Виды систематизации права


Проблемы теории права и государства

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса — систематизации.

Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между юридическими предписаниями и т. п.

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Миха­ил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не толь­ко России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд».

Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведе­ние… не может основаться, если законы не будут прежде приведены в пра­вильный состав».

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация

Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства являетсясвод зако­нов, который представляет собой:

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);

б) источник официального опубликования;

в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации».

Виды и формы систематизации нормативных актов

До революции 1917 г. в России дей­ствовал Свод законов Российской империи.

Консолидация

Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация

Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

2) по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

6) результатом кодификации являетсякодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.

Кодификационные акты это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

Смотрите также:

Теория государства и права Теория государства и права    Теория государства и права

 Предмет истории государства и права России

История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права. …
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/1.htm

 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

История государства и права тесно связана с уже изученными студентами дисциплинами — Историей государства и права стран и Теорией
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/

 Понятие финансового права. Система финансового права. Аспекты …

Большинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности, …
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/4.htm

 Философия права принадлежит к числу основополагающих дисциплин …

Традиционно она служит теоретическим введением к ряду других юридических курсов — общей теории государства и права, истории, …
www.bibliotekar.ru/filosofiya/126.htm

 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации …

М.В.Ломоносова. Соискатель кандидатской степени в Институте государства и права РАН. Тема диссертации: "Теория разделения…
bibliotekar.ru/kodex-arbitrazh/index.htm

 Историография истории государства и права России

Тем не менее, элементы предмета истории государства и права России можно найти в … наиболее влиятельным из которых был…
bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/2.htm

 Бухарин. Маркс. Энгельс. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Необходима, следовательно, социологическая теория государства. … было заявлено, что "целью правителя являются в стране права, …
www.bibliotekar.ru/buharin/1.htm

Понятие и формы систематизации законодательства

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Цель — стабилизация правопорядка, приведение нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определённым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Формы:

1. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

38. Понятие и виды систематизации нормативно – правовых актов.

Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный НПА.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию делятся на 3 вида.

1.1. Основы законодательства — это НПА, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах.

1.2. Кодекс — наиболее распространённый вид кодификации актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности.

1.3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Виды: всеобщая, отраслевая, специальная.

2. Инкорпорация — объединение в сборники или собрания действующих НПА в определенном порядке без качественного изменения их содержания. В результате производится внешняя обработка действующего законодательства.

При внешней обработке НПА располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

Содержание НПА, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Виды:

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Инициатором этого вида выступает правотворческий орган, издавший НПА.

Различают 2 вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную.

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Предметная инкорпорация — упорядочение действующих НПА по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Она обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале.

Полуофициальная (официозная) инкорпорация – инициатива обработки принадлежит правотворческому органу, а дальнейшее не за ним.

3. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный НПА без качественного изменения содержания.

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным НПА — и это формально сближает его с кодификацией, а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. Сведённые НПА утрачивают свою силу по отдельности.

4. Учет – сбор, обработка, хранение сведений о НПА.

Виды: алфавитно-предметный словник, рубрикатор отраслей законодательства, журнальный учет; картотечный учет; автоматизированный учёт.

Система законодательства – совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм (совокупность законов и подзаконных НПА).

По вертикали – по уровню юридической силы, в зависимости от органа, издающего НА: законы, издаваемы Парламентом, нормативные указы главы государства, постановления (нормативные) Правительства, нормативные акты министерств, ведомств, нормативные акты муниципальных органов.

По горизонтали – по сферам регулируемых общественных отношений – гражданское, трудовое, семейное законодательство.

Date: 2015-09-17; view: 151; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Οʜᴎ различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание — ϶ᴛᴏ внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства — ϶ᴛᴏ внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определœенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права крайне важно вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всœего местом закрепления правовых норм и средством придания им определœенности и объективности, их организации и объединœения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права — ϶ᴛᴏ первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объёму материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не бывают отнесены к праву;

3) делœение права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер.

А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. По этой причине прежде чем общественные отношения будут упорядочены, крайне важно , чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определœенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет.

Систематизация нормативно-правовых актов и её виды

Учёт является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. По этой причине поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Инкорпорация представляет собой внешнюю обработку или объединœение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определœенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на базе хронологического (ʼʼСобрание законодательства Российской Федерацииʼʼ) и тематического (ʼʼСвод законов Российской Федерацииʼʼ) принципов.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Консолидация — такая форма систематизации, при который происходит объединœение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация — это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта͵ которая осуществляется путем глубокой и всœесторонней переработки действующего законодательства в определœенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целœей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделœения системы права и законодательства (института͵ отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целœевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

§ основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определœенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;

§ кодекс — комплекс правовых норм, объединœенных в одном акте и регулирующих определœенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);

§ устав, положение — комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Систематизация нормативно-правовых актов – деятельность по упорядочиванию и совершению нормативно-правовых актов и правовых норм, приведению их в единую согласованную систему.

Виды систематизации:

1. учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, создание поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

2. инкорпорация – объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

3. консолидация – унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе.

4. кодификация – создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

Билет № 19 Правовые отношения и их состав. Субъект и объект права.

Правоотношения – особый вид общественных отношений, участники которого связаны юридическими правами и обязанностями.

Признаки:

1. Их участники наделяются взаимными правами и обязанностями.

Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды

Если один субъект правового отношения наделен правом, то на другой возлагается юридическая обязанность. Интересы одного участника могут быть реализованы лишь посредством другого.

2. Отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией их прав и обязанностей.

3. Имеют сознательно-волевой характер (складываются на основе норм права, в которых закрепляется воля государства + изменяется и прекращается по воле самих субъектов права).

4. Гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.

5. Имеет не менее двух субъектов.

Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 663; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

admin