Вечерняя школа, что это?


Говоря о школе, в первую очередь мы представляем маленьких учеников, что с рюкзаками за плечами идут на уроки, а по окончании школы выходят из нее повзрослевшими молодыми людьми. И уже потом начинают осуществлять свой дальнейший «классический» жизненный план: поступить в высшее учебное заведение, овладеть специальностью, найти работу… Однако также известно, что не все ситуации складываются одинаково, не все жизни похожи одна на другую.
Бывает, что по каким-либо причинам человеку еще будучи ребенком не удалось полностью закончить обучение в школе и не удалось получить начальное и среднее образование.
Подобные ситуации были также известны еще в далеком прошлом. Для того, чтобы у всех без исключения людей, окончивших или не окончивших среднее образование в школьном возрасте, была возможность получить его, основали специальные заведения — вечерние школы.
Вечерние школы — это учебные заведения, где возраст учащегося, начиная с 15 лет, не имеет значения. В основном, учениками таких школ становятся уже зрелые и состоявшиеся люди, которым для работы или по личным причинам необходимо «заполнить» этот пробел своей биографии.
Изначально вечерние школы носили в себе цель дать образование в первую очередь всему юному рабочему поколению, которые были вынуждены как можно раньше начинать свою трудовую деятельность. В наши дни вечерние школы по-прежнему помогают людям с неоконченным школьным образованием пройти этот важный этап в жизни. Также многие прибегают к помощи вечерних школ не только из-за параллельной работы, но и из-за параллельной учебы в других учебных заведениях.
Занятия в вечерней школе идут обычно вечером (как и следует из названия), часов в 16:00-17:00, подстраиваясь под загруженные графики большинства учащихся. Также обучение может проходить как в дневной, так и в заочной форме.
Вечерние школы — это не пережиток прошлого. Они по-прежнему существуют и исправно помогают многим получить среднее образование. А так как возраст преподавателей и возраст учеников часто разниться не так сильно, то процесс обучения приобретает оттенок дружеской беседы и помощи (на равных), что только улучшает взаимоотношения «Учитель — Ученик» и помогает лучше усваивать новые знания, а также способствует заведению новых знакомств и дружеских отношений.
Многие решают поступить в вечерние школы, в частности, потому, что документ о среднем образовании дает право подавать заявление на внешнее независимое тестирование. А ВНО – это уже шаг к получению высшего образования. Можно даже не объяснять, какую значительную роль играет в нашей жизни высшее образование. Кроме расширения кругозора и понимания мира вокруг себя, высшее образование также дает возможность получения руководящих должностей. Конечно, не малую часть в таком решении принимают личные качества самого человека, однако наличие диплома об высшем образовании все же упрощает многие вещи на пути по карьерной лестнице.

Выпускники вечерних школ, также как и выпускники обычных, имеют право сдавать внешнее независимое оценивание. И также после получения результатов имеют право на поступление в высшие учебные заведения.

Сперва, для регистрации на ВНО необходимо внимательно ознакомиться с правилами приема всех интересующих ВУЗов и сформировать список тех предметов, которые запрашивают на выбранную специальность. Именно по выбранным предметам абитуриенты и будут сдавать тестирование (обратите внимание, что максимальное количество предметов на ВНО в 2017 году – 4).
Для подачи самого заявления на ВНО необходимо собрать несколько документов. Обычно это: регистрационная карточка, копия паспорта (или свидетельства о рождении) и копия документа о получении полного среднего образования. Все документы должны быть заверены с помощью надписи «Згідно з оригіналом» и личной подписи.
Сформировать регистрационную карточку каждый абитуриент может с помощью сайта украинского центра оценивания качества образования.
После формирования перечня необходимых документов регистрирующиеся для дальнейших манипуляций передают его человеку, ответственному за регистрацию в учебном заведении, в котором сейчас обучаются. В случае возникновения дополнительных вопросов всегда можно обратиться либо в пункт регистрации, либо в текущее учебное заведение.
Широко распространено мнение — «если в детстве уже упустил свой шанс закончить обучение, то уже никогда не догонишь»; «годы идут, а способность учиться со временем только уменьшается». Частично эти утверждения можно назвать верным: то, что можно упустить в детстве, во взрослой жизни не всегда вернешь, однако учеба и познание чего-то нового не зависят от возраста полностью и бесповоротно. При надлежащем усердии и стремлении к цели, даже будучи седовласым стариком, можно осилить новую для себя программу. Главное не сдаваться, а искать дополнительные вспомогательные пути.

Поделиться записью Условия и порядок сдачи ЗНО для выпускников вечерней школы в соцсетях:

УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом директора МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №30»

от «29» мая 2013года № 69/1

ПРАВИЛА ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ

в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №30»

1. Общие положения.

1.1 Настоящие Правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ; «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года № 62-ФЗ, «О беженцах» от 19.02.1993 года № 4528-1, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, а также Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29 декабря 2010 года № 189, Уставом МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №30».

1.2 Правила приёма обучающихся в МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №30» (Далее – Правила) разработаны в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной политики в области образования и определяют условия и сроки приёма, порядок предоставления документов.

2. Правила приема обучающихся в Учреждение.

2.1. В Учреждение принимаются все желающие, имеющие право на получение образования соответствующего уровня.

Количество обучающихся в учреждении определяется условиями, созданными для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных и гигиенических норм и других контрольных нормативов, указанных в лицензии на право ведения образовательной деятельности.

2.2. При приеме Учреждение знакомит обучающегося и его родителей (законных представителей) с настоящим Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с основными образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими деятельность Учреждения.

2.3. В 9 классы Учреждения принимаются граждане, окончившие 8 классов общеобразовательной школы.

2.4. Для зачисления в Учреждение представляются:

· личное заявление или заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;

· оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении (паспорта) ребенка (ксерокопия заверяется подписью директора Учреждения и гербовой печатью Учреждения, после чего оригинал документа возвращается поступающему на обучение совершеннолетнему гражданину или родителям (законным представителям) несовершеннолетнего);

· сведения о промежуточной аттестации обучающегося из Учреждения, в котором он обучался ранее, или аттестат об основном общем образовании (свидетельство о неполном среднем образовании); справка из образовательного учреждения начального или среднего профессионального образования с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам;

· решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о продолжении освоения обучающимся в возрасте от 15 до 18 лет образовательной программы основного общего образования в Учреждении.

2.4.1. Прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению граждан, либо по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2.4.2.Учреждение может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

2.5. В случае отсутствия документов, подтверждающих соответствующий уровень образования, Учреждение создает комиссию для проведения аттестации поступающего на обучение.

2.6. Лица, перешедшие из других общеобразовательных школ в течение учебного года, могут приниматься в соответствующий класс с учетом пройденного ими программного материала.

2.7. Комплектование 9-х, 10-х классов Учреждения осуществляется в летний период: с 25 июня по 30 августа текущего года и оформляется приказом руководителя Учреждения не позднее 30 августа текущего года.

Зачисление в 11 – 12 классы осуществляется с момента подачи заявлений обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и оформляется приказом руководителя Учреждения.

3.Правила приема

беженцев, вынужденных переселенцев и иностранных граждан.

3.1. Прием детей из семей беженцев, вынужденных переселенцев и иностранных граждан осуществляется на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей), медицинской карты (справки) ребенка и письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в Учреждение наравне с гражданами Российской Федерации.

3.2. Граждане и родители (законные представители) несовершеннолетнего имеют право выбирать Учреждение, форму получения образования, но не могут настаивать на реализации каких-либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в Устав Учреждения.

3.3.Родители (законные представители) закрепленных лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося), а также оригинал свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории.

3.4.Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

3.5.Родители (законные представители) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства и не зарегистрированного на закрепленной территории, дополнительно предъявляют заверенные в установленном порядке копии документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося), и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

3.6.Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в учреждении на время обучения ребенка.».

3.7.Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных законодательством Российской Федерации общих требований к приему в образовательные учреждения или на работу (в том числе знания государственного языка Российской Федерации).

3.8.Признаваемые документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3.9.Если в документе иностранного государства об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), признаваемом на территории Российской Федерации, имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка, такой документ подтверждает владение его обладателем русским языком на определенном уровне, необходимом в соответствующем случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.».

4.Порядок зачисления экстернов.

4.1.Зачисление в учреждение экстерна совершеннолетних граждан производится по их личному заявлению, несовершеннолетних – по заявлению родителей (законных представителей) в период с 1 сентября по 25 февраля текущего учебного года.

4.2.Вместе с заявлением предоставляются документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в образовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждении; документ об основном общем (неполном среднем) образовании.

Кроме того, могут быть представлены документы за период, предшествующий обучению в форме самообразования, семейного образования, в образовательных учреждениях иностранных государств.

При отсутствии вышеизложенных документов (у иностранных граждан, в случае утраты документа, обучения в форме самообразования, обучения за рубежом) зачисление учреждение в качестве экстерна производится после установления уровня освоенных поступающим общеобразовательных программ.

4.3.При зачислении в учреждение последнее обязано ознакомить экстерна, родителей (законных представителей) несовершеннолетних экстернов с настоящим Положением, уставом учреждения, Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов.

Учреждение теперь не занимается профессиональной подготовкой.

В этом году Центр образования, в народе по-прежнему называемый вечерней школой, претерпел изменения. Новая программа привела к новому расписанию, это отразилось на учебных часах. Что касается учеников и классов, то и здесь данные обновились.

В Центре образования насчитывается 549 учеников (на 1 сентября текущего года). Укомплектован 21 класс, пять из которых относятся к очной форме обучения (то есть учатся там каждый рабочий день), 16 — к очно-заочной (учатся три дня в неделю). Плюс 21 человек учится на экстернате, то есть учащимся выдают задания в начале каждого полугодия, в конце полугодия ученики сдают сессию.

— На очной форме все ученики несовершеннолетние, — рассказывает Наталья Катина, директор МВОУ «Центр образования», — на очно-заочной таких около 40 человек, остальные — 18 лет и старше, самому старшему 34 года.

В Центр образования принимают учащихся с 15 лет. Традиционно большая часть — около двух третей — представители сильной половины.

Сюда же приходят и некоторые выпускники профессиональных учебных заведений, не дающих полного среднего образования, а таких в нашем городе несколько.

— На днях приходили две девочки из училища искусств, — продолжает Наталья Алексеевна, — просились на итоговую аттестацию, чтобы была возможность поступить в институт. Мы, как обычно в таких случаях, попросили принести справку с места учебы с указанием количества учебных часов и предметов.

Ученицы 12-го (последнего) класса Татьяна Шабанова и Вероника Парфенова как раз оказались в подобной ситуации.

— У меня есть среднее специальное образование, — рассказывает Татьяна, — работаю в Доме культуры. Но хочется изменить что-то, поступить в институт; на данный момент меня привлекает специальность геодезиста.

— Я окончила колледж сервиса и дизайна, — подхватывает Вероника, — получила диплом, собралась поступать в ЧГУ. А там сказали, что колледж не аккредитован.

Еще одна ученица того же класса, Екатерина Шевченко, учится в Центре образования третий год. Работает младшим воспитателем.

— Вернулась в школу, чтобы затем получить высшее образование, педагогическое.

— Я учусь пятый год, — говорит Елена Смирнова, одноклассница девушек. — Между учебой в обычной школе и в этой получился перерыв в несколько лет. У меня уже двое детей, сейчас нахожусь в декретном отпуске со вторым. Ни бабушек, ни дедушек, муж постоянно на работе. А еще и учеба. Иногда сама не верю, что все успеваю. Спасибо учителям, идут навстречу.

Преподаватель математики и информатики Светлана Морозова рассказала о разнице между совершеннолетними и несовершеннолетними учениками.

— Взрослые люди осознанно приняли решение пойти учиться. А младших, скорее всего, заставили родители. Такие ученики быстрее устают, поэтому с ними приходится чаще менять вид деятельности. Трудные подростки есть в любой школе. Главное — индивидуальная работа с учениками. Первые два месяца обычно тратятся на то, чтобы ребенок увидел, что его здесь не обидят, поддержат, и, когда они это понимают, отношение к учебе становится совершенно другим.

В прошлом году в Центре образования работали 36 учителей, в этом — 18. Дело в том, что с 1 сентября учреждение перешло на план работы именно вечерней школы, то есть перестало давать дополнительное профессиональное образование (раньше здесь обучали, например, на парикмахеров, швей, сварщиков, слесарей). Часть учителей сократили по этой причине. Часть — потому, что уменьшилось количество часов по общим предметам. Если раньше по очной форме выдавали 33 — 36 учебных часов в неделю, то теперь — 26 (сократились в первую очередь часы математики, иностранного языка, физкультуры, трудового обучения). По очно-заочной форме теперь учатся 18 часов в неделю. Средний возраст педагогов — 45 — 48 лет. По собственному желанию учителя уходят редко, разве что молодые, вышедшие из декретного отпуска.

Елена Бжания

Вечерняя школа

Не всегда у человека есть возможность своевременно получить общее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют вечерние (сменные) школы.

В такие школы принимают учащихся старше 15 лет. Чаще всего в вечернее время обучают 10–11 классы, но существуют образовательные организации, работающие и с начальным, и со средним звеном.

Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах школы.

Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы на очной, очно-заочной или заочной форме обучения.

Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники.

Семейное образование

Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. С 1 по 9 класс образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11 классах и для людей старше 15 лет — самообразованием.

Верхняя возрастная планка для семейного образования не установлена. Формой самообразования может воспользоваться даже взрослый работающий человек. Однако важно понимать, что в отличие от вечерней школы, ответственность за учебный процесс лежит на самом обучающемся. Необходимо самостоятельно или с помощью репетиторов и онлайн-школ осваивать материал. Так, в «Экстернате Фоксфорда» можно изучить школьную программу с 5 по 11 класс. Помимо базовых курсов, необходимых для успешной сдачи аттестаций, можно проходить дополнительные курсы для подготовки к поступлению в колледж или университет.

Переход на семейное обучение происходит по желанию родителей или с их согласия, если речь идёт о подростке от 15 до 18 лет. Совершеннолетний гражданин может перейти на самообразование самостоятельно.

Освоение общеобразовательной программы в форме семейного образования должно подтверждаться с помощью промежуточных аттестаций. Для их прохождения необходимо прикрепление к аккредитованной школе и получение статуса экстерна.

В СССР экстернат являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Сейчас это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.

Что выбрать

Плюсы вечернего обучения:

  • Бесплатно в большинстве случаев.
  • Возможность продолжить очное обучение во взрослом возрасте.

Минусы вечернего обучения:

  • Качество образования может быть низким.
  • В одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возраста.
  • Нет возможности выбора образовательной программы.

Плюсы семейного образования:

  • Возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе.
  • Свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса.

Минусы семейного обучения:

  • Могут возникнуть трудности при поиске школы для аттестации.
  • Нужны ресурсы на организацию учебного процесса.

Для наглядности рассмотрим разницу вечерней школы и семейного обучения в таблице.

Разница между вечерними школами и экстернатом

Что такое вечерняя школа?

Вечерняя школа – особое образовательное учреждение, которое предоставляет всем желающим приобрести общее среднее образование. Основными учениками выступают взрослые работающие люди, поэтому занятия проходят в вечернее время. Некоторые наивно полагают, что обучение в вечерней школе – пережиток советской эпохи, который совсем утратил свою актуальность. В действительности, напротив, этот вид образовательных учреждений никогда не утрачивал значимости и популярности: многие люди ежегодно записываются на занятия!

Кто её посещает?

Учиться в вечерней школе могут все граждане, которые по каким-либо причинам не получили среднего образования. Как правило, за помощью обращаются взрослые граждане возрастом более 20 лет, за плечами которых есть всего 9 классов, а иногда и того меньше. Нередко, учениками становятся молодые люди, прошедшие срочную службу в армии и решившие поступать в ВУЗы. В таких случаях, они смогут освоить недостающую программу и смело подавать документы в приёмную комиссию. Кроме того, повышать образование приходят работающие люди, которым необходимо повышение по службе, а рабочий график совершенно не позволяет обучаться днём. Поскольку большинство работодателей настаивает на наличии у сотрудников общего образования, данная группа обучающихся, как правило, численно преобладает. Вечерняя школа становится для них реальной возможностью улучшить условия труда и добиться карьерного роста.

Особенности обучения

Основной особенностью, отличающей данные учреждения от привычных школ, является время работы. Занятия начинаются в 16-17 часов, когда многие учащиеся уже приходят с работы. Заканчиваются уроки поздно вечером — примерно в 20 — 20.30.

Режим работы вечернего образовательного учреждения, как правило, не предусматривает ежедневных занятий. Они ведутся несколько раз в неделю, притом часовая нагрузка на предмет значительно меньше, чем в обычной школе.

Ещё одной отличительной чертой является «разношёрстный» состав учащихся. В классе собирается аудитория самого разного возраста, что делает процесс обучения довольно непростым.

Проблемы вечерних школ

Несмотря на большую значимость данного образовательного звена, вечерние учреждения сталкиваются с немалым кругом проблем. Рассмотрим, наиболее существенные аспекты.

Финансирование. Особый статус, к сожалению, «играет» против заведений: они получают от государства гораздо меньше денег, нежели обычные школы. Подчас руководство вынуждено не просто сокращать заработную плату педагогов, но и не готово пополнить штат дополнительными специалистами. Разумеется, это сказывается не только на зарплатах сотрудников, но и на качестве образовательного процесса в целом. Нехватка средств на своевременный ремонт, замену и обновление оборудования и компьютеризацию делает процесс обучения не комфортным и существенно снижает его эффективность.

Отсутствие методологической базы. Учителя данных заведений не имеют специальных учебных пособий. Поэтому весь процесс строится по привычным школьным принципам и на одинаковом материале. Педагогу приходится не просто адаптировать школьную программу под новые условия, но и суметь «втиснуть» материал в сжатые сроки. Стоит отметить, что в простых школах количества часов, отведённых на тему, зачастую не хватает для должного изучения. В вечерней школе этого времени оказывается ещё меньше! Так, большинство вопросов остаётся на самостоятельное изучение.

Качество знаний. Далеко не всегда, обучение даёт плоды. Многие молодые люди, бросившие школу, приходят сюда, чтобы получить заветный аттестат. Они не отличаются прилежанием и старательностью, рассчитывая на то, что сниженные требования им помогут. Это не самый честный, но привлекательный для многих способ получить аттестат, «не напрягаясь».

admin