Вишневый сад аргументы

Аргумент ЕГЭ. Тема одиночества. Тема одиночества в драме «Вишневый сад». (Чехов А. П.)

Что такое одиночество? Одиночество может быть физическим и душевным, то есть, когда у человека нет рядом близких, которые могут помочь материально или духовно. Важно для каждого индивида иметь друга, человека, который имеет такие же взгляды. Рассмотрим эту тему в пьесе Чехова «Вишневый сад», она отражена через судьбы главных персонажей.

Тема одиночества в пьесе «Вишневый сад» представлена через образы всех героев произведения. Герои всячески показывают, что любят друг друга и в их отношениях царит спокойствие и доверие.

Но правдивы ли их чувства? Они никакими действиями не подтверждают свои слова, так, например, Раневская не взяла с собой свою родную дочь. Персонажи одиноки и несчастны, Лопахин полностью погружен в предпринимательскую деятельность. Аня уходит вместе с Трофимовым не из-за любви, а от безысходности. Раневская полюбила человека, который обманул ее и фактически обокрал. Ярким примером одиночества является Фирс.В чем счастье лакея? Что для слуг истинное счасть? Конечно, быть нужными хозяевам, ведь это их предназначение и они ничего, кроме этого не умеют. Лакей — персонаж в «Вишневом саду», который имеет характер такой же как у всех слуг, он видит задачу жизни — забота о своих господах, как о собственных детях. Он родился для того, чтобы прислуживать господам и умрет, ухаживая за ними. Почти так и происходит. Ведь после продажи усадьбы и вишневого сада все жители разъезжаются, но Фирс слишком стар и не может сам уйти, а его любимые хозяева забывают верного слугу в заколоченном доме, где персонаж и умирает.

Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам

Сформулировав собственную позицию, надо подобрать конкретные примеры-иллюстрации, основанные на личном читательском опыте, для введения их в текст сочинения-рассуждения можно использовать следующие фразы :

  • В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним рассказ / роман / пьесу … (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…/ Главную героиню этого произведения отличает…
  • Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ / роман / пьесу …(указывается автор и дается название произведения). В этом произведении…
  • Подтверждение тому можно найти и в художественной литературе…
  • Аналогичное отношение (поступок) встречается и в книгах (в романе, повести, рассказе)…
  • В качестве доказательства (подтверждения) можно привести примеры из…
  • Действительно (в самом деле, безусловно)…
  • Вспоминаются… из …

Переход ко второму аргументу:

  • Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
  • Приведу еще один литературный пример, который показывает…
  • О том, как важно …, говорит в своем рассказе / романе / пьесе писатель…

В работе представлены примеры-иллюстрации из произведений писателей-классиков и современных авторов к аргументации собственного мнения по некоторым проблемам, встречающимся в исходных текстах ЕГЭ по русскому языку.

Проблематика сочинений ЕГЭ и примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Проблемы, затронутые автором

Позиция

Литературные примеры-иллюстрации к аргументации собственного мнения

Роль природы в жизни человека

Природа дает человеку гармонию, силы, успокоение, помогает вылечить душевную усталость.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)
  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.

  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»

Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема восприятия природы

Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)
  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.

  • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде – это праздник молодых чувств.

  • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.

Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)

Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе – гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.

  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.

«Отцы» и «дети»

Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое – сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.

Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)
  • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному – уничтожить этот порядок.

  • Ю. Трифонов «Обмен»
  • Рассказывая об отношениях Дмитриева и его матери Ксении Федоровны, Ю.Трифонов в повести «Обмен» говорит об отсутствии духовных связей между самыми близкими людьми. Виктор Дмитриев, постоянно стремящийся уйти от житейских вопросов, не особо задумывается над последствиями жилищного обмена, поддавшись желанию жены, предает больную мать. Для него важнее в жизни оказываются материальное благополучие и обустроенный быт. Но самое страшное в том, что Виктор не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей со своей семьей.
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба» (глава «Уха на Боганиде»)
  • В данной главе В.Астафьев показывает отношение взрослых к детям: рыбаки не просто заботятся о детях, они относятся к ним уважительно, тактично, всерьез воспринимают помощь ребятишек, старающихся помочь вытащить сети, дают им понять, что они совершенно незаменимы при варке ухи. Дети, в свою очередь, отвечают взрослым тем же: Касьянка ухаживает за инвалидом Кирягой и за всей детворой поселка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестер мальчик Аким.

Проблема воспитания

Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.

  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский – доктор Борменталь – Шариков)
  • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя – ни кнутом ни пряником.

Проблема становления личности

Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, – он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».

  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)
  • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.

  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
  • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.

Проблема памяти

Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.

  • А.Т. Твардовский
  • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.

  • В поэме «По праву памяти» А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прикословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь,

предупреждает своих современников:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память – это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.

  • А. Вознесенский «Ров»
  • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.

Проблема истинной любви

Истинная любовь – высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.

  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • Огромное счастье – любить — испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.

Проблема истинной дружбы

Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.

  • В.Л. Кондратьев «Сашка»
  • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше ставшего привычным «передка не пошлют».

Проблема ревности (Что такое ревность?)

Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.

  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.

Проблема одиночества

Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.

  • А.П. Чехов «Тоска»
  • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.

Проблема чести и достоинства

Честь, достоинство – истинные ценности, которые утверждаются поступками.

«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • «Береги честь смолоду» — такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.

  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
  • В «Песне про купца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников – купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.

  • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»
  • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.

Музыка (искусство)

Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.

  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.

  • Глеб Мехед «Скрипач»
  • Герой рассказа Глеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».

Список литературы

1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.

2. Астафьев В.П. Царь-рыба: Роман-газета №5, март 1977.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.

5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).

7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.

9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.

10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.

15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.

Источники информации

1. Баронова М.М. Русский язык. ЕГЭ-Учебник. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.

2. Давыдов С.И., Северенко Ю.Д. Русская литература. – М.: «Высшая школа», 1965.

3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н.Толстого «Война и мир»/ Рис. А.Слепкова. – Изд. 3-е. – Л.: Детская литература, 1989.

4. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2015.

5. Золотусский И.П. Там, на войне. – Литература в школе № 2, 1995.

6. Еремина О. Тема памяти в лирике А.Т.Твардовского. – Литература №15, 2004.

7. Коган А. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – Литература в школе № 2, 1995.

8. Кузнецова М.С. «Эта вечная, добрая музыка, от которой так хочется жить»: рассказ Глеба Мехеда «Скрипач»: 11 класс. – Литература в школе с приложением «Уроки литературы № 8 , 2009.

9. Пащук Н., Терентьева Н., Куликова В.. Проблемы века в русской литературе XX столетия. – Литература №15, 2000.

10. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. Проф. Б.И. Бурсова. Издание 8-е. – М.: «Просвещение», 1975.

11. Рыжова Т.В. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» на уроках в VIII классе. – Литература в школе № 6, 1995.

12. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной. – Литература в школе № 4, 1998.

13. Шапиро Н. Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». – Литература №17, 2004.

14. Швец Т. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих). – Литература №17, 2004

15. Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный? «Мастер и Маргарита». – Литература в школе № 2, 1998.

Об авторе: Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани

Время и память в пьесе «Вишневый сад»

Последнее произведение Антона Павловича Чехова — пьеса «Вишневый сад» — очень ярко раскрывает тему памяти и времени. Соединение прошлого и будущего, переломный момент, выраженный через события, связанные с продажей сада, — основной конфликт и драма произведения. Образ сада является здесь центральным, именно с ним связаны воспоминания основных героев — Любови Андреевны Раневской, её брата Гаева, слуги Фирса.

Время занимает в пьесе немалое место — прощание с прошлым здесь раскрывается в глобальном смысле. Вишневый сад для Раневской — не просто собственность и место, где можно приятно провести время и отдохнуть. В пьесе это — символ дворянского общества, безвозвратно угасающего в России начала 20 века. Наступление новой эпохи означает конец аристократизма, и вырубка вишневого сада — яркий символ этого неизбежного процесса.

Действие пьесы охватывает пять месяцев из жизни героев. На самом деле время здесь представлено гораздо более широко — образно произведение описывает прошлое, настоящее и будущее России. Персонажи постоянно ощущают нехватку времени, по-своему переживая о продаже имения. Хозяева сада, Раневская и Гаев, — люди прошлого. Они живут воспоминаниями, не думая о будущем, не желая менять что-то в жизни. Продажа имения для них — истинно переломный момент, и что будет после него — неизвестно.

Однако беспокойство и тревога героев заканчивается лишь словами — они не предпринимают никаких действий для спасения сада. Другое дело — купец Лопахин, который предлагает практичный выход из ситуации. Но его идеи разбиваются о бездействие помещиков. Лопахин в пьесе — человек настоящего времени, именно такие люди творили историю России в период написания произведения. Он предпочитает действовать, а не жить воспоминаниями или планами на будущее. Лопахин как герой пьесы «Вишневый сад» — отражение нынешнего времени.

Вишневый сад — это олицетворение памяти о прошлом России, о дворянстве, его единстве и спокойствии. Его продажа происходит по вине самой Раневской. «Время не ждет,» — эта фраза повторяется героями неоднократно, и она также символична: время быстротечно, и прошлое безвозвратно уходит вместе с тихим и прекрасным вишневым садом, который вскоре будет вырублен, полностью изменив судьбу каждого персонажа. Он останется лишь памятью в сердце Раневской и прочих представителей «прошлого», как и вымирающий класс российского дворянства скоро канет в небытие, оставив лишь воспоминания.

Внутренний конфликт на фоне внешнего

Но почему же литературоведы считают, что «Вишневый сад» — произведение о счастье? Какие они приводят аргументы? Проблема счастья в пьесе связана практически с каждым персонажем. Например, Раневская считает, что лишится последней радости в жизни, если вырубят ее любимый вишневый сад, в котором прошла почти вся ее жизнь. Ее дочь Аня мечтает выйти замуж – в этом она видит счастье для себя. Старый Фирс рад и тому, что может заботиться о своих господах, и это приносит искреннюю радость ему. Лопахин же является прекрасным образцом человека, который находится в поисках меркантильного счастья. Итак, проблема счастья в «Вишневом саде» — это не только внутренний конфликт каждого персонажа. Это еще и главная мысль, которая одновременно остается довольно неуловимой. Среди литературных критиков распространено такое мнение, что сам по себе вишневый сад символизирует то недостижимое, о чем мечтает каждый персонаж, но в итоге эта недостижимая мечта уходит от них. Уходит она потому, что мало кто приложил достаточно усилий, чтобы ее удержать. Таковы основные аргументы. Проблема счастья – тема очень широкая, и Чехов сумел мастерски раскрыть ее, вложив в уста героев всего несколько удачных реплик.

Такое разное счастье для всех

Литературоведы не зря приводят свои неопровержимые аргументы: проблема счастья в «Вишневом саду» — очень противоречивая тема. Критики до сих пор обсуждают это произведение, и к единому мнению так и не пришли. Когда это произведение рассматривается в школе или университете, лучше всего предоставить ученикам и студентам возможность свободно рассуждать и не заключать их в какие-то рамки. Наверное, Чехову бы даже понравилось то, с каким жаром молодое поколение рассуждает о проблеме счастья – вопросе, на который человечество не может вот уже который век найти единодушного ответа. Если когда-нибудь секрет счастья и будет раскрыт, то первооткрыватель ни за что не поделится открытием, ведь счастье – это что-то очень индивидуальное и локальное. То, что Раневской кажется драгоценным, практически не имеет никакой цены в глазах ее дочери, а разница между ними всего лишь в одно поколение. Главное – чтобы люди никогда не уставали искать ответ на этот важный вопрос: «Что я должен сделать, чтобы стать счастливым?»

>Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Что такое счастье

Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишневый сад» стала одной из важнейших во всем произведении. И это не удивительно, ведь в ней нет счастливых персонажей, хотя о нем много говорят и вспоминают. Если посмотреть в словаре, то счастье обозначает чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. А соответствует ли состояние героев этому определению необходимо разобраться. Проблема человеческого счастья у многих писателей занимает главное место, ведь не будучи счастливым, человек не может в полной мере наслаждаться жизнью, и его отсутствие толкает людей на его поиски, тем самым становясь первопричиной возникновения разнообразных конфликтов. Для кого-то счастье – добиться признания, успеха, любви, справедливости, богатства, здоровье близких, покой, да и мало ли чего еще человеку необходимо для ощущения полного удовлетворения. Счастье может заключаться и в овладении чем-то материальным. Для героев пьесы счастье духовное неотрывно связано с вишневым садом, ставшим символом недосягаемой или потерянной мечты. А сам сад рассматривается в отношении к нему с двух сторон – одна сторона сугубо материальная, предназначенная только для получения прибыли, другая – эстетическая, умение восхищаться им и ценить его красоту. Так что же такое счастье для героев и почему проблема счастья в пьесе «Вишневый сад» заняла центральное место?

Чтоб ответит на этот вопрос необходимо проанализировать действия персонажей.

Поиски счастья героями пьесы «Вишневый сад»

Для каждого разумного существа есть свое определение счастья. Но, как правило, у близких людей это понятие примерно одинаковое, а вот у чеховских персонажей «Вишневого сада» нет единого мнения на этот счет. Люди не могут быть абсолютно счастливы всегда, ведь тогда им просто не к чему будет стремиться, не с чем будет сравнивать прожитые годы, пережитые эмоции. Поиски счастья легли в основу проблематики пьесы «Вишневый сад»

Раневская возвращается в свое имение. Она устала от заграничной жизни, любовные отношения вымотали её. Любовь Андреевна рада увидеть дом и сад неизменными, такими, какими она их и оставила и это дает ей ощущение, что все будет хорошо, но покоя она все равно так и не находит. В чем же заключено счастье для нее? А оно осталось в прошлом, в ее детстве и юности, когда она не задумывалась, в первую очередь, о бытовой составляющей жизни. Раневская наслаждалась ею. Будучи ребенком, она играла в вишневом саду, потом она влюбилась под сенью этих вишневых деревьев в человека не своего круга, но такого же легкомысленного, как и она. Очевидно, именно в эти моменты Любовь Андреевна была счастлива. Промотав состояние, ее муж скончался от пьянства. Но на смену ему пришла пагубная страсть, буквально сжигающая Раневскую, к недостойному человеку. После гибели сына Гриши, обвинив себя в этой трагедии, она бежит. Бежит от себя, от места, где погиб ее ребенок, от своего любовника, чувства к которому затмили для нее все вокруг. Но и в далеком Париже она не смогла быть счастлива. Возлюбленный нашел ее, и, обобрав, бросил. Что же мешает ей быть счастливой?

Дело ,наверное, в том, что она ищет счастье в других людях, в предметах. Ей необходима привязанность к кому-то или чему-то. В прошлом она была счастлива в своем доме, и вишневый сад живое напоминание о нем, поэтому ей так тяжела мысль о его разрушении, ведь без него о счастье не останется даже памяти. «Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже не знаю, чего думать, теряюсь» – говорит Раневская.

Гаев очень похож на сестру. Для него счастье так же осталось в прошлом. Но он менее требователен к счастью. Леониду Андреевичу бы леденцов по – больше, да бильярдный стол под рукой, да пару слушателей для его красивых речей. Только состояние на леденцах-то уже проедено, играть не с кем особо. А когда хочет блеснуть красноречием, все над ним посмеиваются и просят замолчать. Даже лакей Яшка позволяет язвительные реплики в его сторону.

Раневская и Гаев прекрасно понимают, что не смогут вновь стать счастливыми, считая, что это судьба их такая и расплата за грехи, совершенно не осознавая, что их счастье зависит только от них самих, от того, смогут ли они начать новую жизнь.

Может ли быть счастлив Лопахин? Сад для него напоминание о его корнях, ведь его предки были крепостными, и их руками это сад был посажен. Он ликует, став его хозяином. Вот казалось бы истинное счастье, стать господином там, где дед с отцом гнули спину. Но, почему-то счастье не приходит…Лопахину горько от осознания того, что именно от его рук погибнет сад, пусть даже он получит новую жизнь, при которой он станет «счастливым, богатым, роскошным». Ведь, пожалуй, только он понимает, всю истинную красоту старого вишневого сада. А слезы обожаемой им Любови Андреевны заставляют говорить, чтоб все это непонятное время быстрее кончилось. В любви Лопахину счастье тоже не представляется возможным. Раневская абсолютно не замечает его чувств, пытаясь сосватать ему свою приемную дочь. Варя девушка не плохая, но уж слишком ограничена бытовой жизнью. Для нее счастьем было бы в монастырь пойти, но только средств для этого у нее нет. Может ли она привлечь Лопахина, купца, с » тонкой и нежной душой»? Навряд ли. И его безразличие к ней весьма заметно.

Больше всех о счастье говорит Петя Трофимов, тем самым подчеркивая философскую проблематику пьесы «Вишневый сад». Только он размышляет о счастье будущем и счастье для всего человечества: «…человечество идет..к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах…». Петя не видел его в прошлом, не нашел в настоящем. Он не знает, какое оно, но все равно ждет его и предчувствует. Призывая разрубить связи с прошлым, считая, что пока человек держится за него, нет места для нового осознания счастья. Возможно, есть истина в его словах, но вот только вызывает сомнение, что человек, столь равнодушный ко всему окружающему сможет ощутить чувство полного удовлетворения.

Проблематика произведения «Вишневый сад» затронула всех героев без исключения. Вероятнее всего, что свое счастье получится найти юной Ане. Ведь только она с горящими глазами ждет отъезда из старого дома. Только она уверена в том, что получиться «посадить сад еще краше этого». И она единственная, кто готов ради своей мечты предпринять реальные шаги. Возможно, это юношеский максимализм говорит в ней, но ведь только тот, кто рискует, может стать поистине счастливым. У нее есть все задатки для этого. Она переняла лучшее, что можно было взять у прошлого – чистую, открытую душу, умеющую видеть прекрасное.

admin