Внутренний и внешний аудит

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

123

Элементы сравнения Внешний аудит Внутренний аудит
Заказчик Кредитные учреждения, акционеры, страховые организации, собственники экономического субъекта либо его руководство Руководство (собственники) экономического субъекта
Объект аудита Финансовая (бухгалтерская) отчетность Система бухгалтерского учета, внутреннего контроля, отчетность
Периодичность проведения По истечении отчетного периода для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, либо по требованию заказчика Ежедневный контроль в ходе всей финансово — хозяйственной деятельности экономического субъекта
Квалификационный уровень аудитора Регламентируется государством (требования к уровню профессионализма аудитора) Определяется по усмотрению руководителя организации
Ответственность Определяется условиями договора оказании аудиторских услуг и требованиями законодательства Определяется должностной инструкцией внутреннего аудитора
Оплата труда Определяется условиями договора на оказание аудиторских услуг В соответствии со штатным расписанием
Отчетность Перед заказчиком путем составления аудиторского заключения Перед руководителем (собственником) организации

Система нормативного регулирования

Всего утверждено 34 ФПСАД:

№ 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

№ 2. Документирование аудита

№ 3. Планирование аудита

№ 4. Существенность в аудите

№ 5. Аудиторские доказательства

№ 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

№ 7. Внутренний контроль качества работы в аудите

№ 8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом

№ 9. Аффилированные лица

№ 10. События после отчетной даты

№ 11. Применимость допущения непрерывности деятельности

№ 12. Согласование условий проведения аудита

№ 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

№ 14. Учет требований нормативных правовых актов РФ в ходе аудита.

№ 15. Понимание деятельности аудируемого лица.

№ 16. Аудиторская выборка.

№ 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.

№ 18. Получение аудитором подтверждений информации из внешних источников.

№ 19. Особенности первой проверки аудируемого лица.

№ 20. Аналитические процедуры.

№ 21. Особенности аудита оценочных значений.

№ 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

№ 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

№ 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

№ 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.

№ 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

№ 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

№ 28. Использование работы другого аудитора.

№ 29. Использование работы внутреннего аудита.

№ 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.

№ 31. Компиляция финансовой информации.

№ 32. Использование аудитором результатов работы эксперта.

№ 33. Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой ) отчетности.

№ 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

В преамбуле к каждому стандарту указано, что в основу его положен соответствующий международный стандарт аудита. В настоящее время разрабатывается еще ряд ФПСАД в соответствии с МСА.

Всегда, когда аудиторы делают выборки из совокупностей, их целью является получение представительной выборки. Представительная выборка — это выборка, характерные особенности которой такие же, как и у совокупности. Непредставительную выборку можно получить в двух случаях: при не выборочной ошибке и при большой ошибке выборки (рис. 11). Риск их появ­ления называется соответственно не выборочным риском и выборочным риском. Оба этих риска можно контролировать.

Собственник бизнеса для эффективного управления должен владеть полной информацией о хозяйственной деятельности. Лишь на основе достоверных данных можно оценить экономическую результативность управленческих решений.

Хозяйственный контроль – неотъемлемая составляющая получения правдивой информации о финансовом состоянии субъекта предпринимательства. Аудит — главный инструмент контроля. Он подразумевает под собой сбор, анализ и оценку фактов функционирования предприятия.

Выделяют внешний и внутренний аудит. Под внешним аудитом подразумевают независимый анализ отчетности юридического лица на соответствие норм хозяйственного и налогового законодательства РФ. Внутренний аудит призван выявить слабые стороны структуры и оптимизировать процессы.

В осуществлении аудита заинтересованы не только инвесторы. Акционеров интересует, в первую очередь, получение прибыли и распределение дивидендов. Кредиторов и поставщиков интересует платежеспособность. Работников – стабильность положения для понимания собственной занятости и получение регулярных выплат. Аудиторское заключение предъявляется по требованию гос. органов: правоохранительной системы, юстиции и банковской сферы.

Аудиторское заключение

Итог проверки оформляется в виде аудиторского заключения. Документ должен содержать обязательные пункты:

  • данные об аудируемом лице;
  • реквизиты аудиторской фирмы (указывается номер из реестра аудиторов);
  • перечень аудируемой отчетности;
  • выполненные процедуры;
  • вывод о достоверности отчетности, несоответствия и замечания к документам, степень их существенности и влияния на точность фактических данных.

Аудитор в ответе за выраженное мнение об аудируемом лице. При невозможности определить правдивость данных выдается отказ от выражения мнения с указанием причин, повлиявших на невозможность получения доказательств.

Аудиторское заключение может быть:

  1. Безоговорочно положительное – полностью подтверждает правдивость отчетности предприятия, выдается, если у аудитора не было ограничений в работе, противоречий с руководством.
  2. Модифицированное – содержит замечания к отчетности, оформляется, если у аудитора есть основания усомниться в точности данных и профессиональные подтверждения своего мнения.
  3. Отрицательное – если отчетность заведомо ложная, составлена неверно, на основании неправдивых данных, недостоверно отображает экономическое положение субъекта проверки.

Ответственность за содержание отчетности несет руководитель предприятия, а за оценку правдивости – аудитор. После получения отрицательного аудиторского заключения главный бухгалтер должен исправить ситуацию. Ошибки, выявленные после сдачи отчетности, исправляются в текущем периоде, с помощью записей по соответствующим бух. счетам.

Особенности внешнего

Открытые акционерные общества, кредитные, страховые организации, брокеры и фондовые биржи, муниципальные предприятия, государственные внебюджетные фонды, юридические лица с выручкой в 500000 раз больше минимальной зарплаты или актива баланса больше в 200000 раз обязаны ежегодно проводить внешний аудит. Обязательный аудит проводится только аттестованными аудиторами.

Цель внешнего аудита – установить соответствие данных финансовой отчетности имущественному положению субъекта предпринимательства.

В процессе внешнего аудита решаются следующие задачи:

  1. Соблюдение учетной политики – достоверно ли отражаются все хозяйственные операции.
  2. Законность сделок и операций.
  3. Правильность определения доходов, расходов, их отнесения к отчетным периодам.
  4. Правомерность расчета и уплаты налогов.
  5. Дифференцирование капитальных и текущих расходов.
  6. Соответствие данных синтетического и аналитического учетов.
  7. Достоверность бухгалтерской отчетности.

После подписания договора аудиторская организация приступает к проверке. Процедура проводится по оформленной программе и плану аудита.

В ходе аудита применяются методы выборочной или сплошной выборки. Осуществляется проверка арифметических расчетов, правильность оформления документации, отображения первичных документов в учете, соблюдение правил отображения хозяйственных операций и норм законодательных актов.

Цели и задачи внутреннего

Внутренний аудит может быть направлен как на решение отдельных проблем, так и на оценку работы всей организации. Цели соответствуют выдвигаемым требованиям руководства. Проверка осуществляется отделом аудита, при наличии в штате, либо специально созданной комиссией.

Внутренний аудит проводится в следующих ситуациях:

  • подготовка к продаже – для получения информации о реальном положении дел;
  • реорганизация структуры предприятия – улучшение взаимодействия всех подразделений;
  • увольнение главного бухгалтера, финансового директора;
  • изменение бизнес-направленности – выявление неэффективных методов ведения бизнеса и возможных проблем, оптимизацию использования имеющихся ресурсов;
  • подготовка в комплексной налоговой проверке;
  • имеются подозрения намеренного искажения информации.

В ходе добровольной проверки инициативная группа может проверять все отрасли деятельности и департаменты или быть узконаправленной на определенные области учета.

Задачи внутреннего аудита:

  • оценка внутренней информации и отчетов;
  • проверка исполнения внутренних процедур;
  • контроль за активами;
  • недопущение краж, убытков и потерь.

Регламентируются функции внутренних аудиторов положениями, утвержденными на предприятии. Внутренний контроль качества действует в собственных интересах. Аудиторские выводы доводят до исполнительного органа или до учредителей.

Результат проверки всегда оформляется в виде отчета, с обязательным указанием замечаний и рекомендаций. При необходимости осуществляется повторная проверка, на предмет их устранения.

Сравнительная характеристика по отличиям

Внешний Внутренний
Инициатор Собственник Руководство
Цель Проверка правильности ведения учета, подтверждение данных финансовой отчетности Оценка достоверности информации о деятельности организации, эффективности работы
Регламентируется Законодательством, международными стандартами аудита Внутренними положениями и инструкциями
Кто осуществляет Независимые аудиторы, с подтвержденной квалификацией Штатные сотрудники — отдел аудита или ревизионная группа
Оплата Согласно договору По штатному расписанию
Взаимодействие Нет зависимости, объективная оценка Подчиненность, есть влияние со стороны исполнительных органов предприятия
Периодичность Раз в год В течение года
Методы Утвержденная методика Исходя из задач
Ответственность за нарушения Установлена законами и кодексами Установлена должностными обязанностями
Заключение Может публиковаться Передается только заказчику
Результат Мнение о достоверности отражения финансового положения Вносятся предложения по улучшению

Сходство внешнего и внутреннего аудита в том, что оба вида направлены на определение правдивости данных в финансовой отчетности, выявление ошибок в учете. Аудиторский вывод позволит сделать заключение об экономическом положении и эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Мнение по ведению внутреннего аудита в компании от специалиста мирового класса — ниже.

Особенности внешнего и внутреннего аудита (стр. 1 из 6)

Аннотация.

Государственный финансовый контроль в РФ возложен на Счетную палату при Президенте РФ, Федеральное казначейство, Государственную налоговую службу, Федеральную службу налоговой полиции, Министерство финансов, Центральный банк и др. Основные задачи государственного финансового контроля – проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведение бухгалтерского учета; Эффективности и экономности расходования государственных средств; правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации, финансируемые из бюджета, коммерческие структуры в части уплаты налогов в бюджет.

Аудит, является методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. В отличии от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся отработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогать выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

В этой работе рассматривается внутренний и внешний аудит их организация, основные этапы проведения аудиторских проверок, их отличие и взаимосвязь.

Введение …………………………………………………………………. 4

Организация внутреннего аудита на предприятии …………………… 6

Цели и основные принципы внутрихозяйственного контроля ………. 6

Сущность и функции внутреннего аудита …………………………….. 9

Оценка эффективности системы внутреннего контроля …………….. 11

Организация внешнего аудита ………………………………………… 12

Основные этапы аудиторской работы ………………………………… 12

Подготовка аудиторской проверки ……………………………………. 13

Планирование аудита. Аудиторский риск ……………………………. 14

Проведение аудиторской проверки …………………………………… 16

Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок

Документирования ……………………………………………………… 16

Методы получения аудиторских доказательств (методы аудиторской

проверки) ……………………………………………………………….. 17

Аудиторская выборка ………………………………………………….. 18

Оформление результатов аудита ……………………………………… 19

Информация для руководства проверяемого предприятия …………. 19

Виды, структура и порядок составления аудиторского заключения о

бухгалтерской отчетности …………………………………………….. 20

Отличительные черты внутреннего и внешнего аудита ……………. 22

Заключение …………………………………………………………….. 24

Список использованной литературы ………………………………… 25

Введение.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг (1).

Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Задача аудитора – проверить состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, сформулировать объективные выводы, дать необходимые рекомендации.

Аудит, по мнению зарубежных специалистов (2), — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом. Он направлен на снижение до приемлемого уровня информационного риска, то есть вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей.

Основным принципом , регулирующим аудит, является совокупность определенных этических и профессиональных норм: независимость, честность и объективность аудитора, его профессионализм, компетентность и добросовестность, конфиденциальность информации, ответственность.

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и др.

С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды аудита.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений.

Аудит экономического субъекта может быть инициативным (добровольным) или обязательным. Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с Постановлением Правления РФ от 07.12.94 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» (с изм. от 25.04.95г.) обязательную проверку своей годовой бухгалтерской отчетности проводят:

— открытые акционерные общества;

— банки и другие кредитные учреждения;

— страховые организации и общества взаимного страхования;

— товарные и фондовые биржи;

— инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);

— внебиржевые фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

— благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых добровольное отчисления юридических и физических лиц;

— экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Организация внутреннего аудита на предприятии.

Цели и основные принципы внутрихозяйственного контроля.

Для успешной деятельности предприятия, повышение уровня рентабельности, сохранения и приумножения его активов необходимым отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный контроль. Руководство предприятия несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам и специфике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно.

Система контроля должна быть экономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны быть меньше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если система внутрихозяйственного контроля будет эффективно функционировать, это позволит сократить расходы на проведение внешнего аудита.

Система внутрихозяйственного контроля предприятия включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему и процедуры контроля. В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, а также в бухгалтерском учете.

Среда контроля – это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников предприятия к контролю, степень значимости контроля для предприятия. При оценке среды контроля выделяются следующие элементы: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, влияние внешних факторов.

Стиль и основные принципы управления выражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, например в степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственных операций либо стремление избегать любых форм риска, соблюдении высшими руководителями этнических норм поведения либо нарушении финансовой дисциплины.

Особенности организации внешнего и внутреннего аудита

Аудиторский контроль подразделяется на внешний и внутренний

Внутренний аудит — система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, существующая в организации, действующая в интересах ее руководства (собственника) и регламентированная внутренними документами.

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Внутренний аудит является элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникла на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Внутренний аудит имеет информационное и консультационное значение, призван содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Отдельные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиняющихся главному бухгалтеру или финансовому директору. Однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

  • — контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
  • — подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;
  • — подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
  • — анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
  • — оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Главные задачи внутреннего аудита:

  • — осуществление постоянного контроля за расходами на предприятии;
  • — выработка мер по их снижению.

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями с целями:

  • — объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности;
  • — подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия;
  • — повышения эффективности его деятельности;
  • — изыскания неиспользованных резервов производства.

Его основная цель — установление достоверности и соответствия действующим нормам и действующему законодательству.

Внешний аудит в РФ в зависимости от направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на:

  • — общий аудит;
  • — страховой аудит;
  • — банковский аудит;
  • — аудит бирж;
  • — аудит внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

аудит межбанковский кредит внутренний

Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время имеют существенные различия.

В зависимости от различных оснований выделяются следующие отличия внутреннего и внешнего аудита:

  • 1. по объекту аудита:
    • — внутренний аудит использует внутренние информационные системы предприятия;
    • — внешний аудит — систему учета и финансовую отчетность предприятия;
  • 2. по целям аудита:
    • — при внутреннем аудите определяется руководством;
    • — при внешнем — законодательством;
  • 3. по средствам, используемым в аудите:
    • — выбираются самостоятельно при внутреннем аудите;
    • — определяются общепринятыми стандартами при внешнем;
  • 4. по виду деятельности:
    • — при внутреннем аудите представляет собой исполнительскую деятельность;
    • — при внешнем — предпринимательскую деятельность.
  • 5. по характеру взаимоотношений между аудиторами и руководством (собственником) экономического субъекта:
    • — при внутреннем аудите представляет собой отношения подчинения руководству (вертикальные связи);
    • — при внешнем аудите присутствует равноправное партнерство;
  • 6. по субъектам, осуществляющим аудит:
    • — внутренний аудит осуществляется, главным образом, сотрудниками предприятия;
    • — внешний — независимыми специалистами, имеющими аттестат.

Для аудитора, проводящего требуемый законом внешний аудит, необходимо изучить результаты внутреннего аудита, с тем, чтобы сэкономить время и избежать дублирования работы. Внешний аудитор обязан исследовать деятельность внутреннего аудитора на предмет эффективности и надежности, так как результаты внутреннего аудита влияют на процесс планирования предстоящей проверки.

Взаимосвязь внутреннего и внешнего аудита влияет на повышение эффективности аудиторской проверки при условии:

  • — взаимной координации планов аудиторских проверок;
  • — обмена отчетами;
  • — взаимного доступа к рабочей документации;
  • — совместного представления отчетов руководству (собственнику) организации;
  • — общего порядка документирования аудита.

Также можно выделить следующие различия:

Ответственность:

внешний аудит — устанавливается законодательными и нормативными актами ответственность перед аудируемым лицом и третьими лицами, которые являются пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности и другой проверенной аудиторами информации;

внутренний аудит — устанавливается должностными инструкциями и Положением о службе внутреннего аудита ответственность перед руководством или собственниками организации.

Периодичность контроля:

внешний аудит — обычно с годовым интервалом или другими интервалами, предусмотренными договором об аудите;

внутренний аудит — непрерывный контроль в течение всего года.

Условия независимости:

внешний аудит — требования законодательства о родственной, финансовой и юридической независимости сторон;

внутренний аудит — организация отдельной самостоятельной службы внутреннего аудита, обеспечивающей независимость от руководителей подразделений и специалистов организации, но полностью зависимой от руководителя или собственника организации. Цель оценки системы внутреннего контроля организации:

внешний аудит — выявить слабые места контроля, чтобы скорректировать содержание программы аудита, а также оценить аудиторский риск и определить объем аудиторской проверки;

внутренний аудит — выявить слабые места контроля, чтобы разработать новые или усовершенствовать существующие средства контроля.

Существенность в аудите:

в аудиторском заключении внешний аудитор отражает только существенные обстоятельства; уровень существенности или предельно допустимое отклонение (ошибка) в информации используется внешними аудиторами для обоснования вида аудиторского заключения, т.е. обоснования мнения о достоверности финансовой отчетности;

внутренние аудиторы не выражают мнения о достоверности отчетности, но определяю! существенность информации, чтобы обосновать выборочность контрольных действий службы внутреннего аудита, так как разрабатываются средства контроля только по существенным направлениям, что необходимо для экономической окупаемости применяемых средств контроля.

Отчетность:

внешний аудит — аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности или другой проверяемой информации;

внутренний аудит — отчет руководству организации или представительному органу собственника о проделанной работе, о результатах оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля и рекомендации по се совершенствованию.

admin