В состав общегосударственных финансов входят

Содержание

Состав и структура государственных финансов

Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны.

СОСТАВ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ____________________________________

Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

В состав государственного финансирования входят следующие звенья:

• бюджеты разных уровней;

• внебюджетные фонды;

• государственный кредит;

• финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи. Они складываются на различных уровнях: федеральном, республиканском и местном. На федеральном уровне — это федеральный бюджет, финансовые ресурсы, которые используются на решение общегосударственных проблем, которые необходимы для всего государства.

Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения. Внебюджетные фонды федерального назначения — это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Структура государственных финансов

Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах — федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии — специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.

Наиболее важную роль играет государственный бюджет. Государственный бюджет, или бюджет центрального (федерального) правительства, представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы.

Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению — для финансирования целевых программ, как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти. Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хозяйственный оборот.

Важное понятие — государственный кредит, который позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченный бюджетными доходами. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Date: 2016-05-14; view: 171; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Понятие государственных финансов, их состав

Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.

Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государство, кроме формирования финансовых ресурсов, осуществляет расходы.

Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные фонды в нашей стране являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, а при наступлении чрезвычайных обстоятельств – часть национального богатства.

Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.

Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.

К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:

1) разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

2) поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

3) финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;

4) регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

6) осуществление мер по охране окружающей среды.

Общегосударственные финансы

Cтраница 1

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.  

Общегосударственные финансы в социалистическом обществе выполняют особую роль в расширенном воспроизводстве рабочей силы.  

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему Российской Федерации ( бюджеты всех уровней), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.  

Задачей общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд.  

В состав общегосударственных финансов входят федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.  

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.

Понятие и состав государственных финансов

Финансы предприятия, так же как общегосударственные финансы в социалистическом обществе, выполняют функции распределения и контроля. Наличие их обусловлено прежде всего существованием при социализме товарно-денежных отношений.  

Предпринимательская деятельность способна обеспечить четкое разграничение общегосударственных финансов и финансов предприятий.  

Звенья первой сферы ( подразделения) общегосударственных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.  

Функции финансов коммерческих предприятии и организаций те же, что и общегосударственных финансов, — распределительная и контрольная. Обе функции тесно взаимосвязаны.  

Объем и темпы роста национального дохода определяют размер денежных ресурсов, используемых в сфере общегосударственных финансов и кредита.  

Финансы подразделяются на финансы социалистических предприятий ( объединений) и отраслей народного хозяйства, а также на общегосударственные финансы, включающие государственный бюджет, государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит. Ведущая роль принадлежит финансам предприятий ( объединений) и отраслей народного хозяйства, функционирующим непосредственно в сфере материального производства, где создаются совокупный общественный продукт и национальный доход — источники финансовых ресурсов.  

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы.  

В зависимости от предмета изучения статистика финансов подразделяется на статистику финансов предприятий ( объединений) и отраслей народного хозяйства ( статистику отраслевых финансов) и статистику общегосударственных финансов. Оба раздела тесно связаны между собой.  

Страницы:      1    2    3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3

1. Сущность государственных финансов…………………………………5

1.1. Государственные доходы………………………………………………………………….7

1.2. Государственные расходы…………………………………………………………………9

2. Функции государственных финансов…………………………………12

3. Принципы и роль государственных финансов…………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся — государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

1. Сущность государственных финансов

Государственные финансы — важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций.

Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

В состав государственного финансирования входят следующие звенья:

  • бюджеты разных уровней;

  • внебюджетные фонды;

  • государственный кредит;

  • финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи. Они складываются на различных уровнях: федеральном, республиканском и местном. На федеральном уровне — это федеральный бюджет, финансовые ресурсы, которые используются на решение общегосударственных проблем, которые необходимы для всего государства. Это содержание армии, управление государством, содержание социально-культурной сферы, на медицинские нужды, на решение международных соглашений.

На республиканском уровне (субъектном) — бюджеты субъектов Федерации. Финансовые ресурсы, которые предназначены для выполнения государственных функций субъектов Федерации. Эти финансовые ресурсы разделяются по территориям, отраслям и должны иметь социально-экономическую направленность.

На местном уровне — финансовые ресурсы местных бюджетов, которые используют для регулирования экономических процессов местного хозяйства, т.е. создания территориальной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.1

Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения.

Внебюджетные фонды федерального назначения — это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости.

Внебюджетные фонды регионального назначения — инновационный фонд, который идет на создание и внедрение в производство новой продукции, технологии, техники и других достижений НТП, природоохранный фонд и фонд регионального развития.

По функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются:

  • на экономические,

  • социальные,

  • природоохранные.

Внебюджетные фонды имеют свои особенности:

  • финансируют строго целевые мероприятия,

  • носят автономный характер,

  • не нуждаются в законодательном оформлении,

  • обособлены от бюджета.

Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов — это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения.2

1.1. Государственные доходы

Государственные доходы — часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства. Аккумулируемые государством финансы называются централизованными.

Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны. Объектами этих отношений являются: на государственных предприятиях — выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.

При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.

При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.

Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние источники.

Внутренние источники — НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.

Внешние источники — заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.

Государственные доходы формируются тремя методами. Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:

Система государственных доходов решает три задачи:

  • фискальную,

  • экономическую,

  • социальную.

Налоги — обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.

Механизм взыскания налог7ов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов. Налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т.е. выполняют фискальную роль.

Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т.е. выполняют экономическую роль. В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т.е. выполняют социальную роль.

Займы — находят применение в различных звеньях государственных финансов: в федеральном регулировании, местных бюджетах, во внебюджетных фондах и в составе привлеченных средств предприятий.

СОСТАВ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

При финансовой напряженности в стране роль государственных займов увеличивается. Финансовая напряженность может быть связана с финансовыми расходами на военные нужды, с крупными платежами по ранее взятым государственным займам, с увеличением государственных расходов, выполнением социальных программ, финансированием капитальных вложений. Финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и процентов по ним, требуют увеличения налогов, т.е. повышения налоговых ставок или введения новых налогов. В этой связи для того, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе (недовольных налогоплательщиков), государство выпускает новые встречные государственные займы. Но чтобы они оправдали себя, необходима соответствующая платежеспособность предприятий, населения и доверие этих категорий к государственным ценным бумагам.

Эмиссия — может быть в форме денег или выпускаемых ценных бумаг — бумажно-денежная и кредитная эмиссия.3

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Государственныефинансы (3)

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    … I. Сущностьгосударственныхфинансов 1.1 Теоретические аспекты и структура государственныхфинансов 1.2 Состав государственныхфинансов 1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственныхфинансов Глава II. Характеристика Государственного

  2. Государственныефинансы, их роль в социально-экономическом развитии общества (1)

    Реферат >> Финансы

    … …………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕФИНАНСЫ…………………………………..6 Сущностьгосударственныхфинансов и их функции…………………..6 ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ………………………10 2.1. Роль государственныхфинансов в развитии НТП …

  3. Государственныефинансы, их роль в социально-экономическом развитии общества (2)

    Курсовая работа >> Финансы

    … Глава 3. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества Сущностьгосударственныхфинансов проявляется в их … функциях. Под функциями понимается процесс реализации государственныхфинансов

  4. Государственныефинансы (2)

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    … Задание № 1 Сущность и функции денег Задание № 2 ГосударственныефинансыГосударственный бюджет РФ Бюджетное … к условиям производства. Задание № 2 ГосударственныефинансыСущностьгосударственныхфинансов и их функции. Современная рыночная экономика …

  5. Государственныефинансы понятие, структура, функции

    Реферат >> Финансы

    … инструмент реализации государственной политики. Термин государственныефинансы раскрывает понятие сущностигосударственного управления, … термин «Государственныефинансы» стал применяться во Франции в 16 в. Сущностьгосударственныхфинансов определяется …

Хочу больше похожих работ…

Национальная финансовая система, ее понятие, структура и элементы.

Финансы как экономическая категория. Необходимость, причины возникн. и функционирования финансов.

финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления. Финансы –это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных (уровень предприятия) фондов денежных средств.

Финансы имеют следующие особенности:

обусловлены товарно-денежными отношениями, являются неотъемлемой частью денежных отношений, по этому их роль зависит от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Причиной появления финансов можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Причины возникновения финансов:

А) В результате буржуазных революций, хотя и была сохранена власть монархов, стали формироваться демократические институты (парламенты). Разработанные ими законы предполагали наличие общих государственных фондов денежных средств для реализации функций органов власти;

Б) возникновение государства как субъекта экономических отношений.

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

Главное назначение финансов в том, чтобы обеспечить путем образования денежных фондов не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за их расходованием.

2. Финансовые ресурсы, их содержание и состав, механизм формирования и направления использования.

Финансовые ресурсы — это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений. Важной составной частью финансовых ресурсов являются банковские ресурсы.

Финансовые ресурсы предназначены:

для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, страховыми организациями, поставщиками материалов и товаров;

осуществления затрат по расширению, реконструкции и модернизации производства, приобретения новых основных средств;

оплаты труда и материального стимулирования работников предприятий;

финансирования других затрат.

Финансовые ресурсы подразделяются на:

централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды);

децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).

Имеются также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий.

Главным источником формирования централизованных фондов на макроуровне является национальный доход

Финансовые ресурсы гос-ва и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.

Эффективное формирование и использование финансовых ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость предприятий, предотвращает их банкротство.

Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы.

3. Функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Распределительная функция финансов состоит в том, что вновь созданная в экономической системе стоимость подлежит распределению в соответствии с потребностями общества и государства. Инструментом такого распределения выступают финансы.

Перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т.

Состав государственных финансов

е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств.

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием финансовой системы на процессы, протекающие в реальной экономике.

В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

Стадии общественного воспроизводства:

производство;

распределение;

обмен;

потребление.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Цена как экономическая категория является важным инструментом формирования доходов гос-ва при планово-регулируемой экономике. Именно она первой вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. В Рыночной эк-ке цены служат определяющим показателем при расчёте пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда.

Заработная плата как форма распределения обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в результате разделения вновь созданной стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от качества и количества затраченного труда.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

Национальная финансовая система, ее понятие, структура и элементы.

Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:

1)общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит);

2)фонды страхования;

3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы– это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. В общегосударственных финансах главную роль играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования, формируемые за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующимися из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Финансы предприятий являются объединяющей основой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

Государственные финансы — форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы, в той её части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов — обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также, как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

К категории «государственные финансы» следует также отнести такие понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами — старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов.

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level.

    Финансы. Тест для самопроверки. Модуль 1

    — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4.

admin