Виды безработицы примеры

Содержание

Таким образом, в западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:

1. безработица — следствие слишком высокой заработной платы;

2. безработица возникает вследствие низкого спроса на рабочую силу;

3. негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара — рабочей силы — порождает безработицу.

Кроме того, выделяют такую экономическую причину безработицы как накопление капитала, которое означает повышение технической оснащенности средств производства и приводит к уменьшению числа занятого населения.

>Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая. >В реальной экономической действительности текущая безработица может быть выше или ниже естественной нормы. >Технологическая безработица, порождаемая НТП. Однако НТП не только высвобождает рабочие места, но и создает новые, в том числе в сфере информации, тем самым увеличивая занятость.

Подсчетом безработицы в России занимаются следующие ведомства:

— Федеральная служба государственной статистики;

— Федеральная служба по труду и занятости;

— Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ.

Однако, методика расчетов такова, что не учитывается скрытая безработица (те безработные, которые не получают пособия по безработице, т.е. не состоят на бирже труда).Поэтому полученный уровень безработицы в стране ниже уровня, полученного в результате социального обследования, опросов населения и предприятий.

На современное состояние безработицы в стране во многом повлиял кризис 2008 года.Реакцией на данный кризис стало сокращение затрат на персонал у 62 % опрошенных компаний (опрос проводила исследовательская компания HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании).Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников — сокращение штата. Треть компаний (33%) уволили часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22%), сокращение рабочей недели (14%), вынужденный отпуск (16%). Также довольно распространенным способом является сокращение соц.пакета (15%).

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, специалист по сокращению персонала, антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

В результате в 2009 году был достигнут максимальный уровень безработных после кризиса 1998 года. Согласно данным Росстата, число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 миллиона человек, что составляет 10,2 % от экономически активного населения.

«Российская Газета» опубликовала статью, в которой говорится, что самая низкая безработица за последние 12 лет зафиксирована в России -1,2млн человек. Об этом сообщил на пресс-конференции руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций.Правда, речь идет только о зарегистрированной безработице.Общий ее показатель, исчисляемый по методике Международной организации труда (МОТ), — 5,4 миллиона человек.До конца 2012 года, по прогнозам Юрия Герция, официальная безработица опустится ниже миллионной планки.В следующем году в среднегодовом исчислении она может быть на уровне 1,4 миллиона.Рекордно низкие показатели официальной безработицы, отмечают эксперты, могут говорить как о реальном выравнивании экономики и снижении напряженности на рынке труда, так и о простом «замалчивании» реальной ситуации.Дело в том, что после передачи полномочий в сфере занятости регионам с 2012 года, некоторые из них стали меньше уделять внимания проблемам безработицы, чем уделяла федеральная власть.Соответственно, люди могли просто перестать обращаться в службу или могли появиться искусственные препоны для регистрации их безработными, чтобы показатели в регионе были «красивыми».

Численность безработных в России в сентябре 2012г.составила, по предварительным данным, 4 млн человек, или 5,2% численности экономически активного населения.Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).По сравнению с августом 2012г.количество безработных выросло на 0,8%, а по сравнению с сентябрем 2011г. — снизилось на 13,7%.

При этом численность официально зарегистрированных безработных в сентябре 2012г.сократилась по сравнению с августом с.г.на 4,3% и достигла 1 млн 22 тыс. человек. По сравнению с сентябрем 2011г.этот показатель снизился на 19,1%.

В таблице 2.1 представлена динамика численности безработных и безработных, зарегестрированных в государственных учреждениях службы занятости населения за период 2011-2квартал 2012г.(данные Федеральной службы государственной статистики) и соответствующие показатели уровня безработицы.

Таблица 2.1 Динамика численности безработных за 2011-2012гг.

Безработные,млн.чел

Уровень безработицы, %

Безработные,зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения,млн.чел

Уровеньзареги-?стрированной безработицы, %

2011г.

Iквартал

5,6

7,5

1,6

2,2

IIквартал

5,0

6,6

1,5

2,0

IIIквартал

4,8

6,2

1,3

1,7

IVквартал

4,7

6,3

1,2

1,6

2012г.

Iквартал

4,9

6,5

1,3

1,8

IIквартал

4,2

5,5

1,2

1,6

По этим данным рассчитаем абсолютные и относительные показатели, характеризующиечисленность безработных и уровень безработицы в 2011-2012гг.

Таблица 2.2 Абсолютные и относительные показатели, характеризующие безработицу в России в 2011-2012гг.

Показатель

Абсолютный цепной прирост

Цепной темп прироста, %

IIквартал 2011г.

IVквартал 2011г.

IIквартал 2012г.

IIквартал 2011г.

IVквартал 2011г.

IIквартал 2012г.

Безработные, млн.чел

-0,3

-0,5

-6,0

-10,6

Уровень безработицы

-0,3

-0,8

-4,5

-12,7

Таким образом, анализируя таблицы 2.1 и 2.2, можно сделать следующие выводы:

· за период с 2011 по август 2012г. наблюдается снижение уровня безработицы, а также уменьшение численности безработных;

· уровень зарегистрированной безработицы значительно ниже уровня фактической безработицы;

· самый низкий уровень безработицы зафиксирован в сентябре 2012г. и составляет 5,2% численности экономически активного населения.

Для того, чтобы более детально анализировать ситуацию, сложившуюся на рынке труда в России, необходимо рассмотреть динамику уровня безработицы в селах и городах (таблица 2.3)

фрикционный циклический безработица занятость

Таблица 2.3 Динамика уровня безработицы по признаку расселения город-село в % к экономически активному населению

Уровень безработицы

город

село

2011г.

Iквартал

6,3

10,9

IIквартал

5,5

9,7

IIIквартал

5,3

8,9

IVквартал

5,2

9,4

2012г.

Iквартал

5,3

10,3

IIквартал

4,6

8,5

«Безработица в российских селах в два раза выше, чем в городе.» — Росстат опубликовал данные по безработице в России за март 2012 года. Так, уровень безработицы среди сельских жителей составил 10,5%, а среди жителей городов в два раза ниже — 5,2%.При этом доля сельских жителей в общем количестве безработных в марте 2012 года составляла 40,3%.Месяц назад, в феврале 2012 года, этот показатель был чуть ниже и равнялся 38,9%.

Следовательно, если уровень безработицы в городе снижался в течение всего рассматриваемого периода (2011-первая половина 2012г), то в селах этот показатель то снижался, то наоборот увеличивался, что говорит о недостатке рабочих мест в селах и застойном характере безработицы.

Самая благополучная ситуация с безработицей наблюдается на рынке труда Москвы и Санкт-Петербурга.Там уровень безработицы в марте 2012 года составил 1% и 1,3% соответственно. Невысокий уровень безработицы аналитики отметили в Московской области (3,4%), Ленинградской области (3,9%), а также в Ямало-Ненецком автономном округе (3,8%), Магаданской (4%) и Белгородской (4%) областях. Показатели уровня безработицы самых благополучных областей отличаются от аналогичного показателя в регионах с самыми высокими показателями безработицы в несколько десятков раз. Самое тяжелое положение с безработицей сложилось в Ингушетии (48,9%), Чечне (35,3%), Тыве (21,7%), Республике Алтай (17,2%), Калмыкии (13,3%), Кабардино-Балкарии (13%), Дагестане (12,7%), Курганской области (11,9%) и Забайкальском крае (11,2%).

>Рассмотрим безработицу с положительной точки зрения. >Теперь рассмотрим отрицательные стороны безработицы. >Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества. >В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов.

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

— выплата пособий по безработице;

— создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный — это административное или законодательное регу­лирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

— повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит?стимулировать структурную перестройку предприятий;

— использование страховых принципов, когда наряду с работо­дателем в формировании фонда участвует и сам работник;

— адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка?через систему профессиональной подготовки при максимальном?учете имеющейся базовой квалификации;

— упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устране­ние конфликтных ситуаций.Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосудар­ственной политики доходов и занятости.Важнейшей задачей социального партнерства является устране­ние конфликтных ситуаций.

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу.Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

2010 год был объявлен президентом как “год по борьбе с безработицей”.Принятая в 2009 году антикризисная программа, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы в стране действует и в 2012 г.

Программа включает следующие пункты:

1. Общественные работы.В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка.Самые популярные виды социального труда- уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры.При этом наиболее важные исерьезные мероприятия, такие как строительство иремонт дорог, поразным причинам отходят навторой план.

Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице.Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей.Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.

2. Создание новых рабочих мест.Для этого 6,2 млрд.рублей в этом году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса.Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику.В результате программы 95 тыс.человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу попрограмме поддержки малого бизнеса.

3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58 800 рублей.). Ключевое условие для этого — создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных.Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных.

Между тем недоступность кредитов для малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России.Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25 % бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса.

В результате более 95 тыс.человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.

4. Пособия по безработице.В 2009 году был увеличен размер социальных выплат.Минимальное пособие по безработице составило 850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду.Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты.

5. Помощь студентам.Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в этом году должна стать организация стажировок для выпускников вузов.В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70 % выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства.Однако данная мера невостребована у выпускников, так как работодатели платят стажерам традиционно мало, аиногда инеплатят вообще.

6. Переобучение. В 2009 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2млн.

Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли и продолжают приносить положительные результаты.

Подводя итоги данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

· Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда;

· Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения;

· Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают:

1. повышение доверия к службам занятости;

2. более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов;

3. реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов;

4. государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест;

5. информационная помощь безработным;

6. содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда;

7. содействие переподготовке безработного населения (частично или полностью за государственный счет).

Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет собой структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

— Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.

— При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников.Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Понятие и причины безработицы

Одним из сложных социальных явлений является безработица. Под ней имеется ввиду неспособность найти работу некоторой части населения одного города, региона или даже страны, а также в мире.

Эта проблема достаточно сложна в отношении регулировки государством и несет огромные сложности в жизни каждого человека, который с ней столкнулся.

Причинами и особенностями ее появления могут выступать несколько факторов. Им чаще всего является экономический фактор, который подразделяется на подвиды:

  1. Изменения в спросе на работу в зависимости от сезона в связи со спецификой производства. В основном это аграрные специальности, туристический бизнес, строительство.
  2. Сдвиги в структуре экономики. Подразумевается изменение работы предприятий и цехов, устранение некоторых фабрик и производств.
  3. Спад в экономике страны.
  4. Уменьшение управленческого аппарата.
  5. Специфика нового оборудования. При появлении новых технологий, необходимость в человеческих ресурсах несколько снижается, что влечет за собой появление безработного населения.

Каждая причина может выступать как отдельно, так и совместно с другой. В зависимости оттого, почему возникла данная проблема, можно постараться устранить сам факт и тем самым сократить количество безработного населения.

Виды безработицы и их характеристика

В зависимости от различных факторов, данная проблема подразделяется на несколько видов:

  1. Фрикционная. Под ней подразумевается временная проблема в связи с тем, что человек в данный момент ищет работу. Это может быть связано со сменой места жительства, либо изменениями в семейном составе и прочие временные трудности. Этот вид считается добровольным, поскольку многие люди преднамеренно ищут работу, некоторое время находясь в поиске и на заключая контракты с работодателями. Например, студенты, молодые родители, многие другие люди.
  2. Структурная. Представляет собой изменения спроса на рабочую силу. Бывает как по регионам, так и в масштабах страны. Структурный вид появляется чаще всего по причине закрытия производственных цехов, фабрик, сокращения некоторого вида должностей. При этом возрастающая безработица в одном регионе может провоцировать рост спроса на рабочую силу в другом.
  3. Циклическая. Связана со спадом в развитии экономики страны. Когда снижается спрос на товары и предлагаемые услуги, сокращается и уровень необходимого занятого трудом населения. Такой вид продолжает существовать до того времени, пока не начнет увеличиваться потребность в тех или иных товарах или услугах.
  4. Сезонная. Этот тип является временным и чаще всего присущ смене времени года. Такая безработица касается работников сельскохозяйственных структур, работников туристической сферы, а также других специфических производств, связанных с сезонностью. В один сезон увеличивается потребность в рабочей силе, в другой — снижается.
  5. Институциональная. Этот вид порождается структурами рынка труда. Кроме того, на его появление влияют и некоторые факторы, связанные с предложением и спросом у активного населения страны.
  6. Скрытая. Наиболее вероятной причиной является слишком большое количество потребностей на труд у населения, несопоставимое с предоставляемыми возможностями. Также под ней могут подразумеваться те лица, которые официально не зарегистрированы на бирже труда. В связи с чем сложно оценить действительное количество неработающего населения.
  7. Открытая. Появляется по разным причинам. Чаще всего является результатом слишком высокого коэффициента требований при приеме на работу, в связи с чем некоторое количество активного населения не может устроиться на работу, так как их возможности не совпадают с требованиями работодателя. При этом открыто известно, какое количество человек конкретно нуждается в занятости, поскольку они могут подать заявление о безработице на биржу труда.
  8. Добровольная. Такой вид является добровольным принятием решения каждым человеком о нежелании работать. Она может быть как временной, так и длительной. Связана только с причинами добровольно не работать у каждого конкретного человека.
  9. Вынужденная. Чаще всего появляется в связи с отсутствием сырья, производственных надобностей, без которых процесс производства невозможен. Прекратить ее рост можно лишь возобновлением функционирования предприятия.
  10. Массовая. Под ней подразумевается массовая проблема с трудоустройством. Причинами ее могут выступать как один, так и ряд экономических факторов.

Вне зависимости от вида проблемы, решать такой сложный вопрос необходимо обязательно. Для этого существуют специальные органы власти, которые позволяют активному населению найти работу в кратчайшие сроки.

Виды безработицы

По причинам возникновения экономисты выделяют несколько основных видов отсутствия работы у трудоспособных граждан (таблица 1).

Наименование

Причины

Характеристика

Фрикционная безработица

Молодой человек (девушка) впервые устраивается на работу после окончания учебы.

Амбициозный профессионал нашел работу с высоким заработком. Некоторое время у него занимает добровольное увольнение с предыдущей работы и прием на новое место.

Рабочий вынужден уволиться с предыдущей работы в связи с неудобствами местонахождения, и ищет работу с лучшими условиями.

Структурная безработица

Изменение спроса на продукцию, услуги в различных отраслях

Когда длительный период времени у производителей продукции не берут изделия, они вынуждены менять направления деятельности или самостоятельно ликвидироваться. При этом их работники вынуждены пройти процесс переподготовки, обучиться новым профессиям, искать работу по новой специальности. Одной из ее форм является технологическая безработица, связанная с высвобождением рабочей силы в результате автоматизации, совершенствования технологии производства.

Циклическая безработица

Возникает в периоды спадов спроса на продукцию во время кризисного экономического цикла. В этом случае спрос возобновляется, но через промежуток времени.

Сезонная безработица

Связана с сезонным характером работ в отдельных отраслях (сельское хозяйство, строительство). Во время активной деятельности там привлекается много сезонных работников, по окончании трудового цикла они увольняются.

О реальном уровне безработицы в России смотрите видео:

В экономике установившийся стабильный уровень по каждому из видов безработицы считается естественным процессом.

Примеры структурной безработицы

Последние два десятилетия реформирования экономики в России мировое техническое развитие внесло существенные коррективы на деятельность различных отраслей.

В общей отраслевой структуре заметно снизились объемы в сельском хозяйстве, сферах переработки, промышленного производства с одновременным увеличением рабочих мест в банковской, страховой сферах, на транспорте, в торговле, сфере обслуживания.

Болезненной проблемой является высвобождение сельскохозяйственных работников (до 40%), так как сложно организовать их переобучение и найти новые рабочие места.

Напротив, специалисты промышленных предприятий в крупных городах приспособлены к освоению новых специальностей и имеется возможность их качественного переобучения.

После развала социалистической системы хозяйствования в СССР и восточноевропейских государствах экономика в них была переведена в рыночные условия. Уже с первых лет реформирования все страны столкнулись с проблемой естественной безработицы, в основном носящей структурный характер.

Там, где переходный экономический период затягивался на годы, наблюдались длительные колебания структуры сегментов рынка, сопровождаемые массовым ростом безработицы (Польша, Болгария). В странах, где государство принимало активное участие в регулировании и поиске выхода из ситуации, (Чехия) удалось привести структурную безработицу к нормальному естественному уровню 2-3%. Для этого введены в действие специальные общественные программы трудоустройства, регулирование доходов, переобучение новым профессиям, развитие дополнительных отраслей, например, в Чехии – обслуживание туристической отрасли.

В развитых странах — лидерах мировой экономики повышение уровня структурной безработицы связано с постоянным повышением технического прогресса и высокими зарплатами. Высвобожденные работники не стремятся переобучению, так как получают достойные суммы социальных пособий.

В развивающихся странах проблема структурной безработицы связана со значительными трудностями в перемещении трудоспособного населения из депрессивных регионов с отсутствием работы в места деловой активности и неспособности к их быстрому обучению.

Рост структурной безработицы в крупных корпорациях и государстве в целом способен нанести серьезный урон экономике. Для ее предотвращения требуется постоянное наблюдение представителей органов управления за структурными сдвигами в разных сферах деятельности, тщательный анализ информации о спросе и предложении специалистов различных профессий. Правильное планирование рабочих мест, проведение переподготовки трудящихся приведет структурную безработицу к нормальному уровню.

Любая рыночная экономика имеет тенденцию к колебаниям и нестабильности. Одним из ключевых критериев, оказывающих влияние на ее развитие и функционирование, представляет собой экономически активное население, которое в свою очередь делится на:

  • занятых;
  • безработных.

Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гласит: под занятыми понимаются граждане, осуществляющие трудовую деятельность по договору, подразумевающему выполнение работы за финансовое вознаграждение на принципах полной либо частичной трудовой занятости, а также располагающие любой другой работой, в том числе носящую периодический характер.

Безработными гражданами признается часть экономически активного населения, одновременно соответствующая следующим факторам:

  • отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы (без учета пособия по безработице или социальных выплат предприятия при его ликвидации);
  • наличие регистрации в социальном фонде как безработного;
  • постоянный поиск рабочего места;
  • готовность незамедлительно приступить к работе.

Международная организация труда (МОТ) имеет несколько другую точку зрения и считает, что безработные — это часть населения, не имеющая работы, способная к работе в настоящий период времени, а также ищущая работу в исследуемый период. МОТ в своем расчете использует данные о населении в возрасте от 10 до 72 лет, Росстат в своей методологии учитывает возраст от 15 до 72.

В понятие «безработное население» МОТ и Росстат не включают учащихся вузов дневной формы обучения, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, работников, задействованных на неполную ставку.

Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что безработица – это ситуация, когда трудоспособная часть населения прилагают усилия по поиску заработка, но не в состоянии найти работу или не хочет работать, так сказать считают условия труда, предлагаемые рынком рабочих мест, несоответствующими их требованиям.

Безработица – это не абстрактное экономическое понятие, а проблема, оказывающая влияние на каждого гражданина и экономику страны в целом. В большинстве случаев потеря постоянного места приводит к эмоциональной травме, ухудшению уровня жизни и стабильности человека. Для населения возможность иметь стабильный доход является одним из главных показателей успешности экономической деятельности правительства. А во время предвыборной гонки политические партии используют эту проблему для привлечения внимания электората, как наиболее острую.

Показатели уровня безработицы

Уровень безработицы — это доля безработного населения в показателе величины рабочей силы

Рабочая сила – это способность гражданина к труду, общий показатель физиологических и моральных сил, которыми он оперирует и использует в процессе создания материальных благ.

Рабочая сила — ключевой фактор производства в любом современном обществе.

Уровень безработицы принято рассчитывать по формуле:

Рисунок 0

Формула уровня безработицы

где: U’ — уровень безработицы; U — количество безработных; E – количество занятых; U+E – количество рабочей силы.

Каждая страна рассчитывает и публикует официальные данные по допустимым для уровня ее экономического развития размеры безработицы, которые являются естественными или предельно допустимыми. В течение года этот коэффициент может меняться под влиянием циклического характера развития экономики и изменением курса национальной валюты.

Естественный или предельно допустимый уровень — это уровень безработицы при полной занятости населения, в результате которого отсутствует избыточный спрос и излишнее предложение на рынке. Это состояние описывается как равновесие на рынке труда. Оно образует запас рабочей силы, способной в предельно короткие сроки совершать экономические и географические перемещения в зависимости от изменения спроса и вызванных им нужд производства. Подобный запас рабочей силы позволяет стабильно функционировать экономической системе государства.

Предельно допустимый уровень в развитых странах представляет собой следующую динамику: от 1,5-2% в Японии и Скандинавских странах до 6-8% в странах Северной Америки. Опираясь на эти статистические данные, экономисты пришли к мнению, что предельно допустимый уровень безработицы варьируется в пределах 4—6 %.

Согласно представленным в начале 2017 года Росстатом данным, уровень безработицы в России в конце 2016 года составил 5,3%, что даже превосходит ожидание Правительства РФ, заявлявшего уровень в пределах 6%.

Рисунок 1

Уровень безработицы по методологии МОТ

Но рассматривая данные Росстата, необходимо учитывать, что его методология, в отличие от МОТ, учитывает только население официально ищущее работу на момент выборки. И строится на исследовании анализа отдельных категорий граждан нашей страны. Также в статистической выборке исключены данные по республике Крым. Поэтому, истинная цифра может разительно отличаться от официальной версии Росстат. Все данные по выборкам можно узнать на сайте www.gks.ru.

Формы, виды безработицы и их характеристика

Для наглядности формы, виды безработицы и их характеристика приведены в таблице.

Рисунок 2

Формы и виды безработицы

1. Фрикционная безработица

Вызванный естественной миграцией тип безработицы, основной причиной которого является переход гражданина с одной работы на другую. Вследствие такого перемещения (в период подбора или ожидания другой работы) эти работники как бы выпадают из занятого населения.

Основными причинами фрикционной безработицы принято считать:

  • географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;
  • изменение жизненных и профессиональных интересов: переобучение, получение высшего образования, переквалификация;
  • новый этап в личной жизни: рождение детей.

Большинство специалистов по экономике считают, что в стабильной рыночной ситуации существование умеренного уровня фрикционной безработицы является, если не желательным, то, по крайней мере, естественным фактом, так как подобный переход в большинстве случаев обусловлен желанием человека получить более высокооплачиваемое или интересное место работы. А это в перспективе несет более качественное и экономически обоснованное размещение своих человеческих ресурсов.

Однако на практике соискатели работы имеют свои требования и наклонности, а существующие вакансии требуют конкретных навыков и профессиональных знаний. Это приводит к дисбалансу между ними. К тому же, не всегда информация о наличии рабочих мест появляется своевременно. А свободные места могут оказаться в другом регионе, требуя аллокацию рабочей силы. Это приводит к задержке трудоустройства и росту безработицы.

Фрикционная безработица как кратковременное явление будет полезным элементом в таком формате рынка труда, который предполагает точное соответствие свободного сотрудника предложениям рынка вакансий. В реальном мире такое равновесие невозможно, и временно нетрудоустроенные граждане приводят к росту безработицы.

2. Структурная безработица

Этот вид возникает по причине несоответствия квалификации или специальности граждан, ищущих работу с предложенными вакансиями. То есть спрос на рынке труда расходится с предложением.

Структурная безработица зачастую возникает в результате усовершенствования производства или переходе с ручного труда на автоматизированный. Также в случае переноса производства в другой регион. В результате такой оптимизации высвобожденные сотрудники вынуждены искать работу в других отраслях экономики.

Этот вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы. Человек вынужден не просто искать себе место, но и новое направление деятельности.

3. Сезонная безработица

Сезонная безработица предопределена тем, что часть отраслей экономики пребывает в непосредственной взаимосвязи с природными условиями. Наиболее ярким примером такой отрасли, является сельское хозяйство. В сфере строительства и туризма сезонность тоже влияет на количество занятых. Например, владельцы кафе в курортных зонах принимают на работу только на период май-октябрь, держать лишних сотрудников «не в сезон» для них очень затратное дело.

Уровень ее нагрузки зависит от того, насколько другие сферы экономики готовы принять освободившихся граждан. А также от желания и возможности последних пройти профессиональную подготовку или переехать в другой регион.

Тем не менее, это вид имеет одну важную отличительную черту – его можно спрогнозировать.

4. Циклическая безработица.

Возникает во время депрессии, кризиса или стагнации в экономике государства. Сокращается потребность в товарах и объемах услуг, впоследствии чего падает общий объем производства. Происходит сокращение затрат предприятий за счет урезания численности рабочих мест. Наиболее заметно проявляется в большом количестве поиска работы и малым предложением во всех структурах и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

Ее размеры высчитываются следующим образом: число занятых на данный период времени в экономике граждан минус численность работников, которые могли бы иметь рабочие места при нормальном уровне производства, то есть в условиях стандартной нагрузки всех имеющихся в производстве мощностей.

5. Институциональная безработица.

Этот вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы.

Сюда относятся:

  • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
  • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
  • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Виновником в подобной ситуации является неэффективная работа рынка труда. Отсутствие актуальной информации о наличии вакансии не позволяет работнику быстро ее занять. Или предпринять попытку переезда в другой регион. В свою очередь фирмы не видят резюме кандидатов на предлагаемые ими должности.

Высокие социальные льготы и пособия неработающим гражданам, позволяющие вести вполне нормальный образ жизни, приводят несознательную часть трудоспособного населения к решению о тунеядстве. А пониженная ставка налога на социальные пособия может оказаться привлекательней, чем достаточно ощутимый подоходный налог с заработной платы.

Формы безработицы

1. Открытая безработица.

Это форма, которую можно посчитать. То есть число граждан официально известное как неработающее.

Делится два типа:

  • регистрируемый тип (часть населения, обратившаяся за поддержкой в поиске работы к социальным фондам, то есть встала на учет в центр занятости и получает от него ежемесячно социальное пособие);
  • нерегистрируемый тип (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Росстат при составлении выборки учитывает только регистрируемых безработных, поэтому его данные могут разительно отличаться от реальных. Технология оценки МОТ предполагает учет всех категорий и является наиболее эффективной.

2. Скрытая безработица.

Это трудно определимый тип, подразумевающий под собой ситуацию, когда сотрудник официально числится в списке работающих, но фактически не участвует в производстве или участвует в сильно усеченной форме.

Скрытая безработица появляется в результате следующих факторов:

  • Содержание предприятием по разным факторам избыточного числа сотрудников, получающих полную заработную плату. И как следствие внесение расходов на их содержание в себестоимость изготавливаемой продукции.
  • Невозможность обеспечения предприятием сотрудников работой на полный рабочий день с соответствующей зарплатой, но сохранение их как сотрудников с «частичной» занятостью. В данном случае учитываются только работники, желающие, но не имеющие возможность работать на полную ставку, сотрудники, сознательно приходящие на половину дня, в расчет не берутся.
  • Оформление части сотрудников в отпуск без оплаты.
  • Регулярный простой в работе оборудования предприятия по ряду технических причин.

Причины ее возникновения:

  • администрация предприятия проводит политику сохранения численности с расчетом на скорое изменение экономического положения, вводя половинный рабочий день;
  • сохранение работников позволяет руководству рассчитывать на получение ряда льгот от государства;
  • зачастую, у предприятия нет материальной возможности выплачивать сотрудникам пособия по безработице, поэтому сотрудников принуждают уходить сотрудника, создавая плохие условия труда;
  • нежелание работников из малых населенных пунктов уходить с работы при сохранении частичного заработка, в связи с отсутствием другой работы;
  • для сотрудников предпенсионного возраста важен непрерывный стаж;
  • маленький, но стабильный доход в неполной занятости играет для сотрудника более весомую роль, чем возможность увеличения дохода при поиске нового места.

Развитие экономических отношений и конкуренция на рынке сбыта товаров и услуг вынуждает предприятия оптимизировать свою численность. Это несет в себе сокращение уровня скрытой безработицы. Главная задача на данный момент видится в том, чтобы в процессе развития рыночной экономики скрытая безработица не превратилась в открытую.

3. Текучая безработица.

Данная форма обнаруживается при высвобождении работников интеллектуального и физического труда, имеющих ключевые навыки, соответствующие всем нормам. Данная ситуация возникает по разным причинам, основные из них:

  • непропорциональное развитие отраслей промышленности в регионах;
  • периодически повторяющиеся спады, депрессии и стагнации в экономике;
  • скачкообразный спрос на рабочие кадры (недостаточный во время спада и депрессии, излишний во время производственного проста).

4. Застойная безработица.

Застойная или долгосрочная безработица – это форма отсутствия занятости гражданина в течение длительного периода. Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения, как материальных возможностей, так и эмоционального состояния безработных.

Статистически доказано, что возможность получить работу снижается, если затягивается период без постоянной работы. Отчасти это случается потому, что после достаточно продолжительных безуспешных поисков работы соискатель предпочитает оставаться на пособии как на привычном для себя обеспечении. Застойная безработица подразумевает под собой необходимость помощи с переквалификацией персонала или переездом в другой регион, где данное направление деятельности более востребовано.

5. Добровольная безработица.

Под эту форму попадают граждане, которые по различным субъективным факторам не находят нужным осуществлять какую-либо трудовую активность.

Причины могут быть разными:

  • политические и социальные взгляды на труд;
  • религия и традиции (особенно выражено в республиках Кавказа, где бытует мнение о невозможности реализации женщиной себя в профессии);
  • желание женщин посветить себя семье и ведению домашнего хозяйства;
  • нежелание работать на условиях, предлагаемых рынком труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня);
  • выпадение гражданина из социума, вызванное его образом жизни, например, бездомные, бродяги и т.д.

В любом социуме существуют такие люди. Даже в США и Европе ученые определяют их число в 14-16%. Попытки влияния, давления, перевоспитания или призывы к чувству долга и ответственности каких-либо значимых результатов не принесли. В советское время была попытка борьбы с тунеядцами, но она вполне успешно не реализовалась.

Экономические и социальные последствия безработицы

Увеличение доли физически здоровой, но не осуществляющей какой-либо экономической активности, части социума ведет к негативным результатам в различных государственных сферах. Несмотря на это, при внимательном рассмотрении у этого явления можно заметить свои плюсы и минусы.

Среди отрицательных экономических факторов выделяют:

  • расходы, которые несут государственные фонды на социальные выплаты оформленным безработным;
  • потери по недополученному фонду оплаты труда безработных;
  • потери налоговых органов от недополучения налоговых сборов в бюджет по налогам, взимаемым с физических лиц;
  • снижение уровня дохода граждан приводит к сокращению потребления товаров и их производству;
  • обесценивание полученных знаний при обучении;
  • общее снижение уровня жизни населения.

К положительным экономическим факторам относятся:

  • создание резерва рабочих групп различной квалификации для масштабного изменения структуры экономики;
  • сокращение рабочих мест провоцирует сотрудника более активно проявлять себя как необходимого предприятию специалиста, подталкивая его к повышению уровня знаний и стремлению к профессиональному росту;
  • в период вынужденного прекращения трудовой деятельности высвобождается время на переобучение, повышение квалификации или получение образования по более востребованному профилю;
  • стимулирование роста эффективности и производительности труда.

В отрицательных социальных факторах стоит отметить:

  • ухудшение криминогенного климата в регионе;
  • увеличение финансового разрыва и напряженности между различными социальными группами;
  • возрастание физических и душевных заболеваний, вызванных стрессом от потери рабочего места;
  • увеличение социальной апатии;
  • снижение уровня трудовой активности и желания к ней вследствие долгого поиска нового рабочего места.

Положительные социальные факторы:

  • изменение отношения в сознании работника о социальной ценности его рабочего места;
  • увеличение личного свободного времени для общения с семьей и творческого роста;
  • свобода выбора места работы, ограниченная только требуемыми начальными навыками;
  • изменение отношения общества к социальной значимости и ценности труда.

Основной экономический ущерб от безработицы — непроизведенный продукт. Что приводит к уменьшению общего объема производимых в стране материальных благ и оказанных услуг. Рост безработного населения ведет к сокращению потребительского спроса. Ведь заработная плата — это единственный источник заработка для большей части граждан. Ликвидация данного источника заставляет население урезать свои расходы до минимально необходимых потребностей, таких как: коммунальные услуги, питание и медикаменты. Все это препятствует росту производства менее необходимых товаров и снижению объемов изготовления товаров первой необходимости. В результате, это приводит к общему ухудшению уровня жизни населения страны в целом.

Для общества, социальных фондов и институтов, а также отдельных граждан важна социальная составляющая безработицы. Гражданин теряет не только основной источник дохода, но и в процессе длительного поиска нового места, квалификацию. А с ней уверенность в дальнейшем удачном трудоустройстве.

Социальная помощь от государства не способна обеспечить удовлетворительный уровень жизни в условиях постоянного увеличения цен на товары. А большое количество нуждающихся в нём, значительно истощает социальные фонды.

Безработица — это тяжелое и эмоциональное бремя для самого гражданина. Он выпадает из привычной среды, теряя убежденность в необходимости своих профессиональных знаний окружающим, своей квалификации и востребованности себя как специалиста в дальнейшем. Нередки случаи ухудшения физиологического и морального состояния безработного.

Для молодого поколения, у которого нет достаточного опыта работы или необходимого уровня профессиональных навыков, отсутствие рынка труда с вакансиями без опыта работа может стать тяжелым испытанием. Такие трудности приводят к обесцениванию образования.

Многолетняя практика стран с сильной и конкурентоспособной экономикой в области контроля занятости населения выявила, что рынок труда не самостоятелен, и не обеспечивает решение вопросов трудовой занятости населения без вмешательства государства.

Меры, проводимые Правительством РФ по борьбе с безработицей

Государственная политика занятости – это научно обоснованный процесс, включающий в себя меры, реализуемые органами власти в отношении рынка труда.

Её параметры:

  • совершенствование трудовых резервов, увеличение скорости их аллокации, защиту интересов участников российского рынка труда;
  • защиту и предоставление равнозначных возможностей для свободного труда всем категориям трудоспособного населения без учета их политических, социальных и религиозных взглядов;
  • предоставление условий, дающих возможность на достойную жизнь и саморазвитие гражданина;
  • всестороннюю помощь населению в развитии трудовой, производственной, творческой и финансовой деятельности, проводимой в соответствии с существующим законодательством;
  • проведение государственными фондами мероприятий, направленных на помощь гражданам, испытывающим затруднения в самостоятельном поиске рабочего места;
  • принятие превентивных мер для исключения массовой и уменьшения затяжной безработицы;
  • разработку системы льгот для предприятий, сохраняющих действующий штат сотрудников и предоставляющих в приоритетном порядке вновь создаваемые рабочие места гражданам, пребывающим в их длительном поиске;
  • законодательную координацию всех участников рынка труда для согласования их действий;
  • обеспечение взаимосвязи между государственными органами власти, профессиональными союзами предприятий, любыми другими объединениями, представляющими интересы сотрудников и администрации предприятий в выработке и исполнении актов по улучшению ситуации в занятости населения;
  • межгосударственное взаимодействие при устранении вопросов о трудовой деятельности граждан России за ее территорией и граждан сторонних государств на нашей территории, выполнять функцию контроля за исполнением международных трудовых правил.
admin