Внеурочная деятельность

ArturVerkhovetskiy / .com

Минпросвещения России настаивает на том, что посещение так называемых внеурочных занятий является обязательным для учеников (письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216).

Эти внеурочные занятия могут принимать разное обличье (кружки, семинары, дополнительные «часы», «подготовка к ЕГЭ» и т. п.), наиболее болезненные из которых – это факультативы в виде «нулевых» или, наоборот, восьмых-девятых уроков, а также занятий по выходным дням.

При этом «школьный» СанПин 2.4.2.2821-10 запрещает начинать учебный день ранее восьми утра и проводить больше семи уроков в день (и то старшеклассникам, остальным – еще меньше). Однако санитарные ограничения касаются именно уроков, а не внеурочной деятельности. Пользуясь этой лазейкой, школы зачастую объявляют нулевые и предвечерние уроки в сетке расписания именно внеурочными занятиями. Правда, ученики (и их родители) не всегда способны отличить, скажем, алгебру от факультатива по алгебре: зачастую и там, и там один учитель, один учебник, одни темы, а после прогула и невыполненной домашки в дневнике появляются двойки.

Обязательно ли посещать эти внеурочные занятия? Долгое время считалось, что ходить на «внеурочку» можно по желанию:

  • организация внеурочной деятельности на добровольной основе прямо предусмотрена упомянутым СанПиНом, а школы обязаны соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании));
  • внеурочная деятельность на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений прямо предусмотрена соответствующими ФГОС (которые, кстати, дополнительно увязывают организацию урочной и внеурочной деятельности с соответствием санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам);
  • образовательная программа, согласно требованиям ФГОС, включает в себя учебный план и план внеурочной деятельности (то есть две разные части), при этом Закон об образовании обязывает ученика посещать учебные занятия, предусмотренные лишь учебным планом (п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), о посещении занятий из плана внеурочной деятельности Закон об образовании ничего не говорит.

Однако Минобрнауки России еще прошлым летом разослало методические рекомендации, в которых прямо и недвусмысленно сказано: «участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным».

Теперь – уже новое министерство – представило правовое обоснование указанному тезису: посещать «внеурочку» нужно потому, что план внеурочной деятельности является частью основной образовательной программы образовательной организации, а ст. 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе выполнять задания, данные учителем в рамках образовательной программы, и самостоятельно готовиться к занятиям.

В статье рассмотрены основные направления внеурочной деятельности и способы их реализации в общеобразовательных учреждениях.

Духовно-нравственное направление

Социальное направление

Общекультурное направление

Такая важная часть учебно-воспитательного процесса, как внеурочная деятельность, всегда была в центре внимания педагогов и методистов. Организация досуга учащихся – безусловно, важный показатель не только освоения образовательной программы, но и интереса школьников к личностному развитию. В какой-то степени уровень вовлеченности детей во внеурочную деятельность характеризует атмосферу школы в целом.

В процессе ее реализации педагогами могут быть поставлены такие задачи, как:

  • Обеспечение школьникам общественно-полезного досуга совместно с театрами, библиотеками и домами творчества юных;
  • Формирование желания заниматься разнообразной деятельностью;
  • Включение учащихся в единую позитивную коммуникацию;
  • Умение школьников сообща находить решение проблем, развитие навыков взаимодействия как между собой, так и с педагогами, и старшеклассниками;
  • Воспитание таких личных качеств, как упорство в достижении цели, усидчивость и трудолюбие;
  • Формирование положительного отношения ребят к таким основным понятиям, как мир, Родина, природа, семья, культура, человек и проч.

Занятия по внеурочной деятельности могут вести учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители, в начальной школе – учителя соответствующего профиля.

На вопрос о том, сколько основных направлений имеет внеурочная деятельность, нельзя ответить однозначно. В этом случае у каждого методиста и классного руководителя может быть свое мнение, которое хоть и опирается на базисный учебный план, но не может быть продиктовано только им.

Тем не менее, можно выделить общие направления организации досуга учащихся.

Духовно-нравственное направление

Воспитание активной гражданской позиции и здорового патриотизма – вот главная цель мероприятий этого направления. При разработке программы досуга наставникам следует ориентироваться на формирование ответственной, нравственно зрелой личности.

Планируемые результаты внеурочной деятельности могут быть разделены на три ступени. Сначала учащимся следует рассказать об общественном устройстве, о том, какое поведение общество одобряет, а какое – нет, и объяснить причины.

Затем нужно дать представление о социальной реальности, сформировать у детей положительное отношение к таким основным общественным ценностям, как толерантность, уважение к свободе выбора, любовь к своей Родине и своему народу. Наконец, результаты третьей ступени предполагают получение учащимися начального опыта поведения в обществе.

В рамках этого направления возможно проведение широкого спектра самых разных мероприятий: от уроков мужества до возложения цветов к памятникам Героев Великой Отечественной войны и встреч с ветеранами, от составления семейного генеалогического древа до проведения праздника мам, от экскурсий в лес до проведения экологических викторин…

Одним словом, результаты работы будут зависеть от личности педагога, ведущего данное направление, от того, насколько его фантазия и вовлеченность в процесс передадутся учащимся и членам их семей.

Социальное направление

Цель проведения мероприятия этого направления – постепенное формирование у школьника активной гражданской позиции, вовлеченности в дела класса и школы, неравнодушного отношения к общим проблемам. Пожалуй, в этом направлении особую значимость приобретает воспитание ответственности и укрепления уверенности в собственных силах.

Для достижения этой цели важно максимальное расширение кругозора учащихся, выбор культурной доминанты развития в качестве приоритетной: так, прекрасным досугом в рамках этого направления может стать театральный кружок. Участвуя в спектаклях для одноклассников и родителей, дети не только развивают речь и пластику, но и учатся сотрудничать друг с другом, а также понимать ценность личности и ее роль в обществе.

Общекультурное направление

В рамках этого направления необходимо сделать акцент на формировании правильного отношения к прекрасному, без которого невозможно представить себе гармоничную личность.

Начать необходимо с формирования умения видеть красоту природы, родного города и страны. Затем младшие школьники должны получить представление о культуре своего народа, научиться видеть ее художественную ценность.

Конечным результатом общекультурного направления должно стать раскрытие творческого потенциала ребят, их стремление принять участие в мероприятиях эстетического и художественного плана.

Досуг для учащихся здесь может быть самым разнообразным: от праздника, посвященного книгам, азбуке и грамоте, до простой игры в слова, от знакомства с богатым миром музыкальных инструментов до хорового пения.

Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных).

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации.

Направления внеурочной деятельности

— спортивно-оздоровительное;

— общеинтеллектуальное;

— духовно-нравственное;

— общекультурное;

— социальное.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы начального общего образования. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.

Численность обучающихся внеурочной деятельности соответствует численности обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования.

В 2020/2021 учебном году внеурочная деятельность организована с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающегося, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

С учетом интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) обучающихся, возможностей образовательного учреждения, объем внеурочной деятельности распределен по годам обучения следующим образом: 1 класс – 165 ч, 2- 4 классы – 170 ч. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

Организация внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов выстроена в едином образовательном пространстве за счет использования ресурсов образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности осуществляется в формах, предусматривающих постоянный и переменный состав обучающихся, гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), сочетающих индивидуальную и групповую работу, обеспечивающих активность и самостоятельность обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, деловые игры и пр.

Занятия проводятся во второй половине дня. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется в соответствии с действующими СанПиН и соответствует различным сменам видов деятельности младших школьников.

Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 30 минут.

Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса.

Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия.

Нормативные документы

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993)

Письмо Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»

Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ НОШ № 437 Курортного района Санкт-Петербурга

Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания.

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС НОО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

— обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;

— учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

( спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы , конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

— базовая модель.

— модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы дополнительного образования детей);

— модель «школы полного дня»;

— оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

— инновационно- образовательная модель.

Базовая модель:

реализуется через

— учебный план,

— дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений,

— дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,

— организацию деятельности группы продленного дня,

— классное руководство,

— деятельность иных педагогов,

— инновационную деятельность.

Опираясь на базовую модель, предлагается несколько типов организационных моделей внеурочной деятельности.

Модель дополнительного образования:

внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Предполагает использование возможностей ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Преимущества: предоставление широкого спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения, самореализации ребенка.

Модель школы полного дня:

Создание здоровье сберегающий среды. Возможно лишь в том случае, если есть возможность полноценно оздоравливать: дневной сон, 2х разовое питание, развитие двигательной активности.

Оптимизационная модель:

Сосредоточена на внутренних ресурсах. Подходит для отдаленных школ.

Главный координатор- классный руководитель. Нацелена на развитие коллектива класса, создание органов самоуправления, социально- значимую и творческую деятельность.

Инновационно — образовательная модель

Внедрение совершенно нового, того, что еще не практиковалось в данном учреждении.

Предполагает создание экспериментальной площадки, разработку, апробацию , внедрение новых образовательных программ, в том числе специфических для данной местности.

Каждая школа выбрала свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и возможностей.

Нормативными документами исключены количественные показатели объема времени, отводимого на организацию внеурочной работы: каждое образовательное учреждение, родители и дети самостоятельно определяют количество времени, отводимого на реализацию внеурочной деятельности, но оно не должно превышать 10 часов в неделю.

ФГОС. Что это такое?

ФГОС — это документ «Федеральный государственный образовательный стандарт», который устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения.

Тексты Федеральных государственных образовательных стандартов:

ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);

ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

ФГОС среднего общего образования — утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №413.

ФГОС дошкольного образования — утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.

Введение федеральных государственных стандартов общего образования будет вводиться поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех школах страны вводится ФГОС начального общего образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования, с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования.

Принципы работы по ФГОС

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ ИТШ города Москвы

Образовательная программа начального общего образования ГБОУ ИТШ г. Москвы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (2010 г.) для начальной школ.
Данная программа разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в ГБОУ ИТШ, отраженных в программе развития школы.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • переход к образовательному процессу, включающему личностно-ориентированное, метапредметное, практико-ориентированное содержание образования и активные, мотивирующие формы организации образовательного процесса, способствующие эффективному развитию процессов личностного самоопределения обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей.

Задачи основной образовательной программы начального общего образования:

  • воспитать высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
  • сформировать у обучающихся основы гражданской идентичности личности, психологические условия развития общения, сотрудничества;
  • развить ценностно-смысловой сферы личности;
  • развить умения учиться, самостоятельность, инициативу и ответственность;
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;
  • развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;
  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;
  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях: учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественно-научной, технологической;
  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

admin