В соавторстве

1. Произведение не обязательно должно быть выражением творчества одного человека. Оно может стать результатом совместных творческих усилий нескольких авторов. В этом случае образуется соавторство, т.е. такой правовой режим произведения, при котором его юридическую судьбу определяет не одно лицо, а несколько лиц.

Традиционно выделяют раздельное и нераздельное соавторство в зависимости от того, образует ли произведение «неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (п. 1 комментируемой статьи).

Например, картина Кукрыниксов является образцом нераздельного соавторства, а учебник, разные главы которого написаны разными специалистами, — произведением, в отношении которого соавторство является раздельным.

2. Такое разделение имеет важные юридические последствия, раскрываемые в п. 2 рассматриваемой статьи.

В отношении раздельного соавторства действуют следующие правила: во-первых, о совместном использовании произведения в целом, если иное не предусмотрено соглашением сторон; во-вторых, каждый из соавторов вправе по своему усмотрению использовать часть произведения, имеющую самостоятельное значение и созданную только им, т.е. если эта часть была результатом только его творчества (даже если другие соавторы каким-либо образом оказывали ему «нетворческую» помощь), — данные нормы не отменяют друг друга, а находятся во взаимном дополнении, устанавливая возможность использовать как произведение в целом, так и отдельные его части с учетом раздельного характера соавторства; в-третьих, соглашением между соавторами могут быть предусмотрены иные условия использования как произведения в целом, так и отдельных его частей. Так, соавторы могут уполномочить одного из соавторов на использование произведения, созданного их совместным творческим трудом. Или соавторы могут принять решение о том, что никто из них без согласия остальных соавторов не вправе использовать имеющую самостоятельное значение созданную им часть произведения.

Говоря о таком важном признаке части произведения, которое может использоваться по частям, как ее самостоятельное значение, следует иметь в виду, что речь идет о творческом характере такой части. Другими словами, часть тогда имеет самостоятельное значение, когда она может рассматриваться как отдельный результат творческой деятельности. По сути, речь идет об определенной двойственности правового режима такого результата, который одновременно и является частью другого произведения, и может приобретать значение самостоятельного произведения.

Применительно к нераздельному соавторству вопрос об использовании отдельных частей не встает. Поэтому ситуация здесь упрощается — действует общее правило о совместном использовании произведения, если соглашением между соавторами не установлено иное. Однако здесь возникает опасность того, что любой из соавторов может запретить использовать произведение в целом, а поскольку отдельные части такого произведения нельзя выделить в самостоятельные объекты, это может иметь серьезные негативные последствия для публики и нарушать законные интересы других соавторов. Именно поэтому для случая нераздельного соавторства Кодексом предусмотрено, что «ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения».

3. В использовании произведения соавторами есть два самостоятельных вопроса: распределение доходов от использования произведения и распоряжение исключительным правом на произведение. Именно поэтому в отношении этих вопросов предусмотрено специальное регулирование. В Кодексе это п. 3 рассматриваемой статьи. Данная норма отсылает к абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1229 ГК. Такое выделение обусловлено тем, что п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в отличие от п. 3, регулируют вопросы использования несколько иным образом, нежели это предусмотрено абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК.

Но предусмотренные Кодексом различия в отношении использования произведения соавторами в зависимости от того, является соавторство раздельным или нет, не могут быть применимы при защите произведения.

4. В пункте 4 ст. 1258 прямо установлено право каждого из соавторов самостоятельно принимать необходимые меры защиты своих прав на произведение независимо от вида соавторства. Данное положение должно трактоваться расширительно: каждый из соавторов может защищать свои права в отношении как произведения в целом, так и той части, которая создана им и имеет самостоятельное значение (при раздельном соавторстве).

Соавторство следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений, а также исполнений.

Авторы производных произведений (переводы, инсценировки, экранизации, аранжировки и т.д.) не могут быть соавторами оригинального произведения.

+Читать далее…

Произведение, помещенное в сборник или иное составное произведение, приводит к образованию другого произведения — составного, права на которое принадлежат составителю, но не образует соавторства в отношении тех лиц, произведения которых помещены в сборник. Наибольший интерес в связи с этим представляет аудиовизуальное произведение. Согласно п. 2 ст. 1263 ГК у него есть три автора: режиссер, сценарист и композитор, написавший музыкальное произведение специально для данного аудиовизуального произведения. В данном случае речь идет о частично раздельном соавторстве. Сценарист и композитор могут использовать соответственно сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения — как его части, имеющие самостоятельное значение. Использование же режиссером аудиовизуального произведения без текста (сценария) и музыки невозможно. Кроме того, аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК является сложным объектом, и в нем могут быть использованы и другие произведения. Например, в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» артисты А. Мягков и В. Талызина читают стихотворение А. Кочеткова. Но в данном случае речь идет об использовании одного произведения в другом, и никакого соавторства не образуется.

Не является соавтором и исполнитель произведения. Даже несмотря на то, что в соответствии со ст. 1313 ГК его труд признается творчеством, он — автор только своего исполнения, но не того произведения, которое он исполняет.

В части определения последствий нарушения прав соавторов необходимо отметить позицию, изложенную в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 51, согласно которой нарушение одним действием прав нескольких лиц, которым с учетом п. 2 ст. 1229 ГК совместно принадлежит исключительное право на один результат интеллектуальной деятельности, является одним случаем неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .
Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

Примерная форма

Соглашение N ____
соавторов произведения

г.________________

«__» ____________ ____ г.

Предмет соглашения

1. Предмет соглашения

Права, обязанности и ответственность соавторов

2.1. Каждый из соавторов использует произведение по своему усмотрению с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, и не нарушая права другого соавтора.
2.2. Права соавтора произведения:
— использовать произведение в личных целях не для извлечения прибыли;
— перерабатывать произведение или отдельные его части. При возникновении нового произведения такой соавтор становится единственным автором нового произведения.
2.3. Обязанности соавтора произведения:
— соблюдать права и законные интересы другого соавтора;

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 1258 ГК РФ. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

документа: Гражданский кодекс РФ часть 4 в действующей редакции

Комментарии к статье 1258 ГК РФ, судебная практика применения

В п. 83 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» содержатся следующие разъяснения:

Соавторство возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению внес в это произведение свой творческий вклад

При рассмотрении спора о том, создано ли произведение в соавторстве (статья 1258 ГК РФ), суду следует устанавливать, принимало ли лицо, претендующее на соавторство, творческое участие в создании произведения, поскольку соавторство на произведение возникает в случае, когда каждый из соавторов по взаимному соглашению (в том числе в устной форме) внес в это произведение свой творческий вклад. При этом соглашение о соавторстве может быть достигнуто на любой стадии создания произведения или после его завершения.

Условие о создании произведения в соавторстве может содержаться в соглашении, заключенном каждым из соавторов в отдельности с третьим лицом.

При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из того, существовало ли соавторство на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.п.

Не является соавторством оказание автору технической или иной помощи, а также руководство деятельностью автора

Не дает оснований к признанию соавторства оказание автору или соавторам технической и иной помощи, не носящей творческого характера (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков, изготовление чертежей, фотографий, макетов и образцов, выполнение расчетов, оформление документации, проведение опытной проверки и т.п.). Соавторами не признаются лица, осуществлявшие лишь руководство деятельностью автора (авторов), но не принимавшие творческого участия в создании результата интеллектуальной деятельности (например, руководители, другие должностные лица).

Исчисление срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве

При исчислении по правилам пункта 1 статьи 1281 ГК РФ срока действия авторского права на произведение, созданное в соавторстве, следует учитывать, что оно действует в течение всей жизни авторов и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора, пережившего других соавторов, по 31 декабря последнего года семидесятилетнего срока включительно. Данное положение применяется к произведению в целом независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, имеющих самостоятельное значение (абзац второй пункта 1 статьи 1281 ГК РФ).

При этом с учетом пункта 5 статьи 1281 ГК РФ в отношении авторов, работавших во время Великой Отечественной войны или участвовавших в ней, срок действия исключительного права, установленный этой статьей, увеличивается на четыре года, а соответственно, по правилам пункта 1 статьи 1281 ГК РФ составляет 74 года считая с 1 января года, следующего за годом смерти последнего автора, пережившего других соавторов, по 31 декабря последнего года семидесятичетырехлетнего срока. Соответствующий семидесятичетырехлетний срок применяется в случае, если хотя бы один из соавторов работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Достаточно часто бывает так, что произведение науки, литературы или искусства создается совместными усилиями нескольких лиц. Или к открытию изобретения и рационализаторскому предложению относятся два или более лиц. Их взаимоотношения определяются договором соавторства.

Соавторство — это авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, которое принадлежит этим лицам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между ними

Кроме соавторства есть еще оказание технической помощи. Это подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм и др. Исполняющий такие работы специалист соавтором не считается, а договор с ним может быть оформлен как договор возмездного оказания услуг.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и, соответственно, два вида соавторства – нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

При нераздельном соавторстве результаты творческого труда лиц, принимавших участие в создании произведения, не могут быть на практике выделены из единого объекта авторского права.

При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако, оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из авторов созданы эти части. Примером раздельного соавторства может служить музыкально-драматическое произведение, учебник или коллективная монография, написанные несколькими лицами с указанием авторов отдельных глав.

Признание соавторства нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так и на любую его часть осуществляются соавторами сообща. У каждого из соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог распорядиться по своему личному усмотрению. Как правило, если соавторство является нераздельным, с создателями произведения заключается единый авторский договор.

Таким образом, условиями возникновения соавторства являются, во-первых, совместный труд двух и более лиц, и, во-вторых, труд всех этих лиц должен носить творческий характер. Под совместным характером труда должен пониматься не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат, не совпадающий, возможно, по времени и месту

Следует отличать от соавторства случай, когда лицо просто дополняет произведение новым текстом. Его следует считать автором той части произведения, которую оно написало, либо автором производного произведения, если внесённые изменения и дополнения привели к появлению нового произведения.

Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.
Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
2. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно.
Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.
Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.
Комментарий к статье 10
1. Соавторство — это факт создания произведения двумя или большим числом лиц.
Соавторство всегда устанавливается по полученному результату, а не по процессу работы: лицо, которое принимало участие в работе, не становится соавтором, если творческий результат его труда не нашел отражения в произведении.
2. Лицо, которое принимало творческое участие лишь в создании изложенных в произведении идей, методов, процессов, систем, способов, конструкций, принципов, открытий, фактов, не становится соавтором (или автором произведения) в силу нормы п. 4 ст. 6.
3. Создание произведения «совместным творческим трудом двух или более лиц», необходимое для признания этих лиц соавторами, не следует принимать ограничительно.
Обычно соавторы работают одновременно и в одном месте. Но они могут работать в разное время и в разных местах. Тем не менее их труд и в этом случае считается «совместным».
Под «совместным» творческим трудом следует понимать соглашение между соавторами о создании соавторского произведения. Такое соглашение — устное или письменное — обязательно должно существовать.
Отсутствие такого соглашения никогда и ни при каких условиях не приводит к соавторству.
Если после смерти автора наследник дает согласие, чтобы какое-либо лицо переработало (доработало, дополнило, исправило) произведение, то возникает переработка, а не соавторство.
Труд соавторов может быть однородным или разнородным.
4. Часто между совместно работающими лицами заключается соглашение (устное или письменное) о создании совместного произведения. Это предварительное соглашение не имеет правового значения при определении права авторства на то произведение, которое может быть создано в дальнейшем: право авторства (и соавторства) определяет не это соглашение, а факт творческого участия в создании произведения.
Тем не менее после создания произведения предварительное соглашение обычно сохраняет свою силу, превращаясь в соглашение между соавторами (см. далее п. п. 7, 9, 10).
5. Соавторство, как следует из абз. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи, бывает двух видов: в одном случае оно относится к произведению, образующему одно неразрывное целое; в другом случае соавторство относится к произведению, которое состоит из созданных разными соавторами по отдельности частей, которые имеют самостоятельное значение, то есть могут использоваться независимо друг от друга.
Первый случай соавторства называют неделимым, второй — делимым (раздельным) соавторством.
6. Неделимое и делимое соавторство — два различных явления. Это подтверждается как практикой, так и самим текстом Закона. Так абз. 3 п. 1 данной статьи относится лишь к делимому соавторству, а абз. 3 п. 2 — только к неделимому.
7. Делимое соавторство существует лишь постольку, поскольку соавторы своим соглашением решили объединить части произведения и использовать их вместе. Это — соавторство по соглашению.
Например, объединение слов и музыки, принадлежащих разным авторам, приводит к появлению песни — нового произведения, основанного на делимом соавторстве. Объединение литературного текста и иллюстраций дает книгу с иллюстрациями и т.п.
Такое соглашение предусматривает, что соавторы объединяют созданные ими части произведения, взаимно ограничивают свои авторские права и будут использовать свои произведения совместно.
При таком объединении может появляться новое авторское право на произведение в целом. Если такое авторское право на произведение в целом возникает, оно может либо представлять собой совокупность авторских прав отдельных соавторов, либо, кроме того, включать в себя определенное новое авторское право.
В любом случае авторское право на произведение, созданное путем объединения частей, созданных разными авторами, является не удвоением авторских прав соавторов: авторское право на произведение в целом возникает в связи с добровольным ограничением авторских прав на отдельные части произведения.
Прекращение действия соглашения при делимом соавторстве приводит к прекращению существования авторского права на произведение в целом и автоматически восстанавливает в полном объеме авторские права авторов на свои части произведения.
8. Делимое соавторство очень трудно отделить от случаев совместного использования произведений различных авторов, не заключивших между собой соглашений о соавторстве.
Так, например, использование различных статей в сборнике не основывается на соглашении между авторами отдельных статей. Обычно считается, что при этом соавторства не возникает. Однако любой автор статьи может обусловить свое согласие на использование своего произведения в сборнике невключением в этот сборник произведений определенного автора; он может также претендовать на то, чтобы его произведение заняло в сборнике первое место, и т.п. Таким образом, и этот случай совместного использования произведений напоминает делимое соавторство.
Очень трудно отделить делимое соавторство от случаев использования произведения в переводе или в переработке: отношения между автором оригинала (автором произведения в первоначальной форме) и переводчиком (обработчиком) схожи с отношениями соавторов делимого произведения.
Наконец, все лица, вложившие свой творческий труд в создание аудиовизуального произведения, могут считаться соавторами.
Итак, рамки делимого соавторства оказываются размытыми: делимое соавторство неотличимо от сходных случаев и явлений.
На практике это не вызывает негативных последствий. Поэтому следует признать, что понятие делимого соавторства не имеет большого правового значения. Во многих зарубежных законодательствах это понятие вообще отсутствует.
9. Абзац 3 п. 1 ст. 10 содержит презумпцию того, что соглашение, которое заключают между собой соавторы при делимом соавторстве, не ограничивает право любого соавтора самостоятельно использовать созданную им часть произведения. Так, например, автор музыки песни вправе без согласия автора слов этой песни разрешить использование этой музыки без слов или с другими словами. Вместе с тем соглашение между соавторами может содержать ограничения такого использования отдельных частей произведения.
10. Неделимое соавторство основывается на факте создания неделимого произведения.
Соавторы такого произведения используют его по своему соглашению. Такое соглашение может быть письменным или устным; иногда оно просто подразумевается.
Однако если соглашения нет, авторское право на такое произведение «парализуется», оно не может осуществляться, ибо по общему правилу такое произведение может использоваться только при согласии всех соавторов.
При неделимом соавторстве никакого авторского права на отдельные части произведения не возникает.
11. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними, основанным на принципе единогласия, а не на принципе большинства голосов.
12. Величина вклада любого соавтора при делимом соавторстве определяется с учетом объема и характера той части произведения, которая создана этим соавтором, а при неделимом соавторстве — соглашением сторон. При отсутствии особого соглашения вклады соавторов при неделимом соавторстве предполагаются равными (по аналогии с п. 1 ст. 245 ГК).
13. Последний абзац п. 2 данной статьи относится к тем ситуациям, когда соавторы неделимого произведения разошлись во мнениях об использовании произведения.
В этом случае спор между соавторами может быть перенесен ими в суд. При рассмотрении спора между соавторами суд может разрешить использование произведения, даже вопреки воле одного или нескольких соавторов, если они запрещают использование произведения «без достаточных к тому оснований». Закон не определяет, какими критериями при этом должен руководствоваться суд.
Вместе с тем Закон не разрешает пользователям произведений игнорировать мнения отдельных соавторов и использовать произведение без судебного решения.
14. Соглашение между соавторами может предусматривать порядок проставления имен авторов при использовании произведения; в противном случае имена соавторов указываются в алфавитном порядке.
15. Соглашение между соавторами не является авторским договором. По своей сути оно сходно с соглашениями, которые заключают между собой собственники (ст. 244 — 248, 252, 254 ГК).
16. В районных судах г. Москвы рассматривались несколько сложных споров о соавторстве.
В одном из них (иск был заявлен Ф. Незнанским) возник вопрос об авторстве на произведение, созданное в 80-х годах в США. Произведение было зарегистрировано в Бюро по авторским правам США как созданное в соавторстве Ф. Незнанским и Э. Тополем. Кроме того, оно неоднократно издавалось в разных странах на основе договоров, которые подписывались обоими соавторами; на изданиях указывались имена обоих соавторов. Более чем через 10 лет после создания произведения Э. Тополь публично заявил, что он является единственным автором произведения. После этого авторские договоры на переиздания произведения стали заключаться по отдельности, либо тем, либо другим «соавтором», но на произведении по-прежнему проставлялись имена обоих «соавторов». У каждого «соавтора» появился свой вариант произведения.
В этих условиях российский суд назначил экспертизу, которая пришла к выводу, что автором произведения, по-видимому, является только Э. Тополь. Однако до того, как результаты этой экспертизы были рассмотрены в суде, истец (Ф. Незнанский) отказался от иска. С учетом нормы п. 3 ст. 5 Закона автор (соавторы) произведения должны были в данном случае определяться так, как они определены на территории той страны, где произведение было создано, то есть в США.
В другом судебном деле (наследник В. Виленкина против Л. Петерсон) истец претендовал на соавторство В. Виленкина на спорные произведения, поскольку они выпускались под именами двух соавторов В. Виленкина и Л. Петерсон. Однако соглашения между этими лицами о соавторстве не имело места; вообще В. Виленкин умер до того, как были созданы все спорные произведения (за исключением одного). Л. Петерсон проставляла имя В. Виленкина на произведениях исключительно в знак благодарности к своему учителю, что само по себе, конечно, соавторства не порождает. Кроме того, «соавторы» никогда не заключали совместно, как соавторы, договоров на издание произведений. Поэтому соавторство в данном случае не могло возникнуть. 19 декабря 2000 г. Савеловский районный суд г. Москвы вынес решение о том, что Л. Петерсон является единственным автором спорных произведений.
6 сентября 2001 г. судебная коллегия по гражданским делам Мосгорсуда своим определением подтвердила это решение, указав, что «допрошенные по делу в качестве свидетелей (семь граждан) подтвердили, что Виленкин идейно вдохновил Петерсон на создание учебника, но сам участия в его написании не принимал», «указание имени учителя в качестве соавтора является распространенной практикой в сфере учебной литературы»; наследником Виленкина «не представлено, а судом не добыто доказательств того, что Петерсон получила какие-либо рукописи или материалы от Виленкина, которые были использованы при написании указанных учебников», «использование в учебниках определенных идей Виленкина не давало суду основания признать его соавтором спорных произведений, т.к. в силу ст. 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах» авторское право не распространяется на идеи, методы и т.п.».

admin