В течение 7 дней

1. Когда срок считать в рабочих, а когда в календарных днях

По общему правилу срок определяется конкретной календарной датой или истечением периода времени, в годах, месяцах, неделях, днях или часах (ст. 190 ГК РФ). Таким образом, если в конкретной норме Закона № 44-ФЗ нет указания на то, что срок рассчитывается в рабочих днях, расчет необходимо осуществлять в календарных днях.

Например, в ч. 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ установлен срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона — не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок. В этом случае высчитывайте календарные дни. А извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме следует размещать за пятнадцать рабочих дней, поскольку это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 54.2 Закона № 44-ФЗ.

2. Как рассчитать начало срока

Начало срока может быть определено конкретной датой или событием. При расчете срока исключайте день, указанный как отсчетная точка — конкретная дата или момент совершения действия либо наступления события, предусмотренного Законом № 44-ФЗ. Считайте срок начиная со следующего дня, рабочего или календарного, в зависимости от того, в каких днях установлен срок (ст. 191 ГК РФ).

Пример расчета начала срока, установленного в рабочих днях

Утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).

Изменения в план утверждены 15 марта 2019 г. Начало срока отсчитываем начиная со следующего рабочего дня — понедельника 18 марта.

Пример расчета начала срока, установленного в календарных днях

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщика (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Решение заказчика получено поставщиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении 5 апреля 2019 г. Первый день десятидневного срока считайте со следующего календарного дня — субботы, 6 апреля.

3. Как рассчитать окончание срока

Окончание срока обозначит наступление определенных правовых последствий либо истечение времени для произведения каких-либо действий в ходе работы по Закону № 44-ФЗ.

Важно для расчетов определить, является ли последний день срока нерабочим — выходным или праздничным. В таком случае днем окончания срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ). Определите, является ли день нерабочим, сверяясь с производственным календарем на соответствующий год.

Обратите внимание, если речь идет об исполнении определенного действия в последний день срока, Гражданский кодекс РФ позволяет совершить его до 24 часов этого дня. Однако есть нюанс: если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. В связи с этим во избежание риска спорных ситуаций определяйте природу таких операций:

1) если это действия, совершаемые, например, на электронной площадке, в ЕИС, срок завершения заканчивается в 24 часа последнего дня срока;

2) если это действия, связанные с операциями в организации, например, прием платежных (расчетных) документов в Казначействе, учитывайте сроки, установленные правилами этой организации.

Пример расчета окончания срока

В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта (ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик разместил проект контракта на площадке и в ЕИС 26 апреля 2019 г. Считаем пять календарных дней, начиная с 27 апреля, последний день срока выпадает на выходной день 1 мая. Участник должен подписать проект контракта до 24 часов первого рабочего дня — 6 мая 2019 г.

Банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Комментарий к Ст. 849 ГК РФ

1. Под термином «день», использованным в комментируемой статье, следует понимать банковский, или операционный, день (см. ст. 31 Закона о банках), т.е. часть рабочего времени банка, когда он осуществляет соответствующие операции. Операционное время определяется кредитной организацией самостоятельно (п. 1.3 разд. I ч. III Положения ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П).

2. В комментируемой статье установлено общее правило о сроке зачисления (списания, перечисления) средств на счет (со счета) — этот срок составляет два операционных дня, включая день поступления соответствующего расчетного документа, при условии, что он поступил в банк в операционное время. Если расчетный документ поступил после истечения операционного времени, но в пределах рабочего дня банка, то он приходуется по учету следующим днем. В этом случае двухдневный срок для совершения соответствующей операции начинается со следующего операционного дня.

3. В законодательстве имеются два исключения из указанного общего правила о сроке совершения операций по счету.

Во-первых, в соответствии с ч. 6 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов. Таким образом, для списания средств с расчетного валютного счета налогоплательщика — юридического лица или индивидуального предпринимателя предусмотрен трехдневный срок, включающий день поступления в банк инкассового поручения налогового органа.

Во-вторых, в соответствии с ч. 5 ст. 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязаны исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. Таким образом, списание средств со счета должника осуществляется в трехдневный срок, включающий день поступления в банк соответствующего исполнительного документа.

4. Началом исчисления срока для совершения операций по банковскому счету является момент поступления в банк так называемого соответствующего документа. Последний должен определяться по-разному: в зависимости от вида приходной операции (расчетная или кассовая), используемой формы безналичных расчетов и способа передачи межбанковской информации («бумажного» или электронного носителя).

Началом установленных комментируемой статьей сроков зачисления наличных денежных средств на счет клиента является момент представления в банк: для юридических лиц — объявления на взнос наличными, для физических лиц — приходного кассового ордера.

При расчетах платежными поручениями на бумажных носителях под «соответствующим расчетным документом» для зачисления денежных средств на счет получателя средств следует понимать выписку из корреспондентского счета банка получателя средств, подтверждающую поступление переведенной суммы на счет банка получателя платежа, и экземпляр платежного поручения плательщика, позволяющий идентифицировать получателя платежа. При расчетах электронными платежными поручениями под «соответствующими» документами следует понимать разные расчетные документы в зависимости от того, используется полноформатный расчетный документ или расчетный документ сокращенного формата. Пунктом 2.18 Положения ЦБ РФ от 12 марта 1998 г. N 20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» установлено, что при использовании расчетного документа сокращенного формата кредитная организация обязана зачислить поступившие средства клиенту — получателю средств на основании (1) выписки из корреспондентского счета или электронного справочно-информационного документа (ЭСИД), подтверждающего зачисление средств на счет в Банке России, (2) электронного платежного документа (ЭПД) сокращенного формата и (3) расчетного документа на бумажном носителе, оформленного в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Однако в договоре банковского счета между кредитной организацией и ее клиентом может быть предусмотрено право кредитной организации зачислять поступившие денежные средства только на основании выписки по корреспондентскому счету и ЭПД в электронной форме. При использовании полноформатного ЭПД кредитная организация обязана зачислить поступившие для клиента денежные средства на основании (1) выписки из корреспондентского счета или ЭСИД, подтверждающего зачисление денежных средств на счет в Банке России (2) исполненного полноформатного ЭПД.

———————————
Вестник Банка России. 2000. N 22.

При расчетах аккредитивами началом срока совершения операции по зачислению средств на счет получателя платежа (бенефициара) следует считать момент представления им в исполняющий банк требуемого пакета документов, соответствующих условиям аккредитива.

При расчетах платежными требованиями и инкассовыми поручениями «соответствующими» документами в смысле комментируемой статьи следует считать экземпляр расчетного документа и выписку по корреспондентскому счету банка получателя средств, подтверждающую поступление инкассированной суммы.

5. Более короткие сроки зачисления средств на счет могут быть предусмотрены в договоре с клиентом. Статьей 31 Закона о банках предусмотрено, что иные сроки зачисления средств на счет получателя (как более короткие, так и более длинные) могут быть установлены договором банковского счета и платежным документом. В этом отношении ее редакция не согласуется с нормой абз. 1 комментируемой статьи. Учитывая, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не могут противоречить ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК), на практике следует применять правило абз. 1 комментируемой статьи. Вместе с тем банк вправе принять к исполнению расчетный документ, содержащий более короткие сроки, чем те, которые предусмотрены комментируемой статьей. В этом случае следует говорить о применении договорных сроков зачисления денег на счет получателя, что не противоречит указанной статье.

6. При расчетах платежными поручениями и покрытыми за счет остатка счета аккредитивами возникает необходимость в перечислении денежных средств. Не позднее дня, следующего за датой поступления соответствующего расчетного документа, банк обязан начать выполнение поручения клиента путем: а) списания средств со счета; б) отправки расчетных документов в другой банк для завершения начатой операции. Термин «соответствующий документ» также может быть определен в зависимости от формы безналичных расчетов и используемого способа передачи информации о расчетных операциях.

При расчетах платежными поручениями на бумажных носителях и в электронной форме под «соответствующим документом» следует понимать платежное поручение. При расчетах аккредитивами такой документ называется «аккредитив».

В эти же сроки должны выполняться распоряжения клиента о выдаче средств со счета. Под «соответствующим документом» в данном случае следует понимать: для юридических лиц — кассовый чек, для физических — расходный кассовый ордер.

Установленные комментируемой статьей сроки перечисления и выдачи денежных средств должны исчисляться от даты представления указанных выше документов только при выполнении клиентом следующих условий:

1) остаток счета клиента является достаточным для выполнения поручения;

2) представленные расчетные и кассовые документы оформлены надлежащим образом.

Сроки выдачи и перечисления денег могут быть увеличены или уменьшены законом, банковскими правилами, договором банковского счета, а также платежным документом (ст. 31 Закона о банках).

7. В соответствии со ст. 80 Закона о Банке России ЦБ РФ вправе устанавливать общие сроки безналичных расчетов. Например, при расчетах платежными поручениями таким сроком следует считать период времени, исчисляемый от момента списания денег со счета плательщика до момента их зачисления на счет получателя. Согласно указанной норме общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней — в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней — в пределах Российской Федерации. В общий срок безналичных расчетов включаются время совершения операций по счету и срок почтового пробега.

В связи с изложенным усматривается противоречие между комментируемой статьей и ст. 80 Закона о Банке России, несмотря на то, что на первый взгляд они устанавливают разные сроки. При безналичном перечислении денег они обязательно проходят через несколько счетов. Например, через счет плательщика, корреспондентский счет банка плательщика, корреспондентский счет банка получателя средств и счет получателя средств (четыре счета). Для совершения операций по каждому счету в соответствии с комментируемой статьей банкам предоставлено два операционных дня. Таким образом, через четыре счета деньги пройдут за восемь дней, что не противоречит комментируемой статье, но противоречит ст. 80 Закона о Банке России. Срок совершения операций по счету является частью общего срока безналичных расчетов. Часть не может быть больше целого. Следовательно, ст. 80 Закона о Банке России противоречит комментируемой статье. В силу ст. 3 ГК РФ в случае коллизии следует применять комментируемую статью.

Кроме того, ст. 80 Закона о Банке России не учитывает особенностей различных форм безналичных расчетов. Так, расчеты в порядке инкассо и аккредитива предусматривают целый ряд действий различных банков, которые непосредственно не связаны с перечислением средств. Например, при расчетах в порядке инкассо необходимо сначала направить соответствующие документы исполняющему банку, представить их для акцепта (от 5 до 10 дней) и только затем перечислить инкассированные суммы получателю средств. По этой причине в п. 16 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с использованием аккредитивной инкассовой формы расчетов (информационное письмо ВАС РФ от 15 января 1999 г. N 39), указано, что при определении общего срока безналичных расчетов необходимо учитывать особенности проведения инкассовых операций.

При расчетах в порядке аккредитива следует выставить аккредитив в исполняющем банке путем направления ему соответствующих документов, в течение срока действия аккредитива (как правило, несколько недель) получить от бенефициара необходимые документы, проверить их, а затем выплатить деньги. Очевидно, что все эти действия также объективно невозможно выполнить в течение сроков, установленных ст. 80 Закона о Банке России.

Электронный документооборот на предприятии

Стороны спора

Истец – общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО); Ответчик – МГУ ГФС ЦООКП (далее – ЦООКП).

Обстоятельства дела

30.04.15 г. ООО подало в контролирующий орган отчет о контролируемых операциях за 2014 год в электронном виде средствами телекоммуникационной связи с помощью ПО М.Е.Dос. В ответ оно получило квитанцию № 1, удостоверяющую получение отчета контролирующим органом 30.04.15 г. Однако 05.05.15 г. ООО получило квитанцию № 2, где было указано: «Ошибка – документ в электронном виде не соответствует утвержденному формату (стандарту) из-за отсутствия заявленных в пакете связанных документов (нарушена целостность пакета)». 06.08.15 г. ООО повторно представило отчет. При этом отдельным письмом оно напомнило, что уже подавало отчет, который, как и весь пакет документов, был принят, что подтверждается квитанцией № 1. Однако письмо было проигнорировано, а ООО по результатам внеплановой невыездной проверки согласно НУР были начислены штрафные санкции за несвоевременное представление отчета.

ООО обратилось в суд первой инстанции с иском, в котором просило отчет признать таким, который представлен своевременно, а НУР, направленное контролирующим органом, – недействующим. Постановлением Окружного административного суда г. Киева от 25.12.15 г. иск удовлетворен. Не согласившись с этим судебным решением, ЦООКП обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалованное постановление, и принять новое постановление, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Позиции сторон

Истец (ООО). Отчет было представлен своевременно, то есть до 30.04.15 г., что подтверждается квитанцией № 1, а повторное представление отчета вызвано исключительно ошибкой сервера ГФС, о которой общество узнало из полученной квитанции № 2 после истечения предельного срока представления отчета.

Ответчик (ЦООКП). ГФС действовала на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

На чьей стороне суд

НУР, согласно которому к Истцу применены штрафные санкции, признано противоправным и отменено, а иск удовлетворен (Определение Киевского апелляционного административного суда от 26.04.16 г., ЕГРСР, рег. № 57490691)*.

Аргументы суда

  1. Налоговым органом получена отчетность в электронном виде и направлена Истцу квитанция № 1, в которой указано, что документ сохранен на центральном уровне и будет обработан в составе пакета связанных документов.
  2. Квитанцией № 2 Истец был уведомлен о неприеме документов в связи с выявленными ошибками, а именно: пакет не принят из-за нарушения целостности (отсутствие заявленных в пакете связанных документов).
  3. Ответчик не предоставил доказательств в подтверждение правомерности действий относительно неприема налоговых документов, представленных ООО.

Вывод

Проверка целостности пакета документов происходит до направления квитанции № 1. Если в дальнейшем налогоплательщик получает квитанцию № 2, именно фискальный орган должен доказать, в чем состоит нарушение (в данном случае – нарушение целостности пакета документов)**.

* Заметим, что в решении суда речь идет об уже недействующей Инструкции № 233 (сейчас действует Порядок № 557).
** Суды также неоднократно отмечали: если по результатам проверки спорных деклараций плательщика налоговым органом не было направлено квитанций об их приеме, никаких документов о неприеме этих деклараций и/или их непризнании, то основания считать налоговую отчетность неподанной отсутствуют (см. определение ВАСУ от 25.04.17 г., ЕГРСР, рег. № 66193701, и от 08.02.17 г., ЕГРСР, рег. № 64624490).

С 01 сентября 2014 года отправка и прием деклараций осуществляются в соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Также данный приказ с 01 сентября 2014 года признает утратившим силу приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

При передаче отчетности, подписанной сертификатом уполномоченного представителя, с каждой декларацией передается информационное сообщение о представительстве (см. Каковы особенности предоставления налоговой отчетности через уполномоченного представителя?).

Порядок документооборота с ФНС

Налогоплательщик после отправки отчета получает следующие документы:

1. Подтверждение даты отправки отчета

Это электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки декларации. Формируется сразу после отправки отчета.

Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки.

2. Извещение о получении либо сообщение об ошибке.

  • Извещение о получении — электронный документ, подтверждающий факт получения отчета налоговым органом. Формируется налоговым органом, поступает в течение 4 часов после отправки отчета. При поступлении извещения о получении документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов дальнейшей проверки отчета налоговым органом.
  • Сообщение об ошибке — электронный документ, формируемый налоговым органом, содержащий информацию об ошибках. Поступает от ИФНС в течение 4 часов после отправки отчета. Если вам пришло сообщение об ошибке, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в сообщении, и повторить процедуру отправки отчета.

3. Квитанция о приеме либо уведомление об отказе.

  • Квитанция о приеме — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт приема отчета. Поступает от ИФНС в течение следующего рабочего дня после отправки отчета. При получении квитанции о приеме документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов ввода данных в базу налогового органа.
  • Уведомление об отказе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт отказа в приеме сведений с указанием причин отказа. Поступает от ИФНС в течение 6-12 часов после отправки отчета. Если пришло уведомление об отказе, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в уведомлении, и повторить процедуру отправки отчета.

4. Извещение о вводе либо уведомление об уточнении.

  • Извещение о вводе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме. Если пришло извещение о вводе, это значит, что отчет принят. Документооборот завершен.
  • Уведомление об уточнении — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции, но содержащий сообщение о необходимости предоставить уточнения. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме. Если пришло уведомление об уточнении, это значит, что отчет принят, но требует уточнений. Необходимо отправить корректирующий отчет, внеся необходимые уточнения.

Сроки документооборота

Максимальный срок завершенного документооборота согласно методическим рекомендациям не должен превышать трех рабочих дней при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.

admin