Внеочередная аттестация сотрудника

Могут ли аттестованные лица подлежать внеочередной аттестации. На основании каких документов может быть проведена внеплановая аттестация сотрудника

В каких случаях проводится внеочередная аттестация? Как и при проведении мероприятия планового характера, при внеочередной аттестации преследуется цель определить соответствие деловых качеств и результатов работы сотрудника предъявляемым к должности требованиям. Однако, в отличие от плановой процедуры, от результатов внеочередной аттестации исходя из ее сущности (внеурочная проверка служебного соответствия) зависят кадровые решения.

Например, педагоги могут инициировать ее для повышения квалификационной категории. В другой ситуации итогом может стать и увольнение. В качестве примера можно привести внеочередную аттестацию, проведенную в 2011 году при преобразовании милиции в полицию в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 251. По ее окончании в суды в массовом порядке поступали иски уволенных сотрудников органов внутренних дел о восстановлении на работе и признании результатов аттестации незаконными.

Проверка квалификации в организации частного сектора проводится в соответствии с локальным нормативным актом (ЛНА), принятым с учетом мнения профсоюза или другого представительного органа работников (при его наличии, ст. 81 Трудового кодекса). Подробнее о его принятии и составлении — в материале на сайте по ссылке: Составляем положение об аттестации работников – образец.

ВАЖНО! Варианты проведения аттестации (плановая, внеплановая) в ТК РФ не раскрываются, следовательно, они могут быть установлены в ЛНА организации с учетом норм ТК РФ и с соблюдением прав сотрудников.

Если на работе вдруг проводят переаттестацию работников: организационные условия проведения внеплановой аттестации

Кроме положения об аттестации, предусматривающего возможность ее внепланового проведения, необходимо наличие следующих обстоятельств:

  1. Существование ЛНА, регулирующих работу сотрудника, и его письменное ознакомление с ними. Одним из основных документов является должностная инструкция, однако само по себе ее отсутствие не может быть основанием для отмены результатов аттестации, поскольку ТК РФ не требует ее наличия. Обязанности работника могут содержаться в иных ЛНА. Подробнее по этой теме, а также о мнении Роструда по этому поводу читайте в статье на сайте по ссылке: Обязательна ли должностная инструкция в организации?.
  2. Соблюдение требований ЛНА в части подготовки основания для проведения аттестации (об этом ниже).
  3. Надлежащее информирование работника о предстоящем проведении аттестации и ее основаниях (под расписку или по почте). Его отсутствие — одно из оснований для отмены результатов (апелляционное определение СК по гражданским делам Магаданского облсуда от 01.12.2015 по делу № 33-1349/2015).

Заблаговременное ознакомление сотрудника с вопросами, которые будут ему предложены, не относится к числу обязательных требований. Его отсутствие не нарушает трудовые права. Также необязательно проведение учебных мероприятий, если обязанности работника изложены в ЛНА и он не обращался за какими-либо разъяснениями или с просьбой о содействии (апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Респ. Бурятия от 24.06.2015 по делу № 33-2086/2015).

О том, как уволить работника в связи с несоответствием занимаемой должности, читайте готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Основания для внеплановой аттестации

Внеплановая аттестация не может быть проведена произвольно, для этого требуются объективные основания (см. апелляционное определение Мосгорсуда от 14.12.2015 № 33-47161/15).

К числу подобных относят, в частности, проявление некомпетентности. Такое нарушение дисциплины, как прогул, не может служить в этом качестве, поскольку не характеризует квалификацию (уровень умений и др., ст. 195.1 ТК РФ), а при аттестации подлежит установлению соответствие занимаемой должности с оценкой отзыва о деловых качествах сотрудника (определение СК по гражданским делам Магаданского облсуда от 15.12.2015 по делу № 33-1476/2015).

Положение об аттестации может предусматривать следующие основания для ее проведения:

  1. Необходимость определения списка оставляемых работников при сокращении штата (чтобы оставить на остающихся должностях сотрудников с наиболее высоким уровнем квалификации).
  2. Выявление факта служебного несоответствия.
  3. Привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение должностных обязанностей.

Каждое из оснований должно иметь документальное подтверждение (материалы служебного расследования, служебная записка руководителя и др.).

При наличии надлежащим образом подтвержденного основания и соблюдении процедуры (подробнее об этом читайте в нашей статье по ссылке: Проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности в 2017 году) работник может быть уволен по п. 3 ст. 81 ТК РФ (кроме категорий сотрудников, перечисленных в ст. 261 ТК РФ) или переведен на другую должность с его согласия.

Последствия неправильного увольнения по п. 3 ст. 81 ТК РФ по результатам внеочередной аттестации

Последствиями нарушения порядка проведения аттестации или прав работника, закрепленных в ТК РФ, могут быть:

  • признание незаконными результатов аттестации и приказа об увольнении по п. 3 ст. 81 ТК РФ;
  • восстановление сотрудника на работе или изменение формулировки записи об увольнении (если работником будет предъявлено такое требование);
  • взыскание зарплаты за время вынужденного прогула;
  • взыскание компенсации морального вреда;
  • привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Примером такого судебного акта является апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского облсуда от 08.10.2015 по делу № 33-10450/2015. Судом было установлено, что сотрудник ответил на 14 из 15 заданных вопросов, что является достаточным (2/3) уровнем знаний при проверке согласно относимому к ситуации нормативному акту.

Итак, внеочередная аттестация проводится в разных случаях (для установления категории, при сокращении, для проверки квалификации провинившегося работника). Объективные основания для ее проведения должны быть установлены ЛНА организации. В случае надлежащего оформления результатов по итогам такой аттестации сотрудник с его согласия может быть переведен на другую должность или уволен.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.



АТТЕСТАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Елфимова Елена Владимировна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург), e-mail: Elfimovaav@mail.ru

Софронова Анастасия Юрьевна

Психолог отдела по работе с личным составом Курганского линейного отдела

МВД России на транспорте (Курган), e-mail: nas59681@yandex.ru

С учетом особенностей правового регулирования службы в органах внутренних дел предложено определение понятия «аттестация сотрудника органов внутренних дел». Сформулированы предложения о необходимости проведения аттестации в случае исключения сотрудника органов внутренних дел из кадрового резерва за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; об обеспечении единства требований к порядку зачисления и исключения из кадрового резерва; об уточнении срока проведения аттестации в отношении ранее прикомандированного сотрудника органов внутренних дел, прибывшего по месту постоянной службы по истечении срока прикомандирования; об обеспечении согласованности и непротиворечивости законодательства при применении некоторых мер поощрения сотрудников органов внутренних дел; о целесообразности представления на заседание аттестационной комиссии заключения психолога, что позволит всесторонне оценить личность аттестуемого сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: аттестация, мотивированный отзыв, прохождение службы в органах внутренних дел, прикомандирование сотрудника органов внутренних дел, меры поощрения, личные и деловые качества сотрудника органов внутренних дел

CERTIFICATION OF THE INTERNAL AFFAIRS STAFF: ISSUES OF LEGISLATION IMPROVEMENT

Elfimova Elena

Ural State Economic University (Yekaterinburg), e-mail: Elfimovaav@mail.ru Sofronovа Anastasiya

Kurgan Line Department of the Ministry of the Interior of Russia on Transport (Kurgan), e-mail: Nas59681@yandex.ru

Аттестация — обязательный элемент прохождения любого вида государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее — ОВД). В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее — Закон о службе в ОВД) цель проведения аттестации заключается в определении соответствия сотрудника ОВД замещаемой им должности в ОВД. Аттестация является обязательной и проводится планово раз в четыре года, а в некоторых случаях — вне очереди, например если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 33 Закона о службе в ОВД).

В науке административного права большое внимание уделяется государственной гражданской службе, о чем свидетельствует количество диссертаций и публикаций на эту тему в ведущих рецензируемых журналах, а военная или иные виды государственной службы, как правило, не пользуются таким интересом научного сообщества. Так, к вопросам аттестации государственных гражданских служащих обращались видные ученые-административисты1. Понятие аттестации в основном определяется ими через указание на цели ее проведения. А. А. Гришковец считает, что «аттестация гражданского служащего — это административно-правовая форма периодической оценки его профессиональных и личностных качеств, процессов и результатов профессиональной и служебной деятельности, проводимой в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, выявления возможности замещения им вышестоящей должности, а также в целях повышения эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего».

Непосредственно понятию «аттестация сотрудника ОВД» должного внимания в юридической литературе не уделяется. Учитывая приведенное выше определение понятия аттестации гражданского служащего и особенности аттестации в ОВД, предлагаем понимать под аттестацией сотрудника ОВД регламентированную Законом о службе в ОВД и нормативными правовыми актами МВД России процедуру, осуществляемую специально созданным коллегиальным органом (аттестационной комиссией) для определения соответствия сотрудника замещаемой должности в ОВД, проводимую на основе принципов исключения возможности возникновения конфликта интересов, всесторонности, объективности, коллегиальности, полноты, завершающуюся вынесением аттестационной комиссией рекомендаций, на основе которых уполномоченный руководитель принимает решение о дальнейшем прохождении службы аттестуемым сотрудником ОВД. Проведение аттестации позволяет снизить влияние субъективного фактора в оценке кадров ОВД, расторгнуть контракт с нерадивыми сотрудниками, не соответствующими занимаемой должности, выявить сотрудников, работающих результативно и с максимальной отдачей, рекомендовать их к поощрению, перемещению на вышестоящую должность2.

Законодательство, регламентирующее правовые основы деятельности правоохранительных органов и прохождения службы в них, далеко от совершенства, и хотя степень урегулированности служебных правоотношений во всех видах государственной службы с каждым годом повышается, принимаются новые законы, исправляются действующие, по-прежнему немало вопросов требует разрешения. Не будем утверждать, что от определенности, ясности и непротиворечивости законодательства о службе в правоохрани-

2 Занина Т. М, Набиев В. В. Проблемы правового регулирования проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Адм. право и процесс. 2016. № 9. С. 30-32.

тельных органах напрямую зависит правопорядок в стране, но некоторое влияние здесь присутствует. Поэтому правовые нормы, регламентирующие аттестацию сотрудников ОВД, нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Следует разрешить вопрос, связанный с отсутствием в законодательстве требования о необходимости проведения аттестации в случае исключения сотрудника ОВД из кадрового резерва за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Напомним, что кадровый резерв в ОВД формируется для замещения должностей высшего начальствующего состава и руководителей (начальников) из числа среднего и старшего начальствующего состава (ч. 1 ст. 78 Закона о службе в ОВД). При принятии решения о включении сотрудника в кадровый резерв предусмотрено проведение его аттестации, по итогам которой выносится рекомендация о соответствии сотрудника замещаемой должности и целесообразности включения его в кадровый резерв для замещения должности руководителя (начальника) (п. 3 ч. 13 ст. 33 Закона о службе в ОВД). Указанная рекомендация выступает основанием для принятия уполномоченным руководителем решения о включении сотрудника в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в ОВД (п. 1 ч. 16 ст. 33 Закона о службе в ОВД).

Согласно Порядку формирования кадровых резервов МВД России, его территориальных органов и подразделений, утвержденному приказом МВД России от 30 августа 2012 г. № 827 (далее — Порядок формирования кадровых резервов МВД России), сотрудник ОВД подлежит исключению из кадрового резерва за неудовлетворительное выполнение своих служебных обязанностей, снижение уровня и результатов служебной деятельности. Однако законодательством не устанавливается процедура исключения сотрудника ОВД из кадрового резерва по указанному основанию.

Вместе с тем вопросы, касающиеся профессионализма и компетентности, качества выполнения служебных обязанностей, оценки результатов служебной деятельности сотрудников ОВД (ч. 2 ст. 75 Закона о службе в ОВД) являются предметом рассмотрения на заседании аттестационной комиссии. При этом непосредственный руководитель вправе инициировать проведение внеочередной аттестации, указав в мотивированном отзыве1 конкретные упущения и недостатки, послужившие основанием для проведения аттестации.

В ч. 13 ст. 33 Закона о службе в ОВД законодатель перечисляет рекомендации, которые вправе принять аттестационная комиссия по итогам проведения аттестации. Среди них нет той, которая позволяла бы исключить сотрудника из кадрового резерва за неудовлетворительное выполнение своих служебных обязанностей, снижение уровня и результатов служебной деятельности, несмотря на то что п. 23 Порядка формирования кадровых резервов МВД России устанавливает такие отрицательные последствия для сотрудника ОВД.

Изложенное свидетельствует о необходимости дополнить ч. 4 ст. 33 Закона о службе в ОВД следующим основанием внеочередной аттестации сотрудника ОВД: «Неудовлетворительное выполнение своих служебных обязанностей сотрудником, снижение уровня и результатов его служебной деятельности в целях решения вопроса о необходимости его исключения из кадрового резерва, а также определения соответствия сотрудника замещаемой должности». Помимо этого, надлежит дополнить перечень рекомендаций по результатам проведения аттестации, закрепленный в ч. 13 ст. 33 Закона о службе в ОВД и в п. 13 Порядка проведения аттестации сотрудников ОВД, рекомендацией следующего содержания: «Сотрудник подлежит исключению из кадрового резерва и повторному

1 Приказ МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Порядок проведения аттестации сотрудников ОВД).

рассмотрению на заседании аттестационной комиссии в течение года в целях подтверждения устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя». Одновременно необходимо внести дополнения в п. 23.8 Порядка формирования кадровых резервов МВД России, а именно указать, что в случае исключения из кадрового резерва по основанию, предусмотренному п. 23.2, рекомендация об исключении из кадрового резерва принимается на аттестационной комиссии. Это позволит обеспечить единство требований к порядку зачисления и исключения сотрудников из кадрового резерва.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В совокупности изложенные предложения помогут объективно оценивать целесообразность исключения сотрудника ОВД из кадрового резерва, в том числе, в целях предотвращения возможного конфликта интересов уполномоченного руководителя, принимающего решение об исключении из кадрового резерва, и лица, находящегося в кадровом резерве для замещения руководящей должности.

Разрешения требует и вопрос о необходимости уточнения срока проведения аттестации в отношении ранее прикомандированного сотрудника ОВД, прибывшего по месту постоянной службы по истечении срока прикомандирования. В настоящее время сотрудник ОВД со своего согласия может быть прикомандирован к другому федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах МВД России для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью МВД России (ст. 32 Закона о службе в ОВД). Порядок прикомандирования должен быть установлен Президентом России, но до настоящего времени он так и не определен.

В соответствии со ст. 33 Закона о службе в ОВД сотрудник ОВД после окончания срока прикомандирования обязан проходить очередную аттестацию в общем порядке, несмотря на то что он, хотя и был прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу «для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью МВД России», проходил службу на должностях в органе государственной власти (а не в ОВД)1 и обязанности по замещаемой должности не выполнял. Такая ситуация противоречит принципу профессионализма и компетентности государственных служащих2. Очевидно, что ранее прикомандированному сотруднику следует предоставить время для возврата к уровню знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения обязанностей по замещаемой должности, который имелся до прикомандирования. Таким образом, целесообразно внести дополнение в ч. 2 ст. 33 Закона о службе в ОВД, предусмотрев для данной категории сотрудников те же сроки аттестации, что и для сотрудников ОВД в случае их назначения на другую должность (ч. 2 ст. 33 Закона о службе в ОВД), т. е. не ранее чем через один год после окончания срока прикомандирования.

Совершенствования также требует процедура применения некоторых мер поощрения сотрудников ОВД по результатам аттестации. В частности, ч. 1 ст. 44 Закона о службе в ОВД предусматривает в качестве меры поощрения присвоение сотруднику ОВД специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности. Положение о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов вну-

1 Апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 марта 2017 г. по делу № 33-2014/2017.

2 См.: ст. 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

тренних дел Российской Федерации» (далее — Положение), устанавливает, что до принятия решения о применении к сотруднику указанной меры поощрения соответствующее представление рассматривается аттестационной комиссией, а в п. 13 Положения содержатся рекомендации аттестационной комиссии, которые могут быть приняты в этом случае. Однако в ст. 33 Закона о службе в ОВД, содержащей перечень рекомендаций, которые могут быть приняты аттестационной комиссией по результатам аттестации, не упоминается возможность вынесения такого решения. В связи с чем в целях обеспечения согласованности и непротиворечивости Положения и Закона о службе в ОВД нужно дополнить ч. 13 ст. 33 последнего нормами, позволяющими аттестационной комиссии рекомендовать или не рекомендовать аттестуемого сотрудника к присвоению специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности.

Для действительной реализации принципов всесторонности, объективности и полноты аттестации сотрудников ОВД необходимо совершенствование процедуры ее проведения. Так, в соответствии с пп. 24.2 и 24.4 Порядка проведения аттестации сотрудников ОВД в зависимости от замещаемой аттестуемым сотрудником должности, а также основания проведения аттестации в мотивированном отзыве непосредственный руководитель (начальник) отражает отношение сотрудника к выполнению служебных обязанностей и характеристику личных и деловых качеств сотрудника. Согласно п. 34 Порядка проведения аттестации сотрудников ОВД обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии могут приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, составивший мотивированный отзыв, и — по просьбе аттестуемого сотрудника — другие сотрудники.

Формально задача по всестороннему и глубокому изучению личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента возлагается на руководителей (начальников) всех уровней1. Однако, как показывает практика, руководители (начальники) служб и подразделений полиции, не имея в подавляющем большинстве специального образования в сфере психологии, к морально-психологической работе относятся недостаточно ответственно и зачастую оценивают личность подчиненного сотрудника с позиции его отношения к службе, которое проявляется в результатах оперативно-служебной деятельности подчиненного сотрудника, а также с позиции соблюдения сотрудником служебной дисциплины и законности. Это не всегда позволяет объективно оценить все многогранные свойства личности подчиненного сотрудника, скрытые за формулировкой «личные и деловые качества».

Общеизвестно, что в каждом территориальном органе МВД России существуют подразделения морально-психологического обеспечения (п. 4.1 Руководства по МПО), где проходят службу сотрудники, имеющие, как правило, высшее образование по профилю деятельности, т. е. чаще психологическое. В числе задач психологической работы — изучение индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников ОВД, в том числе перемещаемых по службе на другие должности в системе МВД России, прогнозирование успешности их профессиональной деятельности (п. 65 Руководства по МПО). Именно психологи ОВД путем непосредственной работы с личным составом методами наблюдения, интервьюирования, консультации, психологического анализа документов, психологического анализа результатов деятельности, опроса, обследования, тестирова-

1 См.: пп. 5, 41 Руководства по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Руководство по МПО).

ния, социометрии, эксперимента, тренинга (п. 66 Руководства по МПО) получают объективные сведения о личности сотрудника любого подразделения ОВД.

В настоящее время сведения о результатах последнего психологического (психофизиологического) обследования аттестуемого сотрудника, социально-психологического исследования в служебном коллективе могут быть представлены только по запросу аттестационной комиссии в течение пяти рабочих дней (п. 38 Порядка проведения аттестации сотрудников ОВД). При этом о необходимости представления этих сведений в отношении аттестуемого в Порядке проведения аттестации сотрудников ОВД не упоминается. На наш взгляд, на заседание аттестационной комиссии наряду с представлением мотивированного отзыва непосредственным руководителем целесообразно представлять заключение психолога, позволяющее всесторонне оценить личность сотрудника. Помимо этого, заслуживает внимания предложение о введении в состав аттестационной комиссии представителя психологической службы, поскольку сотрудники полиции испытывают ежедневные психологические стрессы, психоэмоциональное напряжение и только квалифицированный психолог может определить пригодность конкретного сотрудника для дальнейшего прохождения службы1.

Таким образом, имеющиеся недостатки правового регулирования аттестации сотрудников ОВД позволяют предложить меры по совершенствованию института аттестации для всесторонней, объективной, полной оценки соответствия сотрудника замещаемой должности в ОВД в целях выполнения им стоящих перед МВД России стратегических задач на высоком профессиональном уровне.

Список литературы

Гришковец А. А. Государственная гражданская служба: учеб. курс / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2014.

Занина Т. М., Набиев В. В. Проблемы правового регулирования проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Адм. право и процесс. 2016. № 9.

Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Grishkovec A. A. Gosudarstvennaya grazhdanskaya sluzhba: ucheb. kurs / otv. red. N. Yu. Xamaneva. M., 2014.

Основания и порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел регламентированы ст.33 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»1 и приказом МВД России от 14 марта 2012 года №170 «О порядке проведения аттестации сотрудников ОВД РФ».

В соответствии со ст.33 Федерального закона аттестация сотрудников ОВД РФ бывает очередной (один раз в четыре года) и внеочередной.

Согласно ч.4 ст.33 Федерального закона внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

1) при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

2) при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона (п.5 ч.2 ст.82 — контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел — на основании рекомендации аттестационной комиссии);

3) по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:

а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в случае, установленном частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона (ч.5, 6 ст.36 — при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении должностей в органах внутренних дел);

б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

4) в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Следует отметить, что данный перечень оснований для проведения внеочередной аттестации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит!!!

Пример: сотрудник органов внутренних дел имеет два и более неснятых дисциплинарных взыскания, наложенных в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Только лишь по этим мотивам направление сотрудника для прохождения внеочередной аттестации не представляется возможным. Рассмотрение результатов служебной деятельности такого сотрудника на аттестационной комиссии во внеочередном порядке возможно лишь в случае, когда непосредственным руководителем (начальником) сотрудника органов внутренних дел подготовлен на основании ч.11 ст.33 Федерального закона мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей с выводом о возможном переводе такого сотрудника на нижестоящую должность либо имеется в наличии рапорт самого сотрудника о таком переводе, что подпадает под основание проведения внеочередной аттестации по п.п.1 ч.4 ст.33 Федерального закона.

Следует отметить, что в соответствии с ч.11 ст.33 Федерального закона с мотивированным отзывом непосредственного руководителя (начальника) сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.

Кроме того, согласно ч.10 ст.33 Федерального закона аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 настоящего Федерального закона, а его аттестация переносится.

Таким образом, при проведении внеочередной аттестации необходимо учитывать возможность нахождения сотрудника ОВД в отпуске, на больничном, командировке, так как в этих случаях неявка сотрудника для прохождения аттестации является уважительной, а аттестация такого сотрудника будет перенесена.

В целях соблюдения вышеназванных нормативных предписаний, при вынесении вопроса о проведении внеочередной аттестации сотрудника ОВД на заседание аттестационной комиссии МВД по Республике Марий Эл, соответствующие документы (при решении вопроса об увольнении сотрудника за неоднократное нарушение служебной дисциплины, за грубое нарушение служебной дисциплины, за проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, или переводе его на нижестоящую должность обязательно предоставляются все заключения служебных проверок, приказы о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности с отметками о письменном ознакомлении сотрудника с этими документами) направляются в ОРЛС МВД по Республике Марий Эл не позднее, чем за три рабочих дня до проведения такой аттестации!!!

На основании ч.13 ст.33 Федерального закона по результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

1) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;

2) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

3) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

4) аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.

Данный перечень рекомендаций аттестационной комиссии также является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом члены аттестационной комиссии при принятии решения не связаны с выводами, сделанными в мотивированном отзыве непосредственного начальника (руководителя), подготовленном в соответствии с ч.11 ст.33 Федерального закона!!!

Исходя из действующей судебной практики, при принятии решения об увольнении сотрудника из органов внутренних дел необходимо учитывать следующее:

1. Сотрудник может быть уволен из органов внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины (исчерпывающий перечень таких нарушений указан в ч.2 ст.49 Федерального закона) либо за проступок, порочащий честь сотрудника ОВД. При этом проступок должен соответствовать тяжести совершенного деяния и степени вины. При определении тяжести проступка принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

Например, безусловному увольнению из органов внутренних дел за проступок, порочащий честь сотрудника ОВД, подлежит сотрудник, который вне службы, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял автомобилем.

2. При решении вопроса об увольнении сотрудника в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя необходимо убедиться в том, что именно сам сотрудник совершал правонарушения, причем эти нарушения должны быть достаточно серьезными.

Так, в соответствии с п.40 Дисциплинарного устава ОВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года №1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

При этом следует учитывать, что не имеется правовых оснований для принятия решения об увольнении сотрудника, являющегося начальником (руководителем), имеющим несколько дисциплинарных взысканий, наложенных на него за осуществление ненадлежащего контроля за деятельностью подчиненных!!!

В отношении такого начальника (руководителя) можно принять решение о переводе его на другую должность, в том числе нижестоящую.

При принятии аттестационной комиссией решения о переводе сотрудника на нижестоящую должность обязательно учитываются положения ч.16 ст.33 Федерального закона, по которой аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел представляется руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимают одно из следующих решений:

1) о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

2) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);

3) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

5) о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел;

6) о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с частью 3 статьи 88 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при принятии решения о переводе сотрудника на нижестоящую должность необходимо быть уверенным в том, что такая нижестоящая должность имеется. Кроме того, без письменного согласия самого сотрудника такой перевод осуществить также невозможно!!!

В противном случае в соответствии с ч.10 ст.30 Федерального закона при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник будет уволен со службы в органах внутренних дел.

Во всем остальном при создании аттестационной комиссии, порядке проведения заседания аттестационной комиссии необходимо руководствоваться положениями ст.33 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и приказом МВД России от 14 марта 2012 года №170 «О порядке проведения аттестации сотрудников ОВД РФ».

Подготовлено ПО МВД по Республике Марий Эл

admin