.12.2013 N 1837/А, кадастровый паспорт земельного участка, кадастровую выписку о земельном участке, градостроительный план земельного участка, акт осмотра участка от 20.03.2014 с приложенными фотографиями, охранное обязательство N 1998, приняв во внимание Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, руководствуясь статьями 131, 166, 167, 168, 262, 448, 620 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 29, 38, 38.1, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснениями, приведенными в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2016 N 303-КГ16-11075 по делу N А51-19073/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения об отказе в предоставлении водного объекта в пользование. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как предоставление спорного водного объекта в пользование заявителю в заявленных им целях и на указанных условиях привело бы к нарушению правил охраны водных объектов и незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Принимая оспариваемое решение об отказе от 16.07.2015, департамент указал, что использование водного объекта в заявленных обществом целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку приведенная характеристика изымаемых грунтов — песок, относится к общераспространенным полезным ископаемым, то планируемые работы по его выемке будут нарушать требования статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2016 N 308-ЭС16-10948 по делу N А20-1807/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании ущерба, причиненного почвам водоохранной зоны. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что неисполнение ответчицей возложенных на нее законодательством полномочий по принятию мер по надлежащей организации ликвидации стихийных свалок мусора, отходов жизнедеятельности, а также мер, направленных на предупреждение образования свалок, сброса мусора на территории сельского поселения, привело к причинению ущерба водоохранной зоне водного объекта.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт обследования территории от 27.03.2015 N 04/2 по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьей 65 АПК РФ, статьями 12, 15, 301, 621, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей в спорный период), статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в спорный период) и статьей 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 10.12.2014 N 64-РЗ «О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения», статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей в спорный период), пунктами 2, 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Администрации ущерба в пользу Кабардино-Балкарской Республики.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2016 N 307-ЭС16-4079 по делу N А56-51145/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков для строительства. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как установленные законом ограничения делали невозможным предоставление в целях дальнейшего использования земельных участков в соответствии с испрашиваемым целевым назначением.

Водоохранными зонами в силу части 1 статьи 65 ВК РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Определение Верховного Суда РФ от 25.03.2016 N 307-ЭС16-1153 по делу N А56-68063/2014 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным распоряжения о признании утратившими силу распоряжений комитета по строительству. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку установлено, что доступ к спорным земельным участкам, находящимся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта, не обеспечен и возможен только по необустроенному транспортному проезду, который также расположен в водоохранной зоне.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли довод Комитета по строительству о незаконности как не соответствующие положениям пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ ранее изданных Распоряжений N 244 и N 245 от 24.08.2011.

Постановление Верховного Суда РФ от 23.03.2016 N 303-АД15-15419 по делу N А16-1676/2014 Требование: Об отмене судебных актов о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта. Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Согласно пункту 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Подпунктом 3 пункта 4 вышеназванной статьи Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженность от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

Определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 N 303-КГ15-20152 по делу N А51-2151/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как ответчиком не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.

Апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, правильно применив положения статей 29 — 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015 (далее — ЗК РФ), статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований Общества и обязания Департамента принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015.

admin